Искусство гравюры на дереве — изучение искусства рельефной печати

Искусство ксилографии

Что такое гравюра на дереве? Ксилография — это процесс, при котором художник вырезает оттиск на лицевой стороне деревянной заготовки с помощью резцов, сохраняя печатные участки вровень с верхней частью и удаляя непечатные части. Участки, которые художник-гравер обрезает, не содержат чернил, но символы или рисунки на поверхности были покрыты чернилами для формирования гравюр. Таким образом, гравюра на дереве создается, когда поверхность покрывается краской путем проведения по ней валиком, покрытым краской, при этом краска проступает на ровной поверхности, но не на непечатных участках.

Оглавление

Что такое искусство резьбы по дереву?

С момента своего появления в Китае ксилография распространилась по всему миру, из европейских регионов в регионы Азии и даже в Латинскую Америку. Рельефная печать на ткани была признана в Европе уже в начале 14 века, но она не получила большого развития, пока в Германии и Франции в конце 14 века не появилась бумага. Хотя в XVII веке ксилография часто использовалась для создания обычных иллюстраций, ни один из известных художников не использовал ее.

Знаменитые гравюры на дереве

Голова Купидона (1630) Бартоломео Кориолано, пример ксилографии в стиле кьяроскуро; Кориолано, Бартоломео, 1590 или 1599-1676, художник; Рени, Гвидо, 1575-1642, художник, Общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Как распределялся труд в ксилографии

Традиционно, как в Восточной Азии, так и в Европе, дизайнер только создавал дизайн гравюры на дереве, оставляя работу по вырезанию блоков мастерам, известным как резчики блоков или формшнейдеры, некоторые из которых были известны сами по себе. Самые известные из них — Ганс Лютцельбургер, Иероним Андреаэ и Йост де Негкер, работавшие в 16 веке в качестве издателей и печатников. Затем формовщик передавал блок специализированным печатникам. Пустые блоки изготавливались другими профессионалами.

Вот почему на выставках или в публикациях гравюры на дереве иногда характеризуются как «разработанные», а не «сделанные» создателем; тем не менее, большинство источников не делают этого различия.

Рельефная гравюра

Гравюра резчика по дереву за работой, взята из книги «Das Ständebuch» (1568) Йоста Аммана; Йост Амман, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Преимущество разделения труда заключается в том, что опытный художник мог быстро приспособиться к среде, не изучая столярное оборудование. Существовало несколько способов передачи наброска художника на дерево для последующего нанесения резчиком. Либо рисунок выполнялся прямо на блоке (обычно после его отбеливания), либо эскиз на бумаге наклеивался на блок. В любом случае, рисунок художника стирался в процессе нарезки.

Одним из других способов является трассировка. В начале XX века некоторые художники как в Восточной Азии, так и в Европе стали выполнять весь процесс самостоятельно.

Методы рельефной печати

Рельефная печать требует меньшего давления, чем процессы интальо, такие как гравировка и офорт. Чтобы сделать приемлемый отпечаток с помощью рельефного метода, достаточно нанести краску на блоки, обеспечив ее последовательный и равномерный контакт с тканью или бумагой. В Европе часто использовался ряд пород дерева, в частности самшит и многие фруктовые и ореховые породы, такие как вишня или груша; в то время как в Японии предпочитали древесину вишни. Существует три процесса печати, которые необходимо принимать во внимание:

  • Штамповка: Многие текстильные изделия и большинство ранних европейских гравюр на дереве, изготовленных между 1400 и 1440 годами, были выполнены с помощью этой техники. Ткань укладывалась на ровную поверхность, затем блок помещался поверх бумаги или ткани, и тыльная сторона блока прижималась или пробивалась молотком.
  • Натирание Сообщается, что это самый популярный способ печати на бумаге на Дальнем Востоке во все времена. Позднее, в 15 веке, он широко использовался в европейском ксилографическом искусстве, а также на текстиле. Примерно с 1910 года и до настоящего времени он также использовался для многочисленных западных ксилографий. Ткань кладется поверх блока, который располагается на столе лицевой стороной вверх. Жесткий коврик, прямой кусок дерева или кожаный фронтон используется для протирания обратной стороны блока.

Позже в Японии стали использовать сложные деревянные шестеренки, которые помогали держать блок абсолютно неподвижным и обеспечивали правильное давление в течение всего процесса печати. Это было особенно полезно, когда добавлялись различные цвета, которые нужно было точно накладывать на предыдущие слои краски.

  • Печать на прессе: Прессы, похоже, стали использоваться в Азии совсем недавно. Печатные прессы использовались для изготовления европейских блок-буков и гравюр начиная с 1480 года, а еще раньше — для ксилографических рукописей. Возможно, до появления печатного станка в Европе использовались базовые весовые прессовые машины, но четких доказательств этому нет.

Искусство гравюры на дереве

Ксилография зародилась в древности в Китае как способ печати на ткани, а затем и на бумаге. Самые ранние дошедшие до нас остатки ксилографической печати происходят из Китая, относятся к периоду Хань и сделаны из шелка, на котором отпечатаны цветы трех разных цветов. Китайская технология ксилографии была завезена в Европу в XIII веке.

Бумага появилась в Европе немного позже, и к концу 13 века ее начали создавать в Италии, а к концу 14 века — в Германии и Бургундии.

В Европе гравюра на дереве является самым ранним методом, использовавшимся для создания старинных гравюр, который возник около 1400 года в результате применения существующих процессов печати на бумаге. Мадонна огня в соборе Форла, Италия, является одной из самых старинных ксилографий на бумаге, которые можно увидеть и сегодня. Бум продаж недорогих ксилографий в середине века привел к снижению качества, и многие известные ксилографии этого периода были грубыми.

  Кикладское искусство - взгляд на мраморные фигуры и скульптуры этой эпохи

Ранние гравюры на дереве

Мадонна огня (Мадонна дель Фуоко) — это ранняя итальянская гравюра на религиозную тематику, выставлявшаяся в школе в Форли, Италия, начиная с 1425 года. Она пережила пожар 1428 года, уничтоживший школу, и впоследствии была почитаема и перенесена в городской собор. Это раскрашенная вручную гравюра на дереве, на ней изображены сцены благовещения и распятия, а также различные святые; см. страницу автора, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Штриховка была изобретена гораздо позже, чем гравюра. Примерно в 1475 году Михаэль Вольгемут повлиял на усложнение немецкой ксилографии, а Эрхард Ройвич первым применил перекрестную штриховку, которая значительно сложнее в исполнении, чем офорт или гравюра. Оба этих художника в основном занимались книжной графикой, как и ряд итальянских авторов, которые в то же время повышали качество в стране.

Ксилография Альбрехта Дюрера в конце века возвысила ксилографию Запада до уровня, который, возможно, никогда не был превзойден, и значительно повысила статус «однолистовой» ксилографии.

Гравюры Дюрера

Четыре всадника Апокалипсиса (между ок. 1496 и ок. 1498 гг.) Альбрехт Дюрер ; Альбрехт Дюрер, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Поскольку и гравюры на дереве, и подвижные типы имеют рельефную печать, их можно просто комбинировать. В результате до XVI века ксилография оставалась основным средством иллюстрирования рукописей. Первая книжная гравюра на дереве датируется приблизительно 1461 годом, всего через несколько лет после создания Альбрехтом Пфистером в Бамберге подвижного шрифта. Примерно с 1550 года и до конца XIX века, когда интерес к ксилографии возродился, она использовалась реже для «однолистовых» гравюр.

В большей части Европы, а затем и в некоторых местах, она оставалась жизненно важной для популярных гравюр вплоть до XVIII века.

В Иране и Восточной Азии искусство достигло высокой степени технического и творческого прогресса. Моку-ханга, или ксилография, была изобретена в Японии в 17 веке как для литературы, так и для искусства. Популярный жанр укиё-э зародился во второй половине XVII века, когда появились монохромные гравюры. После печати они иногда раскрашивались вручную. Позднее появились гравюры с несколькими цветами. Несмотря на то, что в то время японская гравюра на дереве занимала более низкое положение, чем живопись, она стала важным художественным средством.

Цветная гравюра на дереве

Актеры в противостоянии в суде (начало 1860-х годов), Кониси Хиросада; Кониси Хиросада, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Белолинейные гравюры на дереве

При этом методе рисунок вырезается преимущественно тонкими линиями, подобно грубой гравюре. Блок печатается в традиционной манере, при этом изображение создается белыми линиями на большей части оттиска. Урс Граф, швейцарский художник XVI века, был пионером этого подхода, но наибольшее распространение он получил в XIX и XX веках, часто в модифицированном варианте, когда в работах использовались огромные участки белых линий в сочетании с частями в обычном стиле черных линий. Феликс Валлоттон был первым художником, отмеченным за это.

Художник гравюры на дереве

Человек с помощью ручного болгарки вырезает на японской фанере рисунок, выполненный белыми линиями. Рисунок нарисован мелом на окрашенной лицевой стороне фанеры; Zephyris, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons.

Японизм

Японские гравюры начали поступать в Европу в значительном количестве в 1860-х годах, как раз в то время, когда японская культура знакомилась с западным изобразительным искусством, и были весьма модными, особенно во Франции. Они оказали влияние на многих художников, включая Пьера Боннара, Эдуарда Мане, Анри де Тулуз-Лотрека, Поля Гогена, Эдгара Дега, Феликса Валлоттона, Винсента Ван Гога и Мэри Кассатт.

Жюль Кларети ввел термин «японизм» в 1872 году.

Гравюра на дереве

Титульный лист Paris Illustré » Le Japon» том 4, май 1886 года, №. 45-46. Иллюстрация, выполненная по эстампу Кейсая Эйзена, является зеркальным отражением оригинальной гравюры на дереве. Она послужила источником для картины Винсента Ван Гога «Куртизанка (после Эйзена)», 1887 г.; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Хотя японское влияние отразилось во многих видах творчества, в частности в живописи, оно привело к возрождению ксилографии в Европе, которая находилась на грани исчезновения как основного вида искусства. За исключением Феликса Валлоттона и Поля Гогена, большинство художников, упомянутых выше, использовали литографию, особенно для цветных гравюр. Художники, наиболее известные Эдвард Мунк и Франц Мазерель, продолжали использовать этот метод, который приобрел популярность в модернизме благодаря легкости, с которой весь процесс, включая печать, мог быть выполнен в студии с минимальным количеством специального оборудования.

Немецкие экспрессионисты также широко использовали ксилографию.

Гравюры на дереве

Ксилография без названия, изображающая летящую женщину (ок. 1902 г.), немецкий художник-экспрессионист Фридрих Кёниг; Музей искусств округа Лос-Анджелес, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Использование цвета

Цветные ксилографии первоначально появились в древнем Китае. Три буддийские картины 10 века являются самыми ранними из известных. Европейские ксилографии с цветными блоками, известные как ксилографии кьяроскуро, появились в Германии около 1508 года. Цвет, с другой стороны, не стал стандартом, как это произошло в Японии с укиё-э и другими жанрами.

В Японии и Европе цветные ксилографии использовались в основном для печати, а не для обложек книг.

В Китае, где одиночная печать появилась только в 19 веке, все было наоборот, и ранние цветные ксилографии обычно встречаются в роскошных изданиях, посвященных живописи, более известному виду искусства. Первым известным экземпляром является книга о тушечницах, выпущенная в 1606 году, а техника цветной гравюры достигла своего пика в книгах о живописи, изданных в 17 веке. Примечательным примером является «Руководство по живописи сада горчичных семян», которое было издано в 1679 году.

  Статуя "Христос из бездны" - взгляд на знаменитую работу Гвидо Галлетти

Гравюры на дереве в литературе

Две страницы «Руководства по рисованию сада горчичных семян» Цзециюань Хуажуань, 1-й комплект, том 5, более позднее издание в 1782 году, опубликованное в Сушу, Китай; ReijiYamashina, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

В Японии цветовой метод, известный как нисики-э в его полностью развитой форме, получил более широкое распространение и использовался для гравюр начиная с 1760-х годов. Текст почти всегда был одноцветным, как и иллюстрации в книгах, но по мере того, как укиё-э становилось все более популярным, возникало желание все более увеличивать количество цветов и изощренность методов.

Гравюры на дереве в стиле кьяроскуро

Ксилография в стиле кьяроскуро — это гравюра старого мастера, выполненная с использованием нескольких блоков, напечатанных разными цветами; в них не всегда присутствуют значительные контрасты света и тени. Впервые они были созданы для получения тех же эффектов, что и картины в стиле кьяроскуро. Настоящая ксилография кьяроскуро, созданная для двух блоков, была, вероятно, изобретена в Германии в 1509 году Лукасом Кранахом Старшим, хотя он задним числом датировал некоторые из своих первых гравюр и добавил тоновые блоки к некоторым гравюрам, изначально разработанным для монохромной печати, и ему быстро предшествовал Ганс Бургкмайр.

Несмотря на утверждение Джорджо Вазари об итальянском происхождении Уго да Карпи, первые итальянские экземпляры датируются приблизительно 1516 годом. Пармиджанино и Ганс Бальдунг — еще два печатника, использовавших этот метод.

Искусство кьяроскуро в гравюре на дереве

Тибуртинская сивилла и император Август, также известная как Тибуртинская сивилла, показывающая Деву Марию с младенцем Христом на коленях императору Августу, — ксилография 16 века, выполненная Антонио да Тренто по рисунку Франческо Пармиджанино; Антонио да Тренто (ок. 1508-1550), по рисунку Франческо Пармиджанино (1503-1540), Общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Этот метод широко применялся в немецких землях в первые десятилетия XVI века, хотя итальянцы продолжали использовать его на протяжении всего остального столетия, а более поздние художники, такие как Хендрик Гольциус, иногда применяли его.

В немецком стиле один блок обычно представляет собой только линии и называется «линейным блоком», в то время как другой блок или блоки имеют плоские пятна цвета и называются «тоновыми блоками».

Знаменитые гравюры на дереве

Пейзаж с водопадом (ок. 1597-1600 гг.) Хендрика Гольциуса, ксилография, напечатанная из трех блоков черной и зеленой краской; Хендрик Гольциус, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Итальянцы часто использовали только тоновые блоки для получения совершенно особого вида, что гораздо ближе к первоначальному термину, применявшемуся для обозначения эскизов в стиле кьяроскуро или акварельных работ. Торстен Биллман, шведский печатник, в 1930-х и 1940-х годах изобрел вариативный метод кьяроскуро с использованием множества серых тонов из обычной типографской краски. Гуннар Юнгмаркер окрестил этот стиль «гризайльной ксилографией». Это метод печати, который считается довольно трудоемким. В нем используется множество блоков из серого дерева в дополнение к белым и черным ключевым блокам.

Ксилография в современной Мексике

В начале и середине 20-го века ксилография стала заметным художественным жанром в Мексике. В эпоху мексиканской революции это средство массовой информации использовалось для передачи политической агитации и было одним из видов политической активности. В этот период ксилография также использовалась для распространения левых идеологий, таких как коммунизм, социализм и антифашизм, в Европе, Китае и России.

В Мексике этот метод был популяризирован Хосе Гваделупе Посада, который был признан основателем гравюры в Мексике и считается первым мексиканским современным художником.

До и во время Мексиканской революции он был юмористическим гравером и карикатуристом, пропагандировавшим искусство коренных народов Мексики. Он разработал характерные изображения скелетов, которые сегодня можно увидеть в мексиканской культуре и искусстве благодаря гравюрам на дереве.

Искусство гравюры на дереве

Скелеты как ремесленники (ок. 1890-1910 гг.), Хосе Гвадалупе Посада, гравюра на дереве; Хосе Гвадалупе Посада, CC0, через Wikimedia Commons

После Мексиканской революции страна переживала политическую и социальную нестабильность, сопровождавшуюся забастовками, митингами и шествиями рабочих. В этих случаях возникла необходимость в использовании недорогих, массово производимых графических оттисков для расклеивания на стенах или распространения во время протестов. Обычно требовалось дешево и быстро распространить информацию среди широких слоев населения. В то время многие люди были еще необразованными, и после революции возникло стремление к массовому образованию.

Когда в 1910 году началась революция, только 20% мексиканцев умели читать. Искусство считалось очень важным в этом деле, и политические художники использовали журналы и таблоиды для иллюстрации своих мыслей.

В то время Мексика пыталась найти свою идентичность и стать сплоченной нацией. Структура и форма гравюры на дереве позволили объединить огромное разнообразие тем и визуальной культуры. Выгравированные на дереве традиционные, народные образы и авангардные, современные имели сравнимую красоту. Рядом с изображением сельской местности появлялось изображение города и типичного фермера. Этот символизм помогал политикам, желающим создать сплоченную нацию. Фактические процессы резки и печати ксилографии также подтвердили убеждения многих людей о ручном труде и правах рабочих.

  Архитектура рококо - изучение эпохи рококо и ее стиля

Знаменитые художники ксилографии

Ксилография находила практиков в разные творческие периоды. В конце 19-го — начале 20-го века в Европе возрождалось внимание к этому методу, когда такие художники, как Эдвард Мунк и Поль Гоген, создавали ксилографии, которые выгодно подчеркивали линейные аспекты метода. Вот несколько известных художников ксилографии.

Альбрехт Дюрер (1471 — 1582)

Национальность немец
Дата рождения 21 мая 1471 года
Дата смерти 6 апреля 1528 года
Место рождения Нюрнберг, Германия

Многие художники использовали ксилографию, поскольку она имеет такую долгую историю. Альбрехт Дюрер, немецкий художник и печатник, в юности учился на художника и печатника в Нюрнберге, который в то время был центром книгопечатания. Знакомство с печатным делом в раннем возрасте, должно быть, произвело на него впечатление.

Дюрер развил ксилографию в сложный художественный стиль, создавая динамичные картины с тонкими линиями и нюансированной штриховкой.

Знаменитые гравюры на дереве

Святой Иоанн перед Богом и старцами (1498), Альбрехт Дюрер; Альбрехт Дюрер, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Ксилографии Дюрера являются одними из самых известных в мире искусства. Внесение им классических элементов в северное искусство, а также знакомство с немецкими гуманистами и итальянскими художниками закрепили за ним статус одного из самых влиятельных деятелей Северного Возрождения. Это подтверждает его теоретическая книга, включающая математические понятия, перспективу и идеальные пропорции.

Ксилографии Дюрера закрепили его имя по всей Европе, когда ему было еще 20 лет, и с тех пор он широко признан одним из величайших художников эпохи Возрождения в Северной Европе.

Густав Бауманн (1881 — 1971)

Национальность Немецко-американский
Дата рождения 27 июня 1881 года
Дата смерти 8 октября 1971 года
Место рождения Магдебург, Германия

Густав Бауманн использовал чернила на масляной основе и печатал свои блоки на крошечном прессе, следуя традиционному европейскому стилю цветной рельефной печати. Это противоречило моде того времени среди многих американских художников использовать ручную ксилографию в традиционной японской манере. К этому времени он создал свою собственную печать художника: открытая ладонь на сердце. В то время его «Пруд Милл» был самой большой цветной ксилографией.

Эти работы были представлены на Панамо-Тихоокеанской международной выставке в 1915 году, где Бауманн получил золотую награду за цветную гравюру на дереве.

Что такое гравюра на дереве

Золото гор (1926), Густав Бауманн; Густав Бауманн, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В 1918 году он отправился на Юго-Запад, чтобы исследовать колонию художников Таос в Нью-Мексико. Он сел на поезд в Санта-Фе, потому что считал этот город слишком оживленным и общительным. Художественный музей только открылся за год до этого, и его куратор, Пол Уотер, убедил Бауманна остаться. Он подружился с несколькими местными художниками и участвовал в многочисленных общественных фестивалях в Санта-Фе. Он создал оригинальную голову Зозобра, лепил и играл с марионетками. Помимо своих известных цветных гравюр на дереве, Бауманн также создавал мебель и картины маслом. На его картинах изображены юго-западные пейзажи, петроглифы старых индейцев, садовые темы, жизнь пуэбло и фруктовые сады.

На этом мы завершаем наш обзор гравюр на дереве. Ксилография распространилась по всему миру от истоков в Китае, из европейских областей в азиатские регионы и даже в Латинскую Америку. Рельефная печать на текстиле была признана в Европе еще в начале 14 века, но она не достигла больших успехов, пока в Германии и Франции в конце 14 века не была изобретена бумага. Несмотря на то, что в 17 веке художественная среда ксилографии широко использовалась для создания популярных изображений, ни один известный художник не использовал ее.

Часто задаваемые вопросы

Что такое ксилография?

Ксилография — это техника, при которой художник вырезает оттиск на лицевой стороне деревянной заготовки с помощью выколоток, сохраняя печатные участки заподлицо с верхней частью и стирая непечатные части. На участках, которые художник обрезает, нет краски, но поверхности были покрыты краской для создания гравюр. Когда поверхность покрывается чернилами путем прокатывания по срезу покрытой чернилами скалкой, чернила образуются на ровной поверхности, но не в непечатающих частях, получается гравюра на дереве.

Как делается гравюра на дереве?

Исторически сложилось так, что как в Восточной Азии, так и в Европе дизайнер только разрабатывал эскиз гравюры на дереве, оставляя резьбу по блокам опытным мастерам, известным как резчики по блокам или формшнейдеры, некоторые из которых были известны сами по себе. Ганс Лютцельбургер, Иероним Андреаэ и Йост де Негкер — все они имели мастерские, а также работали издателями и печатниками в XVI веке — являются одними из самых известных. Впоследствии блок был передан Форшнайдеру в специализированные типографии. Другие профессионалы изготавливали пустые блоки. В результате на выставках и в публикациях гравюры на дереве часто упоминаются как выполненные автором, а не созданные им; тем не менее, большинство источников не делают различия между этими двумя понятиями.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий