«Святая Троица» Масаччо — анализ иконического произведения искусства «Троица»

Святая Троица Масаччо

Картина Масаччо «Святая Троица» считается одним из самых знаковых произведений искусства эпохи Возрождения. Картина «Святая Троица» находится во Флоренции в доминиканской церкви Санта Мария Новелла. Картина «Троица» была настолько влиятельной и впечатляющей, что многие люди, такие как Джорджо Вазари, предполагали, что она содержит некую оптическую иллюзию, которая создает невероятную глубину и перспективу картины.

Оглавление

Введение в творчество художника Масаччо

Художник Масаччо часто считается самым первым настоящим художником эпохи Возрождения. Его ужасно короткая жизнь закончилась преждевременно, но его замечательные работы изменили траекторию развития искусства в западном мире. Масаччо смог воспользоваться плодами огромного финансирования искусства в эпоху Раннего Возрождения богатыми меценатами, которые стремились выставить свои деньги и звания напоказ в виде фризов и алтарных преград, украшавших частные часовни.

О его жизни сохранилось очень мало документальных свидетельств; известно лишь то, что картины Масаччо не были похожи на работы других художников, работавших во Флоренции в тот период, в них использовался логический метод, который станет определяющим для всего Ренессанса.

Художник Масаччо

Иллюстрация Масаччо из книги Джорджо Вазари «Жизни самых выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов» (1550); Giorgio Vasari, Public domain, via Wikimedia Commons

Использование линейной перспективы для создания видимости глубины в двухмерном изображении было одним из самых фундаментальных достижений в живописи — и не в меньшей степени в технике и архитектуре — в эпоху Возрождения.

Масаччо был вдохновлен архитектурой Филиппо Брунеллески, который восстановил понятие перспективы, забытое со времен Древней Греции и Рима, и адаптировал его к своим картинам, изменив направление искусства в западной сфере.

Картины Масаччо демонстрировали поразительный реализм, радикально отличавшийся от всех других произведений искусства того периода, поскольку он перенял понятия перспективы из архитектурного дизайна, анализа освещения и структуры из скульптуры и адаптировал их к живописи.

Картины Масаччо

Автопортрет Масаччо из его картины «Воскрешение сына Теофила Антиохийского» (1427); Масаччо, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Его святые фигуры выглядят как трехмерные объекты. Они живут в дополнении к окружению зрителя, как будто за каким-то стеклом, а не в совершенно другой, визуальной плоскости, как это наблюдалось в средневековом искусстве. Натурализм произведений художника Масаччо не только иллюстрирует научные концепции, которые имели решающее значение для развития эпохи Возрождения, но и приближает освященные личности к наблюдателю и делает их более сострадательными, создавая изменение в балансе между личностями и их Божеством.

Святая Троица» работы Масаччо

Дата создания c. 1425 — 1428
Художник Масаччо (1401 — 1428)
Средство Фреска
Текущее местонахождение Санта Мария Новелла

Картина «Святая Троица» является одним из самых значительных произведений искусства Масаччо. Ее можно увидеть в постоянном месте нахождения во Флоренции в доминиканской церкви Санта-Мария-Новелла. Считается, что картина «Святая Троица» была создана в период между 1425 и 1427 годами. Это была одна из последних картин Масаччо, созданных до его ранней смерти в возрасте 27 лет.

Святая Троица Масаччо

Святая Троица (ок. 1425-1428), Масаччо; Масаччо, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Местонахождение картины «Святая Троица

Картину можно увидеть в центре левого нефа базилики. Несмотря на то, что планировка этого помещения значительно изменилась с момента первоначального создания произведения искусства, есть веские доказательства того, что фреска была подобрана очень точно в связи с визуальным рядом и конфигурацией точки зрения помещения на данный момент, особенно несуществующего входа, обращенного к произведению искусства, чтобы улучшить эффект trompe-l’œil.

Алтарь, установленный в виде полки между верхней и нижней частями фрески, добавил «реалистичности» произведению.

Доноры и заказчики картины «Святая Троица

О специфике заказа известно немного; не обнаружено никаких современных документов, указывающих на алтарь-патронаж. Два изображения доноров, видимых на фреске (по одному с каждой стороны арки), еще не были официально идентифицированы. Изображенные на них люди почти наверняка являются современными флорентийцами; либо это люди, спонсировавшие роспись, либо родственники или близкие друзья изображенных на картине людей.

В соответствии с общепризнанными нормами такого изображения принято считать (но не единогласно), что они, скорее всего, были еще живы в тот момент, когда картина была заказана.

Покровители картины

Покровители, изображенные на картине «Святая Троица» (ок. 1425-1428) Масаччо; Masaccio, Public domain, via Wikimedia Commons

Очевидно, что изображенные на картине покровители являются точным подобием их истинного облика в тот момент, когда они были созданы. Основные предположения об их идентификации указывают на два местных семейства: семью Ленци или, как минимум, родственников семьи Берти, рабочего клана из флорентийского района Санта-Мария-Новелла.

Согласно недавно найденным документам семьи Берти, они владели могилой у подножия картины, и было выдвинуто предположение, что они имели особую «духовную верность» поклонению произведению искусства «Святая Троица».

Другие источники указывают на склеп Ленци рядом с алтарем с эпитафией «Domenico di Lenzo, et Suorum 1426» и другие украшения семьи Ленци в капелле в то время, и предполагают, что портреты доноров являются посмертными портретами Доменико, исходя из поз в полный профиль, использованных для персонажей.

  Меродский алтарь - взгляд на триптих "Мерод" Робера Кампена

Деталь картины

Деталь картины «Святая Троица» (ок. 1425-1428 гг.) работы Масаччо. Латинская надпись на саркофаге гласила: «То, что ты есть, я был когда-то мной; то, что я есть, ты будешь когда-то» — указание на скоротечность всего земного существования; Масаччо, общественное достояние, via Wikimedia Commons.

Смерть Доменико, согласно документам, произошла бы 19 января 1427 года, согласно флорентийскому формату дат того времени. Учитывая переход с юлианского на григорианское расписание, смерть Доменико наступила бы 25 марта 1427 года, в соответствии с форматом дат того периода.

Существует предположение, что Филиппо Брунеллески сыграл важную роль или, по крайней мере, оказал консультативную помощь в разработке концепции произведения искусства «Троица».

Опыт Брунеллески в области линейных перспектив и дизайна, несомненно, повлиял на художника, что видно на картинах Массачио. Другой человек, фра’ Алессио, был назван ответственным за свой вклад, позиционируемый в первую очередь как правильное представление картины Святой Троицы в соответствии со вкусами и чувственностью доминиканского ордена.

Работа Козимо I и Джорджо Вазари

Примерно в 1568 году герцог Флоренции Козимо I поручил Джорджо Вазари провести значительные ремонтные работы в Санта-Мария Новелла в соответствии с предпочтениями и церковной политикой того времени. Капелла, в которой находилась картина Масаччо, была перестроена и заново декорирована в рамках этой реставрации.

Джорджо Вазари уже писал о Масаччо, давая положительную оценку именно этому произведению.

Джорджо Вазари

Портрет Джорджо Вазари, ок. 1570 г.; Неизвестный автор Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Когда в 1570 году пришло время ремонтировать часовню Троицы, Вазари решил оставить фреску нетронутой и построить новый алтарь и ширмы перед картиной Масаччо, оставив крошечный зазор и удачно скрыв и сохранив старую работу.

Хотя, судя по всему, Вазари намеревался сохранить картину Масаччо, неизвестно, в какой степени герцог Козимо или другие «заинтересованные лица» были вовлечены в этот выбор. Вазари создал Мадонну Розария, чтобы украсить новый алтарь; произведение до сих пор существует, но было перемещено в здание.

Открытие Святой Троицы Масаччо

После того, как алтарь Вазари был снесен во время ремонта в 1860 году, была обнаружена «Святая Троица» Масаччо. Распятие», верхняя часть фрески, была перенесена на холст и помещена в отдельную часть собора. Согласно существующим свидетельствам, неизвестно, была ли нижняя часть фрески, гробница с трупами, намеренно удалена (и, возможно, замазана) во время переделок 1860-х годов.

В то время часть фрески «Распятие» была восстановлена, чтобы заменить недостающие элементы дизайна, в основном архитектурные аспекты по периметру произведения.

Верхняя часть картины

Верхняя половина «Святой Троицы» (ок. 1425-1428 гг.) работы Масаччо; Масаччо, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Хотя произведение искусства находилось в плачевном состоянии, когда его обнаружили, также возможно, что перенос со стены на холст причинил больший вред. Половина произведения была восстановлена на месте в XX веке, а в 1952 году обе половины были вновь соединены на предназначенном для них месте. С 1950 по 1954 год Леонетто Тинтори работал над единым целым, чтобы восстановить его.

Описание «Святой Троицы» Масаччо

Размеры картины составляют примерно 317 см в ширину на 667 см в высоту. Таким образом, среднее соотношение вертикали и горизонтали составляет примерно 2:1. Верхняя и нижняя части произведения в целом пропорциональны 3:1. Изначально в проекте также был предусмотрен выступ, который использовался в качестве алтаря, буквально выступая наружу из пустой зоны между верхней и нижней частями картины, добавляя произведению ощущение размерности и подлинности.

Алтарный стол, построенный в виде колонны на высоте 5 футов над землей и шириной, предположительно, 60 см, должен был соответствовать и дополнять украшенную архитектуру.

Его грани и верхняя поверхность сочетаются с лестницей и аркой фрески, а поддерживающие столбы, как реальные, так и воображаемые, сочетаются с тенями, отбрасываемыми навесом, создавая иллюзию склепа для находящейся под ним гробницы.

На верхней половине фрески до сих пор сохранились остатки копоти от свечей и тепловые повреждения от работы алтаря. Изображенные фигуры выполнены почти в натуральную величину. У взрослого человека среднего роста, стоящего перед картиной, линия глаз находилась бы чуть выше пола, напротив него была бы изображена смерть в виде могилы и скелета, а выше — перспектива спасения.

Фреска разрушалась и ремонтировалась в течение времени и в результате различных происшествий.

Большая часть внешнего края верхней части, в основном архитектурные детали, является реставрационной работой. Другие части «новой» росписи можно отличить по изменениям в цвете, визуальной шероховатости и текстуре, а в некоторых случаях по видимым «изломам» вдоль границы между первоначальной поверхностью росписи и участками композиции, где старая поверхность полностью удалена и была воссоздана.

  Как нарисовать подсолнух - создание реалистичного эскиза подсолнуха

Скелет — это memento mori или воспоминание о смерти. Нижняя часть, изображающая memento mori в форме трупной могилы, также утратила значительную часть живописи, хотя усилия по восстановлению были более контролируемыми и менее всеобъемлющими. Скорее всего, это связано с тем, что нижняя половина картины была обнаружена лишь в середине XX века.

Нижняя часть картины

Нижняя половина «Святой Троицы» (ок. 1425-1428 гг.) работы Масаччо; Масаччо, общественное достояние, через Wikimedia Commons

К этому периоду «общепринятая процедура» реставрации стала более осторожной, с большим вниманием к сохранению и раскрытию оригинальной идеи или концепции, в то время как предыдущие ремонтные работы были направлены на создание визуально приемлемой «репродукции» картины. Согласно существующим источникам, на момент написания этого произведения искусства в западном христианстве с поздней античности не было построено ни одного крупного римского сводчатого ствола, триумфальной арки или чего-либо другого.

На картине представлена казнь Христа, с традиционными изображениями Богородицы и Святого Иоанна у основания распятия. Тем не менее, изображение нарушает традицию Ренессанса в столь многих аспектах, что оно остается загадкой на протяжении веков, несмотря на исследования историков. Картина известна как «Троица», потому что на ней изображен Иисус с Богом позади него и Святой Дух в виде маленького белого голубя, летящего между ними.

Хотя образное изображение Бога в то время не было запрещено религией, он был бы представлен в неземной области, символизирующей небо, а не в физическом пространстве здания.

Изображение трехмерного пейзажа в этой картине часто считается вершиной художественного мастерства Масаччо. Точка зрения настолько реалистична, что современные исследователи смогли создать трехмерное представление воображаемого пространства, описанного на картине, используя цифровые технологии.

Перспектива картины

СЛЕВА: Схема линейной перспективы в картине Масаччо «Святая Троица» (ок. 1425-1428); Масаччо, общественное достояние, через Wikimedia Commons | СПРАВА: Схема перспективы в картине Масаччо «Святая Троица» (ок. 1425-1428); Масаччо, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Выдающееся мастерство Масаччо позволило ему создать столь реалистичную среду, создавая у наблюдателя впечатление, что распятие происходит прямо у него на глазах, в самом соборе. Это придает изображению интенсивность, которая сразу же объединяет наблюдателя с агонией Христа, не только как Бога, но и как обычного человека.

Примечательные особенности произведения искусства Святой Троицы

Картина «Святая Троица» отличается идеями, взятыми из древнеримских арок, и строгим соблюдением недавно изобретенных методов точки зрения, с точкой схода на уровне глаз зрителя, так что, по выражению Вазари, «свод вытянут в перспективе и разделен на квадраты с розетками, которые уменьшаются и стилизованы так хорошо, что кажется, что в стене есть отверстие». Этот творческий стиль известен как trompe-l’œil, что в переводе с французского означает «вводить в заблуждение зрение».

Десятилетия флорентийские художники и приезжие живописцы находились под влиянием этой картины.

Картина Святая Троица

Вид на «Святую Троицу» (ок. 1425-1428 гг.) Масаччо с небольшого расстояния, чтобы увидеть эффект trompe-l’œil; Benjamín Núñez González, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Великолепный Бог, держащий Крест, считающийся непостижимым божеством, является единственной фигурой, не имеющей полностью реализованного трехмерного заполнения пространства. Другим значительным новшеством является присутствие коленопреклоненных гостей в собственном пространстве зрителей, «перед» плоскостью изображения, которая определяется колоннами и пилястрами, из которых, казалось бы, выходит едва скрытый свод.

Они представлены в традиционной для донорских образов молитвенной позе, но в том же масштабе, что и главные фигуры, вместо более привычной техники уменьшения, и с заметным вниманием к натурализму и глубине.

Анализ картины Троица

Техника уменьшения, продемонстрированная в «Святой Троице» (ок. 1425-1428) Масаччо; Масаччо, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Масаччо проводит линию горизонта по земле, на которой склонились два благодетеля. Это люди, находящиеся на самых дальних противоположных концах спектра. Ортогональные линии простираются вверх от точки исчезновения горизонта. Они геометрически распространяются как вверх, так и наружу, образуя углы и пропорции несколько диагональных плоскостей свода.

Использование линейной перспективы создает ощущение подлинного пространства, уходящего в глубину.

Огромный масштаб — более 22 футов на 10,5 футов — способствует идее декораций Масаччо в этом произведении. Масаччо заключает своих людей в то, что кажется пропорциональным и точным изображением подлинной обстановки, используя революционный подход Брунеллески к воссозданию впечатления реалистичной среды.

  Мэри Кассатт - жизнь и творчество художницы импрессионизма

Интерпретации картины «Святая Троица

Фреску интерпретировали по-разному. Большинство ученых рассматривают ее как классический тип художественного произведения, предназначенного для личных актов поклонения и поминовения усопших, однако теории о том, как произведение представляет эти цели, отличаются глубиной.

Изображение Троицы, сопровождаемой Марией и Иоанном или включающей пожертвования, широко распространено в итальянском искусстве конца 14-го и начала 15-го веков, как и связь Троицы с могилой.

Тем не менее, прототипа идентичной картины Масаччо, объединяющей все эти компоненты, не найдено. Фигуры покровителей чаще всего интерпретируются как родственники линии Ленци или, впоследствии, родственники клана Берти из флорентийского района Санта Мария Новелла. Они выполняют функцию богословских моделей для зрителей, но поскольку они находятся ближе к священным существам, чем зрители, они также приобретают уникальное значение.

Троица Художественное произведение

Святая Троица (ок. 1425-1428 гг.) работы Масаччо на стене правого нефа базилики Санта-Мария Новелла, Флоренция; Паоло Монти, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Гробница состоит из саркофага, в котором лежит скелет. На стене над трупом высечена гравировка, которая гласит: «Я был когда-то тем, чем являешься ты, и тем, кем я являюсь, будешь и ты». Этот мементо мори подчеркивает, что произведение искусства было создано для того, чтобы чему-то научить зрителей.

На самом базовом уровне картина должна была намекать набожным людям XV века, что, поскольку все они погибнут, только их вера в Троицу и смерть Христа позволит им выйти за пределы их преходящей реальности. По мнению американских искусствоведов, картина с ее ужасающей рациональностью напоминает демонстрацию по философии или арифметике, где Небесный Отец с Его непоколебимым взором служит предпосылкой, из которой неизбежно вытекает все остальное.

На этом мы завершаем рассмотрение «Святой Троицы» Масаччо. Картину «Святая Троица», одно из самых выдающихся произведений искусства эпохи Возрождения, можно увидеть в доминиканском соборе Санта-Мария Новелла во Флоренции. В ней присутствует светский элемент, как и во многих священных произведениях искусства, написанных во Флоренции в эпоху Возрождения. Применение художником одноточечной линейной точки зрения для построения композиции сделало ее одним из самых значительных шедевров эпохи Возрождения 15 века.

Часто задаваемые вопросы

Почему картина «Святая Троица» так важна?

Изображение трехмерной геометрии в этом произведении искусства часто рассматривается как вершина специальных знаний Масаччо. Перспективы настолько реалистичны, что современные исследователи смогли создать трехмерное представление воображаемого пространства, описанного на картине, используя цифровые технологии. Великолепная техника Масаччо позволила ему изобразить столь реалистичную обстановку, создавая впечатление, что распятие происходит прямо у них на глазах, в самом соборе. Это придает изображению непосредственность, которая сразу же объединяет наблюдателя со страданиями Христа, не только как Бога, но и как ближнего человека.

О чем рассказывает картина «Троица»?

Эта фигура напоминает старую картину, где Родительница Христа изображена со своим собственным родителем, стоящим рядом с ней. Изображение Бога как Родителя, стоящего позади своего сына, позволяет зрителю соединиться со Святой Троицей на более личном уровне, что было смелым шагом в тот период, когда католическая церковь поддерживала жесткую иерархию, утверждавшую, что люди могут общаться с Богом только через священнослужителей, назначенных церковью. Это намек на новую гуманистическую эпоху в искусстве и идеях, которая начала зарождаться в эпоху раннего Возрождения. С другой стороны, воображаемый дизайн этого места включает в себя степени отстраненности. Бог находится над и позади Христа, который выше апостолов; жертвователи находятся рядом с Богом благодаря своим пожертвованиям в пользу церкви; а наблюдатель находится далеко внизу картины, вглядываясь внутрь. Реалистичное изображение могилы с лежащим на ней скелетом находится на уровне глаз и «или под» воображаемым фундаментом картины. На памятнике на итальянском языке выгравирована строка: «Я был тем, кем являетесь вы, а также тем, кем являюсь я, будете вы». Глядя на изображение Христа, страдающего за их искупление, зрители вспоминают о своей собственной смерти.

Кто был художником Масаччо?

Художник Масаччо часто считается первым подлинным художником эпохи Возрождения. Его удивительно короткая жизнь оборвала его развитие, но его выдающиеся достижения изменили ход развития искусства в западном мире. Масаччо выиграл от массовой поддержки искусства в эпоху Раннего Возрождения со стороны состоятельных меценатов, которые стремились продемонстрировать свое богатство и статус в виде фризов и алтарных композиций, украшавших частные часовни. О жизни Масаччо известно немного; известно лишь то, что его картины не были похожи на работы других художников, работавших в то время во Флоренции, и использовали логический стиль, который стал характерен для эпохи Возрождения в целом.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий