Архитектура модерна — Искусство и архитекторы зданий в стиле модерн

Архитектура модерна

Модерн — это высокодекоративный международный стиль архитектуры и искусства, который был популярен в Европе примерно с 1890 года до начала Первой мировой войны. Использование новых технологий позволило создать тщательно разработанный декоративный стиль, который пронесся по Европе и помог создать некоторые из самых ярких архитектурных сооружений в стиле модерн в истории. В этой статье мы узнаем больше о зданиях в стиле модерн и архитекторах, которые их построили.

Оглавление

Что такое архитектура модерна?

Модерн — это очень недолговечное направление, которое было популярно в США и Европе в период с 1890 по 1914 год. Стиль был вдохновлен формами, встречающимися в природе, такими как органические плавные формы цветов, лозы и листьев. Хотя он зародился как архитектурное направление, элементы стиля вскоре были найдены в дизайне интерьеров, ювелирных изделиях, стеклянной посуде и плакатных иллюстрациях.

Истоки архитектуры модерна

Модерн был реакционным движением художников и архитекторов, которых не устраивал академический историзм архитектуры 19 века. Художники этого движения использовали в своих работах современные технологии и материалы, такие как стекло, керамика и железо. Для стиля характерно ощущение движения и динамизма благодаря асимметричным формам органичных плавных линий.

Архитекторы домов в стиле модерн смогли привнести новые интересные концепции в архитектуру благодаря достижениям, сделанным во время промышленной революции.

Эти достижения привели к добавлению скульптурных элементов, таких как кованое железо и стекло, в архитектуру самого здания. Эти элементы использовались не только в экстерьере домов в стиле модерн, но и во внутренней отделке и меблировке.

Интерьер здания в стиле модерн

Вестибюль замка Беранже; Anthony Rauchen, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

В стиле модерн можно было увидеть все — от обоев до столового серебра, так как они хотели, чтобы впечатления были полностью погружающими. Этот стиль известен под разными названиями в зависимости от того, о какой стране идет речь, его также можно назвать югендстилем, флореальским стилем, сезионстилем и многими другими.

Термин «модерн» пришел из Франции и был назван в честь Дома модерна — галереи, в которой были представлены работы, содержащие элементы природных мотивов и течений.

Архитекторы зданий в стиле модерн

Период модерна был относительно недолгим. Просуществовав всего несколько десятилетий, стиль достиг своего пика перед началом Первой мировой войны. Однако и сегодня сохранилось множество изысканных примеров домов и зданий в стиле модерн. Прежде чем мы рассмотрим некоторые примеры архитектуры модерна, давайте узнаем немного больше о некоторых архитекторах, создавших эти великолепные памятники.

Антонио Гауди (1852 — 1926)

Дата рождения художника 25 июня 1852 года
Места, где жил художник Каталония, Испания
Среда, в которой известен художник Архитектура
Ассоциированные направления художника Модерн, каталонский модернизм

Антонио Гауди родился 25 июня 1852 года и считался самой выдающейся движущей силой движения каталонского модернизма. Его архитектура была очень уникальной, и большинство его зданий можно найти в Барселоне, включая его самое известное здание — церковь Святого Семейства.

Проекты Гауди были вдохновлены тем, что было наиболее дорого его сердцу: религией, природой и архитектурой.

Каждая деталь находилась под его творческим контролем, и он включил в свои архитектурные проекты такие ремесла, как кованое железо, витражи, столярное дело и керамику. Он также включал в свои работы кусочки разбитой керамики, создавая мозаичные узоры из выброшенных отходов, таких как разбитая плитка и фарфор.

Архитектор домов в стиле модерн

Портрет Антонио Гауди, 1878 год; Пабло Одуард Деглер (1856-1919), общественное достояние, через Wikimedia Commons

Движение модернистов было популярно в конце XIX века, и Гауди оказался частью этого движения благодаря своей любви к восточным техникам и неоготическому стилю. Однако его творчество вышло за рамки более мейнстримных представлений этого движения, и на его работы все большее влияние стали оказывать органические формы растительного мира природы.

Гауди не фиксировал свои проекты на бумаге, а предпочитал создавать свои дома в стиле модерн как трехмерные миниатюрные модели, на которых он мог лепить и менять детали в процессе творчества.

Знаменитые дома в стиле модерн

Вид на Каррер-де-лес-Каролинс в Барселоне, спроектированный Антонио Гауди (1883-1889); Txllxt TxllxT, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Вплоть до современной эпохи работы Гауди остаются источником восхищения и вдохновения как для архитекторов, так и для широкой публики, а его шедевр среди зданий в стиле модерн, Саграда Фамилия, носит титул самого посещаемого здания в Испании. В период с 1984 по 2005 год ЮНЕСКО объявила семь его домов в стиле модерн объектами Всемирного наследия.

Наряду с природными элементами в его работах появляется много религиозных мотивов, что отражает его постоянно растущую преданность римско-католической вере.

Поль Ханкар (1859 — 1901)

Дата рождения художника 11 декабря 1859 года
Места, где жил художник Брюссель, Бельгия
Среда, в которой известен художник Архитектура
Ассоциированные направления художника модерн

Поль Ханкар — архитектор и дизайнер мебели, родился 1 декабря 1859 года во Фрамарисе, Бельгия. Ханкар родился в семье отца-каменщика и учился в Брюсселе в Королевской академии изящных искусств. Здесь он познакомился с будущим архитектором, участником движения модерн, Виктором Орта. Как и Орта, Ханкар также изучал технику ковки железа, которое впоследствии станет основным материалом для его зданий. Большую часть своего архитектурного образования он получил, работая у Хендрика Бейерта в качестве скульптора погребальных памятников с 1879 по 1892 год.

  Техники масляной живописи - введение в стили масляной живописи для начинающих

Архитектор архитектуры модерна

Бельгийский архитектор Поль Ханкар, ок. 1890 года; Неизвестный автор Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В 1889 году под наставничеством Бейеарта он был назначен главным дизайнером на строительство Дворца Чаварри в Бильбао, Испания. В 1893 году он открыл собственное дело в Брюсселе и вскоре после этого начал строительство своей резиденции, дома Ханкара. Наряду с отелем «Тассель», который был спроектирован и построен Орта, дом Ханкара считается одним из первых зданий в стиле модерн.

Композиция дома Ханкара была описана как визуально яркая благодаря сочетанию деталей модерна и материалов и элементов эпохи Возрождения.

Знаменитые здания в стиле модерн экстерьер

Деталь одного из зданий Ханкара, Defacqzstraat 71; MarekF, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Он также разработал концепцию «Города художников», кооперативного сообщества студий и жилья для художников в Вестенде, приморском городке, в 1896 году. Однако проект так и не прошел стадию проектирования, но сыграл свою роль в создании колонии художников в Дармштадте, а также произвел впечатление на художников Венского сецессиона. Его проект секции Конго для Всемирной выставки в Брюсселе в 1897 году останется там и станет постоянной частью здания.

Он занимал значительное место в академической архитектурной среде, занимая профессорские должности в Брюссельском университете и Школе прикладных искусств в Шаербеке.

Виктор Орта (1861 — 1947)

Дата рождения художника 6 января 1861 года
Места, где жил художник Брюссель, Бельгия
Среда, в которой известен художник Архитектура
Ассоциированные направления художника модерн

Виктор Орта — бельгийский дизайнер и архитектор, родился в Генте, Бельгия, 6 января 1861 года и считается одним из отцов архитектуры модерна. Он создал первые дома в стиле модерн, три из которых были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Изогнутые цветочные и растительные темы, которые он использовал в своих работах, стали основой стиля и повлияли на многих других архитекторов, таких как Гектор Гимар.

Его использование железа, стекла и стали было инновационным для своего времени, и вместе с его открытыми планами зданий помогло заложить основу для современной архитектуры.

Архитектор здания в стиле модерн

Портрет Виктора Орта в «La Belgique d’aujourd’hui» («Современная Бельгия»), ок. 1900 г.; Гюстав Дельтур, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Первый большой прорыв Виктора Орта произошел, когда в 1892 году бельгийский профессор Эмиль Тассель заказал ему проект дома. Законченный в 1893 году, фасад был выполнен из камня и спроектирован таким образом, чтобы гармонично сочетаться с окружающими зданиями.

Хотя большая часть экстерьера отеля Тасселя была вполне традиционной, интерьер был стилистически уникальным и свежим.

Его техника использования железа и стекла для пропускания света была усовершенствована во время строительства королевских оранжерей в Лакене. В интерьере использовались извилистые линии, имитирующие движение и формы виноградных лоз и листьев, что можно было увидеть в железных перилах лестницы, а также в узорах на плитке и коврах.

Лестница здания в стиле модерн

Внутренняя лестница дома Тассель, Брюссель; Генри Таунсенд, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Позже в своей архитектурной карьере он отошел от стиля модерн и стал более формальным и симметричным в своих проектах, включив в них колонны и другие классические элементы. Его работы были известны своими просторными открытыми планировками и использованием световых люков и стальных рам для притока света в здания. В 1932 году король Бельгии Альберт I присвоил ему титул барона за его работу и достижения в области архитектуры.

В общей сложности четыре его здания были включены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Гектор Гимар (1867 — 1942)

Дата рождения художника 10 марта 1867 года
Места, где жил художник Лион, Франция, и Нью-Йорк, США.
Среда, в которой известен художник Архитектура
Ассоциированные направления художника модерн

Гектор Гимар родился в Лионе, Франция, в 1867 году и был выдающимся французским дизайнером и архитектором движения модерн. Гимар добился успеха сравнительно рано, разработав проект жилого дома «Замок Беранже», первого из зданий в стиле модерн, созданных в Париже. Его стиль характеризуется использованием железных навесов и стекла с характерными для стиля модерн орнаментальными изгибами.

Его работа над входами на станции парижского метро является прекрасным примером этого стиля.

Архитектор домов в стиле модерн

Аделина и Гектор Гимар, ок. начала XX века; Неизвестный автор Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В период с 1890 по 1930 год он спроектировал и построил 140 входов для метрополитена Парижа, а также пятьдесят зданий и другие объекты, например, декоративную мебель. Популярность модерна быстро росла с 1910 года и далее, и к 1960-м годам осталось только два его входа в метро, а большинство других его работ были снесены.

В 1960-е годы возродился интерес к архитектуре Гимара после того, как некоторые его работы были приобретены Музеем современного искусства. После этих приобретений его работы были пересмотрены в научных кругах, ученые заново изучили его проекты и пришли к выводу, что они имеют большое значение для истории архитектуры благодаря своему весьма оригинальному стилю.

Помимо работы над замком Беранже, он был известен только тем, что спроектировал и построил несколько других вилл и замков, таких как вилла Берте, построенная в 1896 году.

Знаменитая архитектура модерна

Главный фасад виллы Берте, также известной как Ла Юблотьер, в Ле-Везине, Ивелин, Франция. Работа архитектора Гектора Гимара (1896 год); Фото: Myrabella / Wikimedia Commons В течение двух лет в конце 1890-х годов Гимар спроектировал и построил одновременно три дома в стиле модерн. Одним из них был Maison Coilliot, который был построен для Луи Койо, производителя керамики. Фасад Maison Coilliot был украшен витым кованым железом, сильно изогнутыми арками, вулканическим камнем, покрытым зеленой эмалью, и типичными органическими и асимметричными окнами и дверными проемами.

  Дженни Савиль - Исследование картин Дженни Савиль и ее вклада в искусство

Чарльз Ренни Макинтош (1868 — 1928)

Дата рождения художника 7 июня 1868 года
Места, где жил художник Глазго, Шотландия
Среда, в которой известен художник Архитектура, дизайн
Ассоциированные направления художника модерн, символизм

Чарльз Ренни Макинтош — шотландский дизайнер и архитектор, родившийся в Глазго 7 июня 1868 года. Его работы имели много общего с европейским движением символизма, и вместе со своей женой Маргарет Макдональд Макинтош оказал огромное влияние на такие европейские школы дизайна, как сецессионизм и модерн.

Он считается одним из главных представителей британского стиля модерн.

Чарльз Ренни Макинтош был четвертым из одиннадцати детей и посещал государственную школу Рида, а также среднюю школу, институт Аллена Глена. В 1890 году Макинтош стал победителем программы «Путешествующее студенчество» Александра Томсона, выдающегося шотландского архитектора своего времени. Студенческая стипендия была создана для дальнейшего изучения архитектуры классической древности, в частности, с учетом принципов работы Александра Томсона.

Архитектор зданий в стиле модерн

Чарльз Ренни Макинтош, шотландский архитектор и дизайнер, ок. 1900 г.; Джеймс Крейг Аннан, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Он начал работать над зданием Glasgow Herald Building, своим первым крупным архитектурным проектом, в 1899 году после вступления в архитектурную компанию Honeyman & Keppie. Со своей женой он познакомился в Школе искусств Глазго через руководителя школы, и вместе с ее сестрой Фрэнсис Макдональд и другом Гербертом Макнейром стали видными фигурами в искусстве Глазго, прозванными «четверкой».

На Макинтоша стилистически повлияли образцы японской культуры, которая начала распространяться в Европе после смягчения изолированного режима.

Знаменитое здание в стиле модерн

Фасад здания музея Чарльза Ренни Макинтоша на Скотланд-стрит (1896-1909); Малкольм Нил / Музей Скотланд-стрит

Вскоре на верфях, например, на реке Клайд в Глазго, работали японские военные моряки и инженеры, а благодаря более тесному взаимодействию двух культур, стиль был принят и присвоен местными архитекторами и художниками. Макинтоша привлекла простота форм японского модерна и использование натуральных материалов, а не замысловатый и порой загроможденный вид существовавшей в тот период архитектуры.

Органичное течение и использование мебели, которая улучшает качество пространства японского стиля, очень понравились Макинтошу.

Михаил Эйзенштейн (1867 — 1920)

Дата рождения художника 5 сентября 1867 года
Места, где жил художник Украина и Германия
Среда, в которой известен художник Архитектура
Ассоциированные направления художника Русский модерн

Михаил Эйзенштейн — архитектор и инженер-строитель, родился на Украине 5 сентября 1867 года. Он работал в Риге, столице современной Латвии, которая в то время еще входила в состав Российской империи. Время его работы в качестве архитектора совпало с экономическим ростом, который переживал регион, что привело к расширению территории и расцвету новых архитектурных стилей, таких как модерн.

Он был ответственен за проектирование и строительство многих первых зданий в стиле модерн в Риге в период с 1901 по 1906 год.

Архитектор архитектуры модерна

Портрет Михаила Эйзенштейна, архитектора стиля модерн; войны, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Благодаря работе таких архитекторов, как Эйзенштейн, Константин Пекшенс и Эйженс Лаубе, в Риге до сегодняшнего дня сохраняется самая высокая в мире концентрация домов и зданий в стиле модерн. О раннем периоде становления Эйзенштейна как архитектора известно немного, но считается, что в 1900 году он посетил выставку архитектуры таких людей, как Гектор Гимар, во время своего визита в Париж и привез из Франции в Латвию много статей о стиле модерн.

В проектах Эйзенштейна можно найти много общего с работами художников Венского Сецессиона, что заставляет многих ученых считать, что на него также повлияло Венское движение, особенно работы венских архитекторов, таких как Йозеф Гофман и Отто Вагнер. В Санкт-Петербурге также есть много ранних примеров стиля модерн, которые, как говорят, оказали на него влияние.

Если вы надеетесь реализовать проекты по рукоделию, где вам нужна краска, которая будет хорошо работать на любом количестве поверхностей, то краска для рукоделия — это то, что вам нужно! Консистенция гладкая, кремообразная и легкая в использовании.

Знаменитые здания в стиле модерн

Элизабетес, 33, вид с улицы Антонияс, пересекающей улицу Элизабетес, по проекту Михаила Эйзенштейна; Kalnroze (Wikimedia), CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Примеры архитектуры в стиле модерн

Как мы уже узнали, стиль модерн получил международное признание. Архитекторы по всему миру начали создавать здания в стиле модерн на короткий период и оставили потрясающие примеры этого стиля по всему миру. Многие из них сохранились до наших дней и были классифицированы как объекты Всемирного наследия.

Давайте рассмотрим некоторые известные примеры зданий и домов в стиле модерн.

Храм Святого Семейства, Барселона

Местонахождение Барселона, Испания
Дата постройки 1882-2010
Архитектор Антонио Гауди
Назначение Базилика

Церковь Святого Семейства в Барселоне создана в стиле каталонского модерна и обычно рассматривается как пример архитектуры модерна, несмотря на влияние нескольких ответвлений стиля. Спроектированная Гауди, она была начата в 1882 году архитектором Франческо де Паула дель Вильяр и до сих пор остается незавершенной.

В планах церкви изначально было 18 шпилей, которые должны были представлять Деву Марию, четырех евангелистов, двенадцать апостолов и Иисуса.

Гауди поместил трубчатые колокола в шпили храма, чтобы они звонили, когда ветер дует через церковь, но сегодня в рабочем состоянии остался только один. Некоторые критики сомневаются, можно ли считать этот храм модерном, поскольку он представляет стиль в его становлении и самом грубом виде.

Незавершенная архитектура модерна

Вид на храм Святого Семейства с площади Гауди, Барселона, Каталония, Испания, 2017 год. Краны были удалены цифровым способом; C messier, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

  Знаменитые итальянские художники - взгляд на лучших художников итальянского Возрождения

Дом Баттло, Барселона

Местонахождение Барселона, Испания
Дата постройки 1877-1912
Архитектор Антонио Гауди
Назначение Дом

Дом Батло в Барселоне — еще один архитектурный шедевр Антонио Гауди, воплощающий стиль ар-новео в такой степени, что его почти можно считать экспрессионистским. Массивные окна в форме колонн с латунными украшениями, должно быть, были великолепны, когда здание только было построено.

Считается, что здание было перестроено на месте первоначальной постройки, которая, скорее всего, была фермерским домом.

Casa Battlò настолько детально проработан, что попытка описать все элементы интерьера и экстерьера заняла бы целую статью. При виде здания в стиле модерн в первую очередь бросаются в глаза яркие цвета внешней настенной мозаики, кованые балконы и крыша, переливающаяся цветом рыбьей чешуи.

Архитектура модерна

Дом Батло (справа), спроектированный Антонио Гауди; FrDr, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Дом Аматлер, Барселона

Местонахождение Барселона, Испания
Дата постройки 1900
Архитектор Хосеп Пуиг и Кадафалч
Назначение Дом

Дом Аматлер в Барселоне демонстрирует характерные черты модерна, германских элементов и неоготики. Одной из наиболее заметных особенностей фасада является карниз, гребни которого украшают границы. Изначально здание было спроектировано Хосепом Пуигом-и-Кадафалхом, а затем его купил Антони Аматллер, испанский шоколатье. Затем Аматллер поручил архитектору Антони Роберту переделать здание в стиле модерн.

Узоры на фасаде расположены вровень с гребнями, которые смещены от карниза. Центральная крыша содержит витражи, в которых видны элементы стиля модерн. Наряду с Каса Илео Морера и Каса Батльо, Каса Аматлер входит в трио, известное как «Манса де ла Дискорд».

Эта знаменитая троица зданий в стиле модерн была отмечена своими ярко выраженными контрастными стилями и обновленными элементами.

Дома в стиле модерн

Фасад Casa Amatller, проект Josep Puig i Cadafalch; ElenaStromberger, CC BY-SA 3.0 ES, via Wikimedia Commons

Отель «Тассель», Брюссель

Местонахождение Брюссель, Бельгия
Дата постройки 1892-1894
Архитектор Виктор Орта
Назначение Отель

Отель «Тассель» в Брюсселе считается первым зданием такого рода в мире. Спроектированное архитектором Виктора Орта в стиле модерн, здание было заявлением о новом художественном стиле, а весь интерьер был выполнен в стиле модерн.

Это видно по использованию тонких колонн, которые превращаются в ползучие растения и растительные усики, а также по появлению изгибающейся листвы и криволинейных поверхностей.

Внутренние стены окрашены в оттенки зеленого, желтого и охры, которые отражают оттенки окружающего мира природы. Использование стекла и кованого железа позволяет освещать внутренние помещения естественным светом, а все поверхности богато украшены изогнутыми формами. Центральная лестница с ее извилистыми перилами является главным центром внимания и привлекающим внимание элементом.

Фасад здания в стиле модерн

Отель «Тассель» в Брюсселе, проект Виктора Орта, 1893 год; EmDee, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Музей прикладного искусства, Будапешт

Местонахождение Будапешт, Венгрия
Дата постройки 1893-1896
Архитектор Эдён Лехнер
Назначение Музей

Музей прикладного искусства в Будапеште привлекает внимание прохожих своим возвышающимся присутствием на местном небосклоне. Спроектированное Эден Лехнером здание включает в себя восточные влияния, а также элементы местного искусства, такие как желтая и зеленая венгерская плитка, использованная в дизайне купола.

Эта смесь влияний привела к местному варианту архитектурного дизайна, который можно считать архитектурой венгерского модерна.

Величественный, но декоративный экстерьер дополняется интерьером, в котором также прослеживается применение местного модерна. Главной особенностью интерьера является атриум с его изгибами в стиле модерн и перилами в восточном стиле. Помимо основного использования здания в качестве музея, оно также является местом проведения таких мероприятий, как съезд Венгерской недели дизайна.

Здание в стиле модерн

Музей прикладного искусства, Будапешт; автором оригинала является Misibacsi в Венгерской Википедии, CC BY-SA 2.5, через Wikimedia Commons.

Здание Сецессиона, Вена

Местонахождение Вена, Австрия
Дата постройки 1898
Архитектор Йозеф Мария Ольбрих
Назначение Конференц-центр

Этот музей был спроектирован Йозефом Марией Ольбрихом и демонстрирует ощущение величия и со вкусом орнаментирован, но при этом упрощен и минималистичен. Ольбрих создал здание для Венского сецессиона как заявление об отходе от традиционных ассирийских и византийских стереотипных черт и переделке этих элементов в новую форму модерна. Купол на вершине здания известен как «Золотая капуста» и покрыт сусальным золотом, которое дополняет белые стены фасада.

Интерьер здания также прост в планировке и состоит из прямоугольного фойе и нескольких помещений для выставок.

Экстерьер здания в стиле модерн

Здание Сецессии, Вена; Gryffindor, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

На этом мы подошли к концу нашего знакомства с миром архитектуры модерна. Мы увидели, что этот международный стиль искусства имел очень короткий период развития и достиг своего пика перед самым началом Первой мировой войны. Художники хотели создать архитектурный стиль, который отражал бы формы и линии, встречающиеся в природе.

Часто задаваемые вопросы

Откуда пошла архитектура модерна?

Модерн распространился по большей части Европы и Соединенных Штатов Америки. Он развивался одновременно во многих странах, поэтому каждый регион имел свой характер и уникальные аспекты дизайна. Многие здания также представляли собой смесь нескольких старых и развивающихся архитектурных стилей. Термин «модерн» пришел из Франции и был назван в честь Дома модерна — галереи, где были представлены работы, все из которых содержали элементы узоров, навеянных природой, но многие архитектурные элементы впервые возникли в таких местах, как Брюссель и Барселона.

Каковы характерные черты архитектуры модерна?

Архитекторы модерна были движимы страстью к природе и религии, чтобы создавать произведения искусства, которые отражали формы природного мира в их архитектуре. Для стиля характерно использование цветочных мотивов, таких как изгибающиеся лозы и другая растительность. Еще один аспект модерна — использование асимметричных форм для дверей и окон.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий