Неоимпрессионизм — исследование искусства неоимпрессионизма

Неоимпрессионизм

Искусство неоимпрессионизма зародилось, когда Жорж Сёра и ряд его коллег предложили новый подход к восприятию цвета и света в живописи. Они основывали свои техники на революционных научных открытиях, связанных с «оптическим смешением», которое должно было декодировать их колористические эксперименты на холсте через глаз и мозг зрителя.

Оглавление

Нюансы влияния неоимпрессионизма

Неоимпрессионизм как авангардное художественное течение был запущен на 8-й и последней выставке импрессионистов 1886 года, где его основатель Жорж Сёра представил свою монументальную картину «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884 — 1886). Новая эстетика Сёрата стала чем-то вроде стандарта для движения.

Неоимпрессионизм достиг своего расцвета в период с 1885 по 1894 год, а Поль Синьяк впоследствии стал ведущей фигурой движения.

Что такое неоимпрессионизм?

Неоимпрессионизм определяется как стиль живописи, возникший во Франции в 1880-х годах и имеющий множество названий. Жорж Сёра называл его хромолюминариализмом, а Поль Синьяк сделал свое собственное различие, назвав его дивизионизмом. Где-то на этом пути появились пуантилизм и даже постимпрессионизм.

Один из самых ярых защитников этого движения, критик Феликс Фенеон, придумал термин «неоимпрессионизм», который охватывает все вышеперечисленные направления.

Определение неоимпрессионизма

Фотография Феликса Фенеона (ок. 1894 — 1895 гг.); Альфонс Бертильон, CC0, via Wikimedia Commons

Неоимпрессионизм стал обозначать художественное движение, основанное небольшой группой художников, включая Жоржа Сёра, которые разработали концептуальный и технический подход к живописи, основанный на научных оптических теориях. Они стремились навязать экспериментальное вмешательство в то, что делали импрессионисты до них, и создать необыкновенно светлые картины.

Многие художники неоимпрессионизма были на поколение моложе импрессионистов, поэтому они должны были быть знакомы с импрессионистами, которые все еще были активны. В своем стремлении изображать современные сюжеты, часто на открытом воздухе, и в своем внимании к свету и цвету они были невероятно похожи на импрессионистов.

Но художники неоимпрессионизма хотели чтить традиции импрессионизма научными средствами. Они отказались от акцента импрессионистов на художественном мазке кисти и не были заинтересованы в использовании его свободы для достижения спонтанных образов.

Живопись художников неоимпрессионизма

Впечатление, восход солнца (1872) Клода Моне, пример импрессионистского произведения искусства; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В отличие от импрессионистов, которые стремились к бесплотному свету и мгновениям, неоимпрессионисты хотели создать логичные и заранее спланированные композиции, чтобы обратиться к политическому контексту того времени, который включал индустриализацию и эксплуатацию рабочих классов.

На вопрос «что такое неоимпрессионизм» можно ответить, что основной технической концепцией неоимпрессионизма было визуальное смешение. Использование контрастных цветов и техники фрагментации коренилось в интересе неоимпрессионистов к науке о цвете.

Они избегали смешивания цветов на палитре, если только это не было связано с белым или аналогичным цветом. Вместо этого они размещали небольшие участки цвета рядом друг с другом на холсте, манипулируя внешним видом соседних цветов.

Дивизионизм

Цветовой круг Шарля Блана оказал влияние на концептуализацию теории дивизионизма. Блан опирался на теории химика Мишеля Эжена Шеврёля и колориста-романтика Эжена Делакруа, чтобы выдвинуть гипотезу об оптическом смешении (mélange optique).

По мнению Поля Синьяка, дивизионизм позволил бы получить более яркие цвета, чем традиционный процесс смешивания пигментов.

Цветовое колесо искусства дивизионизма

Цветовой круг Шарля Блана, используемый в теории дивизионизма; Kwamikagami, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

В книге, опубликованной в 1879 году и переведенной на французский язык в 1881 году, Шарль Блан представил рисунок из маленьких звездочек справа и маленьких точек слева, чтобы проиллюстрировать процесс смешивания цветов через восприятие, а не на палитре. Он сослался на книгу Джона Рёскина «Элементы рисования», в которой пропагандировалась подобная техника и которую также высоко оценивали импрессионисты, такие как Клод Моне и Эдгар Дега.

Вдохновленное этой иллюстрацией, искусство дивизионизма стало характеризоваться пятнами отдельных цветов, которые оптически взаимодействовали друг с другом.

Помещая отдельные цвета на холст, получался новый цвет. Этот смешанный цвет присутствовал только в глазах зрителя при просмотре картины на расстоянии. Дивизионисты считали, что таким образом они достигают максимальной светимости, согласно науке.

Пуантилизм

Технику неоимпрессионистов можно обобщить как использование разделенного штриха, но достичь этого можно разными способами. Хотя пуантилизм был наиболее распространенной техникой, Поль Синьяк отмечал, что пуантилизм — это лишь один из многих методов, которые можно исследовать в неоимпрессионизме. Для Синьяка точки были недостаточны без техники цветового контраста.

Основные приемы неоимпрессионизма были основаны на «законе одновременного контраста» французского химика Мишеля-Эжена Шеврёля, который гласит, что если глаза видят два противоположных цвета одновременно, то эти цвета кажутся настолько разными, насколько это возможно в оптической композиции и в тоне.

Цветовое колесо искусства неоимпрессионизма

Цветовой круг Мишеля Эжена Шеврёля; Michel Chevreul, Public domain, via Wikimedia Commons

  Керамика джомон - откройте для себя этот стиль древней японской керамики

Таким образом, искусство дивизионизма было эстетикой, включающей эту теорию, а пуантилизм — техникой ее исполнения. В случае с пуантилизмом, техника заключалась в нанесении маленьких точек, которые при совместном просмотре позволяли зрителям завершить композицию.

Пуантилизм был больше озабочен формой и композицией.

Поскольку он не ограничивался точкой, дивизионизм создавал динамичное изображение, в то время как пуантилизм мог передать спокойный и статичный вид. Жорж Сёра однажды объяснил, что с помощью пуантилизма он хотел имитировать эффект греческого фриза.

Отцы-основатели искусства неоимпрессионизма

Неоимпрессионизм и его многочисленные последователи упорно работали над созданием нового научного подхода к живописи, по сути, отказавшись от стиля, которым восхищались другие импрессионисты. Ниже мы рассмотрим двух наиболее значимых представителей неоимпрессионизма, а также некоторые из их выдающихся достижений.

Жорж Сёра (1859 — 1891)

Жорж Сёра получил академическое образование, но только на один год. Академическое искусство показалось ему ограничивающим, поэтому он пошел в армию. Его военная карьера была еще короче, но благодаря ей он познакомился с импрессионистами. Такие художники, как Клод Моне и Люсьен Писсарро, с их органичной колористикой и современной тематикой, стали для молодого художника источником вдохновения.

С тех пор он работал в нескольких различных стилях, но наибольшую известность он приобрел именно как пионер неоимпрессионизма.

Художники неоимпрессионизма

Фотография Жоржа Сёра (1888); неизвестный фотограф, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Хотя его источники были несколько противоречивы, Жорж Сёра принял теории Мишеля-Евгения Шевреля, которые неоимпрессионисты знали через историка искусства Шарля Блана. Он использовал эти теории для создания того, что он назвал хромолюминаризмом, примерно в 1884 году.

Сёра и его коллеги-неоимпрессионисты неустанно экспериментировали, чтобы выйти за рамки импрессионизма. В отличие от импрессионистов, Сёра писал в основном в своей студии, хотя он создал сотни этюдов на пленэре, которые значительно превосходили его законченные картины.

Его последняя картина «Цирк» (1890-1891) осталась незавершенной. Она является убедительным свидетельством его мастерства и замысла.

Картины художников неоимпрессионизма

Цирк (1891) Жоржа Серата; Жорж Серат, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Балансировка синих и желтых гармоний и динамизм формы вызывают движение и энергию в статичных параметрах его требовательного стиля. Он зашифровал в этой работе социальный комментарий. Изображая представителей высшего класса на сиденьях в первом ряду и представителей рабочего класса в носовых проходах наверху.

Внезапная смерть Сёрата в 1891 году нанесла сокрушительный удар по делу неоимпрессионистов. Сёрату было около 30 лет, и причиной смерти стала неизвестная инфекция. Несмотря на короткую карьеру, его творчество и наследие доказывают, что он был плодовитым художником и провидцем.

Воскресный день на острове Гранд-Жатт (1884 — 1886)

Название Воскресный день на острове Ла-Гранд-Жатт
Год 1884 — 1886
Размер 2,08 м x 3,08 м
Средство Масляные краски

Одним из основоположников движения стал Жорж Сёра. Картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884-86) дебютировала на 8-й и последней выставке импрессионистов в 1886 году. Картина была большой по меркам импрессионистов. Она вывела 26-летнего художника в центр внимания и, возможно, является самым исторически значимым произведением той выставки.

Когда Сёра начал работу над картиной в 1884 году, он использовал мелкие мазки чередующихся цветов. Вернувшись к картине зимой 1885-1886 годов, он переработал ее, следуя своей новой бунтарской форме импрессионизма, вдохновленной оптической теорией. Только когда он был близок к завершению «Воскресного дня на острове Гранд-Жатт» в 1886 году, Сёра пришел к технике пуантилистской точки, которую он первоначально назвал хромолюминаризмом.

Пуантилизм стал ключом к исправлению большого полотна без необходимости его перекрашивать. Сёра многократно сопоставлял миниатюрные точки контрастных цветов, которые гармонизировали полотно, придавая ему светящийся оттенок. Он неоднократно посещал парк, чтобы тщательно запечатлеть свет пейзажа. Во время этих поездок он делал многочисленные рисунки и наброски, прежде чем вернуться к картине. Его эскизы демонстрируют, насколько он был предан хромолюминаризму. Он потратил два года на работу над этой картиной.

Живопись искусства неоимпрессионизма

Воскресный день на острове Гранд-Жатт (1884 — 1886) Жорж Сёра; Georges Seurat , Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Место действия этого произведения — остров La Grande Jatte, расположенный к западу от Парижа. В течение многих лет парк был промышленной зоной. Однако когда весной 1884 года Серат начал работу над этой картиной, он превратился в деревенский уголок за городом, куда богатые парижане уединялись солнечным днем.

Синие, зеленые, желтые и красные цвета нанесены более или менее несмешанными. Вместо того чтобы смешиваться, каждый цвет располагается отдельно по отношению к другому. На воде множество точек свинцового белого, изумрудно-зеленого и ультрамаринового синего, которые Серат разместил друг над другом, чтобы создать слои, сочетающиеся в глазах для получения желаемого эффекта.

Общая композиция из темных и светлых переливов демонстрирует светлые качества стиля неоимпрессионизма.

Пример искусства неоимпрессионизма

Деталь картины Жоржа Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884 — 1886); Жорж Сёра, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Как и в случае с первой крупной работой Серата «Купальщицы в Аньере» (1884), он показал нам взгляд на сложный социальный мир того времени. Интересно, что в «Купальщицах в Асньере» отдыхающие парижские рабочие купаются в лучах солнца, в то время как почти все фигуры на острове Ла-Гранд-Жатт защищены тенью от деревьев и зонтиков.

  Авангардное искусство - одно из основных направлений искусства 20 века

Несмотря на то, что остров La Grande Jatte открыт для всех жителей Парижа, большинство людей на картине хорошо обеспечены. Среди 48 фигур — щегольски одетые джентльмены, дамы в модных нарядах, обеспеченные пары и их презентабельные дети, и даже трубач, исполняющий серенаду двум солдатам, стоящим в строю.

В центре картины изображена молодая девушка в красном, которая кажется единственной движущейся фигурой.

Деталь искусства неоимпрессионизма

Деталь картины Жоржа Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884 — 1886); Жорж Сёра, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Серат лукаво подтрунивает над моралью класса с помощью двух женских фигур, которые передают признаки проституции, любимого занятия состоятельных людей того времени. Женщина ловит рыбу, а другая выводит на прогулку свою домашнюю обезьянку.

Женщина, протягивающая удочку к воде слева, может быть намеком на то, что она ловит рыбу для клиентов. Женщина с домашней обезьянкой выдает себя игрой слов. Французское слово singesse, означающее самку обезьяны, также является жаргонным обозначением проститутки.

Картина Серата «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», прочитанная в тандеме с «Купальщицами в Асньере», представляет собой интересный взгляд на то, какой была жизнь в Париже в то время. В «Купальщиках» показан рабочий класс, а в «Ла Гранд Жатт» — мир богачей на другом берегу реки. В этой работе использовались научные методы, чтобы показать различия между разными слоями общества в быстро модернизирующемся Париже того времени.

Искусство неоимпрессионизма

Купальщицы в Асньере (1884) Жорж Сёра; Жорж Сёра, общественное достояние, через Wikimedia Commons

И снова, как и в «Купальщицах», в картине присутствует статичность, но в «Большой жатве» Серат усилил ее, чтобы выразить чувство социальной жесткости высшего класса. Сначала сцена может показаться оживленной, но пуантилизм Сёрата подчеркивает изолированность его объектов. Он изображает буржуазию оторванной от остального общества и друг от друга. Застывшее качество фигур создает элемент вечной иронии.

La Grande Jatte положила начало карьере Сёрата. Но после его смерти в 1891 году картина редко появлялась в течение почти трех десятилетий.

К счастью, в 1924 году она была приобретена, а затем передана во временное пользование Художественному институту Чикаго, где и находится по сей день. La Grande Jatte стала одним из самых запоминающихся шедевров модернизма, и на нее постоянно ссылаются как в искусстве, так и в поп-культуре.

Поль Синьяк (1863 — 1935)

Поль Синьяк познакомился с Сёратом на учредительном вечере Общества независимых художников летом 1884 года. Увидев работы Сёрата на Независимом салоне 1884 года, Поль Синьяк сразу же обратился к неоимпрессионистскому подходу.

Поскольку он был на четыре года старше Синьяка, Сёра смог передать ему свои знания. Будучи выходцем из семьи высшего среднего класса, Синьяк имел средства и время, чтобы помочь Сёрату в его миссии по развитию методов неоимпрессионизма. В отличие от замкнутого Сёрата, Синьяк был экстравертом и имел очень хорошие связи.

Именно Поль Синьяк пропагандировал неоимпрессионистские идеи Сёрата. Именно поэтому Поль Синьяк считается одним из основателей неоимпрессионизма.

Пример работ художников неоимпрессионизма

Портретная фотография Поля Синьяка (1924); Анри Мануэль, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Их характеры были настолько совместимы, что Синьяк оставался самым близким творческим товарищем Сёрата до самой его безвременной кончины. После смерти Сёрата в 1891 году Поль Синьяк стал главным теоретиком неоимпрессионизма. Под руководством Синьяка движение стало более откровенно критиковать современный мир, а его связь с анархизмом вышла на первый план.

То, что Синьяк продолжал отстаивать неоимпрессионизм, было жизненно важно для выживания движения.

Он направлял следующее поколение художников, даже работал с Анри Матиссом летом 1904 года, когда тот писал свою собственную пуантилистскую работу Luxe, calme et volupté (1904). Но после переезда в Сен-Тропе в преклонном возрасте движение пошло на убыль. Поль Синьяк продолжал писать в стиле дивизионизма до самой своей смерти в 1930-х годах.

От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму (1899)

Книга Поля Синьяка D’Eugène Delacroix au Néo-Impressionnisme (1899) или «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму» ввела термин «дивизионизм» и широко рассматривается как манифест неоимпрессионистов. Она была опубликована в 1899 году, и хотя это было уже через пять лет после расцвета движения, многие художники прочитали ее и испытали эстетическое влияние.

Книга была защитой неоимпрессионизма, который в то время все еще подвергался резкой критике. Синьяк использовал книгу, чтобы проследить связи с великим колористом Делакруа в попытке подтвердить эстетику неоимпрессионизма.

Делакруа и Синьяк одновременно порицали мазок кисти и восхваляли штрих. Чтобы понять неоимпрессионизм, нужно было провести различие между прикосновением и мазком. Прикосновение — это минимальное воздействие кисти на поверхность холста. Это и было целью Делакруа.

Художники неоимпрессионизма Художественные произведения

Опус 217. На эмали фона, ритмичного с ударами и углами, тонами и оттенками, Портрет мсье Феликса Фенеона в 1890 году (1890), Поль Синьяк; Поль Синьяк, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Факты о Микеланджело - 12 интересных фактов о Микеланджело Буонарроти

Мазок кистью, в отличие от прикосновения, требует движения. Хотя он не требовал больших физических усилий, рука должна была совершить жест. Очевидно, мазок кисти был слишком субъективным жестом для Делакруа. Идея заключалась в том, что мазок отвлекает внимание зрителя от картины и направляет его на руку художника. Прислушавшись к учению Делакруа, Синьяк писал, что: «Художники-неоимпрессионисты отказались соблазниться очарованием мазка».

Хотя в начале книги прослеживается тенденция критики мазка и восхищения штрихом у Синьяка и Делакруа, в последующих разделах подчеркиваются различия. Синьяк изображает переход от Делакруа к импрессионистам, а затем к неоимпрессионистам.

Делакруа писал: «Штрих — это средство среди прочих для передачи мысли в картине. Цвет — это еще одно средство для достижения того же эффекта». Таким образом, можно провести аналогию между цветом и осязанием». Синьяк использовал это, чтобы утверждать, что до неоимпрессионизма осязание было мотивированным. Из-за искусственности разделенного штриха неоимпрессионистов, штрих стал отделен от повествования картины. Полное отделение средств от содержания побудило художников использовать возможности живописи ради живописи, что в конечном итоге привело к появлению абстрактной живописи.

Критика и противоречия

Друг и художественный критик Сёрата Феликс Фенеон популяризировал термин «неоимпрессионизм». Он использовал его для описания работ, представленных Жоржем Сёратом на 8-й и последней выставке импрессионистов в 1886 году. Этот термин победил другие термины, обозначавшие этот стиль, такие как пуантилизм, дивизионизм и хромолюминаризм. Поддержка Фенеона привлекла больше художников к написанию картин в этом стиле, включая Камиля Писсаро, который преуспел в неоимпрессионизме.

При жизни Сёра привлекал больше внимания критиков, чем Синьяк, чьи работы часто упоминались только в связи с работами его друга. Смерть Сёрата совпала с упадком неоимпрессионизма. Присущая этому стилю живописи жесткость заставила многих художников, экспериментировавших с ним, в конечном итоге отказаться от него и даже критиковать его.

Понимание определения неоимпрессионизма

Антиб. Маленький порт де Бэкон (1917), Поль Синьяк; Поль Синьяк, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Хотя они утверждали, что их стиль основан на научных принципах, критики увидели доказательства того, что неоимпрессионисты неправильно интерпретировали оптические теории. В конечном итоге, неоимпрессионисты не добились убедительного оптического смешения и не смогли доказать, что их методы обеспечивали большую яркость, поскольку это было субъективной предпосылкой.

Наука утверждала, что усиление яркости возможно при условии цветного света, а не точек окрашенного цвета. Неоимпрессионисты пытались усилить свечение двух соседних простых пигментов, сохраняя при этом их индивидуальность. В действительности, результирующая светимость не превышает среднего значения их отдельных светимостей.

Менее проницательные критики просто ругали пуантилизм за его провал в натурализме. Конечно, реальность не выглядит в виде разноцветных точек. Эти критики осуждали основную концепцию неоимпрессионистов — осязание. Чтобы полностью оценить изображаемое, они хотели, чтобы осязание было прозрачным.

Все освещено

К началу века неоимпрессионизм был заменен более новыми направлениями, такими как кубизм, который принял разделение цвета на собственные пространственные организации, и фовизм, который позаимствовал вызывающее использование цвета, освободив его от сдержанных научных методов неоимпрессионизма. Эти стили были гораздо проще для практики и понимания.

Что такое Неоимпрессионизм

Les Pins (1897 — 1899), Анри-Эдмон Кросс; Анри-Эдмон Кросс, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Помимо Синьяка, среди других художников, экспериментировавших с неоимпрессионистскими техниками, были Люсьен Писсарро и его отец Камиль Писсарро, а также Альбер Дюбуа Пиле, Максимиллиан Люс и Анри Эдмонд Кросс. Влияние неоимпрессионизма можно проследить даже в работах Винсента Ван Гога, Анри Матисса, Пита Мондриана, Роберта Дилейни и Пабло Пикассо.

Неоимпрессионизм также создал прецедент для интеграции искусства и политики. В 20 веке конкурирующие идеологии искали визуальные языки, которые отражали бы их ценности. Художники, от Пикассо и его связи с коммунизмом до связи итальянских футуристов с фашизмом, больше не стеснялись использовать свое искусство, чтобы пролить свет на свои политические убеждения.

Часто задаваемые вопросы

В чем разница между неоимпрессионизмом, дивизионизмом и пуантилизмом?

Дивизионизм и пуантилизм являются подстилями неоимпрессионизма. Пуантилизм определяется как использование точек краски и не обязательно фокусируется на разделении цветов. Дивизионизм, с другой стороны, развивался именно как техника оптического смешения цветов.

Является ли неоимпрессионизм тем же самым, что и постимпрессионизм?

Ответ на этот вопрос одновременно и да, и нет. Хотя эти термины часто смешивают, это неправда, что они одно и то же. Неоимпрессионизм — это поднаправление постимпрессионизма. По сути, они связаны, но не являются полностью одним и тем же.

Что такое неоимпрессионизм с визуальной точки зрения?

По всему холсту часто располагаются мельчайшие точки, пятна или точки чистого цвета, которые составляют изображение. Эти цвета часто располагаются отдельно, контрастируя друг с другом, что позволяет смешивать цвета в мозгу зрителя, когда он смотрит на произведение искусства.

Были ли неоимпрессионисты анархистами?

Хотя многие неоимпрессионисты вряд ли бросали бомбы, они придерживались анархистского идеала гармоничного общества, основанного на индивидуальной автономии. В глазах таких художников, как Синьяк, и таких критиков, как Фенеон, неоимпрессионизм стал визуальной аналогией политических целей анархистов.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector