Гентский алтарь работы Яна ван Эйка — изучение культового произведения Яна ван Эйка

Гентский алтарь работы Яна ван Эйка

Это картина со множеством панно и историй, она выдержала испытание Средневековьем и прошла через множество рук. Это Гентский алтарь, который также называется «Поклонение мистическому агнцу» (ок. 1425 — 1432). В этой статье мы поговорим об этой картине, ее значении и многочисленных панелях, которые делают ее одной из самых новаторских картин Северного Возрождения.

Оглавление

Аннотация художника: кем был Ян ван Эйк?

Ранний нидерландский художник, известный как Ян ван Эйк, родился в городе Маасейк в Бельгии. Дату его рождения определяют приблизительно между 1390 и 1395 годами до 1441 года, когда он умер 9 июля в Брюгге. У ван Эйка было три брата и сестра: одна сестра, Маргарета, и два брата, Хуберт и Ламберт, все они также были художниками.

Считается, что он также учился у своего старшего брата Хуберта. Ван Эйк стал одним из передовых художников своего времени, известным как один из фламандских примитивистов. Он писал религиозные сцены, а также портреты, его заказывали многие богатые купцы, он также был придворным художником герцога Бургундского.

О жизни и творчестве Яна ван Эйка ведется много научных споров, но известно лишь то, что он мастерски использовал масляные краски и стал широко известен благодаря своей технике работы с этим средством, создавая в своих работах поразительный реализм. У нас есть отдельный пост о картинах Яна ван Эйка.

Гентский алтарь (Поклонение мистическому агнцу) (1432) Яна ван Эйка в контексте

Художник Ян ван Эйк
Дата написания c. 1425 — 1432
Средство Масляная краска на деревянных панелях (полиптих)
Жанр Религиозная живопись
Период / движение Северное Возрождение
Размеры Открытый вид 3,5 x 4,6 метра / Закрытый вид 375 x 260 сантиметров
Серия / Версии Н/Д
Где находится? Собор Святого Баво, Гент, Бельгия
Сколько стоит Н/Д

Гентский алтарь, также называемый «Поклонение мистического агнца», представляет собой полиптих, который, как полагают, был начат в 1425 году или более приблизительно в середине 1420-х годов и завершен в 1432 году. Это сложная картина, которая поначалу может показаться запутанной: на ней изображены различные сюжеты в одном, что оставляет неопределенность в отношении смысла или повествования.

Кроме того, она написана в изысканных деталях, что оставит любого, кто увидит ее лично или в Интернете, потрясенным и заинтригованным.

Гентский алтарь

Гентский алтарь (также называемый «Поклонение мистическому агнцу») (середина 1420-х — 1432 гг.) работы Хуберта и Яна ван Эйка, находится в соборе Святого Баво в Генте, Бельгия; Ян ван Эйк, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Ниже мы рассмотрим краткий контекстуальный анализ того, как она была задумана и создана и стала одним из самых популярных произведений искусства раннего Северного Возрождения в истории, а также одним из самых востребованных многими. Кроме того, мы обсудим формальный анализ, рассматривая картину более детально с точки зрения сюжета на ее панелях.

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

Гентский алтарь (Поклонение мистическому агнцу) был заказан богатым купцом Йодокусом, или Йоосом, Вийдом, и Лисбеттой Борлуут, которая была его женой. Он был выполнен как часть капеллы Вийда в соборе Святого Баво, расположенном в Генте в Бельгии.

Собор Святого Баво изначально был известен как церковь Святого Иоанна, что было посвящением Святому Иоанну Крестителю. Она была построена в 10 веке и изначально представляла собой деревянную часовню, а более поздние остатки свидетельствуют о том, что она также была построена в романском стиле.

В 13 веке церковь была перестроена в готическом архитектурном стиле, что привело к появлению различных дополнений к церкви, например, новой часовни, которую оплатил Вийд. Эта часовня расположена вне хора собора и названа в честь Вийда и его жены. Гентский алтарь, по преданию, праздновался 6 мая 1432 года, в год завершения его создания и открытия в капелле Вийда. Ван Эйк изобразил двух доноров на задних панелях полиптиха, крайний слева — коленопреклоненную фигуру Йодокуса, а крайний справа — коленопреклоненную фигуру его жены Лисбетты.

Ян ван Эйк

Автопортрет (1433) Яна ван Эйка, находится в Национальной галерее в Лондоне, Великобритания; Ян ван Эйк, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Гентский алтарь посвящен библейской истории Иисуса Христа, Его жертве, распятию и тому, как Его кровь оказалась животворящей. Он иллюстрирует различные библейские отрывки, главным образом то, как Агнец Божий дает кровь, ссылаясь на отрывок из Книги Иоанна, 1:29: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».

Другие источники также указывают на Откровение, 7:9: «После сего взглянул я, и вот, предо мною великое множество, которого никто не мог перечесть, из всякой страны, племени, народа и языка, стоящее пред престолом и пред Агнцем. Они были в белых одеждах и держали в руках своих пальмовые ветви».

Гентский алтарь» исследует различные темы, связанные с жертвоприношением, кровью, воскресением, жизнью и, в конечном счете, спасением. Однако некоторые источники также считают, что смысл алтаря связан с заказчиками, Йоосом Вийдом и Лисбеттой Борлуут, которые были очень богаты.

Четверостишие говорит само за себя: Кем был Губерт ван Эйк?

В 1823 году на нижней раме Гентского алтаря было найдено четверостишие (рифмованный стих/поэма/станс, состоящий из четырех строк). Оно было написано на латыни и начертано на раме, один из переводов гласит следующее: «Художник Хуберт ван Эйк, более великого человека, чем он, невозможно найти, начал эту работу. Ян, его брат, второй в искусстве, выполнил эту тяжелую задачу по просьбе Йоса Вийда. Он приглашает вас этим стихом шестого мая [1432 года] взглянуть на то, что было сделано».

Считается, что Губерт ван Эйк, судя по обнаруженной надписи, начал работу над панелями Гентского алтаря, однако в 1426 году он умер, оставив алтарь своему брату Яну ван Эйку.

Гентский алтарь Хуберт ван Эйк

Ксилографический портрет Губерта ван Эйка (середина XVI века) работы Эдме де Булонуа; Edme de Boulonois , Public domain, via Wikimedia Commons

  Собаки, играющие в покер Кассиус Марселлус Кулидж - анализ

Научное исследование Королевского института культурного наследия предполагает, что Хьюберт рисовал подрисовки. Также ведутся споры об оригинальности этой картины и о том, кто ее написал; некоторые считают, что она была написана позднее, однако из-за четверостишия, в котором, казалось бы, все сказано, она по-прежнему приписывается братьям ван Эйк.

Гентский алтарь: известная как самая желанная картина

Гентский алтарь известен как самая желанная картина в истории искусства и пережил множество приключений, так сказать, краж, различных повреждений и выкупов, а в отношении одной из украденных панелей ведется расследование, описанное как «ограбление» в 1934 году. Ниже приводится краткий обзор некоторых из значимых краж.

Начиная с 1566 года, она была украдена кальвинистами, которые хотели ее сжечь, и солдатами Наполеона во время Французской революции. Сообщается, что четыре панели были выставлены в Лувре, однако они были возвращены в Гент в 1815 году королем Людовиком XVIII.

Кроме того, в 1815/1816 годах некоторые из панелей были проданы торговцу произведениями искусства и попали в Берлинский музей. Некоторые панели также были украдены немцами во время Первой мировой войны и в конце концов возвращены по Версальскому договору. Во время Второй мировой войны Адольф Гитлер вместе с Германом Герингом также пытался заполучить Гентский алтарь. Алтарь планировалось перевезти в Ватикан в Италии для сохранности, и тогда Гитлер захватил его, храня в соляных шахтах Альтаусзее.

В конце концов он был найден группой, известной как «Люди-памятники», официально называвшейся программой «Памятники, изобразительное искусство и архивы» (MFAA), которая была сформирована с 1943 по 1946 год. Она состояла из нескольких сотен членов, которые занимались восстановлением и возвращением украденных во время войны культурных ценностей. В популярной культуре об усилиях этой группы был снят фильм под названием «Люди-памятники» (2014).

По имеющимся сведениям, панно «Справедливые судьи» было одним из ненайденных панно и заменено копированной версией для завершения алтарной композиции. Некоторые источники также ставят под сомнение расположение панелей и правильность их последовательности из-за того, что со временем алтарь был демонтирован.

Хотя многие задаются вопросом: «Где сейчас Гентский алтарь?», который, казалось бы, был обменян как горячая картошка в руках многих радикалов, дилеров и ополченцев, сейчас он надежно хранится в соборе Святого Баво, защищенный пуленепробиваемым футляром, который также контролирует климат.

Формальный анализ: Краткий композиционный обзор

Ниже мы более подробно рассмотрим сюжет Гентского алтарного образа, обратившись к верхнему и нижнему регистрам открытого вида, а также обсудим закрытый вид. Мы также рассмотрим несколько важных формальных художественных приемов, примененных ван Эйком в отношении цвета, света и перспективы.

Предмет исследования: Макет Гентского алтаря

Гентский алтарь состоит из 24 раскрашенных деревянных панелей, две внешние панели могут складываться, закрывая полиптих и открывая его внешние панели, которых всего 12. Когда полиптих открыт, остаются две горизонтальные части или уровня, называемые «регистрами», которых 12.

Открытый вид: Верхний регистр

В верхнем регистре Гентского алтаря семь живописных панелей. Начиная с крайней левой, изображена фигура Адама, смотрящего внутрь, в сторону других панелей, хотя его голова слегка опущена, а правая рука прикрывает его гениталии несколькими листьями. Над фигурой Адама находится небольшой люнет, изображающий двух братьев, Каина и Авеля, приносящих жертву Богу. Каин и Авель также были «первыми двумя сыновьями» Адама и Евы.

Прямо напротив фигуры Адама, крайняя справа, изображена фигура Евы, также со слегка опущенной головой. В правой руке она держит небольшой плод, который поднят вверх, а левая рука лежит над ее гениталиями.

Над Евой находится еще один люнет, изображающий убийство Авеля Каином. И Адам, и Ева выглядят подавленными, и, согласно некоторым источникам, ученые спорят о том, что ван Эйк нарисовал их, чтобы изобразить печаль их греха или состояние окружающего мира. Кроме того, обе фигуры написаны в очень натуралистичной манере.

Панели рядом с Адамом и Евой обе изображают музыкальную тему, на каждой из них изображен хор ангелов. На левой панели, которая находится справа от Адама, изображена группа из восьми ангелов, стоящих за деревянным пюпитром с металлическим регулятором в центре, причем ближайший к нему ангел держит этот регулятор левой рукой.

Кажется, что все ангелы поют, хотя каждый из них имеет уникальное выражение лица, обозначающее замешательство, сосредоточенность или незаинтересованность — ангельские качества, которых мы не ожидаем от исторических картин. Более того, научные источники также называют их «неидеализированными» из-за их очеловеченных выражений лица и отсутствия крыльев.

На крайней правой панели, которая находится слева от Евы, также изображены эти «неидеализированные» ангелы, только здесь их шесть, они удаляются все дальше вдаль, и им настолько тесно в живописном пространстве, что мы можем видеть только часть головы ангела сзади. Ангел на переднем плане находится в полном поле зрения, сидит и играет на органе, а два стоящих ангела держат в руках струнные инструменты.

  Как нарисовать золотую рыбку - лучший пошаговый самоучитель рисования золотой рыбки

Работа

Дева Мария из открытого верхнего регистра Гентского алтаря ; Ян ван Эйк, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

На трех центральных панелях изображены три фигуры, такое расположение также называют деисусом; слева — Дева Мария, ее голова опущена вниз с книгой в руках, центральная фигура — Иисус Христос или Бог, который смотрит прямо на нас, зрителей, его правая рука поднята в жесте благословения, а справа — Иоанн Креститель, его указательный палец поднят вверх, и он смотрит в направлении фигуры Христа в центре, на его коленях также лежит книга.

Все три фигуры богато украшены драпировками и драгоценностями, окружены позолоченными фонами с различными надписями. У ног Иисуса Христа находится корона на, по-видимому, нижней ступени, на которой мы также видим несколько надписей.

Раскрытый вид: Нижний регистр

Нижний регистр состоит из пяти панелей, которые выглядят почти как одно изображение, изображающее обширный зеленый пейзаж с несколькими группами людей в каждой. Центральная панель, однако, представляет собой одну большую картину с двумя меньшими картинами рядом с ней по обе стороны.

Повествование на центральной панели взято из Евангелия от Иоанна из Библии и изображает Агнца Божьего на алтаре с четырнадцатью ангелами вокруг него.

Ангелы также держат различные символы, связанные с распятием Иисуса Христа, иначе называемые «Орудиями Страстей», а именно: слева ангелы держат терновый венец и крест, а справа ангелы держат столб для бичевания с плетью. Эту группу также окружают четыре большие группы людей, расположенные по углам картины.

Реставрация Гентского алтаря

Центральная панель Гентского алтарного образа. Группы фигур (слева вверху против часовой стрелки): мужчины-мученики, языческие писатели и еврейские пророки, мужчины-святые и женщины-мученицы; Ян ван Эйк, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Агнец на алтаре стоит на четвереньках лицом к нам, зрителям, а из открытой раны на груди агнца в потир льется сильная струя крови. Агнец представляет Иисуса Христа как Спасителя. Если мы посмотрим на две панели слева от центральной картины, то увидим, что они сгруппированы в группы, которые были описаны как воины и судьи, иначе известные как «Справедливые судьи», включающие «администраторов» и «политиков», а также «Рыцарей Христа», большинство из которых сидят на лошадях.

На двух панелях справа изображены группы мужчин и несколько женщин, которые были описаны как паломники и отшельники.

Закрытый вид

Если рассматривать закрытый вид более подробно, то вдоль верхней части расположены четыре люнета, изображающие пророков и оракулов, а именно: слева — пророк Захария, за ним — эритрейская Сивилла, кумейская Сивилла, а затем пророк Миха.

Сцена непосредственно под этой сценой больше, на ней изображен архангел Гавриил слева и Дева Мария справа; повествование здесь — Благовещение Марии.

Между этими двумя фигурами есть открытое пространство, показывающее комнату, в которой они оба стоят. Мы также можем видеть здесь внешний пейзаж городской среды, который ван Эйк изобразил с искусной детализацией. Некоторые научные источники предполагают, что это вид на Гент, однако некоторые считают, что это не так.

На нижних панелях изображены четыре фигуры, которые включают в себя фигуры доноров, как упоминалось выше, по обе стороны. Между этими двумя панелями находятся еще две панели, на которых изображены гризайльные картины Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста.

Цвет, свет и текстура

Ян ван Эйк новаторски использовал масляные краски, став известным благодаря своему мастерству их применения. Он использовал масло для усиления цвета на картине, наряду с глазурью, что также придавало картине свет и блеск и характерный реализм, в отличие от многих картин Северного Возрождения.

В Гентском алтаре есть множество примеров этого, в частности, корона и драгоценности, которые мы видим в верхнем регистре у центральной фигуры Христа, различные короны на головах ангелов, а также легкий блеск на плитках под ногами Христа.

Кроме того, ван Эйк тонко изобразил свет и тень. Если мы посмотрим на закрытый вид, он был описан как «мягкий», с источником света из окон и, возможно, еще одним неизвестным источником света за пределами нашего зрения.

Гентский алтарь закрыт

Закрытый вид и задняя панель Гентского алтаря ; Хуберт ван Эйк, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Если мы посмотрим на открытый вид, на центральную панель, где изображен Агнец Божий, то центральный источник света исходит от Солнца вверху, а видимые лучи изображены в виде тонких золотых лучей. Здесь также присутствуют различные тени, например, тени, слабо падающие на поверхность воды, когда она журчит от фонтана.

И наоборот, там, где Ангелы стоят на коленях возле Агнца, тени не изображены.

В научных дебатах о значении этого факта указывается на библейский отрывок из книги Откровений, 21:23: «И город не имеет нужды, чтобы светило ему солнце или луна, потому что слава Божия освещает город, и Агнец есть светильник его».

Пространство, перспектива и масштаб

Ян ван Эйк мастерски использовал пространство в Гентском алтаре, например, если мы посмотрим на закрытый вид и фигуру Адама слева, его правая нога выступает как бы из рамы картины, придавая ей трехмерность, как будто Адам на картине — настоящая скульптура.

Кроме того, именно детализация ван Эйка во всей композиции придает ей трехмерность. Кроме того, ван Эйк изобразил несколько типов перспектив.

Где находится Гентский алтарь

Центральная фигура, обычно называемая «Всевышним», из открытого верхнего регистра Гентского алтаря; Ян ван Эйк, общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Искусство Южной Америки - исследование истории латиноамериканского искусства

В верхнем регистре мы видим в основном фронтальные и горизонтальные виды фигур, в то время как в нижнем регистре ван Эйк изобразил пейзаж с воздушной точки зрения, как будто мы смотрим с возвышенной точки обзора на Агнца и пейзаж. Гентский алтарь имеет размеры 5,2 х 3,75 метра, а закрытый вид — 375 х 260 сантиметров.

Каждая панель имеет свои размеры, но в целом алтарь выполнен почти в натуральную величину и представляет собой впечатляющую визуальную композицию не только для современных посетителей, но и для своего времени.

Продолжающийся проект реставрации

Реставрация Гентского алтаря продолжается уже много лет, в течение которых предпринимались многочисленные попытки устранить повреждения от обращения с ним и воздействия внешней среды, причем некоторые попытки очистки ухудшали состояние алтаря.

Большой проект реставрации начался в октябре 2012 года и был завершен в 2020 году Музеем изящных искусств в Генте при Королевском институте культурного наследия; бюджет составил 2,2 миллиона евро.

Во время этой реставрации посетители могли наблюдать за процессом только через стеклянный кожух между ними. В ходе реставрации Гентского алтаря было сделано несколько открытий, в первую очередь, черты лица Агнца Божьего. Его уши были заново нарисованы, причем выше, чем первоначально; глаза были закрашены и перенесены на боковые стороны лица по сравнению с первоначальным расположением, которое было более центральным на лице, а первоначальные нос и рот также были более отчетливыми.

В результате реставрации Гентского алтаря был восстановлен первоначальный шедевр. Поразительные черты Агнца Божьего заставили многих высказать мнение о его почти полном фронтальном взгляде, он также был описан как имеющий «гуманоидные» черты.

Как сообщается, почти 70% алтарного образа было закрашено и покрыто лаком в течение многих лет, были также слои грязи, все это, несомненно, скрыло многие оригинальные черты, включая Агнца Божьего, но это была не единственная деталь, которая была скрыта.

Среди других примеров — видимые прожилки на раскрашенных скульптурах на внешних панелях, паутина за фигурой Лисбетты Борлуут, а также архитектурные и ландшафтные особенности. Обнаруженные в ходе реставрации «Гентского алтаря» детали показали, с каким огромным вниманием к деталям работал ван Эйк.

Гентский алтарь: шедевр реальности и священного

Гентский алтарь работы Яна ван Эйка и по сей день поражает воображение зрителей со всего мира. Сейчас он хранится в соборе Святого Баво в пуленепробиваемом стеклянном футляре на высоте двадцати футов. Когда Гентский алтарь был впервые создан, его открывали только по особым случаям, например, во время мессы для Евхаристии, и он был помещен на алтарь в соборе, как описывают источники, он был «ритуально открыт» и не оставался открытым в течение всего года, поэтому прихожане церкви большую часть времени видели закрытый вид.

В этой статье мы представили лишь малую часть того, что представляет собой «Гентский алтарь» как полиптих эпохи Северного Возрождения. Существует множество символов и мотивов, которые делают эту картину настоящим сокровищем своего времени и, по понятным причинам, «самой желанной» картиной в истории. Ван Эйк написал картину в такой детальной манере и с реализмом, который полностью отличался от религиозных картин того времени, сосредоточенных на идеалистических образах. Мы видим волосы на ногах Адама, кратеры на луне, отражение окна на голубой броши одного из ангелов, клещи и язык, который держит один из мучеников, но нам еще многое предстоит узнать. Мы призываем вас углубиться в работу и найти эти скрытые сокровища (обратите внимание на скрытые лица, нарисованные на одной из панелей), которые в конечном итоге делают «Гентский алтарь» шедевром реальности и священного.

Часто задаваемые вопросы

Кто нарисовал Гентский алтарь?

Гентский алтарь (ок. 1425 — 1432 гг.) был написан фламандским художником Яном ван Эйком. В научных источниках также говорится, что брат Яна, Хуберт ван Эйк, начал работу над алтарем и завершил подрисовки. Однако он умер в 1426 году, и завершение работы осталось за Яном ван Эйком.

Где находится Гентский алтарь?

Гентский алтарь хранится в соборе Святого Баво в Генте, Бельгия. Первоначально он находился в капелле Вийда, по имени заказчиков полиптиха, Йодокуса Вийда и его жены Лисбетты Борлуут.

К какому типу живописи относится Гентский алтарь?

Гентский алтарь — это полиптих, так как он состоит из нескольких соединенных между собой панелей. Всего в картине 24 панели, и она складывается в открытом и закрытом виде. В закрытом виде — 12 панелей, если считать люнеты в верхней части, а в открытом виде — также 12 панелей, разделенных на два регистра или уровня.

Кто заказал Гентский алтарь?

Гентский алтарь был заказан Йодокусом Вийдом и его женой Лисбеттой Борлуут. Они были богатыми купцами, и, согласно теории ученых, плата за полиптих стала для них способом, так сказать, искупить свое богатство и непосредственно продемонстрировать его.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий