Импрессионизм — что нужно знать об импрессионистском движении

Содержание

Импрессионизм

Эпоха импрессионизма — одна из самых значительных в 19 веке. Импрессионизм произвел революцию в стиле, технике и намерениях живописи. Отбросив традиционные представления о живописи, художники-импрессионисты, такие как Клод Моне, Мэри Кассатт и Эдгар Дега, пытались передать всю необработанность окружающего мира. Стиль импрессионизма характеризуется свободной работой кисти, отсутствием переходных цветов и ощущением непостоянства. В этой статье мы подробно рассмотрим стиль, художников и концепции, присущие движению импрессионизма.

Оглавление

Ключевые идеи импрессионизма

Прежде чем мы погрузимся в историческое развитие импрессионистского стиля и некоторых наиболее известных художников, мы должны рассмотреть некоторые определяющие характеристики картин эпохи импрессионизма. Что такое импрессионизм и чем этот стиль отличается от того, что было до него?

Импрессионистский стиль живописи прямо противопоставил себя традиционным кистям и композиционным приемам эпох романтизма и реализма. Для того чтобы получить определение импрессионизма, необходимо рассмотреть несколько ключевых приемов, включая кисть и цвет, перспективу и композицию, а также влияние научно-технического прогресса.

Ослабление кисти

Одной из наиболее заметных особенностей импрессионистского стиля живописи является работа кистью. В отличие от гладких и едва заметных мазков кисти в романтической и реалистической живописи, импрессионисты использовали более свободные и смелые мазки. Художники-импрессионисты использовали более короткие мазки и располагали мазки совершенно разных цветов рядом друг с другом.

Цвета смешивались на холсте как можно меньше, используя концепцию одновременного контраста, благодаря чему цвета казались более яркими. Живопись на белом холсте была еще одним способом, с помощью которого художники-импрессионисты могли подчеркнуть яркость цвета.

Художники-импрессионисты также использовали гораздо более светлые цвета, чем в предыдущие эпохи, используя белые и светлые оттенки, чтобы передать движение естественного света. Серые и темные оттенки во многих картинах импрессионистов представляли собой смеси дополнительных цветов, а черной краски художники, исповедующие настоящий импрессионизм, избегали. Эта техника еще больше подчеркивала мазки кисти. Многие критики эпохи импрессионизма считают, что из-за этих мазков и использования цвета картины импрессионистов выглядят незаконченными и дилетантскими.

Искусство импрессионизма

Водяные лилии (1685), Клод Моне; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Композиция и перспектива

В импрессионизме определение не было самым важным элементом картины. Более свободная и очевидная работа кистью отказалась от ясности формы, которая помогала отличать главные части от менее значительных элементов реалистических и романтических картин. Художники-импрессионисты также отказались от трехмерной перспективы и изображения совершенства и симметрии предыдущих эпох.

Для художников-импрессионистов роль художника заключалась в том, чтобы перенести мир в том виде, в котором он предстал, непосредственно на холст. Эта перспектива находила красоту в несовершенстве и мгновенных изменениях окружающего нас мира.

Новое упражнение в живописи также стало обычной практикой среди художников-импрессионистов, которые стремились к более близкому восприятию мира. Живопись en plein air, или на открытом воздухе, стала популярной в эпоху импрессионизма. Такие художники, как Моне, обнаружили, что рисование в композиционном окружении позволяет им более точно запечатлеть единственный, несовершенный момент.

Влияние научного развития

Развитие фотоаппарата оказало большое влияние на перспективы импрессионистов. Фотоаппарат может запечатлеть в кадре доли секунды времени. Многие художники-импрессионисты стремились имитировать этот эффект и пытались передать оптические эффекты света. Художники-импрессионисты также стремились запечатлеть мельчайшие изменения других характеристик окружающего мира, например, изменения погоды. Это намерение, в сочетании с использованием светлых тонов и смелых мазков, позволило импрессионистам передать мимолетность бытия.

Художники-импрессионисты также воспользовались другими технологическими достижениями, такими как тюбики с заранее приготовленной краской, что облегчило им рисование на пленэре. Синтетические пигменты также становились все более популярными и широко доступными в эпоху импрессионизма. В технике импрессионистской живописи активно использовались такие новые пигменты, как виридиан, ультрамарин, лазурь, кобальт синий и кадмий желтый.

Растущие темпы технологического развития также повлияли на сюжеты многих импрессионистских картин. Хотя пейзажи импрессионистов являются одними из самых известных тем, художники-импрессионисты также любили запечатлевать интимные сцены в кабаре и кафе, оперных театрах и на скачках.

Картины импрессионистов отражают растущую индустриализацию Парижа в середине 19 века, а городские композиции импрессионистов передают чувство отчуждения в растущем мегаполисе.

Отслеживание значительных событий в импрессионистском движении: Что такое импрессионизм?

Импрессионистское движение зародилось в начале второй половины 19 века и просуществовало в различных проявлениях примерно до 1910 года. За это время импрессионизм несколько раз трансформировался, и разные периоды ассоциируются с совершенно разными техниками, темами и стилями. В этом разделе статьи мы рассмотрим движение импрессионизма, как оно развивалось в конце 19 века.

Революционное движение: Импрессионизм и официальное искусство

По своей сути движение импрессионистов было революционным движением в искусстве. Художники-импрессионисты отвергали многие традиции и техники других стилей живописи, в частности романтизма. Импрессионисты были не одиноки в оспаривании этих условностей художественной красоты и отношений между художником и государством. Реализм и натурализм отвергали многие романтические традиции, и импрессионизм имеет несколько корней в этих стилях.

Раннее импрессионистское искусство

Комо и озеро Комо (1834), Жан-Батист Камиль Коро; Жан-Батист Камиль Коро, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Корни в реализме

Первым художественным течением, бросившим вызов парижскому истеблишменту в середине XIX века, был реализм. Гюстав Курбе был пионером реализма, и он считал, что искусство официальных учреждений было слепо к реальности. В то время деспотический режим крепко сковал французов, доведя большую часть населения до крайней нищеты. Несмотря на повальную нищету, искусство того времени фокусировалось на мифологических и классических сюжетах, экстравагантных изображениях природы и идеализированных обнаженных фигурах.

В 1855 году Курбе профинансировал и провел выставку своих работ. Его работы не только противопоставлялись официальным традициям в концепции, но Курбе провел выставку прямо напротив Всемирной выставки в Париже. Импрессионизм нашел вдохновение в отказе реализма от идеальных предметов, оторванных от реальной жизни. Тематика импрессионистов далека от прославленных и возвеличиваемых исторических героев официальных картин.

Вдохновение природы

Движение натурализма возникло примерно в то же время и имело тесные ассоциации с реализмом. Хотя у этих двух направлений много общего и их часто путают, есть и явные различия. Реализм стремился представить мир таким, какой он есть, без излишеств и причуд, в то время как натурализм сосредоточился на мире природы как предмете изображения. Натурализм отвергал мифологический героизм и историческую контекстуализацию традиционного искусства.

Хотя живопись на пленэре часто ассоциируется в первую очередь с импрессионизмом, она была центральной чертой движения натурализма. Уже в 1820-х годах художники-натуралисты, такие как Жан-Франсуа Милле и Жан-Батист Камиль Коро, создавали наброски сельской местности, деревьев и сельских жителей на пленэре в Барбизонском лесу. Барбизонская школа возникла примерно в это время, и это ознаменовало растущее международное увлечение живописью мира природы во всем его неизменном великолепии.

Желание запечатлеть мир природы в его точной форме является основополагающей частью импрессионистского движения. Однако, в отличие от натурализма, художники-импрессионисты не пытаются передать мир в гиперреалистичных деталях. Вместо этого импрессионисты стремятся передать «впечатление» от мира природы. Это впечатление включает в себя субъективность художника.

Ранние выставки импрессионистов в Париже

Революционный характер импрессионистского художественного движения начал набирать обороты в 1863 году. Официальный ежегодный художественный салон был вершиной французского мира искусства. Нескольким художникам-импрессионистам, таким как Поль Сезанн, Эдуард Мане и Камиль Писсарро, не разрешили выставлять свои работы на этом салоне. В результате исключения эти художники создали «Салон отвергнутых», где они могли выставлять свои работы. Император Наполеон III санкционировал проведение салона, чтобы успокоить художников, но выставка вызвала большие споры в обществе.

  Йоханнес Вермеер - взгляд на жизнь и творчество голландского живописца Вермеера

Одной из самых спорных картин на этой выставке была «Дежурство на траве», которую Мане написал в том же году. На картине изображены одетые мужчины и обнаженные женщины, наслаждающиеся пикником. Возможно, если бы это были условно идеализированные обнаженные женские фигуры, картина не вызвала бы столько споров. Однако это были современные женщины, и их обнаженное состояние предполагало гораздо более откровенные сексуальные действия, чем это допускалось традицией.

Французские кафе: импрессионизм и разнообразие

Движение импрессионистов было невероятно разнообразным в плане тематики и художников по сравнению с официальными конвенциями. Французские кафе сыграли важную роль в развитии этого импрессионистского разнообразия, поскольку они были популярными местами среди художников-импрессионистов. Такие художники, как Клод Моне, Альфред Сислей, Пьер-Агюст Ренуар, Камиль Писсарро и Поль Сезанн, часто посещали кафе «Гербуа» на Монмартре. Эти художники встречались с другими творческими единомышленниками, включая фотографов, критиков и писателей.

Художники-импрессионисты

Переводная литография под названием Au Café Guerbois («В кафе Гербуа», 1869) Эдуарда Мане; Édouard Manet, Public domain, via Wikimedia Commons

В этой группе были разные личности, политические взгляды и финансовое положение. Если Берта Моризо, Дега и Гюстав Кайлеботт были выходцами из семей высшего класса, то Ренуар, Моне и Писсарро — из купеческих семей. Альфред Сислей был англо-французом, а Мэри Кассатт была и женщиной, и американкой.

Многие считают, что именно разнообразие в этой группе творцов определило огромное творчество, которое появилось в результате их коллективных начинаний. Даже внутри движения импрессионистов мы можем видеть разнообразие в стиле и технических приемах.

Анонимное общество художников, живописцев, скульпторов, граверов и т.д.

До 1874 года термин «импрессионизм» не определял это творческое собрание. У этого творческого коллектива не было единого стиля, но всех их объединяло отвращение к слишком академичным и строгим условностям традиций изобразительного искусства. В 1860-х годах этот коллектив решил создать коммерческий кооператив, чтобы обрести творческую независимость и финансовую безопасность. Многие из этих художников имели ограниченный финансовый успех, а парижские салонные выставки не принимали их работы.

Коллектив провел свою первую серию выставок в студии фотографа Фелиса Надара, но импрессионистами они стали называть себя только после третьей выставки в 1877 году. Большинство этих выставок стоили художникам денег, и в течение первых нескольких выставок они не привлекали особого внимания публики. Хотя их последующие выставки привлекали более широкую аудиторию, многие художники все равно не смогли продать много работ, а некоторые оставались очень бедными.

Движение импрессионистов

Во враждебной рецензии на выставку творческого коллектива в 1874 году Луи Леруа обвинил группу в том, что она рисует только «впечатления» от вещей. Лерой позаимствовал термин «импрессионизм» из картины Моне 1873 года «Впечатление, восход солнца». Несмотря на враждебность, с которой они восприняли это название, импрессионисты начали принимать его. В более поздние десятилетия импрессионисты также называли себя «независимыми» — это название произошло от бунтарских взглядов Общества независимых художников (Societe des Artistes Independants).

Несколько художников-импрессионистов создали это общество в 1884 году, пытаясь дистанцироваться от условностей художественного академизма. Художники, работавшие под именем импрессионистов, отличались огромным разнообразием стилей и техник. Однако их объединял общий интерес к изображению визуального восприятия с акцентом на эфемерные моменты современного мира, основанные на мимолетных оптических впечатлениях.

Фотография и импрессионисты

Развитие фотографии было важной движущей силой большей части философии импрессионизма. Через объектив фотограф может запечатлеть единственный, мимолетный момент времени, создавая прямой отпечаток реальности на двухмерной поверхности. Фотография повлияла на импрессионизм двумя различными способами.

Во-первых, возможность запечатлеть любой момент изменила представление о том, что значит быть достойным визуального воссоздания. Традиционная французская живопись концентрировалась вокруг исторически значимых, мифологических сюжетов и прославленных портретов лидеров и героев. Фотография способствовала сохранению всех видов новых и ранее не замеченных сцен, пейзажей и людей.

Многие художники-импрессионисты нашли вдохновение в этой вновь обретенной способности изображать упущенные из виду части реальности. Художники рисовали оживленные улочки, площади и сцены в кафе, отражающие динамику развивающегося городского мира, а также новое чувство, что даже самые обыденные аспекты этого мира достойны запечатления.

Вторая причина, по которой импрессионизм обязан фотографии, связана с концепцией спонтанной композиции. Кроме того, фотография может запечатлеть момент времени и место в пространстве в одно и то же мгновение. Художники-импрессионисты стремились передать это же чувство в своих картинах.

Фантастический пример — площадь Согласия, картина Дега, на которой запечатлена парижская площадь. Эта картина — не просто изображение площади, а всех людей и животных, проходящих через нее в тот самый момент, когда Дега стал ее свидетелем. Тела расположены в бессистемном движении, и такая точная способность запечатлеть момент в пространстве могла появиться только благодаря пониманию и оценке фотографии.

Художники-импрессионисты

Площадь Согласия (1875), Эдгар Дега; Эдгар Дега, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Тенденции, концепции и стили импрессионизма

От живописи снаружи до увлечения телами и движением — стили, концепции и направления импрессионизма обширны и разнообразны. Основополагающие тенденции в тематике включают интимную жизнь женщин, шумные городские пейзажи и изучение тел в пространстве.

Живопись на пленэре

Отталкиваясь от практики художников-натуралистов рисовать внутри сцены, художники-импрессионисты проводили много часов на улице при различных погодных условиях, запечатлевая прекрасные впечатления. Живопись на пленэре сыграла центральную роль в развитии двух основных мотивов импрессионизма.

Рисуя на улице, художники могли наблюдать и запечатлевать мир в разных состояниях, отмечая течение времени. Живопись на открытом воздухе также позволила художникам-импрессионистам усовершенствовать свою способность передавать эффекты естественного освещения. Например, серия работ Моне «Стог сена», написанная в 1890-1891 годах, изображает один и тот же стог сена при различном освещении и погодных условиях.

Многие художники-импрессионисты писали картины на открытом воздухе, в том числе Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Берта Моризо и Джон Сингер Сарджент. Моне смог настолько хорошо овладеть изображением естественного света, что стал одним из самых знаменитых импрессионистов.

Моне писал картины на улице в любое время суток, тщательно документируя изменения в обстановке. В своем саду в Живерни Моне часами создавал спонтанные впечатления от пейзажа. Используя несмешанные цвета с очень мягкими мазками, Моне удавалось создать ощущение тонкой вибрации, как будто природа жила и дышала на двухмерном холсте. Моне также использовал технику живописи «мокрый по мокрому», что привело к размытым границам и мягким краям, намекающим на трехмерный мир.

Импрессионистские произведения искусства

Der Roseweg in Giverny («Дорога роз в Живерни», до 1992 года), Клод Моне; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Впечатление от города

Импрессионизм был тесно связан с парижским обществом, и многие художники запечатлели растущий столичный характер города. Реконструкция Парижа бароном Жоржем-Евгением Хаусманом в 1860-х годах значительно модернизировала город. Одним из наиболее заметных изменений стало расширение тротуаров, которые вскоре стали центрами общественной активности.

Вместе с реконструкцией города появилась концепция фланера, или бездельника, который бродит по общественным местам города. Картины импрессионистов, запечатлевшие этот меняющийся городской пейзаж, фокусируются на фланере как на метафоре современного человека в растущем мегаполисе.

Гюстав Кайлеботт изобразил эти темы городской современности в своих городских панорамах. Кайлеботт также сосредоточился на психологии людей в городском пейзаже. У Кайлеботта более реалистичный стиль, чем у многих ранних художников-импрессионистов, но атмосферные изменения и эмоциональность по-прежнему пронизывают его работы. Его картина «Париж, дождливый день», завершенная в 1877 году, изображает фланера, прогуливающегося по бульвару в характерной шляпе и черном пальто.

Импрессионисты, такие как Моне и Писсарро, также воплотили урбанизированный городской пейзаж в своих собственных уникальных стилях, сосредоточившись на качестве света и движении. Эти работы подчеркивают геометрическое расположение общественного пространства в городе, тщательно очерчивая улицы, деревья и здания.

Например, в 1897 году Писсарро завершил работу «Бульвар Монмартр, после полудня», которая привносит в городской пейзаж характерные для импрессионистов цветовые мазки. Импрессионисты, такие как Моне и Писсарро, передавали нарастающий темп современной городской жизни грубыми мазками кисти и характерными мазками цвета.

  Амедео Модильяни - взгляд на жизнь художника Амедео Модильяни

Французский импрессионизм

Rue de Paris, Temps de Pluie («Парижская улица в дождливую погоду», 1877), Гюстав Кайлеботт; Гюстав Кайлеботт, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Человеческое тело и художники-импрессионисты

В то время как многие художники-импрессионисты любили писать пейзажи на улице, другие, такие как Дега, Кассатт и Ренуар, не верили, что живопись должна быть спонтанным подвигом. Дега был высококвалифицированным портретистом и рисовальщиком, и его любимыми сюжетами были сцены в помещении, изображающие современную жизнь. На самых известных картинах Дега мы видим людей из всех слоев общества, от артистов балета, готовящихся к выступлению, до музыкантов в оркестровой яме.

Рассматривая стиль живописи Дега, мы видим, как много стилистических различий было под зонтиком импрессионизма. Дега, как правило, использовал более толстые и намеренные мазки, и он очерчивал свои формы с гораздо большей четкостью, чем такие художники, как Писсарро и Моне.

Увлечение рисованием человеческих форм также имело психологический аспект для таких импрессионистов, как Кассатт, Ренуар и Морисо. Ренуар изображал повседневную деятельность различных членов своего квартала в характерных для него насыщенных и ярких цветах. Ренуар любил документировать социальную активность парижского общества.

Хотя Ренуар был известен тем, что писал картины на пленэре, он не был заинтересован в том, чтобы запечатлеть атмосферные изменения внутри сцены. Вместо этого Ренуар использовал свободную и легкую кисть, чтобы подчеркнуть человеческую форму и передать эмоциональные качества своих объектов.

Что такое импрессионизм

Перед спектаклем (1896), Эдгар Дега; Эдгар Дега, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Импрессионизм и женщины

До сих пор мы рассматривали в основном художников-импрессионистов мужского пола и их подвиги. В 19 веке женщины-художницы сталкивались со многими барьерами при вхождении в эту сферу и создании своих работ. Рисуя человеческие фигуры, мужчины-импрессионисты, как правило, писали их в общественных местах, например, в городских кафе. В отличие от них, женщины-импрессионисты, такие как Берта Моризо, фокусировались на частной жизни женщин конца XIX века.

Будучи первой женщиной, выставившей свои работы вместе с импрессионистами, Морисо в своих богатых композициях подчеркивала сугубо личную и домашнюю сферу женского общества. Материнская связь между ребенком и матерью была любимой темой Морисо, и ее картина 1872 года «Колыбель» — прекрасный тому пример.

Берта Морисо, Ева Гонзалес, Мэри Кассатт и Мари Бракемонд — четыре самые выдающиеся женщины-импрессионистки. В 1879 году Кассатт вместе с импрессионистами начала выставлять свои картины, изображающие частную и общественную женскую жизнь.

Кассатт изображала женскую фигуру в урбанизированном городском пейзаже, как на ее картине 1879 года «В опере». В этой и многих других картинах Кассатт использует несколько новаторских техник, которые стали предвестниками ее последующего развития современного искусства. Эти инновации включали использование почти аляповатых ярких цветов и уплощение трехмерного пространства.

Феминистский импрессионизм

Le Berceau («Колыбель», 1872), Берта Морисо; Берта Морисо, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Жизнь после импрессионизма: Постимпрессионистские движения

Как мы видели, в движении импрессионистов было большое разнообразие, но, несмотря на разнообразие обстоятельств и стилей, группа часто встречалась и сотрудничала. В период с 1874 по 1886 год группа провела восемь выставок своих работ, но в течение этого периода они начали отдаляться друг от друга. К этому времени многие художники-импрессионисты почувствовали, что они овладели стилем раннего импрессионизма и нуждаются в других стилях и техниках. Другие члены группы импрессионистов чувствовали себя удрученными из-за отсутствия финансового успеха.

Вершина импрессионизма

На протяжении большей части своего существования как движения импрессионизм не был широко принят или прославлен. Его репутация революционного вида искусства и предпочтение традиционных традиций привели к тому, что многие художники-импрессионисты испытывали финансовые трудности. Импрессионизм был окончательно принят в результате деятельности Поля Дюран-Рюэля.

Дюран-Рюэль был лондонским арт-дилером, который познакомился с Моне в 1871 году, купил и выставлял многие работы импрессионистов в Лондоне в течение многих лет. Хотя сначала продажи шли медленно, к концу 1880-х годов Дюран-Рюэль начал выставлять картины импрессионистов в Америке, где их успех значительно вырос.

Благодаря Дюран-Рюэлю американские покупатели приобрели больше картин импрессионистов, чем любой художник когда-либо продавал во Франции. Стоимость работ импрессионистов резко возросла, и Моне в конце концов стал миллионером. По мере роста популярности импрессионизм стал академической догмой, и многие американские художники приезжали в Живерни, чтобы учиться у Моне, самого знаменитого художника-импрессиониста. Несмотря на этот успех, художники-импрессионисты продолжали исследовать другие художественные направления, что привело к постимпрессионизму.

Международный импрессионизм

В то время как импрессионизм наконец-то стал пользоваться финансовым успехом и мировым признанием, а французские импрессионисты начали осваивать другие стили, многие международные художники начали изучать импрессионистские техники.

В Америке, в частности, импрессионистское движение начало набирать обороты. Американское импрессионистское движение, в котором участвовали такие художники, как Морис Прендергаст, Чайлд Хассам и Уильям Мерритт Чейз, начало набирать обороты. Чайлд Хассам наиболее известен своими яркими впечатлениями от городских пейзажей и прибрежных сцен, а Уильям Мерритт Чейз затронул буржуазно-столичную среду американского общества конца XIX века и пейзажи в импрессионистской технике.

Морис Прендергаст создал самобытный стиль североамериканского постимпрессионизма. Представители австралийской школы импрессионизма, такие как Артур Стритон и Том Робертс, использовали пыльную цветовую палитру и импрессионистскую технику для создания австралийских пейзажей.

Американский импрессионизм

Скалы, волны и фигуры (ок. 1902-1904) Морис Бразил Прендергаст; Морис Прендергаст, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Британское импрессионистское движение — одно из самых значительных международных импрессионистских движений конца XIX века. Жидкий и свободный стиль живописи был заложен Джеймсом Эбботом Макнилом Уистлером, американским эмигрантом, жившим в Лондоне. Серия ноктюрнов Эббота Макнила Уистлера передает блеск и мрак ночных сумерек над Темзой.

Другой британский импрессионист, Филип Уилсон Стир, был пионером импрессионистских морских пейзажей, писал картины на юго-западе Англии и в Корнуолле. Скотт Уильям МакТаггарт использовал более дикие прибрежные пейзажи своей страны для создания более бурных импрессионистских морских пейзажей. Другие влиятельные импрессионистские движения появились по всей Европе, наиболее заметные — в Германии, Бельгии, Голландии и Дании.

Постимпрессионизм

Когда французский импрессионизм начал угасать, молодые члены группы разошлись по разным направлениям. Было создано множество недолговечных групп и школ, которые были преданы забвению. Для развития постимпрессионистского движения должен был произойти необходимый раскол в импрессионистской мысли. В то время как одни художники и школы использовали импрессионистские техники для передачи внутренней эмоциональной жизни художника, другие стремились усовершенствовать окулярные техники, лежащие в основе импрессионистского стиля.

Постимпрессионистская субъективность

Такие группы, как «Набис», «Синтетики» и «Клуазонисты», а также отдельные художники, такие как Винсент Ван Гог и Поль Гоген, принадлежали к первой группе. В конце 1880-х годов появились клуазонисты, использовавшие большие участки яркого цвета, очерченные темными и толстыми линиями. Эта группа получила свое название от «клуазонов» или отдельных панелей средневековых витражей, которым подражал их стиль.

К числу влиятельных художников-клозетников относятся Луи Анкетин и Эмиль Бернар. Оба этих художника проводили время с Ван Гогом и членами школы Понт-Авен в Бретани, включая Поля Гогена и Поля Серюзье. Все четверо этих художников также были связаны со стилем синтетизма. Истоки и техника синтетизма были почти идентичны технике клуазонизма. Однако синтетизму не хватало смелых очертаний, присущих стилю клуазонистов.

Картина Гогена «Видение после проповеди», написанная им в 1888 году, является одной из самых знаковых работ стиля синтетизма-клоссоннизма. Талисман», завершенный в том же году Серюзье, — еще один прекрасный пример этого стиля, ставший путеводной звездой для группы «Наби».

Группа «Наби» сочетала эмоциональные и яркие цветовые блоки стиля клуазонистов с психологической и религиозной символикой. Постимпрессионистские движения начали пересекаться с другими художественными движениями конца 19-го и начала 20-го веков, включая экспрессионизм и символизм.

Техничность постимпрессионизма

В противоположность более эмоциональным работам художников клуазонистов-синтетиков, мы имеем более научно-ориентированную реакцию на импрессионизм. Пуантилизм — наиболее известное научное постимпрессионистское движение, в которое входили такие художники, как Поль Синьяк и Жорж Сёра. Эти художники использовали научные разработки конца XIX века в области оптики в качестве основы для своего стилистического развития.

  Искусство постмодерна - углубленное исследование периода постмодернизма

Открытие того, что глаз воспринимает цвета в виде различных длин волн света и что этот свет затем комбинируется внутри глаза для воссоздания изображения, было особенно важным для этой группы постимпрессионистов. Пуантилисты верили, что если художник соединит крошечные точки основных цветов в правильной манере, то глаз, находясь на расстоянии, увидит желаемый тон. Эти художники также считали, что такое использование цвета создает гораздо более светлые тона, чем обычные методы.

Картина «Воскресенье на Ла Гранд Жатт», написанная Сёратом между 1884 и 1886 годами, является, пожалуй, самым известным примером пуантилизма. Многие искусствоведы считают, что работа Ван Гога с ее гипнотически повторяющимися мазками сочетает в себе ярко выраженные и стилизованные качества пуантилизма и сильную эмоциональную привлекательность синтетизма-клуазонизма.

Поздний импрессионизм

Воскресенье на Гранд-Жатт (1884), Жорж Сёра; Жорж Сёра, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Знаменитые художники-импрессионисты и их работы

Мы вкратце коснулись многих наиболее известных художников французского импрессионизма. От Мане до Мэри Кассатт — таково разнообразие импрессионистских стилей и тем. Более подробное знакомство с некоторыми из наиболее влиятельных художников-импрессионистов дает нам истинное представление о разнообразии этого движения.

Эдуард Мане (1832-1883)

Многие историки искусства считают Мане одним из первых и наиболее выдающихся художников-импрессионистов, появившихся на парижской художественной сцене. Мане родился в условиях значительного богатства и политического престижа, но он отверг будущее, которое наметила для него семья, и бросился в живопись.

В детстве Мане восхищался многими старыми мастерами, но в начале 1860-х годов он начал использовать более свободный, новаторский стиль живописи с более яркой палитрой. Его ранние работы этого периода, такие как «Обед на траве», в частности, сыграли важную роль в развитии стиля французского импрессионизма. Сегодня многие считают эти картины переломными моментами в современном искусстве.

Мане предпочитал сосредоточиться на изображении повседневной жизни, запечатлевая сцены на улицах, в будуарах и парижских кафе. Эта архетипическая современная тематика и его гордый антиакадемический стиль стали привлекать внимание других художников. Именно смелость и настойчивость Мане в создании искусства, отклоняющегося от общепринятых норм, послужили толчком к появлению группы импрессионистов.

Дежурство на траве (1863)

Мы не можем рассматривать никакую другую картину Мане как его самую влиятельную и глубокую работу. Именно эта картина зажгла огонь импрессионизма и изменила ход истории искусства. На картине изображены двое полностью одетых мужчин на пикнике с двумя полностью обнаженными женщинами, а позади них купается еще одна едва одетая женщина. Мане удалил обнаженную женскую фигуру из контекстов, которые ее узаконивали, таких как ориентализм и мифология. Обнаженные женщины также напористо смотрят с холста, бросая прямой вызов предубеждениям зрителя.

Вызывающе обнаженные и несовершенные женские фигуры, изображенные на этой картине, сделали ее одним из самых спорных произведений 19 века, и это позволило другим художникам нарушить традиционные границы в отношении приемлемых тем. Стиль Мане, как видно из этой картины, отличается от многих других импрессионистов, таких как Моне. Хотя он регулярно выставлялся вместе с другими импрессионистами, Мане предпочитал использовать преувеличенные цветовые контрасты и более четкие контуры. Без сомнения, это одна из самых известных картин импрессионистов.

Знаменитые картины импрессионистов

Le Déjeuner sur l’Herbe («Обед на траве», 1863), Эдуард Мане; Édouard Manet, Public domain, via Wikimedia Commons

Клод Моне (1840-1926)

Один из самых выдающихся импрессионистов, если не самый выдающийся, Моне стремился запечатлеть постоянно меняющуюся французскую сельскую местность. В то время как Мане приписывают начало импрессионистского движения, Моне считается отцом-основателем. Моне был самым выдающимся импрессионистом, который исповедовал философию выражения своего визуального восприятия мира непосредственно в том виде, в котором он его нашел.

Моне часто возвращался к определенным пейзажам со своим холстом и мольбертом, чтобы написать сцену при разном освещении или в разных атмосферных условиях. Благодаря характерному для него использованию коротких и почти неистовых мазков, Моне смог перенести оптические впечатления на холст до такой степени, что они почти вибрировали жизнью.

Большую часть своей жизни Моне провел в своем доме в Живерни, где он проводил дни, рисуя свой великолепный сад при разном освещении и в разных условиях. Возможно, одной из самых известных серий его работ является серия «Водяные лилии», где он неоднократно рисовал кувшинки на своем пруду. Когда импрессионизм стал известен и прославлен во всем мире, Моне стал одним из самых известных художников-импрессионистов, и многие американские импрессионисты стекались в Живерни, чтобы учиться у мастера.

Впечатление, восход солнца (1872)

Как и первая влиятельная работа Мане, эта картина часто упоминается как произведение, положившее начало импрессионистскому движению. Хотя она была написана намного позже того времени, когда Моне работал в этом стиле с другими художниками-импрессионистами, она произвела такое впечатление и стала воплощением импрессионистского стиля. Непрерывность цветовой палитры — самая яркая особенность этой картины. Моне удается одновременно выделить и объединить землю, небо и море, причем все они купаются в нежных оттенках оранжевого, голубого и зеленого.

Город на картине не является предметом изображения, как и безымянные мужчины в лодках, начинающие день рыбалки. Вместо этого предметом этой прекрасной и согревающей картины является чувственное впечатление Моне от момента. Эта картина, изображающая специфические для времени эффекты света, стала свидетельством нового стиля живописи.

Эта картина — одна из нескольких на эту тему, созданных Моне в 1872 году. Такой подход характерен для художественного процесса Моне. Снимая одну и ту же сцену при разном освещении и в разных атмосферных условиях, Моне мог запечатлеть движение времени и то, как оно меняет качество света.

Определение импрессионизма

Impressione, Levar del Sole («Впечатление, восход солнца», 1872), Клод Моне; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Мэри Кассатт (1844-1926)

Мэри Кассатт родилась в Пенсильвании, но большую часть своей жизни провела во Франции, где она познакомилась и подружилась с другими художниками-импрессионистами, включая Дега. Мэри Кассатт происходила из культурно традиционной семьи, но она страстно желала вырваться из предначертанного ей пути. К отвращению своей семьи, Кассатт училась в Пенсильванской академии изящных искусств. Будучи женщиной, Кассатт на протяжении всего обучения была в огромном меньшинстве, но это только подогревало ее желание добиться успеха.

Сегодня Кассатт считается одной из трех самых выдающихся женщин-импрессионистов, и, будучи феминисткой по жизни, ее работы, как правило, посвящены частной и общественной жизни женщин. В частности, Кассатт часто изображала связь между матерью и ребенком в очень интимной манере. Как и многие импрессионисты, Кассатт сначала представляла свои картины во многих официальных салонах. Однако вскоре она разочаровалась в снобизме и сексизме традиционного французского художественного истеблишмента.

В ложе (1877-1878)

Это одна из самых известных картин импрессионистов и олицетворение творчества Мэри Кассатт. Женщина, изображенная на картине, сидит во Дворце Гарнье, который был социальным центром Парижской оперы для городской элиты. Опера как социальный центр была не только местом для культурных развлечений. Опера также служила местом, где можно было увидеть других и быть увиденным. Женщина наклонилась вперед и смотрит в бинокль на сцену внизу. На противоположной стороне оперного театра мужчина зеркально отражает эту позу.

Композиция этой картины является остроумным комментарием к акту смотрения. Не только акт смотрения является центральной частью философии импрессионизма, но и картина может быть комментарием к судьбе женщины-художника, которая не может избежать мужского взгляда, пытаясь быть наблюдателем.

Движение импрессионистов

В ложе (1878), Мэри Стивенсон Кассатт; Мэри Кассатт, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Французский импрессионизм, хотя и просуществовал относительно недолго, произвел неизгладимое впечатление на мир художественного выражения. Развитие техники и стиля открыло двери для искусства, которое нарушает условности и раздвигает границы. В картинах импрессионистов есть что-то такое необработанное и правдивое, что заставляет нас возвращаться к ним снова и снова.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий