Сфумато — История и использование техники сфумато

Сфумато

Что такое искусство сфумато? Полезным определением сфумато будет следующее: Техника сфумато — это метод искусства эпохи Возрождения для смягчения цветовых переходов и имитации области, отличной от той, которую видит человеческий глаз, также известной как плоскость расфокусировки. Основываясь на своих знаниях в области оптики и человеческого восприятия, а также на своих экспериментах с камерой-обскурой, Леонардо да Винчи был, пожалуй, самым известным разработчиком искусства сфумато. Он стал его пионером и использовал его в нескольких своих картинах, включая знаменитые примеры сфумато: Дева со скал (1486) и его знаменитый портрет Моны Лизы (1506).

Оглавление

Знакомство с искусством сфумато

Сфумато было определено Леонардо да Винчи как «без границ или пределов, в виде дыма или вне фокальной плоскости». Согласно общепринятому мнению нескольких искусствоведов, техника сфумато, наряду с кьяроскуро, канжанте и унионе, была одним из четырех способов написания цветов, открытых итальянскими художниками Высокого Возрождения.

Сфумато, что означает «исчезать как дым», включало нанесение многочисленных тонких слоев лессировки для получения мягких тональных сдвигов и градиентов между светом и тенью, а также добавление тонких сдвигов к кьяроскуро.

Определение сфумато

Деталь картины Леонардо да Винчи «Дева с младенцем и святой Анной» (ок. 1510), иллюстрирующая использование техники сфумато; Leonardo da Vinci, Public domain, via Wikimedia Commons

Джорджо Вазари позже приписал ее происхождение двум североевропейцам эпохи раннего Возрождения, Яну ван Эйку и Роджеру ван дер Вейдену, хотя она уже ассоциировалась с да Винчи, который усовершенствовал эту технику. Процесс требовал значительного мастерства, так как современные ученые обнаружили, что глазурь творца часто была толщиной едва ли в микрон и состояла из свинцовых белил с добавлением 1% вермильона.

Другие художники, в частности Корреджо, Рафаэль, Фра Бартоломмео и Джорджоне, последовали этому методу, и он также повлиял на «леонардески» — термин, которым называют огромное количество художников, связанных с Леонардо да Винчи или участвовавших в его мастерской.

Затем Рафаэль разработал то, что историки искусства называют унионом.

Чтобы объединить тональные характеристики и мягкие тени сфумато с его яркими красками, он использовал тонкие изменения цвета для создания смешанных краев, как видно на его «Мадонне Альба» (ок. 1510 г.), которая известна своим богатым цветом и плавным единством.

Что такое сфумато

Мадонна Альба (ок. 1510), Рафаэль; Рафаэль, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Знаменитые примеры сфумато

Теперь, когда мы рассмотрели определение сфумато и лучше поняли технику сфумато, давайте познакомимся с некоторыми известными примерами сфумато. Эти произведения искусства сфумато известны своим новаторским использованием метода живописи. Мы начнем с первооткрывателя этой техники, Леонардо да Винчи.

  Искусство гравюры на дереве - изучение искусства рельефной печати

Джиневра де Бенчи (1478) Леонардо да Винчи

Дата завершения 1478
Средство Масло на панели
Размеры 38 см x 37 см
Текущее местонахождение Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия

Принято считать, что моделью на картине является Джиневра де Бенчи, очень известная молодая женщина из Флоренции. Леонардо создал картину во Флоренции между 1474 и 1478 годами, предположительно в честь 16-летней помолвки Джиневры с Луиджи ди Бернардо Никколини. Вероятнее всего, эта картина была создана в память о помолвке.

Традиционные женские портреты часто создавались по одной из двух причин: обеты или замужество.

Свадебные изображения обычно создавались парами, где дама справа смотрела налево, а мужчина слева — направо; поскольку это изображение обращено вправо, оно, скорее всего, указывает на обручение. Куст можжевельника, окружающий голову Джиневры и занимающий большую часть фона, имеет не только декоративное назначение. В Италии эпохи Возрождения можжевельник считался символом женской добродетели, и итальянский термин, обозначающий можжевельник, ginepro, также является переиначенным именем Джиневры.

Примеры искусства сфумато

Джиневра де Бенчи (ок. 1474-1478 гг.) Леонардо да Винчи; Леонардо да Винчи, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Иконография и слова на обратной стороне панно — можжевеловая веточка, окруженная гирляндой из лавров и пальм, сопровождаемая латинской фразой «Красота дополняет добродетель» — помогают идентифицировать картину. Этот термин призван отразить сложную связь между интеллектуальной и моральной чистотой Джиневры, с одной стороны, и ее физической привлекательностью — с другой. На ее имя указывает веточка можжевельника в окружении лавра и пальмы.

Бернардо Бембо, венецианский посланник во Флоренции, чья платоническая связь с Джиневрой зафиксирована в стихах, отправленных между ними, имел лавр и пальму в качестве личного знака отличия.

Инфракрасная проверка обнаружила девиз Бембо «Честь и добродетель» под девизом Джиневры, что подразумевает участие Бембо в создании портрета. Картина является одним из центральных экспонатов Национальной галереи искусств, и многим она нравится за то, что на ней изображен нрав Джиневры. Джиневра прекрасна, но строга; она не улыбается, а ее взгляд, устремленный вперед, не интересуется зрителями.

Дева со скал (ок. 1491-1508 гг.) Леонардо да Винчи

Дата завершения c. 1491-1508
Средство Масло на дереве
Размеры 199 см x 122 см
Текущее местонахождение Музей Лувра, Париж

На этой картине Дева Мария изображена с протянутой правой рукой, обнимающей младенца Иоанна Крестителя, а ее левая рука парит в благословляющем движении к младенцу Христу, который находится рядом с архангелом Гавриилом. Поскольку все четверо участвуют в движении и поведении оживленной священной беседы, создается эффект теплоты.

Председательствующее присутствие Мадонны объединяет всех четверых, что подчеркивается призматическими, но тонкими цветовыми переходами и смешением контуров.

Да Винчи эффективно использует здесь свою отличительную технику, сочетая кьяроскуро с сфумато, чтобы создать трехмерную среду и реалистичные объемные формы, пронизанные жизнью. Кьяроскуро придает глубину и интригу туманному гроту на заднем плане и туманной белой сельской местности на горизонте, а люди освещены изнутри, их лица и руки мягко светятся.

  Как нарисовать носорога - лучший самоучитель реалистичного рисования носорога

Техника сфумато

Дева со скал (ок. 1491-1508) Леонардо да Винчи; Леонардо да Винчи и мастерская, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Не используя привычных нимбов, художник изображает их святость с помощью света и воплощает окружающую обстановку с точной наблюдательностью, как это показано в уникальных видах растений, растущих на берегу озера, и анатомической точностью, как это видно в углублениях на руках младенца Христа. Это произведение искусства было быстро признано шедевром и сделало Леонардо да Винчи знаменитым.

Она послужила образцом для его сверстников и последующих художников и повлияла на использование кьяроскуро и сфумато по всей Европе.

Юноша, держащий стрелу (1505) Джорджоне

Дата завершения 1505
Средство Масло на холсте
Размеры 48 см x 42 см
Текущее местонахождение Музей истории искусств, Вена

Джорджоне известен своими картинами с нежными лирическими элементами. Несмотря на то, что ему достоверно приписывают всего около шести картин, он считается влиятельным художником эпохи Возрождения. Джорджоне стал одним из самых интригующих художников в европейской истории, неоднозначные элементы окружают категоризацию и интерпретацию его работ. Джорджоне использовал модифицированную технику кьяроскуро, сфумато.

Эта техника изменяла цветовые оттенки для передачи перспективы и освещения, придавая произведениям Джорджоне чарующую яркость света, которая завораживала зрителей.

Загадка, окружающая юношу, несущего стрелу, покрыта мраком, и существуют различные возможные интерпретации. В то время как эпоха и авторство картины общеприняты, некоторые ученые недовольны названием. Присвоение названия было затруднено тем, что тема произведения искусства остается спорной. Фигура была признана Эросом, Святым Себастьяном, Аполлоном из античной мифологии или христианских образов. Согласно последним предположениям, мальчика звали Парис, и он вырос, чтобы победить Ахилла своей стрелой.

Примеры сфумато

Юноша, держащий стрелу (1505), Джорджоне; Джорджоне, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

На этой картине изображен очаровательный молодой парень со склоненной набок головой, неподвижным лицом и едва уловимыми признаками спокойствия. Его волосы длиной до плеч, волнистые, темно-коричневые, разделены посередине. Из-за абсолютной окружающей темноты его цвет и текстура как бы растворяются в окружающей среде, в то время как точеные черты лица мужчины словно сияют.

Моделирование и силуэт работают вместе, чтобы создать удивительное изображение джентльмена эпохи Возрождения.

Молодой человек изображен от плеч вверх, одетый в яркий красный халат и белую нижнюю одежду с изысканными украшениями. Правой рукой он сжимает спинку стрелы, рядом с перьями. Указательный и средний пальцы широко расставлены, образуя широкий захват древка стрелы. Эти признаки наводят на мысль, что человек — святой Себастьян. Этот человек — тот же, что и подросток в «Гарцоне с флейтой» и «Давид с головой Голиафа», обе картины выполнены Джорджоне.

Девушка с жемчужной сережкой (ок. 1665 г.) Иоганн Вермеер

Дата завершения c. 1665
Средство Масло на холсте
Размеры 44 см x 39 см
Текущее местонахождение Маурицхейс, Амстердам
  Картины Гитлера - взгляд на картины Гитлера, печально известного диктатора

На этом знаковом изображении молодая женщина стоит перед темным фоном, ее глаза светятся, а рот широко открыт, как будто она готова говорить или остановилась на середине речи. Она одета в красивую ткань, ее одежда мягкая, с контрастными тенями и всплесками цвета, и на ней необычный синий головной убор с огромной жемчужиной, свисающей с уха. Это произведение, считавшееся легендарным во времена голландского Золотого века, иллюстрирует статус Вермеера как «мастера света» благодаря его владению кьяроскуро.

Нежные тени, омывающие левую половину ее туловища и повернутое лицо, нюансированы и разнообразны, поскольку сфумато здесь модулирует кьяроскуро.

Искусство сфумато

Девушка с жемчужной сережкой (ок. 1665), Иоганн Вермеер; Иоганн Вермеер, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Вермеер создал нежные изменения тона кожи, розовые и белые акценты на губах и сверкающий взгляд, используя очень тонкие слои иногда почти полупрозрачной краски, нанесенной кистью из тонкой барсучьей шерсти. Простота ее головного убора и наряда привлекает внимание к ее лицу, которое вылеплено с превосходной точностью и в то же время таинственно и эмоционально.

Несмотря на то, что картина представляет собой тронье — распространенный в то время жанр, изображающий фигуру, одетую в иностранную одежду, — она также вызывает недоумение, поскольку ее тюрбан не похож ни на одну из признанных в то время голландских или ориентских тенденций. Возможно также, что жемчужина, имеющая огромные размеры, состоит из олова. Блестящая красота и загадочность картины привлекают внимание ученых и широкой публики вплоть до XXI века.

На этом мы завершаем наше знакомство с техникой сфумато. Тесно связанная с кьяроскуро, она доводит концепцию смешения до еще более тонкой степени. Мы надеемся, что эта статья и приведенные примеры сфумато помогли вам глубже понять искусство сфумато.

Часто задаваемые вопросы

Что такое искусство сфумато?

Это еще один термин, пришедший из итальянского языка. Термин происходит от глагола fumare, означающего курить. Произведение искусства сфумато — это произведение, в котором отсутствуют резкие или жесткие контуры. Художники используют sfumato для создания туманного, атмосферного вида своих картин путем тщательного размывания и смешивания. Иногда для этого используется метод сухой кисти, а в других случаях — тщательное размывание или смешивание мазков кончиком пальца, тканью или другой кистью.

Где возникло сфумато?

До эпохи итальянского Возрождения четкие участки контура, очерчивающие формы, были чрезвычайно популярны в искусстве. Художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи поставил точку в этом деле. Своим знаменитым портретом «Мона Лиза» (1503) он продемонстрировал отличную иллюстрацию другого подхода. При сравнении с предыдущим резким подходом метод сфумато выделяется еще больше, поскольку лицо да Винчи приобретает нечеткий, мечтательный вид. Здесь нет четких линий, только тонкая штриховка, обеспечивающая переход от одного тона к другому.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector