Художественное движение конструктивизм: Революционный подход к искусству

Содержание

Искусство конструктивизма

Конструктивизм — это, пожалуй, одно из самых влиятельных художественных и общественных движений 20-го века. Не что иное, как война против нашей концепции и понимания искусства, конструктивизм впервые возник во время русской революции в начале 20 века. Ориентируясь на практичность и современную жизнь, конструктивистское искусство демонтировало статус-кво и пыталось построить коммунистическое общество.

Оглавление

Краткое введение в ключевые идеи конструктивистского искусства

Конструктивизм по своей сути является антиискусством. Искусство конструктивизма выступало против изысков и причуд элитарных произведений искусства, которые обычно были богато украшены и пропитаны христианской ортодоксией. Конструктивистский манифест был написан в 1922 году Алексеем Ганом, русским художником. Начальная строка манифеста гласила: «БЕСКОМПРОМИССНАЯ ВОЙНА С ИСКУССТВОМ». За пять лет до этого, в 1917 году, в России произошла революция, и русский народ освободился от оков правящей элиты.

Во время послереволюционного периода в России художники нашли свою роль в создании практического и промышленного искусства для поддержки нового советского государства. В конструктивизме искусство больше не было предназначено для гедонистического удовольствия, а служило цели в новом коммунистическом обществе. Конструктивистское искусство стало путеводной звездой для русского народа, неся в себе надежды многих на лучшую жизнь. Вдохновляясь футуризмом, супрематизмом и кубизмом, конструктивизм стремился перейти от художественной композиции к конструкции.

Искусство конструктивизма отражало и пыталось повлиять на постоянно меняющийся индустриальный мир. Искусство эпохи конструктивизма отражало суровые машины и технологический прогресс начала 20-го века.

В конструктивизме художественные объекты служат практическим целям, а не выражают красоту или субъективный опыт. «Правда о материалах» была фундаментальной концепцией конструктивизма и выражалась в использовании материалов только в пределах их возможностей. То, как ведут себя материалы, было главным предметом внимания художников-конструктивистов, которые позволяли материалам диктовать форму своего искусства.

Для одних целью этого нового метода художественного творчества был новый современный способ выразить динамизм жизни в современном индустриальном мире. Для других цель была более практичной, они хотели найти новые способы использования материалов для строительства и массового производства. Художники-конструктивисты считали себя творцами современного коммунистического российского общества.

Конструктивистское искусство увлекается геометрическими формами, разреженной композицией и промышленными материалами. Линейки и компасы могли создавать простые формы, отражая декомпозицию искусства и бросая вызов устоявшимся традициям. Художники-конструктивисты использовали в своих конструкциях стекло, дерево и металл.

Конструктивизм Художественное движение

Обложка книги «Конструктивизм» Алексея Гана, 1922 год; Алексей Ган, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Прокладывая путь к революции: Как конструктивизм повлиял на русскую революцию

Лидеры русской революции стремились не только перестроить экономическую систему страны, но и произвести революцию в культурной жизни России. В 1922 году, в тот самый год, когда Алексей Ган написал конструктивистский манифест, родился Советский Союз. Владимир Татлин, отец художественного движения конструктивизма, и другие художники-основатели конструктивизма, такие как Александр Родченко и Алексей Ган, были сторонниками коммунистического режима.

Пытаясь пересмотреть все аспекты современной российской жизни, конструктивисты занимались модой, архитектурой, кино, дизайном и предметами массового производства. Художники-конструктивисты были в значительной степени политиками, и послереволюционная пропаганда носит ярко выраженный конструктивистский характер.

Плакаты с пропагандистскими посланиями, такие как «Бей белых красным клином» (1919) Эль Лисицкого, были типичны для периода гражданской войны. В годы гражданской революции конструктивизм многое разделял с Пролеткультом, художественным учреждением, нацеленным на полную перестройку русской культуры.

Роль конструктивизма в создании коммунистического российского общества

Политическая и культурная деятельность художников-конструктивистов не прекратилась и после революции. Ключевые художники, такие как Татлин и Родченко, продолжали поддерживать коммунистическую систему через свое искусство. Основные задачи этих художников-конструктивистов были прагматичными, но намерение изменить культурные ценности России также сохранялось. Конструктивисты поддерживали коммунистический режим многими способами, от производства и маркетинга предметов массового потребления до оспаривания норм в театре и кино.

Агитпроп

Сочетание слов «агитация» и «пропаганда», агитпроп был явлением среди художников конструктивизма, которые использовали дизайн для достижения политических, культурных и художественных целей в период революции. В создании «Окон РОСТА» принимали участие художники конструктивизма, включая Родченко, Владимира Лебедева, Владимира Маяковского и Валентину Кулагину.

В период с 1919 по 1922 год Российским телеграфным агентством (РОСТА) было опубликовано более 1500 агитационных плакатов. Художники использовали технику фотомонтажа для создания этих плакатов, а затем наклеивали их на пустые окна. Яркие и смелые формы этих плакатов четко передавали политические и социальные проблемы революции. Эти плакаты также успешно мобилизовали рабочих, особенно женщин.

Художники конструктивизма

Плакат №742 «Окна Роста», посвященный электрификации России Владимира Маяковского, 1981 год; архив РИА Новости, изображение №436925 / Папикян / CC-BY-SA 3.0, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Продуктивизм: Сторонники продуктивизма

Создание практического и индустриального искусства было ключевой частью художественного движения конструктивизма. Продуктивный вклад в экономику был неотъемлемой частью творчества художников-конструктивистов в России в период перехода к коммунизму. В период с 1920 по 1924 год шли постоянные дебаты о цели и форме искусства в новой России.

  Отто Дикс - взгляд на создателя необычных картин Отто Дикса

Эти дебаты разгорелись вокруг проекта Татлина «Памятник Третьему Интернационалу». Башенный монумент Татлина был праздником технологического развития. В конструкции сочетались прожекторы и другие динамичные компоненты с эстетикой машины. Многие, в том числе Наум Габо, критиковали проект Татлина за то, что в нем художественная эстетика сочеталась с функциональностью.

Габо и Николай Певзнер вызвали споры в 1920 году своим «Реалистическим манифестом», провозгласившим конструктивизм духовной сущностью. Татлин и Родченко придерживались противоположных концепций утилитарного конструктивизма.

Башня Татлина поразила воображение немецких художников, которые восприняли ее как художественную революцию. После башни Татлина между Берлином и Москвой произошел широкий обмен художественными идеями. Усиленный «Вещью-Гегенстандарт-Объект», советско-германским журналом, созданным Ильей Эренбургом и Эль Лисицким, этот обмен распространил концепцию конструктивизма.

В 1922 году в Берлине состоялась выставка конструктивистского искусства в Русском музее. В том же году в Германии образовалась Интернационал конструктивистов, который встречался с художниками де Стайл и дадаистами. В эту Интернацию входили такие художники, как Ханс Рихтер, Лисицкий и Ласло Мохоли-Надь, но она просуществовала недолго.

В России Институт художественной культуры существовал с 1920 по 1924 год и включал в себя графиков, художников, архитекторов, ученых и скульпторов. Продуктивизм стал результатом ряда дебатов в институте в 1920-1922 годах. Продуктивизм — это точка зрения, согласно которой цель человеческой организации или работы измеряется ростом или производительностью. Логика заключалась в том, что большая производительность является идеалом.

Рождение продуктивизма через конструктивизм потребовало непосредственного участия художников в промышленной работе и положило конец станковой живописи. С его проектами мебели, рабочих комбинезонов и экономичной печки Татлин был одним из первых художников-конструктивистов, перенесших свои художественные навыки в промышленное производство.

Несмотря на расцвет конструктивистского движения, многие критиковали продуктивизм. Увеличение производства, по сути, не является благом при рождении детей, выделении парниковых газов и использовании ограниченных ресурсов в результате ограничений, которые ставит перед нами ограниченная планета.

Русский художник конструктивизма

Владимир Татлин с помощником перед моделью Третьего Интернационала ; Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Конструктивизм и коммунистический консюмеризм

Хотя консюмеризм может идти вразрез с коммунистическим конструктивистским движением, несколько художников работали в рекламе. В 1921 году Советский Союз ввел новую экономическую политику, создав больше возможностей на рынке. Несколько конструктивистов, включая Варвару Степанову и Родченко, создавали рекламу для кооперативов, которым приходилось конкурировать с устоявшимися предприятиями.

Родченко и Маяковский вместе работали над созданием привлекающих внимание иллюстраций с жирными буквами, геометрическими фигурами и яркими цветами. Вместе они называли себя рекламными конструкторами и создавали рекламу товаров повседневного спроса, таких как пиво, пустышки и растительное масло от государственного универмага «Моссельпром». Как и в любой рекламе, яркие цвета, по замыслу художников, должны были вызывать эмоциональную реакцию.

Другие художники, в том числе Степанова и Любовь Попова, с переменным успехом пытались создать конструктивистскую одежду. Удивительно, насколько охотно эти художники балансировали между своими коммунистическими убеждениями и потребительскими требованиями.

Конструирование культуры

Хотя конструктивисты были политически активны и активно участвовали в коммерческой деятельности во время перехода к Советскому Союзу, они также занимались вопросами культуры. Такие элементы культуры советского общества, как фотография, кино, графический дизайн и архитектура, в начале 20-го века подверглись конструктивистским изменениям.

Кино как средство культурных изменений

В 1920-х годах советские конструктивисты основали Левый фронт искусств — организацию, которая издавала журнал «ЛЕФ». Журнал ЛЕФ пытался защитить от возможности реставрации капиталистической системы и сохранить авангард перед лицом критики со стороны социалистического реализма.

Часть коммунистической партии пыталась возродить традиционные повествования и станковую живопись, а конструктивисты из ЛЕФа начали фокусироваться на кино как новом средстве культурных изменений. Маяковский был актером в фильме «Барышня и хулиган» (1919), а Родченко создал анимационные сцены и интертитры для фильма Дзиги Вертова «Киноглаз» (1924). Декорации и костюмы к научно-фантастическому фильму «Аэлита» (1924) были разработаны Александрой Экстер.

В фильмах «Буря над Азией» (1928) Всеволода Пудовкина и «Турксиб» (1929) Виктора Тюрина использовались интертитры и сценарии теоретика продуктивизма Сергея Третьякова и Осина Брика. Для конструктивистского кинематографа характерны монтажи, снятые на скорую руку. Этот стиль кинопроизводства характерен для документалиста Эсфирь Шуб и авторов ЛЕФа Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова.

Сочетая любовь к американской эпохе джаза и схожие авангардистские намерения, Леонид Трауберг и Григорий Козинцев были сторонниками эксцентрических фильмов. Раннее советское кино отличает абстракция и монтажи, используемые для создания агитационного эффекта.

Конструктивистское кино и искусство имели сходство с русскими формалистами в их использовании «создания странного», а также в их попытках сделать зрителя активным в его взаимодействии с произведением искусства. Виктор Шкловский, главный теоретик русского формализма, тесно сотрудничал с конструктивистами. Театр был главной сценой для проверки этих художественных теорий.

Октябрь в театре» был создан Всеволодом Мейерхольдом, который использовал новые биомеханические актерские технологии. Теория научного управления Фредерика Уинслоу Тейлора и цирк послужили вдохновением для этого актерского стиля. Такие художники, как Попова, Веснин и Степанова, исследовали конструктивистское планирование пространства в своих декорациях.

Александр Таирой обращался к публике, используя декорации, созданные братьями Стенбергами и Александрой Экстер. Подобные идеи оказали влияние на ранний советский кинематограф и вдохновили таких немецких режиссеров, как Эрвин Пискатор и Бертольт Брехт.

  Как сделать цвет кожи - руководство по рисованию тонов кожи

Конструктивистский графический дизайн

Радикальные дизайнеры на Западе, в частности Ян Чихольд, черпали вдохновение в оформлении книг русских художников-конструктивистов, таких как Эль Лисицкий, Родченко, Антон Лавинский и Соломон Телингатер. Художники-конструктивисты разрабатывали графику для плакатов практически для всего. В политических агитационных плакатах часто использовался агитационный фотомонтаж Валентины Кулагиной и Густава Клуциса. На плакатах для кино часто использовались яркие и геометричные рисунки братьев Стенбергов.

К концу 1920-х годов в Кельне возникла новая форма конструктивизма. Кельнские прогрессисты, группа, связанная с членами русского конструктивизма, такими как Лисицкий, основали фигуративный конструктивизм. Венский метод обучения типографской графике возник в результате сотрудничества между кельнскими прогрессистами и русскими конструктивистами. Главный теоретик этой группы, Франц Зайверт, издавал журнал в этом стиле под названием A bis Z.

Леон Троцкий был ранним политическим покровителем конструктивистов. После изгнания Левой оппозиции и Троцкого в 1928 году эта поддержка стала казаться подозрительной. В 1920-е годы коммунистическая партия стала отдавать предпочтение реалистическому искусству, но только в 1934 году социалистический реализм занял место конструктивизма. Несмотря на это, такие конструктивисты, как Родченко, Лисицкий и Степанова, продолжали создавать авангардные проекты для государства.

Движение конструктивизма

Рабочие объединились через фабричный совет, автор: Зейверт (1922); Создатель: Франц Зейверт, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Конструктивистские фотомонтажи

Русские художники конструктивизма рано включились в разработку техники фотомонтажа. Густав Клуцис создал несколько работ с использованием техники фотомонтажа, в том числе «Динамичный город» (1919-1920). Конструктивистский метод монтажа был схож с дадаистскими методами в том, как он соединял вместе нарисованные фрагменты и газетные фотографии. Однако, по сравнению с дадаистами, конструктивистские монтажи были менее разрушительными. Иллюстрация Родченко к поэме Маяковского «Про это», пожалуй, самый известный пример конструктивистских монтажей.

ЛЕФ популяризировал еще один отличительный стиль конструктивистской фотографии, который имел ряд общих черт с зарождающимся документальным движением. Этот стиль отражал работу Ласло Мохоли-Надь с абстрактным освещением, высокими контрастами и неровными углами. Макс Пенсон и Борис Игнатович были сторонниками этого стиля наряду с Родченко и другими.

Архитектура конструктивистов

Конструктивистская архитектура возникла из более широкого художественного движения после русской революции 1917 года. Архитектура занимала центральное место в идеологии конструктивизма. Художники начали обращать свое внимание на удовлетворение промышленных и социальных потребностей новой социалистической системы.

Существует два четких направления архитектурного дизайна, возникших в рамках конструктивистского движения. Первое сосредоточилось на ритме и пространстве внутри зданий и отражено в «Реалистическом манифесте» Габо и Певзнера. Другое направление представляло собой потасовку между членами Комиссариата по просвещению. С одной стороны, одни выступали за чистое искусство, с другой стороны, продуктивисты, такие как Родченко и Татлин, утверждали искусство в рамках промышленного производства.

В 1922 году Габо и Певзнер эмигрировали, и движение последовало утилитарным замыслам продуктивистов. При поддержке ЛЕФа и Пролеткульта продуктивизм стал доминирующим влиянием для О.С.А., архитектурной группы под руководством Моисея Гинзбурга и Александра Веснина.

Влиятельные конструктивисты и их знаменитые работы

Чтобы получить реальное представление о конструктивистском движении, мы рассмотрим работы некоторых из самых известных русских художников-конструктивистов. Татлин, Родченко и Эль Лисинцкий являются одними из самых известных художников этого периода, и их работы прекрасно отражают идеи и стили советских конструктивистов.

Владимир Татлин: Отец движения конструктивизма (1885-1953)

Во время посещения студии Пикассо в 1913 году Татлин нашел эксперименты испанского художника с коллажами вдохновляющими. Два года спустя Татлин создал свои собственные трехмерные абстрактные коллажи из дерева и металла. Во время русской революции 1917 года Татлин начал планировать памятник, который должен был отразить масштабные изменения в социальной структуре России. Проект памятника Третьему Интернационалу, или Башни Татлина, начал формироваться в 1919 году.

Памятник Третьему Интернационалу

Хотя башня Татлина так и не была построена, это, пожалуй, самая известная его работа. Криволинейная деревянная модель спиралью устремлялась вверх, а на башне присутствовали такие динамичные элементы, как прожекторы и проекционные экраны. Башня должна была иметь спиралевидный стальной каркас высотой 1 300 футов.

Конструктивистская скульптурная конструкция также включала три формы: конус, цилиндр и куб, все они были построены из стекла. Эти блоки должны были стать местами для встреч, и Татлин планировал, что они будут меняться раз в день, месяц и год соответственно.

Стекло и сталь были для Татлина необходимыми материалами для современного промышленного строительства. Эти материалы олицетворяли бум промышленных технологий машинного века, который так вдохновлял конструктивистов. Постоянно движущиеся геометрические фигуры олицетворяли динамизм современного мира. Башня Татлина была революционным памятником, который должен был стать центром пропаганды и функциональным конференц-залом для всемирной коммунистической организации «Третий Интернационал».

Хотя она так и не была построена, ее дизайн стал основополагающим для конструктивистской архитектуры, скульптуры и графического дизайна. Башня Татлина остается иконой утопического дизайна и послужила вдохновением для нескольких фильмов.

Угловой контррельеф (1914)

В первые годы своего художественного развития Татлин создал серию контррельефов, которые проложили мост между его кубистическим влиянием и искрой конструктивизма. Контррельеф «Угол» не относится ни к скульптуре, ни к живописи, что типично для конструктивистских представлений о старомодных художественных средствах.

Эта работа находится в углу комнаты. Традиционно в благочестивых русских домах на этом месте стояли религиозные иконы, поэтому размещение этого произведения приобретает новое значение. Современность и промышленные эксперименты, по мнению Татлина, должны стать новыми русскими богами.

Некоторые считают, что идея этой серии вытекает из Технического манифеста футуристической скульптуры (1912), в котором Умберто Боччони, итальянский футурист, призывает расщеплять фигуры, чтобы поместить в них окружающую среду. Конструктивистская скульптура имеет уникальную связь с окружающей средой из-за своего расположения в углу. У Татлина был опыт изготовления музыкальных инструментов, и диагональные провода, которые охватывают эту работу, напоминают об этом.

  "Падший ангел" Александра Кабанеля - знаменитая картина Люцифера

Конструктивизм Скульптура

Угловой контррельеф В. Татлина, 1914; shakko, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Александр Родченко (1891-1956)

Родченко выступал за интеграцию авангардного искусства и повседневной советской жизни. Стилистические решения Родченко, отличающиеся яркими линиями, яркими цветами и смелыми геометрическими формами, можно найти на агитационных плакатах, подвесных скульптурах и полотнах.

Пространственные конструкции (1918-1921)

В типичной конструктивистской манере геометрические формы были основополагающей частью проектов Родченко. Эта подвесная скульптура не является исключением. В подвешенном состоянии концентрические геометрические формы превращаются из неподвижной, двухмерной фигуры в динамичную скульптуру, реагирующую на окружающую среду.

Подобные скульптурные эксперименты преображают зрителя, приглашая его к активному взаимодействию с произведением и окружающей средой. Родченко и другие конструктивисты предполагали, что это взаимодействие с массами выйдет за пределы выставочного пространства.

Книги (пожалуйста)! По всем отраслям знаний (1924)

Родченко был в авангарде графического дизайна конструктивизма, и этот агитационный плакат является символом его отличительного стиля. На культовом плакате изображена фотография женщины, выкрикивающей заголовок, в обрамлении линейных форм красного и черного цветов. Четкие геометрические формы простираются от центра, создавая визуальное впечатление исходящего крика.

Чистый красный цвет, чистый желтый цвет, чистый синий цвет (1921)

В типичной для конструктивистского движения манере, эта серия из трех живописных полотен сводит художественное выражение не более чем к практическим экспериментам.

В этой работе Родченко не экспериментирует с формой или композицией, вместо этого он сводит живопись к изучению характера цвета. Используя три основных цвета, каждый на отдельном холсте, Родченко утверждает, что это фундаментальная основа живописи.

Эта работа не пытается превратить материал краски в искусство, предпочитая, как и подобает конструктивистам, использовать материал наиболее практичным, честным и утилитарным способом. Некоторые интерпретируют эту картину как отказ от духовного мистицизма, присутствующего в работах Казимира Малевича. В выборе цветов нет никакого глубокого смысла, кроме чисто практической пользы.

Эль Лисситцки (1890-1941)

Лисицкий был фотографом, архитектором, дизайнером и художником, сыгравшим основополагающую роль в движении русского авангарда. Стилистические техники и приемы, разработанные Лисицким, оказали большое влияние на графический дизайн 20-го века. Лисицкий был влиятелен в конструктивистском движении, создавая пропагандистские работы для нового советского режима.

Проун-рум (1923)

Подобно «Пространственным конструкциям» Родченко, эта скульптурная инсталляция призвана перемещать зрителя по пространству. Инсталляция Лисицкого из динамичных и абстрактных геометрических форм, которые кажутся парящими, делает зрителя активным участником произведения. Для Лисицкого радикальная трансформация материалов и пространства стала визуальным отражением фундаментальных сдвигов, происходящих в социальной структуре России.

Конструктивизм Графический дизайн

Проун (ок. 1922-1923) Эль Лисицкий; Эль Лисицкий, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Абстрактный кабинет (1927-1928)

Когда человек проходит мимо этой стены из вертикальных досок, их вид меняется от темного к светлому. Эта работа олицетворяет стремление конструктивистов к активному участию в функциональных произведениях искусства. По мере того, как зритель перемещался в пространстве, характер произведения менялся. К сожалению, это произведение погибло во время Второй мировой войны.

Наследие конструктивизма: За пределами России

В соответствии с желанием конструктивистов распространить коммунистическую идеологию по всему миру, конструктивизм начал распространяться в нескольких странах после Первой мировой войны. Современные латиноамериканские мастера, такие как Энрике Табара, Карлос Катассе, Тео Константе и многие другие, нашли художественное вдохновение в конструктивизме.

Австралийский художник Джордж Джонсон и новозеландец Питер Николлс демонстрируют влияние конструктивизма. В 1930-1940-х годах в Англии Габо создал форму конструктивизма, которая оказала влияние на дизайнеров, художников и архитекторов.

Уже в 1980-х годах мы можем увидеть влияние графического дизайна конструктивизма в работах Невилла Броуди. В 1980-х годах влиятельная дизайнерская компания The Designers Republic, основанная Яном Андерсоном, использовала принципы конструктивизма.

Конструктивистские идеи коснулись всех художественных дисциплин, включая кино, театр, музыку, скульптуру, архитектуру, моду и поэзию. В период массовых социальных потрясений и неопределенности по всему миру конструктивизм призывал к полному переосмыслению нашего мира.

Рекомендуемая литература для более глубокого понимания

Конструктивизм процветал в политической и социальной среде неопределенности. Глубокие тонкости исторических обстоятельств, способствовавших развитию конструктивистских идей, весьма обширны. Если вы хотите узнать больше об этом уникальном и сложном художественном движении, мы предлагаем вам две книги.

Искусство конструктивизма

Теяшим (Четыре козла) (1922) Эль Лисицкий; Эль Лисицкий, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Борьба за утопию: Родченко, Лисицкий, Мохоли-Надь, 1917- 1946 гг.

Основанная на докторской диссертации Виктора Марголина, эта книга идеально подходит для профессиональных художников или тех, кто интересуется более сложными элементами конструктивистского движения. Язык книги не перегружен жаргонизмами, но исследуемые темы сложны. Книга хорошо организована и содержит подборку фотографий периода российского конструктивизма с 1917 по 1946 год.

Борьба за утопию: Родченко, Лисицкий, Мохоли-Надь, 1917- 1946 гг.

  • Одна из лучших книг о геометрическом конструктивизме в России
  • Анализ русского и немецкого конструктивистского искусства и дизайна
  • Фокус на ключевых творческих фигурах Лисицкого, Родченко и Мохоли-Надь

Родченко и Попова: Определение конструктивизма

Это всестороннее исследование о Родченко и Поповой, двух самых влиятельных художниках эпохи конструктивизма, написано Маргаритой Тупицыной. В книге, написанной для сопровождения выставки в Тейт Модерн, представлено более 200 различных работ этих двух художников. Разнообразие красочных иллюстраций подчеркивает многогранность творчества этих художников в различных формах. Среди работ, представленных в книге, — плакаты, рисунки, картины, декорации, архитектурные проекты и текстиль.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий