Искусство прерафаэлитов — история периода искусства прерафаэлитизма

Прерафаэлиты

Негибкие условности классического искусства в сочетании с социальными волнениями, возникшими в результате масштабной индустриализации, послужили в середине 19 века поводом для бунтарской группы молодых художников выразить свое недовольство через художественное движение, которое они назвали «Братство прерафаэлитов». Оно бросило вызов ценностям классического викторианского искусства, возрождая методы и идеалы ренессансного и средневекового искусства.

Оглавление

Что такое искусство прерафаэлитов?

Как и любое художественное движение, вошедшее в анналы времени, искусство прерафаэлитов было тесно связано с социальными, политическими и экономическими изменениями викторианской Англии. В общественном масштабе оно стало ответом на широкомасштабную индустриализацию, охватившую Великобританию, которая была ответственна не только за плохие условия труда, массовые страдания и снижение качества жизни, но и за разрушение старомодной связи с природой, духом и сердцем. Именно эта связь с природой и самим собой ассоциировалась у художников этого движения с искусством, предшествовавшим творчеству Рафаэля.

Помимо социальных волнений и фундаментальных изменений, происходивших в стране в связи с индустриализацией, мы должны обратить внимание на теорию, которая продвигалась в стенах Лондонской королевской академии, чтобы увидеть главную причину появления этого художественного движения. Хотя это движение, возможно, было вдохновлено и проинформировано непредсказуемыми изменениями, происходящими вокруг, оно не было прямым протестом против несправедливости общества — скорее, в меньшем масштабе, это был ответ на художественные ценности, навязанные Королевской академией.

Братство прерафаэлитов

Инициалы «P. R. B.» используются для подписи работ Братства прерафаэлитов, этот пример взят из работы Милле 1848 года; John Everett Millais, Public domain, via Wikimedia Commons

Принципы, которые вызвали такое неприятие, что вдохновили художественную революцию, были основаны на четко определенных стилях и предубеждениях президента Королевской академии того времени Джошуа Рейнольдса. Сам будучи художником, Рейнольдс сосредоточил свое творчество на написании жанров и портретов, прославляющих классическую Грецию и Рим.

Бросая вызов застойным идеалам, воплощенным в этом стиле искусства, братство стремилось вдохнуть жизнь в мир искусства, предоставив художникам свободу создавать свои шедевры, не подчиняясь авторитету Академии, ради его же блага.

Прерафаэлитизм был детищем трех молодых художников-изгоев — Данте Габриэля Розетти, Уильяма Холмана Ханта и Джона Эверетта Милле. Все они были разочарованы душными условностями Академии как микрокосмического художественного отражения ценностей общества. По их мнению, душа рабочего класса была погребена под безжалостным натиском индустриализации, и с этим было связано отчуждение простого человека от осмысленной работы и отношений с самим собой и природой.

Как описал Данте Розетти, это тайное общество стремилось создавать высококачественное искусство, выражающее реальные идеи и сочувствующее подлинным, сердечным аспектам исторических произведений искусства, не обращая внимания на поверхностные, тщеславные и условные качества предыдущего искусства, из которого они черпали вдохновение. Значительной частью цели было также изображение природы как можно точнее и детальнее.

Прерафаэлитское искусство

Le miroir de Vénus («Зеркало Венеры», 1875), Эдвард Берн-Джонс; Edward Burne-Jones, Public domain, via Wikimedia Commons

По этой причине художники считали, что живопись на открытом воздухе — лучший способ запечатлеть меняющуюся природную среду. Их вдохновляли слова художественного критика Джона Рёскина, который впоследствии стал одним из их самых горячих сторонников: «идти к природе со всей искренностью сердца… ничего не отвергая, ничего не выбирая и ничего не презирая».

Это была одна из определяющих черт их подхода к работе, которая отличала их самих и их работы от традиционного метода рисования в помещении после предварительного наброска.

Это было ответом на крайне избирательное и предвзятое изображение природы в викторианском искусстве и его настойчивое стремление создавать наброски с натуры, которые затем трансформировались в живопись в условиях закрытого помещения. Поэтому их стремление работать en plein air, на открытом воздухе, в естественной среде, чтобы передать сущность природы, стало характерной чертой, оказавшей сильное влияние на эволюцию пейзажной живописи.

Произведения, принадлежавшие к этому художественному направлению, не ограничивались живописью, но включали поэзию, литературу, скульптуру, фотографию, а в более поздние годы повлияли на декоративное искусство, дизайн интерьера, архитектуру и иллюстрации. Многие из художников, принадлежавших к братству, были поэтами или черпали вдохновение для своих картин из литературы.

Искусство прерафаэлитов по мотивам литературы

Этюд для «Ссоры Оберона и Титании» (ок. 1849) Джозефа Ноэля Патона, основанный на сцене из шекспировского «Сна в летнюю ночь» ; Joseph Noel Paton, Public domain, via Wikimedia Commons

Многие картины, созданные в рамках этого художественного движения, также бросали вызов устаревшим, по мнению художников, представлениям о женственности. Некоторые картины изображали важных женских персонажей (иногда архетипических) из литературы. Сами фигуры часто были срисованы с реальных моделей.

Темы, которые появлялись на таких картинах, часто поднимали неудобные темы, такие как секс и смерть. Изображение женщин на этих картинах придает женщинам больше силы и естественности в культурном климате, в котором женщины считались слабее мужчин, а их роли и идентичности ограничивались ролями жены, матери и домохозяйки.

Несмотря на заслуженное место в истории искусства, это движение никогда не было формальным движением, оформленным письменным манифестом, как некоторые более формальные художественные движения.

Учитывая их общее презрение к нормам академического искусства того времени, а также их неапологетическое изображение альтернативных точек зрения, нетрудно представить, что братство подвергалось пристальному вниманию и критике со стороны других художников и критиков того времени.

  Эдвард Хоппер "Ночные ястребы" - Анализ картины художника "Ночные ястребы"

Характерные черты произведений искусства прерафаэлитов

Помимо приметы братства в виде загадочной подписи «P.R.B» на некоторых ранних картинах, и, конечно, более личных подписей художников, есть несколько характеристик, которые определяют этот вид искусства и, более того, делают картины прерафаэлитов довольно легко идентифицируемыми на основе физических особенностей картин.

В частности, художники братства с определенным презрением относились к викторианской одержимости портретной и жанровой живописью, что было характерно для Рейнольдса. Но их бунтарство не ограничивалось темами их искусства; оно включало в себя стиль, используемые техники и ценности, воплощенные в картинах.

Знаменитые произведения искусства прерафаэлитов

Стоунбрейкер (1857-1858), Джон Бретт; Джон Бретт, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Например, для современных художников того периода было типично облачать своих героев в наряды и помещать их на ностальгическом фоне классических греческих и римских чувств. Метод Рейнольдса стал известен как «Великая манера». Хотя можно сказать, что искусство братства также излучало ностальгическое настроение, оно было обращено ко времени, которое было до Рафаэля, напоминало о средневековье и итальянском Возрождении, которое в глазах братства напоминало более чистую форму искусства.

Фигуры на викторианских картинах, которые члены братства так презирали, многие из которых были женщинами, не только передавали зрителю видение античных времен, но и несли бремя привязки к устоявшимся стереотипам о женщинах как целомудренных и неумелых, или матерях, чьи навыки были полезны только в рамках домашнего хозяйства. И, в целом, искусство этого движения обладало определенной серьезностью; в нем была искренность, которая отличала его от других стилей в неосязаемом, эмоциональном смысле.

Изображение женщин в искусстве прерафаэлитов

Тень любви (1867), Фредерик Сэндис; Фредерик Сэндис, общественное достояние, через Wikimedia Commons

С точки зрения техники, используемой членами этого движения, светлое, почти двухмерное использование цвета и простых линий, характерное для многих картин этого движения, представляет собой резкий контраст с традиционным акцентированием света против тени (эта техника известна как кьяроскуро), которое было популярно в то время. Это искусство также склонно игнорировать педантичное включение симметрии и пропорций в композицию.

Уникальный колорит картин прерафаэлитов иногда достигался с помощью техники «мокрого белого грунта», которая заключалась в нанесении толстого слоя белой краски, а затем, пока она была еще мокрой, поверх нее наносился цвет.

Знаменитые произведения искусства

История украшена сотнями великолепно детализированных произведений искусства этого направления. Описанные ниже картины представляют собой трио картин трех основателей прерафаэлитизма и примеры некоторых из наиболее известных произведений этого основополагающего художественного движения.

Офелия (1851 — 1852) Джона Эверетта Милле

Офелия» — возможно, одна из самых известных картин, вышедших из братства и отражающих интересы художников в том, чтобы вывести на свет неприкрашенную реальность, которая заставляла людей столкнуться с человеческим состоянием во всем его многообразии, даже если некоторые из этих тем были табуированы.

Изображая знаменитую сцену из шекспировского «Гамлета», на этой картине мы видим Офелию, плавающую в том, что станет ее могилой в воде. Знаменитая сцена показывает Офелию в роковые моменты между падением в воду, когда она плывет в своем безумии, не подозревая о приближающейся опасности быть утопленной под тяжестью своего платья.

Искусство прерафаэлитов

Офели («Офелия», ок. 1851 г.), Джон Эверетт Милле; Джон Эверетт Милле, общественное достояние, через Wikimedia Commons

На этой картине Офелию окружает очень детализированная природная среда с листвой, на написание которой ушло по меньшей мере столько же времени, сколько художник потратил на создание чрезвычайно реалистичного изображения самой Офелии. Это можно сравнить с тем, как обычные художники делают акцент на важности фигуры в ущерб естественному фону или обстановке.

Моделью для этой картины была не кто иной, как Элизабет Сиддал, любимая муза и жена Данте Россетти. Она позировала в качестве сюжета на многих картинах, созданных членами братства, такими как Милле и Хант. Художница и поэтесса в своем собственном праве, Сиддал была наркоманкой и трагически умерла от передозировки опиоидов в нежном возрасте 32 лет — судьба, до жути напоминающая безвременную смерть Офелии в «Гамлете».

Модель художника-прерафаэлита

Лизабет Сиддал (ок. 1854 г.), портрет, написанный Данте Габриэлем Россетти; Данте Габриэль Россетти, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Чтобы обеспечить позу, которая послужила бы Милле для точного изображения плавающего в воде тела Офелии, Сиддал лежала в ванне с водой, которую согревали масляные лампы. В это время она заболела пневмонией, и Милле по просьбе отца Сиддал оплатил счета врача. Милле также купил платье для Сиддал, в котором она позировала.

Эта картина хранится в музее Тейт в Лондоне.

Козел отпущения (1854 — 1856) Уильяма Холмана Ханта

Классический художник прерафаэлитов, Хант взял за основу сюжета этой картины религиозные темы, что было типичной практикой в эпоху Возрождения. Поразительные цвета и высокореалистичные образы этой захватывающей картины отражают историю из Левит (книга из Библии). На картине изображена еврейская традиция, согласно которой раз в год в пустыню отправляли жертвенного козла, чтобы он символически унес с собой грехи общества. На картине рога козла украшены красной тканью, которая символизирует терновый венец на голове Христа.

  Ретрофутуризм - взгляд назад на ретрофутуристическое искусство

Прерафаэлитизм

Козел отпущения (1854), Уильям Холман Хант; William Holman Hunt, Public domain, via Wikimedia Commons

Картина была написана Уильямом Холманом Хантом, христианином, после путешествия по Ближнему Востоку. Его путешествия позволили ему получить наиболее точное изображение религиозного пейзажа, насколько это возможно, на берегу Мертвого моря. Он использовал редких живых козлов, которых купил сам — первый не послужил удобной моделью и в конце концов умер, когда картина была еще в процессе работы, поэтому Хант был вынужден приобрести второго, чтобы завершить картину. К картине прилагалась богато украшенная золотая рама, которую Хант спроектировал сам и которая, по его словам, была крайне важна для понимания картины, поскольку включала религиозные символы и надписи.

В настоящее время картина выставлена в Музее Леди Левер в Ливерпуле, Великобритания.

Ecce Ancilla Domini (1849 — 1850) Данте Россетти

Эта картина была одной из самых известных картин Россетти, а также одной из самых жестко критикуемых, что сыграло решающую роль в нежелании художника продолжать писать религиозные сцены. Из-за своей непопулярности в глазах общественности, она плохо продавалась, когда была впервые выставлена в 1950 году, и в итоге была куплена одним из сторонников братства.

Эта картина — одна из самых ранних работ Россетти, изображающая Благовещение — решающий момент в религиозной истории, когда ангел Гавриил посещает Деву Марию, чтобы сообщить ей новость о ее неожиданной беременности. Белые лилии являются реликтом ренессансного и средневекового искусства, которые обычно использовались для символизации чистоты. Ореолы вокруг голов обеих фигур свидетельствуют о присутствии божественного начала, несмотря на их простые одежды. Латинское название относится к сцене в Евангелии от Луки и переводится как «Узрите служанку Господню».

Картины прерафаэлитов

Ecce Ancilla Domini! («Благовещение», ок. 1849 г.) Данте Габриэль Россетти; Данте Габриэль Россетти, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Моделями для этой картины были несколько человек, в том числе брат и сестра Россетти, а также профессиональные модели. Картина была вдохновлена работами Эйка и Мемлинга, которые он увидел в Брюгге, когда был в турне по Европе. При создании этой картины он следовал как их стилю, так и технике.

В картине «Ecce Ancilla Domini» его внимание привлек не сам сюжет, а то, как он был изображен. Вместо смирения, погруженного в изучение, как ее чаще всего изображают, Дева Мария на этой картине изображена испуганной девушкой в скомканной одежде, поднимающейся с постели, когда к ней приближается Гавриил. Такое изображение ангела было еще одним из многих аспектов этой картины, которые подверглись критике, в частности, в связи с его человекоподобным обликом.

Эту картину можно увидеть в галерее Tate Britain в Лондоне.

Второе поколение

Хотя жизнь братства была недолгой, продлившись лишь до первых нескольких лет 1950-х годов, оно возродилось через несколько лет, когда несколько студентов вместе с известными художниками движения объединили усилия для росписи фрески в зале дебатов Оксфордского союза. Примерно в то же время такие известные личности, как Берн-Джонс, Россетти и Раскин, читали лекции по искусству для представителей рабочего класса. С появлением этих событий страсть к искусству прерафаэлитов должна была вновь разгореться.

Прерафаэлиты

Краткий очерк движения Морриса и фирмы, основанной Уильямом Моррисом для реализации его проектов, а также возрожденных или начатых им производств, с изображением печатания ситцев в Мертонском аббатстве ок. 1890 г.; Аноним для Morris & Co., Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Кульминацией возрождения движения таким образом стало образование в 1961 году фирмы под названием Morris & Co., которая была создана несколькими творческими личностями, такими как Форд Мэдокс Браун, Филип Уэбб, Луис Моррис, Берн-Джонс и Россетти. Morris & Co. была компанией, ориентированной на производство предметов декоративного искусства, которые, в отличие от методов и продуктов индустриализации, использовали старые художественные подходы, позволяющие подчеркнуть естественную красоту используемых материалов.

Это положило начало тому, что стало известно как «Движение искусства и ремесел» — более масштабному движению, которое происходило примерно между 1860 и 1900 годами в направлении функционального, декоративного искусства, которое было более доступным, чем тщательно продуманный мир галерей и музеев.

Движение искусств и ремесел

Хотя Движение искусств и ремесел глубоко перекликалось с прерафаэлитизмом, оно отличалось от последнего и, возможно, даже больше соответствовало убеждениям, лежавшим в основе этого движения, в том смысле, что позволило своим основным постулатам выразить себя в форме произведений искусства, которые были более функциональны, чем живопись и скульптура, что сделало их более доступными для широкого круга людей. Среди видов произведений искусства были гобелены и мебель, которые были одновременно полезными и эстетически привлекательными в контексте домашнего хозяйства.

Искусство и ремесла прерафаэлитов

«Лето», деталь гобелена «Времена года или фруктовый сад», сотканного компанией «Моррис и компания» из шерсти, шелка и мохера на хлопковой основе в Мертонском аббатстве в 1890 году по проекту Уильяма Морриса и Джона Генри Дирла; William Morris, Public domain, via Wikimedia Commons.

В производстве таких функциональных предметов, как эти, обыденное оживало благодаря использованию природы в качестве образца, а также средневекового и готического искусства. Появилась новая возможность для искусства стать частью повседневной жизни обычного человека, а не быть привязанным к стенам душных музеев. Таким образом, люди могли ощутить свое право на самореализацию и постоянное присутствие красоты, творчества и духа в своей жизни.

Так утверждала промышленная революция, создавшая место для сердца в жизни обычного человека, который втягивался в скучный мир машины с темпом, не имеющим себе равных в истории человечества.

Проявление идеалов прерафаэлитов в рамках Движения искусств и ремесел не ограничилось Великобританией или европейскими границами, да и вообще 19 веком. Оно проникло в США и продолжало вносить искру в мир искусства вплоть до 1920-х годов, оказывая непосредственное влияние на различные художественные течения. Каждое из этих движений разработало свой уникальный почерк и бренд, но также находилось под тесным влиянием ценностей Движения искусств и ремесел, а используемые методы и материалы передавали глубокую симпатию к доиндустриальным методам.

  Художники-сюрреалисты - взгляд на самых известных художников-сюрреалистов

Движение прерафаэлитов

Витрина магазина «Винер Веркштатте», ок. 1920 г.; ingen uppgift, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Венская Веркштатте (1903 — 1928) была одним из таких движений, которое включало сотрудничество многочисленных архитекторов, дизайнеров и художников того времени, которые работали вместе над созданием одежды, украшений, мебели и дизайна, созданных вручную.

С ним тесно связан модерн (1890-1910 гг.), относительно недолговечное движение, которое также стремилось создать свой стиль в декоративном искусстве, иллюстрациях, строительстве и дизайне интерьеров, а также в плакатах и стекле. Школа прерий (примерно с 1900 по 1950 гг.), американская форма дизайна, возникшая под влиянием Движения искусств и ремесел, также появилась и развила отдельный стиль архитектуры.

Сестринство

В течение многих лет братство было известно своим бунтарским, шумным характером, но в последние годы братство привлекло к себе внимание с другой стороны. Хотя было очевидно, что в искусстве, которое создавали члены этого тайного общества, преобладали женщины, основополагающая роль женщин в развитии движения стала известна совсем недавно.

Среди женщин, которые были вдохновлены этим движением и, более того, составляли его неотъемлемую часть, были Эффи Милле, Элизабет Сиддал и Кристина Россетти. Они были женами, музами и возлюбленными трех самых главных фигур движения, но и другие женщины позировали в качестве моделей, будучи сами заядлыми художницами и поэтессами, например, Эвелин де Морган и Мари Спартали Стиллман.

Примерами работ сестринского движения являются «Эльгива» Джоанны Мэри Бойс и «Сад возможностей» де Морган. Для таких женщин, как Сиддал, работа натурщицами обеспечивала финансовый пропускной пункт, который позволял им посвятить свою жизнь творчеству.

Женщины-прерафаэлиты

Элейн» (1870) Софи Генгембре Андерсон по мотивам поэмы лорда Теннисона. Поэма повествует об Элейне, невинной деревенской девушке, которая влюбляется в сэра Ланселота. Он бросает ее в пользу королевы Гвиневры, и она умирает от безответной любви. На картине Андерсона изображен слуга, гребущий тело Элейны к дворцу короля Артура в Камелоте; Галерея искусств Уокера, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Художественное движение прерафаэлитов отразило суть того времени в истории Великобритании, которое переживало социальные волнения, связанные с масштабной индустриализацией, охватившей страну. Это вылилось в изысканные формы искусства, которые не только делали справедливым раскованное выражение эмоциональных отражений запретных тем и человеческих переживаний в викторианском обществе, но и привносили искусство в жизнь обычных людей. Несмотря на смелое заявление, сделанное во имя Братства прерафаэлитов, а может быть, и благодаря ему, его влияние достигло больших масштабов, несмотря на то, что оно состояло из относительно небольшой группы членов.

Посмотрите нашу веб-историю о прерафаэлитах здесь!

Часто задаваемые вопросы

Почему их называли прерафаэлитами?

Это название отсылает нас к периоду в искусстве, который был до Рафаэля, а именно к итальянскому Возрождению и средневековому искусству. Именно это искусство, по мнению художников братства, еще не было испорчено жесткими академическими правилами, препятствующими истинным чувствам и самовыражению.

Когда возникло движение прерафаэлитов?

Это художественное движение возникло в Викторианскую эпоху, когда прерафаэлитизм зародился в середине 1800-х годов. Хотя оно просуществовало всего несколько лет, в 1950-х годах произошла вторая волна, которая сформировалась в Движении искусств и ремесел. Оно оказало сильное влияние на развитие последующих художественных стилей, таких как модерн, в начале XX века.

Против чего восставали прерафаэлиты?

Главной целью этой группы художников был вызов художественным нормам, навязанным Лондонской королевской академией, которые рассматривались как отвращение и подавление чистого искусства, отражающего истинные качества предметов на картинах. Их работы также отражали темы, которые часто высвечивали неудобные аспекты человеческого существования, такие как смерть и неверность, а их методы бросали вызов идеям, присущим эпохе промышленности. Их творчество породило Движение искусств и ремесел, которое положило начало созданию декоративных и функциональных произведений искусства, доступных более широкому кругу людей.

Какова была цель Братства прерафаэлитов?

По сути, братство было создано для того, чтобы вернуться к более чистой форме искусства, которую, по их мнению, олицетворял стиль искусства эпохи итальянского Возрождения и Средневековья. Это было достигнуто путем воплощения в жизнь методов, характерных для тех времен. Главной целью было создание превосходной формы искусства, которую преподавала Лондонская королевская академия, более искренней и правдивой по отношению к природе, чем обычное викторианское искусство.

Что означает «прерафаэлиты»?

Этот термин относится ко времени до Рафаэля. В контексте художественного движения это название тайной группы художников в викторианскую эпоху, которые оспаривали ценности, предлагаемые основным искусством того времени, как оно преподавалось в Королевской академии. Термин относится к стилю, методам и ценностям искусства Средневековья и Ренессанса.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector