Ретрофутуризм — взгляд назад на ретрофутуристическое искусство

Ретрофутуризм

Если взять будущее и добавить к нему немного ретро, то получится то, что мы называем «ретрофутуризм». Если вы когда-нибудь смотрели фильм «Назад в будущее» и помните ретро-футуристический ховерборд Марти Макфлая, вы получите представление о том, что представляет собой это культурное движение: возвращение в прошлое, которое, в свою очередь, заглядывает в будущее. Это может показаться непонятным, но мы обещаем, что эта статья даст некоторые пояснения.

Оглавление

Что такое ретрофутуризм?

Итак, что же такое ретрофутуризм? Проще говоря, это движение футуризма 60-х годов, которое рассматривало, как выглядело бы воображаемое будущее для людей во время и до 1960-х годов (считайте, что мы смотрим на людей из прошлого, которые смотрят на нас из будущего или нашего настоящего).

Это могло происходить через различные средства массовой информации, такие как телевидение, изображения, фильмы, научно-фантастическая и нефантастическая литература, дизайн ретрофутуризма, архитектура в виде летающих автомобилей или монументальных небоскребов, и это лишь несколько примеров ретрофутуризма.

Футуризм 60-х годов

Летающие автомобили будущего, представленные в 1913 году; Руни Томсон, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Важно понимать различия между терминами «ретрофутуризм» и «футуризм», поскольку они имеют разные характеристики. Художественное движение футуризма зародилось около 1909 года в Италии. Различные художники и писатели, на которых повлияли технологические достижения промышленной революции, представляли себе мир или будущее.

Их искусство и основные постулаты движения повлияли на многие другие культурные движения в истории.

Ниже мы постараемся дать определение этому культурному движению, рассмотрев некоторые источники происхождения термина. Мы также обсудим два «направления», которые определяют этот культурный жанр, а именно: одно из прошлого и одно из настоящего, и коснемся некоторых поджанров, которые развились в результате.

Определение понятия «ретрофутуризм»

Сомнительное происхождение термина указывает на то, что впервые он был использован Ллойдом Данном в 1983 году в представлении журнала Fringe Art Magazine (1988-1993). По другим данным, его также использовал автор Т.Р. Хинчклифф в своей книге под названием «Ретрофутуризм» (1967), которая была опубликована издательством Pelican Books. Однако в различных источниках указывается, что этой книги не существует, а некоторые источники приводят доказательства того, что она существует.

Футуризм 1950-х годов

Пример ретрофутуристического здания; CC SA 1.0, ссылка

Два «направления» ретрофутуризма

Первое направление описывает ретрофутуризм с точки зрения прошлого, как люди из прошлого воспринимали будущее. Это было в период до 1960-х годов, можно также сказать, что это был футуризм 1950-х или футуризм 60-х годов.

Различные художники, писатели, ученые и кинематографисты создавали образы и проекты, основанные на будущем, похожем на космическую эру, которое также описывалось как утопический мир.

Это видение будущего было, отчасти, серьезным наблюдением — или постулированием — а также поп-культурным феноменом, широко представленным на телевидении, в иллюстрациях и различных других СМИ того времени. Постоянно расширяющийся новый век технологий и науки в 1900-х годах был сильным фактором, влияющим на то, как люди смотрели на жизнь и, неизбежно, как они представляли себе будущее.

Ретрофутуризм Искусство

Хасково в будущем, болгарская открытка начала XX века; Неизвестный автор Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Второе направление описывает ретрофутуризм с точки зрения будущего (нашего настоящего). Он оглядывается на «ретро» стили прошлого и включает их в новый футуристический стиль, другими словами, он сочетает старое с новым, черпая вдохновение в старом.

Это направление также разветвляется на популярный жанр стимпанк, который черпает вдохновение в викторианской эпохе, или киберпанк, о котором многие из нас слышали.

Хотя оба направления в какой-то степени кажутся отдельными идеологиями, некоторые из основных и сопутствующих тем, возникающих в них, — это ностальгия по прошлому времени и по времени, о котором мы мечтаем. Кроме того, идея утопического мира, где все просто и максимально развито (часто до нереальной степени), указывает на время, когда люди также могли испытывать чувство «неудовлетворенности» своим нынешним окружением.

Жанры ретрофутуризма

Существует несколько поджанров, которые развились из жанра ретрофутуризма. Это вышеупомянутые жанры стимпанк и киберпанк, а также атомпанк, дизельпанк, декопанк и рейган-готика. Каждый жанр обычно сосредоточен на технологическом прогрессе в исторические времена, на что также указывает его название.

Если говорить кратко, то стимпанк — это стиль викторианской эпохи и эпохи пара. Киберпанк берет свое начало в научно-фантастических романах (например, Филипа К. Дика) и сосредоточен на более антиутопических реалиях, исследующих мир, где кибертехнологии высоко развиты, но общество находится в руинах.

  Мексиканское искусство мурализма - углубленный взгляд на мексиканское движение муралистов

Ретрофутуристическое искусство

Пример искусства дизельпанка; Stefan Prohaczka, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Атомпанк вращается вокруг времени с 1945 по 1965 год, часто описываемого как доцифровая эпоха, он похож на дизельпанк, который возник во время Первой мировой войны до 1950-х годов. Он относится к одному из основных технологических достижений, дизельному топливу, которое использовалось в это время в транспорте.

Другие поджанры включают в себя деко-панк, который также возник в то же время, однако его стиль был основан на ар-деко и других стилях, распространенных в 1920-х годах. Рэйгун-готика также включает в себя стили ар-деко, модерн 1930-х годов и футуристическую архитектуру в стиле гуги.

Искусство ретрофутуризма

Искусство ретрофутуризма охватывает иллюстрации, кино, телевидение, литературу, моду, архитектуру, музыку, видеоигры, потребительские товары, быт, рекламу и дизайн. Оно применяется к многочисленным видам произведений искусства, которые выражают его, иногда описываемые как «преувеличенные», качества.

Этот жанр изобразительного искусства и дизайна не только демонстрирует нам творческую и прогрессивную мысль прошлого, но и показывает, что некоторые из творений прошлого-будущего были не так уж далеки от реальности и могут встречаться в нашем современном мире.

Ниже мы рассмотрим некоторые из различных видов искусства ретрофутуризма как первого, так и второго направлений, упомянутых выше. От паровых машин с современным уклоном до витых ракетных кораблей и всего, что между ними.

Давайте сначала изучим некоторые общие черты, связанные с этим поп-культурным феноменом 20-го века.

Характеристики искусства ретрофутуризма

Дизайн ретрофутуризма легко отличить, некоторые общие черты, связанные с ним, были затронуты выше, например, летающие автомобили или монументальные небоскребы — вид космической эры. Внешняя среда выглядит высокоразвитой, архитектура обтекаемая, цвета описываются как «солидные», и она построена в больших масштабах.

Ретрофутуристическая кухня

Ретрофутуристическая печь; Grigur, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Когда мы рассматриваем модные тенденции ретрофутуризма, общим для мужских и женских нарядов является цельная и плотно облегающая одежда, похожая на униформу, с сопутствующими ботинками космической эры. Одежда часто изготавливается из пластика (ПВХ), что придает ей футуристический вид.

Помимо архитектуры и моды, в основе большинства произведений искусства ретрофутуризма лежит изогнутый, заостренный, чистый, минимальный и почти электрический вид предметов и механизмов, который изображается в большинстве произведений изобразительного искусства этого периода.

Архитектура ретрофутуризма

Стиль Гуги был распространенным архитектурным стилем в период с 1940-х по 1970-е годы. Он был широко распространен в мотелях, заправочных станциях и различных ресторанах в Америке. Термин произошел от кофейни под названием Googie Coffee Shop (1949) в Лос-Анджелесе, спроектированной Джоном Лотнером.

Характерными чертами этого стиля архитектуры были геометрические формы, например, треугольные, акцент на изогнутых формах, а также крыши, которые называют «восходящими», что означает, что крыши располагались под углом, направленным вверх. Еще одним отличительным признаком этого стиля является «хвостовое оперение».

Среди других материалов, использовавшихся в зданиях в стиле Googie, были металлы, такие как сталь, стекло, пластиковые панели и неон. Звездный луч» также часто добавлялся к зданиям в стиле гуги для обозначения декоративных качеств и ощущения броскости. Примером может служить приветственный знак в Лас-Вегасе, гласящий «Добро пожаловать в сказочный Лас-Вегас», здесь мы заметим декоративную звезду, сопровождающую знак.

Ретрофутуристический знак

Светящаяся вывеска с надписью «Welcome to Fabulous Las Vegas Nevada»; LasVegasGuy, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Другой пример здания в этом стиле — кофейня Johnie’s Coffee Shop (1956) в Лос-Анджелесе, на углу бульвара Уилшир и Фэрфакс-авеню. Оно было построено архитекторами Луисом Арметом и Элдоном Дэвисом. Мы видим характерные неоновые лампочки, составляющие вывеску ресторана спереди, с полосами синего и белого цвета в качестве цветовой схемы здания. Крыша также покатая, что придает ресторану динамичность.

Что примечательно во многих из этих ресторанов, так это то, что здания часто имели динамичный вид — они были построены так, чтобы создавать ощущение движения, а в сочетании с футуристическим дизайном они напоминали космический корабль, который динамичен по своей природе. Это также называют особенностью дизайна «бумеранг».

Ретрофутуризм Архитектура

Ресторан Norm’s на бульваре La Cienega в Лос-Анджелесе, Калифорния; Minnaert, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Другие примеры включают кофейню Pann’s Coffee Shop (открыта в 1958 году), также в Лос-Анджелесе, в районе Вестчестер. Он тоже украшен неоновой вывеской и был показан в нескольких фильмах. Есть также ресторан Norms (основан в 1949 году), который находится в разных районах Калифорнии.

Стиль ресторана Norms изображает классические угловатые формы, похожие на треугольники, а также привлекающую внимание неоновую вывеску, где каждая буква названия, «Norm», находится на основании остро выступающей заостренной формы.

Другие проекты включают мотели, например, мотель Caribbean (1957), который является частью исторического района Wildwoods Shore Resort в Нью-Джерси. Этот мотель был построен Лу Мореем, который также построил различные другие мотели в рамках курортных мотелей, в другом стиле, называемом стилем Ду-Воп, который был похож на упомянутый здесь стиль Гуги.

  Что такое творчество? - Изучите определение творчества и его место в искусстве

Ретрофутуристическая архитектура

Карибский мотель, Уайлдвуд-Крест, Нью-Джерси, округ Кейп-Мей; Smallbones, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Когда мы смотрим на мотель Caribbean Motel, мы замечаем напоминающие космическую эпоху формы, а именно: подвесной пандус, иначе называемый «левитирующим пандусом», стеклянные панели стен и яркую неоновую вывеску с названием мотеля, украшающую верхнюю часть здания. Общий вид мотеля выглядит как нечто из другой эпохи, что-то более современное, чем то, к чему все привыкли в то время.

Телевизионные шоу, такие как «Джетсоны», также популяризировали стиль гуги, который был предшественником ретрофутуристического стиля.

На иллюстрациях концепт-арта мы увидим и другие формы футуристической архитектуры, например, на обложке журнала Science and Mechanics Magazine (1931) изображен футуристический городской мегаполис — не что иное, как Нью-Йорк 2032 года. Мы видим монументальные масштабные здания, щедро украшенные массивными статуями, со значительными посадочными площадками для самолетов и других летательных аппаратов.

Ретрофутуризм дизайн

«От Берлина до Нью-Йорка меньше чем за час!», написанный Хьюго Гернсбеком и проиллюстрированный Фрэнком Р. Полом в ноябрьском номере журнала Everyday Science and Mechanics за 1931 год (том 2, номер 12); Фрэнк Р. Пол, художественный руководитель Everyday Science and Mechanics, Gernsback Publications, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Международный аэропорт Лос-Анджелеса построил свое тематическое здание (1961), напоминающее космический корабль. Это белое здание с двумя полукругами, которые, кажется, накладываются друг на друга, это четыре бетонные (усиленные сталью) дугообразные опоры, дающие зданию четыре «ноги», на которых оно может стоять, почти как будто оно только что приземлилось из космоса.

Мы также замечаем голубые огни, освещающие внутреннюю полость сооружения, что придает ему почти потусторонний вид.

Другой известный пример — Tomorrowland Уолта Диснея, который является знаменитым тематическим парком в разных городах мира. Tomorrowland впервые открылся в 1955 году, и его конструкция TWA Moonliner была одним из первых экспонатов тематического парка и имела высоту более 70 футов.

Ретрофутуризм

Tomorrowland; Rob Young from United Kingdom, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Предметы и конструкции в стиле ретрофутуризма

В то время как существует большая коллекция ретрофутуристической архитектуры и концепт-арта, стоит также отметить огромный выбор придуманных объектов, которые передают послание будущего в буквальном смысле. Один из примеров — видеореклама телекоммуникаций от британской компании BT Group.

В этой рекламе они предлагают новый визуальный телекоммуникационный инструмент, который позволит людям работать из дома, и им больше не нужно будет ходить в офис. Люди смогут проводить видеоконференции друг с другом из любой страны мира. Наряду с этой новой видеотехнологией люди также смогут делать фотокопии отсканированных документов.

Эти футуристические представления начала и середины 1900-х годов были не так уж далеки от того, что происходит в нашей сегодняшней жизни.

Подобные прогнозы развития технологий мы также находим в видеорекламе 1980-х годов под названием Telefuture. В нем обсуждаются различные компоненты, связанные с тем, как телевизор может транслировать несколько потоков, что очень похоже на нашу сегодняшнюю технологию потокового вещания онлайн-программ через наши «умные» телевизоры.

Ретрофутуристические путешествия

Идея путешествий — еще одна важная часть ретрофутуризма. В большинстве произведений искусства ретрофутуризма мы видим улучшение всех вещей, связанных с путешествиями, а также идею путешествий, совершаемых с быстрой и эффективной скоростью.

Концепт-арт в виде иллюстраций изображает автомобили, самолеты, лодки и поезда с футуристическим уклоном.

В качестве примера можно привести японский журнал Shonen Club. Журнал предоставлял иллюстрации с Всемирного конкурса изобретений в области транспорта в 1938 году, которые были сделаны различными изобретателями. Среди таких изобретений — горный монорельс (1936) Кикудзо Ито и автомобиль со сферическими колесами (1936) Рейдзи Иидзука. Горный монорельс изображен в виде красного поезда-троллейбуса-самолета. Он движется с большой скоростью по единственному железнодорожному пути, однако его балансируют на рельсах и поддерживают в движении только два металлических колеса, похожих на диски.

На вершине поезда находится пропеллер самолета и плавник, расположенный в задней части вершины, именно это придает поезду самолетный характер и усиливает идею скоростного движения. Сам поезд выглядит очень обтекаемым и тонким по своей структуре; он также украшен гладким серебристым металлическим покрытием, обернутым вокруг передней части.

На заднем плане мы замечаем еще один красный поезд, идущий по железнодорожному пути, который извивается через горную местность.

Внутри поезда также находятся люди, которые, кажется, восхищаются поразительной высотой, на которой они путешествуют, на что указывает кажущаяся бесконечной глубина, которую подчеркивает поднимающийся снизу белый туман, дополняющий белый цвет толстых круглых колонн, поддерживающих железнодорожный путь.

  Су-ен Вонг - краткое знакомство с гениальным тайваньским художником

Сфероколесный автомобиль также имеет уникальные особенности, которые помогают ему эффективно передвигаться и развивать скорость, как и вышеупомянутое транспортное средство, однако в этом случае мы замечаем большие шины, похожие на шары, вместо обычных, менее футуристических, четырех колес. Кроме того, на каждом конце автомобиля имеется только один большой шар (или шар-шина?), а в центре, похоже, находится меньший.

Мы также замечаем, что кто-то управляет автомобилем, а белые струйки воздуха тут и там указывают на то, что водитель быстро едет куда-то.

Искусство ретрофутуризма

Фильм «Скай Капитан и мир завтрашнего дня» (2004) — еще один пример ретрофутуризма. Снятый в 2004 году, сюжет разворачивается в 1939 году в Нью-Йорке, в который вторгаются роботы — классический футуристический сюжет — и главным героям предстоит сразиться с немецким ученым.

Другие примеры включают научно-фантастический фильм 1985 года «Бразилия», в центре которого мир, где люди живут в антиутопической реальности из-за крайней индустриализации и чрезмерного потребления. Фильм «Бегущий по лезвию» 1982 года — пример из жанра киберпанк, исследующий другой антиутопический мир, где крайнее потребительство и зависимость от машин являются нормальными, но большинство людей несчастны и контролируемы.

Ретрофутуристический стиль можно встретить и в более современных образцах поп-культуры, таких как видеоигры, например, Assassin’s Creed III, Call of Duty: Black Ops II, Crimson Skies, Cloudpunk, Dishonored, Fallout, Grand Theft Auto 2, Metal Gear, We Happy Few и X-Men: Destiny.

Снова назад в будущее?

Мир ретрофутуризма огромен и был изображен практически во всех средствах массовой информации, от кино до моды. Это захватывающий взгляд на будущее и все возможности новой эпохи — привнесение идеалов космоса в комфорт наших собственных домов, а также привнесение идеалов комфорта в нашу повседневную жизнь в виде функциональных удобств, более легких путешествий и ярких образов.

Он намекает на утопический мир, но, наоборот, намекает на более мрачные аспекты этих утопических идеалов. Ретрофутуризм также изображает антиутопические реалии, связанные с экстремальным прогрессом и последствиями индустриализации, которые мы видим в многочисленных поп-культурных СМИ. Такие жанры, как научная фантастика, изображали эти истории на протяжении всего 20-го века и далее.

Итак, что мы можем сказать о ретрофутуризме? Безусловно, это похоже на мир «Алисы в стране чудес — сквозь зазеркалье». Мы входим в него, преображенные несколько идеалистическим изображением оптимизма в отношении будущего, и, в свою очередь, отмечаем этот оптимистический взгляд из прошлого в настоящем.

Часто задаваемые вопросы

Что такое ретрофутуризм?

Ретрофутуризм рассматривает, как представляемое будущее выглядело бы для людей до 1960-х годов. Существует два основных «направления», которые определяют это движение, а именно: точка зрения из прошлого, как люди из прошлого воспринимали будущее (футуризм 1950-х годов), и точка зрения из будущего (наше настоящее), которая оглядывается на «ретро» стили прошлого и создает новый тип стиля из прошлого и настоящего вместе взятых.

Каковы жанры ретрофутуризма?

Различные поджанры, разработанные в рамках искусства ретрофутуризма, — это популярные жанры стимпанк и киберпанк, а также атомпанк, дизельпанк, декопанк и рейган-готика. Каждый жанр подчеркивает одно из выдающихся технологических достижений исторического периода, который он имитирует, например, стимпанк имитирует викторианскую эпоху, когда пар был одним из основных технологических достижений в транспорте.

Каковы особенности ретрофутуризма?

Ретрофутуризм характеризуется мотивами, предметами и стилями, напоминающими космическую эпоху, например, летающие автомобили или монументальные небоскребы. Мода ретрофутуризма обычно изображает цельные и плотно облегающие, похожие на униформу наряды с сопутствующими ботинками космической эры. Одежда также часто изготавливается из пластика (ПВХ). Ретрофутуризм, изображенный в визуальном искусстве, можно описать как изогнутый, заостренный, чистый и минимальный по внешнему виду (это относится к архитектуре, концепт-арту, дизайну и другим объектам, связанным с этим жанром).

Где возник термин «ретрофутуризм»?

Существует несколько вариантов происхождения термина «ретрофутуризм». Многие источники указывают, что впервые он был использован Ллойдом Данном в 1983 году в журнале Fringe Art Magazine (1988-1993). Другие источники предполагают, что его использовал автор Т.Р. Хинчклифф в своей книге под названием «Ретрофутуризм» (1967), которая была опубликована издательством Pelican Books (различные источники предполагают, что этой книги не существует, а некоторые источники приводят доказательства того, что она существует).

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий