Копьеносец Дорифорос — анализ этой знаменитой греческой скульптуры

Копьеносец Дорифорос

Греческая скульптура «Копьеносец Дорифорос» известна во всем мире и изображает хорошо сложенного воина. Дорифорос из Поликлеитоса изначально изображал копье, отсюда и название скульптуры «Копьеносец». Скульптура Дорифора является очень важным образцом классического греческого реализма. Но когда был создан Копьеносец? И почему Дорифорос, или Копьеносец, был известен во всем древнем мире? Давайте узнаем больше.

Оглавление

История копьеносца Дорифороса

Отсутствующий бронзовый прототип скульптуры Дорифора, изображенный несколько больше, чем в натуральную величину, был отлит около 440 года до н.э., но в настоящее время его можно узнать только по более поздним (в основном римской эпохи) мраморным репликам. Выдающийся греческий скульптор Поликлеитос создал скульптурное произведение в качестве презентации своего текстового трактата, который иллюстрировал то, что он считал абсолютно сбалансированными и гармоничными размерами человеческого тела в скульптурной форме.

Знаменитая скульптура копьеносца оказала значительное влияние на другие виды древнего искусства.

Концепция дорифора Поликлеитоса

Греческий врач Гален во II веке нашей эры отмечал, что Дорифорос является идеальным эстетическим воплощением стремления греков к равновесию и элегантности, которое выражается в идеально пропорциональной резной мужской обнаженной фигуре: Хрисипп считает, что красота заключается не в соотношении или соизмеримости составляющих частей тела, а в парном сравнении частей, например, ладонь к ладони, все пальцы к ладоням и запястьям, а те к предплечьям, а предплечья к надплечьям, и, в действительности, все это ко всему остальному, как написано в «Каноне» Поликлета.

Греческая скульптура

Дорифорос из Помпеи (I век до н. э.) после Поликлейтоса; После Поликлейтоса, CC BY 2.5, via Wikimedia Commons

Поликлейтос считается величайшим скульптором-мужчиной, его главными темами были мужчины-спортсмены с идеальными пропорциями тела. Он был очарован количественными измерениями физической фигуры, что подтолкнуло его к созданию «Канона» — диссертации об особенностях тела. Дорифорос Поликлейтоса является примером его учения о гармонии частей тела. Поликлейтос использовал хиастическую концепцию для установления равновесия между сокращением и расслаблением мышц.

«Ученые сходятся во мнении, что Поликлейтос использовал один модуль, возможно, конечную часть мизинца, для расчета эквивалентных измерений каждого телесного компонента».

Описание копьеносца Дорифороса

Скульптура Дорифора — это мраморная копия из Помпеи, датируемая 120-50 гг. до н.э. Оригинал, изготовленный из бронзы около 440 года до н.э., уже исчез. Ни первоначальная скульптура, ни диссертация не были обнаружены; обычно предполагается, что они не пережили античность. К счастью, сохранилось множество римских мраморных копий разного качества и целостности, которые передают основную форму шедевра Поликлеитоса. Рост знаменитой греческой скульптуры составляет около шести футов.

При создании этого произведения Поликлейтос использовал определенные пропорции; например, соотношение головы и туловища составляет один к семи.

Сильно мускулистое, но динамичное тело скульптуры Копьеносца представлено в момент, когда он подается вперед из статичной позиции, с головой, наклоненной немного вправо. Эта поза изображает лишь малейшее зарождающееся движение, но конечности и тело полностью реагируют на него. Левая рука когда-то сжимала длинное копье; левое плечо (на котором раньше лежало оружие) напряжено и поэтому несколько приподнято, а левая рука согнута и напряжена, чтобы удержать копье на месте.

  Как найти свой художественный стиль - знакомство с некоторыми интересными художественными стилями, которые стоит попробовать

Пропорции греческой скульптуры

Пропорциональная диаграмма, показывающая «квадратную фигуру» Дорифора, реконструкция В.Г. Власова, 1989; Polykleitos, Public domain, via Wikimedia Commons

Положение фигуры — традиционное contrapposto, что видно по наклонному положению таза. Правая нога фигуры вытянута, как будто она поддерживает вес верхней части тела, правое бедро приподнято, а правое туловище сжато. Левая нога невесома, а левое бедро опущено, что несколько расширяет тело с левой стороны. Правая рука покачивается на боку модели, не имея веса. В остальных римских мраморных копиях за одной ногой скульптуры вставлен массивный резной пень, чтобы удержать нагрузку мрамора; в первоначальной бронзе его не было, так как прочность бронзы сочла бы его излишним.

В большинстве случаев для поддержания руки и кисти также предусмотрена крошечная распорка.

Скульптура копьеносца

Дорифорос из Помпеи ; Неаполитанский национальный археологический музей, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Несмотря на то, что скульптура Дорифора изображает воина, готового к бою, на нем нет ни доспехов, ни другой защитной одежды. По правде говоря, если бы не настоящее оружие, которое скульптура держит в руках, его трудно было бы узнать. Мужская нагота или открытость, характерная черта классического греческого искусства, рассматривалась как символ цивилизации, отличавший греков от их «диких» соперников.

Многие из наиболее значимых греков того времени, включая художников, писателей, интеллектуалов и государственных деятелей, были озабочены идеей стремления к совершенству, признавая при этом, что такая полнота недостижима.

Лицо Дорифора лишено отличительных черт, что говорит о том, что он должен символизировать идеалистическую форму обычного человека, идеального греческого жителя мужского пола (женщины почему-то не считались гражданами). Однако его телосложение — пропорциональное, сбалансированное, обнаженное, мощное и уверенное — это то, к чему зрители могут стремиться, но никогда не достигнут.

Копии скульптуры Дорифора

Мраморная статуя и бронзовая голова, обнаруженные в Геркулануме, были признаны работой Поликлеитоса только в 1863 году. Частичное тело Дорифора из базальта в коллекции Медичи в Уффици «выражает внешний вид бронзы и выполнено с исключительной тщательностью», как заметил Кеннет Кларк: «Он сохраняет некоторую интенсивность и сосредоточенность предшественника», отсутствующие в полноразмерных «коробчатых» мраморных копиях. Самая известная версия Дорифора была обнаружена в Помпеях и в настоящее время хранится в Национальном музее Неаполя. Бронзовая герма Аполлония, хранящаяся в том же музее, по мнению многих экспертов, является почти безупречной репродукцией подлинной головы Дорифора.

Институт искусств Миннеаполиса в 1986 году приобрел дубликат греческой скульптуры римской эпохи из пентелийского мрамора, и в последующие годы он вызвал наибольший интерес.

Прекрасная копия, которая в основном полностью сохранилась, за исключением нижней части левой руки и цифр доминирующего запястья, была отнесена к эпохе 120-50 гг. до н.э., а также к середине эпохи Августа. По данным Института искусств Миннеаполиса, реплика была обнаружена в итальянских морях в 1930-х годах и несколько лет находилась у частных итальянских и канадских коллекционеров, прежде чем появилась на рынке искусства около 1980 года. Италия до сих пор требует возвращения скульптуры Копьеносца, так как она была незаконно выкопана и отправлена из Стабии.

  Казимир Малевич "Черный квадрат" - анализ знаменитой квадратной картины

Дорифорос из Поликлеитоса

Дорифорос, 120-50 гг. до н.э., Институт искусств Миннеаполиса, после Поликлеитоса; Институт искусств Миннеаполиса, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Дорифорос Поликлеита из Института искусств Миннеаполиса находится в отличной форме, особенно учитывая его древность. За исключением левой руки, все переломы на этом факсимиле старые. Голова осталась неповрежденной. На боку есть несколько значительных царапин, а отметины на лице и руках — от корней растений, что говорит о том, что этот дубликат был похоронен на протяжении многих поколений. Она была обнаружена в шести частях и с тех пор была восстановлена.

Скульптура Дорифороса подверглась незначительному ремонту, например, «стальной штырь был вставлен в ствол дерева, поддерживающий правую ногу, и произведение искусства было восстановлено из шести фрагментов, в которых оно было обнаружено».

Влияние копьеносца Дорифороса

В эпоху высокой классики была изобретена скульптура Дорифороса. В этот период основное внимание уделялось идеальному мужчине, который изображался в величественной наготе. Телосложение должно было быть как у молодого спортсмена, со скульптурными мышцами и реалистичной позой. Выражение лица лишено эмоций.

Некоторые ученые считают, что Дорифорос из Поликлейтоса изображал юношу Ахилла, идущего на битву в Троянской войне, в то время как другие считают, что статуя неясно, изображает ли она человека или бога.

Также велись споры о том, где эти статуи могли быть найдены в эпоху высокой классики. Например, дубликат в Неаполе был обнаружен в общественном спортзале Помпеи, из чего можно сделать вывод, что одну из них могли поставить рядом с местами для тренировок несовершеннолетних. Дубликаты также часто использовались заказчиками для внутренней или внешней отделки своих домов.

Скульптура Дорифора

Составное изображение Дорифора, показывающее различия между бронзовой (справа) и мраморной (слева) версиями; User:Tetraktys, Public domain, via Wikimedia Commons

Канонические измерения мужского тела, предложенные Поликлеитосом, закрепились в архаический и классический периоды в мускулистом кирасе, как, например, у Августа из Прима Порта, который носил формальные церемониальные доспехи, изваянные в виде возвышения над идеализированной версией мускулистого тела, предположительно созданного по мотивам скульптуры Дорифора. Ноги императора расположены так же, как и в позе скульптуры Копьеносца на том же изображении. Еще один пример влияния «Копьеносца Дорифора» на скульптуры, созданные гораздо позже его появления, можно увидеть в «Давиде» Микеланджело.

Техника contrapposto, идеализированная нагота молодого мужчины и общая античность — все это имеет подтекст в скульптуре Дорифора. Однако существует вероятность того, что Давид был построен с более широкими эстетическими пропорциями контрапоста, популяризированными Поликлеитосом в результате его работ, о чем свидетельствуют упомянутая статуя Прима Порта или памятник Аполлона Бельведерского.

На этом мы завершаем знакомство с копьеносцем Дорифоросом. Эта греческая скульптура всемирно известна и изображает хорошо сложенного воина. Она считается важным образцом классического греческого реализма благодаря своей естественной позе. Хотя оригинал был утерян со временем, к счастью, существует множество римских копий, которые помогают нам получить четкое представление о том, как выглядел оригинал.

Часто задаваемые вопросы

Когда был создан Копьеносец?

Знаменитая греческая скульптура была создана около 440 года до нашей эры. Она была создана Поликлеитосом и являлась физическим отображением его трактата. Сегодня существуют римские копии оригинала. Считается, что оригинал был сделан из бронзы.

  Пуантилизм - история пуантилизма, знаменитого движения точечной живописи

Почему Дорифорос, или Копьеносец, был знаменит во всем Древнем мире?

Поликлеитос, как созерцательный теоретик, был заинтригован алгебраическими проблемами, которые ставила перед ним человеческая фигура. Канон — это эссе, написанное им на тему размеров человека. Дорифорос был создан Поликлеитосом в качестве демонстрации взглядов его трактата на симметрию между частями человеческого тела. Результатом его аналитического метода стала базовая, но хорошо сбалансированная фигура, которая быстро стала прототипом классической эстетики. Дорифорос был широко тиражирован, и, вероятно, именно это произведение греческого искусства оказало наибольшее влияние на римское и последующее искусство.

Почему скульптура Дорифора так важна?

Скульптура копьеносца — одна из многочисленных вариаций одного и того же произведения искусства, созданного в Римской империи. Бронзовый прототип, по которому они были изготовлены, больше не существует. Дорифорос, отличающийся своей симметрией и идеализированными размерами, считается одним из самых известных образцов греческой скульптуры V века до н.э. и изображением идеальной мужественности. Он должен был быть создан до извержения Везувия в 79 году н.э., которое похоронило Помпеи и всех и вся. Подлинных бронзовых фигур сегодня сохранилось немного, но римские художники широко воспроизводили их в камне. Изначальный Дорифорос Поликлейтоса был вооружен копьем, которое лежало на его левом плече, и скульптура могла стоять сама по себе. (Для устойчивости к каменным репродукциям обычно добавляли ствол дерева или другую опору).

Кем был Поликлейтос?

Поликлейтос был бронзовым художником 5-го века до нашей эры в Древней Греции. Он считается одним из самых значительных скульпторов классической эпохи, помимо афинских художников Праксителя и Мирона. Справочник Плиния по живописи, составленный в IV веке до н.э. и приписываемый Ксенократу, классифицировал его между Фидием и Мироном. Он хорошо известен благодаря «Канону Поликлеитоса», историческому труду (эталон формы тела), в котором изложены математические основы идеализированной версии мужского типа тела.

Что символизировал Копьеносец?

Скульптура Копьеносца служит примером нового метода изображения человеческой фигуры в греческом искусстве в период высокой классики. Идеализированный мужчина все больше подчеркивался художниками, которые показывали его в галантной наготе с юношеской, мускулистой фигурой, которая была реалистичной в мышцах и осанке. Идеализм классического стиля отличает его; лица обобщены, без выражения и уникальных черт, а пропорции гладкие, сильные и соразмерные. Классические статуи отличаются ощущением подвижности, в отличие от архаического куроса, который стоял неподвижно в искусственной позе, заимствованной у египетских фигур. Для этого используется поза, известная как контрапост. Дорифорос стоит в таком положении, когда одна прямая нога поддерживает вес, а другая сгибается и покоится. Предплечья, одно из которых вытянуто, а другое свободно свисает по бокам, уравновешивают ноги. Движение, напряжение и изменение веса способствуют созданию иллюзии движения.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий