Нике Самофракийская — взгляд на статую «Крылатая победа Самофракии»

Нике из Самофракии

Статуя Нике Самофракийской названа в честь острова, на котором она была найдена, расположенного к северу от Эгейского моря. Сейчас она хранится в музее Лувра. Неизвестно, кто изготовил Самофракийскую крылатую победу, но считается, что ее приказал построить Деметрий Полиокрит где-то между 295 и 290 годами до нашей эры. Это шедевр греческой скульптуры эпохи эллинизма, изображающий богиню Нике.

Оглавление

Статуя Нике из Самофракии

Дата создания c. 295 и 290 гг. до н.э.
Архитектор Неизвестный
Размеры 2.74 m
В настоящее время хранится Музей Лувра, Париж

Статуя «Нике Самофракийская» также известна как «Крылатая победа Самофракии». Хотя она была создана во II веке до нашей эры, ее вновь открыли только в 1860-х годах. После этого она пережила несколько периодов реставрации. Давайте начнем с 19 века.

Статуя Ники Самофракийской

Крылатая Самофракийская Ника, парийский мрамор, ок. 190 г. до н. э., найдена в Самофракии в 1863 году; Музей Лувра, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Обнаружение статуи Нике Самофракийской в 19 веке

С 6 марта по 7 мая 1863 года Шарль Шампуазо, командующий консульством Франции, проводил раскопки остатков святилища Великих богов на острове Самофракия. 13 апреля 1863 года он обнаружил бюст и тело колоссальной женской статуи, высеченной из белого мрамора, а также несколько перьев и фрагментов драпировки.

Он узнал в ней богиню Победы или Нике, которая в греческой мифологии обычно изображалась в виде крылатой дамы.

Статуя крылатой Победы из Самофракии

В том же месте находился клубок из примерно 15 огромных серых мраморных блоков, по форме или назначению которых он определил, что это погребальный памятник. Он принял решение перевезти скульптуру и черепки в музей Лувра, а огромные плиты серого мрамора оставить на месте. Покинув Самофракию в начале мая 1863 года, статуя прибыла в Тулон в конце августа и в Париж 11 мая 1864 года. Самофракийская Ника в музее Лувра; Xin Sy, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Адриен Прево де Лонгперье, бывший директор отдела древностей Лувра, проводил первоначальный ремонт с 1864 по 1866 год. Основная конструкция построена на каменном основании и в значительной степени отделана кусками ткани, включая складки гиматия Найка, который тянется за ногами. Остальные компоненты, включающие правую часть бюста и значительную часть левого крыла и слишком огромные для установки на скульптуру, хранятся на складе.

Учитывая выдающееся мастерство скульптуры, Лонгперье решил представить только тело, которое было выставлено среди римских скульптур до 1880 года, сначала в зале Кариатид, а затем временно в зале Тибра.

Крылатая победа в Лувре

Толпа посетителей перед Никой Самофракийской ; Michael Wittwer, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

В 1875 году австрийские ученые, которые с 1870 года под руководством Александра Конзе занимались раскопками сооружений Самофракийского убежища, исследовали место, где Шампуазо обнаружил Победу. Архитектор Алос Хаузер сделал зарисовку серых мраморных камней, оставшихся на месте, и пришел к выводу, что при правильном построении они представляют собой сужающийся нос судна, а при установке на плитный фундамент они служат основанием для скульптуры.

Тетрадрахмы Деметриоса Полиоркета, отчеканенные между 301 и 292 гг. до н.э., изображающие Победу на голове корабля с распростертыми крыльями, дают прекрасное представление об этом стиле скульптуры. О. Бенндорф, эксперт по античным скульптурам, занимающийся исследованием тела статуи и фрагментов, хранящихся в запасниках Лувра, реконструировал скульптуру так, чтобы она взорвалась в трубу, которую она поднимает правой рукой, как это видно на монете.

В результате эти два человека смогли создать реконструкцию всей статуи Самофракии.

Строительство статуи Нике Самофракийской

Сборка статуи Нике из Самофракии, 1879 год; Oregonian2012, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

В ответ на это исследование Шампуазо отправился во второе путешествие на Самофракию с 15 по 29 августа 1879 года с единственным намерением перевезти камни фундамента и плиту основания Победы в Лувр. Он оставил на островах самую большую неотесанную плиту основания. Через два месяца после этого блоки прибыли в музей Лувра, где в декабре во дворе было проведено испытание установки. В 1880-1883 годах директор департамента древностей Феликс Раваиссон-Мольен решил перестроить мемориал в стиле австрийских археологов.

  Картины Эдварда Мунка - взгляд на самые известные работы Эдварда Мунка

На торсе фигуры он заштукатурил область пояса, вставил правую часть каменного бюста, заштукатурил левую часть, соединил левое мраморное крыло с металлической конструкцией и заштукатурил все правое крыло. Однако он не воссоздал ни лица, ни конечностей. За исключением поврежденной носовой части киля, основание в форме корабля было отремонтировано и закончено, но в верхней кормовой части все еще остается огромная дыра. Скульптура была установлена точно на вершине основания.

Впоследствии полный мемориал был установлен спереди, на более высокой площадке лестницы Дару, главной парадной лестницы галереи.

В 1891 году Шампуазо приехал в Самофракию в третий раз, чтобы попытаться вернуть голову Ники, но безуспешно. Тем не менее, он привез обломки драпировок и фундамента, а также крошечный фрагмент с гравировкой и несколько кусочков цветного гипса.

Статуя крылатой Победы

Крылатая Победа на вершине лестницы Дару в музее Лувра; Брэдли Вебер, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Реставрация в 20 веке

В 1924 году экспозиция «Крылатая Самофракийская победа» была изменена в рамках комплексной реконструкции музея Дару и лестницы, ступени которой были расширены и обновлены. Мемориал был представлен в качестве увенчания лестницы: его выдвинули на площадку, чтобы он был более заметен с нижней части лестницы, а скульптуру усовершенствовали на фундаменте современным каменным блоком высотой 45 см, который должен был напоминать боевой мост на краю лодки.

До 2013 года этот макет оставался неизменным. Когда в сентябре 1939 года была объявлена Вторая мировая война, статуя «Нике Самофракийской» была сброшена с пьедестала, чтобы быть снятой и спрятанной вместе с другими чудесами Луврского музея. Она оставалась в замке Валенсе до самого освобождения и была вновь установлена на вершине лестницы в июле 1945 года в целости и сохранности.

Самофракийская Ника в Лувре

Крылатая Самофракийская Победа (Нике Самофракийская), Музей Лувра; Питокритос, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В 1938 году под руководством Карла Леманна американские раскопщики из Нью-Йоркского университета продолжили исследование святилища Великих богов в Самофракии. В июле 1950 года они связали свои исследования с куратором Лувра Жаном Шарбонно, который обнаружил ладонь правой руки памятника в месте Победы.

Два пальца, которые хранились в Кунсторическом музее в Вене со времен австрийских раскопок 1875 года, были прикреплены к руке.

Позднее рука и пальцы были переданы в музей Лувра, где они экспонируются рядом с памятником с 1954 года. В 1952 году были найдены и реконструированы в музее две плиты серого мрамора, использовавшиеся для якоря рыболовных судов на пляже под памятником. Айра Марк и Марианна Хамио исследовали их в 1996 году и обнаружили, что эти фрагменты, будучи соединенными, составляют блок основания, выброшенный в 1879 году Шампуазо.

Реставрация крылатой Самофракийской победы в 21 веке

С 2008 по 2014 год американская команда оцифровала все святилище, чтобы сделать возможной 3D-реставрацию. Продолжение исследований периметра Победы и скромных основных частей, сохранившихся в консервации, началось в 2013 и 2014 годах под руководством Б. Д. Вескоата. Музей Лувра приступил к ремонту всего памятника с двумя целями: очистить все нечистые поверхности и улучшить общий вид.

Скульптура была снята с фундамента для научного исследования (ультрафиолетовое излучение, рентген, анализ мрамора): были обнаружены остатки синей краски на крыльях и полоса у основания мантии. Блоки основания были разобраны один за другим для зарисовки и анализа.

Крылатая победа

Вид справа на государство Нике Самофракийской, Музей Лувра; Jon Westra из Аделаиды, Австралия, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Ремонт памятника XIX века сохранен с некоторыми деталями (сужение шеи и соединение левой руки), вставлены элементы из коллекции Лувра (перо в верхней части левого крыла, морщина на задней части хитона), убран металлический зажим за левой ногой. В основание были вмонтированы слепки мелких суставных деталей, найденных в Самофракии. Отливка массивного блока сосуда, оставшегося в Самофракии, была заменена металлическим основанием на цилиндре, чтобы обеспечить соответствующее равновесие памятника. Когда мраморные камни этих двух компонентов помещены на фундамент, разница в цвете камней этих двух компонентов снова становится очевидной.

Вся конструкция воссоздана на современном основании, немного отдаленном на платформе, чтобы обеспечить поток посетителей.

Описание крылатой Самофракийской Победы

Статуя, выполненная из белого парийского мрамора, изображает крылатую Нике, приземлившуюся на нос судна. На Нике надето длинное одеяние из красивой ткани со складками и поясом под грудью. Две небольшие лямки удерживают его на плечах. Нижняя часть тела частично скрыта толстой мантией, которая свернута у талии и развязывается, когда показывается полная левая нога; один конец опускается между бедер до пола, а другой, гораздо меньший, открыто развевается сзади.

  Керамика джомон - откройте для себя этот стиль древней японской керамики

Мантия соскальзывает с ее плеч, и только сила ветра удерживает ее на правой ноге. Скульптор усилил впечатление от драпировки, показав контуры ткани там, где она прижата к телу, особенно на животе, и там, где она собирается в складки, глубоко впалые, создающие драматическую тень, как между бедер.

Эта великолепная виртуозность затрагивает левый фланг и переднюю часть монумента. Драпировка на правой стороне ограничена основными линиями одеяния, в значительно менее сложном дизайне. Богиня движется вперед, опираясь на правую ногу. Две обнаженные ноги растворились в воздухе. Правая ступня достигла пола, пятка осталась слегка приподнятой; левая по-прежнему вознесена в небо, нога с силой вытянута назад. Божество не прогуливалось, оно только что закончило полет, его огромные крылья были вытянуты назад.

Божество сделало триумфальный жест искупления углом локтя: в этой руке с растопыренными пальцами ничего не было (ни короны, ни трубы).

Нет сведений, позволяющих воссоздать позу левой руки божества, которая, скорее всего, была опущена и несколько согнута; возможно, с этой стороны божество сжимало стилус — разновидность мачты, захваченной в качестве трофея на борту вражеского судна, как это изображено на монетах. Скульптура предназначена для просмотра с трех четвертей слева, откуда хорошо видны линии фигуры: прямая от шеи до правой ноги и косая, начинающаяся от головы по диагонали вдоль всей левой ноги. В отличие от предыдущих ближневосточных или греческих скульптур, Нике устанавливает намеренную связь с воображаемой областью, окружающей богиню.

Реконструкция Нике Самофракийской

Модель реконструкции статуи Нике Самофракийской; Précédente, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Ветер, который принес ее и с которым она борется, пытаясь сохранить устойчивость — как уже указывалось, в первоначальном варианте она стояла на носу корабля, только что приплыв — является невидимым спутником модели, и зритель вынужден представлять его. В то же время большие просторы усиливают метафорическое воздействие произведения; ветры и океан представлены как символы конфликта, судьбы, сверхъестественной помощи или милосердия. Около двух тысяч лет спустя этот тип взаимодействия между скульптурой и воображаемой средой станет заметным приемом в искусстве романтизма и барокко.

Лодка и основание были изваяны из серого мрамора из карьера Лартос на Родосе. Основание имеет форму носа греческого морского судна эллинистического периода: узкое и длинное, спереди оно увенчано боевой площадкой, на которой размещена скульптура.

По бокам он имеет укрепленные, выступающие рамы для весел, которые удерживают два ряда неровных весел. Киль имеет округлую форму. Массивный трехзубый шпор был изображен у основания носовой части, около уровня, а несколько выше был изображен меньший двухлопастной таран: с его помощью можно было разбить корпус противостоящего судна. Высокое и изогнутое украшение украшало верхнюю часть носовой части. Эти утраченные части не были восстановлены, что значительно снижает воинственный облик судна.

Крылатая лодка Победы

Вид спереди слева на статую Нике Самофракийской; Фред Ромеро из Парижа, Франция, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Функции статуи Нике Самофракийской

Набожные люди представляли в святилище свои ex-votos, от самых простых до самых роскошных, в зависимости от их богатства. Это был способ почтить богов и выразить благодарность за их благословения. Помимо надежды на новое духовное существование, боги Кабейри, как говорили, защищали людей, принявших участие в их Ритуалах, если те подвергались опасности на море или на войне.

Призывая их, они могли спасти своих учеников от утопления и выиграть битву. С этой точки зрения, изображение Победы, прибывающей на носу судна, можно рассматривать как дань уважения древним божественным существам после значительного морского триумфа. В третьем веке до нашей эры было много заметных морских достижений.

В греческом мире это, например, военно-морской памятник Агора в Киринее и самой Самофракии, «памятник быку» на Делосе, Неорион, в котором находился корабль длиной около 20 метров. Дань того же рода, что и основание Самофракии, хотя и меньшего размера, была обнаружена на вершине акрополя Линдоса у святилища Афины.

Датировка крылатой Победы Самофракии

Посвятительная надпись на скульптуре не обнаружена. Археологи вынуждены строить догадки, чтобы установить исторический контекст и обнаружить морскую победу, которая оправдывает создание столь значительного экс-вато. Проблема заключается в том, что во втором и третьем веке до нашей эры. В это время часто происходили морские войны за контроль над Эгейским морем, в которых Селевкиды выступали против Пергамов.

  "Страшный суд" Микеланджело - шедевр Сикстинской капеллы

Австрийские исследователи первоначально предположили, что самофракийская статуя — это та, что изображена на тетрадрахме Деметриоса Полиоркета. Они предполагают, что он использовал эту монету в честь своего триумфа над Птолемеем I в битве при Саламине в 306 году до н.э.

Согласно трудам Бенндорфа, «Крылатая Самофракийская победа» была высечена в поздние годы четвертого века до нашей эры учеником художника Скопаса.

Мастерская и стиль статуи

Несмотря на то, что предполагаемая посвятительная надпись с именем родосца, расположенная у основания Победы, была быстро поставлена под сомнение из-за ее скромных размеров, весь памятник был приписан родосской скульптурной школе. Это положило конец всем прежним сомнениям относительно дизайна статуи. Маргарете Бибер возвела его в ряды «родосской школы» и «эллинского барокко» в 1955 году, наряду с фризом Гигантомахии Большого алтаря Пергама, который отличался стойкостью восприятия, блеском драпировок и живостью фигур.

Крылатая Победа Самофракийская

Вид спереди направо на крылатую Победу Самофракии, также называемую Нике Самофракийской, мраморную скульптуру греческой богини Нике (Победа) II века до н. э.; © Rijin S/ Wikimedia Commons

Этот стиль сохранялся на Родосе до римских времен, проявляясь в сложных и колоссальных работах, таких как набор Лаокоона или статуи Сперлонги, приписываемые или надписываемые родосскими художниками. Фундаментные блоки и резьба на памятнике выполнены разными художниками. Две половины мемориала были задуманы совместно, но построены двумя отдельными мастерскими. Мраморное основание Лартоса почти наверняка было создано на Родосе, где есть аналоги.

Кроме того, хотя родосская скульптура из крупного мрамора хорошего качества, но не выдающаяся для своего периода, нет аналогов по ловкости Нике, которая остается уникальной.

Возможно, скульптор был родом из другого места, как это было принято для известных художников в древнегреческом обществе. Крылатая Победа Самофракийская» — это великолепная модификация движущегося памятника Афины-Нике Киринейской: художник добавил крылья, вытянул переднюю ногу, чтобы обозначить движение, и изменил расположение мантии с плавающей панелью сзади.

На этом мы завершаем наше увлекательное исследование невероятной статуи «Нике Самофракийская». Крылатая Самофракийская победа» — это другое название статуи «Нике Самофракийская». Хотя она была создана во II веке до нашей эры, ее вновь открыли только в 1860-х годах. После этого она прошла через многочисленные реставрационные процессы. Это всемирно известное произведение греческой скульптуры эпохи эллинизма, изображающее богиню триумфа Нике.

Часто задаваемые вопросы

Кто создал крылатую Самофракийскую победу?

Фундаментные блоки и статуя памятника выполнены не одним и тем же художником. Две половины памятника были задуманы совместно, но построены двумя разными мастерскими. Мраморное основание Лартоса почти наверняка было создано на Родосе, где есть аналоги. Кроме того, если родосская скульптура из крупного мрамора хорошего качества, но не выдающаяся для своего периода, то виртуозность Никеи, которая остается уникальной, не имеет аналогов. Скульптор мог быть родом из другого места, как это было принято для известных художников в древнегреческом обществе. В настоящее время крылатая Самофракийская Победа хранится в музее Лувра, но неизвестно, кто ее изготовил, но считается, что она была заказана Деметрием Полиокритом где-то между 295 и 290 гг. до н.э..

Для чего была создана статуя Нике Самофракийской?

Крылатая Победа из Самофракии — уникальная греческая скульптура, место создания которой известно. Она была создана в качестве жертвы богам для святилища на греческом острове Самофракия. Она была построена не только в честь богини Победы, но и в память о морском сражении. Она дает ощущение движения и победы, одновременно изображая элегантную струящуюся ткань, как будто богиня опускается на воду на носу лодки. В самом раннем возрасте греки изображали в виде божеств такие идеалы, как Гармония, Процветание, Гнев и Суд. Победа была одним из первых таких проявлений.

К какому периоду и стилю относится крылатая победа из Самофракии?

Нике, выполненная из парийского мрамора, является замечательным примером эмоционального эллинистического стиля. Яркие драпировки, извилистая поза и драматический фон создают динамичную композицию, напоминающую пергамское искусство. Статуя была обнаружена в 1863 году и вскрыта под руководством французского вице-консула в Турции Шарля Шампуазо. В четвертом веке до нашей эры такой способ двойного подвязывания женского одеяния был весьма распространен.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector