Подсолнухи Винсента Ван Гога — восхищение цветочными картинами Ван Гога

Винсент Ван Гог Подсолнухи

Если вы знакомы с творчеством знаменитого голландского художника, вы наверняка видели картины Винсента Ван Гога «Подсолнухи». Подсолнухи присутствуют на нескольких самых известных натюрмортах Ван Гога, как в вазе, так и на поле подсолнухов. В своем творчестве Ван Гог часто возвращался к этим веселым желтым темам, что привело к созданию двух серий: «Парижские подсолнухи» и «Арльские подсолнухи». Несмотря на очевидные различия в цветовой гамме и расположении, обе серии подчеркивают любовь художника к цветам, которую он поддерживал на протяжении всей своей короткой карьеры.

Оглавление

Цветочные картины Ван Гога

Ван Гог переехал на постоянное место жительства во Францию в 1886 году. Не добившись творческого успеха в родных Нидерландах, он переехал в Париж вместе со своим братом Тео, торговцем картинами. Хотя Ван Гог не ценил парижскую жизнь — он сообщал брату, что проживание в Париже грозит ему «полным оцепенением», — он искал убежища в подсолнухах. В этот момент подсолнухи стали появляться на картинах Ван Гога, написанных маслом.

Ранние цветочные картины Ван Гога

Подсолнух на участке (1887), Винсент Ван Гог; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Некоторые самостоятельные работы, такие как «Участок с подсолнухом» (1887) и «Розы и подсолнухи» (1886), не сосредоточены полностью на цветах; скорее, они являются частью натюрморта или сценария. Тем не менее, к концу лета 1887 года Ван Гог полностью посвятил свои картины изучению подсолнухов, о чем свидетельствует его парижская серия. Кем же был Винсент Ван Гог?

Давайте начнем с краткого представления знаменитого художника.

Кем был Винсент Ван Гог?

Национальность Голландия
Дата рождения 30 марта 1853 года
Дата смерти 29 июля 1890 года
Место рождения Зундерт, Нидерланды

Голландский художник Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в Зундерте, на юге Нидерландов, в семье проповедника. В 1869 году он начал свою первую работу в гаагском отделении международной фирмы по торговле произведениями искусства. Он начал переписываться со своим младшим братом Тео, отношения с которым продолжались до конца жизни Ван Гога. Профессия Ван Гога требовала от него поездок в Лондон и Париж, но он не проявлял интереса к этой работе и был уволен в 1876 году. Он временно преподавал в Англии, а затем стал пастором в шахтерской деревушке на юге Бельгии, где интенсивно занимался христианством.

В 1880 году, когда ему было 27 лет, он решил стать художником.

Картина Ван Гога, написанная маслом

Автопортрет в соломенной шляпе (1887, Париж), Винсент Ван Гог; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Он начал учиться делать наброски и рисовать, получая финансовую помощь от Тео. В 1886 году Ван Гог вместе с Тео переехал в Париж, где познакомился с многочисленными художниками, включая Тулуз-Лотрека, Писсарро и Гогена, с которыми подружился. Под влиянием импрессионизма его техника значительно развилась, став ярче и живее.

В это время он создал огромное количество автопортретов.

В 1888 году Ван Гог отправился в Прованс на юге Франции, где создал свою знаменитую серию «Подсолнухи». Он пригласил Гогена присоединиться к нему, но они быстро рассорились, и однажды вечером Ван Гог столкнулся с Гогеном с лезвием. Впоследствии он отрезал часть собственного уха из чувства вины. Это был первый серьезный признак психологических проблем, которые будут мучить Ван Гога всю его жизнь.

Он провел время в психиатрических отделениях и чередовал фазы бездействия, грусти и огромной творческой активности, его работы повторяли яркие цвета и мощный свет окружающего региона. Ван Гог покончил с собой 27 июля 1890 года, страдая от отчаяния. Он скончался через два дня.

Картина Ван Гога с его изображением

Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой (1889), Винсент Ван Гог; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Стремление Ван Гога раскрыть духовную сущность человека и природы привело к сочетанию техники и содержания, в результате чего появились драматические, образные, повторяющиеся и страстные работы, которые передают гораздо больше, чем простой внешний вид объекта.

Несмотря на то, что психическое заболевание Ван Гога причиняло ему много страданий на протяжении всей его жизни, оно послужило неистовой основой для его страстных изображений окружающего мира, придавая каждой картине более глубокое психологическое выражение и значение.

Знаменитая картина Ван Гога маслом

Бурная личность Ван Гога стала ассоциироваться с романтическим идеалом осажденного художника. На протяжении 20-го века его саморазрушительное творчество находило отклик в жизни многих художников. Субъективные чувства Ван Гога изображались через импульсивное, страстное наложение красок и символических цветов. От фовизма до абстрактного экспрессионизма, эти идеи и процессы стали определять многие последующие современные движения. Красный виноградник» (1888) Винсента Ван Гога, единственная известная картина, проданная художником при жизни; Винсент Ван Гог, общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Здзислав Бексиньский - жизнь и творчество знаменитого польского художника ужасов

Винсент Ван Гог, великий страдающий художник, прилагал все усилия, чтобы передать свое духовное и эмоциональное состояние в каждой из своих работ. Несмотря на то, что за всю свою жизнь он продал только одно произведение искусства, Ван Гог сегодня считается одним из самых известных художников мира. Произведения Ван Гога, с их густыми, заметными мазками кисти и ослепительной, роскошной палитрой, демонстрируют его собственную личность, воплощенную в красках. Каждая картина Ван Гога маслом дает четкое ощущение того, как художник переживал каждую сцену через свое видение, мысли и эмоции.

Этот принципиально отличный, выразительный стиль оказывал влияние на художников и организации на протяжении всего 20-го века и в наши дни, поддерживая репутацию Ван Гога в обозримом будущем.

Серия «Подсолнухи» Винсента Ван Гога

Тема двух серий масляных картин Винсента Ван Гога — «Подсолнухи». Первая серия, законченная в Париже в 1887 году, изображает цветы, лежащие на полу, а вторая, завершенная годом позже в Арле, представляет собой композицию из подсолнухов в банке. Восемь месяцев спустя Ван Гог планировал еще раз поприветствовать и порадовать Гогена «Подсолнухами», которые стали частью декора гостевой спальни его дома в Арле, где должен был жить Гоген.

Парижские подсолнухи

О деятельности Ван Гога в течение двух лет, когда он жил в Париже со своим братом Тео, с 1886 по 1888 год, известно немного. О том, что он ранее создавал «Подсолнухи», стало известно весной 1889 года, когда Гоген приобрел одну из арльских картин в обмен на эскизы, которые он оставил там после отъезда из Арля в Париж.

Ван Гог был раздражен и заявил, что Поль Гоген не имел права делать такое предложение.

Он сказал: «Я, конечно, оставлю свои подсолнухи под вопросом. Пусть его сдерживает тот факт, что он уже владеет двумя из них. Если он недоволен сделкой со мной, он может вернуть свою маленькую картину с Мартиники и свой автопортрет, присланный мне по почте из Бретани, а также вернуть мою картину и два подсолнуха, которые он перевез в Париж». Два «Подсолнуха», о которых идет спор, имеют по две кнопки; за одним последовал небольшой этюд, а четвертое огромное полотно объединяет обе работы.

Винсент Ван Гог Подсолнухи Париж

Подсолнухи (1887) Винсента Ван Гога; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Это все первые работы Ван Гога, на которых изображено «ничего, кроме подсолнухов», несмотря на то, что ранее он уже изображал подсолнухи в своих пейзажах и натюрмортах. Во время пребывания в Париже Ван Гог создал четыре натюрморта с подсолнухами: два полотна с простым названием «Подсолнухи», этюд Ван Гога маслом «Подсолнухи, ушедшие в семена» (1887) и «Четыре увядших подсолнуха» (1887). На каждой картине изображены срезанные цветы на полу или столе, подчеркивающие тонкие детали их головок и стеблей и позволяющие Ван Гогу исследовать оттенки и движение.

Подсолнухи в Арле

К 1888 году Ван Гогу надоело чувствовать себя «полностью оцепеневшим» в Париже. Поэтому он отправился на юг и в конце концов поселился в прекрасной деревне Арль. В этом месте он обнаружил новое художественное вдохновение, побудившее его исследовать и воссоздать свои любимые темы подсолнухов. 22 августа 1888 года он написал Тео:

«Я творю с энтузиазмом марсельца, поглощающего гуляш, что не удивит вас, когда дело дойдет до рисования огромных подсолнухов».

Винсент Ван Гог Подсолнухи в Арле

СЛЕВА: Три подсолнуха (1888) Винсента Ван Гога; Винсент Ван Гог, общественное достояние, через Wikimedia Commons | СПРАВА: Шесть подсолнухов (1888) Винсента Ван Гога; Винсент Ван Гог, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В данный момент у него было три холста в работе, и он планировал создать еще, как он описывал своему брату: «Я бы хотел сделать мастерскую декораций в надежде жить в наших собственных студиях с Гогеном. Ничего, только массивные подсолнухи». Все картины «Подсолнухи Арля», за исключением первых двух, написаны на холсте 30-го размера. Этот свежий энтузиазм вылился в его серию «Подсолнухи Арля» — группу из пяти картин с цветами в вазах.

Эти работы отличаются от парижской коллекции цветом, а также расположением подсолнухов.

Винсент Ван Гог Подсолнухи в Арле

Слева: Натюрморт: Ваза с двенадцатью подсолнухами (1888) Винсента Ван Гога; Винсент Ван Гог, общественное достояние, через Wikimedia Commons | RIGHT: Натюрморт: Ваза с четырнадцатью подсолнухами (1888) Винсент Ван Гог; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Ван Гог написал цветы в нескольких оттенках желтого в Арле, «доказав, что возможно создать композицию с несколькими вариациями данного цвета без потери элегантности». Ван Гог сделал адаптацию этих двух работ «Подсолнух» в 1889 году. Эти работы, известные как «Повторы», сохранили первоначальные композиции, но продемонстрировали незначительные изменения в тоне и мазках. Ван Гог хотел создать 12 полотен с подсолнухами между своими оригиналами и этими повторами. «Если я последую своему замыслу, будет 12 полотен», — писал он. «Так что весь роман будет представлять собой желто-голубую симфонию». Почему Ван Гог хотел нарисовать такое большое количество подсолнухов?

Эта «симфония желтого и синего», по мнению художника, станет прекрасным дополнением к Желтому дому, его резиденции в Арле и месту расположения проектируемой им общины художников.

Картины Ван Гога с цветами

Повторение картины Винсента Ван Гога «Натюрморт» 1889 года: Ваза с четырнадцатью подсолнухами (1888); Винсент Ван Гог, общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Жюль Олицки - знакомство с самыми известными картинами Жюля Олицки

Он надеялся, в частности, что эти украшения порадуют Поля Гогена, его первого и последнего рекрута. Оба повтора четвертой версии были изменены по сравнению с их первоначальным состоянием. К верхней части амстердамского издания был прикреплен кусок дерева, скорее всего, лично Ван Гогом. Токийская версия, с другой стороны, была расширена с обеих сторон полосками холста, добавленными позже — предположительно первым владельцем Эмилем Шуффенекером.

Эта серия, возможно, является самой известной и часто воспроизводимой картиной Ван Гога.

В 2000-х годах возникла дискуссия о легитимности одной из работ, и утверждалось, что эта репродукция является работой Эмиля Шуффенекера или Поля Гогена. Однако большинство специалистов считают эту работу легитимной.

Хотя эти работы обычно рассматриваются как последовательность, это не было намерением Ван Гога. Два из так называемых «Арльских подсолнухов» в действительности были частью другой серии. Этот набор работ вместе с «Берсезой», портретом Августина Рулена (одного из частых натурщиков Ван Гога), должен был стать частью трехчастной экспозиции.

Картина маслом Ван Гога

La Berceuse (Портрет мадам Рулен) (1888-1889), Винсент Ван Гог; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В письме Ван Гог описал их расположение, дополнив краткое письменное объяснение поспешным рисунком. Если расположить их таким образом: «Берсез» в центре, а два подсолнуха слева и справа, то получится что-то вроде триптиха», — объяснил он. «А затем, с желтыми крыльями рядом, оранжевые и желтые тона лба приобретут яркость».

Наследие цветочных картин Ван Гога

Мечта Ван Гога о дюжине «Подсолнухов», как и его фантазия о совместной мастерской, не сбылась. К моменту смерти в Арле он успел написать семь «Подсолнухов». К сожалению, только пять из них все еще доступны публике, поскольку один находится в личном владении с 1948 года, а другой был утрачен в результате пожара в 1945 году.

Но даже в этом случае не надейтесь увидеть все пять картин сразу. По словам специалиста по Ван Гогу Мартина Бейли, работы, которые находятся в амстердамском Музее Ван Гога, лондонской Национальной галерее и других учреждениях по всему миру, вряд ли могут быть представлены вместе.

«Прежде всего, это деликатные работы, и по соображениям сохранности их нельзя перемещать вообще или разрешается это делать только в крайне экстраординарных ситуациях», — объясняет он. «Во-вторых, это, пожалуй, самые популярные произведения искусства во всех галереях, которые ими владеют, поэтому институты, владеющие ими, очень не решаются их выставлять». Хотя невозможность путешествовать может огорчать, опыт наблюдения за одним произведением искусства «Подсолнухи» может быть еще более удивительным.

Интересные факты о серии «Подсолнухи» Винсента Ван Гога

На многих работах Винсента Ван Гога изображены подсолнухи. Мы не знаем, почему они были так важны для него, но он был убежден, что цветок принадлежит ему (по крайней мере, в сфере искусства). Вот несколько увлекательных фактов о картинах Ван Гога с подсолнухами.

Подсолнухи Ван Гога — одна из самых известных его картин

Он создал коллекцию из 12 таких полотен, наиболее известными из которых являются семь, созданные им в Арле в 1888-1889 годах. Остальные пять картин он уже создал в 1887 году, находясь в Париже. В этой серии есть несколько картин (каждая из которых определенно идентифицируется как работа Ван Гога), отличающихся друг от друга лишь небольшими изменениями.

Несравнимые работы, общий рисунок картины, а также размещение настоящих подсолнухов часто одинаковы.

Как и предсказывал Ван Гог в 1889 году, серия «Подсолнухи» в конечном итоге стала его самыми хорошо принятыми работами и до сегодняшнего дня является его искусными конечностями и альтер-эго: С 1901 года ни одна ретроспективная выставка Ван Гога не обходится без них, а множество репродукций и рекордная цена, уплаченная на аукционе, свидетельствуют об их повсеместном успехе. Возможно, это потому, что «Подсолнухи» Ван Гога — это больше, чем его или ее — их можно считать цветком, как выразился Гоген.

Влияние подсолнуха

Хотя Ван Гог никогда не говорил о том, почему ему нравятся именно подсолнухи, аллюзии на них встречаются в его многочисленных письмах, которые дают нам возможность понять это. В переписке с сестрой он упоминает, что его друг Гоген навестил его в его желтом доме в Арле. Далее он сообщает, что планирует обсадить всю студию подсолнухами.

Несмотря на то, что картина была создана для Гогена, позже Ван Гог сделал подсолнух своей личной отличительной чертой, заверив своего брата Тео в дальнейшей переписке в 1889 году, что «подсолнух принадлежит только мне».

Ван Гог так и не создал ни одной картины «Подсолнухи». Скорее, он написал несколько изображений больших желтых лепестков в двух отдельных сериях подсолнухов, одну в 1887 году во время посещения брата в Париже, а другую — во время проживания в Арле с 1888 по 1889 год. Тот факт, что цветы разбросаны по поверхности группами по два-четыре штуки, отличает раннюю парижскую серию художника от серии в Арле, в которой они в большем количестве помещены в вазу.

Ван Гог и Поль Гоген обменялись произведениями искусства

Когда они впервые встретились в Париже в 1887 году, Ван Гог предложил картину «Подсолнухи» из своей парижской серии. История отрезанного уха Ван Гога переплетается с «Подсолнухами». Ван Гог снял жилье в Арле, прозванное «Желтым домом», и предоставил комнату Гогену.

Он намеревался украсить помещение картинами с подсолнухами.

Желтый дом также позже станет местом, где Ван Гог изуродовал свое ухо. Гоген изобразил Ван Гога за работой на полотне под названием «Ван Гог пишет подсолнухи» (1888) во время его краткого пребывания в Желтом доме. Подсолнухи едва не привели к резне.

  Дэвид Хокни - Исследование работ художника Дэвида Хокни в стиле поп-арт

Картина Винсента Ван Гога Подсолнухи

Ван Гог рисует подсолнухи (1888), Поль Гоген; Paul Gauguin, Public domain, via Wikimedia Commons

В 1890 году один бельгийский художник возражал против того, чтобы его работы были выставлены рядом с «Подсолнухами» в Брюсселе, утверждая, что Винсент — мошенник. Анри Тулуз-Лотрек, друг Винсента, подслушал уничижительный комментарий и вызвал бельгийца на поединок, который так и не состоялся. Один из первоначальных «Подсолнухов» находится в Национальной галерее Лондона, а бывший премьер-министр Англии Маргарет Тэтчер однажды попросила показать хризантемы Ван Гога. Ни у кого не хватило дальновидности упрекнуть ее.

Начало творческой эры

Когда Ван Гог приехал в Арль, у него началась творческая эпоха, когда он ввел в свои работы желтые цвета. Для объяснения этого было предложено несколько объяснений. Одно утверждает, что он выпил слишком много абсента, другое — что он выпил слишком много дигиталиса. Желтый цвет мог быть добавлен к тому, что он наблюдал, любым из этих препаратов. Яркие желтые масляные краски, использованные в картине Ван Гога «Подсолнухи», были доступны в начале 19 века. Он был одним из первых живописцев, полностью освоивших их.

Ван Гог был не одинок в своей любви к подсолнухам. Клод Моне и Аллен Гинзберг были среди других известных художников и поэтов, которые использовали мотив подсолнуха.

Моне Поле подсолнухов

Букет подсолнухов (1881), Клод Моне; Клод Моне, CC0, via Wikimedia Commons

Последовательность картин Ван Гога

Доктор Ян Хулскер утверждает, что Винсент Ван Гог начал создавать последовательность картин в 1888 году: «Возможно, больше, чем какие-либо другие его работы, он создал себе имя во всем мире. Часто это единственные работы, с которыми его ассоциируют».

Подсолнухи, конечно же, являются предметом этой серии. Ван Гог планировал создать серию картин с подсолнухами и упорно работал над ними, готовясь к приезду в Арль своего друга Поля Гогена. Винсент писал Эмилю Бернару в письме от 21 августа 1888 года:

«Я думаю украсить свою студию полудюжиной картин с подсолнухами». Дизайн, в котором сильные или изломанные желтые цвета будут вспыхивать на различных синих фонах, от самых светлых веронских до царственных голубых, окаймленных тонкими оранжевыми свинцовыми рейками. Эффект как от витражей в готическом соборе».

Ван Гог планировал повесить дюжину картин с подсолнухами

Винсент планировал повесить дюжину картин с подсолнухами в Желтом доме, который он сам и его коллега художник Поль Гоген будут использовать в качестве мастерской. «Я бы хотел заняться оформлением студии. Как вы помните, в ресторане по соседству с вашим предприятием есть великолепная цветочная экспозиция; я отчетливо помню огромный подсолнух в этой экспозиции. Так вот, если я осуществлю свой проект, там будет около дюжины панно. В результате все это будет представлять собой желто-голубой концерт. Я работаю над ним каждое утро, начиная с восхода солнца. Поскольку цветы быстро вянут, лучше все делать сразу». Однако спринт Винсента против смены времен года не удался, и он смог создать четыре картины с подсолнухами только в августе 1888 года.

На этом мы завершаем рассмотрение серии цветочных картин Винсента Ван Гога. Такие произведения искусства Ван Гога, как его картины, вдохновленные подсолнухами, стали значительной частью его творчества. Подсолнухи, будь то в вазе или на поле подсолнухов, фигурируют во многих самых известных натюрмортах Ван Гога. В своем творчестве Ван Гог регулярно возвращался к этим жизнерадостным желтым сюжетам, кульминацией чего стали две серии: Париж «Подсолнухи» и Арль «Подсолнухи». Несмотря на явные различия в цветовой гамме и расположении, обе серии подчеркивают страсть художника к цветам, которую он сохранил на протяжении всей своей короткой карьеры.

Часто задаваемые вопросы

Кто создал знаменитую серию картин с подсолнухами?

Картины были созданы знаменитым голландским художником Винсентом Ван Гогом. Винсент Ван Гог, великий страдающий художник, прилагал все усилия, чтобы передать свое духовное и эмоциональное состояние в каждой из своих работ. Несмотря на то, что за всю свою жизнь он продал только одно произведение искусства, Ван Гог сегодня считается одним из самых известных художников мира.

Где были созданы картины Винсента Ван Гога «Подсолнухи»?

Подсолнухи — это тема двух серий картин маслом Ван Гога, написанных знаменитым художником Винсентом Ван Гогом. Первая серия, созданная в Париже в 1887 году, изображает цветы, покоящиеся на полу, а вторая, завершенная годом позже в Арле, изображает композицию из подсолнухов в банке. Восемь месяцев спустя Ван Гог намеревался еще раз поприветствовать и поразить Гогена «Подсолнухами», которые стали частью обстановки спальни для гостей в его доме в Арле, где Гоген должен был остановиться.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий