Женщины-художницы — взгляд на самых известных женщин в истории искусства

Женщины-художники

Мир искусства не свободен от замалчивания и пренебрежения к женщинам. На протяжении веков было много женщин-художниц, но они боролись за признание. Сегодня в этой статье мы чествуем великих женщин-художниц последних нескольких столетий, рассказывая их истории и демонстрируя их произведения искусства. Женщины тоже заслуживают места в залах славы истории искусства.

Оглавление

Почему мы знаем так мало женщин-художниц?

Свобода, которую большинство западных женщин знают сегодня, появилась относительно недавно. Знаменитые женщины-художницы, жившие несколько веков назад, не имели права голоса в политике, не говоря уже о каком-либо влиянии в мире искусства. В период с 15 по 19 век в Европе было достаточно сложно зарабатывать на жизнь в качестве художника, не будучи при этом женщиной.

Женщинам-художницам регулярно запрещали посещать художественные академии и меньше платили за их работу. Часто культурные предрассудки и социальные ценности представляли женщин как низший пол.

Женщины-художники

Мария Шалькен — автопортрет за мольбертом (17 век) Мария Шалькен; By Мария Шалькен — Wallraf-Richartz-Museum & Fondation Corboud, Public Domain, Link

До конца XIX века женщины могли делать карьеру в искусстве только в том случае, если они работали в королевских или аристократических домах или в церкви. Некоторые женщины могли быть приняты в гильдию, которая открывала путь к художественной карьере, но это, как правило, было возможно только в том случае, если их отец тоже был художником и мог договориться о ее приеме.

После гильдий путь к карьере художника открыли художественные академии, финансируемые судом. Академии были ступенькой вверх для художников, позволяя им делать карьеру как личности, без ограничений, налагаемых гильдиями.

Академическое обучение также несло в себе повышенную социальную ценность. Художественные стили, которым обучали в академиях, были подобны новой форме науки, подчиняющейся строгим правилам. По мере того, как власть церкви и аристократии начала ослабевать после 18 века, художественные академии становились все более влиятельными. Женщины по-прежнему не допускались в академии, поэтому среди известных художников-женщин этого времени не так много.

Еще одним ограничением для художественного самовыражения женщин-художниц была тема. Из-за их предполагаемой чувствительности женщинам не разрешалось рисовать перед обнаженными моделями. Это отсутствие возможности было серьезным ударом, так как картины с обнаженной натурой долгое время были важным направлением. Женщинам-художницам пришлось искать другие варианты сюжетов, самым популярным из которых был натюрморт. Отсутствие возможности участвовать в самом популярном виде искусства стало ограничением для ранних художниц.

Движение к равным возможностям

На протяжении большей части XV-XIX веков художественное образование могли получить только женщины из богатых семей. Эти женщины могли получить частное обучение у известных художников. Состоятельные женщины также имели возможность посещать одну из немногих частных школ, но они были недоступны для обычных женщин.

Примерно в 1860 году начали появляться «дамские академии». Например, Академия Жюлиана и Академия Коларосси. Эти академии находились под частным управлением и позволяли женщинам самостоятельно изучать основы живописи. Эти академии не финансировались государством. Женщины должны были платить высокую плату за обучение в этих академиях, поэтому только состоятельные женщины имели возможность получить художественное образование.

Ограничения в отношении женщин-художников начали постепенно сниматься только после Первой мировой войны. Несмотря на растущее равноправие, женщинам не давали полной творческой возможности. Число женщин-художников, работающих полный рабочий день, начало значительно увеличиваться только после того, как было реализовано юридическое гендерное равенство. Даже тогда, во время Второй мировой войны, женщины столкнулись с барьерами в области живописи из-за давления, которое оказывала на них роль «национал-социалистической» женщины.

  Искусство тесселяции - руководство по искусству тесселяционных узоров

Женщины-художники

Знаменитые женщины-художники на протяжении веков

Давайте посмотрим на некоторых известных женщин-художниц, которые создавали прекрасные произведения искусства, несмотря на ограничения, с которыми они сталкивались.

Геррад фон Ландсберг

Геррад фон Ландсберг, пожалуй, одна из самых известных художниц романтического периода. В это время женщины-художницы работали либо анонимно, либо над религиозными произведениями. Херрад фон Ландсберг была настоятельницей монастыря, которую научила рисовать настоятельница Рихлинт. Будучи настоятельницей с 1167 по 1195 год, фон Ландсберг также была автором и иллюстратором. Возможно, одна из самых известных ее работ — «Hortus Deliciarum», или «Сад деликатесов».

Эта работа, представляющая собой латинскую энциклопедию, обобщала накопленные знания позднего средневековья.

Женщины в истории искусства

Портрет аббатисы Геррад фон Ландсберг (1176-1195); Mont_Sainte_Odile_037.JPG: Bernard Chenalderivative work: DaB., CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Софонисба Ангиссола

Именно в эпоху Возрождения несколько женщин-художниц впервые добились известности в Европе. Искусство отошло от религиозных тем, и художники начали создавать произведения о человеческом теле, истории искусства и математике. Искусство становилось все более интеллектуальным и философским благодаря появлению гуманизма.

Софонисба Ангиссола была, пожалуй, одной из самых известных женщин-художниц этого периода. Ангиссола родилась в Италии в семье художников и смогла заниматься портретной живописью, а не натюрмортом, что ограничивало возможности многих других женщин того времени.

Ангиссола добилась прорыва в искусстве, когда герцог Альба порекомендовал ее испанской королевской семье. При испанском дворе она писала портреты короля Филиппа II и остальных членов королевской семьи. Королю Филиппу настолько понравились ее работы, что он сделал ее фрейлиной, позволив ей проводить большую часть времени за живописью.

Знаменитые картины женщин

Автопортрет за мольбертом (1556), Софонисба Ангиссола ; Sofonisba Anguissola, Public domain, via Wikimedia Commons

В конце жизни Ангиссола переехала в Геную, где продолжала рисовать и давать уроки. Самой известной работой Ангиссолы считается «Игра в шахматы». Искусствоведы считают это произведение первой иллюстрацией повседневной итальянской сцены.

Анжелика Кауффманн

Анжелика Кауффманн — швейцарская художница эпохи классического искусства, родилась в семье отца-фрескиста. Ее отец открыл для нее дверь в мир искусства, обучая и поощряя ее художественный талант. До переезда во Флоренцию вместе с отцом Кауффман получала заказы от знатных домов.

Во Флоренции Кауффман изучала искусство эпохи Возрождения и нарисовала несколько известных людей, в том числе Иоганна Иоахима Винкельмана, знаменитого историка искусства и археолога. После этого прорыва Кауффманн вошел в Академию Клементины ди Болонья в качестве почетного члена.

Слава Кауффманн вышла за пределы Флоренции и распространилась на Англию, где наряду с Мэри Мозер она была единственной женщиной-художницей в Королевской академии. В конце жизни Кауффманн переехала в Рим, чтобы продолжать заниматься живописью.

Автопортреты женщин-художниц

Автопортрет (1784) Анжелика Кауффманн ; Анжелика Кауффманн, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Мари Элленридер

Мари Элленридер была известной художницей эпохи романтизма. Она родилась в семье художников в Констанце и училась у Джозефа Эйнсле, художника-миниатюриста. После окончания учебы Элленридер стала первой женщиной-художницей в Академии изящных искусств в Мюнхене. После учебы Элленрейдер написала несколько королевских портретов, став одним из самых популярных художников своего времени, несмотря на свой пол.

  Искусство Memento Mori - философия неизбежности смерти в искусстве

Будучи женщиной, Элленрайдер пользовалась хорошей репутацией на протяжении всей своей жизни, получив патриотический орден «За заслуги» от великого герцога Людвига и Золотую медаль за искусство от Баденской художественной ассоциации. Несмотря на ее успех, коллеги-мужчины не воспринимали ее всерьез.

Став старше, Элленрейдер начала писать исключительно религиозные картины. Она известна тем, что расписала церковь Святого Стефана в Карлсруэ и главный алтарь церкви Святого Варфоломея в Оффенбурге.

Автопортрет женщины-художницы

Автопортрет (1819) Мари Элленридер; Мари Элленридер, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В 1829 году Элленридер была назначена придворным художником великого герцога Людвига. Ей было поручено написать портрет семьи великой герцогини Софии и ее детей в течение двух лет. Элленридер также написала две большие религиозные работы для английской королевы Виктории, которые подтвердили ее положение как одной из самых известных женщин-художников своего времени.

Роза Бонхер

Как и все женщины-художницы, о которых мы упоминали до сих пор, Роза Бонёр родилась в семье художников. Под руководством своего отца, Раймона Бонхера, Роза специализировалась на живописи животных и других природных сцен. Предпочитая рисовать крупных животных, таких как лошади и коровы, Бонёр добилась значительного успеха и является одной из немногих известных женщин-художниц периода натурализма.

Бонхер даже выставляла свои картины в 1841 году в Парижском салоне. Именно после этого она добилась успеха, создав свою прорывную картину «Лошадиный рынок». Эрнест Гамбарт был галеристом Бонхер и представил ее богатым коллекционерам, таким как Корнелиус Вандербильт и даже королева Виктория.

Всегда стремясь к совершенству, Бонхер часто использовала нетрадиционные способы создания своих картин. Она часто работала на фермах, на конных рынках или держала животных в своей студии, чтобы добиться максимально реалистичных картин.

Роза Бонёр была очень успешной женщиной-художником. Она наслаждалась плодами своего труда на протяжении всей жизни, в конце концов, купив на заработанные деньги замок для себя. Здесь она прожила остаток своих дней, занимаясь живописью в мирной жизни на пенсии.

Автопортреты женщин-художниц

Картина Розы Бонёр работы Анны Элизабет Клумпке, 1898 год; Анна Элизабет Клумпке, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Мэри Кассатт

Входившая в знаменитый круг импрессионистов вместе с Полем Сезанном, Эдгаром Дега и Полем Синьяком, Мэри Кассатт была известной художницей-импрессионисткой. Выставляя свои работы в Парижском салоне, Дега побудил ее присоединиться к импрессионистам.

Предпочитаемыми темами Кассатт были женщины и дети, а в более поздние годы она увлеклась графикой. За свою жизнь она создала множество известных картин с изображением женщин и детей. Она была источником вдохновения и поддержки для других студенток, изучавших искусство в то время.

Как и Бонхер, Кассатт была финансово независима и смогла купить для себя замок. Она по праву считается одной из самых успешных женщин-художниц, получившей несколько наград за свои работы.

Знаменитые женщины-художники

Мэри Кассатт Автопортрет, ок. 1880; Мэри Кассатт, CC0, via Wikimedia Commons

Ирма Стерн

Ирма Штерн была художницей южноафриканского происхождения, которая при жизни добилась национального и международного признания. После переезда в Берлин для изучения искусства во время Первой мировой войны, Стерн провела свою первую персональную выставку в 1916 году. По возвращении в Южную Африку работы Штерн поначалу были приняты не очень хорошо. Однако она стала самой известной южноафриканской художницей.

Как живописец и скульптор, Стерн путешествовала по всей Южной Африке, запечатлевая пейзажи и людей. Ее характерные смелые и красочные экспрессивные портреты, пожалуй, самые известные ее работы.

Ее работа «Уличная сцена, Мадейра», написанная в 1931 году, прекрасно демонстрирует ее насыщенный стиль. Ирма Штерн умерла в Кейптауне, Южная Африка, в 1966 году, а в ее доме сейчас находится музей Ирмы Штерн.

Пола Модерсон-Беккер

Одна из немногих всемирно известных женщин-художников-модернистов, Паула Модерсон-Беккер использовала стилистические элементы фовизма, экспрессионизма и кубизма для создания своего стиля. Сюжеты ее картин часто были грубыми по краям и очень серьезными. Ее художественный стиль был необычным для того времени и часто вызывал недоумение.

  Норман Рокуэлл - обзор иллюстраций и жизни Нормана Рокуэлла

Картины женщин-художниц

Автопортрет на фоне зеленого фона с голубым ирисом (между 1900 и 1907 гг.) Паула Модерсон-Беккер ; Paula Modersohn-Becker, Public domain, via Wikimedia Commons

Позже в своей жизни Модерсон-Беккер также рисовала натюрморты, в которых присутствовали элементы геометрического кубизма. Пола Модерсон-Беккер была также нова в своем обнаженном автопортрете. К сожалению, ее творческие перспективы оборвались, так как она умерла, когда ей был всего 31 год.

Фрида Кало

Фрида Кало, пожалуй, самая известная мексиканская художница всех времен, почитается многими. За свою жизнь она написала от 150 до 200 различных произведений, причем в ее ранних работах прослеживается влияние европейского авангарда и эпохи Возрождения. В более поздний период жизни Кало черпала вдохновение в работах мексиканских народных художников, а темы ее работ включали фантазию, страсть, смерть и насилие.

Кало, пожалуй, наиболее известна своими портретами себя и других, особенно знаменитыми картинами женщин, которые исследуют вопросы пола, класса, расы, идентичности и постколониализма в Мексике.

Знаменитые женщины-художники

Фотография Фриды Кало, 1932 год; Гильермо Кало, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Элис Нил

Элис Нил, специализировавшаяся на портретной живописи, училась в женской школе дизайна в Филадельфии. Она стремилась сделать внутренний мир видимым через свою живопись и рисовала людей из своего круга деятелей культуры и знакомых. Во всех ее портретах чувствуется открытость.

На протяжении всей своей жизни Нил боролась за место на художественной сцене, где доминировали мужчины. Только в 1970-х годах, в контексте феминистского активизма, она наконец получила заслуженное признание. Сегодня она является одной из самых известных женщин-художниц. Ее работы украшают многие американские музеи и пользуются спросом по всему миру.

Женщины-художницы

Портрет Элис Нил в ее студии, 1976 год; Линн Гилберт, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Ли Краснер

Брак Ли Краснер с Джексоном Поллоком имеет тенденцию затмевать ее творчество. Начав с фигуративной живописи, Краснер познакомилась с абстрактным экспрессионизмом благодаря Джексону Поллоку. Она была известной женщиной-художником, специализировавшейся на абстрактном экспрессионизме и коллаже.

После смерти Поллока Краснер обрела новые художественные силы, создав более 600 работ. Сегодня Краснер — одна из многих знаменитых женщин-художниц, несмотря на то, что ее творчество остается в тени.

Фотография женщины-художницы

Фотография Ли Краснер, 1983 год; Готфрид, Бернард, фотограф, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Рекомендации по выбору книг, чтобы узнать больше о женщинах в истории искусства

Женщины всегда отличались творческим подходом к искусству, хотя их социальное положение часто отодвигало их творчество на второй план. Ниже приведены некоторые книги, которые мы рекомендуем тем, кто хотел бы больше узнать о знаменитых женщинах-художницах 21 века.

Женщины-художники 20-го и 21-го веков» Илька Беккер и Ута Гросеник

Эта объемистая книга на 576 страницах представляет собой энциклопедию более 90 международных женщин-художниц, работавших с 1920-х годов по 21 век. Охватывая различные художественные стили и средства, включая скульптуру, перформанс, живопись, видео и фотографию, эта книга даст вам представление о самых известных женщинах-художницах прошлого века.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий