«Класс танцев» Эдгара Дега — Анализ картины «Класс танцев»

Танцевальный класс Эдгар Дега

Представьте себе, что вы входите в класс, где занимаются балерины и болтают друг с другом, совершенно не подозревая, что вы вошли. Именно это мы видим на многих картинах импрессиониста Эдгара Дега. Он дал нам инсайдерский взгляд на происходящее в танцевальных студиях Парижской оперы в 19 веке, о чем мы и поговорим в статье ниже, в частности, рассмотрев картину «Танцевальный класс» (1874).

Оглавление

Аннотация художника: кем был Эдгар Дега?

Эдгар Дега родился 19 июля 1834 года под именем Илер Жермен Эдгар Де Гас, но, повзрослев, сменил фамилию на Дега. Его родители были из разных стран, в частности, из Нового Орлеана и Америки. С ранних лет ему нравилось искусство, и он хотел продолжить обучение в этой области после того, как ему исполнится 18 лет.

Отец убеждал его изучать право, на которое он поступил в 1853 году, но в 1855 году он начал учиться в Школе изящных искусств. Под руководством Луи Ламота он изучал художественный стиль Жана-Огюста-Доминика Ингреса. В двадцатые годы Дега путешествовал по Италии, а также жил у своего брата Рене в Новом Орлеане с 1872 по 1873 год. Он жил и умер в Париже в 1917 году.

Балетный класс Художник

Автопортрет (1854/1855) Эдгар Дега; Эдгар Дега, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Картина Эдгара Дега «Танцевальный класс» (1874) в контексте

Картина Эдгара Дега «Танцевальный класс» была одним из лучших образцов парижского импрессионистского движения. Однако, хотя Дега и был известен как импрессионист, он никогда полностью не идентифицировал себя как импрессионист. Это и многое другое мы рассмотрим ниже в анализе картины Эдгара Дега «Класс танцев».

Картина

Танцевальный класс (1874) Эдгар Дега; Эдгар Дега, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Ниже мы начнем с контекстуального анализа, давая краткий обзор импрессионистского движения и того, почему Дега написал свои знаменитые сцены танцевального класса. Затем мы проведем формальный анализ, более подробно рассмотрим саму картину «Танцевальный класс», прольем свет на сюжет и использование Дега таких стилистических элементов, как цвет и кисть, которые были столь заметной частью, сделавшей многие картины импрессионистов такими, какими мы их поняли со временем.

Художник Эдгар Дега
Дата написания 1874
Средство Масло на холсте
Жанр Жанровая живопись
Период / движение Импрессионизм
Размеры 83,5 x 77,2 см
Серия / Версии У картины есть двойник под названием «Балетный класс» (ок. 1871 — 1874), хранящийся в Музее Орсе, Париж.
Где находится? Музей искусств Метрополитен (MET), Нью-Йорк, США
Сколько стоит Первоначально она была куплена за 5 000 франков в 1874 году Жаном-Батистом Фором, который заказал это произведение искусства.

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

Прежде чем мы рассмотрим некоторые возможные причины, по которым Дега решил создать картину «Танцевальный класс», среди которых было много других с похожей тематикой, включая картину-близнеца «Балетный класс» (ок. 1871-1874), которая сейчас находится в Париже в Музее Орсе, мы представим краткий исторический обзор парижской художественной сцены в 19 веке и значение импрессионизма по сравнению с традиционным академическим искусством Салона.

Балетный класс

Балетный класс (ок. 1871 — 1874), Эдгар Дега; Эдгар Дега, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Среди других примеров картин Дега на тему танцев и балерин — «Танцующий класс» (1871), «Фойе де ля данс» (1872), «Репетиция балета» (1873), «Репетиция на сцене» (1874), «Финал арабески» (1877), «Певица с перчаткой» (1878) и другие.

Значение импрессионизма

В 19 веке в Париже основным способом проведения художественных выставок, в основном картин, был Салон. Салон был частью Академии изящных искусств Франции, известной на французском языке как Академия изящных искусств. Салон выставлялся с 1667 года и был ежегодной и двухгодичной выставкой.

Из-за консервативных и академических практик и правил того, как должно выглядеть искусство, включая то, как картины различались в соответствии с иерархией стандартов, среди которых исторические картины — обычно религиозные или мифологические сюжеты — были на вершине, многие художники не могли выставлять свои работы в Салоне.

Среди них были художники-импрессионисты, такие как Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Берта Моризо, а также Эдгар Дега; в конце концов они организовали собственную выставку через свою группу под названием Sociéte Anonyme Coopérative des Artistes Peintres, Sculpteurs, Graveurs («Кооперативная и анонимная ассоциация художников, скульпторов и граверов»).

Картина

Обложка каталога первой выставки импрессионистов в 1874 году; неизвестный / desconocido / inconnu, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Группа художников начала выставляться в 1874 году в студии француза Феликса Надара, который, помимо прочих заслуг, был фотографом и писателем. По имеющимся данным, здесь выставлялись около 30 художников.

  Знаменитые готические картины - взгляд на самое влиятельное искусство готического периода

Несколько известных художников не стали участвовать в этой выставке анонимного общества, а именно Эдуард Мане, чья картина «Обед на траве» (1863) произвела большое впечатление на выставке Салона благодаря своему нетрадиционному стилю и тематике.

Балетный класс и другие картины

Le Déjeuner sur l’herbe («Обед на траве») (1863), Эдуард Мане; Édouard Manet, Public domain, via Wikimedia Commons

Понимание того, что выставки Салона были важными, если не решающими, для художников того времени, подчеркнет, насколько противоречивыми были выставки импрессионистов, потому что они пошли против условностей и традиций и проложили свою собственную дорогу. Группа художников выставлялась примерно до 1886 года, проведя около восьми выставок.

Стиль импрессионистов значительно отличался от академических стилей живописи, существовавших до них.

Художники писали в стиле en plein air, что в переводе с французского означает «на открытом воздухе», и изображали сцены повседневной жизни и людей. Это было основано на новом способе восприятия жизни и ее преходящих моментов, передавая их смелыми цветовыми пятнами. Этот цвет, в свою очередь, изображал, как свет падает на нарисованный предмет.

Важно отметить, что все импрессионисты были разными в своих индивидуальных стилях, и были художники, которые не называли себя «импрессионистами», что является термином, данным группе художественным критиком Луи Леруа после того, как он посмотрел картину Моне «Впечатление, восход солнца» (1872). Импрессионисты назывались также «независимыми».

Импрессионизм и картина

Впечатление, восход солнца (1872) Клода Моне; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В то время как одни импрессионисты писали картины в стиле пленэр, другие исследовали повседневный образ жизни, позы и положения людей, занимающихся различными видами деятельности: купающихся, посещающих кафе, и, как мы видим на картинах Дега, балерин, репетирующих, разминающихся или беседующих с другими танцорами.

Он изображает момент во времени, в такт и в песне различных танцовщиц и певиц. Его запомнили за то, что он всегда изучал их движения, которые протекали бы с естественной легкостью, а также подмечал спонтанные аспекты того, как танцовщица двигается.

Дега и танец

Дега любил танцевать, и эта тема присутствует в большинстве его картин. Он неоднократно посещал Парижскую оперу, дворец Гарнье, чтобы посмотреть балетные спектакли и побывать за кулисами, где репетировали девушки. Для Дега мир балета, его танцовщицы и их многочисленные движения стали его темой.

Известна цитата из его беседы с Амбруазом Волларом, парижским арт-дилером, о том, как люди воспринимали его; он сказал, что люди называли его «художником танцующих девушек». Он продолжал говорить, что «им никогда не приходило в голову, что мой главный интерес к танцовщицам заключается в передаче движения и рисовании красивой одежды».

Картина «Танцевальный класс» была заказана Жаном-Батистом Фором, который был оперным баритоном, в 1873 году. Форе также коллекционировал произведения искусства, и картины Дега составляли большую часть его коллекции. Когда Дега закончил работу над картиной для Фора в 1874 году, коллекционер также предоставил картину на выставку импрессионистов в 1876 году, которая была второй выставкой импрессионистов. Картина также была названа «Танцевальный экзамен».

Еще одна заметная фигура, часто появляющаяся на картинах Дега, посвященных танцам, — Жюль Перро. Он был артистом балета, а также балетмейстером. Его присутствие на картинах Дега указывает на то, что он давал указания артистам балета. Тот же лик Перро мы видим на другой картине Дега «Балетный класс».

Балетный класс против танцевального класса

Слева: Жюль Перро в «Танцевальном классе» (1874) Эдгара Дега; Эдгар Дега, общественное достояние, через Wikimedia Commons | Справа: Жюль Перро в балетном классе (1871-1874) Эдгара Дега; Эдгар Дега, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Дега и фотография

Фотография была еще одним важным фактором, повлиявшим на творчество Дега, особенно на композицию его картин. В то время, когда Дега писал картины, фотография была новым способом выражения, который позволил многим изображать мир и людей вокруг себя. В Париже фотография стала популярной благодаря Луи Дагеру, который ввел ее в 1839 году.

Фотография стала новым средством не только для Дега, но и для импрессионистов. Она перевернула представления о том, каким должно быть искусство, и двумя важными аспектами этого были использование обрезанного изображения и спонтанные репрезентации.

На многочисленных картинах Эдгара Дега мы видим элемент кадрирования и захвата естественных и непостановочных поз людей, например, Три танцовщицы в тренировочном зале (1873), Площадь Согласия (1875), Абсент (1876), Танцовщицы в розовом (1876), Ballettprobe (1875) и многие другие.

Искусство художника балетного класса

Танцовщицы в розовом (ок. 1876), Эдгар Дега; Эдгар Дега, общественное достояние, через Wikimedia Commons

«Художник танцующих девушек»: Есть ли что-то еще в этой истории?

Широко обсуждалось, почему Дега изобразил своих знаменитых балерин, поскольку это, возможно, намекает на другой, более «темный» аспект женщин-танцовщиц. Некоторые источники предполагают, что балерины также были вовлечены в сексуальные связи с богатыми мужчинами, известными как «подписчики» театра, по-французски называемые abonnés. Залы за сценой, foyer de la danse, были местом, где танцовщицы встречались с этими мужчинами. Эти помещения также использовались для репетиций перед представлением.

Мужчины предлагали финансовую поддержку балеринам, которые нуждались в работе и дополнительной поддержке.

Благодаря этому балерины, как правило, уступали мужчинам, потому что получали лучший образ жизни, а иногда и лучшую роль в балете. Это подкрепляет поговорку о Дега как о «художнике танцующих девушек»; он рисовал не только танцующих девушек и показывал нам, зрителям, что происходит, когда закрывается занавес. Другой пример этого — картина «Звезда» («L’Étoile») (1878), где мы видим «покровителя» балерины, стоящего слева за занавесом.

  Минималистское искусство - исследование художественного движения минимализма

Картины художника

Звезда («L’Etoile») (ок. 1878), Эдгар Дега; Эдгар Дега, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Формальный анализ: Краткий композиционный обзор

Ниже мы приоткроем, так сказать, занавес и посмотрим на анализ «Танцевального класса» Эдгара Дега с точки зрения формальных элементов, например, использования Дега краски в качестве средства, а также перспективы, с которой он писал картину. Хотя эта композиция написана не на сцене, а в репетиционной студии.

Тематика

В «Танцевальном классе» Эдгар Дега создает сцену, давая нам возможность взглянуть изнутри на нескольких репетирующих артистов балета, в то время как некоторые сидят на периферии в ожидании танца или уже танцевали. Давайте начнем с переднего плана и перейдем к заднему.

На переднем плане, слева, мы заметим двух балерин, та, что в поле нашего зрения, стоит, наклонив голову влево (справа от нас).

Она возится со своей пачкой, ожидая подругу позади себя, которая, судя по всему, помогает ей что-то поправить или отрегулировать на пачке. Мы замечаем только ее волосы, верхнюю часть плеч и лицо, когда она наклоняется. Обе девушки не замечают нас, зрителей, и непринужденно занимаются своими делами.

Деталь картины

Крупный план картины Эдгара Дега «Танцевальный класс» (1874); Эдгар Дега, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Дальше, ближе к середине левого края композиции, спиной ко всем стоит девушка в черном ожерелье-чокер. Кажется, что она читает листок бумаги, находясь совершенно в другом мире и не замечая того, что ее окружает. Между этой девушкой и двумя упомянутыми нами девушками стоит еще одна девушка со светлыми волосами и наблюдает за происходящим перед ней, хотя мы не видим ее лица, а только затылок и верхнюю часть туловища.

В нескольких шагах от нее стоит более высокая девушка с темными брюнетистыми волосами, которые также свободно свисают за ее спиной. Она смотрит перед собой на преподавателя танцев, которым является Жюль Перро, но о нем мы еще поговорим. Вернемся к высокой девушке, она стоит с пальцами левой руки, засунутыми в рот или около рта, почти как жест рассеянности или озабоченности, вяло перебирая пальцами.

Кроме того, в левом нижнем углу мы заметим виолончель, лежащую на деревянном полу под диагональным углом, верхняя часть которой находится прямо возле ноги балерины в розовых туфлях.

Деталь картины

Деталь картины Эдгара Дега «Танцевальный класс» (1874); Эдгар Дега, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Здесь также есть деревянная подставка для нот, на которой лежит нотный лист; подставка на четырех ножках расположена перед верхним кончиком виолончели. Здесь также можно заметить пианино, на которое девушка в крайнем левом углу опирается левым локтем.

Центральная фигура, которая находится ближе к среднему правому краю композиции, — это балетмейстер Жюль Перро. Он стоит с седой головой, слегка наклоненной вправо, и наблюдает за балериной, которая репетирует перед ним. Такой угол наклона головы называется profil perdu, что в переводе с французского означает «потерянный профиль». Это когда лицо человека видно не полностью, а в основном с затылка. Этот характерный профиль также широко используется.

Перро спокоен, но увлечен занятием: обе его руки слегка вытянуты, локти согнуты, а кисти опираются на длинную деревянную трость, которая, кажется, составляет около трех четвертей длины его тела.

Тема картины

Деталь картины Эдгара Дега «Танцевальный класс» (1874); Эдгар Дега, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Перро выглядит невысоким человеком, одетым в костюм бежевого цвета и красную рубашку под ним. Мы также обратим внимание на его черные туфли с открытыми белыми носками. Из левого кармана пиджака выглядывает белый носовой платок, который довольно длинный и свисает ниже талии.

Главная танцовщица, за которой наблюдает Перро, находится в середине позы, возможно, позы Пике. Ее левая рука вытянута перед собой, правая поднята над головой, а правая нога поднята и согнута позади нее, и она балансирует на левой ноге, наклонив голову, чтобы посмотреть вверх.

Двигаясь дальше к заднему плану, мы заметим различных балерин, сидящих на подставках у стены.

Есть и другие фигуры, возможно, их матери или воспитатели, которые, похоже, ждут, когда балерины закончат репетицию. Кроме того, все балерины, сидящие на трибунах, заняты своими делами, например, балерина прислонилась к стене слева, заложив руки за спину, и наклонив голову влево, наблюдая, как балерина рядом с ней поправляет свой черный шарф.

  Знаменитые женщины-фотографы - пионеры женской фотографии

Эдгар Дега Анализ картины

Крупный план картины Эдгара Дега «Танцевальный класс» (1874); Эдгар Дега, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Рядом с нижней частью стендов сидят еще две балерины, та, что слева, поправляет что-то на передней части своего платья, в то время как балерина рядом с ней справа наблюдает; обе ее ноги повернуты внутрь, руки лежат на коленях с полусогнутой спиной. Это говорит о непринужденной и расслабленной позе, возможно, даже о скуке.

То же самое мы видим и в позах других балерин, что говорит о том, что они ждут окончания репетиции или своей очереди.

На левой боковой стене висит большое зеркало, в котором отражаются не только балерины, но и окно на другой стороне комнаты, которое не включено в композицию Дега. В этом окне изображен внешний мир и, похоже, часть городского пейзажа Парижа. Дега дает нам возможность еще раз заглянуть в окружающий мир.

Интересный факт об этом зеркале заключается в том, что в картине Дега «Балетный класс», которая была написана в похожем стиле, в стене есть большой проем, ведущий в другую часть комнаты, где мы видим окно. Это то же самое место, где находится зеркало в «Танцевальном классе».

Картина

Слева: зеркало в «Танцевальном классе» (1874) Эдгара Дега; Edgar Degas, Public domain, via Wikimedia Commons | Справа: зеркало в «Балетном классе» (1871-1874) Эдгара Дега; Edgar Degas, Public domain, via Wikimedia Commons

Рядом с большим зеркалом, слева от нас, на стене висит плакат, на котором можно разобрать некоторые слова: «GUIL». Возможно, это намек на оперу Джоакино Россини «Гийом Телль», в которой Жан-Батист Фор, заказавший картину «Танцкласс», играл роль Гийома Телля.

В правом нижнем углу композиции есть открытое пространство, что еще больше усиливает представление о спонтанности изображения сцены.

Оно как бы вводит нас в студию и наводит на мысль о естественности сцены, как будто Дега фотографирует. Эта характеристика хорошо реализована Дега в его картине «Репетиция» (1874), где он обрезает лестницу слева, а также танцовщицу справа.

Другие картины художника

Репетиция (ок. 1874), Эдгар Дега; Эдгар Дега, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Цвет

Цвет занимает видное место в картинах Дега, особенно нежно-розовый, белый и даже голубой — все они принадлежат танцовщицам. В картине «Класс танцев» Эдгар Дега изобразил интерьер в нейтральных тонах, здесь нет ярких всплесков цвета, и композиция кажется легкой для нашего взгляда.

Пол имеет землисто-коричневый цвет, а стены — землисто-зеленые. Более темный коричневый цвет придают инструменты на переднем плане, а также деревянная рама зеркала. Белые наряды балерин, кажется, доминируют в сцене, с тонкими намеками на голубой и розовый цвета их лент.

Детали картины

Красные детали в «Танцевальном классе» (1874) Эдгара Дега; Edgar Degas, Public domain, via Wikimedia Commons

То тут, то там мы видим участки красного цвета, которые нарушают более нейтральные тона, например, более яркий красный цвет рубашки Перро, красный цветок в волосах девушки на переднем плане и красное пальто, надетое на женщине на заднем плане.

Как и было принято в стиле импрессионизма, здесь мы видим более выразительные мазки кисти, часто затрудняющие детальное рассмотрение предметов, что граничит почти с «абстракцией», как предполагают некоторые источники.

Мазки кисти в картине

Пример мазков, использованных в картине Эдгара Дега «Танцевальный класс» (1874); Эдгар Дега, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Финал: Дега создал сенсорный опыт

Эдгар Дега не причислял себя к импрессионистам, он часто называл себя «реалистом» и любил рисовать сцены повседневной жизни и ситуации, часто реалистичные сцены городской и, по сути, современной жизни.

Мы видим этот реалистический взгляд во многих изображениях Дега балерин и сопровождающих их покровителей, но, тем не менее, Дега также изображал красоту формы, цвета и композиции. Он создавал богатый сенсорный опыт с помощью своих произведений, выполненных различными средствами, от рисунков, картин до восковых статуй.

Часто задаваемые вопросы

Кто нарисовал картину «Танцевальный класс»?

Танцевальный класс» (1874) — это картина маслом на холсте Эдгара Дега, который был широко известен как художник в художественном движении импрессионизма в 19 веке. Однако следует отметить, что Дега не идентифицировал себя как импрессиониста так, как это делали другие импрессионисты. Он рисовал более «реалистичные» аспекты современной жизни, а не такие картины в стиле en plein air, или «на открытом воздухе», которые нравились многим художникам того времени.

Сколько существует версий картины Дега «Танцевальный класс»?

Эдгар Дега написал две очень похожие картины: «Танцевальный класс» (1874), хранящийся в Музее Метрополитен (MET) в Нью-Йорке, и «Балетный класс» (ок. 1871-1874), хранящийся в Музее Орсе в Париже. Обе картины были заказаны Жаном-Батистом Фором, но Дега, очевидно, начал работу над «Балетным классом», который он подарил Фору.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector