Картина Густава Климта «Древо жизни» была создана в «золотой период» творчества художника и является одним из самых известных произведений его долгой и блестящей карьеры. Картина «Древо жизни» продолжает символический подход художника, используя тему, которую можно найти во многих частях исторической литературы, чаще всего изображающую жизнь и прогресс. Замысловатые украшения ветвей дерева делают эту работу такой узнаваемой, и даже те, кто не знаком с большинством работ этого художника, сразу же узнают картину «Древо жизни, фриз Стоклет».
Оглавление
Древо жизни» Густава Климта
Дата создания | 1909 |
Средство | Масло на холсте |
Размеры | 195 см x 102 см |
Текущее местонахождение | Музей прикладного искусства, Вена, Австрия |
Картина Густава Климта «Древо жизни» — одна из самых известных его работ, наряду с «Водяными змеями II», «Портретом Адели Блох-Бауэр» и другими. Помимо Густава Климта, Древо жизни является важной темой, поскольку оно представляет собой важную эмблему во многих религиозных системах верований. Древо жизни используется во многих религиях и культурах для изображения того, как компоненты природы связаны друг с другом в сложные цепи и интерактивные комбинации.
Картина также имеет дополнительное значение для поклонников Климта: это единственный пейзаж художника, созданный им в «золотой период». В этот период Климт сочетал методы масляной живописи с золотой краской для создания роскошных произведений искусства.
Девять рабочих чертежей Густава Климта для выполнения фриза Штокле для столовой дома Штокле в Брюсселе (1910-1911); Густав Климт, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Художник Густав Климт
Густав Климт родился в Австрии в 1862 году. С возрастом у Климта появился интерес к фрескам и строительству потолков. Хотя его родной брат решил стать гравером по золоту, как и его отец, Климт сосредоточился на своей любви к дизайну и искусству до того момента, когда он стал известным и обратился к живописи как к профессии.
Техника живописи Климта начала меняться по мере того, как он становился старше и сталкивался с трагедиями в своей личной жизни.
Ранее он создавал великолепные, но простые произведения искусства, основанные на исторических сюжетах. Затем он начал писать фигуративные картины. Он проявлял глубокий интерес к психологии и хотел писать больше женских портретов. В 1897 году в Вене, Австрия, собрался коллектив художников, чтобы создать новую организацию — «Венские сецессионисты».
Фотопортрет Густава Климта, 1914 год; Йозеф Антон Трчка, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Эти художники устали от популярного искусства, им надоело смотреть на реалистичные ситуации и рисовать их так же, как предыдущие поколения. Они хотели чего-то нового. Они, как и Климт, намеревались использовать в своих работах символы. Климт стал членом этой группы художников и начал экспериментировать с этим новым стилем живописи.
Он стал писать больше женских портретов, но также писал и пейзажи.
В 1908 году Климт вышел из движения Венского сецессиона и начал работать над новой формой живописи с золотыми листьями. Сегодня Климт хорошо известен благодаря этим работам. Нанесение на его картины маленьких крупинок сусального золота требовало много времени и твердой руки.
Концепция Древа жизни, фриз Штокле
Древо жизни, фриз Стокле — это произведение символистского искусства. Она была создана в 1909 году и представляет собой символическое произведение искусства в стиле модерн. Она выставлена в венском Музее прикладного искусства. Это произведение является идеей для серии из трех мозаик, созданных Климтом в период с 1905 по 1911 годы для заказанного проекта во дворце Стокле, расположенном в Брюсселе, Бельгия. Фрески, на которых изображены кружащиеся Деревья жизни, поднимающаяся женская форма и переплетенные влюбленные, были созданы художником в период его позднего творчества. Они украшают три стороны обеденной зоны дворца, а также две фигурные части, обращенные друг к другу.
Вид фриза Штокле на стенах столовой во дворце Штокле, 1914 год; Австрийский музей прикладного искусства, общественное достояние, через Wikimedia Commons
На картине Густава Климта понятие древа жизни изображено мощно и творчески. Ниспадающие ветви вызывают мифические образы, намекая на неумолимое продолжение жизни. Ветви извиваются, кружатся, свиваются, закручиваются в спирали и ундулируют, образуя клубок мощных ветвей, длинных лоз и тонких нитей, выражающих хитросплетение жизни. Древо жизни, тянущееся своими ветвями к небу, уходит корнями в землю под ним, обеспечивая связь между землей и небом — метафора, которую многие цивилизации, религии и философии использовали для описания понятия «древо жизни».
Изображение древа жизни Климтом также устанавливает связь с подземным миром, символизируя окончательный детерминизм, который управляет каждым живым существом, которое рождается, расцветает и, наконец, возвращается в землю.
Древо жизни (1910-1911) Густава Климта, центральный элемент фриза Штокле ; Густав Климт, общественное достояние, через Wikimedia Commons
В то время как многие видят в картине Густава Климта «Древо жизни», фриз Штокле знак единства, другие видят в ней проявление патриархальной и женской власти. На картине женское начало символизирует пропитание, заботу и рост, в то время как мужское представлено фаллическими символами. Жизнь рождается из этого уникального соединения.
Другие считают, что картина представляет собой объединение величайших достоинств человека: силы, интеллекта и красоты.
Дерево, устремленное в небо, — это метафора бесконечного стремления человека к росту, даже если его корни прочно держатся на земле. Один из наиболее привлекательных аспектов «Древа жизни, фриз Стоклет» заключается в том, что он побуждает наблюдателя потратить больше времени на то, чтобы насладиться произведением искусства и расшифровать его смысл. В то время как художник изображает мистический мир с помощью множества символов, золотой краски и других пышных приемов, присутствие одинокого черного дрозда привлекает внимание зрителя к центру картины. Поскольку дрозды во многих цивилизациях считались символом смерти, черный дрозд выступает в качестве предупреждения о том, что все, что имеет начало, имеет и конец.
Древо жизни (1910-1911), Густав Климт; Густав Климт, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Сегодня мы изучили картину «Древо жизни». Древо жизни — это древняя концепция, восходящая к античности. Это символическая картина, связывающая жизнь и смерть, а также небо и землю. Корни дерева растут под землей, в подземном мире. Затем стебель пробивается сквозь почву и поднимается к небесам. Как связь с небесами, верхние ветви дерева кружатся, извиваются и переплетаются. В результате Древо жизни отражает как непрерывность жизни, так и ее хитросплетения. Оно связывает все аспекты жизни. Климт еще больше усиливает эту связь, используя уплощенную манеру и элементы дизайна, опоясывающие все пространство.
Часто задаваемые вопросы
Кем был Густав Климт?
Густав Климт был австрийским художником, который интересовался декоративными характеристиками искусства. Он был одним из основателей Венского Сецессиона в 1897 году, группы художников. Они противостояли ортодоксальному академическому искусству в пользу более привлекательных поверхностей и новаторских концепций будущего века. Картины Климта отличались глубоким символизмом и чувственной образностью. Он стал одним из самых значительных художников Венского Сецессиона, и его считали скандальным в одни времена и превозносили в другие.
Что символизировало Древо жизни?
Древо жизни — это идея, восходящая к глубокой древности. Это символ, связывающий смерть и жизнь, а также землю и небо. Корни дерева растут под землей, в подземном царстве. Затем стебель пробивается сквозь грязь и поднимается к небесам. Верхние ветви дерева обвивают, скручиваются и переплетаются, как связь с небесами. Таким образом, Древо Существования символизирует как непрерывность, так и сложность жизни. Оно связывает воедино все сферы существования. Климт развивает эту связь, используя уплощенный стиль и элементы дизайна, которые охватывают всю область.