«Плот Медузы» Теодора Жерико — анализ романтизма

Плот Медузы Теодора Жерико

Картина Теодора Жерико «Плот Медузы», которая в настоящее время находится в музее Лувра, считается основополагающим произведением французского романтизма. Картина «Плот Медузы» изображает сцену, последовавшую после крушения французского военного корабля «Медуза», который сел на мель у берегов современной Мавритании 2 июля 1816 года. После инцидента по меньшей мере 147 человек были брошены на наспех сделанный плот; все, кроме 15, погибли за 13 дней до их извлечения, а те, кому удалось выжить, страдали от недоедания и сильного обезвоживания, а также каннибализма. Этот инцидент вызвал международную полемику, отчасти потому, что вина за него, как правило, возлагалась на неопытность французского капитана.

Оглавление

Плот Медузы» Теодора Жерико

Теодор Жерико решил изобразить это событие, чтобы начать свою карьеру с масштабного произведения без заказа на тему, которая уже вызвала любопытство публики. Его покорило это событие, и прежде чем приступить к работе над картиной, он провел значительное исследование и создал несколько подготовительных эскизов. Он поговорил с двумя выжившими и построил точную копию плота. Он посещал больницы и морги, чтобы лично увидеть текстуру и цвет плоти больных и мертвых.

Год завершения 1819
Средство Масло на холсте
Размеры 490 см x 716 см
Текущее местонахождение Музей Лувра, Париж

Знакомство с Теодором Жерико

Прежде чем мы перейдем к самому произведению искусства, вам, возможно, будет интересно узнать, какой художник написал «Плот Медузы». Недолгая карьера Жерико оказала значительное влияние на развитие современного искусства, особенно на развитие французской живописи XIX века.

Его революционное использование современных сюжетов, слияние классических аспектов с угрюмой, живописной эстетикой, любовь к лошадям, интерес к возвышенным и ужасным темам, сочувствие к слабым и беспомощным членам общества делают его необычайно сложным художником, но именно он помог проложить путь романтизму, сосредоточившемуся на сентиментальности и субъективном опыте.

Теодор Жерико

Портрет художника в его мастерской (ок. 1820 г.), Теодор Жерико; Теодор Жерико, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Картина «Плот Медузы», его самая известная работа, стала прорывным событием в истории современного искусства, поскольку в ней сочетались актуальность последних событий и непосредственная чувствительность с традиционными, массивными рамками большой салонной картины.

В своей сосредоточенности на текущих событиях и реальности человеческого существования, работы Жерико были абсолютно современными.

Он черпал драматические события из реальной жизни в грандиозных масштабах, а как рисовальщик, находил идеи в самых обыденных темах. Это видно из его огромной картины «Плот Медузы», а также из его литографий с изображением бедных жителей Лондона и портретов душевнобольных.

Теодор Жерико Искусство

Парализованную женщину везут по улице в инвалидном кресле (1821), Теодора Жерико; см. страницу автора , CC BY 4.0, via Wikimedia Commons

Несмотря на то, что Жерико учился у старых мастеров, в частности у Микеланджело, он использовал быстрые, динамичные мазки кистью и противоположные световые эффекты, создавая вызывающие образы, которые отрывались от отшлифованной неоклассической школы живописи.

Большая часть искусства Жерико является примером того, что мы сегодня называем романтизмом, с его акцентом на экзотическом, эмоциональном и возвышенном.

Это можно понимать как реакцию на более ранний неоклассицизм Давида и Ингреса, который представлял идеи Просвещения о структуре и логике. Для Жерико важна личная, эмоциональная реакция конкретного художника, и эта идея будет продолжена в XX веке.

Анализ картины «Плот Медузы

Картина «Плот Медузы» изображает сцену, последовавшую за крушением французского военного корабля «Медуза», который сел на мель у берегов современной Мавритании 2 июля 1816 года. Но в этой истории есть нечто большее. Давайте теперь рассмотрим более глубокий анализ этой картины.

Плот Медузы Картина

Плот Медузы (1819) Теодора Жерико; Теодор Жерико, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Контекстуальный фон

Французская галера «Медуза» отплыла из Рошфора в июне 1816 года, направляясь в порт Сен-Луи в Сенегале. Она возглавляла компанию, в которую входили «Луара» (сторшип), «Аргус» (бриг) и «Эхо» (корвет). Командиром корабля был назначен виконт Хьюг Дюруа де Шомери, который за 20 лет почти не выходил в море.

После катастрофы народное возмущение ошибочно возложило вину за его назначение на Людовика XVIII, несмотря на то, что это была стандартная военно-морская должность, занимаемая в Министерстве военно-морского флота и не входившая в круг интересов монарха.

Целью корабля было признание британской капитуляции Сенегала как части одобрения Францией Парижского договора. Полковник Жюльен-Дезире Шмальц, новоизбранный губернатор Сенегала, его жена и семья были причислены к пассажирам злополучного корабля.

  Искусство Ренессанса - художественное исследование эпохи Возрождения

Картина

Фрегат «Méduse», идущий разными курсами с близким ходом в 1816 году, Жан-Жером Баугеан; Jean-Jérôme Baugean, Public domain, via Wikimedia Commons

В попытке наверстать время «Méduse» обогнал другие корабли, но из-за неадекватной навигации сбился с пути на 160 километров. В итоге 2 июля корабль сел на мель на песчаной отмели у побережья Западной Африки. В этой катастрофе обычно винили неумелость де Шомериса, вернувшегося эмигранта, который явно не обладал необходимым опытом и навыками, но получил свое назначение в результате политического фаворитизма.

После того как попытки освободить корабль оказались безуспешными, 5 июля напуганные члены экипажа и пассажиры отправились в 100-километровое путешествие к африканскому берегу на шести малых судах фрегата.

Несмотря на то, что «Méduse» мог перевозить 400 пассажиров, включая 160 членов экипажа, шлюпки могли вместить только около 250 человек. Остальная часть вместимости корабля, а также половина отряда морских пехотинцев предназначались для Сенегала.

Картина

План плота «Медузы» в момент его оставления (1816 год), Александр Корреар; Британская библиотека, без ограничений, через Wikimedia Commons

На спешно сооруженном плоту, который после погрузки частично погрузился под воду, находилось не менее 146 мужчин и одна женщина. 17 членов экипажа предпочли остаться на борту севшего на мель судна «Медуза». Капитаны и команды других судов намеревались тянуть плот, но, пройдя всего несколько километров, плот был брошен. У команды плота был только мешок корабельного печенья (съеденный в первый же день), две бочки воды (выброшенные за борт во время боя) и шесть бочек спирта.

Лодка вывела выживших «за пределы человеческого опыта».

Обезумевшие, обезвоженные и голодные, они расправились с мятежниками, съели своих мертвых сослуживцев и зарезали самых слабых. Через 13 дней, 17 июля 1816 года, плот был случайно обнаружен судном «Аргус» — французы не предпринимали никаких специальных попыток поиска плота. К этому моменту в живых оставалось только 15 человек, остальные были убиты или выброшены за борт своими спутниками, умерли от голода или бросились в воду от безысходности. Этот эпизод вызвал большое публичное унижение французской монархии, которая только недавно вернулась к власти после поражения Наполеона в 1815 году.

Картина

Спасение выживших в Медузе, 1816 год. Текст гласит: «Есть ли выжившие?»; Неизвестный автор Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Описание

Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» изображает тот самый момент, когда 15 последних выживших после 13 дней, проведенных в океане на плоту, видят на горизонте приближающийся корабль. По словам британского критика, действие картины происходит в тот момент, когда «опустошение плота можно считать законченным». Произведение имеет монументальный размер 491 см на 716 см, поэтому большинство персонажей выполнены в натуральную величину, а те, что на переднем плане, — почти в два раза больше, прижаты к плоскости изображения и давят на наблюдателя, который включается в физическую активность как участник.

Импровизированный плот изображен едва ли пригодным для плавания, когда он несется по тяжелым волнам, а мужчины изображены разбитыми и подавленными. Другой старик вырывает волосы от отчаяния и поражения, сжимая на коленях тело своего сына. На переднем плане картины разбросаны тела, готовые быть смытыми бушующими волнами. Люди в центре только что увидели спасательную шлюпку; один указывает на нее другому, а африканский член команды Жан Шарль стоит на бочке и яростно размахивает платком, пытаясь привлечь внимание корабля.

Графическая композиция картины построена вокруг двух пирамид. Первая образована периметром огромной мачты в левой части полотна. Переднее горизонтальное скопление мертвых и раненых служит основанием, из которого появляются выжившие, поднимаясь вверх к эмоциональной вершине, где центральная фигура срочно машет рукой спасательному судну.

Взгляд зрителя притягивается к центру картины, а затем к направленному движению тел выживших, которое видно сзади и простирается вправо.

Анализ картины

Схема, показывающая очертания двух пирамидальных структур, которые лежат в основе картины Теодора Жерико «Плот Медузы» (1819). Положение спасательного судна «Аргус» обозначено желтой точкой; Tyrenius в английской Википедии, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

  Как нарисовать бабуина - поэтапное обучение реалистичному рисованию бабуина

От умершего слева внизу к живому вверху нас ведет один горизонтальный диагональный ритм. Для усиления напряжения и драматизма используются еще две диагональные линии. Первая прослеживает мачту и ее леса и направляет взгляд зрителя на надвигающуюся волну, которая обещает поглотить плот, а вторая, образованная тянущимися фигурами, направляет взгляд зрителя на далекие очертания «Аргуса», корабля, который в конце концов спас выживших.

Палитра Жерико состоит из нежных телесных тонов, а также грязных цветов одежды выживших, воды и облаков. В целом, картина мрачна и сосредоточена на использовании мрачных, преимущественно коричневых оттенков, которые, по мнению Жерико, удачно передают трагедию и агонию.

Палитра картины

Основная цветовая палитра картины Теодора Жерико «Плот Медузы» (1819); Музей Лувра, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons.

Освещение картины было охарактеризовано как «караваджеское», в честь итальянского художника, который был тесно связан с тенебризмом — использованием экстремального сопоставления света и тени.

Даже вода у Жерико изображена сдержанно, темно-зеленые оттенки использованы вместо темно-синих тонов, которые могли бы создать контраст с тонами плота и его людей. Из дальней части спасательного судна исходит яркий свет, освещающий темно-коричневую местность.

Казнь

Жерико привлекли сообщения о широко разрекламированном кораблекрушении 1816 года, и он понял, что изображение этого происшествия может помочь ему построить карьеру живописца. Решив приступить к работе, он провел значительное исследование, прежде чем начать картину. В начале 1818 года он встретил двух выживших: Анри Савиньи и Александром Корреаром в Высшей национальной школе искусств и ремесел.

На атмосферу окончательного варианта картины сильно повлияли их эмоциональные воспоминания о пережитом.

Жорж-Антуан Бориас, историк искусства, утверждает, что «Жерико устроил свою мастерскую напротив больницы Божон. И так начался мрачный упадок. Он погрузился в работу за закрытыми дверями. Ничто не пугало его. Его боялись и избегали». Предыдущие поездки Жерико познакомили его со страдающими безумием и болезнями, а при изучении «Медузы» желание быть исторически точным и подлинным привело его к фиксации на трупной неподвижности.

Этюд к картине

Появление Аргуса с изучением тела (этюд для Медузы) Теодора Жерико; Théodore Géricault, Public domain, via Wikimedia Commons

Чтобы добиться наиболее точной передачи оттенков кожи умерших, он делал наброски тел в морге больницы Божон, анализировал человеческое лицо умирающих пациентов, решил принести расчлененные придатки в свою мастерскую, чтобы изучить их ухудшение, и в итоге нарисовал обезглавленную голову, одолженную в психиатрической лечебнице и хранившуюся на потолке его мастерской в течение нескольких недель.

Он сотрудничал с Корреаром, Савиньи, а также с еще одной жертвой, мастером Лаваллетом, чтобы создать подлинную масштабную копию лодки, которая была воссоздана на завершенной картине, даже отображая щели между некоторыми досками. Жерико позировал моделям, собирал материалы, копировал важные работы других художников и ездил в Гавр, чтобы изучить воду и небо.

Картина Теодора Жерико

Отрубленные головы (1810-е годы) Теодора Жерико; Théodore Géricault, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Несмотря на лихорадку, он несколько раз ездил на море, чтобы посмотреть, как штормы разбиваются о береговую линию, а поездка к художникам в Англию предоставила еще один шанс изучить окружающую среду во время пересечения Ла-Манша. Он создавал и рисовал различные предварительные эскизы, пока определял, какую из нескольких различных катастрофических сцен изобразить на окончательной картине.

Работа над картиной была медленной и кропотливой, и Жерико бился над выбором одного графически удачного момента, чтобы лучше всего передать внутреннюю интенсивность события.

Исследование картины

Этюд к «Плоту Медузы» (1818) Теодора Жерико; Теодор Жерико, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Среди ситуаций, которые он изучал, были восстание солдат на второй день пребывания на плоту, каннибализм только через несколько дней и эвакуация. В итоге Жерико остановился на сцене, описанной одним из пострадавших, когда они впервые заметили на горизонте приближающийся спасательный корабль «Аргус» (изображен в правом верхнем углу рисунка), которому они пытались подать сигнал. Корабль, напротив, прошел мимо.

«От упоения восторгом мы погрузились в огромную печаль и отчаяние», — сказал один из выживших членов экипажа.

Выставка и прием картины «Плот Медузы

Картина «Плот Медузы» была первоначально представлена на Парижском салоне 1819 года под названием «Сцена кораблекрушения», несмотря на то, что ее истинная тема была бы очевидна для современных посетителей. Людовик XVIII финансировал выставку, которая включала почти 1300 картин, 208 скульптур и еще несколько гравюр и архитектурных чертежей.

Хедлайнером выставки стала картина Жерико, которая «поражает и приковывает все взгляды». «Месье Жерико, вы изобразили катастрофу, но она не для вас», — заявил Людовик XVIII за три дня до открытия выставки.

Выставка картины

В 1820 году Жерико успешно выставил картину в Египетском зале на Пикадилли, Лондон; Public Domain, Link

  Периоды искусства - подробный взгляд на хронологию истории искусства

Жерико намеренно стремился быть одновременно социально и эстетически антагонистичным. Критики отреагировали на его сильную позицию по-доброму, либо отталкивая, либо одобряя, в зависимости от того, симпатизировал ли писатель позиции Бурбонов или либералов. Художественное произведение было широко расценено как поддержка людей, застрявших на плоту, и, следовательно, антиимперского дела, которое отстаивали выжившие Корреар и Савиньи.

Включение чернокожего человека в вершину композиции было спорным представлением аболиционистских взглядов Жерико. Кристин Ридинг, художественный критик, считала, что позднее выставление картины в Лондоне было приурочено к протестам против рабства в городе.

Картина Жерико, по словам искусствоведа и куратора Карен Уилкин, является «нездоровым осуждением промахов политиков и чиновников Франции после Наполеона, большинство из которых были выходцами из оставшихся семей Древнего режима». Картина в основном привлекала зрителей, но ее тематика отталкивала многих, лишая Жерико того успеха, на который он рассчитывал.

Выставка в Лувре

Плот Медузы» Николя Себастьена Майо, представленный в Салоне Карре Лувра, 1831 год, Лувр, где «Плот» Жерико висит рядом с работами Пуссена, Лоррена, Рембрандта и Караваджо; Николя Себастьен Майо, общественное достояние, через Wikimedia Commons

По итогам выставки жюри присудило этому произведению золотую медаль, но оно не удостоилось более высокой чести — быть отобранным в национальную опись Лувра. За «Плот Медузы» Теодора Жерико выступал куратор Лувра граф де Форбен, который приобрел его у наследников Жерико после его смерти в 1824 году. Теперь это произведение искусства захватило галерею, в которой оно выставлено. Согласно описанию экспозиции, «единственным героем этого трогательного повествования является человечество».

На этом мы завершаем обзор картины Теодора Жерико «Плот Медузы». В настоящее время эта картина находится в музее Лувра и считается основополагающим произведением французского романтизма. Инцидент вызвал международную полемику, отчасти потому, что вину за него обычно приписывали неопытности французского капитана.

Часто задаваемые вопросы

Какой художник написал картину «Плот Медузы»?

Короткая карьера Теодора Жерико оказала значительное влияние на развитие современного искусства, в частности, на расширение французской живописи XIX века. Его революционное использование современных сюжетов, сочетание классических элементов с угрюмой, живописной эстетикой, любовь к лошадям, интерес к возвышенным и ужасающим сюжетам, сочувствие к слабым и беспомощным членам общества делают его необычайно сложным художником, но именно он помог проложить путь к сентиментальности и субъективному опыту романтизма. Его самая известная работа, «Плот Медузы», стала переломным моментом в истории современного искусства, потому что она объединила непосредственность текущих событий и прямое чувство с традиционными, огромными рамками великой салонной живописи.

О чем была картина «Плот Медузы»?

Картина «Плот Медузы» представляет ситуацию, которая произошла 2 июля 1816 года, когда французское военно-морское судно «Медуза» было уничтожено, сев на мель у берегов Мавритании. После этого происшествия на наспех построенном плоту остались на мели по меньшей мере 147 человек; все, кроме 15, погибли за 13 дней, которые потребовались для их обнаружения, а те, кто выжил, пережили голод, сильное обезвоживание и каннибализм.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector