Искусство барокко — основные художники и картины эпохи барокко

Содержание

Искусство барокко

Эпоха барокко развивалась после эпох Возрождения и маньеризма. Он принес с собой новые взгляды на жизнь, искусство, религию и культуру. Стиль барокко отошел от суровых элементов, изображаемых протестантским стилем. Католическая церковь поддерживала развитие барокко, которое зародилось в Риме, Италия, а затем в таких европейских странах, как Северная Италия, Франция, Испания, Португалия, Австрия, Южная Германия и Россия. Ниже мы рассмотрим этот декоративный и причудливый период искусства.

Оглавление

Исторические основы: Когда наступил период барокко?

Период барокко начался в период с конца 1500-х до начала 1700-х годов и был широко и разнообразно распространен по всей Европе. Его принципы экстравагантности, витиеватости и украшенных деталей были представлены в различных средствах культуры, таких как живопись, архитектура, скульптура, литература и музыка. Это был период возрождения искусства и культуры, имевший глубокие корни в религиозных структурах и силах Западной Европы того времени, которыми была католическая церковь, в настоящее время именуемая Римско-католической церковью.

Искусство барокко любого вида было неразрывно связано с католической церковью. Фактически, церковь определяла, как должно выглядеть искусство, чтобы оказывать желаемое воздействие на людей. Оно создавалось для того, чтобы внушать людям, которые его воспринимали, величие и благоговение, и становилось совершенно новым чувственным опытом.

Католическая церковь поддержала стиль барокко, потому что нуждалась в новом, оживленном подходе, чтобы снова вдохновлять и поднимать простых людей, а также связывать их с церковью и ее величием. После потрясений, связанных с войнами и конфликтами времен Реформации, это было освежающее возрождение для Церкви.

Движущие силы, стоявшие за этим, можно считать пропагандистскими, поскольку они использовали способы визуального представления и коммуникации (живопись, архитектуру, скульптуру) для поддержания авторитета и доверия к католической церкви.

Чтобы понять, какие достижения принесло искусство барокко в искусство и культуру, необходимо рассмотреть исторические основы, лежащие в основе этого периода.

Реформация: Католическая церковь и протестанты

Период барокко развивался после значительных политических и религиозных потрясений в Европе, таких как Реформация между протестантами и католической церковью в 1500-х годах. Хотя Реформация могла начаться со многих других религиозных деятелей до Мартина Лютера (немецкого монаха, священника и теолога), многие научные источники указывают на него как на катализатора Реформации, который привел эти события в движение.

Мартин Лютер известен своей публикацией под названием «95 тезисов», которую он написал в 1517 году из опасений по поводу различных сомнительных действий католической церкви. Его опасения были связаны в первую очередь с тем, что церковь (при папе Льве X) продавала индульгенции, известные также как пленарные индульгенции, людям, чтобы собрать деньги на строительство базилики Святого Петра в Ватикане (Рим).

Индульгенции были почти как сертификаты, гарантирующие людям, что они попадут на небеса и проведут меньше времени в чистилище, если сделают пожертвования церкви, совершат доброе дело, посетят определенное место или прочитают молитву. В данном случае финансовые пожертвования помогли Папе Римскому построить базилику. Мартин Лютер не был согласен с подобной процедурой, поскольку считал, что никто не должен платить за свое место на небесах. Кроме того, у него были и другие, более глубокие сомнения относительно Церкви и ее позиции по различным религиозным вопросам, связанным с католическими таинствами.

Предшественник эпохи барокко

Начало текста первого издания немецкой версии 95 тезисов в 1557 году; Мартин Лютер, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В это время Мартин Лютер преподавал моральную теологию в Виттенбергском университете, а также был проповедником. Он услышал информацию о том, что продаются индульгенции, и узнал о проповедях, которые читал недалеко от Виттенберга другой проповедник по имени Иоганн Тетцель, немецкий доминиканский проповедник, который также был Великим уполномоченным по индульгенциям.

Мартин Лютер отправил «95 тезисов» архиепископу Майнца, который в то время был Альбертом Бранденбургским, чтобы сообщить ему о происходящем. Он также вывесил их на дверях церквей в Виттенберге, что было обычной практикой. Наличие печатного станка позволило Мартину Лютеру сделать множество копий своей публикации. Фактически, сотни экземпляров были напечатаны в Германии, а также переведены на немецкий язык с латыни. В итоге документ попал в руки многих уважаемых интеллектуалов.

В 1521 году Мартин Лютер вступил в сильные разногласия с церковью, поскольку не отказался от своих взглядов, когда его попросили об этом. Из-за этого он был отлучен от церкви и признан «отъявленным еретиком» в Вормсском эдикте, объявленном императором Карлом V.

После поворота событий Реформации, которая, как считалось, закончилась либо во время Аугсбургского мира в 1555 году, либо во время Вестфальского договора в 1648 году, католическая церковь сформировала Контрреформацию. Она началась в период с 1545 по 1563 год с Тридентского собора. Трентский собор состоял из множества заседаний, на которых рассматривались различные вопросы и процедуры, существующие в Церкви и ее системах.

Протестанты против событий Контрреформации

Контрреформация также вызвала новые события в искусстве и духовности. Протестанты стремились отказаться от многих религиозных образов католической церкви, считая их слишком экстравагантными. Некоторые реформаторы насильственно уничтожали религиозные изображения католической церкви, что было известно как иконоборчество. Протестанты считали, что религиозные образы должны изображать только Иисуса или изображения креста, что соответствовало протестантским ценностям.

В ответ на суровые стили протестантизма католическая церковь считала, что религиозные изображения обладают большой силой. Более того, во время событий Тридентского собора было решено, какие религиозные образы будут приемлемы, а какие нет. Основной целью религиозных образов считалась «пастырская роль» искусства, то есть художники могли изображать истории о страданиях Христа, его распятии и многих святых, связанных с библейскими историями. Члены совета установили строгие правила, согласно которым все изображения не должны были содержать никаких идолопоклоннических намеков.

За этим последовали новые художественные стили и взгляды на религиозные образы, более известные как эпоха барокко.

Дефектная жемчужина: Определение барокко

Поняв значение термина «барокко», мы получим больше информации о том, что представляло собой искусство барокко. Искусство, созданное в этот период, было визуальным результатом и достижением, порожденным более глубокими историческими, социальными и политическими проблемами в Европе. Несомненно, это была эпоха открытий, введения новых концепций и техник в мире искусства, а значит, и достижений.

Термин «барокко» понимается в различных контекстах. Это французское слово, но его корень восходит к португальскому barocco, что означает «испорченная жемчужина». Этот термин был связан с ювелирными изделиями уже в 1500-х годах. Он использовался для описания формы настоящего жемчуга.

  Как нарисовать лилию каллы - руководство по созданию реалистичного рисунка лилии каллы

Есть и другие определения этого термина, относящиеся к философии, в частности к логике, или аристотелевской логике. Как латинский термин, baroco, он использовался для запоминания силлогизмов, которые использовались в формулах дедуктивного рассуждения. Некоторые ученые и философы применяли это слово вне школы логики, например, Мишель де Монтень определял его как «причудливое и бесполезно сложное».

Знаменитое искусство барокко

La Visite à la grand-mère («Визит к бабушке», ок. 1645-1648) Луи Ле Нен; Louis Le Nain, Public domain, via Wikimedia Commons

Жан-Жак Руссо, философ и музыкант 1700-х годов, описал музыку барокко как дисгармоничную в Dictionnaire de musique («Музыкальный словарь», 1768), заявив: «Барочная музыка — это та, в которой гармония спутана, перегружена модуляциями и диссонансами. Песня жесткая и неестественная, интонация трудная, а движение скованное». Кажется, что этот термин происходит от бароко логиков».

Генрих Вёльфлин, историк искусства из Швейцарии, описал «барокко» в контексте художественного стиля в своей публикации «Ренессанс и барокко» (1888). Каким бы образом ни определялся этот термин на протяжении веков, основная суть, безусловно, передает ощущение несовершенства, путаницы, а может быть, даже беспорядка и красоты.

Это очевидно в стиле барокко, будь то живопись, скульптура, архитектура, музыка или литература. Ниже мы рассмотрим подробнее, что такое искусство барокко.

Что такое искусство барокко?

Искусство барокко было создано известными художниками, архитекторами и скульпторами, которые несли визуальную силу искусства в массы. В эпоху барокко было много важных фигур. Например, такие художники, как Караваджо, который изображал сильный реализм в своих картинах, братья Карраччи и их болонская школа, которая стремилась отойти от искусства маньеризма (период искусства после эпохи Возрождения), и Джакомо Делла Порта, итальянский архитектор. Ниже мы более подробно рассмотрим этих художников и их вклад в развитие стиля барокко.

Характеристики и техника искусства барокко

Что отличает эпоху барокко от эпохи Возрождения и последующего периода маньеризма, так это ее направленность на большую живость в предметах и суровый реализм. Некоторые источники также описывают его как сосредоточение на моменте происходящего события, или иначе «действие» или драму. Предметом изображения были религиозные и библейские повествования, как предписывала католическая церковь. Это могут быть изображения Девы Марии, различных святых и различные истории из Библии.

Кроме того, для картин барокко было характерно использование ярких цветов, нанесенных вихревыми и широкими мазками, что указывало на движение и эмоциональную интенсивность. Этот стиль живописи фокусировался на изображении больших пространств света и открытости, что также было заметно в архитектуре, например, в церквях с обширными пространствами в центре здания, увенчанными куполами (куполами или квадратными венчающими конструкциями над крышей) сверху, чтобы в здание проникало больше света.

Chiaroscuro

Кьяроскуро — это итальянский термин, который означает «светлое-темное». Он фокусируется на определении контрастов в живописи. Эта техника зародилась в эпоху Возрождения, но именно благодаря тому, как ее использовал Караваджо, она стала популярной характеристикой эпохи барокко. Благодаря сильному акценту на темном и светлом в его композициях, зритель почти становится частью события, изображенного на картине.

В качестве примера можно привести картину Караваджо «Призвание святого Матфея» (1599 — 1600), где мы видим палец правой руки Христа, указывающий на святого Матфея. Свет и тень на стене от падающего солнечного света непосредственно отражаются вместе с указующим перстом Христа.

Характерные черты искусства барокко

Призвание святого Матфея (1599-1600), Караваджо; Caravaggio, Public domain, via Wikimedia Commons

Тенебризм

Тенебризм — еще одна техника, использовавшаяся несколькими художниками эпохи барокко, которую популяризировал и, как считается, начал применять Караваджо. Хотя она похожа на кьяроскуро, она в основном фокусируется на темных участках картины. Термин происходит от итальянского слова tenebroso, которое, в свою очередь, происходит от латинского tenebra, означающего «темнота». Другие слова, связанные с этим термином, — мрачный и таинственный. Он стремился создать так называемый эффект «прожектора», который также называют «драматическим освещением».

Quadro Riportato

Quadro Riportato в переводе с итальянского означает «перенесенная картина», и использовалась как техника, с помощью которой художник рисовал то, что выглядело как рама вокруг картины, которая состояла из серии картин, представленных в виде фрески. Эту технику использовал один из предшественников эпохи барокко Аннибале Карраччи. Она прослеживается во фреске «Любовь богов» (1597 — 1600) на потолке дворца Фарнезе.

Фрески в стиле барокко

Триумф Вакха и Ариадны, изображенный Карраччи в центре фрески «Любовь богов» (1597-1600) на потолке дворца Фарнезе; Аннибале Карраччи, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Иллюзионизм: Trompe l’Oeil и Quadratura

Идея «открытия» пространства в картинах была важной частью искусства барокко, поскольку это также создавало ощущение оптической иллюзии, когда нарисованное изображение казалось трехмерным. Создание такой трехмерности было известно как trompe l’oeil, что в переводе с французского означает «обманывать глаз».

Мы можем видеть это на многих фресках в церквях и картинах на протяжении всего периода барокко. Однако эта техника появилась не в этот период, а уже в 1800-х годах. На самом деле, эта техника использовалась еще в греческой настенной живописи, а также в будущем такими художниками, как Сальвадор Дали, который использовал эту технику в своих сюрреалистических картинах.

Художники барокко использовали другую технику перспективы, называемую quadratura, которая изображала образы, выглядящие как части реальной архитектуры и намеренно написанные как продолжение реальной архитектуры. Для точного применения этой техники использовались теории, основанные на архитектурной перспективе.

Известные художники эпохи барокко

Ниже мы рассмотрим лишь несколько известных художников эпохи барокко, включая выдающихся живописцев, архитекторов и их здания, а также скульпторов и их скульптуры. Однако это не исключает многих других шедевров, созданных в эпоху барокко, и того вклада, который они внесли в этот период искусства и культуры.

Живопись эпохи барокко

Картины эпохи барокко были найдены далеко по всей Европе, и мы увидим картины из Италии, Франции, Испании, Фландрии, Голландии, Англии и Германии. Многие художники обладали и другими творческими качествами, которые делали их не только живописцами, но и скульпторами, рисовальщиками, чертежниками, архитекторами и др.

Мы увидим, что между многими из этих художников есть много общего, поскольку каждый из них черпал вдохновение из многих источников в это время, включая стили выдающихся мастеров эпохи Возрождения, таких как Микеланджело, Тициан и Рафаэль.

Аннибале Карраччи (1560 — 1609)

Аннибале Карраччи стал пионером живописи барокко вместе со своим братом Агостино Карраччи (1557-1602) и их двоюродным братом Людовико Карраччи (1555-1619). Они хорошо известны тем, что основали Болонскую школу искусств (1590 — 1630), первоначально названную Академией деи Дезидерози, которую они позже переименовали в Академию дельи Инкамминати («Академия прогрессистов»).

Это был поворотный момент для искусства в Италии, когда оно отошло от стилей, называемых реализмом и маньеризмом. Аннибале Карраччи стремился изобразить в своих работах элементы классицизма и натурализма. Он использовал стилистические теории перспективы и пропорций Высокого Возрождения для усиления эстетической и натуралистической привлекательности. Он запомнился реалистичным стилем с крупными мазками кисти.

Его работы производили живой эффект и были написаны в натуральную величину и в полный рост, чтобы создать более глубокую эмоциональную связь со зрителем. Кроме того, он использовал технику иллюзии, поскольку его картины почти приглашали зрителя стать частью предмета с его реалистичным изображением, часто религиозных фигур и пейзажей. В качестве примеров можно привести картины «Пьета» (1585) и «Воскресение Христа» (1593).

  Единство в искусстве - взгляд на единство и разнообразие в искусстве

Стиль барокко

Пьета (1585) Карраччи; Аннибале Карраччи, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 — 1610)

Караваджо был революционным художником своего времени и вел противоречивый образ жизни, будучи замешанным в многочисленных преступлениях. Он начал свое художественное образование в маньеризме в Риме, но со временем отошел от этого стиля и принял более натуралистический подход. Он стал популярным художником благодаря своему новаторскому стилю живописи и использованию тематики.

Караваджо писал картины из окружающего мира и часто соединял повседневные образы со священными фигурами. Таким образом, он преодолевал разрыв между обыденной жизнью и священным. Он сделал святых людьми, и некоторые источники ссылаются на концепцию «духовного популизма», в которой он сделал священное, религиозное искусство доступным для обычного человека с улицы.

Божественное больше не было далеким идеалом совершенства, что соответствовало тому, чего хотела от искусства католическая церковь в период Контрреформации.

Среди великих картин Караваджо можно назвать «Призвание святого Матфея» (1600), «Мученичество святого Матфея» (1600), «Распятие святого Петра» (1601), «Смерть Девы Марии» (1606), «Ослабление Христа» (1607) и многие другие. Вы можете заметить радикальный реализм Караваджо в его картине «Смерть Девы Марии» (1606), которая подверглась критике за изображение матери Марии. Мертвая дева на этой картине — мать Мария, но художник изобразил ее безжизненное тело как другую женщину — можно подумать, что это просто другая женщина умерла.

Период барокко

Morte della Vergine («Смерть девственницы», 1606) Караваджо; Караваджо, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Караваджо подчеркивает естественность этой композиции с помощью различных элементов, таких как простота ее одежды, ее руки и ноги, кажущиеся распухшими, а также простота сцены и мужчин вокруг ее тела, оплакивающих ее. Единственным признаком того, что она святая, является тонкий нимб вокруг ее головы. Караваджо открывает всю сцену зрителю на переднем плане, а различные скорбящие как бы создают фон на заднем плане, тем самым заставляя зрителя быть рядом с мертвым телом Матери Марии.

Кроме того, во многих картинах Караваджо мы видим использование резкого контраста темного и светлого. Использование им техники кьяроскуро стало характерной чертой его произведений. Это также повлияло на многих других художников по всей Европе и стало явлением, получившим название карраваджизм.

Артемизия Джентилески (1593 — 1656)

Артемизия Джентилески была выдающейся художницей эпохи барокко. Она запомнилась тем, что использовала такие техники, как кьяроскуро, уступая лишь Караваджо. Она также изображала многих женщин из библейских историй, сцены изнасилования и различной борьбы за власть, а также подчеркивала роль женщины в мире мужчин, поскольку в то время в мире искусства в основном доминировали мужчины. Ее сцены изображали реализм, который мы так часто видим у многих мастеров эпохи барокко.

Среди ее популярных работ — «Сусанна и старцы» (1610), «Даная» (1612) и «Юдифь, убивающая Олоферна» (ок. 1620), которая является динамичным произведением искусства и также выполнена Караваджо. В версии Джентилески «Юдифь, убивающая Олоферна» (ок. 1620 г.) мы видим, что художница уделяет больше внимания женщинам, убивающим мужчину, который борется, пока две женщины прижимают его к земле и начинают отрубать ему голову.

Картины в стиле барокко

Джудитта, обезглавливающая Олоферна («Юдифь, обезглавливающая Олоферна», 1611-1612), автор Джентилески; Артемизия Джентилески, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Эта композиция выполнена, так сказать, в горячке момента, поскольку мы также замечаем, как кровь брызжет из шеи, что делает всю сцену еще более эмоционально насыщенной и суровой. Она также использовала более темные участки цвета с помощью техники кьяроскуро в дополнение к глубокой палитре цветов.

Другие аспекты этой композиции указывают на силу, которую Джентилески проявляла как художник, имея возможность изобразить предмет так, как она хотела. Насильственная демонстрация власти и смерти на этой картине также указывает на мотивацию, лежащую в основе написания подобной сцены, поскольку в молодости она стала жертвой сексуального насилия.

Архитектура барокко

Архитектура барокко характеризуется витиеватыми украшениями, высокими потолками, украшенными фресками, и пышными орнаментами, привлекающими внимание зрителей и вызывающими эмоциональную реакцию благоговения. Важно отметить роль иезуитов в архитектуре барокко.

Иезуиты были религиозным орденом во времена Контрреформации и стремились создать новый тип архитектуры, чтобы вдохновить людей и изобразить величие католической церкви.

Джакомо Делла Порта (1532 — 1602)

Считается, что архитектура барокко началась с церкви Геза ù (1584) и новаторского стиля ее фасада, который был разработан Джакомо Делла Порта, скульптором и архитектором из Италии. Джакомо Делла Порта был важным архитектором эпохи барокко. Он учился у других великих мастеров искусства, таких как Микеланджело, и получал наставления от Джакомо Бароцци да Виньола (1507 — 1573), ведущего архитектора маньеризма в Италии.

Архитектура в стиле барокко

Фасад церкви Джезу в Риме, Италия, спроектированный Делла Порта; I, Alejo2083, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Церковь Гезу была построена для Общества Иисуса, также называемого иезуитами. Делла Порта работал над этим зданием вместе с Виньолой, и хотя внешний вид фасада не был таким замысловатым, как у более поздних барочных зданий — мы видим, что в целом он минимально украшен, и только возле входа сосредоточены архитектурные украшения, — он задал тон зарождению архитектуры барокко.

Скульптура барокко

В эпоху барокко было много великих скульпторов, но был один художник, который выделялся среди всех остальных и заложил основы скульптуры. Скульптура барокко создавалась по заказу католической церкви, чтобы вызывать благоговение и вдохновлять простых людей.

Скульптура барокко характеризовалась различными особенностями, а именно интерактивностью, поскольку зрители могли обойти всю скульптуру и рассмотреть ее полностью, что делало ее послание более действенным. Она также использовалась в церквях, чтобы подчеркнуть архитектурные сооружения. Кроме того, скульпторы были настолько искусны в своем искусстве, что создавали произведения с большим вниманием к деталям, начиная от пола и заканчивая диафановым характером ткани на скульптурной фигуре.

Джованни Лоренцо Бернини (1598 — 1680)

Это подводит нас к Джованни Лоренцо Бернини, архитектору и скульптору из Италии. Он был преимущественно скульптором, и некоторые ученые сравнивают его с Шекспиром, который имел такое же значение для театра и литературы.

В ранние годы Бернини считался вундеркиндом, многие сравнивали его с Микеланджело.

Скульптуры Бернини изображали момент происходящего действия, что усиливало впечатление от работы при ее просмотре. Его сюжеты состояли из библейских и мифологических сцен и фигур, и мы можем видеть примеры этого в таких его скульптурах, как Эней, Анхиз и Асканий (1619), Изнасилование Прозерпины (1621 — 1622), Аполлон и Дафна (1622 — 1625) и Давид (1623 — 1624).

Скульптура в стиле барокко

Аполлон и Дафна (1622-1625), Бернини; Джан Лоренцо Бернини, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Одной из величайших скульптур Бернини на сегодняшний день является «Экстаз святой Терезы» (1647 — 1652). Выполненная из чистого мрамора, она хранится в капелле Корнаро в Риме. Скульптура изображает святую Терезу Авильскую, лежащую в полубессознательном состоянии на облаке с ангелом. Ангел слегка приподнят, находится рядом с ее телом, справа от нее, и вот-вот пронзит копьем ее сердце. Мрамор вырезан таким образом, что святая кажется легкой, как перышко, парящей на облаке, что подчеркивает историю, которую Бернини здесь изображает.

Здесь мы видим святую Терезу, переживающую глубокий момент экстаза. Он кажется духовным по своей природе, но Бернини также сосредоточился на физическом и чувственном воздействии, которое оказал этот опыт на святую. Мы видим это в том, как лежит ее тело, а также в выражении ее лица. За центральными фигурами мы также замечаем то, что выглядит как лучи света, освещающие момент чистого блаженства.

  Энди Уорхол - взгляд на жизнь и картины Энди Уорхола в стиле поп-арт

Рассматривая всю композицию, мы также заметим, что центральные фигуры находятся внутри колонной конструкции с двумя театральными ложами по обе стороны от главного объекта — святого и ангела. Театральные ложи находятся прямо напротив друг друга и содержат скульптуры семьи Корнаро.

Скульптура в стиле барокко

Trasfigurazione di santa Teresa («Экстаз святой Терезы», 1652), Бернини; Джан Лоренцо Бернини, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Другие знаменитые художники эпохи барокко

Ниже перечислены другие известные художники эпохи барокко, на которых стоит обратить внимание, особенно художники, приехавшие из других европейских стран, помимо Италии.

Художники фламандского барокко

Питер Пауль Рубенс (1577 — 1640) был влиятельным фламандским художником, который создавал произведения искусства на религиозные темы, включая мифологические сцены. Его работы варьировались от пейзажей, портретов, алтарей и картин. Этот художник эпохи барокко известен тем, что дал северному искусству, в частности живописи, новую перспективу. Под влиянием таких художников, как Тициан, он включил в свои картины разнообразные мужские и женские фигуры в обнаженном виде.

Кроме того, его картины изображали сильные эмоциональные вибрации и часто описываются как буйные по стилю.

Среди его известных работ — «Воздвижение креста» (1611), «Резня невинных» (1612), «Прометей прикованный» (1618), «Поклонение волхвов» (1624), «Венера и Адонис» (1635) и «Три грации» (1639), а также «Возвращение крестьян» (1640), отражающее любовь Рубена к пейзажам.

Когда наступила эпоха барокко

Три грации (ок. 1635), Рубенс; Питер Пауль Рубенс, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Французские художники эпохи барокко

Жорж де Ла Тур (1593 — 1652) создавал произведения искусства, используя сильную технику кьяроскуро, подобно Караваджо. Однако, что отличало картины Ла Тура, так это упрощенный подход и прорисовка фигур. Он известен тем, что изображал сцены, возникающие при свете свечей.

Если картины Караваджо изображали эмоциональную интенсивность, то картины Ла Тура изображали эмоциональную неподвижность. Его сюжетами были религиозные фигуры и повествования. Примерами его работ являются «Кающаяся Магдалина» (ок. 1640), «Иосиф Плотник» (1642), «Рождество Христово» (1644) и «Новорожденный Христос» (1645).

Живопись в стиле барокко

Кающаяся Магдалина (ок. 1640) де ла Тур; Жорж де ла Тур, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Художники испанского барокко

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (1599 — 1660) — испанский художник эпохи барокко, который также писал картины для двора короля Филиппа IV, что позволило ему написать множество портретов придворных чиновников, а также членов испанской королевской семьи. Он был известен как один из новаторских портретистов своего времени. Во многих источниках его также называют «художником художника» из-за его большого внимания к деталям в своих картинах. Он часто рисовал повседневные сцены людей и природы.

Среди его известных работ — «Вечеря в Эммаусе» (1618 — 1623), «Сдача Бреды» (1635), «Портрет Хуана де Пареха» (1650), «Портрет Иннокентия X» (1650) и «Лас Менинас» (1656), последняя из которых является одной из самых известных работ художника благодаря стратегической передаче композиционных элементов, таких как пространство, цвет, перспектива и линия.

На картине изображена инфанта Маргарита, дочь короля Филиппа IV. Она окружена женщинами, сопровождающими ее, а в центре — она сама, богато одетая, как королевская особа. Мы также можем заметить, что художник изобразил себя на заднем плане в процессе написания сцены.

Художник эпохи барокко

Лас Менинас («Служанки чести», 1656-1657), Веласкес; Диего Веласкес, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Голландские художники эпохи барокко

Рембрандт Харменсзон ван Рейн (1606 — 1669) был одним из самых влиятельных и известных голландских живописцев, и по сей день его помнят как выдающегося художника. Этот голландский художник эпохи барокко за свою карьеру создал множество великих произведений искусства, в том числе шедевр «Ночной дозор» (1642).

Ван Рейн создавал различные сцены повседневной жизни, пейзажи, а также религиозные и мифологические сюжеты. Картины Рембрандта известны тем, что запечатлели изобилие во время голландского Золотого века, периода, в который он писал свои картины.

Его картины демонстрировали разнообразные эмоциональные состояния, в том числе острую проработку деталей при написании сцен. Он также использовал технику контраста светлого и темного («кьяроскуро») и инновационные способы работы с краской и мазками, часто используя различные текстуры.

Среди его известных картин — «Урок анатомии доктора Николаса Тульпа» (1632), «Человек в восточном костюме» (1632), «Ночной дозор» (1642), «Зарезанный бык» (1655), «Иаков благословляет сыновей Иосифа» (1656) и «Автопортрет с двумя кругами» (1660).

Произведения искусства эпохи барокко

Ночной дозор (1642) Рембрандта; Рембрандт, общественное достояние, через Wikimedia Commons

От тьмы к свету: Барокко и рококо

Эпоха барокко, начавшаяся в Риме, в конечном итоге переросла в так называемый период рококо, который начался примерно в 1702 году и продолжался до 1780 года во Франции. Период рококо был временем, когда искусство изображало чувство легкости в противоположность более мрачным картинам, которые мы видим в эпоху барокко. Общим для обоих направлений искусства было драматическое начало в их произведениях и использование витиеватых украшений, которые можно увидеть в живописи, скульптуре и архитектуре.

Барокко продолжает жить в будущем: многие художники эпохи барокко повлияли на других художников эпохи рококо, а также на последующие направления искусства, такие как романтизм, импрессионизм и постимпрессионизм. Современные художники и архитекторы, такие как И.М. Пей и Фрэнк Гери, также черпали вдохновение в сооружениях Бернини.

Искусство барокко было новаторским периодом в искусстве, возглавляемым многими великими художниками своего времени, которые стремились выйти за границы того, чем искусство было до этого. Основываясь на изображении реальности и естественности жизни и ее людей в сочетании с сакральными образами библейских и мифологических фигур, оно принизило идеализм.

Часто задаваемые вопросы

Что такое искусство барокко?

Искусство барокко зародилось в конце 1500-х — начале 1700-х годов. Это был период искусства в эпоху Контрреформации, когда католическая церковь находилась в оппозиции к протестантам, которые начали Реформацию. В рамках этой реакции католическая церковь стремилась к тому, чтобы искусство вдохновляло массы и приводило их в трепет перед великолепием и красотой не только церкви, но и силой и величием библейских и мифологических повествований, изображенных в живописи, скульптуре и архитектуре.

Чем характеризовался период барокко?

Для эпохи барокко было характерно использование приукрашенных и витиеватых украшений в живописи, скульптуре и архитектуре. Художники эпохи барокко изображали на своих картинах повышенное чувство эмоций — часто это были сцены, в которых происходило наибольшее количество действий. Кроме того, эпоху барокко можно назвать театральной, но при этом она оставалась верной стилям классицизма и натурализма. Многие художники использовали новые техники, чтобы подчеркнуть эмоции, такие как кьяроскуро, в котором исследуются контрасты светлого и темного.

Когда наступил период барокко?

Период барокко начался как художественное движение после эпохи Возрождения и маньеризма, за которым последовало движение искусства рококо. Многие художники в эпоху барокко отвернулись от стилей маньеризма и находились под влиянием ведущих художников эпохи Возрождения, часто используя стили Высокого Возрождения для создания того, что было известно как искусство барокко.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector