Знаменитые художники-коллажисты — взгляд на известных художников и их искусство коллажа

Известные художники-коллажисты

Коллажное искусство существовало задолго до того, как появился современный термин для его описания. Оно использовалось широким кругом художников благодаря своей способности к абстракции и возможности интерпретации. Когда художники объединяют разрозненные элементы в коллаж, они создают новый смысл. Они превращают знакомые вещи в новые, причудливые и иррациональные формы.

Оглавление

Произведения искусства коллажа

Рождение коллажа часто приписывают Пабло Пикассо и Жоржу Браку. Они были одними из первых, кто использовал средства массовой информации в своих синтетических кубистических коллажах. Это раннее присвоение реальных материалов вдохновило целый ряд художников, таких как сюрреалист Макс Эрнст и дадаист Ханна Хёх, последовать их примеру.

С тех пор коллаж стал одной из самых доступных форм искусства и разжигает дебаты о высоком и низком искусстве.

Что такое коллаж?

Коллаж описывает как процесс, так и конечный продукт того или иного вида искусства. Популярными материалами для коллажа являются журнальные и газетные вырезки, фотографии, фрагменты других произведений искусства, кусочки цветной бумаги или бумаги ручной работы, ткани, другие текстуры или найденные предметы. Коллаж, как правило, двухмерный, выполненный путем наклеивания материалов на плоские поверхности, такие как бумага, картон или холст.

Термин «коллаж» происходит от французского слова coller, означающего «клеить», которое было придумано в начале 20-го века художниками-кубистами Жоржем Браком и Пабло Пикассо.

Искусство бумажного коллажа

Без названия (Гамбургский эшелон) (1929), Курт Швиттерс; Kurt Schwitters, Public domain, via Wikimedia Commons

Декупаж — это вид коллажа, который обычно относят к ремеслу, поскольку он преследует декоративные цели. Декупаж часто ассоциируется со скульптурными и найденными объектами. Техника наклеивания материалов на поверхность может включать многослойные текстуры, создающие рисунок, и глубину, часто покрытую лаком или подобными герметиками для защиты.

История искусства коллажа

Истоки искусства коллажа можно проследить на несколько веков назад, до 105 года нашей эры, когда ремесленники впервые изобрели процесс изготовления в период Восточной Хань в Китае. Вскоре после этого появились свидетельства использования техники коллажа.

Однако только в 10 веке в Японии склеенная бумага была официально использована каллиграфами.

Китайские целлюлозные фабрики быстро распространились в другие части Азии, Африки, Ближнего Востока и к 11 веку попали в Европу. Ранние клеи, такие как арабский клей для кожи, изготавливались из растительных смол, костей животных, шкур и кожи. Художественная техника склеивания для создания изображений появилась в 13 веке средневековья. На изображении Святой Доротеи (ок. 1450 — 1500 гг. н.э.) видно, что деревья, кайма и платье Святой Доротеи были украшены кристаллами и мишурой.

Искусство коллажа

Merz Drawing 47 (1920) by Kurt Schwitters; Kurt Schwitters, Public domain, via Wikimedia Commons

В XV и XVI веках религиозные изображения в рукописях, готических соборах и дворянских гербах обычно украшались сусальным золотом, драгоценными камнями и другими драгоценностями. Такие формы искусства бумажного коллажа, как силуэт, стали популярны в 19 веке как бытовые новинки, которые были доступны по цене более широкому кругу людей.

В начале 20 века коллаж вышел на передний план современного искусства. Он укрепил свое место в изобразительном искусстве примерно в 1912 году, когда объединился с такими художественными движениями, как кубизм, конструктивизм и футуризм. Дада, зародившееся в 1916 году в Цюрихе, Швейцария, особенно подходило для создания коллажей.

Художественное и литературное движение Дада возникло как ответ на бедствия Первой мировой войны (1914-1918 гг.) и механизированную современную культуру средств массовой информации. Художники дада экспериментировали с различными техниками коллажа, бросая вызов представлениям о том, как может выглядеть искусство и из чего оно может быть сделано.

Десять знаменитых художников-коллажистов

Художники, создающие коллажи, не объединены техникой или определенной эстетикой своих работ. Используя это податливое и выразительное средство, их инстинкты сформировали то, как мы видим и создаем изображения, а также то, как мы их понимаем.

Некоторые из самых известных художников-коллажистов смогли вызвать как серьезную сложность, так и непочтительный абсурд, часто одновременно.

Анри Матисс (1870 — 1954)

Жил 31 декабря 1869 — 3 ноября 1954
Места проживания Ницца, Коллиур, Ле-Като-Камбрезис, Франция
Ассоциированные художественные направления Экспрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, современное искусство
Национальность Француз

Один из самых любимых художников 20-го века Анри Матисс сделал долгую карьеру в качестве ключевой фигуры современного искусства. После того, как у него диагностировали рак, он начал пользоваться инвалидным креслом и часто был прикован к постели.

Так, в 1941 году, ближе к концу своей карьеры, Матисс начал использовать своих помощников для создания своих знаменитых вырезов.

Большие листы белой бумаги были окрашены. Затем эти листы яркого цвета разрезались на фигуры и выстраивались в композиции. Матисс создавал свои коллажи, помещая вырезанные, упрощенные, плоские, цветные формы на бумагу. Анри Матиссу нравилось находить композицию в процессе работы. Иногда формы автоматически напоминали человеческие фигуры, иногда — животных. В других случаях вырезанные формы нужно было превратить в мотивы, которые нравились Матиссу, такие как звезды, рыбы или танцующие формы.

  Виды скульптуры - изучите различные существующие формы скульптуры

Динамичные цвета этих вырезанных форм придают композиции ощущение игры. Узоры, масштаб и цвет показывают, что Матисс ссылался на освобождение, движение и жест. Его работа связана с ностальгическим представлением о парящем и взмывающем ввысь полете. Даже в своем инвалидном кресле художник был в игре, и он хотел, чтобы его получившиеся вырезки привлекали и вдохновляли зрителя.

Но эти поздние работы часто списывают как поверхностную забаву для толпы и не свидетельствуют о серьезном художнике, даже когда вырезки Матисса хвалят за их детское качество. Это не умаляет буйства нового живописного языка Матисса, как видно из картины «Бассейн» (1952), которая была создана за два года до его смерти.

Пабло Пикассо (1881 — 1973)

Жил 25 октября 1881 — 8 апреля 1973
Места проживания Малага, Барселона, Мадрид, Испания, Париж, Франция.
Художественные направления Кубизм
Национальность Испанец

Зимой 1912-1913 годов художники Жорж Брак и Пабло Пикассо начали наклеивать на свои работы такие материалы, как обшивка шкафов и обои, что привело к появлению первых коллажей в современном искусстве. Они вырезали нужные формы, а затем склеивали кусочки бумаги вместе, называя их «Papiers Colliers» (коллаж).

С помощью этой новой техники наклеивания текстурных или окрашенных кусков бумаги на свои композиции они создавали странное взаимодействие между реальностью и иллюзией.

Художник коллажа

Фотография Пабло Пикассо, сделанная в январе 1962 года; Аргентина. Revista Vea y Lea , общественное достояние, через Wikimedia Commons

Натюрморт Пикассо с тростью для стула (1912) был исследованием цели кубистов изобразить реальность, не полагаясь на иллюзионизм. Вместо использования традиционных живописных методов, картина, написанная маслом на ткани и обрамленная веревкой, стала первым случаем, когда Пикассо включил коллаж в свои работы.

Предметом для «Натюрморта со стульями» стал типичный столик парижского кафе. На нем мы видим бокал, нарезанный лимон и стебель трубки, написанные в высоком аналитическом стиле. Рисунок тростникового стула прорисован с огромной детализацией, а в качестве каркаса использована толстая текстурированная веревка.

Набор материалов, из которых создано изображение, включает вырезки из журналов, фрагменты плакатов, песок, проволоку, газету, край салфетки и кожуру лимона. Пикассо рисовал и писал поверх найденных материалов, противопоставляя им границы того, чем является искусство.

Курт Швиттерс (1887 — 1948)

Жил 20 июня 1887 — 8 января 1948
Места проживания Цюрих, Ганновер, Германия
Ассоциированные художественные движения Дада, Мерц, Де Стайл
Национальность Немец

Немецкий художник Курт Швиттерс начинал с академического стиля и работал в различных жанрах и средствах массовой информации, включая кубизм, конструктивизм, футуризм и дада. В конечном итоге Швиттерс отвернулся от дадаизма в пользу голландского движения De Stijl. Он работал с поэзией, типографикой и был пионером искусства инсталляции и перформанса. Его картины Мерца демонстрируют только форму, без содержания.

Швиттерс создавал уникальные картины, в которых масляная живопись на холсте сочеталась с ассамбляжем. Он наклеивал и прибивал материалы на свои поверхности. Среди различных материалов были чернильные марки, корешки билетов, спичечные коробки, ежедневные газеты, вырезки из фотографий, мусор и другие повседневные предметы.

Искусство коллажа

Коллаж Das Undbild (1919) Курта Швиттерса, находится в Центре Жоржа Помпиду в Париже, Франция; Курт Швиттерс, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Для Швиттерса материал не имел значения. Он стремился собрать эти повседневные предметы в кубистические коллажи и найти богатое и сложное расположение материала, которое отрицало бы индивидуальные особенности предметов, создавая новые живописные символы.

Со временем Швиттерс полностью отказался от краски, которая служила связующим элементом для его материалов.

Венцель Кинд Mz 151 (1921) был основан на уже существующем изображении, которое Швиттерс практически не изменил. Это репродукция картины Рафаэля, но минимальные вмешательства Швиттерса меняют изображение и его смысл. Он все чаще стал стирать границы между коллажем и найденным искусством. Картина «И» (1919) была воспринята как readymade, хотя она представляет собой сочетание коллажа, живописи и найденных предметов.

Ханна Хёх (1889 — 1978)

Жил 1 ноября 1889 — 31 мая 1978
Места проживания Гота, Берлин, Германия
Ассоциированные художественные движения Примитивизм, Дада
Национальность Немец

Немецкая художница Ханна Хёх считается родоначальницей метода фотомонтажа. В начале своей карьеры она была связана с Дада, а в 1919 году Хёх работала в крупном издательстве в Берлине, где ее вдохновили окружающие печатные образы. Листая многочисленные публикации в своем офисе, она начала вырезать заинтересовавшие ее изображения. Она располагала изображения в резких, но веселых сопоставлениях, демонстрируя при этом сдержанность и используя негативное пространство.

Самый известный коллаж Ханны Хёх — «Кухонным ножом разрезать пивное брюхо Веймарской республики» (1920) размером 90 на 144 сантиметра. Мужественная эстетика была достигнута благодаря вырезанным изображениям военной техники, зубчатых самолетов и пушек. Увлечение Хёх машинами перекликается со стремительным разрушением индустриализации.

Ханна Хёх Коллажные работы

Фотография Ханны Хёх, сделанная в 1974 году; Дитмар Бюрер (Википедия), CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Название этой работы иллюстрирует критику Хёх в адрес так называемой «бригады пивных животов». Эта работа была выполнена зимой 1919 года и отражает хаотический переходный период после Первой мировой войны в немецком истеблишменте.

Вся правая верхняя зона изображает шляпы, известных политических деятелей, мужчин-дадаистов и правительственных чиновников с изображением самого кайзера Вильгельма II в центре. Хёх заменил его правый глаз младенческим и сделал его усы ногами борца. Это изображение — язвительный обвинительный акт против мужественности.

Ее вырезки были взяты из известных газет и журналов. Использование ею таких знакомых фигур, как Альберт Эйнштейн, могло бы шокировать зрителей. Благодаря присвоению, Хёх смешивала и воссоздавала новое высказывание, разрушая традиционные представления о создании изображений.

Ман Рэй (1890 — 1976)

Жил 27 августа 1890 года — 18 ноября 1976 года
Места проживания Филадельфия, Пенсильвания, США, Париж, Цюрих.
Ассоциированные художественные движения Дада, сюрреализм
Национальность Француз
  Кикладское искусство - взгляд на мраморные фигуры и скульптуры этой эпохи

Ранняя работа французского художника Ман Рэя «Пейзаж» (1913) написана на языке кубизма. Его кубистические пейзажи уже были близки к коллажу, но как только художник переехал в Париж, его работы приобрели ярко выраженный сюрреалистический характер.

В этот момент сцены, похожие на сны, и искаженные биоморфные фигуры нашли свое место в ассамбляже Рэя.

Работа «Танцовщица на канате сопровождает себя своими тенями» (1916) довольно абстрактна. Увидев водевильное шоу, художник использовал строительную бумагу для создания танцовщицы. Закончив ее, он предпочел использовать обрезки бумаги. Настолько, что эти обрезки бумаги стали основой его будущих картин.

Ман Рэй также интересно использовал фотографию для создания коллажей, которые не были фотомонтажом. В своей новаторской книге 1922 года «Les Chaps Delicieux» или «Вкусные поля» Ман Рэй представил свои райограммы, более известные как фотограммы. Фотограммы создаются с помощью техники, при которой предметы кладутся на светочувствительную бумагу, которая экспонируется, создавая странный прозрачный коллаж. Хотя фотограммы появились еще в 19 веке, подход Ман Рэя был новым.

Когда собранные объекты подвергались воздействию света, фотобумага под ними не просвечивалась.

Ман Рэй выбирал объекты с разным уровнем прозрачности, что добавляло абстрактной эстетики. Чем непрозрачнее объекты, тем более негативным казалось пространство, хотя это было искусство коллажа, которое в конечном итоге было посвящено негативу. Бескамерные фотографии, беспредметные объекты и негативы негативного пространства.

Макс Эрнст (1891 — 1976)

Жил 2 апреля 1891 — 1 апреля 1976
Места проживания Кельн, Брюль, Германия
Ассоциированные художественные движения Примитивизм, Дада
Национальность Немец

Сюрреалисты были известны тем, что использовали коллаж для изображения внутренней работы человеческого разума. Основанная во Франции, группа современных художников создавала коллажи, в которых придумывала абсурдные, похожие на сны сцены. Макс Эрнст был одним из самых известных художников-коллажистов сюрреалистов, вдохновленных примитивизмом и дада.

Коллажи Макса Эрнста представляют собой смешение человеческих и механических черт, иллюстрирующее кровавую бойню современной промышленной войны.

Его картина «Убийство самолета» (1920) представляет собой коллаж, изображающий гибрид человека и самолета-истребителя времен Первой мировой войны, в то время как два солдата несут одного из своих раненых на переднем плане. В качестве исходных материалов Эрнст использовал популярные журналы и каталоги учебных пособий. Он создавал новые смыслы, комбинируя противоречивые изображения, разделяя или умножая их и используя в качестве рисунков.

Его техника фотомонтажа устраняла ручной труд в поисках подходящего способа проявить свою версию антиискусства, которая противостояла его соучастному положению в буржуазном обществе.

Его галлюцинаторные иллюстрации демонстрировали мастерство цвета и линии, с помощью которых Эрнст превращал страницы повседневных публикаций в драмы, раскрывающие его «самые тайные желания». Элементы фигурации возникали подсознательно. Настолько автоматически, что они казались абсурдными, провоцируя новые способы видения.

Ромаре Бирден (1911 — 1988)

Жил 2 сентября 1911 года — 12 марта 1988 года
Места проживания Нью-Йорк, Шарлотт, Северная Каролина, Соединенные Штаты Америки
Ассоциированные художественные движения Неоэкспрессионизм, Современное искусство
Национальность Американец

Карьера афроамериканского художника Ромаре Бирдена охватывала множество стилей и направлений, но наиболее известен он своими коллажными композициями. Он начал экспериментировать с формой коллажа в середине 1960-х годов в разгар движения за гражданские права.

После экспериментов с абстракцией, работы Бирдена стали более репрезентативными в попытке исследовать афроамериканскую идентичность, опыт женщин, окружающую среду и несправедливость. Его ранние работы часто изображали сцены американского Юга США и предлагали коллаж как генеративное пространство для осмысления вопросов расовой идентичности.

Коллажи Бирдена, основанные на элементах, взятых из средств массовой информации, отличаются резкой логикой масштаба. У его фигур большие головы, а другие части тела искажены. Его края не неряшливы, но и не незаметны, и они вносят свой вклад в композиции, которые обычно плотны со сложными и жирными фонами.

Молодые студенты (1964) — один из таких ранних коллажей Бирдена, изображающий оживленную улицу с минимальным негативным пространством. Лица созданы из нескольких изображений, что указывает на кубистическое прошлое Бирдена. В работе «Ракушка Каролины» (1974) Берден применил свой живописный подход к коллажу. Его использование цвета еще больше абстрагировало фигуры в яркой сцене единства.

Способность создавать коллажи, которые являются одновременно эстетическими и политическими, подчеркивает силу стиля Бирдена.

Дэвид Хокни (1937 — настоящее время)

Жил 9 июля 1937 — настоящее время
Места проживания Франция
Ассоциированные художественные движения Абстрактный экспрессионизм, поп-арт, современное искусство
Национальность Британец

Многие работы британского художника Дэвида Хокни можно отнести к искусству коллажа, хотя они не являются фотомонтажом или ассамбляжем. Вместо того чтобы вырезать из фотографий для создания нового изображения, Дэвид Хокни должен был сфотографировать изображения фрагментарно, а затем создать коллаж после печати.

Будь то руль, руки, ноги или Большой Каньон, Хокни создавал коллажи, в которых играл с перспективой, обрамлением, линией и краями, и объединял несколько точек зрения в один объект, показанный через его близость к объекту. Хотя это необрезанные фотографии, зрителю удается прочитать их как слагаемые одной части.

Поездка с Кристофером и Доном в каньон Санта-Моники (1984) была попыткой Хокни создать повествовательный коллаж, который снова размывает границы между фотографией, живописью и коллажем. Несколько снимков образуют одно большое изображение, показывающее визит Хокни к своим друзьям на 145 Adelaide Drive. Желтая дорога, которая привела его туда, крутится туда-сюда, а возле дома, где также растет большая пальма, припаркованы автомобили.

  Энди Уорхол - взгляд на жизнь и картины Энди Уорхола в стиле поп-арт

Хокни разместил свои фигуры по обе стороны дома и изобразил путешествие в дом Кристофера и Дона в рубленом виде. Из их гостиной через окно виден другой дом. В нижней части коллажа этот дом появляется снова и снова у обеденного стола, за телевизором, в кабинете Кристофера и снова на следующем этаже. Этот дом снаружи виден из разных комнат в доме Кристофера и Дон.

Это картина, созданная на основе фотографий, в которых рассматривается перспектива.

Кара Уокер (1969 — настоящее время)

Жил 26 ноября 1969 — настоящее время
Места проживания Нью-Йорк
Ассоциированные художественные движения Современное искусство
Национальность Американец

Кара Уокер — современная американская художница, чьи работы вызывают размышления и споры. Среди ее доминирующих тем — сексуальная эксплуатация, расовые отношения, насилие и власть. Внедряя эстетику ужасов в музейные пространства, работы Уокер исследуют, как зрители участвуют в визуальных нарративах, бросающих вызов американской ревизионистской истории.

Когда она поняла, что у нее много черной бумаги, Уокер открыла для себя способ разрезания. Мягким пастельным карандашом она рисует свои изображения на больших листах черной бумаги и вырезает позитивное пространство ножом. Затем вырезки наклеиваются на бумагу, холст, дерево или прямо на стену галереи с помощью воска.

Вырезы Уокер используют технику силуэтов викторианской портретной живописи. При этом они перекодируют исторические рамки расистских псевдонаук, таких как физиогномика, и визуальных культур, таких как менестрельство.

Ее вырезанные персонажи повторяют стереотипные представления о расе в манере, которая подразумевает политическую сатиру.

В работе «Мое дополнение, мой враг, мой угнетатель, моя любовь» (2007 — 2008) изображена сцена на берегу байю, освещенная полной черной луной. Южная красавица наклоняется, чтобы поцеловать своего ухажера под испанским мхом, а из-под ее юбки высовывается пара тонких ног. Рядом ребенок душит утку, а тело женщины служит лодкой. Другая женщина, похоже, испражняет ребенка. В центре изображения чернокожая девочка препубертатного возраста делает фелляцию сыну рабовладельца, в то время как сам хозяин занимается причудливым общением с чернокожей женщиной.

Вангечи Муту (1972 — настоящее время)

Время 22 июня 1972 года — настоящее время
Место Найроби, Кения, Нью-Йорк, США
Ассоциированные художественные движения Современное искусство
Национальность Кенийско-американский

Вангечи Муту — современный африканский художник, наиболее известный своими масштабными коллажами, созданными из журнальных вырезок, красок и других материалов. Источником материала для Муту служат такие СМИ, как журналы о моде, стиле жизни, порнографии и автомобильные журналы. В коллажах художницы эти глянцевые журнальные изображения смешиваются, например, с историческими медицинскими иллюстрациями.

Ее процесс начинается с поиска образов. Она осознает недостаток репрезентации черных женщин в средствах массовой информации и создает изображения черных женщин, чтобы ответить на этот недостаток. Ее коллажи изображают центральную фигуру, которая часто является чернокожей женщиной с анималистическими чертами лица. Абстрактные узоры привносят органическое и сюрреалистическое в человеческие формы.

В своих работах Муту вырезает части тела на изображениях. Она сравнивает это с хирургической операцией, когда она соединяет различные реальности вместе. Эти материалы склеиваются вместе, создавая одновременно манящие и отталкивающие образы.

Смешивание рукотворного мира с миром природы придает ее коллажам сюрреалистическую атмосферу.

На картине «Без названия» (2004) изображена женщина, чье тело состоит из различных вырезанных элементов, включая колесные копыта автомобиля, взятые из различных журналов. Жестокий всплеск красного цвета напоминает зрителю о необходимости помнить о манящем образе Муту, который говорит не о желании, а о насилии над чернокожими женщинами и их стирании.

Вырезать, копировать и вставить

В конце 1980-х и начале 1990-х годов старые техники вырезания и вставки были революционизированы компьютером. Коллаж стал основой современного графического дизайна, настраиваемой графики и программного обеспечения для редактирования фотографий. Сегодня визуальные элементы могут быть отсканированы на компьютере или получены из Интернета, после чего новые изображения конструируются и манипулируются с помощью цифрового программного обеспечения.

В искусстве коллажа, как правило, использовались такие материалы, как журналы и газеты, потому что они были дешевыми, доступными и узнаваемыми. Коллажи можно быстро и легко собрать, что делает этот формат популярным среди художников и любителей. По этой причине его также критикуют как низкое искусство или китч. Тем не менее, его методы и материалы делают коллаж ключевым инструментом для художников, исследующих понятия идентичности, политики и товарной культуры.

Часто задаваемые вопросы

Были ли Ханна Хёх и Рауль Хаусман любовниками?

Да. Хотя отношения двух дадаистов длились семь лет, Рауль Хаусман лишь вскользь упомянул Ханну Хёх в своих мемуарах.

Что такое коллаж?

Коллаж — это произведение искусства, в котором кусочки бумаги, фотографии, ткани или другие материалы наклеиваются на основу.

Что такое поэма-коллаж?

Известные также как стихи дада, стихи-коллажи могут быть бунтарскими и анархическими. Рауль Хаусман был известен тем, что представил свою версию, которую он назвал левацким саунд-поэмом.

Что такое силуэт?

Вырезанные из бумаги портреты восходят к французскому двору Екатерины Медичи конца 16 века, но свое название они получили, когда Этьен де Силуэт стал известен как хобби, вырезая портреты из черной бумаги.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий