Византийская архитектура — изучение стиля константинопольской архитектуры

Содержание

Византийская архитектура

Византийская архитектура — это стиль строительства, который процветал с 527 по 565 гг. н.э. во времена правления римского императора Юстиниана. Отличительной чертой этого стиля является возвышенный купол, результат применения самых передовых технических методов шестого века, в сочетании со значительным использованием мозаики в интерьере. На протяжении всего правления Юстиниана Великого византийская церковная архитектура была доминирующим стилем восточной части Римской империи, но ее влияние длилось столетиями, и характерные черты византийской архитектуры все еще можно наблюдать в современных церковных проектах.

Оглавление

Введение в византийскую архитектуру

Большая часть того, что мы сейчас называем константинопольской или византийской архитектурой, относится к религиозной или связанной с прихожанами. После Миланского эдикта в 313 году н.э., в котором император Константин провозгласил свое собственное христианство, христианская вера начала расти, и христиане больше не подвергались частому осуждению.

Благодаря свободе вероисповедания христиане могли молиться публично и без страха последствий, и зарождающаяся вера быстро росла. По мере того как росла потребность в домах набожности, росла и потребность в инновационных решениях архитектурных проектов.

Характерные черты византийской архитектуры

  • Византийские здания имеют квадратную форму и центральное расположение этажей. Они были построены по образцу греческого креста вместо латинского crux в готических церквях. Ранние византийские здания могли иметь большие, выдающиеся центральные византийские купола, поднимающиеся от квадратного фундамента на полукруглых колоннах.
  • Византийская архитектура сочетала в себе ближневосточные и западные архитектурные элементы и практики. От классического ордера отказались в пользу колонн с орнаментальными плитами-импостами под влиянием ближневосточных узоров. Часто использовались мозаичные узоры и сказки. Например, мозаичное изображение Юстиниана в базилике Сан-Витале воздает честь императору.

Внутри византийских зданий

Интерьер Сан-Витале, Равенна (547 г. н.э.), прекрасный пример характерных черт византийской архитектуры; Isatz, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

  • Раннее Средневековье также было периодом инноваций в строительной технике и материалах. Клирообразные окна стали важным способом проникновения естественного света и вентиляции в строения, которые в противном случае были бы мрачными и задымленными.
  • Самые роскошные комнаты украшались тонкими плитами из камня или мрамора. Некоторые колонны также были построены из мрамора. Кирпич и камень также часто использовались в качестве материала. В оформлении интерьеров часто использовались мозаики, состоящие из стеклянных или каменных тессер. Византийские интерьеры были обставлены дорогой деревянной мебелью, такой как кровати, сиденья, скамьи, письменные столы, книжные шкафы, а также золотые или серебряные сосуды с великолепными рельефами.

Византийские инженерные и строительные техники

Как вместить массивный круглый византийский купол в квадратную комнату? Византийские инженеры пробовали множество строительных систем; когда потолки рушились, они пробовали что-то другое. По мнению искусствоведов, были придуманы сложные средства для обеспечения прочности конструкции, такие как хорошо сделанные глубокие подпоры, механизмы деревянных тяг в стенах, сводах, фундаментах и металлические цепи, горизонтально вставленные в кирпичную кладку.

Чтобы поднять купола на большую высоту, византийские конструкторы перешли к механическому использованию маятников.

Византийские купола

Интерьер собора Святой Софии (537 г. н.э.) в Стамбуле; Julien Maury, PDM-owner, via Wikimedia Commons

При таком подходе купол может быть поднят из верхушек вертикальных цилиндров, похожих на силос, что обеспечивает высоту купола. Фасад церкви Сан-Витале, похожей на Святую Ирину, отличается подвеской, напоминающей силос.

Внутренняя часть Святой Софии, одной из самых знаковых византийских построек во всем мире, является отличной демонстрацией маятников, увиденных изнутри.

Почему стиль известен как константинопольская архитектура и византийская архитектура?

Император Константин перенес столицу Римской империи из Рима в современный Стамбул (тогда известный как Византия) в 330 году н.э. Константин назвал Византийской архитектурой Константинополь. Константин назвал Византий Константинополем в свою честь. Восточная Римская империя — это то, что мы называем Византийской империей. Римская империя была разделена на две части: Западную и Восточную.

В то время как Восточная Римская империя была сосредоточена в Византии, Западная Римская империя располагалась в Равенне, поэтому Равенна является популярным туристическим центром, где можно увидеть византийскую архитектуру. Западная Римская империя распалась в Равенне в 476 году н.э., но Юстиниан восстановил ее в 540 году н.э. Византийское влияние Юстиниана до сих пор можно увидеть в Равенне.

Западная и восточная византийская архитектура

В 482 году н.э. римский император родился в Македонии, а не в Риме. Место его рождения является решающей причиной того, как эпоха христианского императора между 527 и 565 гг. н.э. повлияла на характер архитектуры. Юстиниан был римским императором, хотя вырос среди народов Востока. Он был христианским лидером, который объединил две культуры, что позволило обменяться строительными техниками и архитектурными элементами.

Сооружения, которые раньше были похожи на римские, стали приобретать более региональные, восточные черты.

Характерные черты византийской архитектуры

Интерьер мозаичного потолка Агнца Божьего в Сан-Витале, Равенна (547 г. н.э.); Базилика Сан-Витале, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Юстиниан отвоевал Западную Римскую империю у захватчиков, и архитектурные стили с Востока были импортированы на Запад. Мозаичное изображение Юстиниана из базилики Сан-Витале в Равенне свидетельствует о влиянии Византии на регион Равенны.

Сегодня Равенна продолжает оставаться крупным центром византийской архитектуры.

Влияние византийских построек

Строители и архитекторы учились как у своих начинаний, так и друг у друга. Византийская церковная архитектура, созданная на Востоке, вдохновляла на строительство и дизайн святых сооружений, созданных в самых разных местах. Например, церковь Святых Сергия и Вакха — маленькая стамбульская попытка 530 года н.э., которая повлияла на окончательный проект самой известной византийской церкви, великой Святой Софии.

  Ансель Адамс - взгляд на жизнь фотографа Анселя Адамса

В 1616 году это послужило толчком к созданию Голубой мечети. Восточная Римская империя оказала значительное влияние на раннюю исламскую архитектуру, особенно на Купол Скалы в Иерусалиме и Великую мечеть Омейядов в Дамаске.

Восточная византийская архитектура сохранилась в православных странах, таких как Румыния и Россия, что можно наблюдать в Успенском соборе в Москве 15 века.

Пример византийских зданий

Успенский собор в Московском Кремле (1479), также известный как Успенский собор; Jorge Láscar from Melbourne, Australia, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

В Западной Римской империи, особенно в Италии, например, в Равенне, византийская архитектура быстрее сменилась романской и готической, а возвышающиеся шпили вытеснили высокие купола раннего религиозного дизайна.

Архитектурные эпохи не имеют границ, особенно в Средние века.

Средняя и поздняя Византия — это термин, используемый для описания периода средневековой архитектуры примерно с 500 года до 1500 года. В конце концов, имена менее значимы, чем влияние, а архитектура всегда была уязвима для новых веяний. Правление Юстиниана оставило после себя наследие, которое сохранялось еще долго после его смерти в 565 году н.э.

Десять знаменитых византийских зданий

К сожалению, некоторые из самых величественных сооружений и памятников были разобраны или пришли в упадок. Большинство из тех, кто пережил крах Византийской империи, подверглись значительной адаптации и изменениям.

Однако есть несколько памятников, которые служат постоянной памятью о былом великолепии и величии Византийской империи, а также о ее особом архитектурном характере.

Святая Ирина, Стамбул (337 г. н.э.)

Сооружение завершено 337 Г. Н.Э.
Местонахождение Стамбул, Турция
Функция Церковь
Архитектор Константин Великий (306 — 337 гг. н.э.)

Святая Ирена — это византийская церковь в современном Стамбуле, расположенная во дворце Топкапы в первом внутреннем дворе. После того, как Константиновская Святая Ирена была разрушена пожаром, она была отремонтирована Юстинианом в шестом веке и значительно перестроена императором Константином V в восьмом веке, когда ее апсида была украшена скромным мозаичным крестом.

После того, как на протяжении десятилетий в османский период она служила оружейной палатой, в 19 веке она стала первым музеем Османской империи. Константину часто приписывают создание первой церкви, посвященной Святой Ирине. Однако другие источники утверждают, что Константин восстановил или расширил уже существующую здесь церковь или небольшой храм.

Пример архитектуры Константинополя

Вид с северо-запада на вершину Хагии Ирины (337 г. н.э.) в Стамбуле; Dosseman, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Святая Ирина, которую часто называют «Старой церковью», функционировала как кафедральный собор Константинополя до открытия Святой Софии в 360 году. После того, как Павел Исповедник был поставлен епископом Константинополя в Святой Ирине приблизительно в 337 году н.э., между арианами и православными христианами началась серия столкновений, закончившаяся гибелью 3 150 человек.

Мозаичная роспись в апсиде, несомненно, является самой примечательной особенностью Святой Ирины, поскольку это уникальный образец неортодоксального искусства. Сторонники иконоборчества, в частности Константин V, выступали против использования фигуративного изображения в священном искусстве, вместо замены знаков на лица.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово, Равенна (505 г. н.э.)

Сооружение завершено 505 Г. Н.Э.
Местонахождение Равенна, Италия
Функция Базилика
Архитектор Теодорих Великий (454 — 526 гг. н.э.)

Первоначально посвященная Сальватору и приписанная к арианской вере, здание было изменено в сторону православия после захвата города Византийской империей (середина шестого века). В результате она была посвящена епископу Тура, святому Мартину, который отличился в войне против ереси. Согласно легенде, мощи святого Аполлинария, святого отца церкви Равенны, были перенесены сюда из Классе в восьмом веке.

Предположительно, в этом воплощении церковь была названа в честь Аполлинария, но с окончанием «Нуово». Внешне базилика Сант-Аполлинаре Нуово выглядит довольно скромно.

Византийская арка

Интерьер базилики Сант-Аполлинаре Нуово, Равенна (505 г. н.э.) в Италии; Username.Ruge, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Кирпичный фасад с тимпаном окружен двумя колоннами и клиросным окном и увенчан двумя крошечными окошками. Первоначально он был окружен четырехсторонним крыльцом, но сейчас перед ним скромный и элегантный мраморный перистиль XVI века. Круглая колокольня сбоку, характерная для архитектуры Равенны, датируется девятым-одиннадцатым веками. В интерьере базилики представлена одна из самых известных на планете мозаичных экспозиций, включающая раннее и позднее христианство.

Это великолепное мозаичное произведение искусства простирается по всей длине среднего нефа. Это непревзойденный шедевр с точки зрения художественных, живописных представлений и философской ценности. Базилика отражает развитие византийской мозаики со времен Теодориха до эпохи Юстиниана.

Цистерна Базилика, Стамбул (532 г. н.э.)

Сооружение завершено 532 Г. Н.Э.
Местонахождение Стамбул, Турция
Функция Цистерна
Архитектор Император Юстиниан (482 — 565 гг. н.э.)

Этот образец византийской архитектуры несколько отличается от пышного золотого декора, который можно увидеть в Святой Софии. Цистерна Базилика — это большая подземная цистерна в Стамбуле. Она была построена в эпоху Юстиниана I, как и многие другие византийские сооружения. Цистерна служила для очистки воды в Большом дворце и перед Святой Софией.

Хотя, когда она была цистерной, ее регулярно наполняли водой, в настоящее время она обычно остается пустой, чтобы обеспечить доступ туристов. Базы колонн с изображением Медузы являются отличительным элементом дизайна Цистерны Базилики.

Столб византийских зданий

Фотография колонны с головой Медузы, повернутой набок, в Цистерне Базилика (532 г. н.э.) в Стамбуле; Марк Ахсманн, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Некоторые легенды утверждают, что голова Медузы повернута набок, чтобы она не превращала мужчин в камень, в то время как другие утверждают, что это просто дополнительная площадь поверхности, необходимая для эффективного столба. В любом случае, утилитарная резьба придает нотку волнения этому византийскому шедевру.

Согласно древним писаниям, базилика имела сады, окруженные портиком. Согласно историческим источникам, император Константин возвел здание, которое позже было отремонтировано и расширено императором Юстинианом после бунтов в Нике, опустошивших город в 532 году нашей эры.

Святая София, Стамбул (537 г. н.э.)

Сооружение завершено 537 Г. Н.Э.
Местонахождение Стамбул, Турция
Функция Мечеть
Архитектор Исидор Милетский (442 — 537 гг. н.э.)
  Как нарисовать пион - создание реалистичной иллюстрации пиона

Собор Святой Софии с его креативным строительством, глубокой культурой, духовным значением и отличительными качествами уже много веков побеждает время. Это самый древний собор, который трижды строился на одном и том же месте.

С его потрясающими византийскими куполами, которые словно парят в воздухе, колоссальными мраморными колоннами и непревзойденными мозаичными византийскими узорами, он является одним из архитектурных чудес света. Неповторимая красота византийской архитектуры с ее изысканным сочетанием размеров, освещения и цветов вдохновляет верующих на поклонение.

Пример византийских куполов

Внешний вид собора Святой Софии (537 г. н.э.) в Стамбуле; Arild Vågen, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Святая София находится на «первом холме» Стамбула, на острие древнего полуострова, омываемого с трех сторон Золотым Рогом, Босфором и Мраморным морем. Нынешняя мечеть — третье сооружение, построенное на том же месте, но с иной архитектурной философией, чем ее предыдущие собратья. Святая София считалась воплощением византийской архитектуры и, как полагают, изменила ход истории архитектуры.

Она была возведена Исидоросом (инженером и геометром) по указанию императора Юстиниана. Строительство началось в 532 году, было закончено за пять лет, и в 537 году с большим шумом было посвящено в служители. Купол Святой Софии вместе с сотнями зданий обрушился в 546 году н.э. в результате землетрясения.

Базилика Сан-Витале, Равенна (547 г. н.э.)

Сооружение завершено 547 Г. Н.Э.
Местонахождение Равенна, Италия
Функция Церковь
Архитектор Юлий Аргентарий (ок. 500 г. н.э.)

Базилика Сан-Витале на северо-восточной окраине Равенны является выдающимся представителем византийской архитектуры. Ее строительство было начато, когда Равенна находилась под властью остготов. Он был построен как мартирий для святого покровителя Равенны, Святого Виталиса, и в конечном итоге стал частью бенедиктинского аббатства где-то до середины 10-го века, пока оно не было расформировано в 1860 году.

За исключением более поздних сводов, которые заменили деревянные перекрытия над галереей, большая часть оригинальной структуры сохранилась.

Пример византийской арки

Мозаика свода апсиды в базилике Сан-Витале, Равенна (547 г. н.э.) в Италии; Tango7174, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Арки галереи и амбулатория были значительно изменены, а внешние контрфорсы, возможно, были построены в XII веке. Южная лестничная башня была перестроена в кампанилу, а затем обрушилась в 1688 году.

В 16 веке церковь подверглась обширной реконструкции, а в 18 веке были возведены дополнительные часовни. Мозаики были отремонтированы в середине 19 века. В начале 20 века были проведены раскопки, в ходе которых церковь была восстановлена в первоначальном виде.

Бема и апсида были искусно украшены мраморными и мозаичными мостовыми, лепным орнаментом под арками, цветными окнами и жестикуляционными мозаиками. Проконнесские мраморные элементы, включая колонны и украшения алтаря, были разработаны в соответствии с последними константинопольскими стилями.

Монастырь Дафни, Чайдари (ок. шестого века)

Сооружение завершено ок. шестого века
Местонахождение Хайдари, Греция
Функция Монастырь
Архитектор Неизвестный (ок. 6 века)

Монастырь обнесен стеной с особенно впечатляющим оборонительным ограждением. Этот квадратный энсинт содержит башенки и укрепления с обеих сторон, а также два входа с восточной и западной сторон. Монастырь тянется еще с византийских времен, хотя северная стена — единственный остаток первоначальной квадратной твердыни.

Четыре стороны, каждая около 98 метров в длину и чуть больше метра в ширину, укреплены с внутренней стороны огромными колоннами, несущими широкие арки, создающие аркаду, несколько из которых сохранились до наших дней.

Рисунок византийских зданий

Рисунок пером и карандашом 1890 года монастыря Дафни (ок. шестого века) в Чайдари; Джон Пентланд Махаффи, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Поверх арок вокруг стен замка проходила укрытая тропинка. В центре замка доминирует монастырская церковь, а остатки столовой расположены сразу к северу. С южной стороны от церкви находилась прямоугольная площадь с аркадами, апартаментами и сопутствующими сооружениями, которые, как показали находки, несколько раз обновлялись или реконструировались на протяжении тысячелетней истории монастыря.

Выдающееся качество строительства монастыря, включая перегородчатую кладку, экстравагантные окна с византийскими арочными кирпичными рамами, а также пышное внутреннее убранство, включая великолепные мозаики на поверхности стен, мраморные облицовки на нижней половине стен и мраморные украшения, от которых сохранилось лишь несколько экземпляров. Они связывают развитие монастыря с элитными организациями императорского двора.

Мозаики, украшающие верхние стены, представляют православное богословие.

Осиос Лукас, гора Геликон (ок. 960 г. н.э.)

Сооружение завершено C. 960 Г. Н.Э.
Местонахождение Гора Геликон, Греция
Функция Монастырь
Архитектор Неизвестный (ок. 920 г. н.э.)

Самый ранний храм комплекса, Осиос Лукас, является единственным достоверно известным храмом, возведенным в 10 веке на нынешнем месте в материковой Греции. Это центрическое сооружение в форме параллелограмма — самый ранний в стране пример стиля «крест в квадрате»; его дизайн основан на константинопольском монастыре Липса.

Стены выполнены из «opus mixtum» (наполовину из камня, наполовину из кирпича и мрамора) и украшены своеобразными византийскими узорами.

Пример византийских узоров

Внешний вид Осиос Лукас (ок. 960 г. н.э.) в Греции; GreekNinjas, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Осиос Лукас соединен с более крупной кафедральной церковью. Католикон — старейшая из существующих купольно-восьмиугольных церквей, с восемью опорами, установленными по окружности наоса. Полусферический купол поддерживается четырьмя косоугольниками, которые соединяют восьмиугольное основание под куполом с квадратом, очерченным стенами под ним. Основной куб церкви окружен по всем 4 углам часовнями и галереями.

Это самый большой из трех монастырей средневизантийской эпохи, которые до сих пор существуют в Греции. Он отличается от Неа Мони и своей преданностью одинокому святому-воину.

Фигура Иисуса Навина на внешней стене церкви Панагии напоминает о пророчестве Святого Луки относительно повторного захвата Крита: Иисус Навин считался идеальным борцом за правду, чья помощь была особенно полезна в войнах, которые велись против арабов. В Католиконе находится лучший сохранившийся комплекс мозаик периода македонского Возрождения.

  M. К. Эшер - биография художника-тесселятора Маурица Корнелиса Эшера

Базилика Святого Марка, Венеция (1094)

Сооружение завершено 1094
Местонахождение Венеция, Италия
Функция Базилика
Архитектор Доменико I Контарини (ок. 1050 г.)

Внешняя часть западного фасада базилики разделена тремя регистрами: нижним, верхним и куполом. Пять круглых арочных входов в самом нижнем регистре фасада, окруженные декоративными мраморными колоннами, ведут в вестибюль через бронзовые двери. Верхний уровень фресок в люнетах боковых византийских арок изображает эпизоды из жизни Христа (все реставрации эпохи Возрождения), завершаясь замененным в 19 веке Страшным судом, расположенным ниже над главным дверным проемом, который заменил разбитый на ту же тему.

Мозаики с изображением повествования о мощах Святого Марка покрывают люнеты боковых входов справа налево; первая сбоку — единственная на фасаде, датируемая XIII веком. Официальная тема — Исповедь мощей.

Византийская церковная архитектура

Внешний вид базилики Святого Марка (1094) в Венеции, Италия; Zairon, Public domain, via Wikimedia Commons

На фасаде выставлены четыре бронзовые лошади. Впервые мы можем получить четкое представление о первоначальном расположении мозаик благодаря художественным произведениям и другим изображениям. Каменные скульптуры очень ограничены на нижнем уровне, где основное внимание уделяется зарослям колонн и мраморным плитам с византийскими узорами.

Здесь есть короткие полосы романской работы на дверных проемах, тонко вырезанные поля с растительностью вперемешку с фигурками на византийских арках и других компонентах, а также массивные рельефные святые между сводами.

Вдоль крыши, с другой стороны, расположена линия скульптур, многие из которых размещены в собственных маленьких павильонах.

Византийские бани, Салоники (ок. 12 века)

Сооружение завершено c. 12 век
Местонахождение Салоники, Греция
Функция Бани
Архитектор Неизвестный (ок. 12 века)

Общественные бани оставались в употреблении до конца поздней античности, когда они были постепенно ликвидированы в пользу скромных жилых бань для привилегированных слоев населения. К 11 веку произошло возрождение банной культуры, с развитием местных бань, личных бань для аристократов и даже монастырских бань.

Именно в таких условиях была построена византийская баня в Салониках. Хотя в настоящее время это единственная сохранившаяся византийская баня в Салониках, в византийскую эпоху существовало несколько других.

Византийские образцы

Византийские бани Ано Поли (ок. 12 века) в Салониках, Греция; C messier, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Во времена Османской империи она называлась Куле Хамам (предположительно в честь близлежащей башни) и находилась рядом с кладбищем и мечетью. За столетия использования она была значительно обновлена, чтобы соответствовать банным практикам разных эпох, и продолжала функционировать до 1940 года.

Несмотря на свои ограниченные размеры, баня четко разделена на три части: раздевалка в скромной прихожей, теплое помещение и горячая комната. Горячая камера использовалась для последних этапов банной процедуры, после чего участников ополаскивали в отдельных ваннах.

Из прихожей в горячую комнату вели два входа. Их помещения взаимодействовали друг с другом, а также с двумя огромными камерами жаркой комнаты. Одна из отапливаемых камер увенчана большим куполом. Гипокаусты поддерживают пол теплой комнаты.

Церковь Святой Екатерины, Салоники (ок. 1300-х гг.)

Сооружение завершено c. 1300s
Местонахождение Салоники, Греция
Функция Церковь
Архитектор Неизвестный (ок. 1300-х гг.)

Изысканная церковь палайологовского периода является одним из самых «неясных» культовых зданий города: ее византийское название неопределенно, а исторических записей в данном случае особенно мало. Тот факт, что существующие византийские записи подтверждают создание более 50 византийских зданий и 40 монастырей, а некоторые византийские писатели соотносят количество церквей в городе с количеством дней в году, дает достойное представление об огромном количестве церквей в византийских Салониках.

До наших дней сохранилось только 15, и только десять из них имеют свои традиционные названия.

Архитектура Константинополя

Внешний вид церкви Святой Екатерины (ок. 1300-х гг.) в Салониках, Греция; C messier, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Попытка идентифицировать византийские здания, скрывающиеся под современными названиями, и турецкие названия, которые им предшествовали — ведь подавляющее большинство из них были превращены в мечети — очень часто бывает столь же увлекательной, как сюжет великого детективного романа.

Документация из византийских и турецких источников должна быть объединена с доказательствами, предоставленными самими историческими объектами и проведенными на них раскопками. Церковь Агиа Айкатерини была превращена в мечеть во времена султана Баязида II Якупом Пашой из Бейлербейи, которому она и приписывает свое турецкое название.

На этом мы завершаем нашу статью о византийской архитектуре. Иначе известный как константинопольская архитектура, этот стиль берет свое начало в период правления Юстиниана и сочетает в себе ближневосточные и западные архитектурные элементы и практики. От классического ордера отказались в пользу колонн с декоративными плитами-импостами под влиянием ближневосточных узоров.

Часто задаваемые вопросы

Почему византийская архитектура была известна как византийская?

В 330 году н.э. император Константин перенес столицу Римской империи из Рима в современный Стамбул. В то время эта территория была известна как Византия. Отсюда и название византийской архитектуры.

Каковы особенности византийской архитектуры?

Самой отличительной чертой византийцев были купола крыши. Для того чтобы купол располагался на квадратном основании, использовались приземистые или маятниковые конструкции. Византийские здания отличались обширными пространствами и пышными украшениями, такими как мраморные колонны и инкрустации, мозаика на арках, инкрустированные камнем тротуары, а иногда и позолоченные богато украшенные потолки.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector