Тонализм — Исследование американского тонализма и картин этого стиля

Тонализм

В 1880-х годах возник новый художественный стиль, когда американские художники начали писать свои пейзажи с тонкими оттенками цветной атмосферы. Десятилетие спустя американские художественные критики начали использовать термин «тонализм» для обозначения этого движения.

Оглавление

Непонятные впечатления от тонализма

Примерами художников тонализма являются Агнес Ричмонд, Болтон Браун, Эмиль Карсон и Джон Констебл, но двумя ведущими фигурами этого движения были Джордж Иннесс и Джеймс МакНилл Уистлер. Эстетика, созданная этой разнообразной группой художников, была радикальной для своего времени.

Тонализм стал основой движений импрессионизма и абстракционизма и до сих пор считается преобладающим.

Что такое тонализм?

Определение тонализма — туманное, что интересно, потому что это официальное определение тонализма. Отвечая на вопрос, что такое тонализм, мы имеем в виду американское направление пейзажного искусства, в котором использовались тонкие тональные диапазоны для передачи настроения или чувств.

Тоналистические пейзажи, существовавшие с 1880-х по 1950-е годы, получили широкое распространение после гражданской войны в США. На картинах тонализма изображается время суток, когда тональные значения кажутся более близкими, что влияет на настроение изображений.

Картины тонализма

Зигфрид и рейнские девы (между 1888 и 1891 гг.) Альберт Пинкхэм Райдер, находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, США; Альберт Пинкхэм Райдер, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Мягкие и размытые результаты предполагают информацию, а не выражают ее явно. Тонкая работа с красками и свободная, романтическая атмосфера картин тонализма навевают чувство духовного успокоения, которое притягивает зрителя и располагает к спокойному созерцанию.

Взгляд тоналиста

Тоналистические пейзажи определяются сдержанной цветовой палитрой, в которой преобладают нейтральные цвета, такие как серый, коричневый или синий. Эффект тесно расположенных значений, часто закрепленных сильными светлыми или темными тонами, часто называют хроматической гармонией.

Вместо использования четких линий и цвета для обозначения формы, художники тонализма используют единицы измерения.

Художник тонализма использует ломаные штрихи, как импрессионисты; нет преувеличенного импасто. Их жест основан на модели «положить мазок и оставить его», но их стилистические штрихи верны форме. У них по-прежнему есть края и определенная форма, но они смешиваются для достижения мягкой, мечтательной атмосферы.

Художественные произведения тоналистов

Die weiße Brücke (между 1875 и 1890) Джона Генри Твахтмана, находится в Институте искусств Миннеаполиса в Миннесоте, США; Джон Генри Твахтман, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Тоналистические пейзажи изображают широкие просторы земли, воды или облаков. Часто солнце или луна выступают в роли маяков, указывающих на другие миры, или скромный стог сена, символизирующий завершение труда. Тонализм изображает моменты, которые усиливают ощущение простора пейзажа. Эти картины еще не являются работами импрессионистов, поэтому они не сосредоточены на ярком солнечном свете.

Вместо этого они подчеркивают разное время суток и разное время года, передавая облачность, отражения на воде или снегу, восходы и закаты. Они показывают поздний полдень, ранний вечер или рассвет, когда мир еще не остыл. В картинах тонализма почти нет фигур, а когда они появляются, то кажутся молчаливыми и одинокими.

Основы тонализма

В 1890-х годах мир только что открыл радиацию, Дарвин только что опубликовал свое новаторское «Происхождение видов», только что закончилась гражданская война в Америке, и мир столкнулся с неудержимой силой индустриализации, урбанизации и финансовых кризисов.

Тонализм претендовал на то, чтобы стать чем-то вроде утешения для американских зрителей, которым требовалось искусство, замедляющее темп времени, вызывающее в памяти тайны и волшебство без излишней сентиментальности.

Художественные работы художников тонализма

Altweibersommer (1894), Джордж Иннесс; Джордж Иннесс, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Тонализм был важным моментом в истории искусства, о чем свидетельствует его связь с другими важными стилями, включая Барбизонскую школу, Школу реки Гудзон, люминизм и, в конечном итоге, импрессионизм. В совокупности эти направления пейзажного искусства заложили традиции живописи на открытом воздухе, или en Plein air, которые были приписаны импрессионизму. Предшествующие направления также стремились к созданию атмосферных впечатлений от пейзажа.

Как и импрессионисты, художники-тоналисты создавали реалистичные изображения, основанные на непосредственном наблюдении, но они реагировали на точные и патриотичные изображения предшествующей Школы реки Гудзон.

Резкие, красочные композиции были заменены тонкими цветовыми эффектами и мягкими краями. Эпические американские пейзажи школы реки Гудзон были заменены более интимными видами. Люминизм, последовавший за школой реки Гудзон, характеризовался кристально чистым светом и сменился угрюмой атмосферой художников-тоналистов.

  Знаменитые автопортреты - обзор самых известных портретных картин

Французский Барбизон

Традиционные художники, такие как Николас Пуссен, часто изображали сцены из античности в искусственных аранжировках, представляющих идеальную красоту. Библейская сцена Пуссена «Лето (Руфь и Вааз)» (1660-1664) имеет ощущение порядка, но, хотя она написана в натуралистическом стиле и, возможно, основана на реальном пейзаже, она нереальна. Пуссен действительно работал на пленэре, но он рассматривал их как подготовительные этюды, на которые позже наложит воображаемые сцены, и никогда не мечтал представить свои эскизы как законченные произведения.

В 1824 году в Парижском салоне была представлена знаменитая картина Джона Констебла «Вьюнка сена» (1821), которая оказала огромное влияние на определенную группу французских художников того времени. Их первоначально называли «школой 1830 года», поскольку именно тогда они появились. Во время революции 1848 года они собрались в деревне Барбизон у леса Фонтенбло, чтобы воплотить идеи Констебля. Затем они стали известны как Барбизонская школа, которая просуществовала с 1830 по 1870 год.

На Констебла повлияли голландские художники 17-го века, которые использовали сильные переходы между светом и тьмой. Кроме того, англо-голландская традиция была альтернативой франко-итальянской, поскольку изображала местные пейзажи. Эти образы не были связаны с Древней Грецией или Библией, а были простонародными. Таким образом, французский пейзаж стал центральной темой для барбизонских художников. Они отказались от формализма и рисовали непосредственно с натуры, которая в то время стала не просто фоном для античных драм.

Примеры картин в стиле тонализма

Лес Фонтенбло (1834), автор Жан-Батист Камиль Коро, находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, США; Жан-Батист Камиль Коро, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Барбизонские художники работали повсюду, но Барбизон был их духовной штаб-квартирой. Они рассматривали его причудливые леса как нетронутые места, где можно жить и рисовать. Они были первыми защитниками природы, поскольку привязались к лесам и были обеспокоены их вырубкой. Барбизонские художники также придавали большое значение небу, которое, по словам Констебла, было «главным органом чувств».

Среди ведущих представителей барбизонской школы были Теодор Руссо, Франсуа Милле, Шарль Франсуа Дорби, Жюль Дюпре, Вирхилио Диас, Поль Эмануэль, Франсуа Луи, Нарцисс-Виргиль Диас де ла Пена, Констан Труайон, Шарль-Эмиль Жак, Жан-Батист Камиль Коро и Шарль Франсуа Добиньи.

В конце 1860-х годов Барбизонская школа привлекла молодое поколение французских художников, которые приезжали в Фонтенбло из Парижа и писали национальные пейзажи. Среди этих художников были Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар и Альфред Сисели, которые в 1870-х годах стали ведущими фигурами импрессионизма.

Что такое тонализм

Картина Жана-Франсуа Милле «Землепашцы» (1857), находится в Музее Орсэ в Париже, Франция; Жан-Франсуа Милле, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Теодор Руссо был крестным отцом Барбизона. Он делал наброски на открытом воздухе за поколение до импрессионистов, но все же завершал свои картины в студии. В период с 1836 по 1848 год каждая картина Руссо, представленная в Парижский салон, была отвергнута. Тем не менее, к концу XIX века работы Руссо вызывали всеобщее восхищение и коллекционировались, в частности, состоятельными американцами.

Это влияние объединилось с американскими движениями пейзажной живописи, такими как Школа реки Гудзон, и сформировало тонализм.

Движение школы реки Гудзон

Школа живописи конца 1800-х — начала 1900-х годов, известная как Школа реки Гудзон, была первым движением коренной живописи в США. Она была известна своим патриотизмом и воспеванием красоты природных ресурсов Америки.

Художественный национализм школы реки Гудзон привлекал американцев, которые испытывали ностальгию по чистоте пейзажа, разрушенного промышленной революцией. Как и барбизонцы, художники Школы реки Гудзон рисовали различные места, помимо долины реки Гудзон.

Томас Коул начинал как портретист, но такие художники, как Томас Доди, вдохновили его на написание американских пейзажей. С этой целью Коул переехал в Нью-Йорк в 1825 году в поисках карьеры пейзажиста. Он мгновенно приобрел известность благодаря своим картинам на Катскиллс и стал лидером движения «Школа реки Гудзон». Среди его последователей были Альберт Бьерстадт, Джаспер Кропси, Ашер Б Дюран и Фредерик Эдвин Черч.

Художник тонализма

Ниагара (1857) Фредерика Эдвина Черча, находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, США; Фредерик Эдвин Черч, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Во главе с Коулом эти художники сосредоточились на понятии возвышенного и внушали зрителю чувства благоговения, схожие с теми, что возникают в присутствии природы. В их изображениях изучалось место, где находился человек, через время года или время суток, и они включали в картины скрытые послания, что придавало их работам таинственность и призрачность.

На картине Фредериха Черча «Гора Ктаадн» (1853) изображен огромный водоем в центре и фермерский мальчик, прислонившийся к дереву в правой крайней части картины. Крестьянский мальчик словно застрял между вмешательством человека и нетронутым миром, вглядываясь в простор и отражающую поверхность воды, что делает это изображение медитативным.

Этот прием станет ключевой особенностью картин тонализма, которые считались связующим звеном между школой реки Гудзон и современным искусством.

Люминизм

Люминизм, активно развивавшийся с 1850 по 1870 год, — это стиль романтической пейзажной живописи, который считается ответвлением школы реки Гудзон. Его часто смешивают с тонализмом, и, хотя их трудно отличить друг от друга, есть несколько существенных расхождений, первое из которых заключается в том, что люминизм возник раньше тонализма.

Люминизм тесно связан с трансцендентализмом, который был американским философским движением, сосредоточенным на врожденной доброте человека и природы. Почти религиозное одухотворение американского пейзажа — вот что отличает люминизм.

В поисках истины люминисты предпочитали уменьшенные сцены. В отличие от театрально сенсационных сцен «Школы реки Гудзон», их картины были чрезвычайно неподвижны, спокойны и ставили во главу угла духовную медитацию, а не драму.

  Как нарисовать яблоко - увлекательный и простой самоучитель рисования яблока для начинающих

Пейзажи тоналистов

Закат на море (1872) Джона Фредерика Кенсетта, находится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, США; John Frederick Kensett , CC0, via Wikimedia Commons

Как и в случае с тонализмом, название движения говорит о его эстетике. В картинах люминистов используется светящийся свет, который часто отражается от водоемов, создавая романтическую или поэтическую атмосферу. Часто используя воздушную перспективу, люминистские пейзажи предлагают светимость как универсальный подход к духовности.

Джон Фредерик Кенсетт был одним из мастеров люминизма, и его картина «Закат на море» (1872) показывает, как часто люминисты ссылались на свет даже в названиях своих работ.

На этой картине изображены море и солнце с тонкими переливами света на переднем плане. Благодатный закат сияет сквозь облака, отражаясь от волн. Эта картина маслом на холсте хранится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Американский импрессионизм

То, что стало происходить дальше, окажет решающее влияние на формирование художественного канона. Американские художники обретали уверенность в своих традициях и представляли свои работы на международных выставках. Всемирная выставка 1867 года ясно показала, что американская идентичность связана с ее пейзажами.

Трепетные картины этих грандиозных пейзажей казались уникальными для Соединенных Штатов. Европейские зрители и художники начали признавать американскую школу пейзажной живописи.

Американский тонализм

Художники делают наброски в Белых горах (1868) Уинслоу Хомера, находится в Портлендском музее искусств в штате Мэн, США; Уинслоу Хомер, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Миниатюрная картина Уинслоу Хомера «Художники, делающие наброски в Белых горах» (1868) произвела огромное впечатление. Изображение группы художников, рисующих на открытом воздухе со своим оборудованием и мольбертами, является неопровержимым доказательством того, что французы не были изобретателями живописи на пленэре. Таким образом, Гомер является неотъемлемой частью пути к американскому импрессионизму.

Американские художники также путешествовали за границу и знакомились с такими художниками, как Жан-Батист Камиль Коро, который был ведущей фигурой Барбизонской школы, ставшей чрезвычайно популярной среди американских коллекционеров. Изначально Коро был академическим художником и добился достаточного успеха, чтобы проводить лето за свободными пейзажными картинами, которые в итоге стали еще более популярными, чем его академические картины.

Популярность Коро вдохновила американский Барбизон, который стал известен как американский тонализм.

Основные художники- тоналисты

Как и французские импрессионисты, художники-тоналисты одними из первых начали писать современные пейзажи, как это видно на картинах Генри Уорда Рейнджера «Леса Коннектикута» (1899) и Джорджа Иннесса «Урожайная луна» (1891). Но в отличие от импрессионистов, которые стремились передать свет, эти художники пытались наделить пейзаж настроением и чувством.

Многие американские художники-импрессионисты также практиковали американский тонализм, а картина Уильяма Лэнгстона Лэтропа «Долина Делавера» (ок. 1899 г.) демонстрирует его колебания между тонализмом, который был больше озабочен настроением и атмосферой, и импрессионизмом, который стремился передать эффект мгновенного света.

Среди других известных художников движения тонализма — Гомер Додж Мартин, Агнес Ричмонд и Болтон Браун, но, по практически единодушному мнению, самыми важными тоналистами были Жорж Иннес и Джеймс МакНилл Уистлер.

Жорж Иннес (1825 — 1894)

Дата рождения 1 мая 1825 года
Дата смерти 3 августа 1894 года
Места проживания Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки
Ассоциированные художественные направления Тонализм, Школа реки Гудзон

Как и многие другие художники-тоналисты 1800-х годов, Джордж Иннесс был представителем Школы реки Гудзон. Он оказал невероятное влияние на других художников тоналистского стиля, особенно потому, что его творческий процесс сильно отличался от творчества многих других художников того времени.

Иннесса часто отмечают за его энергичные действия на холсте. Его мазки были быстрыми, но точными. Он использовал все имеющиеся в его распоряжении инструменты для достижения желаемого эффекта.

Определение тонализма

Картина Джорджа Иннесса «В сумраке» (1893), находится в Музее искусств Худа в Нью-Гэмпшире, США; Джордж Иннесс , CC0, via Wikimedia Commons

  Импрессионизм - что нужно знать об импрессионистском движении

Его техника включала в себя царапанье, соскабливание, копанье, глазурование и обдирание. Если он был неудовлетворен результатами, он просто накладывал другую картину прямо поверх предыдущих экспериментов, что приводило к созданию интересных текстурных поверхностей.

Отойдя от грандиозных зрелищ «Школы реки Гудзон», Иннесс начал отдавать предпочтение более интимным сценам, как в картинах «Долина Кин, Адирондак» (1885) и «В сиянии» (1893), которые удивительно просты. Композиции спокойны, но при этом демонстрируют восхитительное количество энергии и текстуры.

Выражение своих мыслей и обоснование своих действий были частью художественной практики Джорджа Иннесса. Однажды он сказал: «Произведение искусства не обращается к интеллекту, оно не обращается к моральному чувству, его цель — не наставлять, не назидать, а пробуждать эмоции».

Джеймс Макнилл Уистлер (1834 — 1903)

Дата рождения 11 июля 1834 года
Дата смерти 17 июля 1903 года
Места проживания Лоуэлл, Соединенные Штаты, Лондон, Великобритания
Ассоциированные художественные направления Тонализм, импрессионизм, эстетизм

Уистлер остается квинтэссенцией тонализма. Уистлер уехал из Америки в Европу в возрасте 21 года и, казалось, отверг национализм, который исповедовали многие уважаемые американские художники. Но даже уехав на полмира, Уистлер, казалось, не мог избавиться от фундаментальных способов, которыми он находился под влиянием условностей, сложившихся для изображения американских пейзажей.

Серия работ Уистлера «Ноктюрны», которую он создавал в Лондоне с 1870 по середину 1880-х годов, представляет собой перенос американской дикой природы.

Он одновременно бросал вызов стилю американской пейзажной живописи и трансформировал его в своего городского двойника. Тенистые атмосферные пространства мрачного ночного города Уистлера во многом обязаны отреченному происхождению художника.

Знаменитые картины в стиле тонализм

Ноктюрн в черном и золотом: Падающая ракета» (1875) Джеймса МакНила Уистлера, находится в Детройтском институте искусств в Мичигане, США; Джеймс МакНил Уистлер, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Его созерцательные фигуры почти всегда медитативно направлены к какому-либо водоему, в основном к реке Темзе. Эта схема отсылает не только к традициям американской пейзажной живописи, но и к важным американским поэтическим условностям середины XIX века. На картине «Ноктюрн синий и серебряный — Челси» (1871) изображена фигура, которая стоит, вглядываясь в водный простор, окруженный городским пейзажем. Жидкие штрихи Уистлера смягчают и приглушают тона окружающего моря, нежные цвета сверкают в ночи.

Одухотворяя нарисованную фигуру, Уистлер пытался открыть нам доступ к скрытым мирам. На тонкую масляную шкурку Уистлер наслаивал тонкие тона темных цветов, придавая своим мрачным поверхностям холодный, мрачный эффект. Призыв картины к нашему пассивному вниманию придает ей синестетическое качество.

Еще одно название, которое Уистлер использовал для своих «Ноктюрнов», — симфонии, что усиливает идею о том, что картины были созданы просто для того, чтобы наслаждаться их красотой.

Тонализм сегодня

Тонализм показал нам, что природу можно наблюдать через тональные значения, и это стало повсеместной частью художественного понимания. Однако многие последователи тонализма слишком сильно придерживались его постулатов, сводя его к несколько причудливой и излишней традиции. В результате тонализм был быстро затмлен импрессионизмом и европейским модернизмом.

Тоналистическая живопись

Морской берег (ок. 1900) Леона Дабо, находится в Детройтском институте искусств в Мичигане, США; Детройтский институт искусств, общественное достояние, через Wikimedia Commons

К 20 веку картины в стиле тонализма считались старомодными и подверглись разрушительной форме стирания в ранних обзорах американского искусства, и даже самые проницательные наблюдатели отнесли их лишь к сноскам.

Но поскольку тонализм связан с исследованием тонкостей цветовых отношений, он никогда не сможет по-настоящему исчезнуть. Хотя он может казаться невидимым, он всегда существует. Сегодня это явление не только в живописи, но мы видим тонализм во всех других средствах массовой информации, особенно в фотографии, которая основана на тонком исследовании тональных значений.

Часто задаваемые вопросы

Тонализм — это то же самое, что и барбизон?

И да, и нет. Американский тонализм был продуктом Барбизонской школы, но Барбизон был также известен как французский тонализм.

Что такое тонализм в австралийском контексте?

Определение австралийского тонализма основано на движении, возникшем в Мельбурне в 1910-х годах. Его также называют школой Макса Мелдрума, по имени ее основателя. Художники школы тонализма Мелдрума были заинтересованы в поиске научных методов для точного определения аналогичных единиц измерения.

Где находилась школа реки Гудзон?

Школа Гудзона располагалась в долине реки Гудзон в штате Нью-Йорк, в Соединенных Штатах Америки.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий