Гуманизм эпохи Возрождения — Исследование гуманизма в эпоху Возрождения

Гуманизм эпохи Возрождения

Что значит быть человеком? Этот вопрос лежит в основе гуманизма эпохи Возрождения, описываемого как интеллектуальное движение 13-16 веков нашей эры, которое зародилось в Италии и распространилось по всей Европе. Это было возрождение философий и взглядов на мир классической эпохи. В этой статье мы рассмотрим вопрос «Что такое гуманизм эпохи Возрождения?» и познакомимся с некоторыми популярными видами гуманистического искусства.

Оглавление

Историческая справка: Что такое гуманизм эпохи Возрождения?

Прежде чем мы пройдем весь путь назад, когда зародился гуманизм, давайте сначала перенесемся в 19 век. Именно тогда возник термин «гуманизм». Стоит отметить двух важных ученых, которые повлияли на восприятие этого термина и исторически исследовали его как «движение» в эпоху искусства Ренессанса.

Георг Фойгт, немецкий писатель и историк, был одним из этих ученых. Он начал описывать это движение и философскую мысль как «гуманизм». Он также написал теоретический текст «Die Wiederbelebung des classischen Alterthums: Oder, das erste Jahrhundert des Humanismus («Возрождение классической древности или первый век гуманизма») в 1859 году, в котором исследовал первый век развития этого термина и идеи.

Другим ученым был Якоб Буркхардт, чье исследование итальянского Возрождения имело более широкий охват, чем у его коллеги Фойгта. Он исследовал всю итальянскую культуру и считался одним из пионеров в дисциплине истории искусства, а также истории культуры.

Хронология художественных произведений гуманизма эпохи Возрождения

Важно также понимать, что в эпоху итальянского Возрождения существовали слова, относящиеся к понятию «гуманизм» (изученному Фойгтом). Они были в форме humanista, что по-итальянски означает «гуманист», и studia humanitatis, что по-итальянски означает «гуманистические исследования».

Эта концепция, которая на самом деле была культурным движением, зародилась в эпоху Возрождения, и некоторые ученые, такие как Фойгт, считают, что она началась с поэта и ученого Франческо Петрарки. Известный также как Петрарка, он основал различные утерянные рукописи и документы, написанные римским философом, юристом, поэтом, оратором, писателем, ученым и государственным деятелем Марком Туллием Цицероном.

Цицерон был влиятельной фигурой в римский период благодаря своему глубокому пониманию и применению латинского языка. В своих сочинениях он широко использовал гуманитарные дисциплины: философию, прозу, риторику и политику. Многие описывали его как «красноречивого» и наравне с «красноречием». Он также считался авторитетом в области латинского языка.

Древнее искусство гуманизма

М Туллио Цицер (Цицерон) (ок. 1472-1476 гг.) Юстус ван Гент и Педро Берругете; Юстус ван Гент, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Несомненно, что глубина знаний и мудрость, почерпнутые из работ и идей Цицерона, вызвали у Петрарки новые озарения, когда он нашел эти классические тексты. Фактически, это заложило основу для итальянского Возрождения и возвращения к ценностям и добродетелям классической эпохи.

Важно также отметить, что эти идеи были обнаружены во многих других классических текстах, а не только в идеях одного Цицерона.

«Отец гуманизма»

Петрарку называли «отцом гуманизма» за его вклад в этот новый способ восприятия человека по отношению к Богу. Хотя он был католиком и религиозным человеком, он также верил в присущие человеку способности и величие. Он считал, что Бог дал людям эти способности, чтобы они жили добродетельной жизнью. Это могло противоречить представлениям церкви о человеке, который, как считалось, нуждается в милосердии Бога.

Рисунок из книги

Портрет Петрарки (XVI век) Джорджо Визари; Sailko, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Более того, приобщение Петрарки к этим новым идеалам позволило и другим религиозным деятелям приобщиться к ним, что позволило преодолеть, так сказать, разрыв между религией и идеалами гуманистов. Для Петрарки гуманистические идеалы заключались в развитии лучшей культуры и общества с нравственно ориентированными людьми, способными выйти за рамки безграмотности и ограничений предшествующего Средневековья.

Это особенно относилось к постулатам схоластики, которая была доминирующей методологией обучения примерно с 1100 до 1600 года н.э.

В течение 14-го и 15-го веков все больше людей получали образование в соответствии с гуманистическими идеалами. Латинская школа под названием studia humanitatis стремилась дать образование по пяти основным дисциплинам, а именно: грамматике, истории, поэзии, моральной философии и риторике. Риторика была основным компонентом этих занятий, и многие люди учились на древнегреческих и древнеримских текстах.

Другие «праотцы» гуманизма

Были и другие ученые, которые внесли свой вклад в гуманистические идеалы эпохи Возрождения и считались «праотцами» этого движения наряду с Петраркой. К ним относятся писатели Данте Алигьери и Джованни Боккаччо. Однако Фойгт также считает, что Данте не вполне соответствовал Петрарке с точки зрения гуманизма, поскольку он был родом из более раннего средневекового периода.

Данте написал «Божественную комедию» (1308-1320), текст о загробной жизни, отражающий средневековые верования. Это влиятельный текст, известный тем, что заложил основы итальянской литературы. Она также способствовала развитию гуманистического движения — небольшому отходу от исключительно религиозных источников — за счет вдохновения классическими писателями и философами, такими как Вергилий и Овидий.

Искусство гуманизма эпохи Возрождения

Иллюстрация структуры Ада, выполненная Сандро Боттичелли, между 1480 и 1490 годами; Сандро Боттичелли, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Боккаччо был еще одним известным литературным катализатором и другом Петрарки в рамках гуманистического движения. Он написал несколько рассказов под названием «Декамерон» (1353), которые понравились многим людям, потому что они относились к актуальному повседневному опыту.

Он также находился под влиянием древних классических текстов и стал, наряду с Петраркой и Данте, одной из ведущих фигур в итальянской литературе. Кроме того, эти люди писали на своем вернакуляре (повседневном или родном языке), что облегчало понимание концепций для тех людей, которые не понимали латынь.

Другой важной фигурой в гуманистическом движении был голландец Дезидерий Эразм. С помощью нового инновационного печатного станка, который позволял распространять идеи из Италии в другие части Европы, Эразм смог распространить больше копий греческих и латинских текстов, особенно Нового Завета.

Философ гуманизма эпохи Возрождения

Портрет Дезидериуса Эразма работы Альбрехта Дюрера, гравированный в Нюрнберге, Германия, 1526 год; Альбрехт Дюрер, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Эразм был набожным христианином, хотя в его работах использовались гуманистические идеалы, и он твердо верил, что образование должно быть доступно всем, а не только избранным. Другими проводниками перемен в этом движении были ученые и математики, такие как Николай Коперник, который предположил, что в центре нашей Вселенной находится Солнце, а не Земля.

Семья Медичи, богатые банкиры и меценаты, заказывали многочисленным художникам, таким как Боттичелли и Микеланджело, создание различных картин, скульптур и архитектурных произведений в эпоху Раннего и Высокого Возрождения.

Семья Медичи также внесла свой вклад в дальнейшие исследования, связанные с гуманистическими идеалами. Например, именно Лоренцо Медичи основал Библиотеку Медичи, также известную как Лаврентьевская библиотека. В ней хранились личные коллекции книг и рукописей, а также классические тексты, собранные семьей Медичи на протяжении многих лет.

Художественная семья гуманизма

Семья Фердинандо II Медичи, великого герцога Тосканского, около 1621 года (неизвестный художник); Анонимный Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Платоновское возрождение

Считается, что Академия Платоника («Платоновская академия») была основана и спонсирована Козимо Медичи в середине 1400-х годов. Она была похожа на модернизированную версию оригинальной Платоновской академии в Афинах, основанной греческим философом Платоном около 387 года до нашей эры.

  Самые странные произведения искусства - взгляд на самое странное и причудливое искусство истории

Марсилио Фичино, католический священник, философ и ученый, был назначен Медичи главой новой школы. Фичино также перевел все тексты Платона на латынь и был важным сторонником неоплатонического движения. Неоплатоники были многочисленными приверженцами неоплатонической мысли — Джованни Пико делла Мирандола является еще одним примером. Он написал философскую речь под названием «Оратор о достоинстве человека» (1486), которая стала одним из самых важных текстов в гуманистической мысли эпохи Возрождения.

Фигура из гуманизма эпохи Возрождения

Пико делла Мирандола, одна из серий семейства Медичи и их приближенных, ок. 1500-х годов; Cristofano dell’Altissimo, Public domain, via Wikimedia Commons

Орация Мирандолы была опровергнута Папой Римским, поскольку считалась неортодоксальной в своих идеях, но, тем не менее, ее часто называют «Манифестом Возрождения». В ней рассматривались противоречивые идеи о многочисленных способностях человека, о том, что человек обладает большими возможностями и большей свободой, чем другие животные.

В нем также рассматриваются преимущества развития себя как человека через такие добродетели, как справедливость и разум. Мирандола также упоминает магию и Каббалу. В целом, он подчеркивает уникальность человеческого бытия и стремление выйти за пределы этой жизни. Акт выхода за пределы этой жизни произойдет благодаря добродетельной жизни и выбору, сделанному с помощью высших способностей.

Возвращение к классике стало значительным дополнением и развитием гуманизма эпохи Возрождения.

Любовь семьи Медичи к искусству и классической эпохе способствовала распространению классических идеалов в обществе за пределами Флоренции, особенно в форме переведенных текстов (с греческого на латынь). Кроме того, это было великое открытие само по себе, поскольку оно возродило классические тексты, которые были утрачены на сотни лет после закрытия школы Платона в Афинах.

Гуманизм Искусство

Определение искусства гуманизма можно описать как искусство, охватывающее живопись, скульптуру и архитектуру в эпоху раннего и высокого Возрождения, в основе которого лежат гуманистические идеалы. Многие художники в это время черпали вдохновение и знания из текстов классических писателей и практиков в таких дисциплинах, как архитектура и скульптура.

Художники эпохи Возрождения опирались на фундаментальные гуманистические принципы, которые формировали и определяли их искусство. Многие из этих принципов были основаны на идеях красоты, пропорций, порядка и рациональности.

Важной составляющей гуманистического искусства является то, что искусство и наука стали взаимозависимыми дисциплинами; другими словами, искусство создавалось на научной основе и с учетом перспективы, которая определяла его красоту и композицию. Ниже мы рассмотрим некоторые художественные техники и концепции, которые развивались, а также ведущих деятелей, которые их исследовали.

Гуманизм эпохи Возрождения Живопись

Итальянские гуманисты (шесть тосканских поэтов) (1544) Джорджо Вазари, изображены (слева направо) Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Петрарка, Чино да Пистойя, Гиттоне д’Ареццо и Гвидо Кавальканти; Джорджо Вазари, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Витрувианская триада» и «Витрувианский человек»

Римский архитектор, писатель и инженер Марк Витрувий Поллио (также известный как Витрувий) был активен в I веке до нашей эры. Его творчество широко изучали ученые и художники эпохи Возрождения. Его идеи способствовали тому, как художники проектировали здания, рисовали и изображали человеческую форму.

Трактат Витрувия «De architectura» («Об архитектуре») (ок. 27 г. до н.э.) представлял собой сборник из 10 книг, в которых обсуждались классическая архитектура и греческие ордена, римская архитектура (включая общественные и частные здания), строительная техника, планирование, декорирование и многое другое.

Важным в работе Витрувия был его целостный взгляд на архитектуру и на то, как она должна влиять на людей и окружающую среду, так как некоторые источники утверждают, что для Витрувия было важно «теоретическое» и «практическое» понимание архитектуры.

Он ввел три характеристики или достоинства, известные как «триада Витрувия», чтобы подчеркнуть, как должно выглядеть здание или сооружение, а именно: firmitas («устойчивость» или «прочность»), utilitas («полезность» или «практичность») и venustas («красота»).

Определение искусства гуманизма

Витрувианский человек (1490) Леонардо да Винчи; Leonardo da Vinci, Public domain, via Wikimedia Commons

Витрувий оказал влияние на нескольких художников эпохи Возрождения, в том числе на знаменитого Леонардо да Винчи, который написал картину «Витрувианский человек» (ок. 1485), которую также называют «Канон пропорций». На этой картине изображены две позы (часто описываемые как наложенные) обнаженной мужской фигуры, стоящей с вытянутыми руками и ногами, которые касаются краев круга и квадрата вокруг него.

Эта работа выполнена в соответствии с пропорциями, установленными самим Витрувием, хотя да Винчи также внес коррективы в пропорции. Под изображением мы также видим письменные заметки да Винчи, описывающие то, к чему стремился Витрувий в своих пропорциях человека. Эта иллюстрация является воплощением гуманизма эпохи Возрождения, поскольку в ней применены как практические принципы математики и научных наблюдений, так и баланс и красота идеальных пропорций.

Кроме того, она подчеркивает центральное место человека во Вселенной; квадрат символизирует землю, а круг — чувство единства и единения.

Линейная перспектива

Линейная перспектива, или перспектива одной точки, была еще одним новым открытием, сделанным в эпоху Раннего Возрождения. Именно Филиппо Брунеллески, итальянский архитектор, скульптор и инженер, предоставил математическое исследование того, как работает перспектива. Хотя он также был скульптором, он был больше архитектором и стал пионером техники одноточечной перспективы, которая оказала влияние на многих других художников эпохи Возрождения, таких как Масаччо, Лоренцо Гиберти и Леон Баттиста Альберти (который был близким другом и последователем Брунеллески).

Альберти внес значительный вклад в такие направления, как живопись, скульптура и архитектура. В своих трех трактатах он предложил теоретические основы и системы для художников, которые позволили бы им стать выше обычных ремесленников — они стали бы изученными и интеллектуальными мастерами своего дела.

Тремя трактатами Альберти были Della pittura (1435) («О живописи»), De re aedificatoria (1452) («Об архитектуре») и De statua (1464) («О скульптуре»). Это были одни из первых теоретических публикаций о различных видах искусства, каждая из которых содержала принципы и приемы для художников.

Гуманизм эпохи Возрождения Литература

Предисловие к работе Леона Баттисты Альберти «De re aedificatoria» («Об архитектуре»), 1443-1452 годы; Biblioteca Europea di Informazione e Cultura, Public domain, via Wikimedia Commons

«Человек эпохи Возрождения»

«Человек эпохи Возрождения» — это важное понятие, которое является важной частью определения гуманизма эпохи Возрождения, поскольку это пример человека, который может достичь того, чего хочет, и преуспеть во многих дисциплинах. Это относится ко многим художникам эпохи Возрождения, которые были известны как эрудиты.

Альберти был одним из них и известен как первый, кто ввел понятие «Uomo Universale», что в переводе с итальянского означает «Универсальный человек», заявив в своих трудах, что «человек может делать все, если захочет».

Леонардо да Винчи, Микеланджело и многие другие также были эрудитами и преуспели в живописи, скульптуре, архитектуре, инженерном деле, рисовании, изобретательстве, поэзии, литературе, музыке, науке, математике, ботанике, геологии, анатомии и многом другом. Это ставило художника на уровень гения, а человека — на уровень центральной мощной силы во Вселенной.

Что такое Гуманизм Возрождения

Предположительный автопортрет человека эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, ок. 1512 г.; Леонардо да Винчи, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Знаменитые произведения искусства эпохи гуманизма Возрождения

Ниже мы рассмотрим некоторые из наиболее известных произведений искусства гуманизма эпохи Возрождения. Мы начнем с Раннего Возрождения, с 1400-х годов, затем последует Высокое Возрождение в период с конца 1400-х по 1500-е годы, а затем упомянем некоторые выдающиеся произведения искусства Северного Возрождения, которое пришлось на 1500-е годы.

Раннее Возрождение

В эпоху Раннего Возрождения работало множество художников, и мы можем увидеть зарождение идеалов гуманизма в том, как художники подходили к предметам своего творчества и переосмысливали их. Например, религиозным или библейским фигурам придавались более натуралистические качества, что делало произведения искусства более легкими для восприятия. Идеализированное изображение божественных фигур из предшествующего византийского периода было заменено на идеально пропорциональные фигуры, часто мускулистые по форме и имеющие радикальное человеческое сходство.

Кроме того, художники начали включать в свои композиции перспективу и создавать большую глубину и трехмерность, используя математически обоснованные техники и источники света.

Филиппо Брунеллески (1377 — 1446)

Филиппо Брунеллески спроектировал купол для собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1296-1436) во Флоренции. Этот собор был одним из самых значительных зданий эпохи раннего Возрождения и является образцовым сооружением, воплощающим в жизнь гуманистические идеалы. Он воплощает математическую точность в своих пропорциях и одновременно возвышается на 372 фута в высоту в своей красной кирпичной красоте.

  "Спальня в Арле" Ван Гога - исследование его культовой картины "Спальня

Брунеллески построил купол инновационным способом, возведя купол внутри купола, чтобы создать достаточную опору для здания и предотвратить падение купола на себя. Он также разработал новую механику для помощи в процессе строительства.

Гуманизм Искусство и архитектура

Купол флорентийского собора (Санта-Мария-дель-Фьоре) Филиппо Брунеллески, 1414-1436; общественное достояние, ссылка

Это здание является свидетельством мастерства Брунеллески в сочетании не только его знаний классической архитектуры, но и математических принципов для создания чего-то столь же прекрасного.

Другие постройки Брунеллески включают его общественное здание, Ospedale degli Innocenti (что означает «Больница невинных»), которое он начал строить в 1419 году. На его дизайн повлияли римская архитектура, поздняя готика и итальянский романский стиль. Это здание — еще один пример порядка и гармонии, изображенных в структуре и расположении колонн, капителей и арок.

Донателло (1386 — 1466)

Донателло был скульптором в этот период, знаменитым своей бронзовой статуей «Давид» (1440 — 1443). Ее называют «культовым» произведением гуманистического искусства из-за того, как Донателло изобразил библейскую фигуру Давида.

Во-первых, это обнаженная, свободно стоящая статуя мужской фигуры — последний раз мы видели обнаженные статуи в эпоху классицизма. Полуэротическая и юношеская библейская фигура стоит с головой Голиафа между ног, меч в правой руке, а левая рука покоится на левом бедре.

Гуманизм Искусство Статуя

Бронзовая статуя Давида работы Донателло, 1440-1443; Донателло, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Что делает фигуру более эротичной по своей природе, так это его женоподобное телосложение, длинные волосы и более мягкий вид, в отличие от того, что мы ожидаем от человека, который только что убил Голиафа. Кроме того, у него лавровый венок на шляпе и хорошо продуманные сапоги. Его поза — классическая поза contrapposto, характерная для многих фигур эпохи Возрождения. Она также придает фигурам новое ощущение движения и непринужденности.

Это было еще одно возрождение техники классической эпохи.

Паоло Уччелло (1397 — 1475)

Паоло Уччелло оживил перспективу, точки схода и свет в своей картине «Битва при Сан-Романо» (1435 — 1440) — еще одно свидетельство гуманистического искусства. Эта картина представляет собой часть трех панелей, изображающих сцену битвы между флорентийцами и сиенцами.

Гуманизм Искусство Живопись

Битва при Сан-Романо (ок. 1438), Паоло Уччелло; Паоло Уччелло, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Примеры того, как Уччелло изобразил перспективу, включают красные и белые копья по обе стороны композиции, которые почти ведут наш взгляд к исчезающей точке вдали. На это указывают и линии листвы на дальних полях. Передний план полон действия с яркими красными, синими и белыми цветами, заполняющими пространство.

Среди других примеров творчества Уччелло — «Святой Георгий и дракон» (ок. 1455-1460 гг.) и «Охота в лесу» (1468-1470 гг.). Последняя картина — еще один пример искусного использования Уччелло линейной перспективы. Мы видим различные фигуры, некоторые на лошадях и пешком, с собаками, бегущими на переднем плане, которые движутся в удаляющийся лес впереди. Это создает ощущение движения и трехмерности.

Гуманизм Искусство

Охота в лесу (1470-е годы), Паоло Уччелло; Паоло Уччелло, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Важно также отметить, что Уччелло писал в стиле поздней готики, а не в типичном стиле, который мы видим в других видах гуманистического искусства, где фигуры характерно классические и изображены с натурализмом. Что выделяло его работы в области гуманизма, так это точное следование линейной перспективе и использование цвета для создания усиленного эффекта на предметах.

Масаччо (1401 — 1428)

Работы флорентийского художника Масаччо являются хорошим примером того, как художники начали использовать перспективу и натурализм в своих сюжетах и композициях. Именно благодаря этому Масаччо известен как «отец Возрождения».

Мы можем ясно заметить отход от готического стиля, который предшествовал этому периоду «возрождения».

Картина Масаччо «Уплата дани» (1425-1427) была написана для капеллы Бранкаччи в Санта-Мария-дель-Кармине и является частью серии других картин на религиозные темы. Мы замечаем, что здесь художник сосредоточен на трех повествованиях (называемых непрерывным повествованием) о жизни святого Петра.

Центральными фигурами являются Христос со своими учениками и сборщик налогов, требующий плату. Мы замечаем, что Иисус указывает Петру на то, чтобы тот собрал деньги. В левой части картины Петр достает деньги из пасти рыбы, а в правой части картины мы видим, как он расплачивается с мытарем.

Знаменитое искусство гуманизма

Уплата подати (1426-1427), Масаччо; Masaccio, Public domain, via Wikimedia Commons

В этой картине есть различные характеристики, которые позволяют предположить, что она является примером гуманистической мысли или влияния. В частности, фигуры изображены в классической манере, о чем свидетельствуют их драпирующиеся одеяния, создающие впечатление, что это статуи из античности. Однако в их выражениях и позах также присутствует натурализм, что подчеркивает их человечность.

Кроме того, Масаччо включил линейную перспективу и пропорции в пейзаж вдали и в архитектурные проекты зданий на переднем плане.

О наличии источника света свидетельствует и то, как художник изобразил отбрасываемые ногами тени. Это была еще одна революционная характеристика живописи Масаччо, поскольку она указывает на ощущение погоды и придает всей композиции невиданную ранее трехмерность.

Алессандро Боттичелли (1445 — 1510)

В его знаменитых картинах «Примавера» (ок. 1482 — 1483 гг.) и «Рождение Венеры» (ок. 1484 — 1486 гг.), известных также как Боттичелли, мы замечаем отход от строгих религиозных фигур. Обе картины изображают классические мифологические сцены богини Венеры в окружении множества других богов и богинь.

В «Примавере» мы видим центральную фигуру Венеры, а слева от нее — богиню весны Примаверу и нимфу Хлорис, преследуемую богом ветра Зефиром. Справа от Венеры — бог Меркурий и три танцующие грации. Над головой Венеры изображена уменьшенная фигура Купидона, пускающего стрелу в сторону трех граций.

Знаменитое гуманистическое искусство

La Primavera («Весна», ок. 1480), Сандро Боттичелли; Сандро Боттичелли, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Считается, что эта картина также свидетельствует о влиянии неоплатонической мысли. Некоторые источники считают, что картина посвящена исключительно эстетике и любви (что связано с верованиями Платона), о чем свидетельствует композиция и то, как красиво расположены предметы, начиная с фигур и заканчивая цветами, разбросанными по земле.

По другим источникам, на картине изображены рассказы Овидия, римского поэта, жившего во времена императора Августа. Овидий считался одним из лучших римских поэтов, наряду с Вергилием и Горацием, в области латинской литературы. Кроме того, Боттичелли был знаком с гуманистическим движением того времени и был последователем творчества Данте, а также философа Марсилио Фичино, который переводил тексты Платона.

Это создает дополнительный контекст для богатого гуманистического искусства Боттичелли.

Высокое Возрождение

С 1490 по 1527 год Высокое Возрождение было периодом совершенствования многих техник Раннего Возрождения. Некоторые художники также стали новаторами новых техник, например, сфумато да Винчи, и использовали новые средства, такие как масло. Этот период в эпоху Возрождения был почти воплощением художественной добродетели и гениальности.

Гуманистическое искусство

Использование техники сфумато можно увидеть в работе Леонардо да Винчи «Портрет Моны Лизы дель Джокондо» (1503-1506); Leonardo da Vinci, Public domain, via Wikimedia Commons.

Было много художников, создавших шедевры искусства, но три из них, так сказать, заняли центральное место. Это Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль. Еще один художник — Донато Браманте, который был ведущим архитектором того времени. В эпоху Высокого Возрождения художники вышли на сцену как воплощение «универсального человека» или «человека эпохи Возрождения», основного постулата гуманизма. Художники считались гениями; многие из них были эрудитами и преуспели во множестве дисциплин помимо искусства, олицетворяя собой культуру гуманизма.

Ниже мы рассмотрим некоторые известные произведения гуманистического искусства этого периода.

Леонардо да Винчи (1452 — 1519)

В свое время да Винчи создал множество шедевров, среди которых знаменитые «Мона Лиза» (1503 — 1506), «Сальватор Мунди» (ок. 1500), «Тайная вечеря» (1498) и «Дева со скал» (1483 — 1486). В картинах да Винчи присутствует повышенное чувство натурализма, заметное в позе и чертах лица каждой фигуры. В том, как художник изображал определенные выражения лица, также есть загадочность, которую мы можем увидеть в намеке на улыбку Моны Лизы, смотрящей на нас со своего места.

  Как нарисовать цветок лотоса - создайте свой собственный эскиз цветка лотоса

В «Деве со скал» да Винчи изобразил религиозную тематику. Однако в ней присутствует элемент таинственности, опять же, благодаря неизвестному скалистому, похожему на пещеру фону позади Девы Марии, которая сидит с фигурами младенцев Христа и Иоанна Крестителя, а также архангела Гавриила.

Гуманистическое искусство Живопись

Дева со скал (1483-1486) Леонардо да Винчи; Леонардо да Винчи и мастерская, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

На этой картине мы видим мастерство (или гениальность) да Винчи в живописи. Он создает трехмерность с помощью многочисленных приемов, таких как сфумато, в котором светлые и темные цвета смешиваются, придавая композиции интенсивность и эмоциональность.

Хотя в работах да Винчи мы видим изображение религиозной тематики, он не создает ощущение идеализма в фигурах. Он почти спускает фигуры на землю, делая их похожими на людей, и это то, с чем может сравниться каждый.

Описанные как «очеловечивание светского», работы да Винчи являются ярким примером гуманистического искусства.

Микеланджело (1475 — 1564)

Давид» Микеланджело (1501 — 1504) — еще один шедевр, свидетельствующий об идеалах гуманизма. Он представляет собой фигуру Давида с рогаткой через левое плечо. Это мраморная статуя библейской фигуры, хотя она украшена классической стойкой контрапосто, а также тем, что это первая обнаженная мраморная скульптура со времен античности.

Микеланджело практически переносит нас в эпоху классицизма, когда мраморные статуи мускулистых обнаженных мужчин были олицетворением человеческой фигуры. По оценкам, высота этой статуи составляет более 17 футов, и она представляет собой идеальное изображение идеальной мужской формы, которая, в свою очередь, становится идеальным изображением красоты.

Гуманизм эпохи Возрождения Художественные произведения

Давид (1501-1504) Микеланджело, Академия изящных искусств, Флоренция, Италия; Livioandronico2013, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Рафаэль (1483 — 1520)

В «Афинской школе» Рафаэля (1509 — 1511) мы снова вспоминаем о классическом возрождении. Вся композиция носит классический характер, изображая различных философов, беседующих и созерцающих. Окружающая обстановка также напоминает классические архитектурные сооружения, например, колонны и арки, включая дизайн греческого креста.

Платон и Аристотель — две центральные фигуры. Среди других известных греческих философов — Пифагор, Птолемей, Евклид и другие. Кажется, что между всеми фигурами идет оживленная беседа, что говорит о слиянии различных гуманитарных дисциплин и стремлении к познанию всех видов интеллекта.

Есть две статуи — греческого бога Аполлона слева и богини Афины справа. Каждая из них соответствует двум основным философам в центре (Платон и Аристотель). Композиция также динамична, и мы почти чувствуем себя частью шумной толпы — арка, окаймляющая сцену на переднем плане, создает впечатление, что это сцена, на которую мы можем выйти в любой момент.

Известное гуманистическое искусство

Скуола ди Атене («Афинская школа», 1511) Рафаэля, фреска в Комнатах Рафаэля, Апостольский дворец, Ватикан; Рафаэль, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Северное Возрождение

Художники северной части Европы не были так заинтересованы в классике, как итальянские художники. Тем не менее, гуманизм все еще преобладал в этих частях Европы. Дезидериуса Эразма называют «принцем гуманистов». Он был католическим священником и переводчиком различных текстов, включая Новый Завет (1516).

Отличительной чертой северных гуманистов от итальянских гуманистов была ориентация на создание личных отношений с Богом, а не на то, чтобы Церковь указывала, как относиться к Богу.

Произошел поворот к более этичному образу жизни, а также акцент на повседневном образе жизни обычного человека как личности. Природа также изучалась и изображалась в произведениях искусства, что привело к появлению новых жанров живописи, таких как натюрморты, пейзажи и портреты.

Альбрехт Дюрер (1471 — 1528)

На картине Альбрехта Дюрера «Автопортрет в отороченном мехом халате» (1500) мы видим гуманистическую перспективу, поскольку художник ставит себя, как личность, в качестве основного объекта картины (по сравнению с тем, как художники часто были второстепенными на картинах, изображались как фигуры на заднем плане, с минимальным вниманием к ним).

Он смотрит прямо на нас с серьезным и строгим выражением лица, на нем темно-коричневое пальто с меховой отделкой. Его правая рука поднята вверх, касаясь пальто; по некоторым источникам, его пальцы напоминают жест благословения.

Популярное искусство гуманизма

Автопортрет в отороченном мехом халате (1500), Альбрехт Дюрер; Альбрехт Дюрер, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Фигура кажется почти христоподобной, что подчеркивается его длинными волосами, аккуратно спадающими на оба плеча. Фон также темный с более светлой стороной справа. Художник использует технику, называемую кьяроскуро, чтобы изобразить переход от светлого к темному.

Альбрехт Дюрер был важным художником Северного Возрождения, потому что он познакомился с гуманистическим движением в Италии и испытал влияние других художников, таких как да Винчи. Он также был участником гуманистических кружков в Нюрнберге. Он исследовал такие математические понятия, как перспектива и пропорция, и написал несколько трактатов, а именно «Четыре книги об измерении» (1525) и «Четыре книги о пропорциях человека» (1528).

За пределами человека

Хотя гуманизм был культурным развитием, или, так сказать, цейтнотом, эпохи Возрождения, принесшим множество социально-политических изменений для западной цивилизации, ему на смену пришли другие движения, которые не чувствовали необходимости изображать идеальные пропорции или симметрию.

Художественное движение маньеризма развилось вскоре после того, как эпоха Возрождения подошла к концу. Художники начали создавать предметы и фигуры, которые не соответствовали пропорциям, со смещенными перспективами. Наблюдался явный отход от прежних классических ценностей порядка и гармонии. После маньеризма в искусстве наступил период барокко, в котором были пересмотрены некоторые аспекты гуманизма эпохи Возрождения, такие как натурализм, перспектива, а также мифологическая тематика.

Гуманизм эпохи Возрождения, безусловно, положил начало новым взглядам на человека, мир и Вселенную. Оно поставило под сомнение многие верования и представления о месте человека в общей схеме вещей. Это был культурный расцвет идей почти во всех доступных дисциплинах, от литературы, музыки, изобразительного искусства и архитектуры до науки, техники, инженерии, астрономии и многого другого.

Часто задаваемые вопросы

Что такое гуманизм эпохи Возрождения?

Гуманизм в эпоху Возрождения был культурным и интеллектуальным движением в 13-16 веках нашей эры. Оно зародилось в Италии, и его идеи распространились по всей Европе. Он считался возрождением философии классической эпохи после обнаружения утерянных книг греческих и римских философов, таких как Платон.

Что такое определение искусства гуманизма?

Определение искусства гуманизма может быть описано как искусство в эпоху раннего и высокого Возрождения, на которое повлияли и повлияли преобладающие гуманистические идеалы того времени. Многие художники в это время черпали вдохновение и знания из текстов классических писателей и философов. Идеалы красоты, порядка и симметрии лежали в основе многих произведений гуманистического искусства.

Каковы были характерные черты гуманизма эпохи Возрождения?

Для гуманизма эпохи Возрождения характерно увлеченное изучение античной литературы классической эпохи, изучение таких языков, как латынь, отход от схоластики, предоставление образования и вера в него для развития лучшего человека, вера в силу и самостоятельность личности, добродетели, этика и критическое мышление, а также творческий поиск в искусстве.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий