Немецкий экспрессионизм, зародившийся в Германии до Первой мировой войны, существовал как художественное движение начала 20 века, достигшее своего пика в Берлине в 1920 году. Это движение сохранило свое влияние благодаря изображению реальности после травмирующих последствий Первой мировой войны. Хотя в целом это движение можно считать довоенным, произведения, являющиеся его частью, вернулись в некоторые художественные круги после окончания войны.
Оглавление
Введение в искусство немецкого экспрессионизма
Немецкий экспрессионизм трудно определить, поскольку он существовал как культурное движение, стремившееся восстать против традиционного буржуазного искусства, которое определяло культуру и эстетику в Германии. Таким образом, искусство в рамках этого движения было нелегко выделить в отдельный стиль или метод.
В поисках определения, движение можно определить в широком смысле как движение, которое отвергало все западные условности, ранее ассоциировавшиеся с производством традиционного искусства.
До начала Первой мировой войны экспрессионистское искусство в Германии, как правило, подражало парижскому движению фовистов. Однако художники начали испытывать чувство разочарования из-за государственного художественного образования, которому они подвергались, и стремились бросить вызов этим идеалам. Эти движения пытались внести изменения не только в живопись, но и в экономику, политику, музыку, архитектуру, танец, скульптуру, литературу и кино.
Сначала немецкое экспрессионизм считалось только художественным движением, но оно охватывало не только художников, но и поэтов, романистов и драматургов. В 1905 году небольшая группа художников отделилась и начала создавать яркие картины, в которых использовались жестикуляционные мазки, яркие и сочные цвета и чрезвычайно искаженные фигуры.
Немецкое экспрессионистское искусство отображало субъективные чувства художников по поводу разочарования, которое они видели в обществе в связи с надвигающейся войной. В результате произведения искусства были глубоко эмоциональными, безудержными и шокирующими, поскольку они пытались передать идеи, связанные с типом переживаемой реальности.
Ксилография без названия, изображающая летящую женщину, автор Фридрих Кёниг, ок. 1902 г.; Музей искусств округа Лос-Анджелес, общественное достояние, через Wikimedia Commons
С началом войны немецкий экспрессионизм стал не только новым современным стилем искусства, но и движением протеста. Движение возглавило молодое поколение художников, писателей и мыслителей, и первоначально оно было ограничено пределами Германии из-за изоляции страны во время Первой мировой войны. Любое творчество, которое стремилось разрушить художественную мысль традиционного общества, принадлежало к нему, поскольку это движение возникло из потребности бросить вызов существовавшему социальному консерватизму.
Искусство немецкого экспрессионизма стало гораздо большим, чем просто создание картин, рассказывающих историю, так как работы включали в себя политические, социальные и культурные аспекты. Исследовалась связь между искусством и обществом, произведения понимались как сосуды перемен, отражающие переходный характер немецкой культуры в условиях хаоса. В целом, немецкий экспрессионизм был действительно мимолетным, и его крайний антиреализм начал сходить на нет через несколько лет по мере старения художников и писателей.
Несмотря на свое падение, важность искусства немецкого экспрессионизма заключается в том, что оно побудило различные европейские культуры 1920-х годов принять концепцию перемен и смело экспериментировать с незнакомыми художественными стилями и идеями.
Таким образом, немецкий экспрессионизм можно связать с различными другими современными движениями, которые разделяли одну и ту же цель — демонтаж традиционного общества.
Концепция экспрессионизма продолжала жить в других художниках и через развитие других направлений искусства. Благодаря тому, что в то время это было такое новаторское движение, современный экспрессионизм уступил место созданию абстрактного экспрессионизма и авангардному искусству.
Характеристика и стиль немецкого экспрессионизма
Искусство немецкого экспрессионизма черпало вдохновение у таких художников, как Эдвард Мунк, Эль Греко и Винсент Ван Гог. Художники были менее озабочены созданием работ, имеющих эстетическую ценность, и вместо этого сосредоточились на создании композиций, способных вызывать сильную реакцию при просмотре. Это достигалось путем сочетания неровных мазков, несочетаемых цветов и упрощенных форм, что было характерно для немецкого экспрессионизма. Таким образом, созданный стиль шел вразрез с тем, что считалось традиционным искусством.
Олень в лесу II (1914), Франц Марк; Франц Марк, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Возникли две различные группы немецкого экспрессионизма, каждую из которых возглавляли разные художники. Первая была известна как Die Brücke, под руководством Эрнста Людвига Кирхнера, а вторая — Der Blaue Reiter, под руководством Франца Марка и Василия Кандинского. Обе группы создавали произведения искусства, которые были усилены эмоциями, которые они испытывали, и вызваны их подсознательными мыслями. После того как обе группы распались, возникла третья группа под названием Die Neue Sachlichkeit, творчество которой отвечало послевоенной тенденции реализма, развивавшейся по всей Германии.
Их художественный стиль был направлен на создание более упрощенных и абстрактных работ, где фигуры изображались в уплощенной перспективе, чтобы не быть сразу узнаваемыми. Искажение форм становилось подавляющим в их работах, поскольку они изображались через яркий и сопоставимый объектив.
В конечном итоге эти черты немецкого экспрессионизма послужили основой для развития абстракции середины века.
Die Brücke
Образованная группой художников из Дрездена в 1905 году, группа «Die Brücke» стала местом рождения немецкого экспрессионизма. Сооснователями этого движения, наряду с Эрнстом Людвигом Киршнером, были Карл Шмидт-Роттлуфф, Эрих Хеккель и Фриц Блейль. Среди других известных художников были Отто Мюллер, Макс Пехштейн и Эмиль Нольде.
Brücke означает «мост», что, возможно, было выбрано намеренно, чтобы передать идею моста, существующего между художниками и буржуазным обществом. Также считалось, что это название было выбрано в связи с тем, что группа набирала членов, которые были просто сторонниками, а не художниками, с идеей возможного существования моста между этими двумя сторонами. Члены группы платили абонентскую плату, которая давала им доступ к ежегодной коллекции печатных работ.
Художники этой группы помогли создать экстремальный антитрадиционный стиль, который стал синонимом движения. Работы, принадлежащие к этой группе, можно было определить по эмоциональному напряжению, которое возникало при просмотре, и по вызывающим, неестественным цветам, которые использовались для изображения сцены. В работах Die Brücke использовалась пальцевая живопись, современные городские сцены и пейзажи для изображения радикальных социальных взглядов. Цветовая палитра была сочной, а яркие контуры использовались для создания грубых композиций.
Долина Сертиг осенью (1920), Эрнст Людвиг Кирхнер; Эрнст Людвиг Кирхнер, CC0, via Wikimedia Commons
Согласно манифесту 1906 года, члены Die Brücke заявили, что их целью является достижение полной свободы жизни и действий против фиксированных, традиционных сил, которые диктовали обществу. С точки зрения созданного искусства, эта желанная свобода побудила художников объединить элементы традиционного немецкого искусства с племенным искусством и мотивами африканских и южно-тихоокеанских племен. Кроме того, художники использовали стилистические элементы постимпрессионизма и фовизма для создания совершенно нового и современного стиля экспрессионизма.
Члены Die Brücke также стремились вернуться к более искренним отношениям с природой. Разделение, существовавшее между человеком и природой, можно рассматривать как еще один возможный мост, который художники хотели преодолеть, что еще больше подтверждает использование слова «мост» в их названии. Это желание вернуться к природе можно увидеть и почувствовать в образах обнаженных людей, купающихся в озерах под Дрезденом.
Значение моста в названии Die Brücke связано с желанием вернуться к тому, что было забыто или отодвинуто на задний план. Они надеялись, что благодаря их произведениям искусства будет создан путь, который приведет людей прочь от прошлого и в будущее, где можно будет ощутить истинную свободу жизни.
Die Brücke просуществовала до 1913 года, после чего группа распалась. Впоследствии большая часть созданных работ была высмеяна нацистским режимом в период, предшествовавший началу Второй мировой войны.
Der Blaue Reiter
В 1909 году, через несколько лет после образования «Die Brücke», в Мюнхене была создана экспрессионистская группа, известная как «Der Blaue Reiter». В отличие от предыдущего движения, которое было гораздо более структурированным, Der Blaue Reiter была неформальной группой.
Группа новаторских и экспериментальных художников, живших в то время в Мюнхене, основала Neue Künstler Vereiningung, которая стала известна как Ассоциация новых художников (N.K.V.). Однако в 1911 году русский художник Василий Кандинский и немецкий художник Франц Марк отделились от N.K.V. и начали выставлять свое искусство под названием Der Blaue Reiter. Они были двумя самыми видными основателями движения, к ним присоединились Габриэль Мюнтер, Пауль Клее, Август Макке и Марианна фон Верефкин.
В 1912 году Кандинский и Марк выпустили сборник эссе об искусстве, который стал известен как Almanach Der Blaue Reiter. Их целью было привнести в произведения искусства некую духовную ценность, а в качестве основного приема использовать цвет. Перевод названия на английский язык означает «Синий всадник», что имело значение как для Кандинского, так и для Марка.
Маленькие голубые лошадки (1911), Франц Марк; Франц Марк, Общественное достояние, через Wikimedia Commons
Всадник» отсылает к увлечению Марка лошадьми, поскольку он считал, что животные обладают невинностью, которая делает их выше людей. Включение животных также может символизировать возвращение человека к природе. Этот перевод связан с творчеством Кандинского, который демонстрировал увлечение всадниками на лошадях, поскольку считалось, что они олицетворяют свободу, удовольствие и власть.
Как и в картине Die Brücke, сочетание животного и человеческого мотивов, как считается, символизирует важность связи человека с природой. Кроме того, синий цвет мог иметь дополнительное значение для Кандинского, который, как считалось, обладал способностью видеть и слышать цвета.
Из-за неформального характера группы движение вскоре распалось. К концу Первой мировой войны и Макке, и Марк были убиты, что означало официальный конец Der Blaue Reiter.
Die Neue Sachlichkeit
Третья группа в рамках художественного движения немецкого экспрессионизма была известна как Die Neue Sachlichkeit, что в переводе означает «Новая объективность». Сформировавшись в 1920-х годах, эта группа стала частью развивающегося послевоенного направления немецкого реализма. Главными художниками этого движения были Отто Дикс, Георг Грош, Кете Кольвиц и Макс Бекман.
Темы, прослеживаемые в произведениях искусства, давали язвительные изображения роскоши и коррупции, присутствующих в Германии, что, как считалось, высмеивало человеческое состояние. Кроме того, распространенными стали политические темы, сосредоточенные на зверствах Первой мировой войны и их психологическом воздействии на немецких граждан. Это можно было увидеть через безнадежные и грубые формы, присутствующие в этих произведениях искусства, которые часто были написаны в черно-белых тонах, чтобы еще больше подчеркнуть уныние в теме.
Когда в 1933 году к власти пришли нацисты, это движение было прекращено, так как произведения искусства были осуждены. Большинство великих лидеров этой группы были впоследствии сосланы и не имели права воспроизводить работы такого рода. Тем не менее, интерес к этому движению усилился благодаря передвижным выставкам, организованным в поддержку их работ.
Семена для посева не следует молоть (1941), Кате Кольвиц, литография мелками; Сюзанна, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons
Другие известные направления немецкого искусства
Несмотря на то, что немецкий экспрессионизм является одним из наиболее известных направлений искусства, вышедших из Германии, наряду с ним существовал целый ряд других направлений немецкого искусства. Однако с начала 20-го века до 1945 года Германия пережила две мировые войны и претерпела множество технологических и культурных изменений.
В связи с этим бывает трудно выделить каждое направление искусства в отдельности, так как многие из них пересекаются. Большинство художников, которые помогли проложить путь немецкому экспрессионизму, были членами нескольких групп.
Важным художественным движением, которое доминировало в экспериментальном европейском искусстве, а точнее в немецком искусстве, на протяжении 1920-х и 1930-х годов, было движение Баухаус. Это движение, название которого переводится как «Дом строительства», было основано Вальтером Гропиусом в начале 20 века. Определенный своим уникальным подходом к архитектуре и дизайну, Баухаус превратился в собственное движение современного искусства.
В 1919 году Гропиус основал Staatliches Bauhaus, который был школой, призванной объединить все различные направления искусства под одной крышей. Школа стала центром для самых экспериментальных творцов Европы, которые приезжали сюда преподавать, и одним из таких преподавателей был Василий Кандинский из Der Blaue Reiter.
Подобно абстракции, представленной в картинах немецкого экспрессионизма, созданных Кандинским, стиль движения Баухаус отображал баланс и единство, которые Кандинскому удалось создать в своих абсурдных произведениях искусства.
Движение Баухаус завершилось в 1933 году, но его влияние, как и влияние немецкого экспрессионизма, сохранилось. Движение делало акцент на сопоставлении абстрактных форм со сбалансированными, и его влияние можно увидеть в современной архитектуре, которая окружает нас сегодня.
Рекламный щит Деффке (2016), Джей Гард, Signale der Moderne, Bauhaus Dessau; Джей Гард, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Немецкое кино экспрессионизма
Другим важным видом искусства, появившимся в эпоху немецкого экспрессионизма, было немецкое экспрессионистское кино. Немецкий экспрессионизм был одним из первых художественных жанров, оказавших большое влияние на развитие кинематографа. Этот ранний художественный стиль кинематографа послужил толчком к развитию многочисленных авангардных стилей, появившихся впоследствии.
Сначала эти фильмы были созданы в результате изоляции, в которой оказалась Германия в 1910-х годах. Вскоре после их появления на них возник высокий спрос, а когда правительство ввело запрет на все иностранные фильмы, их привлекательность только возросла. Эта привлекательность быстро достигла международной аудитории, и к началу 1920-х годов многие европейские кинематографисты начали играть с нелепыми и дикими техниками, которыми было наполнено немецкое кино.
Немецкое экспрессионистское кино — это, пожалуй, один из самых узнаваемых стилей кинематографа. Вдохновленные экспрессионистскими картинами, эти фильмы пытались представить свои сюжеты через их личный и субъективный опыт.
В кино это создавалось с помощью высоких углов, глубоких теней, невозможных декораций и экстремальных наклонов камеры.
После ужасов войны и экономического опустошения, вызванного ею, немецкий экспрессионистский кинематограф начал процветать. В это время было снято множество влиятельных фильмов, но наиболее известными стали «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине и «Метрополис» Фрица Ланга.
Кабинет доктора Калигари
Выпущенный в 1920 году, этот фильм был снят Робертом Вине и стал одним из самых культовых фильмов всех времен. Фильм рассказывает о Фрэнсисе, который пытается раскрыть серию убийств, совершенных, по его мнению, доктором Калигари, безумным карнавальным гипнотизером, и его лунатиком Чезаре.
Кабинет доктора Калигари» известен своими перекошенными, вызывающими тревогу ракурсами, из которых состоят его рисованные задники, а также своим жутким сюжетом. Вине нанял художников-экспрессионистов Германа Теплого и Вальтера Реймана для создания декораций, используемых на заднем плане. Эти два художника хотели бросить вызов формальным приемам, связанным с модернизмом, и продолжили использовать восприятие, абсурдные шаблоны и грубые линии для создания мрачного мира.
Этот фильм можно рассматривать как представление абсурда, проявляющегося в войне, поскольку Чезаре символизирует невинных солдат, которые были вынуждены убивать других под контролем правительства, представленного доктором Калигари. Таким образом, немецкий экспрессионизм существовал как подходящее направление, чтобы помочь использовать чувство тревоги и беспокойства, которое испытывала вся Германия после Первой мировой войны.
Плакат фильма «Кабинет доктора Калигари» (1920); Atelier Ledl Bernhard, Public domain, via Wikimedia Commons
Метрополис
Этот фильм, снятый Фрицем Лангом и вышедший на экраны в 1927 году, стал еще одним выдающимся фильмом в рамках немецкого экспрессионистского кино. Этот фильм считается одним из самых известных немых фильмов, вышедших в эту эпоху, и изображает общество, полностью разделенное по классовому и материальному признаку. В «Метрополисе» рассказывается история антиутопического будущего, где богатый правящий класс живет в верхней части города, а бедный рабочий класс — под землей.
Подобно работе Die Brücke, этот фильм демонстрирует хаос и напряженность, существовавшие в Германии того времени. В «Метрополисе» использованы приемы экспрессионизма: угловатая линия горизонта, чрезмерно резкие движения персонажей и резкий контраст между двумя мирами. Тишина, царящая в фильме, подчеркивает повышенную эмоциональность происходящего, что в дальнейшем мотивирует сюжет.
Разочарование, изоляция и недоверие оказали влияние на большинство фильмов, созданных в рамках немецкого экспрессионистского кино. Авангардные идеи и методы, использованные в кино, сформировали некоторых из самых креативных режиссеров 20-го века, таких как Тим Бертон, Вернер Херцог и Альфред Хичкок.
Известные немецкие художники-экспрессионисты
Многочисленные художники и творческие личности внесли свой вклад в успех немецкого экспрессионизма. На этих художников-экспрессионистов повлияли работы и стилистические элементы Винсента Ван Гога, Эдварда Мунка, Анри Матисса и Эрнста Барлаха, а также движения фовизма и постимпрессионизма.
Кафе в Давосе (1928) Эрнст Людвиг Кирхнер; Эрнст Людвиг Кирхнер, Общественное достояние, через Wikimedia Commons
Эрнст Людвиг Кирхнер
Основатель группы «Die Brücke», Эрнст Людвиг Кирхнер был немецким художником-экспрессионистом и гравером. Он помог заложить основу экспрессионистского движения в Германии и в мире искусства 20-го века благодаря своему участию в работе с другими творческими деятелями, вышедшими из «Die Brücke».
Во время Первой мировой войны он добровольно вступил в армию, но позже был демобилизован из-за расстройства здоровья. В 1933 году, когда к власти пришли нацисты, его произведения искусства были заклеймены как испорченные, и более 600 его работ были либо уничтожены, либо проданы. К сожалению, в 1938 году Кирхнер покончил жизнь самоубийством в возрасте 58 лет.
Своими наиболее заметными картинами Кирхнер продемонстрировал бунтарский подход к искусству, который был принят в Die Brücke. Излюбленной тематикой были изображения необузданной обнаженной натуры и маргинальных членов общества, таких как проститутки и те, кто бросает вызов сексуальным нормам. Эти картины были выполнены с использованием яркой и контрастной цветовой палитры. Это видно на его картине «Красные обнаженные» (1912), на которой изображены две обнаженные женщины, непринужденно прогуливающиеся по улице. Их формы очерчены синим цветом, который сильно контрастирует с огненно-красным цветом их кожи, подчеркивая столкновение цветов.
Франц Марк
Художник-экспрессионист Франц Марк был ключевой фигурой движения немецкого экспрессионизма и основателем группы Der Blaue Reiter. Его творчество включало живопись и гравюру. Марк был призван на службу в армию в начале Первой мировой войны и два года спустя безвременно погиб в битве при Вердене. Как и Кирхнера, нацисты заклеймили его как художника-дегенерата, пытаясь уничтожить развивающийся современный экспрессионизм. К счастью, большинство его работ пережили Вторую мировую войну, что позволило сохранить его наследие как одного из главных представителей немецкого экспрессионизма.
Картины в стиле немецкого экспрессионизма, созданные Марком, демонстрируют его предпочтение пейзажам и часто изображают животных в стиле кубизма. В его цветовой палитре обычно использовались насыщенные основные цвета, а также яркие необузданные тона. Его картина под названием «Желтая корова» (1911) демонстрирует его стиль через угловатую и абстрактную корову, изображенную в ярких основных цветах. Кроме того, пейзаж приобретает кубистическую форму и написан в контрастных ярких и тусклых тонах.
Желтая корова (1911), Франц Марк; Франц Марк, Общественное достояние, через Wikimedia Commons
Василий Кандинский
Другой выдающейся фигурой, которая помогла создать группу Der Blaue Reiter, был художник и теоретик искусства Василий Кандинский, уроженец России. Хотя Кандинский окончил художественную школу и, как принято считать, был первым представителем абстрактного искусства, в университете он изучал право и экономику. Только в возрасте 30 лет он снова начал рисовать. Он вернулся в Германию в 1920 году и преподавал в художественной школе Баухаус с 1922 по 1933 год, когда нацисты закрыли ее. После пребывания в Германии Кандинский переехал во Францию и в конце концов скончался в возрасте 77 лет.
Кандинский верил в способность произведений искусства выражать абстрактную сферу и считал цвет важным элементом в этом стремлении. Его работа «Импровизация 27 (Сад любви II)» (1912) демонстрирует его поиски этой сферы через цвета и абсурдные формы, которые он изображает. Он рассматривал использование цвета как способность влиять на душу и часто включал синий цвет в свои картины в стиле немецкого экспрессионизма, так как считал, что он стимулирует духовность.
Импровизация 27 (Сад любви II) (1913), Василий Кандинский; Василий Кандинский, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Итоги традиционного немецкого искусства
До развития немецкого экспрессионизма традиционное немецкое искусство находилось под влиянием ряда более ранних движений. До начала экспрессионистского движения немецкие художники экспериментировали со стилями и техниками романтизма и натурализма, что привело к тому, что художники обычно изображали на своих картинах сцены природы и богатого аристократического общества.
Искусство в это время считалось чем-то, что имело традиционную эстетическую ценность и, как правило, избегало каких-либо радикальных политических влияний. Благодаря развитию немецкого экспрессионизма, традиционное немецкое искусство приобрело более глубокий смысл и стало напрямую затрагивать политические и социальные проблемы, стоявшие перед Германией.
Однако, как только к власти пришел нацистский режим, экспрессионизм был назван дегенеративным, так как они считали, что традиционное немецкое искусство должно соответствовать нормам классической красоты. Любое экспериментальное или новаторское искусство рассматривалось как угроза.
Немецкое искусство прошло через столько различных течений, что трудно сказать, что должно включать в себя традиционное немецкое искусство. В настоящее время искусство Германии является очень современным, поскольку оно ссылается на глобальное влияние и разнообразие и демонстрирует его.
Часто задаваемые вопросы
В какой стране зародилось экспрессионистское движение?
Немецкий экспрессионизм зародился в Германии до начала Первой мировой войны и продолжался до тех пор, пока отдельные группы не распались, а произведения искусства не были запрещены.
Кто был основными группами в рамках немецкого экспрессионистского движения?
Две основные группы были известны как Die Brücke и Der Blaue Reiter. После того, как обе группы распались, образовалась группа Die Neue Sachlichkeit.
Какие немецкие фильмы были известны во время экспрессионистского движения?
Во время экспрессионистского движения было снято множество фильмов, но наиболее известными были «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине и «Метрополис» Фрица Ланга.
Кто из известных художников участвовал в движении немецкого экспрессионизма?
Многие художники были важными фигурами в развитии немецкого экспрессионизма, однако Эрнст Людвиг Кирхнер, Франц Марк и Василий Кандинский были основными художниками-экспрессионистами.
Какие другие направления искусства развились благодаря немецкому экспрессионизму?
После экспрессионизма возникло множество других направлений немецкого искусства. Важным движением, которое продемонстрировало некоторое влияние картин немецкого экспрессионизма, было движение Баухаус.