Картины Артемизии Джентилески — лучшие произведения искусства Артемизии Джентилески

Картины Артемизии Джентилески

Артемизию Джентилески многие историки считают одной из самых значительных художниц XVII века. Уже в 15 лет она создавала произведения искусства, ее первые работы были выполнены в стиле Караваджо, а затем она перешла к барокко. Ее история — это история настойчивости и упорства, поскольку она выбрала карьеру в искусстве в период, когда в большинстве сфер жизни доминировали мужчины.

Оглавление

Картины Артемизии Джентилески

Родившаяся в Риме в 1593 году Артемизия Джентилески была лучшей женщиной-художником эпохи барокко и одной из самых выдающихся учениц пламенного художника Караваджо, чей пугающий образ Юдифи и Олоферна повлиял на ее творчество. Используя язык и визуальные образы, она мстила мужской агрессии, царившей в той среде, в которой она жила.

Автопортрет Джентилески

Автопортрет (17 век), Артемизия Джентилески; Artemisia Gentileschi, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Она совершила нечто настолько невероятное, настолько близкое к недостижимому, что ее следует считать одним из величайших художников мира. Она была чрезвычайно успешным художником во времена, когда в профсоюзы и институты не допускались женщины, и она вложила всю свою жизнь в свои произведения.

Давайте подробнее рассмотрим некоторые из ее наиболее значимых работ.

Сусанна и старейшины (1610)

Дата создания 1610
Средство Масло на холсте
Размеры 170 см x 119 см
В настоящее время хранится Коллекция Шёнборна, Поммерсфельден

Картина «Сусанна и старцы» была создана, когда Джентилески было всего 17 лет, и является одной из самых ранних полностью завершенных работ Артемизии Джентилески, о которых нам известно. На картине изображен распространенный сценарий из Священного Писания: два любопытных старца подслушивают, как благочестивая Сусанна мокнет, а затем пытаются запугать ее, чтобы она вступила с ними в половую связь, ложно обвинив ее в неверности. Хотя несколько художников выбрали эту тему, Сусанна обычно изображается не знающей о существовании сеньоров или, возможно, кокетливо обнимающей их.

Джентилески, с другой стороны, изображает дискомфорт субъекта от того, что за ним наблюдают и домогаются старцы, представляя этот опыт как болезненный.

Сусанна и старец

Сусанна и старцы (ок. 1610) Артемизия Джентилески; Artemisia Gentileschi, Public domain, via Wikimedia Commons

Несмотря на то, что работа явно отражает художественное влияние ее отца, тема более эмоциональна и переживательна, чем его. Реакция Сусанны лежит в основе картины, демонстрируя новаторскую эмоциональную достоверность Джентилески, особенно в ее изображении женщин. Версия Артемизии о Сусанне предлагает нам необычную для искусства картину, на которой изображена мужественная героиня-женщина. Выразительным центром картины Джентилески являются страдания главной героини, а не ожидаемое удовольствие антагонистов, и поэтому она представляет собой совершенно иной набор соображений, чем большинство ее коллег-мужчин.

Джентилески создала эту работу до того, как была изнасилована Тасси, и ее тема может отражать домогательства, которые она испытала от рук Тасси и других художников, когда начала обучаться в его мастерской.

Даная (1612)

Дата создания 1612
Средство Масло на меди
Размеры 41 см x 52 см
В настоящее время хранится Художественный музей Сент-Луиса, США

Даная — это греческая сказка о девочке-подростке, которую ее отец, аргосский царь Акрисий, заточил в своей спальне. Это была уловка, чтобы не дать ей забеременеть, поскольку предзнаменование предсказывало, что она родит сына, который убьет Аргос. Зевс, царь богов, превратил себя в ливень золота и одержал победу, оплодотворив ее таким образом, что Джентилески показывает здесь. Даная родила Персея, который впоследствии осуществил пророчество.

Даная была популярным объектом живописи, ее изображали такие художники, как Тициан и Тинторетто. Даная изображалась либо чистой и непорочной, либо безрассудной и беспринципной, жадно хватающей богатство. Джентилески признает некоторые из этих клише в произведении, например, служанку, собирающую золото на заднем плане, но она также и опровергает их.

Даная» Джентилески не является ни откровенно сексуальной, ни наивно невежественной; скорее, она изображена в самый разгар кульминации.

Самые известные работы Артемизии Джентилески

Даная (ок. 1612), Артемизия Джентилески; Артемизия Джентилески, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Существуют значительные разногласия по поводу ее интерпретации, и искусствоведы предполагают, что на картине изображена сексуально возбужденная Даная. Они утверждают, что ладонь Данаи с копейками, зажатыми в кончиках ее сжатых пальцев, является символом физического объятия, и что она изображена наслаждающейся своей сексуальной связью с Зевсом. Профессора, с другой стороны, предполагают, что эта картина изображает сексуальную агрессию и борьбу, когда Зевс бросается на Данаю.

Это согласуется с ранними работами Джентилески, которые были полуавтобиографическими и часто ссылались на сексуальное насилие. Ранее эта картина приписывалась ее отцу, но в конце 1990-х годов это мнение было изменено из-за параллелей в ее позиции и расположении с «Клеопатрой» Артемизия, которая была написана на 10 лет позже.

Яркие оттенки, нежные тона кожи и текстуры также видны в картине Артемизии, особенно в пунцовых простынях и сопоставлении металлических монет и обнаженной плоти Данаи.

Юдифь, убивающая Олоферна (1613)

Дата создания 1613
Средство Масло на холсте
Размеры 158 см x 125 см
В настоящее время хранится Галерея Уффици
  Третичные цвета - открытие возможностей промежуточных цветов

Джентилески рисует еще один классический сценарий из Писания (к которому она сама неоднократно возвращалась в течение своей жизни) в этой картине об убийстве Юдифи Олоферном. Обычно изображения Юдифи концентрировались на ее привлекательности и храбрости, а не на самой процедуре обезглавливания. Караваджо же в 1598 году изобразил этот сюжет с необычайным уровнем детализации. Джентилески расширил эту достоверность (как психологическую, так и физическую), размышляя о личности дамы, а также о значительных физических трудностях, связанных с разделкой человека.

Картина полна интенсивности, начиная от сжимающей руки Олоферна, попытки женщины завершить работу и заканчивая извергающейся кровью из перерезанной артерии. Использование ярких оттенков и поразительного кьяроскуро еще больше подчеркивает эту энергию.

Знаменитые работы Артемизии Джентилески

Юдифь, убивающая Олоферна (1612-1613), Артемизия Джентилески; Artemisia Gentileschi, Public domain, via Wikimedia Commons

Джентилески создала в этом произведении образ женского мужества и в то же время подчеркнула свою силу как художника, способного выбирать темы и принимать собственные решения о том, как к ним подходить. В большинстве произведений искусства, особенно в галлюциногенном изображении Караваджо, Юдифь сопровождает служанка, которая ожидает обезглавленную голову.

Джентилески же превращает служанку во властную молодую даму, которая принимает участие в убийстве. Это, в свою очередь, достигло двух целей. Это привнесло слой мрачной реальности, о которой не подумал бы даже Караваджо — для того, чтобы убить это чудовище, действительно потребуются две дамы. Однако это также придает сценарию радикальный оттенок. «Что если бы дамы объединились?» — спрашивает Джентилески. «Смогли бы мы отомстить миру, которым управляют мужчины?».

Интересно, что это одна из нескольких картин Джентилески, на которых женщины мстят или наказывают мужчин.

Автопортрет в роли лютниста (1618)

Дата создания 1618
Средство Масло на холсте
Размеры 77 см x 71 см
В настоящее время хранится Атенеум искусств Уодсворта

Этот автопортрет Джентилески был совершенно неизвестен до тех пор, пока в 1998 году не был выставлен на аукцион Сотбис в Лондоне. Он стал одним из самых узнаваемых произведений Джентилески (и принадлежит Музею искусств Уодсворт Атенеум в Коннектикуте, который приобрел его за более чем 3 миллиона долларов в 2014 году). Произведения искусства, изображающие людей, наслаждающихся музыкальными инструментами, были популярны в то время. Караваджо и другие создавали подобные произведения; некоторые историки считают, что Джентилески позиционировала себя как женщину, которая обычно появлялась на таких работах.

Она изображает себя как «цыганку-музыканта», о чем свидетельствуют головной убор и рубашка; такие исполнители могли появляться на итальянских придворных мероприятиях.

Знаменитый автопортрет Джентилески

Автопортрет лютнистки (1615-1617), Артемизия Джентилески; Artemisia Gentileschi, Public domain, via Wikimedia Commons

Ученые считают, что художник был знаком с лютней не понаслышке благодаря реалистичному изображению инструмента и расположению пальцев. Это расположение похоже на два других современных изображения Святой Екатерины Александрийской, что позволяет предположить, что она использовала свои автопортреты, чтобы закрепить свое имя во Флоренции. Согласно описи 1638 года виллы Медичи в Артимино, считается, что она была изготовлена во Флоренции для семьи Медичи. Ее история оставалась неясной с 1683 года до момента продажи на аукционе в 1998 году.

Иаиль и Сисера (1620)

Дата создания 1620
Средство Масло на холсте
Размеры 86 см x 125 см
В настоящее время хранится Музей изящных искусств

Тема полотна взята из Книги Судей. На нем изображен момент, когда Иаиль, кенитская женщина, собирается убить Сисеру, избитого ханаанского военачальника. После поражения от израильтян он бежит в соседнюю деревню, где Иаиль приглашает его к себе, предлагает ему пищу и прячет его от чиновников. Она вбивает ему в лоб булавку из шатра, как только он засыпает, — поступок, который в библейском повествовании принес Иаилю заслугу за храбрость. Эта тема редко представлена в искусстве XVII века, и существует лишь несколько примеров, современных этой картине.

Историки говорят, что это потому, что ее поступки были сомнительны с моральной точки зрения по сравнению с другими женщинами из Писания.

Знаменитые картины Артемизии Джентилески

Иаиль и Сисера (ок. 1620 г.), автор Артемизия Джентилески; Artemisia Gentileschi, Public domain, via Wikimedia Commons

Хотя это повествование реже изображалось на картине, ученые считают, что работа Артемизии была вдохновлена творчеством Людовико Чиголи. Тем не менее, ее изображение отличается тем, что создает явное визуальное различие между двумя людьми, в отличие от уплотненной картины Чиголи. Золотое одеяние Иаиль контрастирует с синим и красным нарядами Сисеры, сигнализируя о ее «нравственности и грядущем триумфе». Год 1620 выгравирован на колонне у основания ее заметной подписи.

Считается, что неудобное положение правой руки Джаэль было сделано специально, чтобы привлечь внимание к подписи.

Несмотря на то, что период помещает Артемизию в Рим, она подписывает эту картину «Артемизия Ломи», подразумевая флорентийского благодетеля. Работая и живя во Флоренции, Артемизия использовала этот псевдоним, чтобы подчеркнуть свою связь с дядей Аурелио, который уже прочно обосновался в этом регионе, вместо римских Джентилески, чтобы расширить свои связи с возможными благотворителями.

  Как нарисовать гепарда - создание эскиза гепарда за 17 быстрых шагов

Лукреция (ок. 1620 г.)

Дата создания c. 1620
Средство Масло на холсте
Размеры 100 см x 77 см
В настоящее время хранится Джероламо Этро, Милан

Джентилески изображает Лукрецию, персонаж греческой мифологии, которая подверглась насилию и покончила с собой после признания в случившемся. В результате она стала известной эмблемой женского бунта против патриархальной власти. В этой сцене Джентилески дает визуальное представление того момента, когда Лукреция решает покончить с собой.

Картина упрощена с точки зрения представления; Лукреция лишена драгоценностей или символов роскоши, показанных на других изображениях, и одета только в рваный халат, возможно, подразумевая, что нападение произошло недавно.

Этот минимализм в сочетании с эффектами освещения, подчеркивающими ее голову и грудь, фокусирует внимание на Лукреции, изображая ее как одинокого персонажа и подчеркивая ее собственную силу в ее готовности совершить самоубийство после насилия со стороны мужчин. Другие художники (мужчины) часто изображали нападение на Лукрецию или трагедию ее гибели, в то время как Джентилески концентрируется на психологических аспектах изнасилования.

Самые известные картины Артемизии Джентилески

Лукреция (1620-1621) Артемизия Джентилески; Artemisia Gentileschi, Public domain, via Wikimedia Commons

Джентилески подчеркивает мягкость главной героини и способность дамы к воспитанию, а также подчеркивает ее сильную цель, одновременно сжимая ее грудь и клинок. О предстоящем поступке говорит багровый от крови цвет ткани, стекающей по ее телу и выходящей из рамы картины. Это изображение Лукреции — выдающийся пример того, что искусствоведы называют созданием и распространением художницей «женщины-супергероя» в своем искусстве — полноценной женщины-протагониста, мужественной в классическом смысле», чего обычно не хватало в живописи XVII века.

Джентилески постоянно изображает женщин в такой манере, концентрируясь на психологии своего объекта и вызывая у зрителей чувства скорби и благоговения.

Эсфирь и Ахасуэр (1630)

Дата создания 1630
Средство Масло на холсте
Размеры 2,08 м x 2,70 м
В настоящее время хранится Музей искусств Метрополитен

На картине «Эстер и Ахасер» изображена легендарная Эстер, которая подходит к Ахасеру и умоляет его спасти ее соотечественников. Элинор Дорранс Ингерсолл передала это произведение искусства в дар музею Метрополитен в 1969 году. Это не самая известная из работ Артемизии Джентилески, но ее использование освещения, индивидуальности и техники помогает изобразить Эстер как героя Священного Писания и главного героя произведения.

Картина не имеет четкой датировки, а заказчик или покровитель остается неясным. Историки искусства барокко расходятся во мнении, когда была создана эта картина; многие предполагают, что она была создана около 1630-х годов, на начальном неаполитанском этапе творчества Артемизии.

Сценарий картины взят из Книги Есфирь и изображает Эсфирь, еврейскую жену царя Ахазура (в современных текстах иногда называемого Ксерксом). После того как монарх Персидской империи приказал убить всех израильтян, Эстер пришла к нему, чтобы умолять царя спасти ее народ.

Лучшие картины Артемизия Джентилески

Эсфирь и Ахасер (ок. 1630), автор Артемизия Джентилески; Artemisia Gentileschi, CC0, via Wikimedia Commons

Эсфирь подвергла свою жизнь опасности, нарушив придворный этикет. В итоге она упала в обморок перед монархом, как это изображено на картине Джентилески. Ее поступок смягчил суд царя, и он позволил израильтянам защитить себя от его натиска, предотвратив их уничтожение. Хотя темой этого произведения является событие из Писания, когда Эсфирь предстала перед Ахасуром, чтобы воззвать к нему за свой народ, платье и окружение более современные.

Актуальность изображения Эсфири и монарха свидетельствует о технике и убеждениях Джентилески.

Эсфирь изображена в большем освещении, тогда как Ахасуэр — в полумраке, а монарх также представлен в изысканном головном уборе из перьев и ворсистой, украшенной драгоценностями обуви. Эстер, с другой стороны, одета более элегантно и изысканно.

Клеопатра (1635)

Дата создания 1635
Средство Масло на холсте
Размеры 117 см x 175 см
В настоящее время хранится Частная коллекция

На этой картине Джентилески изображает еще одну женщину, которая была экзотизирована своими коллегами-мужчинами как соблазнительная дразнилка. Она изобразила сцену, в которой две женственные служанки Клеопатры раскрывают ее самоубийство. Жесткая поза Клеопатры обозначает начало жесткости, подчеркивая ее стремление к достоверности, а некоторые черты лица соответствуют изображению Плутархом смерти Клеопатры.

  Георг Базелиц - Взгляд на искусство Георга Базелица

Поза также напоминает эллинистическую статую Спящей Ариадны (которую в XVII веке считали Клеопатрой), демонстрируя понимание Джентилески истории искусства. На этой картине Джентилески изображает сложный образ женской силы и слабости. Она изображает изолированную гибель Клеопатры в результате жестокого обращения с ней мужчин.

В некотором смысле это пример женской автономии, поскольку она приняла сознательное решение реагировать таким образом.

Артемизия Джентилески Художественные произведения

Клеопатра (ок. 1633-1635) работы Артемизии Джентилески; Artemisia Gentileschi, Public domain, via Wikimedia Commons

В отличие от этого, концентрируясь на последствиях, а не на самом выборе, как в «Лукреции», картина служит ярким представлением отсутствия рельефа, доступного женщинам, и влияния этого на окружающих, в данном случае на служанок в задней части картины. Джентилески, с другой стороны, использует несколько клише, характерных для художников-мужчин того времени, чтобы представить зрителю полуобнаженную фигуру Клеопатры.

В этой и других соответствующих работах Джентилески изображает обнаженных дам в дремоте или мертвыми, ставя наблюдателя в роль подглядывающего. Некоторые искусствоведы считают, что Артемизия иногда выполняла требования художественной сцены, выставляя напоказ нескольких своих героинь. Изображение спящей женщины поднимает много вопросов относительно прочтения символизма Артемизии в терминах напористых ведущих дам, с которыми художник мог себя идентифицировать.

Хотя она и уменьшила некоторые из откровенно сексуальных подтекстов, использованных другими художниками, она изобразила хрупкую женщину, не осознающую внимания зрителей, которая становится непреднамеренным фокусом сексуальных импульсов, демонстрируя готовность Артемизии реагировать на желания клиентов-мужчин.

Автопортрет как аллегория живописи (1639)

Дата создания 1639
Средство Масло на холсте
Размеры 96 см x 73 см
В настоящее время хранится Королевская коллекция, Лондон

Артемизия Джентилески представляет метафору искусства в этом смелом позднем произведении. Этот автопортрет Джентилески считается важным по многим причинам. Живопись обычно изображалась женщиной в метафорических ситуациях, предоставляя художнице уникальный шанс выставить себя в позиции искусной женщины-живописца.

При этом она точно изображает художника за работой, используя быстрые и эффективные кисти, чтобы точно представить инструменты своего ремесла, включая кисти и холст. Коричневатый фон иногда рассматривается как пустой лист, на котором творит художница, подчеркивая ее бесконечный и незавершенный труд живописца.

В работе «Автопортрет как аллегория живописи» Джентилески придерживается традиционной иконографии аллегории живописи.

Автопортрет как аллегория живописи

Автопортрет как аллегория живописи (1638-1639) Артемизия Джентилески; Artemisia Gentileschi, Public domain, via Wikimedia Commons

Это «великолепная женщина», с пышными темными волосами, растрепанными и спутанными на разные лады, с дугообразными бровями, демонстрирующими изобретательную мысль, рот закрыт тканью, завязанной за ушами, с золотой нитью на шее, с которой свисает козырек. Кляп из ткани, призванный означать, что искусство молчаливо, на этом изображении явно отсутствует.

Отсутствие Джентилески подразумевает как способность произведения сказать много, так и ее личное нежелание молчать как женщины и как художника. Согласно отрывкам из ее личных писем, автопортретов Джентилески было много, но сохранилось лишь несколько, и вполне вероятно, что их искали коллекционеры, привлеченные ее талантом живописца и ее необычным положением великой женщины-художницы.

На этом мы завершаем список картин Артемизии Джентилески. Они позволили нам понять, почему многие ученые считают ее одной из самых выдающихся художниц XVII века. Ее путь — это поистине путь упорства, когда она решила заниматься искусством в эпоху полного доминирования мужчин. Сегодня произведения Артемизии Джентилески являются высоко почитаемыми шедеврами, от ранних работ, таких как «Сусанна и старцы», до более поздних, таких как «Автопортрет как аллегория живописи».

Часто задаваемые вопросы

Как Артемизия Джентилески научилась рисовать?

Артемизию учили рисовать в студии отца, и она проявила гораздо больше рвения и способностей, чем ее братья и сестры, которые работали бок о бок с ней. Она училась делать наброски, смешивать цвета и рисовать. В 1612 году, когда ей еще не было и 19 лет, отец хвастался ее выдающимися способностями, говоря, что ей нет равных в искусстве, которым она занималась всего три года.

В каком стиле написаны работы Артемизии Джентилески?

Искусство отца Джентилески в то время находилось под сильным влиянием Караваджо, поэтому и стиль ее работ был в значительной степени сформирован под его влиянием. С другой стороны, отношение Артемизии к характеру содержания отличалось от отношения ее отца. Ее работы достаточно реалистичны, в то время как работы Орацио стилизованы. Артемизии пришлось одновременно побеждать свой условный менталитет, мысленно соглашаться с этим внушением и завидовать его явному мастерству. В результате она получила много уважения и внимания за свои работы.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий