Готическое искусство — ключевые понятия и произведения искусства готического периода

Готическое искусство

Когда мы говорим о слове «готика», на ум приходят разные образы, и, возможно, эти образы больше тяготеют к мрачной стороне вещей. Возможно, готика ассоциируется у вас с черным цветом и особым стилем одежды. Однако другая сторона «готики» — это не черный цвет, а совсем наоборот. Хотя вы, возможно, думаете о современном понятии готики или готического искусства, на самом деле готика появилась в Средневековье. Ниже мы рассмотрим готическое искусство как исторический период, а также его наиболее значимые произведения искусства и архитектуры.

Оглавление

Эпоха готики: Opus Francigenum и Opus Modernum

Готическая эпоха располагалась между предшествующим романским периодом и более поздним периодом Раннего Возрождения. Как уже упоминалось выше, слово и идея, лежащие в основе готической эпохи, были не «черными». Главным намерением было впустить больше света, что в первую очередь можно увидеть в готической архитектуре.

Но откуда взялась эта идея о большем количестве света? И чем было вызвано увлечение большим количеством света? Чтобы понять это, давайте обсудим происхождение готической архитектуры.

Архитектура была основным художественным стилем в готический период. Он зародился во Франции, в большей степени в регионе Île-de-France («Остров Франции»), в 12 веке и развивался по всей Европе до 16 века. Его называли Opus Francigenum, что в переводе с латыни означает «Французская работа». Французская работа» — это новый «стиль», как его называли, основанный аббатом Шугером.

Аббат Шугер был французским государственным деятелем и настоятелем базилики Сен-Дени (1137), церкви, расположенной в городе Сен-Дени в Париже. Шугер перестроил Сен-Дени примерно в 1137 или 1140 годах. В ходе реконструкции он включил элементы нового архитектурного стиля, который впоследствии стал развиваться и положил начало тому, что было названо Opus Modernum, что на латыни означает «Современное произведение».

Архитектура готической эпохи

Гравюра базилики Сен-Дени; Popular Graphic Arts, Public domain, via Wikimedia Commons

Шугер хотел выразить свою любовь к Богу и божественному через искусство и свет. Это была важная для него концепция, которую он материализовал в проектах собора. Свет был символически использован внутри и волшебным образом перенесен через многочисленные витражи, окружающие людей, которые будут находиться внутри.

Именно сирийский богослов Псевдо-Дионисий Ареопагит, живший в 5-6 веках, повлиял на то, как Шугер воспринимал связь между светом и Божественным. Он считал, что материальные объекты являются проводниками Божественного, связью между человеком и Богом, и поэтому, создавая самую великолепную архитектурную жемчужину, свидетельствовал о достижении небес на земле.

Что в названии? Варварский немецкий стиль»

Джорджо Вазари, итальянский художник, историк, писатель и инженер эпохи Возрождения, написал в 1550 году один из основополагающих текстов по истории искусства своего времени под названием «Жизни самых выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов».

В «Жизни» содержится обширная информация об итальянском Возрождении, включая биографии некоторых популярных художников эпохи Возрождения. В тексте рассматривалась классика в искусстве, особенно искусство и идеи Греции и Рима. Кроме того, Вазари верил в симметрию, порядок и красоту, присущие искусству, — идеалы, несомненно, заимствованные из классицизма и таких концепций, как натурализм.

Литература готического периода

Титульная страница «Жизни» Вазари (1550); Джорджо Вазари, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Готические соборы не разделяли классических идеалов симметрии и красоты, столь широко распространенных в классической архитектуре, и поэтому название «готический» было дано в пренебрежительной манере только в 1500-х годах. Его придумал Вазари в качестве осуждения, описывая Opus Francigenum как «варварский». Оно также было встречено с осуждением, поскольку художники чувствовали, что оно угрожает порядкам классицизма.

Готская культура, иначе известная как готы, была ответственна за падение Рима в начале 5 века н.э. — с этим пришло мнение, что они проникли и разрушили богатую культуру, присущую античности, как уже упоминалось выше.

Готы были германскими племенами и, как известно, положили начало европейскому Средневековью своим вторжением в Рим, что привело к его падению.

От романского стиля к готическому

Важно отметить значение романского периода, который предшествовал готическому. Существовали отличительные стилистические различия, и контраст, созданный готической архитектурой, оставил значительный след в мире искусства. В чем именно заключались эти различия?

Во-первых, роль этих церквей и соборов была дидактической. Другими словами, они должны были учить людей христианству. Для этих целей в них также устанавливались готические статуи и произведения искусства. Соборы также имели специфическую планировку, например, парадные входы были обращены на запад и имели крестообразную планировку в форме креста.

Кроме того, церкви имели большое значение для экономического и социального развития, выступая в качестве центров паломничества, где хранились артефакты и священные останки. Благодаря этому они стали важными культурными структурами общества.

Готическое искусство в архитектуре

Иллюстрация различных архитектурных элементов готического стиля на церквях и соборах; художник из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, общественное достояние, via Wikimedia Commons

Романский период длился с 10-го по 12-й век. Здания, а главное, церкви, строились в более крупных — монументальных — масштабах. К другим характерным чертам относятся толстые стены, опоры, колонны, округлые арки, маленькие окна и бочкообразные своды. В этот художественный период также стали преобладать ребристые своды, включая паховые своды.

Романские здания также выглядели более симметричными и определенными по форме, на них повлияли предшествующие архитектурные элементы римской и византийской эпох. Общий эффект, который эти здания создавали в окружающей среде, заключался в массивной и тяжелой каменной конструкции, в которой царил порядок.

Если взглянуть на готическую архитектуру, то она была полной противоположностью симметричным и простым романским зданиям. Готическая архитектура использовала крестообразную планировку, также с входом, обращенным на запад. Новыми дополнениями к этому стилю стали дополнительные окна, в частности, окна-розы из витражного стекла, летящие контрфорсы, остроконечные арки и более замысловатые своды.

Окно с розой в готическом стиле

Внешняя сторона окна-розы в центре восточного фасада церкви Святого Сердца в Роскоммоне; Andreas F. Borchert, CC BY-SA 3.0 DE, via Wikimedia Commons

  Знаменитые скульптуры эпохи Возрождения - Лучшие скульптуры эпохи Возрождения

В целом, готическая архитектура заимствовала основные стилистические элементы из романского периода. Готический стиль также создал совершенно новую, открытую, стройную версию собора — это видно лишь по разной толщине колонн — достигающую как можно выше небес (в прямом и переносном смысле). На готический период также оказали влияние предшествующие византийский и исламский периоды и архитектурные проекты, уже созданные этими культурами.

Готическое искусство и стили

Готическое искусство делится на три периода, а именно: ранняя, поздняя и международная готика. Каждый стиль имел свои особенности, которые способствовали развитию готической эпохи и ее месту в западной цивилизации. Ниже мы более подробно рассмотрим каждый стиль, а также популярные соборы и произведения готического искусства.

Ранняя и поздняя (иначе называемая «высокой») готика были связаны в основном с развитием архитектуры. Таким образом, готические скульптуры в этих стилях служили для украшения архитектуры. Международный готический стиль состоял в основном из готической живописи, декоративного искусства и скульптур, созданных для королевских дворов.

Стоит также отметить, что в области готической живописи сиенская школа живописи заложила основы этого жанра живописи. Она также заложила основы живописи предренессанса.

Ранний готический стиль (ок. 1144 — 1200 гг. н.э.)

Ранний готический стиль зародился, когда аббат Шугер перестроил базилику Сен-Дени примерно в 1135 — 1144 годах н.э. Базилика Сен-Дени была построена как средневековая церковь в городе Сен-Дени в Париже. Шугер реконструировал различные части собора таким образом, что он стал выглядеть совершенно непохожим на предшествующий ему романский стиль.

Кроме того, базилика Сен-Дени была важным сооружением не только для паломничества, но и священным местом захоронения останков самого Сен-Дени. Сен-Дени был христианским святым в 3-м веке нашей эры. Он также был мучеником, которого, как считается, казнил римский император Деций. Он также был епископом Парижа и святым покровителем Франции.

Обычно Сен-Дени изображают держащим свою отрубленную голову, которая сейчас является готической статуей в соборе Нотр-Дам в Париже. Это распространенное изображение и ассоциация со святым покровителем из-за истории о том, как он шел и проповедовал, держа в руках собственную голову. Вообще, обезглавленных святых изображали держащими собственную голову, известных как «головоногие».

Знаменитые готические скульптуры

Неизвестный император (Карл Великий ?) и Сен-Дени Парижский между двумя ангелами, западные порталы Нотр-Дам де Пари; Jebulon, CC0, via Wikimedia Commons

Базилика выросла из небольшой часовни, построенной в честь Сен-Дени, и стала местом захоронения останков королей и членов королевской семьи. В базилике Сен-Дени похоронены короли и королевы: Хлодвиг I, король Людовик XIV, король Людовик XV, Людовик XVI и Мария Антуанетта, а также король Людовик XVIII.

Основной причиной, по которой аббат Шугер начал перестраивать (тогда романскую) базилику, была нехватка места. Сотни людей скапливались в церковном пространстве, что часто приводило к экстремальному пространственному давлению.

Шугер начал с фасада церкви, обращенного на запад: Здесь находилась парадная дверь, которая в то время, до реконструкции, была только одна. Он заменил единственную дверь тремя входами, что также позволило облегчить приток людей.

Шугер расширил и открыл интерьер церкви, используя различные методы. Один из этих методов включал использование остроконечных арок вместо типичных римских округлых арок. Округлые арки имели более громоздкий вид и были окружены более толстыми стенами, чтобы выдержать внешнее давление арки и бочкообразного свода над ней. Бочкообразный свод также опирался на круглые колонны, придавая церкви более громоздкий и весомый вид.

Архитектура готического периода

Открытка с изображением базилики Сен-Дени; Scanné par Claude_villetaneuse, Public domain, via Wikimedia Commons

Вертикальные конструкции остроконечных арок позволили весу ребристого свода быть направленным вниз, а не наружу, что, по сути, создало больше пространства внутри собора. Ребристые своды также стояли на более тонких колоннах, что еще больше усиливало вертикальность всего интерьера. Также были установлены пирсы, чтобы поддерживать силу, направленную вниз от свода (свод был сделан из камня, что делало его более тяжелым).

Здесь важно отметить акцент на вертикальности в Сен-Дени, да и вообще в готическом стиле. Акцент на создании большей вертикальности преследовал две цели — практическую и духовную. Практически, это создавало совершенно новое пространство внутри и снаружи, а духовно, казалось, стремилось достичь небес и Бога.

Что еще больше способствовало созданию открытого и обширного пространства в соборе, так это более тонкие стены и больше окон. Использование большего количества окон было полным переходом от романской архитектуры, в которой окна располагались лишь в редких местах.

Кроме того, Шугер пошел еще дальше, включив витражи, которые снова создали небесный эффект от каждого отдельного микрокосма света, отраженного и преломленного от всего окна. Витражи также были использованы на большом окне-розе над западным фасадом собора.

Собор готической эпохи

Интерьер базилики Сен-Дени; Ed Ogle, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Окна-розы стали еще одной характерной чертой готической архитектуры. Они были созданы с помощью техники, называемой трассировкой, либо пластинчатой, либо балочной, как мы увидим в более поздних готических соборах. Пластинчатая резьба возникла еще в византийской архитектуре и повлияла на готический стиль. Трапеция выглядит просто как каменные узоры, часто с цветочным рисунком, с витражами между ними.

Акцент на том, чтобы принести больше света в здание, также служил духовным целям, поскольку аббат Шугер считал, что свет — это символ божественного. Он выражал свою любовь и преданность Богу через любовь к свету и привлечение чувств, в отличие от более ограниченного взаимодействия с земным, которое мы видим в романский период.

Это земное взаимодействие с формой и цветами также создавало монументальный опыт для каждого, кто входил в собор, и, несомненно, заставляло их чувствовать себя более связанными с высшими силами.

Витражи, наряду со многими готическими скульптурами, изображали различные истории и образы религиозных деятелей. Учитывая, что в ту эпоху была распространена неграмотность, эти изображения должны были служить в качестве поучительных историй.

Готическая эпоха

Деталь витража окна в базилике Сен-Дени; Вассиль, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Как уже упоминалось выше, Шугер находился под влиянием работ Псевдо-Дионисия Ареопагита. Он считал, что свет — это синоним света Божьего или Божественного. Вышеупомянутая основополагающая вера в свет повлияла на то, как Шугер создал пересмотренную версию Сен-Дени и его роль как сосуда для наполнения светом.

Другим важным собором является Нотр-Дам де Пари (1163), который был построен на острове Ла-Сите в Париже. Нотр-Дам по-французски означает «Парижская Богоматерь» и был построен в честь Девы Марии. Нотр-Дам — еще один пример готической архитектуры с ее летящими контрфорсами, ребристыми сводами и окнами-розами, столь характерными для этого стиля. В нем также находится большой орган и церковные колокола.

  Знаменитые современные художники - Самые известные художники современности

Поздний (высокий) готический стиль (ок. 1200 — 1375 гг.)

Поздний или высокий готический стиль возник в 1200-х годах примерно до 1375 года. Этот стиль был более декоративным, и постройки стали более сложными в своем исполнении. Этот стиль также включал в себя два подстиля, а именно стиль «Rayonnant» и «Flamboyant». В этот период было построено несколько выдающихся соборов, ниже мы рассмотрим их характеристики в рамках каждого подстиля.

Стиль Районнант (ок. 1240 — 1350 гг.)

К известным соборам в стиле районнант относятся Шартрский собор (1194), Амьенский собор (1220), Сен-Шапель (1241), Кельнский собор (1248) и Реймсский собор (ок. 1250). Этот стиль был назван так из-за эффекта лучей солнечного света, проходящих через розовые окна.

В то время как во Франции стиль назывался именно так, в Англии возник похожий стиль под названием «декоративная готика».

Этот стиль характеризовался использованием большего количества декора на структурных элементах собора, например, на окнах-розах, готических статуях или скульптурах, а также использованием большего количества шпилей и пинаклов. Летающие контрфорсы также были украшены наряду с их практическим назначением.

Когда мы смотрим на Шартрский собор, включенный ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, его структура имеет типичный крестообразный план, присущий готическому стилю. Он имеет два нефа, неф и три яруса, называемые аркадой, трифорием и клиросом. Другие конструктивные особенности включают трансепт, пресвитерий, амбулаторий и часовни.

Архитектура готического периода

Шартрский собор, западный фасад; Библиотека Корнельского университета, без ограничений, через Wikimedia Commons

Западный фасад тщательно украшен и придает ему монументальность благодаря двум возвышающимся шпилям справа и слева от собора. Мы также видим игру на тройках, которая символизирует Святую Троицу. Это видно по трем уровням, упомянутым ранее, которые также видны со стороны, кроме того, есть три вертикальных окна над тремя дверными проемами.

Благодаря большому окну с розами, расположенному в верхней части западного фасада, а также многим другим окнам с розами в соборе, и массивным, украшенным шпилям, этот собор отражает идеалы стремления к небесам и перенесения величия божественного на землю. Кроме того, Шартрский собор расположен на вершине холма в городе Шартр во Франции.

Собор Сент-Шапель является одним из лучших образцов готической архитектуры. Это видно по огромному количеству розовых окон, украшающих интерьер. Там, где мы ожидаем увидеть каменные стены, мы видим большие стены окон, разноцветные окна и контрфорсы.

Готические произведения искусства

Сент-Шапель, посвященная 26 апреля 1248 года, была построена Святым Людовиком для размещения реликвий распятия. Она имеет два уровня. На фотографии выше показана апсида низкой капеллы, в которой проводились приходские богослужения. Мощи хранились наверху, в высокой часовне. Сент-Шапель была восстановлена во второй половине XIX века; Жан-Пьер Дальбера из Парижа, Франция, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons.

Если посмотреть на западный фасад, то можно увидеть примечательный двойной этаж, с крыльцом второго этажа над двойными дверями внизу. Над ними расположено большое окно-роза с балюстрадой над ним и окно-окулус чуть ниже возвышающегося шпиля. Мы заметим различные декоративные элементы на архитектурных сооружениях, а именно флер-де-лис вдоль балюстрады. Кроме того, дверной проем украшен готическими скульптурами вдоль верхней и нижней сторон.

Этот собор был построен для хранения реликвий Страстей Христовых, найденных королем Людовиком IX. Он также построен по заказу короля и находится на территории парижского острова Сите.

Другим примером стиля Районнант является Реймсский собор в городе Реймс во Франции. Он также называется Нотр-Дам де Реймс на французском языке, что означает «Богоматерь Реймса», и считается объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Западный фасад Реймса включает в себя три дверных проема и скульптурные готические статуи, изображающие различных религиозных деятелей. В соборе насчитывается более 2 000 готических статуй, среди которых выделяется «Улыбающийся ангел», названный по-французски Ange au Sourire. Мы также видим стилистические витражи внутри и снаружи собора.

Готические скульптуры

Улыбающийся ангел, портал Реймсского собора, XIII век, левый фланг левого портала западного фасада; Vassil, Public domain, via Wikimedia Commons

Фламмуанский стиль (ок. 1350 — 1550 гг.)

Фламмуанский стиль в готической архитектуре также называют «поздним» стилем. Этот стиль отличается своей декоративностью, в большей степени, чем предшествующий ему стиль Районнант. В Англии этот стиль называли «перпендикулярной» готикой.

Некоторые характерные черты, которые отличают этот стиль, — декоративные узоры, в основном кривые в форме плавной буквы «S». Французское слово flambé, что означает «пламя», дало название этому стилю из-за вышеупомянутой стилистической особенности. Мы особенно замечаем эту особенность в решетках, которые напоминают языки пламени и одновременно придают стилю динамичность и плавность.

Готический период

Изображение церкви Сен-Маклу в Руане, Франция; Неизвестный автор Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Пример этого стиля можно увидеть в церкви Святого Маклу (1436 год) в городе Руан во Франции. Эта церковь стоит между периодами поздней готики и раннего Возрождения. Отличительной особенностью этой церкви является западный фасад, который имеет пятиконечные арки вместо характерных трех. Кроме того, эти арки создают полукруглый эффект вокруг западного фасада, который удваивается как крыльцо на верхней части, встречающееся с кончиками пяти треугольных точек над арками.

Мы также замечаем только одну башню в центре церкви, а не две примечательные фланкирующие башни. Однако церковь по-прежнему имеет заметные летящие контрфорсы и характерную вертикальность трех этажей, которую мы видим в готическую эпоху.

Международный готический стиль (ок. 1375 — 1450 гг.)

Международный стиль в готической эпохе возник в поздние годы готического периода и в начале эпохи Возрождения. Он также был известен под другими названиями, такими как «Мягкий стиль» и «Прекрасный стиль». Этот стиль включал в себя различные средства, такие как готическая живопись, скульптура, гобелены и иллюминированные манускрипты.

Готические произведения искусства в этот период создавались в основном для королевских дворов, которые также были известны как европейские дворы.

Характеристики этого стиля можно описать как элегантные, с плавностью форм и очертаний, мягким изображением предмета, а также острым и тонким вниманием к деталям. Такая манера изображения была прямым отражением идеалов придворного образа жизни — утонченного, богатого деталями и манерами.

Готические статуи

Прекрасная Мадонна из Вроцлава. Неизвестный художник, около 1390-1395 гг. Статуя из собрания Польского национального музея в Варшаве; Autor nieznany / Reprodukcja cyfrowa wykonana przez Muzeum Narodowe w Warszawie z egzemplarza pochodzącego ze zbiorów MN w Warszawie., CC0, via Wikimedia Commons

Международный стиль возник в разных странах, таких как Франция, Бургундия и, главным образом, Италия. Художники могли путешествовать по разным дворам, нуждавшимся в произведениях искусства, что, в свою очередь, позволило больше раскрыть стили. Среди выдающихся покровителей этого стиля были Карл IV, император Священной Римской империи, находившийся в Праге, французский двор Валуа и итальянские дворяне Висконти.

  Греческая живопись - исследование лучших древнегреческих картин

Одними из самых популярных произведений искусства в этом стиле были иллюминированные манускрипты. Они состояли из письменных текстов религиозной тематики с иллюстрациями и декоративными элементами. Эти книги стали важными портативными произведениями для распространения христианского послания миссионерами.

Среди выдающихся деятелей в развитии иллюминированных рукописей можно назвать Жана Пюселя, который был одним из самых известных художников рукописей, а также миниатюристов. Среди его наиболее известных работ — «Часы Жанны д’Эврё» (1324-1328) и «Бревиарий Беллвиля» (1326).

Литература готической эпохи

Часы Жанны д’Эврё, королевы Франции, около 1324 -28 годов; Жан Пюсель, CC0, via Wikimedia Commons

Сиенская школа живописи (ок. 1250 — 1500 гг.)

Сиенская школа живописи была одной из самых выдающихся школ живописи в готическую эпоху, которая испытала влияние вышеупомянутого международного стиля. Основанная Гвидо да Сиена и Коппо ди Марковальдо, она состояла в основном из христианского искусства с другими влияниями романского стиля живописи или фресок.

Дуччо ди Буонинсегна был известен как «отец сиенской живописи», поскольку он был пионером в этой школе. Он обучал следующего популярного художника этой школы, Симоне Мартини, а также Пьетро и Амброджо Лоренцетти (двух братьев). Популярность картинам Дуччо ди Буонинсенья принесли его уникальные композиции в сочетании с золотыми фонами и украшениями.

Знаменитое готическое искусство

Гвидориччо да Фольяно (1328), автор Симоне Мартини, один из учеников Дуччо; Симоне Мартини, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В своих композициях он опирался на византийское влияние. Он также изображал человеческие фигуры (также понимаемые как иконография) в новаторской и стилистической манере, которую многие описывают как пришедшую из новых взглядов на человечество от орденов францисканцев и доминиканцев.

Дуччо в основном работал яичной темперой по дереву. К числу его знаменитых произведений относится алтарь Маэста (1311), который был выполнен для Сиенского собора в виде различных картин для алтарной части. Центральной фигурой всей этой композиции является мать Мария, держащая на руках фигурку младенца Иисуса Христа, сидящая на троне и окруженная многочисленными ангелами и святыми.

Новаторство картин Дуччо заключалось в том, что он уделял особое внимание изображению гуманизма в своих фигурах. Он показывал человеческую сторону человека, будь то мать Мария, фигура Христа или другие. Он также был известен тем, что на него повлияли другие ведущие художники того времени, особенно такие художники, как Джотто и Чимабуэ, которые были лидерами флорентийской живописи эпохи пре-ренессанса.

Готическая живопись

Центральная панель «Маэста», 1308-1311 годы, работа Дуччо ди Буонинсенья. Museo dell’Opera metropolitana del Duomo, Италия; Дуччо ди Буонинсегна, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Постепенный упадок готического искусства и рождение Ренессанса

Готический период развивался не только во Франции, но и в других странах, включая Германию, Англию, Испанию, Португалию, Англию, Италию и другие. Каждая страна развивала готические стили (или «региональные стили») своими уникальными способами, возможно, слишком разнообразными и широкими, чтобы описать их в одной статье.

Однако общим в этот период средневековой истории и искусства было новаторство новых техник в живописи и архитектуре. Способы видения и изображения религиозной тематики отличались от предшествующих периодов, таких как романский стиль, например.

Готический период был как раз на пороге одного из самых меняющих мир периодов западной цивилизации — Ренессанса, когда позднеготические стили слились в то, что многие называют периодом до Ренессанса. В это время мы также видим многих выдающихся художников, которые положили начало эпохе Возрождения, таких как Джотто.

Другие движения, такие как романтический период, возродили готическое величие в 1700-х годах в Англии в так называемом неоготическом движении. Также увеличилось использование готических архитектурных элементов в более современных проектах зданий, что видно на примере Нидерландов и Бельгии, а именно Дренц Архиефс (2010) и Маркет Холл (2011) в Генте.

Будь то современное готическое искусство или более средневековое готическое искусство, слово «готика» не лишено характера и не является «варварским», как считали многие ученые 16 века. Этот стиль прошел много веков, чтобы дойти до наших дней, сформированный историей, полной богатых встреч, каменных сооружений, возвышающихся пинаклей и пирсов, а также окон в форме розы.

Часто задаваемые вопросы

Когда возникло готическое искусство?

Готическое искусство в целом, включая живопись, архитектуру, скульптуру и различные другие декоративные мелкие искусства, зародилось на севере Франции в 12 веке н.э., во время так называемого Средневековья. Оно продолжалось до 16 века нашей эры. Готическое искусство было периодом в европейском искусстве после романского периода и до эпохи Возрождения.

Что представляло собой готическое искусство?

Готическое искусство охватывало различные виды искусства, прежде всего, начиная с развития церквей и соборов, которые стали проводниками для развития многих других видов искусства. Эти другие виды искусства включали в себя живопись, скульптуру, витражи, а также иллюминированные рукописи и многие другие малые виды искусства.

Каковы истоки термина «готика»?

Термин «готика» был присвоен готической эпохе только в 1500-х годах историком и писателем Джорджо Вазари. Первоначально это был термин с негативным оттенком, поскольку художники 1500-х годов считали готическую эпоху «варварской» и не соответствующей классическим идеалам греческого и римского искусства. Однако со временем этот термин стал менее уничижительным по своей природе.

Каковы основные характеристики готической архитектуры?

Готическая архитектура заметно отличалась от предшествующего архитектурного стиля романского периода. К числу отличительных черт относятся летящие контрфорсы, витражи (в частности, окна-розы), ребристые своды, пирсы, шпили и общий акцент на вертикальность в интерьере и экстерьере, благодаря чему соборы казались монументальными и тянущимися к небесам. Кроме того, многие соборы были богато украшены скульптурами.

Какие основные факторы повлияли на готическую архитектуру?

Хотя готическая архитектура стала первопроходцем в создании новых архитектурных конструкций и способов их использования для строительства церквей и соборов, на сам период оказали влияние предшествующие конструкции романской, византийской и ближневосточной архитектуры. Такие конструкции, как остроконечная арка, были распространены в мечетях и других зданиях, таких как дворцы, и они повлияли на остроконечные арки, которые мы видим в сооружениях средневекового периода. Летящие контрфорсы также были впервые применены в византийскую эпоху — распространенным примером является базилика Сан-Витале (547 г. н.э.).

Кто был известным художником готического искусства?

Готический период начался в основном с развития архитектуры. Однако с развитием живописи в эту эпоху появились выдающиеся художники, в частности, Дуччо ди Буонинсегна (1255 — 1260). Он считался «отцом сиенской живописи» в рамках сиенской школы живописи. Его работы были уникальны и отличались большим количеством элементов гуманизма в изображаемых предметах. Вместе с другими художниками, такими как Джотто, он проложил путь к эпохе Раннего Возрождения.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий