Классическое искусство — хронология основных вкладов в искусство периода классицизма

Содержание

Классическое искусство

Классические художественные стили древнего греко-римского периода оказывали влияние на творчество художников на протяжении веков. Что же такого в искусстве этих периодов, что продолжает вдохновлять художников от Леонардо да Винчи до Бэнкси? Классические представления о пропорциях, балансе, гармонии и элегантности тонко проникают в скульптуры, архитектуру и живопись многих современных направлений искусства. В этой статье мы подробно рассмотрим основы классического искусства и исследуем его влияние.

Оглавление

Широкий обзор классической эстетики

Классицизм — определение искусства и архитектуры греко-римской эпохи, подчеркивающее такие качества, как баланс, гармония, идеализация и чувство пропорции. Человеческая форма была обычным предметом классического искусства и всегда представлялась как обобщенная и идеалистическая фигура, лишенная эмоциональности. Композиция и линия в классических стилях гораздо важнее, чем использование цвета.

В основе классической архитектуры лежат классические представления о математически точных пропорциях, создающих баланс и симметрию. Эпохи греческого и римского классицизма ознаменовались монументальным уровнем архитектурных инноваций, от изобретения цемента до использования купола. Элементы классической архитектуры продолжают проникать в западные теории и практики и сегодня.

Прежде чем исследовать влияние художников классицизма на протяжении веков, необходимо понять, как развивались элементы определения классицизма. Стиль охватывает века, культуры и континенты. Мы начнем с самых ранних проявлений классического стиля в микенской Греции и закончим в императорской Римской империи.

Основные стилистические достижения Древней Греции

Древняя Греция является отправной точкой в нашем путешествии по классицизму. Мы можем увидеть искру классицизма в вазовой росписи ранних микенцев и в развитии золотого сечения. Сначала мы рассмотрим историческое развитие древнегреческой культуры, а затем подробнее познакомимся с некоторыми из наиболее важных вкладов в классицизм.

1600-1100 ГГ. ДО Н.Э: Раннее микенское влияние

Микенская цивилизация считается первыми греками, а их стиль искусства, скульптуры и архитектуры стал основой для последующего греческого классицизма. Географически эта элитная воинственная цивилизация охватывала прибрежные районы современной Италии, Турции, Сирии и Южной Греции.

Микенское общество управлялось дворцовыми государствами и может быть разделено на три класса: рабы, простые люди и слуги царя. Царь каждого дворца-государства обладал религиозной, политической и военной властью. Микенский народ поклонялся героическим воинам и богам, и раннее микенское искусство часто воздавало должное этим фигурам. Сказания об этих богах и воинах сохранились в более поздней греческой литературе, например, в «Одиссее» Гомера.

Движущими силами географической и политической экспансии микенцев были торговля и сельское хозяйство. Инженерный гений микенцев усовершенствовал оба этих фактора, создав дренажные системы, плотины, гавани, мосты, акведуки и сеть дорог, с которой могли соперничать только римляне. Циклопические каменщики создали огромные укрепления из больших валунов, скрепленных раствором.

Эти архитекторы-новаторы создали разгрузочный треугольник — распространенную сегодня практику, когда над перемычкой оставляют треугольное пространство, чтобы каменные арки не обрушились.

Микенские общества первыми создали крепость на вершине акрополя, которая стала характерна для более поздних греческих городов. В центре царского дворца находился круглый тронный зал, часто украшенный яркими фресками. На фресках изображались богини и боги, сцены сражений, океан, охотничьи пиры и символические процессии. После микенской эпохи процветания в греческие темные века появился геометрический стиль вазовой живописи.

Вазовая живопись

Хотя вазовая живопись продолжалась в последующие периоды истории Древней Греции, ее корни уходят в микенскую эпоху. Вазовая живопись художников классицизма служит примером того, что древнегреческие художники уделяли особое внимание изображению человеческой формы во все более реалистичной манере.

Геометрические узоры украшают самые ранние вазовые картины, но внимание быстро переключилось на человеческую фигуру. После этого вазовая живопись стала более восточной, изображая восточные мотивы. Затем появился стиль «черных фигур», в котором черный цвет использовался для более точного и детального изображения человеческих фигур.

Другой стиль вазописи возник в эпоху классической Греции, когда фигуры изображались не черными, а красными. Вазописцы этого стиля изображали человеческие фигуры с четкими контурами на черном фоне. Эта техника позволяла художникам рисовать мелкие детали, а не вырезать их в глине. Получаемые в результате цветовые и линейные вариации более округлые, чем узоры геометрической эпохи.

Искусство классицизма

Фрагмент микенской керамики из кратера с изображением колесницы с возницей и всадником и двумя фигурами, идущими позади, 1400-1350 гг. до н.э. Найден в Тобм 67, Энкоми, Кипр; Zde, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

776-480 ГГ. ДО Н.Э: Греческий архаический период

Учреждение первых Олимпийских игр ознаменовало начало греческого архаического периода. Для этой греческой цивилизации человеческие достижения, олицетворяемые атлетическими играми, отличали их от «варварских» народов не греческого происхождения. Микенская эпоха была оценена архаическими греками по достоинству, что привело к идеализации мужской формы.

Для греков этого периода обнаженная мужская фигура представляла собой воплощение телесной красоты и благородства характера. Вполне логично, что в классическом искусстве этого греческого периода мужская фигура занимала значительное место.

В период греческой архаики также произошли значительные изменения в социальной и политической жизни. Политическая и социальная система архаических греков была основана на городе-государстве. Спарта была городом с огромной военной мощью, а Афины стали центром западного искусства, философии, науки и культуры. Около 594 года до н.э. царь-философ Солон создал политический орган, который мог бросить вызов царю и коренным образом изменить политический ландшафт того времени.

Людей больше не отдавали в рабство за долги, а правящий класс был создан на основе богатства, а не происхождения. Обширная морская торговля стимулировала греческую экономику, и многие города-государства начали основывать поселения по всему Средиземноморью. В результате греческие культурные, художественные и политические идеалы распространились на другие европейские культуры, такие как этруски на юге Италии.

Самым значительным художественным новшеством этого периода греческой истории стала фигуративная скульптура. Эти идеализированные, но реалистичные скульптуры были созданы под влиянием египетской скульптуры и идеализации обнаженной мужской фигуры. Кикладские острова были местом рождения первых скульптур молодых женщин (kore) и мужчин (kouros) в натуральную величину. К концу архаической эпохи слава пришла к таким скульпторам, как Несиотес, Критиос и Антенор.

  "Класс танцев" Эдгара Дега - Анализ картины "Класс танцев"

В 510 году до н.э. Антенор создал бронзовых тираноборцев в память об Аристогейоне и Гармониде, двух убийцах Гиппарха. Эти два человека символизировали переход к демократии. Значение этой скульптуры заключается в том, что она стала первым зафиксированным произведением искусства, финансируемым государством. Скульптор Критос воссоздал скульптуру в раннеклассическом стиле с индивидуальными чертами и реалистичными движениями, после того как она исчезла после вторжения персов.

Классицизм

Тираноборцы (510 г. до н.э.), автор Антенор; Эллиотт Браун, CC BY 2.0, через Wikimedia Commons

Скульптура греческого классицизма: Формирование классического стиля скульптуры

Древнеегипетская скульптура оказала большое влияние на греческих скульпторов архаического периода. Греческие скульпторы создавали скульптуры в натуральную величину — курои. Существует три различных типа курои: стоящая и одетая молодая женщина, обнаженный молодой человек и сидящая женщина.

Погребальные памятники, вотивные статуи и общественные мемориалы отличались характерной «архаической улыбкой». Скульптурные изображения человеческой фигуры были скорее идеалистическими, чем реалистическими, и редко изображали отдельных людей. Архаическая греческая скульптура передавала человеческое движение через реалистичную анатомию.

В эпоху поздней архаики прославились такие скульпторы, как Критий, Фидий, Мирон, Лисипп, Скопус и другие. Дискобол, скульптура Мирона, прославился тем, что стал первой скульптурой, запечатлевшей баланс и гармонию человеческого движения в одно мгновение. Классическая греческая скульптура, как и живопись, и архитектура, все больше фокусировалась на математически точной красоте. Системы математических пропорций Поликлита направлены на создание ритма и баланса через симметрию.

Классицизм

Дискобол (ок. 140 г. н.э.) в Национальном римском музее Палаццо Массимо алле Терме; After Myron, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Ранние греческие бронзовые скульптуры создавались с помощью кованых листов, скрепленных заклепками. К концу архаического периода техника стала более совершенной. Греческие скульпторы начали использовать метод литья из бронзы. Крупномасштабные скульптуры создавались путем отливки бронзы из нескольких частей. Затем эти куски сваривались вместе, а зубы, глаза, ногти, губы и соски формировались из медных вставок.

К сожалению, большое количество оригинальных греческих бронзовых статуй сегодня не существует. В эпоху раннего христианства несколько статуй, которые, как считалось, изображали языческих идолов, были переплавлены. Из тех, что сохранились, выделяются бронза Раиса, Дельфийский возница и бронза Артемидора.

Помимо трехмерных скульптур, греческие скульпторы украшали антаблементы храмов рельефными скульптурами, изображающими мифологические сцены и легендарные сражения. Мраморы Парфенона, созданные Фидием, являются, пожалуй, самыми известными примерами этого стиля классической греческой скульптуры. Эти рельефные скульптуры, известные своим динамичным движением и реалистичностью, украшали внутренние стены храмовой камеры. Эта скульптура и другие рельефы того времени оказали влияние на более поздних художников, таких как Огюст Роден.

Скульптура классицизма

Мраморы Парфенона в Британском музее; Дискобол в Национальном римском музее Палаццо Массимо алле Терме Nic McPhee from Morris, Minnesota, USA, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Хриселефантиновые статуи из золота и слоновой кости были популярной формой скульптуры классицизма в период ранней архаики. Фидий работал в этих материалах, создав статую Зевса в Олимпии высотой 43 фута (435 г. до н.э.) и Афину Парфенос высотой почти 40 футов (447 г. до н.э.). В основе обеих статуй лежит деревянная конструкция, а конечности из слоновой кости и золотые панели прикреплены сегментарно. Эти впечатляющие статуи служили не только выражением власти и богатства Древней Греции, но и символами богов.

К сожалению, ни одна из этих скульптур не сохранилась до наших дней. Все, что мы знаем о них, получено из описаний и изображений на монетах.

480-323 ГГ. ДО Н.Э: Классическая Греция

Философия, искусство, наука, политика и архитектура классической Греции, также известная как «золотой век», оказали огромное влияние на развитие западной цивилизации и Римской империи. Западная философия берет свое начало в трудах Аристотеля, Платона и Сократа. Хотя основные аспекты их философии расходились, Аристотель и Платон были согласны с тем, что искусство должно стремиться к воссозданию красоты природного мира.

Свобода слова и собрание греческого правительства из граждан определили новый век греческой демократии. Скульптор Фидий и Перикл перестроили Парфенон в Афинах. Могущество и культурное влияние Афин росло и распространялось по всему Средиземноморью.

С ростом внимания к личности в классическом греческом обществе увеличилось количество персонализированных произведений искусства. Скульптура для похорон становилась все более реалистичной в эмоциональном выражении, в отличие от идеализации прошлого. Обнаженная мужская форма продолжала прославляться в бронзовой скульптуре. Женская форма также стала привлекать внимание, как это видно в «Афродите Книдосской» Праксителя.

Искусство классицизма

Афродита Книдосская (ок. 4 века до н.э.), автор Пракситель Афинский; José Luiz Bernardes Ribeiro, CC BY 4.0, via Wikimedia Commons

Золотое сечение: Пропорция красоты

Как для древнегреческих философов, так и для художников существовала тесная связь между красотой и истиной. Как и древние греки, мы можем понимать красоту и истину в математических терминах. Золотая середина Аристотеля представляла собой способ жить добродетельной жизнью, избегая любых крайностей. Для Сократа все области добродетели и красоты были проявлениями пропорции и измерения.

Пифагор и Евклид разработали золотое сечение, основанное на двух величинах и пропорции между ними. Соотношение между этими двумя величинами должно быть равно отношению между большей величиной и суммой двух величин.

Значительная часть древнегреческой архитектуры использовала золотое сечение, и, пожалуй, самым известным из них является Парфенон. Фидий руководил строительством Парфенона. Сегодня золотое сечение известно под греческой буквой phi в честь вклада Фидия в создание самого совершенного здания, которое только можно себе представить.

Для многих классических художников и архитекторов золотое сечение оставалось неотъемлемой концепцией. Витрувий, римский архитектор, использовал золотое сечение, и его принципы оказали глубокое влияние на искусство и архитектуру эпохи Возрождения. Даже современные архитекторы, такие как Ле Корбюзье, находят вдохновение в золотом сечении.

Классическое искусство

Парфенон с запада; User:Mountain, Public domain, via Wikimedia Commons

323-31 ГГ. ДО Н.Э: Эпоха эллинистической Греции

Эллинистическая эпоха в Греции началась после смерти Александра Македонского. После его смерти в результате политической борьбы греческая империя была разделена на три отдельных государства. Влияние материковой греческой культуры постепенно ослабевало, в то время как эллинистическая культура процветала в египетской Александрии и сирийской Антиохии. Огромное богатство, сохранившееся в эти эпохи греческой империи, привело к тому, что искусство получило царское покровительство. Архитектура, скульптура и живопись, в частности, процветали при поддержке царских дворов.

  Феминистское искусство - расширяющий возможности взгляд на феминизм в искусстве

Лисипп был официальным скульптором Александра Великого, а после смерти Александра создал бронзовые скульптуры, которые ознаменовали переход от классического к эллинистическому стилю. Некоторые из самых известных произведений искусства Древней Греции были созданы в период эллинизма.

Большая часть произведений искусства эпохи эллинизма имела функциональное назначение. Ранние эллинистические скульптуры часто были, прежде всего, вотивными дарами, а архитектура фокусировалась на гражданских памятниках, имеющих социальную ценность. Художественная ценность для эллинистических художников стояла на втором месте после функции.

Именно в эпоху эллинизма произошел большой прогресс в греческом архитектурном дизайне. Уделяя особое внимание городскому планированию, эллинистические архитекторы проектировали театры, парки и здания для других видов отдыха. Коринфский ордер является, пожалуй, самым декоративным классическим ордером, примером которого служат колоссальные храмы того времени.

Город Пергамон, известный своими огромными архитектурными комплексами, стал культурным эпицентром эллинистического периода. Потрясающим примером эллинистической архитектуры является Пергамский алтарь. Именно в эпоху эллинизма Греция постепенно интегрировалась в Римскую империю.

Древнегреческая архитектура: Закладка фундамента

Древнегреческая архитектура, пожалуй, наиболее известна своими храмами, в которых воплотился культурный акцент на формальном единстве. Храмы часто были прямоугольными и обрамлялись открытыми колоннадами. Древнегреческие архитекторы разработали три ордера классической архитектуры: коринфский, ионический и дорический. Эти ордера заложили основы римской архитектуры, а их концепции распространились по всей Европе и Америке.

Каждый ордер возник в разных местах и в разное время в Древней Греции. Архитектурные ордера можно различить по капителям, колоннам и антаблементу. В дорическом ордере используются круглые капители, рифленые или гладкие колонны, а также антаблементы, которые добавляют более сложный и украшающий элемент к простому дизайну.

Для ионического ордера характерно использование завитков или волют для акцентирования вершины капители. Благодаря антаблементу ионических зданий по всей их длине протянулись живописные фрески. Коринфский ордер — это более поздняя классическая архитектурная конструкция, названная в честь города Коринфа. Коринфская архитектура, безусловно, самая сложная, с мотивами листьев аканта и декоративными резными капителями.

Первые древнегреческие храмы были построены из дерева с использованием столбов и балок. Камень и мрамор становились все более популярными, а Парфенон был первым храмом, построенным полностью из мрамора. Древнегреческие архитекторы были первооткрывателями амфитеатра и стадиона. Позднее римляне переняли эти архитектурные сооружения.

Коринфское классическое искусство

Столица коринфского ордера; Amanda Sidell, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Фрески: Мост между древнегреческим и римским классицизмом Искусство периода

Хотя архитектура и скульптура являются наиболее распространенными формами классического искусства, греческие и римские художники внесли классические инновации в панельную и фресковую живопись. Большая часть того, что мы знаем о классической греческой живописи, происходит от расписных ваз и римских и этрусских фресок, созданных под влиянием греков. Одним из потрясающих примеров классических греческих фресок является фреска «Аид, похищающий Персефону» в Вергинских гробницах. Эта фреска отражает возросший реализм греческой живописи и скульптуры этого времени.

Сохранилось гораздо больше римских фресок и панно. При раскопках Помпеи в 1748 году было обнаружено несколько очень хорошо сохранившихся римских фресок в таких домах, как Дом Веттий, Дом трагического поэта и Вилла мистерий. Эти фрески привнесли ощущение цвета, света и пространства в интерьеры, которые часто были темными, тесными и не имели окон.

Популярные сюжеты фресок включали сцены Троянской войны, религиозные ритуалы, пейзажи, мифологические рассказы, натюрморты и эротические сцены. Часто стены расписывали так, чтобы они напоминали алебастровые панели или ярко окрашенный мрамор, часто дополняя их иллюзорными карнизами или балками.

Основные стилистические достижения Римской империи

В период римского классицизма искусство черпало вдохновение в художественном и культурном развитии Древней Греции. Опираясь на греческое восхваление героических фигур и величественной архитектуры, римляне строили города, заказывали общественное искусство и разрабатывали классический портрет.

509 Г. ДО Н. Э. — 26 Г. Н. Э: Римская республика

Римский сенат, собрание знатных людей, избирал царей в Римской республике, которая начиналась как огромный город-государство. Рим стал республикой после изгнания последнего царя, Луция Тарквиния Супербуса, в 509 году до нашей эры. Тарквиний был свергнут мужем и отцом знатной женщины, изнасилованной его сыном. Эта история не только занимала центральное место в истории Римской республики, но и была главной темой римского искусства в последующие века.

После отмены царской власти в Римской республике была создана новая система управления во главе с двумя консулами. Правящая верхушка и простой народ часто находились в конфликте, и эта ситуация вдохновила большую часть архитектуры раннего Рима. При планировании города по системе решетки особое внимание уделялось общественным развлекательным заведениям для поддержания мира. В III веке римляне разработали бетон, который произвел революцию в инженерном деле и архитектуре.

Многие из греческих историй о героях и богах были переняты римской культурой, наряду с традициями предков. Эта традиция представляла собой почти договорные отношения между отцами-основателями Рима и богами. Греческие скульптуры, захваченные во время войны, часто выставлялись в римских домах, общественных местах и дворцах, исходя из их эстетической ценности.

Греческие классические традиции, о которых говорилось выше, оказали основное влияние на римскую архитектуру и искусство.

Бетонная революция: Классические достижения в римской архитектуре и инженерии

Римляне подняли архитектурный прогресс на новый уровень. Технологические инновации, включая изобретение бетона, означали, что архитектурный дизайн больше не ограничивался кирпичом и раствором. Купол, бочкообразный свод, арка и паховый свод были римскими архитектурными инновациями.

Римская эпоха стала веком невероятной архитектуры, не только для удовольствия, как Колизей, но и для улучшения городской жизни, как акведуки, мосты и жилые дома. Арка — одна из самых влиятельных архитектурных разработок римского классицизма. Сегментная арка была впервые использована в мостах и домах, а триумфальные и расширенные арки отмечали победы императора.

Использование купола, безусловно, является самым значительным новшеством классической римской архитектуры. Римские архитекторы находились под влиянием греческих архитектурных стилей и этрусского использования гидравлических технологий и арок. Даже когда портики, колонны и антаблементы перестали быть необходимыми для структурной целостности благодаря технологическому прогрессу, римляне продолжали их использовать.

Витрувий — самый известный римский архитектор и инженер. Между 30 и 15 годами до н.э., работая на армию Августа, Витрувий написал «Десять книг об архитектуре». Эти книги представляют собой запись римской архитектурной теории и практики, описывая процесс планирования города, религиозное строительство, различные строительные материалы, акведуки и водоснабжение, а также различные виды римских механизмов, таких как краны и подъемники.

  Текстура в искусстве - Исследование использования текстуры в живописи и искусстве

Триада Витрувия относится к теории Витрувия о том, что любая построенная структура должна обладать такими качествами, как красота, стабильность и единство. Витрувианская архитектура отражает пропорциональную красоту природного мира и человеческой формы. Распространение витрувианской пропорции на человеческую фигуру отражено в «Витрувианском человеке» (1490) Леонардо да Винчи.

Искусство эпохи классицизма

Витрувианский человек (1492) Леонардо да Винчи; Леонардо да Винчи, общественное достояние, через Wikimedia Commons

27BCE-393 CE: Императорская Римская империя

Несмотря на гражданскую войну, последовавшую за попыткой Цезаря стать императором, Август в итоге стал первым императором императорского Рима. Август правил почти 45 лет, и за это время он создал первую полицию, почтовую систему, пожарную охрану и муниципальные учреждения. Системы налогообложения и доходов, введенные Августом, позволили ему преобразовать искусство и начать новую программу строительства храмов и общественных зданий.

Такие художественные произведения, как «Августа из Прима Порта», были заказаны и воспроизводили классический греческий стиль идеализированного изображения. Пышное искусство императорского Рима определило этот период. Великие архитектурные сооружения украшались экстравагантными фресками и заказными портретами богачей.

Искусство классицизма

Август из Прима Порта, 1863 год; Михал Осменда из Брюсселя, Бельгия, CC BY-SA 2.0, через Wikimedia Commons

Римский портрет: Вклад в классицизм

В то время как многие классические римские скульптуры представляют собой не более чем копии классических греческих скульптур, в портретной живописи римские новации проявились в полной мере. Эти ранние классические портреты подчеркивали реализм. Ранние римляне считали, что изображение могущественного человека в максимально честной манере является признаком характера.

Ситуация изменилась, когда императоры были восстановлены в правах во времена императорского Рима. Портрет в императорском Риме был идеалистическим, создавая сильные политически мотивированные образы, представляющие императоров как потомков героической греческой и римской истории. Эта практика привела к развитию греко-римского стиля рельефной скульптуры.

Римская портретная живопись также нашла вдохновение в греческом методе росписи стекла. Были популярны небольшие портреты на кусках стекла размером с медальон или хороводы из питьевых стаканов. Среди самых богатых римлян были популярны персонализированные кубки для питья с золотыми стеклянными портретами, а после их смерти эти стеклянные портреты вырезались в форме медальона и помещались в цементные стены гробницы.

Среди самых известных римских портретов — те, что были найдены на мумифицированных телах в Фаюме. Этот набор портретных панелей сохранился благодаря сухому египетскому климату и является крупнейшей сохранившейся коллекцией портретов эпохи классического Рима. Эти портреты демонстрируют смешение древнеегипетских и классических римских традиций, когда Египет находился под властью Рима. Стиль этих портретов довольно идеалистичен, но черты лица каждого человека натуралистичны и отчетливы.

Да здравствует классицизм

Наследие классицизма не кануло в Лету вместе с Римской империей. Влияние классической греческой и римской архитектуры и искусства пронизывает все художественные периоды и движения в западном мире. Греческое искусство и римская архитектура оказали влияние на византийский и романский периоды.

Итальянское Возрождение действительно черпало вдохновение в классическом стиле греческого и римского искусства и архитектуры. Архитектурная практика и теория таких архитекторов, как Палладио и Леон Баттиста Альберти, основывалась на трудах Витрувия, Пантеоне и Парфеноне.

Итальянское Возрождение: Классицизм Возрождение искусства

Период итальянского Возрождения в XV и XVI веках является, пожалуй, одним из самых продолжительных возрождений греко-римского классицистического искусства. Переходя от темных веков в искусстве и культуре, европейские художники, философы и гуманисты возобновили свой интерес к классической древности. Как и греко-римский классицизм, итальянский период Возрождения получил признание за свои достижения в литературе, архитектуре, живописи, философии, технологии, скульптуре и науке.

Как мы уже исследовали греческое и римское искусство и архитектуру, пропорции, красота и упорядоченность были ключевыми элементами искусства итальянского классицизма эпохи Возрождения. Пропорция золотого прямоугольника, связанная с римской и греческой архитектурой, нашла свое возрождение в архитектурных моделях эпохи Возрождения. Художники эпохи Возрождения, такие как Альбрехт Дюрер, Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи, находились под влиянием греческой скульптуры, как и более поздние художники эпохи барокко, такие как Бернини. Ниже вы можете увидеть пропорции золотого сечения, отображенные в знаменитой картине да Винчи «Мона Лиза».

Классицизм Золотое сечение

Золотое сечение в картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (1503); Mabit1, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Неоклассицизм: Переосмысление классических идей

Термины «классицизм» и «неоклассицизм» часто путают из-за их сходства. В то время как классицизм обозначает особую художественную, архитектурную и философскую эстетику древних греков и римлян, неоклассицизм отражает любое позднее подражание этим классическим стилям.

Неоклассицизм в целом относится к стилю подражания классике, но также более конкретно к художественному движению в Западной Европе в 18 веке. Это художественное движение началось в Риме после открытия Помпеи. Вскоре неоклассическая эстетика, основанная на римских и греческих идеях, распространилась по всей Европе.

Неоклассическое художественное движение возникло параллельно с эпохой Просвещения в 18 веке и продолжалось в 19 веке. С точки зрения архитектуры, эстетика неоклассицизма сохранила свое влияние и в 21 веке. Неоклассический архитектурный стиль подчеркивает симметрию и простоту, заимствованные из Рима и Древней Греции, а также непосредственно из стилей эпохи Возрождения.

Нео» в неоклассицизме указывает на разницу между этим стилем и его греко-римским источником вдохновения. Неоклассические художники, писатели и скульпторы выбирали одни модели и стили из классицистического искусства и игнорировали другие. Например, художники-неоклассики отдавали дань уважения скульптурным идеям поколения Фидия, но скульптуры, которые были созданы на самом деле, больше похожи на римские ремейки эллинистических скульптур. Рисунки и гравюры, реконструировавшие греческие здания, опосредовали неоклассические впечатления от греческой архитектуры. Художники-неоклассики полностью игнорировали художественные и архитектурные стили архаической Греции.

Хотя корни классицизма как будто остались в далеком прошлом, его эстетические идеи продолжают проникать во многие аспекты современной западной жизни. От архитектурных проектов с использованием цемента и арок до основ рисования человеческой фигуры и влиятельных произведений литературы — греко-римский классицизм окружает нас повсюду. Торжество классической эстетики в эпоху Возрождения и неоклассицизма является свидетельством новаторства ранних греческих и римских художников и архитекторов.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector