Меродский алтарь — взгляд на триптих «Мерод» Робера Кампена

Алтарь Мерода

Меродский алтарь (ок. 1425 г.) Робера Кампена — это триптих, написанный маслом на деревянной панели и изображающий библейскую историю Благовещения с Девой Марией и архангелом Гавриилом; на внешних панелях изображены дарители и Иосиф. В этой статье мы более подробно рассмотрим символизм и стилистические приемы Меродского алтарного образа, а также то, что сделало его одной из самых известных картин Северного Возрождения.

Оглавление

Аннотация художника: кем был Роберт Кампен?

Робер Кампен, также известный как мастер из Флемалле, считался одним из передовых художников раннеголландской эпохи Северного Возрождения и пионеров так называемого нового реализма, к которому также относились работы Яна ван Эйка. О его ранней жизни и месте рождения сохранилось мало сведений, но, по некоторым данным, он родился в 1375 году и умер в 1444 году.

Также считается, что он родился на севере Франции в Валансьене, а затем переехал в Турнэ в Бельгии, где его впервые записали в 1406 году как так называемого «свободного мастера», а в 1410 году он стал гражданином. Кампен также был пионером в использовании масляных красок и запомнился тем, что имел процветающую мастерскую.

Символика Меродского алтаря

Еще одно произведение искусства, «Благовещение» (1420 — 1425) Робера Кампина, демонстрирующее его стиль. Находится в Музее Прадо в Мадриде, Испания; Роберт Кампен, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Меродский алтарь (ок. 1425) Робера Кампена в контексте

Художник Мастерская Робера Кампена
Дата написания c. 1425
Средство Масло на дубовой панели (триптих)
Жанр Религиозная живопись
Период / движение Ранние Нидерланды/Северное Возрождение
Размеры 273,1 x 644,5 см
Серия / версии Н/А
Где находится? Клойстеры музея Метрополитен в парке Форт-Трайон, Нью-Йорк
Сколько стоит Н/А

Ниже мы представим краткий контекстуальный анализ алтаря Мерода, расскажем, кто его написал и каково было его предназначение. Кроме того, в алтаре много религиозной иконографии, и мы обсудим ее более подробно, а также проведем формальный анализ, в котором рассмотрим сюжет и стилистические аспекты, такие как цвет, свет и перспектива.

Триптих Благовещения

Алтарь Мерода (ок. 1425 г.) работы мастерской Робера Кампена, находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке, США; Robert Campin , CC0, via Wikimedia Commons

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

Алтарь Мероде описывается как относящийся к раннему нидерландскому художественному стилю, который отошел от позднеготического художественного стиля в Северной Европе, хотя некоторые источники описывают работу Роберта Кампена как все еще относящуюся к позднему готическому стилю. Теодор Руссо-младший назвал ее «вехой» между этими художественными периодами; в своей журнальной статье под названием «Меродский алтарь», опубликованной в Бюллетене музея Метрополитен (том 16, номер 4, декабрь 1957 года), он объясняет, что она «подводит итог средневековой традиции и закладывает основу для развития современной живописи».

Триптих «Мероде» Робера Кампена не велик, его размеры составляют около двух футов в высоту и четырех футов в ширину. Он уникален по своему назначению по сравнению с другими ранними фламандскими алтарными картинами, которые были созданы для церковного алтаря, например, «Гентский алтарь» (ок. 1432 г.) Яна ван Эйка, но его также приписывают его брату, Хуберту ван Эйку, который, как сообщается, начал его работу.

Предполагаемый оригинал алтарного образа Мерода

Версия центральной панели, «Благовещение», в свое время приписывалась Жаку Даре (ученику Кампена) и находится в Музее изящных искусств в Брюсселе. Эта панель была написана раньше, чем нью-йоркская версия, и может быть оригиналом; Мастер из Флемаля, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Его использовали и хранили в частной обстановке дома, а благодаря компактному размеру оно было более мобильным. Об этом свидетельствует центральная панель картины, на которой изображена сцена Благовещения в доме, мы также можем заметить городскую среду через дверь на левой панели и окно на правой панели. Однако в связи с появлением купеческого сословия в 15 веке все больше людей заказывали алтари для себя, чтобы использовать их для «частной молитвы». Это подводит нас к вопросу о том, кто заказал алтарь Мерода?

Ученые до сих пор не определились с тем, кто именно был дарителем, изображенным на левой панели. Одни утверждают, что это был бизнесмен Ян Энгельбрехт, другие — что это был Петер Ингельбрехт, предположительно торговец тканями из Кельна, и Маргарита Скринмейкер, его жена. В научных спорах также исследуется значение фамилии «Энгельбрехт», которая переводится как «ангел светлый» или «светлый ангел», предполагая, что картина была заказана для семьи и возможного брака.

На окне в центральной панели триптиха также изображены два герба, которые могут указывать на происхождение фамилии. Считается, что левый — это «Ингельбрехты из Малинеса», а правый — «семья Калькум».

Кто написал Меродский алтарь?

Меродский алтарь работы Робера Кампена не был датирован и не был подписан, поэтому были проведены обширные научные исследования, чтобы установить истинного создателя этого триптиха. Многие источники утверждают, что он был создан несколькими художниками.

Кроме того, считается, что «Меродский алтарь» был написан на разных этапах и принадлежал к другим картинам из так называемой Турненской мастерской Робера Кампена. По имеющимся данным, у него были подмастерья, которые помогали в работе над каждым панно, а именно Рогир ван дер Вейден и Жак Дарет.

Оба вышеупомянутых художника работали с Робертом Кампеном, однако Рогир ван дер Вейден считается одним из мастеров раннего фламандского искусства, наряду с Робертом Кампеном и Яном ван Эйком, которых в совокупности называют «фламандскими примитивами».

  Возвышенное искусство - История движения возвышенного искусства

Формальный анализ: Краткий композиционный обзор

Ниже мы рассмотрим «Меродский алтарь» Робера Кампена более подробно, изучим сюжеты трех панелей, включая символику «Меродского алтаря», а также стилистические детали, например, цвет, свет, а также перспективу.

Тематика: Меродский алтарь в трех панелях

Считается, что сначала была написана центральная панель триптиха Мерода, а внешние крылья были добавлены позднее, возможно, по заказу донора, что объясняет, почему на левой панели изображены донор и его жена.

Кроме того, из-за странного расположения его жены, считается, что она была написана позднее, возможно, когда они только поженились. Давайте начнем с левой панели.

Левая панель: Доноры

На левой панели изображены два дарителя в закрытом дворе или саду, который на латыни называется Hortus conclusus. Сад окружает высокая каменная стена и открытая деревянная дверь. Мы также видим несколько птиц, сидящих на вершине каменной стены.

Дарители находятся на переднем плане композиции, они стоят на коленях на дорожке прямо перед тремя каменными ступенями, которые ведут к полуоткрытой деревянной двери с правой стороны. В левом нижнем углу находится участок травы с цветами, среди которых есть незабудки, которые также называют «глазами Марии», и фиалки, символизирующие скромность, верность и духовную мудрость.

Хотя некоторые источники относят дарителей к аристократии, они были идентифицированы как бюргеры, иначе известные как состоятельные буржуа.

Левая панель Меродского алтаря

Левая панель алтарного образа Мерода (ок. 1425 г.) работы мастерской Робера Кампена, расположенного в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, США; Robert Campin, CC0, via Wikimedia Commons

Мужчина держится за свою черную шляпу перед грудью, а женщина, его жена, смотрит перед собой; ее руки сцеплены вместе, на них висят четки. Оба выглядят в глубоком благоговении. На заднем плане мужчина стоит за другой открытой дверью, слева от него (справа от нас) — розовый куст с красными розами. Судя по всему, он держит дверь открытой, предполагая, что открыл ее для того, чтобы дарители могли войти в помещение.

Через открытую дверь виден город снаружи, в котором мы видим мужчину на лошади, женщину, сидящую на скамейке, и, похоже, торговца, продающего одежду.

Этот человек одет по-другому, чем доноры, его наряд описывается как более «праздничный», чем их наряды. Предполагают, что это либо городской глашатай, либо слуга, либо пророк Исайя, либо даже портрет художника, написавшего картину. Однако другие источники предполагают, что он также может быть брачным посредником из-за эмблемы на щите, висящем у него на шее.

Центральная панель: Благовещение

Если мы посмотрим на центральную панель, то увидим здесь значительные детали; основной сюжет — это «Благовещение» из Евангелия от Луки, 1: 26-38 в Библии, когда архангел Гавриил приносит Деве Марии весть о том, что она родит Иисуса Христа. Мы видим ангела Гавриила слева, он держит правую руку и собирается преклонить колени, он кажется нежным в своем приближении к Деве Марии, которая сидит справа и читает Часослов.

Она опирается на длинную скамью с подставкой для ног, на которой, как кажется, сидит. Эта сидячая поза символизирует смирение и часто используется для изображения Девы Марии, называя ее Девой Смирения. Кажется, что она не замечает архангела Гавриила, идущего к ней, что позволяет предположить, что здесь изображен момент, когда он вот-вот произойдет.

Кроме того, согласно сюжету «Благовещения», Дева Мария была оплодотворена Святым Духом. Это изображено маленькой фигуркой младенца, Иисуса Христа, держащего крест и идущего к Марии в семи золотых лучах света из круглого окна слева. Семь лучей света символизируют семь даров Святого Духа и часто изображаются с голубем, представляющим Святого Духа, только здесь это фигура Иисуса Христа.

Работы Робера Кампена

Центральная панель Меродского алтаря (ок. 1425 г.) работы мастерской Робера Кампена, расположенного в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, США; Robert Campin , CC0, via Wikimedia Commons

  Как рисовать деревья акварелью - простое руководство по рисованию деревьев акварелью

Интерьер сцены изображает гостиную, в центре стоит деревянный стол овальной формы, а справа от нас — длинная деревянная скамья, на которой сидит Дева Мария, за ней — камин, который кажется темным; некоторые источники утверждают, что это символизирует ад, но из-за преданности своему образу жизни она отгораживается от него.

Другая символика алтарного образа Мерода включает вазу на столе с тремя белыми лилиями внутри, что символизирует чистоту Девы Марии, а также намекает на Троицу. Буквы на вазе были отнесены к одной из форм иврита. На столе лежит еще одна книга и свиток поверх зеленого кошелька, что, как полагают, означает Ветхий и Новый Заветы Библии.

Мы также заметили, что на столе стоит свеча с закручивающимися петлями дыма, поднимающимися вверх, как будто ее только что погасили; это символизирует присутствие Святого Духа. Кроме того, подсвечник может символизировать Марию как сосуд, в котором находился Иисус Христос. Обратите внимание на недостающую свечу в подсвечнике на камине.

На чистоту Девы Марии указывает и белое полотенце с горизонтальными синими линиями, висящее в левом углу заднего плана. Здесь мы также заметим металлический таз, висящий в алькове. Это место для омовения, которое также символизирует идею чистоты и непорочности. На заднем плане справа есть два окна с голубым небом за окном. По имеющимся сведениям, голубое небо изначально было окрашено в золотой цвет.

Правая панель: Джозеф

На правой панели изображена фигура Иосифа, сидящего на деревянной скамье и занятого в своей плотницкой мастерской; кажется, что он проделывает отверстия или спицы в деревянной доске с помощью ручного сверлильного инструмента. Его окружают различные плотницкие инструменты, например, на столе перед ним лежат молоток, плоскогубцы, широкая ручка, гвозди и то, что кажется мышеловкой, или деревообрабатывающим рубанком.

На полу, справа, лежит топор в куске дерева, на нем частично лежит тонкая деревянная палка, слева — пила, ее ручка лежит на подставке; на полу разбросаны деревянные стружки. На заднем плане, справа от Иосифа, находится окно. Там есть открытая деревянная ставня, которая, похоже, служит своеобразным столом, на котором стоит еще одна мышеловка.

Мышеловки здесь рассматриваются как символы, или «теологические метафоры», распятия Иисуса Христа и, в частности, Креста, указывая на Иисуса как на приманку для сатаны.

Правая панель Меродского алтаря

Правая панель Меродского алтаря (ок. 1425 г.) работы мастерской Робера Кампена, находящегося в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, США; Мастерская Робера Кампена , Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Многие ученые ссылаются на высказывания святого Августина по этому поводу, а именно: «Крест Господень был мышеловкой дьявола; приманкой, на которую он попался, была смерть Господа». Если мы посмотрим на внешнюю обстановку, то она изображает городской пейзаж, хотя здесь мы видим больше городской среды по сравнению с тем, что мы видим на левой панели; здесь больше людей ходит по улицам и входит и выходит из зданий. Вдалеке видны две церкви, о чем свидетельствуют два шпиля.

Еще один интересный факт о композиции: предполагается, что Дева Мария живет с Иосифом, что объясняется непрерывностью сюжета алтарной композиции, но на самом деле многие источники указывают, что они не жили вместе, поскольку еще не были женаты, когда происходили события Благовещения.

Цвет и свет

Если мы рассмотрим несколько формальных элементов, таких как цвет и свет, в триптихе «Благовещение», то увидим значительную детализацию в плане оттенков и выделения. Например, на центральной панели мы можем видеть различные слои теней, падающих от того, как на них падает свет. Они отчетливо видны на стене от деревянных ставней окна, висящего полотенца и тазика, подсвечников на камине и другой мебели в комнате. Очевидно, что источников света несколько и, возможно, некоторые из них находятся вне поля нашего зрения.

Некоторые научные источники также утверждают, что штриховка выполнена не в соответствии с «естественной логикой, а скорее как эффективные и приятные вариации поверхности».

По всему триптиху «Благовещение» также видны заметные белые блики, которые подчеркивают формы и фигуры, например, на левой панели мы видим их на пуговицах и бусах жены донора и мужчины, стоящего на заднем плане. На самом доноре мы видим это на кошельке и кинжале на его боку. Мы также можем видеть эти блики на правой панели на инструментах Иосифа, а также на центральной панели на различных предметах и мебели.

Цвет и свет в Меродском алтаре

Деталь центральной панели со столом, книгой часов, угасающей свечой и вазой, демонстрирующая использование цвета и света; Robert Campin , CC0, via Wikimedia Commons

Алтарь Мерода описывают как имеющий холодную цветовую гармонию, очевидную в левой и правой панелях, с более теплыми и яркими цветами в центральной панели из-за больших участков цвета в одеяниях ангела Гавриила и Девы Марии. Одеяния вышеупомянутых фигур также представляют собой контраст теплых и холодных цветов: более холодный светло-голубой цвет одеяния ангела Гавриила и теплый красный цвет одеяния Девы Марии.

  Принципы искусства - Понимание принципов дизайна в искусстве

Также кажется, что есть источник света, подчеркивающий величественные качества струящихся одеяний обеих фигур, мы видим это, особенно возле колена Девы Марии, когда материал облегает ее форму, и темные тени в складках одеяния ангела Гавриила возле его талии, когда он стоит на коленях. Есть и другие намеки на цвет, например, темно-синий от подушек и зеленый от кошелька на столе, но все они подчеркиваются нейтральными тонами окружающей комнаты, например, бежево-серым цветом стен, а затем землисто-зеленым от напольной плитки.

Можно привести еще много примеров, касающихся цвета и игры света и тени в триптихе «Мерода», но можно с уверенностью сказать, что он пронизан искусными и сложными качествами, столь характерными для живописи Северного Возрождения 15 века.

Текстура

Это также подводит нас к текстуре картины и мазкам художника, которые нанесены так гладко, что мы не видим мазков. Это также добавляет реалистичности картине в целом, а также мастерство художника в работе с масляной краской, которая была одним из самых распространенных видов красок того времени.

Более того, по имеющимся данным, Роберт Кампен был одним из первых художников, использовавших масляную живопись.

Текстура в Меродском алтаре

Деталь левой панели с уличной сценой и сопровождающим лицом, демонстрирующая текстуру произведения искусства; Мастер из Флемаля, CC0, via Wikimedia Commons

Важным моментом, который следует отметить в отношении текстуры и того, как Кампен использовал свою кисть, является то, что он обладал значительным мастерством и острым вниманием к деталям, что, возможно, объясняется его опытом работы с миниатюрами и иллюминированными рукописями, распространенными в северных частях Европы.

Перспектива

Перспектива алтарного образа Меродского алтаря варьируется по всем панелям, например, в левой и правой панелях перспектива находится на уровне глаз, есть ощущение пространственной глубины между задним и передним планом, и мы как будто смотрим на сцену.

Центральная панель изображена с возвышенной точки зрения, которую некоторые ученые называют «более крутой».

Меродский алтарь работы Робера Кампена

Деталь правой панели с уличной сценой и видом Льежа, демонстрирующая использование перспективы; мастерская Робера Кампена, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Мы также видим эту перспективу в предметах, которые также изображены так, как будто мы можем заглянуть в них, например, в умывальник и вазу на столе. Кроме того, комната очень узкая и кажется тесной.

По мнению Теодора Руссо-младшего, причины такого использования перспективы указывают на незнание художником правил перспективы или на то, что художник намеренно изобразил предметы так, чтобы «показать больше поверхности, поскольку именно это художнику больше всего нравилось рисовать». Кроме того, Руссо-младший объясняет еще одну причину, которая заключается в «отношениях между живописцами и скульпторами».

Художники, подобные Кампину, как сообщается, создавали проекты скульптур, в частности, барельефов. Это также объясняет, почему Кампен мог написать центральную панель в такой специфической перспективе, смоделированной на основе скульптурных перспектив.

Меродский алтарь: чудесная страна деталей

Меродский алтарь, созданный Робером Кампеном и его учениками, по сей день остается одним из шедевров раннего нидерландского искусства. В этой картине есть много интересного, однако мы призываем вас рассмотреть ее еще более подробно и найти все жемчужины, скрытые не только в технике живописи, но и в богатстве информации о жизни людей в 15 веке и их религиозных обрядах.

Символизм «Меродского алтаря» создает страну чудес, потому что он может развлечь и поразить зрителей всеми своими богатыми образами и символами. Это напоминает описание, данное Теодором Руссо-младшим в его информационном тексте об этом триптихе Благовещения, что он обладает «качеством драгоценного предмета, воплощающего всю ласковую и добросовестную тщательность средневекового ремесленника. Он вдохновляет на глубокое и неторопливое созерцание; и чем дольше его изучать, тем большее удовлетворение он приносит».

Часто задаваемые вопросы

Кто написал Меродский алтарь?

Алтарь Мерода (ок. 1425 г.) приписывается фламандскому художнику Роберту Кампину, также известному как мастер Флемаля, и его мастерской в Турнэ, где ему, как сообщается, помогали два других художника, а именно Жак Дарет и Рогир ван дер Вейден.

О чем рассказывает алтарь Мерода?

Меродский алтарь (ок. 1425 г.) представляет собой триптих, изображающий сцену Благовещения из Библии. На левой панели изображены дарители, которые как бы заглядывают в открытую дверь, ведущую в центральную панель, где архангел Гавриил обращается к Деве Марии, чтобы сообщить ей, что она родит Иисуса Христа. На третьей панели изображен Иосиф в своей мастерской по обработке дерева. Здесь есть различные религиозные отсылки, которые намекают на библейские отрывки об Иисусе Христе, Его рождении и жертве на кресте.

Где находится Меродский алтарь?

Алтарь Мерода хранится в музее Метрополитен-музея в Клойстерсе в Нью-Йорке.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий