Картины Эль Греко — исследование знаменитых картин Эль Греко

Картины Эль Греко

Картины Эль Греко относятся к небольшой группе картин художников, добившихся широкой популярности. Хотя он родился на Крите, свою славу он обрел в Испании и прославился как художник, постигший внутреннюю суть тайны жизни. Говорят, что ни одна картина западного мастера не переходила в познавательном плане от уплощенного аллегорического царства византийской иконографии к земной, гуманистической перспективе искусства Ренессанса, а затем к преимущественно концептуальной форме искусства, как картины Эль Греко.

Оглавление

Кем был Эль Греко?

Эль Греко широко рассматривается как ключевая фигура эпохи Возрождения в Испании в конце XV — начале XVI веков. Хотя в то время произведения Эль Греко были встречены со скептицизмом и недоумением из-за его крайне индивидуальной эстетики, сегодня он признан одним из элитных представителей современного канона выдающихся художников и признан настоящим провидческим талантом, который существовал значительно дальше своего времени.

Портреты, пейзажи и другие картины Эль Греко получили широкое признание в XIX веке, когда ряд меценатов, авторов и художников (особенно художников-романтиков, ценивших его впечатляющую эксцентричность) переосмыслили его в лучшем свете.

Тем не менее, часто предполагается, что его особый творческий стиль с его акцентом на выразительность был полностью признан только в 20 веке, когда творческая среда того периода приобрела большее понимание его работ.

Портреты Эль Греко

Рисунок Эль Греко, между 1870 и 1871 годами; Неизвестный автор Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Наш список важных картин Эль Греко

На знаменитые картины Эль Греко повлияли его воображение и чувство индивидуальной графической эстетики. Эти факторы и композиция материала заложили основу для развития кубизма, направления, в котором художники начали отказываться от фиксированной точки зрения, чтобы экспериментировать с геометрическими формами и переплетающимися плоскостями. Он оказал большое влияние на Пабло Пикассо, который внимательно изучил несколько его работ и увидел в лексике Эль Греко современный подход к живописи. Картина Пикассо «Портрет художника после Эль Греко» (1950) может рассматриваться как дань уважения великому художнику.

Эль Греко также можно рассматривать как предтечу канона современного искусства, указавшего путь в сторону от традиционных реалистических методов и к новому творческому общению, которое подчеркивало страсть, внутренние эмоции, новые смелые цветовые решения и свободные формы.

Его работы сыграли важную роль в становлении экспрессионистского стиля и группы Blaue Reiter. Некоторые экспрессионистские сцены, в которых использовалась более естественная трактовка формы и цвета, например, работы Винсента Ван Гога, имели явную связь с картинами Эль Греко.

Искусство Эль Греко

Подпись Эль Греко на картине «Святой Франциск, стоящий на коленях в медитации» (ок. 1595-1600); Sailko, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Эль Греко был архетипическим испанцем — художником души, который избегал материалистического общества в пользу стремления к сокровенным духовным творениям. Он подчеркивает, что, помимо огромного влияния Эль Греко на многие художественные стили и художников, именно мистические аспекты картин Эль Греко определяют его всемирное наследие.

Чтобы лучше понять этого мастера, давайте подробнее рассмотрим некоторые из известных картин Эль Греко.

Святая Троица (ок. 1579 г.)

Дата завершения c. 1579
Средство Масло на холсте
Размеры 300 см x 179 см
В настоящее время находится в музее Музей Прадо, Мадрид

Картина «Святая Троица», завершенная в 1577-1579 годах, изображает Бога, обнимающего страдающего Мессию, когда они парят в небесах среди облаков, а над их телами парят голуби Святого Духа. Шесть духов в разноцветных одеждах окружают их, а сверху сияет яркий золотой свет. Эта работа была частью первого крупного заказа Эль Греко для церкви Санто-Доминго, и она сразу же после создания закрепила за ним репутацию уважаемого художника. Сейчас это произведение считается одной из самых известных картин Эль Греко.

Этот ранний образец творчества Эль Греко представляет собой слияние двух основных факторов, оказавших на него влияние: художников эпохи Возрождения и византийского эмблематического наследия.

Произведения искусства Эль Греко

Святая Троица (ок. 1579), Эль Греко; Эль Греко, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Хотя в макете есть параллели с творениями Дюрера и Микеланджело, и оба художника, как говорят, оказали значительное влияние на эту работу, произведение также демонстрирует некоторые отличительные черты, которые характеризуют творчество Эль Греко и составляют его особый стиль. Основой картин Эль Греко стали растянутые, скрученные формы, сильные ракурсы и сюрреалистические оттенки.

Каждый из этих элементов очевиден в этой картине: великолепное и образное использование цвета в одежде, согласованность форм и содержания в переплетении фигур моделей, упругость тел, особенно тела Христа, и изобретательное трансовое качество, характеризующее общее впечатление от картины.

Один из его фирменных приемов — использование бликов рядом с более темными и плотными контурами для создания глубокого поразительного воздействия — уже заметен в этом произведении.

Дворянин с рукой на груди (1580)

Дата завершения 1580
Средство Масло на холсте
Размеры 81 см x 65 см
В настоящее время находится в музее Музей Прадо, Мадрид
  Архитектура модерна - Искусство и архитекторы зданий в стиле модерн

Это произведение Эль Греко было прислано Филиппу V женой герцога Арко. У него был набор из шести портретов Эль Греко, изображавших частных лиц в его поместье для отдыха в Эль-Пардо, происхождение которых сейчас неясно. Этот набор в дальнейшем составил основную часть коллекции портретов Эль Греко, которая в настоящее время хранится в музее Прадо.

Нынешняя картина — одна из ранних работ Эль Греко, созданных в Испании, и самая уникальная из шести.

Модель, которой около 30 лет, одета в испанское одеяние конца 1570-х годов, с тонкой белой оборкой, которая простирается над ушами и очерчивает лицо. Его доминирующая рука, лежащая на груди, и золотая рукоять клинка выделяются над облегающим черным шелковым дублетом. Манера, в которой вывернута его другая рука, подразумевает, что он сжимает и показывает завернутый меч левой рукой, которая скрыта от глаз.

Произведения искусства Эль Греко

Дворянин с рукой на груди (ок. 1580), Эль Греко; Эль Греко, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Изображение выполнено на ровном фоне жемчужно-серого оттенка, измененного красновато-коричневым цветом лежащего под ним предварительного слоя, который виден на поверхности. Это один из самых известных портретов Эль Греко, благодаря его ранней выставке в Музее Прадо.

Картина стала одной из самых известных работ Эль Греко благодаря тому, что ее рано показали в Музее Прадо.

Включение дорогостоящего клинка, мрачное и дискурсивное выражение доминирующей руки, которое редко встречается в его светских произведениях, но преобладает в его работах христианской тематики, частично скрытый кулон, который он носит, и, прежде всего, четкая связь между моделью и зрителями сделали эту картину легендарным впечатлением об испанском рыцаре.

Экстаз святого Франциска Ассизского (ок. 1580)

Дата завершения c. 1580
Средство Масло на холсте
Размеры 92 см x 127 см
В настоящее время находится в музее Музей Эль Греко, Толедо

На картине изображен экстаз святого Франциска — заметная тема в классическом искусстве, которую изображали Караваджо в 1595 году, Джованни Беллини в 1475 году, Джованни Бальоне в 1601 году и ряд других известных художников, которые все были очарованы этим повествованием. На ней изображен момент из эпической жизни итальянского святого Франциска Ассизского, который за несколько лет до своей смерти в 1224 году отправился на гору Ла Верна для 40 дней молитвы и поста. Однажды во время медитации он впал в духовный восторг, и его посетил херувим или ангел, который даровал ему стигматы (отметины Христа на его конечностях).

Эль Греко изобразил святого Франциска именно в этот момент произведения искусства, с лицом, исполненным чувств самоотверженности, страдания и покорности.

Знаменитое искусство Эль Греко

Экстаз святого Франциска Ассизского (ок. 1580), Эль Греко; Эль Греко, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Перед ним стоит череп, традиционно связанный со святым и являющийся знаком смерти. Эль Греко был одержим этой темой, о чем свидетельствует тот факт, что в его мастерской было более ста изображений Святого Франциска. Однако в этой работе Эль Греко отказывается от своих типичных веселых, ярких и живых изображений в пользу мрачной и унылой обстановки, чтобы воссоздать печальное и трагическое испытание святого.

Хотя эта картина также является примером маньеризма, использование в ней яркости и контраста напоминает другой эстетический стиль, связанный с работами Рембрандта XVII века.

Погребение графа Оргаза (1588)

Дата завершения 1588
Средство Масло на холсте
Размеры 480 см x 360 см
В настоящее время находится в музее Иглесия де Санто Томе, Толедо

Это самая известная из знаменитых картин Эль Греко. Его участие в эволюции жанра отличается графическими произведениями, которые благодаря структуре, творчеству и артикуляции эволюционировали от идеалистической чистоты к реальности, наполненной напряжением и эмоциональной глубиной. Погребение графа Оргаса — знаменитая толедская сказка о благочестивом и доброжелательном человеке, который умер, оставив духовенству значительную сумму денег, а затем был похоронен и взят в рай святыми Августином и Стефаном.

Сценарий похорон изображен в нижней части картины: граф во главе с двумя ангелами в сопровождении других дворян и священнослужителей, одетых в наряды XVI века и застывших в неподвижности.

Знаменитые произведения искусства Эль Греко

Погребение графа Оргаса (1586-1588), Эль Греко; Эль Греко, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Она сопоставлена с божественным царством, в котором находятся Бог, Христос, ангелы, Мария и Иоанн Креститель, все они наблюдают за происходящим, которое представлено в более натуралистичной и плавной манере, чтобы отразить атрибуты и невесомость души, поверхность планеты и божественность вечности, каждая из которых показана по-своему. Земля изображена в обычном размере, с более пропорциональными формами, а небо состоит из клубящихся облаков и абстрактных узоров, с личностями, которые имеют более неземное ощущение.

Этот очевидный контраст в значительной степени способствует реализации двух идей: с одной стороны, предлагается объединение обоих царств, а с другой — усиливается разделение миров.

Мадонна с младенцем и святой Мартиной и святой Агнессой (1599)

Дата завершения 1599
Средство Масло на холсте
Размеры 193 см x 103 см
В настоящее время находится в музее Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия

На этом полотне Эль Греко изображены младенец Иисус и его мать, возлежащие на небесных облаках, в правом нижнем углу — святая Агнесса, несущая овцу, а в левом нижнем — святая Мартина. Эти люди составляют большую часть этого огромного произведения искусства, взаимодействуя между собой в сложной взаимозависимости.

  Ракурс - руководство по ракурсным рисункам и картинам

Изначально картина была выставлена рядом с другим произведением Эль Греко «Святой Мартин и нищий» в толедской часовне Святого Иосифа и символизирует собрание работ, выполненных в период с 1957 по 1607 год по многочисленным заказам, что характеризует эпоху расцвета его творчества. Это произведение является примером его очень эмоциональной личности и утонченного внимания к дизайну.

Использование ярких, смелых цветов, что также является отличительной чертой картин Эль Греко, заметно в этом произведении: одеяния ангелов и Марии выполнены в насыщенных красных, синих и желтых тонах.

Лучшие картины Эль Греко

Мадонна с младенцем и святым Мартином и святой Агнессой (1597-1599), Эль Греко; Эль Греко, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Эль Греко считал цвета основным аспектом любого произведения искусства, гораздо более важным, чем структура, и полагал, что это очень сложный вопрос, заявляя, что копирование цветов является самой большой проблемой в живописи. По мнению искусствоведов, целью художника было не копирование природы или передача сказки с мелодраматическим правдоподобием, а создание собственной вселенной визуальной формы в образах при визуальном освещении и использование ее в качестве средства передачи того, что он хотел сказать о жизни.

Согласно этой точке зрения, глобальная значимость работы обусловлена лежащим в ее основе посланием, которое изображает небесное тело как реальное присутствие на земле.

Вид Толедо (ок. 1599)

Дата завершения c. 1599
Средство Масло на холсте
Размеры 121 см x 108 см
В настоящее время находится в музее Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк

Картина Эль Греко «Вид Толедо» представляет собой панораму города, в котором художник провел большую часть своей жизни. Сцена изображена поразительным образом, с яркой флорой на переднем плане и бурными облаками вдали, которые, кажется, предвещают грозу.

Город изображен в серых тонах, поскольку он расположен на гребне холмов, которые спускаются к римскому акведуку Алькантара. Строения изображены в виде скопления облаков, естественно сгруппированных. Художник подошел к теме так же, как и к своим предыдущим работам, взяв референцию из жизни, но будучи неверным ей.

Он придумал обстановку, чтобы выразить задуманные им чувства; за исключением замка Сан-Сервандо, все остальные сооружения основаны на его воображении.

Эль Греко Вид на Толедо

Вид Толедо (между 1596-1600 гг.), Эль Греко; Эль Греко, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Изображение сельской местности было уникальной темой для того времени, особенно в испанском окружении, что принесло Эль Греко признание как первому художнику пейзажей в истории испанского искусства. Это специфическое изображение неба является одной из самых известных работ в западном искусстве. Картина Эль Греко «Вид Толедо» является единственным сохранившимся произведением из его пейзажей, и о ее происхождении, происхождении или условиях создания ничего не известно.

Творческая лексика картины также может рассматриваться как прямое влияние на экспрессионизм.

Картины Эдварда Мунка «Крик» 1893 года, с ее впечатляющими потоками неба и облаков, и Винсента Ван Гога «Звездная ночь» 1889 года, с ее извилистой флорой и драматическим небом, можно рассматривать как подтверждение точки зрения Эль Греко.

Портрет старика (ок. 1600 г.)

Дата завершения c. 1600
Средство Масло на холсте
Размеры 52 см x 46 см
В настоящее время находится в музее Музей искусств Метрополитен

Картины Эль Греко постоянно получают высокую оценку в мире искусства за их реализм и глубокое психологическое понимание. Портрет старика, один из автопортретов Эль Греко, написанный между 1595 и 1600 годами, был признан и отвергнут как прощупывающий автопортрет. В нескольких религиозных картинах художник, похоже, ставил себя на роли второго плана.

Считается, что фигуры на религиозных картинах соответствуют нынешнему натурщику. Тем не менее, они выглядят более энергичными и имеют белые волосы. Автопортреты Эль Греко сегодня выставляются в национальных учреждениях как дань его гениальности. На этом автопортрете, созданном в конце жизни, знаменитый художник XVI века, возможно, изобразил свои неврологические проблемы.

После обнаружения некоторых работ знаменитого художника группа ученых недавно предположила, что в исторических художественных архивах обнаружилась проблема с левым глазом, заметная в большинстве его работ.

Автопортреты Эль Греко

Портрет старика (ок. 1600), Эль Греко; Эль Греко, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Утверждалось, что раскосый левый глаз художника и светопреломление роговицы, запечатленное на многих его картинах, были симптомами болезни, которой он страдал во время внутриутробного развития. Врожденный энофтальм — медицинский термин для этого заболевания. На еще одном автопортрете Эль Греко оптическая ось была явно смещена, что объясняется оттенком, использованным в роговице глаза на картине. Согласно выводам неврологов, если косоглазие не лечить, оно неизбежно приводит к ленивому взгляду, как это показано на автопортретах Эль Греко.

Эти доказательства подтолкнули к дальнейшему расследованию и изучению картины. Согласно историческим источникам, у Эль Греко было несколько небольших инсультов, которые затронули его левую сторону, что и обнаружили исследователи.

Благословение Христа (1600)

Дата завершения 1600
Средство Масло на холсте
Размеры 70 см x 56 см
В настоящее время находится в музее Шотландская национальная галерея, Эдинбург

На этой картине Христос изображен положившим одну руку на голубую сферу, а другой жестикулирующим к небесам. Сзади или внутри него сияет ореол белого света, служащий нимбом на фоне темного мрачного фона. Картина выполнена в характерной для Эль Греко плавной манере и содержит глубокое художественное и психическое воздействие, которое обеспечивается, прежде всего, пронзительным взглядом Христа, устремленным вглубь зрителя. Сильный ярко-красный оттенок его одежд резко контрастирует с приглушенной и мрачной цветовой гаммой, используемой во всей картине.

Вытянутые конечности и тело, созданные под влиянием Тициана и Тинторетто, придают картине мечтательный аспект, одновременно реалистичный и совершенно неземной, создавая впечатление, что Христос буквально и символически связан с обоими мирами.

Знаменитые портреты Эль Греко

Благословение Христа (1600), Эль Греко; Эль Греко, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

  "Большая волна у берегов Канагавы" Кацусика Хокусай - анализ

Эта картина является примером стиля Эль Греко, сочетающего более византийский иконописный стиль с более гуманистической перспективой эпохи Возрождения, избегая при этом точной копии реальности. Эль Греко игнорировал реализм как средство для создания своих работ, как и концепцию искусства, доступного широкой аудитории.

Он принял идею самоуверенного, интеллектуального чутья, которая была тесно связана с маньеризмом. Отвергая окружающую действительность и отворачиваясь от фактического и реалистического языка, он выражает область души в метафорической и образной манере через текучесть и гибкость формы.

Эль Греко известен тем, что сказал: «Суть творчества — это мучительное, сложное исследование изнутри психики».

Лаокоон (ок. 1614)

Дата завершения c. 1614
Средство Масло на холсте
Размеры 142 см x 193 см
В настоящее время находится в музее Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия

На картине изображена история Лаокоона, троянского священнослужителя, который, по преданию, сообщил людям о троянском коне, а также осквернил святилище бога. В результате разгневанные боги послали гигантских змей, чтобы убить его и двух его сыновей, Тимбраея и Антифата.

На картине эта троица изображена пожираемой огромными змеями на переднем плане. Справа один из мальчиков, похоже, умер, лежит на полу, а Лаокоон и его второй сын борются за свое выживание. На заднем плане изображены Троянский конь и город Толедо, окруженный лесом в ярких зеленых и голубых тонах.

Эти яркие оттенки жизни резко контрастируют с приглушенным серым цветом, использованным для фигурок, изображающих умирающих.

Знаменитые картины Эль Греко

Лаокоон (ок. 1614), Эль Греко; Эль Греко, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Два человека, стоящие на дальней стороне, как говорят, представляют Артемиду и Аполлона, которые наблюдают за происходящим. Основной смысл, взятый из самой сказки, заключается в том, что человек слаб и бессилен во владениях Всевышнего и должен покориться своей предопределенной судьбе. Эта картина считается одним из величайших примеров поздних произведений Эль Греко, а также единственной из его знаменитых работ, представляющих мифическую, а не теологическую тему.

Благодаря своему эмоциональному символизму и интенсивному подчеркиванию каждой формы в общей композиции, эта картина признана оказавшей большое влияние на движения кубизма и экспрессионизма.

Видение святого Иоанна (1614)

Дата завершения 1614
Средство Масло на холсте
Размеры 222 см x 193 см
В настоящее время находится в музее Музей искусств Метрополитен

Эта огромная картина считается еще одним шедевром Эль Греко. На ней изображено Откровение (6:9-11), стих из Писания, повествующий о снятии пятой печати в конце вечности и о передаче белых одежд «убиенным за служение Господу и за свидетельство, которое они дали». На переднем плане мы видим Святого Иоанна, распростертого на коленях с распростертыми руками, умоляющего Бога свыше.

За ним толпа обнаженных людей, простирающих к небу свои одежды, одни чистые, другие разноцветные. Это духи мучеников, которые молили Бога о праведности.

Картина является одним из нескольких произведений, заказанных Педро Салазаром де Мендоса, энтузиастом и покровителем. Эль Греко погиб, не успев завершить работу над картиной, и, по некоторым данным, верхняя часть работы утрачена: считается, что она была повреждена в 1880 году. По слухам, на недостающей части, возможно, изображен жертвенный баран, снимающий пятую печать.

Знаменитые картины Эль Греко

Видение святого Иоанна (ок. 1614), Эль Греко; Эль Греко, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Эта картина оказала большое влияние на Пикассо, который, как говорят, тщательно проанализировал ее и использовал в качестве основы для своего собственного шедевра. В работах обоих художников можно обнаружить связи в динамичной композиции, созданной разными людьми. Эль Греко привлекали замысловатость, таинственность и сложность — три качества, которые ярко характеризуют этот шедевр, и он использовал мессианский дискурс духовного возрождения. Это возрождение через веру, по сути, является одним из главных мотивов Эль Греко, и это основная тема этого произведения, в котором подчеркивается искупление и сохранение добродетельных душ.

На этом наш список важных картин Эль Греко подходит к концу. Мы узнали, как произведения Эль Греко оказали огромное влияние на несколько важных движений. Знаменитые картины Эль Греко считаются важнейшим вкладом в искусство испанского Возрождения.

Часто задаваемые вопросы

В каком стиле были написаны картины Эль Греко?

Эль Греко был прекрасным иллюстратором религиозного искусства, но он также был искусен в написании портретов и пейзажей. Его живопись считается предтечей кубизма и экспрессионизма. Она настолько уникальна, что искусствоведы не решаются отнести его к какой-либо традиционной школе.

Каковы некоторые из важных произведений Эль Греко?

Эль Греко создал множество видов картин, от религиозных до пейзажей и автопортретов. Картина Эль Греко «Вид Толедо» считается самым первым пейзажным полотном испанского художника. Погребение графа Оргаса считается его самым важным и известным произведением. Одним из первых его произведений, завоевавших широкую популярность, была «Святая Троица». Благословляющий Христос — это его версия «спасителя мира».

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Start-Good
Добавить комментарий