Искусство Memento Mori — философия неизбежности смерти в искусстве

Мементо Мори Арт

M emento mori — это философское напоминание о неизбежности смерти. С латыни это слово переводится как «помни, что ты умрешь». Этот термин возник в умах великих мыслителей классической древности, а символы memento mori встречаются в архитектуре и погребальном искусстве еще в средневековый период. Искусство memento mori варьируется от картин с черепами до картин с гнилыми фруктами, а также других макабрических символов смерти в искусстве.

Оглавление

Философия и история Memento Mori

Философы классической древности имели глубокое желание понять тонкости человеческой жизни, а также неизбежную конечную главу, которую мы все должны в конечном итоге пережить: смерть. В своей книге «Фаэдо» Платон сказал, что философия — это «не что иное, как быть мертвым и умирать». Демокрит, другой философ, уединялся, посещая гробницы в качестве тренировки. Стоическая школа и ее последователи также практиковали эту дисциплину, для которых созерцание смерти было необходимой медитацией. Им напоминали о необходимости всегда помнить о временном характере существования, чтобы больше ценить жизнь.

Значение искусства Мементо Мори

Анонимная картина memento mori с надписью: «Помни, о человек, смотри, кто ты есть, / Как неравны мертвые и живые», Южная Германия, 18 век; Аноним Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Искусство Memento Mori в средневековой и викторианской Европе

Реакция людей классической древности на концепцию memento mori заключалась в том, чтобы жить полной жизнью, поскольку смерть была не за горами. Эпоха христианства, однако, положила начало переосмыслению того, что представляли собой memento mori. Для христиан смерть стала спасением от тягот земных удовольствий и шагом к небесной загробной жизни.

Для людей классической древности смерть была причиной праздновать жизнь, в то время как для христиан она была напоминанием о том, чтобы не грешить в страхе быть отвергнутым у Жемчужных ворот.

Наиболее очевидные места для поиска символов memento mori — это архитектура и погребальное искусство. В XV веке среди богатых людей практиковались гробницы с трупами, где на могиле покойного выставлялось чучело разлагающегося трупа. На более поздних протестантских надгробиях в Соединенных Штатах часто изображали скелеты и черепа. Гробница капуцинов в Риме или Часовня костей в Португалии — два примера архитектуры «memento mori», которую можно найти в Европе, стены которой покрыты человеческими костями и черепами.

Символы Memento Mori в архитектуре

Вид, показывающий интерьер часовни, украшенной черепами и другими костями, Мальта, Рим; Salvatore Lorenzo Cassar, Public domain, via Wikimedia Commons

Часы и другие часы также являются обычными предметами этого периода, которые содержат символы memento mori, поскольку они представляют течение времени в его бесконечном и упорном отсчете до смерти. На некоторых общественных часах в Аугсбурге в Германии именно смерть звонит по часовой стрелке. В начале XVII века художники, создававшие часы memento mori, создавали ювелирные изделия, такие как подвески, траурные кольца и медальоны, на которых изображались гробы, черепа и кости. В Голландии художественное направление, известное под названием «Ванитас», было популярно благодаря своим знаменитым картинам смерти, на которых были изображены различные символические предметы, объединенные в натюрморт с черепами.

Будучи ранними примерами картин memento mori, эти работы были созданы с использованием комбинаций черепов, умирающих цветов, бабочек и песочных часов, вместе представляющих непостоянство человеческой жизни и ход времени.

Искусство Memento Mori в Америке

Пуританская протестантская община в 17 веке оказала большое влияние на искусство колониальной Америки, что привело к росту использования картин memento mori. Пуритане считали, что искусство уводит человека от Бога к дьяволу. Портреты, однако, считались историческими документами, фиксирующими родословную, и поэтому были разрешены.

Не так много известных картин смерти существует с этого периода, но портреты, выполненные пуританскими художниками, такими как Томас Смит, часто содержали символы memento mori, изображающие его неизбежную смерть как солдата путем рисования черепа под рукой на автопортрете.

Изображение черепов также является общей темой мексиканского праздника, Дня мертвых, когда мексиканцы создают свечи в форме черепа и хлеб, похожий на кости, чтобы отметить жизнь ушедших. Хосе Гвадалупе Посада был мексиканским гравером, который прославился своими изображениями известных людей в виде скелетов. Другая форма memento mori может быть найдена в калавере, которая представляет собой своего рода поэму, читаемую живым, как будто они уже умерли.

Смерть в искусстве

Скелеты (калаверас), катающиеся на велосипедах (ок. 1900), Хосе Гвадалупе Посада; Хосе Гвадалупе Посада, CC0, via Wikimedia Commons

Искусство и художники Memento Mori

Memento mori — это скорее философия, чем движение, привязанное к определенному периоду, поэтому примеры символизма memento mori можно найти в работах художников разных жанров, так как смерть — это общий опыт, разделяемый всеми людьми на протяжении всего времени. Давайте рассмотрим некоторые из этих известных картин, посвященных смерти.

Пляска смерти (1493) Михаэля Вольгемута

Михаэль Вольгемут был гравером и художником, родившимся в 1434 году в Нюрнберге, Германия. Его помнят не только за его работы, но и за тот огромный вклад, который его мастерские внесли в производство и развитие художественных талантов, таких как Альбрехт Дюрер.

  Как нарисовать сердце - идеальный самоучитель рисования сердца для всех влюбленных

Вольгемут был выдающейся фигурой среди художников, которые в то время возрождали старую традицию немецкой ксилографии. Вольгемут создавал ксилографии, которые затем использовались для печати иллюстраций для книгоиздателей Нюрнберга, а лучшие из них продавались отдельно как произведения искусства. В личном качестве он был известен своими различными заказными работами, выполненными для таких мест, как церковь Святой Марии в Цвиккау, церковь августинских монахов в Нюрнберге и ратуша в Госларе.

Пляска смерти» — это поджанр искусства «мемо мори». Он стал популярен в эпоху Возрождения, но его истоки лежат в позднем средневековье.

Искусство и литература о Мементо Мори

Пляска смерти (1493) Михаэля Вольгемута, иллюстрация взята из Нюрнбергской хроники; smallcurio from Austin, TX, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

В те ранние годы развития стиля смерть была общей темой в жизни людей, поскольку эпидемии часто бушевали среди населения. Версия Вольгемута на эту тему, также названная «Пляска смерти», представляет собой иллюстрацию, взятую из издания 1493 года «Нюрнбергской хроники», в которой описывались современные времена и жизнь жителей Нюрнберга. На рисунке изображены мертвые, восставшие из своих могил и участвующие в диком танце. Три скелета танцуют рука об руку справа, а другой играет на флейте слева. Еще один скелет, поднимаясь из могилы, кажется, движим музыкой.

Поскольку смертельные болезни были постоянной угрозой для населения, образ смерти постоянно присутствовал в сознании людей, и художники memento mori смогли отразить это мрачное очарование смертью для публики.

Натюрморт «Ванитас» (1625) Питера Клаэша

Питер Клаесс был голландским художником Золотого века, родившимся в Берхеме, Бельгия, в 1597 году. В 1621 году, в возрасте 24 лет, он стал профессиональным художником и поселился в Гарлеме. Его специализацией была живопись ванитас и натюрмортов для завтрака. Он был известен в основном своими монохромными натюрмортами, начиная с 1630 года, но до этого периода его картины все еще содержали красочные темы, как, например, можно видеть в его натюрморте 1625 года под названием «Ванитас — натюрморт».

Натюрморт с черепом

Ванитас — натюрморт (1625) Питера Клаэса; Pieter Claesz, Public domain, via Wikimedia Commons

В этой картине сохранились красочные элементы его более раннего стиля, такие как синий цвет шелковой ленты или анемон с его яркой красно-белой окраской. Анемон был использован потому, что он существует так недолго — одно из нескольких постоянных напоминаний в известных картинах о смерти о временном существовании жизни. Другие символические напоминания о смерти можно увидеть в размещении черепа, часов и тающей свечи по всей композиции.

Молодой человек с черепом (1626) Франса Хальса

Франс Хальс Старший родился в Антверпене, Бельгия, в 1582 году. Живя в основном в Гарлеме, он писал в основном портреты и был голландским художником Золотого века, известным своей ролью в развитии портретной живописи в 17 веке. Среди его портретов были картины таких представителей высшего общества, как Исаак Масса и Питер ван ден Брук. Он также создавал групповые картины медицинских работников в больницах и для местной гражданской гвардии. Благодаря его картинам историки могут получить представление о различных уровнях общества, существовавших во времена Хальса, поскольку он рисовал всех — от героев таверн до мэров, от рыбаков до клерков.

Его стиль стал предметом восхищения и копирования благодаря радикально свободному подходу к реализму. Ему удавалось уловить суть персонажа и момента в выражениях и позах своих героев.

Знаменитая картина с черепом

Молодой человек с черепом (Vanitas) (1626), Франс Хальс; Франс Хальс, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В 1626 году Хальс написал картину «Молодой человек с черепом», которая некоторое время считалась изображением черепа Йорика из шекспировского «Гамлета». Сейчас, однако, считается, что это картина «memento mori» или «Vanitas», напоминание о быстротечности и временности существования. На знаменитой картине смерти изображен молодой человек, одетый в плащ и с красным чепцом из перьев на голове. В левой руке он держит череп, а правой рукой делает жест в сторону наблюдателя.

Идея о том, что на картине изображен Гамлет, была поставлена под сомнение тем фактом, что на многих портретах того периода изображены черепа, и ни один из них не является отсылкой к творчеству Шекспира. Кроме того, это было крайне маловероятно, поскольку в 1620-х годах творчество Шекспира не было известно в Северных Нидерландах.

Натюрморт, аллегория суетности человеческой жизни (1640) Хармена Стеенвейка

Хармен Стеенвейк был голландским художником Золотого века и родился в Делфте в Нидерландах в 1612 году. Его отец отправил его и его брата учиться у их дяди, Давида Бейли. Именно Бейли вдохновил Хармена начать писать картины в стиле ванитас. Затем он стал постоянно активным художником с 1628 по 1633 год в Лейдене, после чего в 1633 году вернулся в Делфт. Наиболее известна его картина «Аллегория суетности человеческой жизни», которую он написал в 1640 году. По сути, это религиозная проповедь под видом натюрморта, и она является ярким примером голландского стиля живописи ванитас.

Как и все искусство Vanitas, композиция натюрморта с черепом изобилует символами memento mori, изображающими земные ловушки, которые стоят между человеком и спасением от проклятия и вечности смерти.

Мементо Мори Живопись

Натюрморт «Ванитас» (ок. 1640), Хармен Стинвейк; Harmen Steenwijck, Public domain, via Wikimedia Commons

Поэтому череп был помещен в центр композиции, как универсальный символ смерти. Масляная лампа и карманные часы символизируют течение времени, идущего к неизбежному результату, поскольку ни одна лампа не может гореть вечно. Особая раковина, использованная в этой картине memento mori, является символом богатства, поскольку она привезена из далекой страны и отполирована до блеска. В композиции также можно увидеть книги и музыкальные инструменты, символизирующие знания, а также роскошные удовольствия. Пурпурная шелковая ткань, являющаяся самым дорогим красителем, символизирует материальное богатство и роскошь.

  Гентский алтарь работы Яна ван Эйка - изучение культового произведения Яна ван Эйка

Автопортрет с символами Vanitas (1651) Давида Бейли

Давид Бейли был голландским художником Золотого века, родившимся в Лейдене в Голландской Республике в 1584 году. Бейли был учеником Жака де Гейна, гравера по меди, и своего отца Питера Бейли, каллиграфа. Затем он стал подмастерьем у голландского художника-портретиста Корнелиуса ван дер Воорта. В 1608 году, работая подмастерьем, он отправился в Гранд-тур — традицию, когда мужчины высшего класса путешествовали по Европе. Он побывал в Нюрнберге, Аугсбурге, Франкфурте и Гамбурге, а затем в Венеции и Риме, работая на нескольких князей во время своего обратного путешествия. В 1613 году, по возвращении в Нидерланды, он начал писать портреты и натюрморты.

Он стал известен благодаря своим картинам в стиле «Vanitas», которые включали символы непостоянства — полусгоревшие свечи, увядшие цветы и черепа.

Художник Мементо Мори

Автопортрет с символами Vanitas (1651) Давид Бейли; Давид Бейли, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В «Автопортрете с символами Vanitas» художник memento mori размыл границы между двумя стилями — портретом и натюрмортом. Здесь есть несколько портретов внутри портрета, а также монеты, череп, часы, роза, погасшая свеча, скульптура, жемчужное ожерелье и другие символы быстротечности, например, пузырьки, плавающие по холсту.

Еще одной особенностью, придающей новое измерение произведению искусства, является тот факт, что художник изобразил себя на несколько десятилетий моложе, чем он был на момент создания картины. Однако его 67-летняя версия все еще видна, когда он смотрит на зрителя с одного из небольших портретов на картине.

Меняя временные ориентиры, картина наводит на мысль, что молодой художник ожидает своей будущей старости в предвкушении, — смешение временных рамок, призванное подтолкнуть зрителя к размышлениям о природе времени и постоянства.

Натюрморт «Ванитас» (1668) Марии ван Остервейк

Мария ван Остервейк родилась 20 августа 1630 года в Ноотдорпе, Нидерланды. В юном возрасте отец ван Остервейка отвел ее к художнику, мастерски писавшему натюрморты, Яну Давидсу де Химу. Его работы оказали на нее большое влияние, и она стала его ученицей, вскоре развив свой талант художника реалистичных цветочных картин.

Некоторое время она работала с де Химом, а после его переезда в Антверпен сосредоточилась на самостоятельной живописи. Вскоре ее работы стали известны в Голландии, а также в Германии, где ее покровителями были римский император Леопольд I, Людовик XIV из Франции, Вильгельм III из Англии и король Польши. Несмотря на весь ее успех как художника Memento Mori, она так и не была принята в гильдию живописцев, поскольку женщинам не разрешалось вступать в нее.

Произведения Марии ван Остервейк (например, ее натюрморты «Ванитас с черепами») были глубоко символичны и аллегоричны — стиль, который был очень востребован в Европе в эту эпоху.

Знаменитое искусство Мементо Мори

Натюрморт «Ванитас» (1668), Мария ван Остервейк; Maria van Oosterwijck, Public domain, via Wikimedia Commons

Использование ею чрезвычайно темных фонов и ярких цветов переднего плана привело к тому, что она стала считаться одним из самых выдающихся художников Нидерландов и прилегающих районов. Она с большим эффектом использовала свет и тень, применяя технику кьяроскуро — драматическое взаимодействие света и тьмы. Включая аллегорические элементы, ее работы отражают такие темы, как непостоянство, тщеславие человека и моральная обязанность медитировать о своей преданности Божественному. В ее картинах используются предметы, создающие ощущение быстротечности времени, такие как увядающие цветы, черепа и песочные часы.

В отличие от многих ее современников, ее работы дают некоторую передышку от мрачности смерти, поскольку включают в себя предметы, символизирующие воскрешение и возрождение.

Натюрморт с черепом (1671) Филиппа де Шампейна

Филипп де Шампейн родился в Брюсселе в 1602 году. В 1621 году он переехал в Париж и стал выдающейся фигурой эпохи барокко во Франции. Он создал огромное количество картин, включая портреты и религиозные произведения. В начале своей художественной карьеры Филипп де Шампейн находился под влиянием Рубенса, но позже его стиль стал более мрачным и строгим. Его работы высоко ценятся благодаря строгой композиционной силе и яркости цветовой палитры. Он писал портреты королевских особ, правительственных чиновников и высшей знати.

При изображении их лиц он стремился передать характерную сущность человека, а не переходные выражения.

Символы Мементо Мори

Натюрморт с черепом (1671), Филипп де Шампейн; Филипп де Шампейн, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Картина де Шампейна «Натюрморт с черепом» называется «Ванитас» — картина, побуждающая задуматься о временном характере жизни и кажущейся бесполезности ее занятий. На ней изображены три традиционных символа memento mori, символизирующих обреченность и непостоянство.

Череп символизирует неизбежность смерти, тюльпан — краткость славы, а песочные часы — бесконечный ход времени, которое не ждет никого.

Различные предметы расположены на большом каменном блоке на равном расстоянии друг от друга. Центральное место в композиции занимает череп, который смотрит прямо на зрителя и отражает его смертность. Слева в небольшой чаше с водой покоится тюльпан. Когда-то этот цветок был бутоном, который затем расцвел на короткую секунду великолепия, после чего начал увядать в ничто. Песочные часы напоминают о том, что время для каждого из нас ограничено, а песок отсчитывает время с каждой песчинкой.

Sceleti et Musculorum Corporis Human i (1749) Бернхарда Зигфрида Альбинуса

Бернхард Зигфрид Альбинус был голландским профессором и анатомом немецкого происхождения. Он родился 24 февраля 1697 года во Франкфурте-на-Майне, Германия. После того, как его отец перевез семью в Нидерланды, чтобы устроиться в Лейденский университет на кафедру медицины, Бернхард в возрасте 12 лет начал учиться у Бурхааве, который считается отцом физиологии. После нескольких лет изучения анатомии в Париже под руководством различных наставников он вернулся в Лейден, чтобы занять место в университете в качестве преподавателя хирургии и анатомии.

  Нике Самофракийская - взгляд на статую "Крылатая победа Самофракии"

Книги об искусстве Мементо Мори

Слева: Tabulae sceleti et musculorum corporis humani Бернхарда Зигфрида Альбинуса, 1747 г., Библиотека Левена, Библиотека Маурица Саббе, Plate 3; Iannutius de Matrice, CC0, via Wikimedia Commons | Справа: Tabulae sceleti et musculorum corporis humani Бернхарда Зигфрида Альбинуса, 1747 г., Библиотека Левена, Библиотека Маурица Саббе, Plate 5; Iannutius de Matrice, CC0, via Wikimedia Commons

Он наиболее хорошо запомнился своей работой с Яном Ванделааром, табулатурой, известной как «Sceleti et Musculorum Corporis Humani». Ванделаар был гравером, и вместе с Альбинусом они создали рисунки, которые славились как своей художественной красотой, так и научной точностью. Чтобы обеспечить правильную пропорциональность и точное анатомическое изображение, они накладывали сетку на эскизы рисунков. Затем Ванделаар добавлял детализированные фоны, чтобы создать ощущение реалистичности.

Бернхард Зигфрид опубликовал прекрасно иллюстрированный том в основном за свой счет, и хотя многие критиковали причудливое отношение Вандерлаара к научной тематике тома, он был решительно защищен его соавтором.

Череп с горящей сигаретой (1885) Винсента Ван Гога

Винсент Виллем Ван Гог родился 30 марта 1853 года в городе Зундерт в Нидерландах. Он был голландским художником-постимпрессионистом, который только после своей смерти был признан одним из самых влиятельных художников в истории западного искусства. За последнее десятилетие своей жизни он создал более 2100 произведений искусства, в том числе 860 картин маслом, многие из которых, как утверждают, были написаны в последние два года его жизни.

Среди них натюрморты, автопортреты и пейзажные картины, отличающиеся драматическими и смелыми цветами и выразительными мазками кисти. Все они оказали влияние на художественное движение на протяжении многих десятилетий вплоть до наших дней.

Знаменитые картины смерти

Голова скелета с горящей сигаретой (1886) Винсент Ван Гог; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Череп с горящей сигаретой был написан маслом на холсте в 1885 году и сейчас находится в Музее Ван Гога (Фонд Винсента Ван Гога). Написанная в то время, когда Ван Гог изучал искусство в академии в Антверпене, картина «Череп с горящей сигаретой» изначально была создана как шутка для подростков. Тем не менее, она демонстрирует приличное понимание анатомии и композиции. В академии было стандартным упражнением делать наброски скелетов, но рисовать их не входило в учебную программу, поэтому предполагается, что Ван Гог создал эту работу после дневных занятий или, возможно, во время уроков исключительно для своего удовольствия.

Пирамида черепов (ок. 1901 г.) Поль Сезанн

Поль Сезанн был французским художником-постимпрессионистом, чье искусство помогло обозначить переход от концепций и эстетики 19 к 20 веку. В последнее десятилетие жизни Поль Сезанн работал в уединении и часто намекал на свои чувства по отношению к своей смерти в письмах к друзьям.

Считается, что он был слегка увлечен смертью и смертностью с 1870-х годов, но прошло еще более 20 лет, прежде чем он начал воплощать концепцию смерти в искусстве. Примерно в то время, когда он начал добавлять в свое искусство символику memento mori, его здоровье начало стремительно ухудшаться. Его постоянная озабоченность темой смерти прослеживается в ряде его картин с черепами, которые он создал в 1898 и 1905 годах.

Картины Поля Сезанна этого периода были выполнены как акварелью, так и маслом и представляли собой более тонкую версию традиционной темы Vanitas.

Картина с черепом

Пирамида черепов (ок. 1898-1901), Поль Сезанн; Поль Сезанн, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Написанная примерно в 1901 году маслом на холсте, «Пирамида черепов» состоит из трех черепов, изображенных под бледным светом, освещенных на темном фоне. Возможно, не только его озабоченность смертностью привела к использованию черепов в его картинах. Говорят, что он ценил форму человеческого черепа и, возможно, использовал их за качество их объемной формы, как он это делал с вазами и фруктами. Напоминающие его портреты, черепа смотрят на зрителя в конфронтационной позе. Он также мог включить черепа в свои работы, поскольку они были обычными предметами в домах католиков, а католицизм — это религия, которой он был убежденным последователем.

Сегодня мы узнали об интригующе мрачной теме memento mori. Мы обсудили, как философия о неизбежности смерти влияла на художников на протяжении веков, создавая произведения искусства, отражающие их размышления о непостоянстве жизни, бесплодном стремлении к счастью в мирских вещах и отказе от греха, в обмен на шанс спасения от подводных камней человеческого существования.

Взгляните на нашу веб-историю искусства memento mori здесь!

Часто задаваемые вопросы

Было ли Memento Mori художественным движением?

Memento mori было скорее философией мысли, чем движением художников. Тем не менее, символизм memento mori можно найти в творчестве многих художников, представляющих множество художественных стилей. Смерть — это общая тема для многих художников и то, что однажды придется пережить каждому, поэтому вполне логично, что понятие морали — это тема, которая превосходит жанр или стиль и может быть обнаружена почти везде в искусстве.

Что означает Vanitas?

Картины Vanitas — это особый вид искусства, представляющий смерть и непостоянство жизни через картины-натюрморты. Эти натюрморты обычно состоят из предметов, которые сильно заряжены символизмом, особенно в отношении смерти. Наиболее распространенными предметами, которые художники, работающие в стиле memento mori, изображали на картинах Vanitas, являются черепа, часы или песочные часы, увядающие цветы или гниющие фрукты. Многие предметы могли использоваться для символического обозначения хода времени и представления временной природы жизни.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий