Здзислав Бексиньский — жизнь и творчество знаменитого польского художника ужасов

Здзислав Бексиньский

Польский художник Здзислав Бексиньский был известен своими работами, в которых в живописи, фотографии и скульптурах использовалась тема антиутопического сюрреализма. Произведения Бексиньского, такие как его сюрреалистические картины ужасов и жуткие эскизы, были выполнены в готическом или барочном стиле. Творчество польского художника ужасов было разделено на два различных периода; картины Бексиньского раннего периода описываются как экспрессионистский антиутопический сюрреализм, а более поздний период характеризуется формалистическим стилем и носит более абстрактный характер. Фотография Здзислава Бексиньского — еще один важный элемент в творчестве этого кошмарного художника.

Оглавление

Здзислав Бексиньский: Художник кошмаров

Хотя картины Здзислава Бексиньского могут показаться ужасающими и наводящими страх, они отражают синтез многих влияний, вдохновений и отражают философские взгляды художника. Он не использовал болезненные, мрачные и сюрреалистические элементы для описания ужасных переживаний; напротив, фотографии и картины Здзислава Бексиньского являются результатом длительного и физически изнурительного путешествия в бессознательное.

Автопортрет Здзислава Бексиньского

Автопортрет (1956-1957) Здзислав Бексиньский; Здзислав Бексиньский (авторские права унаследованы Историческим музеем в Саноку), CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Это посвящение привело к катастрофе; таким образом, похоже, что эти мрачные идеи стали реальностью. 5 февраля 2005 года Бексиньский был смертельно ранен ножом в своей варшавской резиденции 19-летним коллегой, якобы за то, что тот отказался одолжить ему денег. Независимо от суеверий, очевидно, что невероятная коллекция работ представляет собой огромные усилия польского художника ужасов по обретению уникального стиля и тщательному сохранению сакральности его антиутопического замысла, скрытого от посторонних глаз.

Национальность Польша
Дата рождения 24 февраля 1929 года
Место рождения Санок, Польша
Ассоциированный стиль Антиутопический реализм, формализм

Жизнь и творчество польского художника ужасов

Здзислав Бексиньский родился в южном польском городе Санок. В Кракове он изучал архитектуру. Он закончил образование в 1955 году и вернулся в Санок, где работал начальником строительного участка, хотя и не любил эту работу. В этот период он увлекался монтажной фотографией, скульптурой и живописью. Когда он только начинал заниматься скульптурой, он часто использовал в качестве материала материалы, которые находил на строительных площадках.

Его ранние фотографии предвосхитили его последующие полотна, на которых часто изображались странные морщины, одинокие пейзажи и натюрморты на абразивных материалах. Его картины часто передают тревогу, например, растрепанные кукольные лица или лица, которые были вытерты или скрыты бинтами, обвязанными вокруг картины.

Его главным интересом была абстрактная живопись, однако, похоже, что в 1960-х годах на его творчество повлиял сюрреализм.

Наброски и рисование

Бексиньский не имел формального художественного образования. В 1952 году Бексиньский получил степень магистра архитектуры на архитектурном факультете. Его работы в основном были выполнены масляной краской на панелях из жесткого картона, которые он соорудил сам, однако он также пробовал работать акриловыми красками. Он не любил неподвижность; рисуя, Бексиньский с удовольствием слушал классическую музыку. Среди работ художника этого периода можно назвать «Глова» (1958) и «Постач на Тле Воды» (1954).

Художник кошмаров

Рисунок без названия (1958) Здзислав Бексиньский; Здзислав Бексиньский (авторские права унаследованы Историческим музеем в Саноку), CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Фотография Здзислава Бексиньского

Он начал работать как фотограф в 1950-х годах. В 1958 году он провел персональную выставку своих фотографий в Фотографическом обществе в Гливице. Бексиньский стремился увековечить авангард и фотомодернистские эксперименты межвоенного периода. На него в первую очередь повлиял французский сюрреализм, который проявился как в фотографии, так и в его картинах. Однако он ставил под сомнение все творческие идеи. В результате он быстро устал и, в некоторой степени, высмеял авангардные наклонности, к которым пытался себя отнести.

Он был уверен, что современное искусство во всем мире закончится и начнется эпоха «новых шедевров», в которых будет использован сплав разрозненных, часто даже противоречащих друг другу эстетических течений.

Экспозиция неофициальной группы, которая вошла в историю польской фотографии под названием «Антифотография», была представлена в 1959 году в Фотографическом обществе в Гливице. Затем Бексиньский выставил свою культовую работу «Корсет садиста» (1957) с группой из 14 безымянных работ, на которые повлияли фотографии сюрреализма и теория киномонтажа, разработанная Всеволодом Пудовкиным, известным советским конструктивистом. В своих постановках Бексиньский использовал любительские снимки, журнальные перепечатки (в том числе сексуального характера), выцветшие негативы и копии отрывков из словарей, которые он подавал в манере, напоминающей киноповествование.

Он давал своим работам поразительные и неожиданные названия, которые взаимодействовали с сопоставленными изображениями.

Здзислав Бексиньский Фотография

Портрет жены (1967) Здзислав Бексиньский; Здзислав Бексиньский (авторские права унаследованы Историческим музеем в Саноку), CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

  Максфилд Пэрриш - взгляд на жизнь, стоящую за гравюрами Максфилда Пэрриша

В 1958 году он написал статью «Кризис в фотографии и перспективы его преодоления», одну из самых важных теоретических работ по фотографии, созданных в Польше в 20 веке, в 11-м номере журнала «Периодическая фотография». Его фотоработы включают более ста фотографий, которые сейчас хранятся в Национальном музее во Вроцлаве. Его фотографии относятся к наиболее значительным успехам фотографии в Польше в 20 веке. Эти работы являются предтечей концептуализма, боди-арта и фото-медиа искусства, так как художник действовал исходя из предпосылки бросить вызов существующим канонам эстетической фотографии.

Он окончательно перестал заниматься фотографией в начале 1960-х годов, недовольный ограниченными возможностями модификации сделанных им снимков.

Фотография ограничивала его воображение, поэтому он перешел к живописи и эскизам, которые позволяли ему «запечатлевать мечты», как он их описывал. Прежде чем сосредоточиться на живописи и эскизах, он некоторое время занимался скульптурой и сделал множество абстракционистских рельефов. Живопись оказалась идеальным средством для его собственных перспектив. В 1967 году, после первых побед в качестве художника, он был уволен с производства автобусов. После этого он работал только как художник.

Фантастический сюрреализм

Его первый большой триумф состоялся в 1964 году, когда он продал все свои картины на выставке в Варшаве. Бексиньский с рвением занялся живописью, работая без устали, слушая классическую музыку. Он быстро стал одной из ключевых фигур в современном польском искусстве. В конце 1960-х годов у Бексиньского началась так называемая «фантастическая фаза», которая продолжалась до середины 1980-х годов.

Это его наиболее известный этап, когда он создавал пугающие работы, изображающие мрачную, сюрреалистическую атмосферу с яркими изображениями смерти, разложения, пейзажей, заваленных костями, деформированных людей и пустынь.

Жуткие зарисовки

Рисунок без названия (1968) Здзислав Бексиньский; Здзислав Бексиньский (авторские права унаследованы Историческим музеем в Саноку), CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Эти замысловатые произведения были созданы с его фирменным мастерством. «Я хочу рисовать так, как будто запечатлеваю сны», — говорил в то время Бексиньский. Среди его работ этого периода — «Композиция» (1960) и «Стадион Постачи» (1969).

Одержимость повторяющимися запретными темами, такими как смертность, разрушение и чернота, привела Здзислава Бексиньского к исследованию человеческого разума.

На этом же пути художник обращался к сексуальности, абстракционизму и восточной философии, при этом всегда возвышая точную технику. Пустынные или просто адские пейзажи определяют существование отвергнутых людей; таким образом, вся атмосфера передает страдания, тревогу, физические или психические нарушения, вызванные ужасным поступком.

С конца 1960-х до начала 1970-х годов в творчестве Бексиньского появляются элементы дальневосточных верований. Это было связано с влиянием на него его товарища по Катовице, художника Анджея Урбановича. Урбанович был также хорошо известен Ежи Левчискому. Работы Бексиньского 1980-х годов содержат аллюзии на практику художника «фотографировать видения», а также на живопись XIX века, барокко и абстракции. В ответ на это художник выработал особый стиль, который в его чувственных работах, пейзажах и портретах заигрывал с апокалиптическими предсказаниями и переходил на грань китча.

Бексиньский начал создавать компьютерную графику, как цветную, так и монохромную, примерно в конце 1990-х годов. Он часто использовал в них свои изображения.

Примерно с 1970-х годов художник значительно изменил свой метод и начал работать маслом на мазоните. Его работы богаты противоположностями и мастерски выполнены благодаря великолепному манипулированию световым эффектом, который быстро стал одной из его главных отличительных черт. Его творчество в этот период можно сравнить с несколькими работами великого художника Уильяма Тернера, подчеркивая напряжение и интригу в целом. Цветовые слои постоянно сливаются и проникают друг в друга, подобно ритмам музыкального произведения.

Картины Бексиньского

AA78 (1978) Здзислав Бексиньский; Здзислав Бексиньский (авторские права унаследованы Историческим музеем в Саноку), CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Несмотря на меланхоличный подтекст, Бексиньский говорил, что некоторые из его композиций были неправильно истолкованы; с его точки зрения, они были очень жизнерадостными, если не сказать забавными. В большинстве случаев Бексиньский настаивал на том, что даже он сам не знает, что означают его картины, и не заинтересован в немыслимых объяснениях; в соответствии с этим он отказывался давать названия любым из своих жутких эскизов или картин. Перед отъездом в Варшаву в 1977 году он уничтожил несколько своих картин в собственном саду, не оставив никаких записей.

Позже он заявил, что некоторые из этих работ были «слишком интимными», а другие — неприемлемыми, и что он не хотел, чтобы кто-то их видел.

Гильермо дель Торо, мексиканский кинорежиссер, заявляет: «Бексиньский, похоже, верит в культуру Средневековья, что искусство — это предостережение о хрупкой природе тела — все наслаждения, которые мы знаем, обречены на провал — таким образом, его произведениям искусства удается пробудить как методику ухудшения, так и постоянную борьбу за жизнь. В них скрыта поэзия, запятнанная смертью и ржавчиной».

  Такаси Мураками - откройте для себя жизнь и творчество этого японского художника

Поздний период

1980-е годы стали для Бексиньского переходным периодом. Благодаря усилиям Петра Дмоховского его работы в этот период становились все более известными во Франции, а Бексиньский получил значительное признание в Западной Европе, Японии и США. В конце 1980-х и начале 1990-х годов его работы характеризовались массивными или скульптурными мотивами, изображенными в ограниченной и часто мрачной цветовой палитре, включая последовательность крестов.

Работы в этой манере, которые кажутся нацарапанными толстыми цветными линиями, были гораздо менее экстравагантными, чем работы его «фантастической фазы», но столь же поразительными.

Бексиньский заметил в 1994 году: «Я двигаюсь к более упрощенному фону, допуская при этом значительные искажения в персонажах, которые создаются без так называемых реалистичных теней и освещения. Я хочу, чтобы с первого взгляда было очевидно, что это картина, которую я создал» В конце 1990-х годов он познакомился с технологиями, Интернетом, цифровой обработкой изображений и редактированием фотографий, на которых он специализировался до самой смерти. К произведениям искусства, созданным в этот период, относятся RH (1985), OX (1986) и KY (1985).

Скульптуры Бексиньского

Скульптурные работы Здзислава Бексиньского, по сравнению с его картинами и рисунками, очень скудны. Художник утверждал, что это не связано с отсутствием желания заниматься этим видом творчества (это далеко не так), а скорее с нехваткой места и приемлемых условий. Самые ранние работы, которые утвердили Бексиньского в качестве ведущей фигуры в польском искусстве в середине 1950-х годов, были выполнены в стиле вызывающей абстракции. По мере того, как художник набирал обороты в абстракции, он создавал свои произведения в собственном, уникальном, ярко выраженном стиле.

В 1960-е годы, практически одновременно с этими необычайно интригующими, многоплановыми абстрактными произведениями (значительное количество которых Бексиньский передал в Национальный музей во Вроцлаве во время своего ухода из Санока), были созданы фигурные скульптуры с литературными названиями.

Сюрреалистическое искусство ужасов

Скульптура головы (1960) Здзислав Бексиньский; Здзислав Бексиньский (авторские права унаследованы Историческим музеем в Саноке), CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Помимо масштабной статуи Гамлета, в музее Санок находится интригующий цикл патинированных гипсовых портретов. Их неровная форма с множеством отверстий чем-то напоминает черепа. Расширяя плоскую поверхность среды, художник использовал в этих работах негативную форму, черпая влияние из творений Генри Мура. Эти работы работают с пространством, заполняя его и одновременно поглощая его. В музее есть и другие металлические рельефы, которые художественно совпадают с рисунками, созданными в тот же период, в 1960-е годы.

Эти работы изображают более простые лица, с дублированием таких жизненно важных компонентов, как глаза, губы и нос. Абстрактная изобретательность Бексиньского, которую он развивал в ответ на надвигающиеся тенденции в европейском искусстве, является одним из самых интригующих проявлений зарождающегося авангарда того времени. Нынешний президент AICA высоко оценил замечательную новизну исследований Бексиньского, а также его мастерство и предоставил ему полугодовую стипендию в Соединенных Штатах. Художник не воспользовался этим предложением.

Безусловно, это скромное, но необычное скульптурное новаторство, наряду с живописью, способствовало тому, что Бексиньский стал одним из самых интригующих авангардистов конца 1950-х — начала 1960-х годов.

Поздние годы и смерть художника

Зофия, жена Бексиньского, умерла в 1998 году, а Томаш, его сын (известный радиоведущий, автор музыки и переводчик фильмов) умер от передозировки наркотиков год спустя, в канун Рождества 1999 года. Бексиньский нашел тело своего сына. Не в силах принять смерть сына, он прикрепил к стене конверт с надписью «Для Томека на случай, если я умру».

Бексиньский был обнаружен мертвым в своей варшавской резиденции 21 февраля 2005 года с множественными ножевыми ранениями, два из которых оказались смертельными. Вскоре после этого происшествия были арестованы Роберт Купец, сын его пожизненной сиделки, и один из его друзей. 9 ноября 2006 года суд Варшавы приговорил Роберта Купца к 25 годам лишения свободы. Бексиньский отказался одолжить Роберту Купцу около 100 долларов США перед его смертью.

Личность Здислава Бексиньского

Хотя искусство Бексиньского было обычно мрачным, его считали жизнерадостным человеком, который любил поболтать и обладал острым чувством юмора. Он был скромным и застенчивым, избегал публичных мероприятий, таких как открытие собственных шоу. Музыка, по его словам, была его основным источником мотивации. Он утверждал, что на него не влияют ни книги, ни фильмы, ни работы других художников, и он редко посещал музеи или галереи. Бексиньский отвергал точное исследование темы своих работ, заявляя: «Я не могу придумать логического замечания о живописи».

Он особенно презирал людей, которые искали или давали простые объяснения тому, что «означают» его работы.

Художественное наследие Бексиньского

Музей, посвященный Бексиньскому, находится в польском городе Санок. В 2006 году открылся музей Бексиньского в Городской художественной галерее в Ченстохове, Польша, где хранятся 50 полотен и 120 эскизов из поместья Дмоховского (обладателя крупнейшей личной коллекции работ Бексиньского). Официальное открытие Новой галереи Здзислава Бексиньского в отреставрированной части замка состоялось 8 мая.

  "Композиция с красным, синим и желтым" Пит Мондриан - Об абстрактном искусстве

Короткие рассказы Бексиньского

Бексиньский был автором коротких рассказов в период с 1963 по 1965 год. Однако он был недоволен результатами и скрывал их, предпочитая вместо этого совершенствовать свои способности к живописи. Они хранились в тайне более 50 лет для всех, кроме самых близких родственников и друзей писателя. Сборник рассказов Бексиньского был издан в 2015 году, через 10 лет после его смерти.

Несмотря на неполное и неорганизованное происхождение, литературные произведения Бексиньского считаются увлекательным путешествием в его прошлое, напоминающим его последующие мечтательные произведения искусства; они варьируются от концептуальных повествований и метафизических саморефлексий до образных постапокалиптических фантазий и криминальных драм.

Писательский период Бексиньского характеризуется как «короткий и интенсивный», поскольку он написал 40 рассказов менее чем за два года, экспериментируя с форматом и сюжетом.

Влияние на средства массовой информации

Wode, блэк-метал-группа из Манчестера, Великобритания, позаимствовала иллюстрацию KS (1985) в качестве обложки для своего дебютного альбома с собственным названием в 2016 году. Рафаэль Мельчарек, польский художник, хорошо известен своими работами под влиянием Бексиньского. Безымянные работы Бексиньского послужили основным источником влияния на физический облик странного скелета, обнаруженного в пещере в фильме «Пустой человек» (2020). Vomitoreum (2021), видеоигра, созданная под влиянием работ Здзисава Бексиньского, сосредоточена на атмосфере и ужасе.

Список некоторых произведений Бексиньского

Большинство картин Бексиньского были без названия. Поэтому бывает трудно найти его работы. Мы составили список некоторых работ художника сюрреалистического ужаса за прошедшие годы.

Искусство Бексиньского

Компьютерный фотомонтаж без названия (между 2000 и 2005 гг.) Здзислав Бексиньский; Здзислав Бексиньский (авторские права унаследованы Музеем истории в Саноку), CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Дальнейшее чтение

Картины и жизнь Здзислава Бексиньского раскрывают очень интересный характер. Возможно, вы захотите больше узнать о жизни и творчестве этого увлекательного художника. Поэтому мы собрали несколько книг, которые мы можем порекомендовать вам, если вы хотите узнать больше о знаменитом художнике кошмаров.

Здзислав Бексиньский 1929-2005 (2016) Веслав Банах

Этот альбом о творчестве Здзислава Бексиньского содержит много информации об этом удивительном художнике. Эксперт проводит зрителя через многочисленные этапы творчества Бексиньского как живописца, фотографа, человека, привлеченного возможностями компьютерного графического дизайна, не говоря уже о его истории. Богатый графический материал альбома, включающий различные ранее не публиковавшиеся работы, контрастирующие с наиболее известными произведениями Бексиньского, позволяет установить новый контакт с этим творцом, хотя загадка Здзислава Бексиньского и его творчества всегда будет такой же загадочной.

Здзислав Бексиньский 1929-2005

  • Двуязычное издание с английским и польским текстом
  • Множество фактов о необыкновенном художнике Здзиславе Бексиньском
  • С богатым иллюстративным материалом и никогда ранее не публиковавшимися работами

Бексиньский 1 (2016) Томаш Грглевич

В первой книге серии издательства Bosz, посвященной творчеству Збигнева Бексиньского, представлены некоторые из наиболее известных картин знаменитого польского художника-провидца. Книги также снабжены вступительными замечаниями, написанными профессором Томашем Григлевичем. Вся информация в этой книге взята из различных личных коллекций и из архивов Исторического музея Санока, который известен тем, что обладает самой большой в мире коллекцией произведений Бексиньского.

Бексиньский 1

  • Том 1 из серии альбомов по искусству издательства «Бош
  • Самые значительные картины признанного польского художника-визионера.
  • Включает вводные примечания, написанные экспертами Здзислава Бексиньского

На этом мы завершаем наш обзор Здзислава Бексиньского, польского художника, который был известен своими картинами, фотографиями и скульптурами, подчеркивающими тему антиутопического сюрреализма. Произведения Бексиньского, такие как его сюрреалистические картины ужасов и жуткие наброски, были созданы в готическом или барочном стиле. Творчество польского художника ужасов было разделено на две отдельные фазы; картины раннего периода определяются как экспрессионистский антиутопический сюрреализм, в то время как последний период имел формалистический подход и был более абстрактным по своей природе.

Часто задаваемые вопросы

Кем был Здзислав Бексиньский?

Здзислав Бексиньский был первопроходцем и уважаемым художником в польском искусстве, который, к сожалению, умер слишком молодым. Бексиньский был современным художником-сюрреалистом, фотографом и скульптором с необычным взглядом. Его картины вызывали странные психические идеи и были настоящим шагом в безумие в царстве антиутопического сюрреализма.

Какое искусство создавал Здзислав Бексиньский?

Несмотря на свой жуткий и тревожный вид, картины Здзислава Бексиньского представляют собой сумму различных аллюзий, вдохновения и идентификаторов видения и философских взглядов художника. Художник не использовал болезненные, мрачные и сюрреалистические элементы для назойливого представления ужасных переживаний; напротив, его работы — результат долгого и трудного путешествия в психику. В его работах фигурируют ужасающие внеземные люди и места.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector