Йоханнес Вермеер — взгляд на жизнь и творчество голландского живописца Вермеера

Йоханнес Вермеер

Кто такой Йоханнес Вермеер, когда родился Йоханнес Вермеер и как умер Йоханнес Вермеер? Это все основные вопросы, на которые вы, возможно, хотите получить ответы, но о голландском художнике Вермеере можно узнать гораздо больше. Художник Йоханнес Вермеер создавал произведения искусства в эпоху голландского барокко, и его специализацией были внутренние бытовые сцены. Картины Иоганна Вермеера создавались мучительно, поэтому он не создал много произведений и умер в бедности. В основном Вермеер изображал людей и комнаты своей резиденции в Делфте.

Оглавление

Биография и творчество Йоханнеса Вермеера

На протяжении всей своей жизни он был довольно успешным художником регионального жанра, его работы выставлялись как в Гааге, так и в Делфте. Однако он создал очень мало полотен и явно не был преуспевающим, после его смерти его супруга и маленькие дети оказались в долгах. Вермеер писал тщательно и скрупулезно, и обычно использовал краски высшего качества.

Он исключительно известен своим мастерством манипуляции и применения света в своих творениях.

Йоханнес Вермеер Художник

Единственный предполагаемый портрет Иоганнеса Вермеера, с его картины «Царица» (1656); Иоганнес Вермеер, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Ранние годы художника Йоханнеса Вермеера

31 октября 1632 года Вермеер был крещен в реформатской церкви. Дигна Балтенс, его мать, была родом из Антверпена. Бальтасар Герритс, отец Дигны, вел честолюбивую жизнь и был посажен в тюрьму за подлог. Отец Вермеера, Рейнир Янсзон, был рабочим по производству хлопка. Будучи стажером в Амстердаме, Рейнье проживал на престижной улице Синт-Антонисбрестраат, где в то время жили многие художники. Рейнье женился на Дигне в 1615 году.

Пара переехала в Делфт, где у них родилась дочь Гертруи, которую окрестили в 1620 году. В 1625 году Рейнье вступил в схватку с солдатом по имени Виллем ван Байландт, который погиб через пять месяцев от полученных травм. Примерно в этот период Рейнье начал торговать произведениями искусства. В 1641 году он приобрел великолепный домик в центре города. Покупка домика потребовала значительных финансовых затрат. После смерти Рейнье в октябре 1652 года семейное дело перешло к Йоханнесу Вермееру.

Семья и брак

Голландский художник Вермеер женился на Катарине Болнес в апреле 1653 года. Благословение состоялось в тихом окрестном городке Схиплуиден. Мария Тинс, теща Вермеера, была значительно богаче его, и, скорее всего, именно она убедила Вермеера перейти в католичество перед свадьбой 5 апреля. По мнению искусствоведов, переход Вермеера был сделан искренне.

Его работа «Аллегория католической веры», завершенная в 1672 году, подчеркивала скорее символические богословские смыслы, особенно обряд Евхаристии, чем обычные реалистические темы художника.

Иоганн Вермеер Произведения искусства

Аллегория католической веры (ок. 1670-1672), Йоханнес Вермеер; Johannes Vermeer, Public domain, via Wikimedia Commons

Она была создана для знающего и преданного клиента-католика, возможно, для его «тайной церкви». В конце концов, пара поселилась у матери Катарины, которая жила в довольно большом доме недалеко от Ауде Лангендийк, рядом со скрытой иезуитской церковью. Вермеер провел в этом доме остаток своей жизни, работая в парадной спальне на втором уровне. Его жена родила ему 15 детей, четверо из которых умерли до крещения, но были записаны как «дети Йохана Вермеера».

Карьера художника Йоханнеса Вермеера

Неизвестно, где и у кого Вермеер обучался как художник. На основании спорного прочтения книги, опубликованной в 1668 году, некоторые предполагают, что его учителем был Карел Фабрициус. Ученые не нашли убедительных доказательств этому. Его товарищем был Леонарт Брамер, региональный авторитет, хотя стили каждого из художников весьма своеобразны.

По словам Лидтке, Вермеер учился сам, используя знания, полученные от одного из знакомых его отца.

Некоторые эксперты считают, что Вермеер получил образование у художника Абрахама Бломаэрта. Техника Вермеера сопоставима с техникой нескольких караваджистов, чьи произведения воспроизведены на заднем плане нескольких его работ как картины-в-картинах, например, «Нахождение Моисея» (ок. 1630) Орацио Джентилески.

Вдохновение Иоганна Вермеера

Нахождение Моисея (ок. 1630 г.) Орацио Джентилески; Орацио Джентилески, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Вермеер вступил в Гильдию Святого Луки 29 декабря 1653 года. Согласно архивам гильдии, Вермеер не подал обычный вступительный взнос. Это был год эпидемии, конфликтов и экономических бедствий, и Вермеер не был уникален в том, что столкнулся с финансовыми трудностями. Город был опустошен Делфтским громовым ударом в 1654 году, который разрушил значительную часть города. Возможно, он нашел спонсора в лице соседского ценителя искусства Питера ван Рюйвена, который выделил ему деньги около 1657 года.

По всей видимости, Вермеер черпал влияние в работах лейденской группы Фийншильдеров, таких как художник Франс ван Миерис. Фийншильдеры были художниками голландского Золотого века, которые пытались достичь как можно более реалистичной копии реализма в своих кропотливо выполненных, как правило, небольших картинах 1630-1710 годов.

Хотя название «фийншильдер» использовалось в XVII веке для различения художника, использующего традиционные методы, и того, кто, например, был домашним художником, в XIX веке оно стало нарицательным для таких художников, как Геррит (или Герард) Доу и его ученики в Лейдене.

Голландские художники Вермеер и Доу

Художник в своей мастерской (1647), Геррит (или Герард) Доу; Геррит Доу, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Знаменитые картины Французской революции - Искусство Французской революции

Вермеер реагировал на популярность работ Геррита Доу, которые продавались по экстравагантным ценам. Возможно, Доу оказал влияние и на Питера де Хуха и Габриэля Метсу. Вермеер также выставлял цены выше средних за свои картины, большинство из которых были приобретены неизвестным коллекционером.

Влияние Метсу на Иоганна Вермеера неоспоримо: источник света, идущий слева, мраморный пол.

Вермеер, скорее всего, конкурировал с Николасом Меесом, который создавал жанровые картины в похожей манере. Вермеер был избран главой гильдии в 1662 году и переизбран в 1663, а также в 1670 и 1671 годах, что свидетельствует о том, что среди современников он считался опытным ремесленником.

Кто такой Йоханнес Вермеер

Концерт (1663), Йоханнес Вермеер; Johannes Vermeer, Public domain, via Wikimedia Commons

Вермеер работал медленно, скорее всего, выполняя по три картины в год по заказу. В 1663 году Бальтасар де Монконис нанес ему визит, чтобы осмотреть некоторые из его работ, но у Вермеера не было произведений, которые он мог бы ему представить. Посол и два французских священника с ним были препровождены к Хендрику ван Бюйтену, у которого в качестве залога была пара его работ.

Последние годы жизни голландского живописца Вермеера

После того как Людовик XIV напал на Голландскую республику в 1672 году, Нидерланды пережили тяжелый экономический крах. Во время войны английская армада и две союзные немецкие епархии напали на королевство с востока, сея хаос. Многие люди были напуганы, трибуналы, театры, магазины и учреждения были закрыты. Потребовалось около пяти лет, чтобы все наладилось.

Вермеер был упомянут как солдат городской стражи в 1674 году. Летом 1675 года он приобрел 1 000 гульденов у Якоба Ромбутса, используя в качестве залога дом матери своей жены. Вермеер умер в декабре 1675 года после продолжительной болезни. 15 декабря 1675 года он был похоронен в протестантской Старой церкви. Его жена позже сообщила о его смерти в письме к своим кредиторам следующим образом:

«…во время опустошительной войны с Францией он не только не смог продать ни одной своей работы, но и остался сидеть с работами других художников, которыми торговал, к своему огромному убытку. Вследствие этого, а также из-за огромного груза своих детей, он погрузился в такую деградацию и вырождение, к которым отнесся настолько серьезно, что, словно в ярости, за один день превратился из просто здорового человека в покойника.»

Как умер Иоганн Вермеер

Место захоронения Йоханнеса Вермеера в Оуде Керк, Делфт, Нидерланды; Ввласенко, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Катарина Болнес рассказала, что ее муж умер в результате финансового стресса. Бизнес Вермеера как художника и арт-дилера пострадал в результате падения арт-рынка. Ей пришлось в одиночку пытаться воспитывать всех 11 детей, и поэтому она обратилась в Высокий суд с просьбой снять с нее обязательства перед кредиторами мужа. Первый этаж дома состоял из восьми комнат, содержание которых было зафиксировано в оценке, проведенной через несколько месяцев после смерти Вермеера.

Среди предметов, находившихся в его мастерской, были два табурета, два мольберта художника, две палитры, 10 холстов, стол, дубовый письменный стол, маленький деревянный шкаф и «различные предметы, не заслуживающие перечисления». Катарина и ее мать получили по завещанию 19 работ Вермеера. Жена Вермеера продала еще две работы Хендрику ван Бюйтену, чтобы погасить крупный долг Вермеера. Эти две небольшие работы Вермеера были описаны как «две персоны, одна из которых сидит и пишет письмо» и «персонаж, играющий на цитре».

Вермеер был известным художником в Делфте, но он был практически неизвестен за пределами своего города.

Иоганн Вермеер биография

Вид Делфта (ок. 1660-1661), Йоханнес Вермеер; Johannes Vermeer, Public domain, via Wikimedia Commons

Питер ван Рюйвен, соседский меценат, приобрел большую часть его работ, что ограничивало вероятность расширения его популярности. На скромное собрание его работ повлиял целый ряд факторов. Вермеер никогда не брал учеников, однако один историк считает, что он обучал свою старшую дочь Марию. Кроме того, при таком количестве детей его семейные обязанности, а также работа в качестве торговца произведениями искусства и землевладельца, управляющего семейными компаниями, могли отнимать у него много времени.

Его пребывание на посту главы гильдии и удивительная точность как живописца, возможно, также снизили его производительность.

Стиль творчества Йоханнеса Вермеера

Как и большинство художников своего времени, Вермеер, возможно, начинал свои работы тонально, используя либо монохроматические оттенки серого, либо ограниченную палитру серого и коричневого, поверх которых он наносил более интенсивные цвета (такие как красный, желтый и синий) в манере полупрозрачной глазури. Не существует ни одного эскиза, окончательно приписываемого Вермееру, а его картины дают скудные подсказки о процедурах подготовки. Ни один другой художник XVII века не использовал дорогостоящий пигмент лазурит так экстравагантно и так рано в своей карьере, как это видно на картине «Девушка с жемчужной сережкой» (1665).

Иоганн Вермеер портрет

Девушка с жемчужной сережкой (ок. 1665), Йоханнес Вермеер; Johannes Vermeer, Public domain, via Wikimedia Commons

  Статуя "Завуалированная Дева" - знаменитая мраморная статуя с вуалью

Вермеер использовал это не только в природных компонентах: цвета охры и умбры следует рассматривать как теплый свет в ярко освещенном интерьере произведения искусства, который излучает свои многочисленные цвета на стену. Таким образом, он создал вселенную, более безупречную, чем все, что он видел до этого.

Скорее всего, на этот стиль работы повлияло понимание Вермеером открытия да Винчи о том, что поверхность любого предмета принимает цвет соседнего предмета. В результате ни один предмет никогда не предстает перед нами полностью в своем естественном цвете.

В картине «Девушка с бокалом вина» (1659-1660) натуральный ультрамарин использован сопоставимо, но гораздо более эффектно. Тень красного атласного платья подкрашена настоящим ультрамарином, и в результате этого подстилающего синего слоя краски, нанесенная на него комбинация вермильона и красного озера приобретает несколько фиолетовый, холодный и резкий эффект, который просто поражает.

Иоганн Вермеер Искусство

Девушка с бокалом вина (1659-1660), Йоханнес Вермеер; Johannes Vermeer, Public domain, via Wikimedia Commons

Даже после предполагаемого финансового краха во время так называемого года катастрофы в 1672 году Вермеер продолжал широко использовать натуральный ультрамарин, как показано в картине «Дама, сидящая у вирджинала» (1672). Это может означать, что Вермеера снабжал ресурсами покровитель, что соответствует идее Джона Майкла Монтиаса о том, что благодетелем Вермеера был Питер ван Рюйвен.

Искусство Иоганна Вермеера

Дама, сидящая у девы (ок. 1672), Йоханнес Вермеер; Йоханнес Вермеер, общественное достояние, через Wikimedia Commons

За исключением двух аллегорий и двух городских пейзажей, картины Вермеера в основном представляют собой жанровые произведения и портреты. Его сюжеты представляют собой срез голландской социальной структуры XVII века, начиная от скромной доярки за работой и заканчивая богатством и величием зажиточной элиты и купцов в их просторных домах, например, «Доярка» (1658).

Помимо этих тем, его работы содержат теологические, поэтические, симфонические и научные размышления.

Живописные материалы голландского художника Вермеера

Выбор красок Вермеером был одним из компонентов его кропотливого живописного процесса. Он наиболее известен использованием свинцово-оловянно-желтой краски, как в «Даме, пишущей письмо» (1665), ультрамарина, как в «Молочнице» (1658), и вермилиона. Он также использовал в своих работах черную кость, охру и азурит. Более поздние исследования пигментов опровергли его утверждение о том, что он использовал индийский желтый цвет в своей знаменитой работе «Женщина, держащая весы» (1663). В работах Вермеера было идентифицировано всего около 20 цветов.

Знаменитые работы Иоганна Вермеера

Доярка (ок. 1660), Иоганн Вермеер; Иоганн Вермеер, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Различные теории о технике Йоханнеса Вермеера

Методы живописи Вермеера традиционно были предметом споров из-за их практически фотореалистичной тщательности, несмотря на отсутствие у Вермеера академического образования и доказательств того, что Вермеер готовил какие-либо подготовительные рисунки или следы для своих работ.

В 2001 году Дэвид Хокни, британский художник, выпустил книгу «Тайное знание», в которой утверждал, что Вермеер использовал оптику, особенно некую смесь гнутых зеркал и камеры-обскуры, для получения точного расположения в своих работах.

В 2001 году профессор Филипп Стедман выпустил книгу «Камера Вермеера», в которой утверждалось, что Вермеер использовал камеру-обскуру для создания своих произведений. Стедман заметил, что несколько полотен Вермеера были созданы в одной и той же комнате, и обнаружил шесть из них, которые имеют точные пропорции, если они были написаны из камеры-обскуры на задней стене комнаты, например, «Офицер и смеющаяся девушка» (ок. 1660).

Знаменитые работы Вермеера

Офицер и смеющаяся девушка (ок. 1660), Йоханнес Вермеер; Johannes Vermeer, Public domain, via Wikimedia Commons

Сторонники этих гипотез ссылаются на доказательства в некоторых работах Вермеера, например, на широко обсуждаемые мерцающие перламутровые блики в произведениях Вермеера, которые, как они утверждают, являются следствием галатации, вызванной грубым объективом камеры-обскуры. Камера-обскура была также предложена в качестве технического происхождения «завышенной» точки зрения, показанной в «Уроке музыки» (1665). Дженисон привел множество доводов в пользу этого метода, первым из которых было сверхточное изображение Вермеером света, падающего на стену.

В дискуссии с Дженисоном нейробиолог Колин Блейкмор указывает на то, что человеческое зрение не способно воспринимать информацию об абсолютной яркости ситуации.

Знаменитые картины Иоганна Вермеера

Урок музыки (ок. 1662-1665), Йоханнес Вермеер; Johannes Vermeer, Public domain, via Wikimedia Commons

Другим изменением стало введение различных бликов и контуров, соответствующих эффектам хроматической аберрации, которая была особенно заметна в ранней оптике. И наконец, что, вероятно, наиболее важно, завитковый орнамент на вирджинали в исходном изображении имеет заметную кривизну. Этот эффект полностью соответствовал подходу Дженисона, который был создан путем точного воспроизведения видения через кривое зеркало.

Работы художника Йоханнеса Вермеера

Вермеер создал менее 50 картин, из которых 34 сохранились до наших дней. Только три работы были датированы самим Вермеером: «Астроном» (ок. 1668), «Провожатая» (1656) и «Географ» (1669). Картина «Проститутка» (1622) Дирка ван Бабурена хранилась у Марии Тинс, тещи Вермеера, и она изображена на заднем плане двух работ Вермеера. Вермеер также изобразил ту же тему. Большинство работ Вермеера выполнены в меньшем масштабе, в холодной палитре преобладают желтый, серый и голубой цвета.

Почти все сохранившиеся его картины относятся к этому времени и представляют собой в основном жилые интерьеры с парой лиц, освещенных окном в левой части холста.

Голландский художник Вермеер Художественные произведения

СЛЕВА: Астроном (ок. 1668) Иоганна Вермеера; Иоганн Вермеер, общественное достояние, через Wikimedia Commons | СЕРЕДИНА: Проститутка (1656) Иоганна Вермеера; Иоганн Вермеер, общественное достояние, через Wikimedia Commons | СПРАВА: Географ (1669) Иоганна Вермеера; Иоганн Вермеер, общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Бернини "Давид" - исследование статуи Давида работы Джан Лоренцо Бернини

Их отличает ощущение композиционной уравновешенности и визуальной структуры, которую объединяет жемчужный свет. Быт или досуг наделены лирическим чувством вневременности. Несколько картин художника демонстрируют ужесточение стиля и часто рассматриваются как его поздние работы. Именно тогда появляется «Аллегория веры» (1670).

Наследие картин Йоханнеса Вермеера

В течение первых двух веков после его смерти искусствоведы в основном игнорировали работы Вермеера. Несмотря на то, что небольшое число ценителей в Нидерландах высоко ценили его творчество, некоторые из его работ были ошибочно приписаны более известным художникам, таким как Миерис или Метсю.

Современное воскрешение дельфтского мастера началось около 1860 года, когда немецкий музейный куратор Густав Вааген увидел картину «Искусство живописи» (1666-1668) на выставке Чернина в Вене и определил ее как Вермеера, несмотря на то, что в то время она приписывалась Питеру де Хуху.

Иоганн Вермеер Картины

Искусство живописи (1666-1668) Иоганна Вермеера; Иоганн Вермеер, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В результате расследования Теофиля Торе, проведенного Бюргерсом, в 1866 году был опубликован каталог картин Вермеера. Каталог привлек внимание мировой общественности к Вермееру и включил более 70 его картин, многие из которых он считал сомнительными. Сегодня признанное число работ Вермеера составляет 34.

После возрождения творчества Вермеера многие известные голландские художники, в частности Симон Дуйкер, переняли его стиль.

Вермеер оказал влияние на других художников, таких как американец Томас Уилмер Дьюинг и датский художник Вильгельм Хаммерсхой. Сальвадор Дали, который создал свою собственную копию «Кружевницы» (ок. 1670) — по заказу мецената Роберта Лемана — и поместил огромные репродукции классика на фоне носорога в различные сюрреалистические творения, был среди поклонников Вермеера в 20 веке.

Картины Вермеера

Кружевница (ок. 1670), Йоханнес Вермеер; Йоханнес Вермеер, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Список важных картин Йоханнеса Вермеера

Голландский художник Вермеер работал очень медленно и создал не так много картин. Однако после его смерти интерес к его работам возродился. Ниже приведен список нескольких наиболее значимых его работ:

  • Проститутка (1656)
  • Маленькая улочка (1658)
  • Девушка, читающая письмо у открытого окна (ок. 1659)
  • Женщина, читающая книгу (1664)
  • Девушка с жемчужной сережкой (1665)
  • Искусство живописи (1668)

Картины Иоганна Вермеера

Девушка, читающая письмо у открытого окна (ок. 1659), Йоханнес Вермеер; Йоханнес Вермеер, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Дальнейшее чтение

Сегодня мы узнали о жизни и творчестве голландского художника Йоханнеса Вермеера. Однако в одной статье можно уместить лишь очень много информации. Если вы хотите узнать больше о художнике, то вам стоит ознакомиться с одной из этих замечательных книг, которые мы можем вам порекомендовать.

Журнал Йоханнеса Вермеера: искусство живописи (2014) Йоханнес Вермеер

Этот линованный ежедневник представляет собой красивый переплетенный блокнот, в котором вы сможете записать все, что захотите. Осмысленная жизнь — это жизнь, которую стоит задокументировать. В этот дневник включена известная работа «Искусство живописи» голландского художника Йоханнеса Вермеера, процветавшего с 1632 по 1675 год.

Журнал

  • Линованный журнал из 100 страниц
  • Красивый переплет для ведения дневников и заметок на ходу
  • На обложке изображена знаменитая картина Иоганна Вермеера

Чувства и грехи (2005) Питер Хехт

Можно предположить, что мы многое знаем о жизни и культуре Золотого века Голландии, поскольку видим элегантных женщин в атласных халатах, слуг в накрахмаленных чепцах и меланхоличных профессоров, поглощенных исследованиями. Однако организованное общество голландской элиты, показанное в «Чувствах и грехах», противоречит нашим представлениям о прошлом. В течение дня хозяйка дома употребляет вино, лапчатые собаки предаются блуду на чистых мраморных полах, а грубоватый крестьянин презрительно морщится. В этом томе рассматриваются многочисленные концепции и последствия школы живописи, которая так плохо поддается определению как «жанр», и она достигает гораздо более сильного описания через работы множества мастеров.

Чувства и грехи

  • Представление разнообразных тем и значений
  • Цель этой книги — дать правильное определение «жанровой» живописи
  • Исследование подлинной жизни и культуры голландского Золотого века

На этом мы завершаем обзор биографии и творчества Йоханнеса Вермеера. Художник Йоханнес Вермеер создавал произведения искусства на протяжении всего периода голландского барокко, и его специализацией были домашние интерьеры. Поскольку картины Йоханнеса Вермеера были кропотливой работой, он создал не так много произведений и умер в бедности. На картинах Вермеера в основном изображены люди и комнаты из его дома в Делфте.

Часто задаваемые вопросы

Кто такой Йоханнес Вермеер?

Голландский художник Вермеер создал работы, которые являются одними из самых обожаемых и сокровенных картин в истории искусства. Хотя до наших дней сохранилось всего около 36 его картин, они входят в число лучших мировых шедевров, хранящихся в лучших музеях мира. Большинство его поздних картин — тех, за которые он наиболее известен — изображают сцены повседневной жизни в домашней обстановке. Эти работы отличаются ясностью света и форм, которые передают спокойное, вневременное чувство достоинства. Вермеер также создавал аллегорические сюжеты и уличные пейзажи.

Когда родился и как умер Иоганн Вермеер?

Художник Йоханнес Вермеер родился в Делфте 31 октября 1632 года. Он умер после того, как, по всей видимости, впал в состояние депрессии и безумия. Он скончался 16 декабря 1675 года.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий