Воскресный день на острове Ла-Гранд-Жатт — анализ

Воскресный день на острове Гранд-Жатт

Все любят ленивый воскресный день, когда можно поваляться, полежать и посмотреть вдаль. В этой статье мы приглашаем вас на «Остров Большой чаши», известный также как остров Ла Гранд Жатт, недалеко от Парижа. Это будет не просто ленивый воскресный день, а тот, который изобразил неоимпрессионист Жорж Сёра на своей картине «Воскресный день на острове Большой чаши» (1884-1886).

Оглавление

Аннотация художника: Кем был Жорж Сёра?

Жорж Пьер Сёра родился в 1859 году 2 декабря в Париже. У Сёрата было два брата, один брат и одна сестра, оба были старше его. С юных лет он интересовался искусством и в 1875 году начал учиться в Муниципальной школе скульптуры и десин, которая была местной муниципальной художественной школой; он учился у Жюстена Лекьена.

В 1878 году он начал учиться в Школе изящных искусств, а в 1879 году оставил ее из-за службы в армии. Сёра интенсивно изучал цвет и его восприятие, что привело к появлению его техник под названием пуантилизм и дивизионизм. На него также оказали влияние кисть и цветовая техника художника-романтика Эжена Делакруа. Сёра умер в возрасте 31 года в 1891 году.

Жорж Сёра

Жорж Сёра, 1888 год; неизвестный фотограф, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Воскресный день на острове Гранд-Жатт В контексте

Картина

Хотя за свою короткую жизнь Жорж Сёра создал не так много картин, он, безусловно, оказал влияние на мир искусства, создавая произведения, которые были не только эстетически величественными, но и художественно проницательными. Он запомнился как один из первых художников, который ввел новаторскую теорию цвета и применил ее в своих картинах, отойдя от импрессионистского стиля, доминировавшего в то время. Воскресный день на острове Гранд-Жатт (1884-1886) Жорж Сёра; Жорж Сёра, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В этой статье мы немного углубимся в анализ картины Сеурата «Воскресный день на острове Ла-Гранд-Жатт». Мы начнем с контекстуального анализа, обсудим, когда Серат написал картину «Воскресенье на острове Гранд-Жатт» и как он положил начало новому стилю под названием неоимпрессионизм.

Затем мы рассмотрим формальный анализ самой картины и более подробно обсудим сюжет, а также такие формальные элементы, как цвет и кисть, которые являются важными аспектами этого произведения искусства.

Художник Жорж Сёра
Дата написания 1884
Средство Масло на холсте
Жанр Жанровая живопись
Период / движение Неоимпрессионизм
Техника Пуантилизм, дивизионизм
Размеры 207,6 x 308 сантиметров
Серия / версии Не применимо
Где хранится? Институт искусств Чикаго
Сколько стоит Нет в наличии

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

Неоимпрессионизм был направлен на создание новых повествований в искусстве, и это легло в основу творчества Жоржа Сёра. Чтобы понять революционную картину Сёрата «Воскресенье на Ла Гранд Жатт», важно знать, что сформировало его самого и, по сути, его искусство.

Сёра учился в Школе изящных искусств в Париже с 1878 по 1879 год, и это, несомненно, дало ему классическую подготовку в области академического искусства и связанных с ним правил.

В это время в Париже академические художественные учреждения и главный выставочный орган, доступный для художников, которым был Салон, занимали правящее место в мире искусства и определяли для многих художников, какое искусство будет приемлемым для выставления и, по сути, для создания.

Школа изящных искусств была основана в 1648 году, и в ней учились многие великие художники, например, романтики Теодор Жерико и Эжен Делакруа, неоклассики Жан Огюст Доминик Ингр, импрессионисты Пьер-Огюст Ренуар и Эдгар Дега и многие другие.

Школа Жоржа Сёра

Студенты везут недельную работу в ручной тележке в Школе изящных искусств, гравюра Алексиса Лемейстра из его книги «Школа изящных искусств, изображенная и рассказанная учеником», Париж, Librairie Firmin-Didot, 1889; Alexis Lemaistre, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

При этом существовал уровень консерватизма и художественных стандартов, которые необходимо было поддерживать, а также строгая иерархия, которая отличала высокое искусство от низкого в плане жанров. Наиболее приемлемыми жанрами были исторические картины и портреты, первые должны были передавать моральное послание, обычно через изображение библейских и мифологических фигур. Другие жанры, такие как пейзажи и натюрморты, не считались важными.

Кроме того, обучение учащихся художественной практике начиналось с освоения техники рисования, а затем переходили к живописи.

Это также соответствовало художественным правилам, или канонам, как их называют в мире искусства, классической эпохи. Ученики также копировали классические скульптуры и картины художников эпохи Возрождения в рамках своей практики, кроме того, они рисовали со слепков и моделей.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что художники, посещавшие Школу изящных искусств, несомненно, сталкивались с более консервативными и традиционными подходами к искусству, создавая реалистичные и почти идеально выполненные с точки зрения формальных качеств произведения. Это соответствовало ожиданиям того времени и было приемлемо.

  Движение в искусстве - Исследование использования визуального движения в искусстве

Воскресенье на острове Ла-Гранд-Жатт в контексте

Иеровоам, приносящий жертву за идола (1752), Жан-Оноре Фрагонар, типичная картина, найденная в Школе изящных искусств; Жан-Оноре Фрагонар, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Оставляло ли это место для инноваций или, как это ни парадоксально, творчества? Вероятно, не так много, как хотелось бы некоторым, и многие художники, которые отклонялись от строгих условностей Салона и Академии изящных искусств и создавали свои собственные стили, были отвергнуты на главных выставках Салона.

Тогда в 1873 году несколько художников объединились и основали группу под названием «Анонимное кооперативное общество художников, живописцев, скульпторов, граверов» (Société Anonyme Coopérative des Artistes, Peintres, Sculpteurs, Graveurs), на английском языке известное как «Кооперативная и анонимная ассоциация художников, скульпторов и граверов».

Эта группа художников выставлялась независимо и смогла продемонстрировать свои новые стили, которые представляли собой пейзажи и бытовые сцены, во многом отступавшие от традиционного искусства Академии.

Воскресный день на острове Гранд-Жатт в контексте

Обложка каталога первой выставки Анонимного кооперативного общества художников, живописцев, скульпторов, граверов в 1874 году; неизвестный / desconocido / inconnu, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Эта группа стала известна как импрессионисты, они выставлялись с 1874 по 1886 год. Большая часть их стиля была описана как en plein air, что означает «на открытом воздухе». Мы видим это во многих картинах таких художников, как Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар, Эдгар Дега, хотя Дега не причислял себя к импрессионистам как таковым, и многих других.

Кроме того, импрессионисты писали по-новому, нанося краски более бессистемно, чтобы передать основные аспекты предмета, а также уделяли особое внимание использованию цветов для передачи светлого и темного и достижения естественного эффекта.

Все это было революционным для того времени, даже тематика была более современной, включая повседневных людей и места, а не библейские сцены или обнаженных богинь.

От импрессионизма к постимпрессионизму

Постимпрессионизм, как следует из названия, был результатом импрессионизма. Естественно, некоторые художники относились к искусству не так, как импрессионисты, и начали использовать другие техники. Среди постимпрессионистов были и неоимпрессионисты, к которым относится Жорж Сёра.

Именно в это время, около 1885 года, Жорж Сёра выставил свою картину «Купание в Аньере» (1884) в Салоне Академии, но она была отвергнута из-за своей тематики, изображавшей мужчин из рабочего класса Парижа.

Жорж Сёра Картина

Купальщицы в Асньере (1884) Жоржа Сёра; Жорж Сёра, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В 1884 или 1885 году Сёра и другие художники, такие как Поль Синьяк, Одилон Редон и Альбер Дюбуа-Пиле, основали группу Société des Artistes Indépendants, что означает «Общество независимых художников». Эта группа также выставлялась независимо от Салона и положила начало неоимпрессионизму.

Группа Жоржа Сёра

Liberty Inviting Artists to Take Part in the 22nd Exhibition of the Societe des Artistes Independants (1905-1906) by Henri Rousseau; Henri Rousseau, Public domain, via Wikimedia Commons

Неоимпрессионизм, как сообщается, развивался вокруг последней выставки импрессионистов, которая проходила в 1886 году. Сёра выставил картину «Воскресенье на Большой Джатте» во время этой последней выставки, а также на выставках Общества независимых художников.

Феликс Фенеон, художественный критик и писатель, ввел термин неоимпрессионизм, когда рассматривал новый стиль живописи, возникший на фоне стиля импрессионизма. В первую очередь это были картины Жоржа Сёрата и его уважаемого друга Поля Синьяка, который также был страстным поклонником творчества Сёрата.

«Моя система»: Пуантилизм и дивизионизм

Сёрату припоминают, что он говорил, что хотел найти «что-то новое, свой собственный способ рисования». Он, безусловно, нашел новый способ и, по сути, «систему», как он ее называл. Его также цитировали: «Они делают вид, что видят поэзию в моих работах, но они ошибаются. Я просто применяю свою систему».

Для написания картины «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» Сёра тщательно изучил тему и, по некоторым данным, сделал более 20 подготовительных картин маслом, более 20 рисунков и подготовительных холстов. Сёра также посетил остров La Grande Jatte и, как сообщается, завершил работу над картиной за два года.

Это указывает на уровень точности, с которой Сёра применял то, что он считал своей «системой» и новым способом живописи, который назывался хромолюминаризм, иначе называемый пуантилизмом или дивизионизмом.

На Сёрата повлияли не только стилистические применения Делакруа, но и чтение различных теоретических текстов по теории цвета, например, Мишеля Эжена Шеврёля и его публикаций о законах цветов и их контраста, одной из выдающихся книг Шеврёля была «Принципы гармонии и контраста цветов и их применение к искусству» (1839).

Влияние Жоржа Сёрата

Страница из книги «Принципы гармонии и контраста цветов и их применение в искусстве», 1872, Мишель Эжен Шеврёль, CC0, via Wikimedia Commons

Для Сёрата пуантилизм состоял из рисования точек, которые составляли композицию, однако применение цвета было очень важным для получения «светящегося» эффекта. Цвета наносились рядом друг с другом и не смешивались.

Считалось, что смешивание цветов для получения другого цвета создает нежелательные оттенки, а размещение цветов рядом друг с другом с помощью мазков или точек позволяет зрителям естественным образом комбинировать цвета, создавая желаемый оттенок и, в конечном итоге, более «живой» вид.

Серат запомнился тем, что тщательно подходил к процессу нанесения красок и аккуратно ставил точки одну рядом с другой. Это мы рассмотрим более подробно при изучении формальных аспектов и техники анализа картины «Воскресный день на острове Ла Гранд Жатт».

  Жан Мишель Баския - раскрытие человека, стоящего за картинами Баскии

Формальный анализ: Краткий композиционный обзор

Жорж Сёра однажды сказал французскому поэту и искусствоведу Гюставу Кану: «Панафинеи Фидия образовывали процессию. Я хочу заставить современных людей, в их основных чертах, двигаться так же, как они движутся на этих фризах, и поместить их на холсты, организованные гармониями цвета, направлениями тонов в гармонии с линиями и направлениями линий» — меткое описание его творчества, сделанное самим Сёратом. Ниже мы более подробно рассмотрим сюжет и цветовую технику картины «Воскресенье на Ла-Гранд-Жатт».

Тематика

На знаменитой картине Жоржа Сёра «Воскресенье на Большой улице» мы видим сцену современной парижской жизни конца 19 века. Женщины, мужчины, дети и животные стоят на набережной, поросшей зеленой травой, слева — река Сена с множеством парусных лодок и яхт; мы даже видим несколько гребцов на них.

В этой сцене более 30 человек, и если присмотреться, каждый занимается своим неторопливым делом. На самом деле, эта картина вызвала столько споров из-за того, что Серат изобразил фигуры без чувства вовлеченности или эмоций.

Фигуры кажутся неподвижными и стоящими, как будто они действительно напоминают фигуры, которые мы видим на египетских или греческих фризах, как сказал Серат в вышеупомянутой цитате.

В крайнем правом углу мы видим женщину и мужчину, стоящих высоко и прямо, как бы устанавливая сцену, пока наш взгляд движется по остальной части композиции. Женщина держит в правой руке черный зонтик, а в левой — тонкую веревку, которая является поводком для обезьяны капуцина у ее ног; от обезьяны, похоже, убегает собака.

Анализ картины

Деталь картины Жоржа Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884-1886); Жорж Сёра, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Прямо напротив этих двух стоящих фигур мы видим еще одну большую собаку, которая принюхивается к чему-то на траве, где непринужденно отдыхают еще три фигуры: мужчина полулежит, опираясь на спину предплечьями и локтями, держа трубку во рту правой рукой, рядом с ним сидит женщина, занятая белой салфеткой или тканью, возможно, вязанием, а рядом с ней сидит мужчина с поднятыми коленями, держа трость в обеих руках и глядя перед собой.

Продвигаясь дальше, мы также заметим, что фигуры на переднем плане стоят и сидят в затененной области, созданной неизвестным источником, которого нет в композиции. Возможно, это тени от деревьев, которые мы видим в правой части сцены. Однако одиночные деревья разбросаны вдоль всей набережной.

Мы заметим женщину, стоящую у края реки с удочкой в правой руке, а рядом с ней, по-видимому, сидит другая женщина, держащая на коленях зонтик. Здесь есть дерево, которое отделяет эти фигуры от другой сидящей пары. Женщина стоит спиной к нам, зрителям, а мужчина держит зонтик.

Воскресный день на острове Ла Гранд Жатт Деталь

Деталь картины Жоржа Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884-1886); Жорж Сёра, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Продвигаясь дальше, мы видим мужчину, который стоит и играет на трубе, а недалеко от него — двух солдат, стоящих прямо. В центре бежит девочка — единственная живая фигура в этой сцене. Стоит пара с ребенком на руках, а на заднем плане — собака, нюхающая траву. В лодке, которую гребут четыре гребца, стоит женщина, а вдалеке — еще одна лодка с флагом, напоминающим французский.

Воскресный день на острове Ла-Гранд-Жатт фон

Деталь картины Жоржа Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884-1886); Жорж Сёра, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

В центре композиции справа от нее (слева от нас) находятся женщина и маленькая девочка в белом платье, обе, похоже, идут в нашу сторону. Женщина держит красновато-оранжевый зонт в левой руке (справа от нас), а девочка рядом с ней почти смотрит прямо на нас.

Множество людей всех слоев общества прогуливаются или сидят, любуясь окружающей природой, создавая впечатление полного расслабления и отдыха — типичный солнечный воскресный день.

Значение Ла Гранд Джатте

В научных кругах ведутся споры о том, почему Серат включил в картину определенные мотивы, возможно, намекая на проституцию, которая имела место на острове, где встречались клиенты. Два заметных мотива включают женщину слева с удочкой и женщину справа с обезьяной.

Удочка может наводить на мысль о «рыбалке» в поисках желанной женщины или о том, что проститутки вылавливали потенциальных клиентов. Женщину-обезьяну по-французски звали singesse, что также было термином, используемым для обозначения проституток. Женщина справа может быть с клиентом.

A Sunday Afternoon on the Island of La Grande Jatte Детали

Удочка (слева) и обезьяна (справа) на картине Жоржа Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884-1886); Жорж Сёра, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

  Картины Викторианской эпохи - взгляд на лучшее искусство Викторианской эпохи

Более того, если мы посмотрим на смысл картины Сеурата с этой точки зрения, она дает другое повествование, которое не такое яркое, как цвета, составляющие сцену. Она наводит на мысль о времени в Париже 19 века, связанном с развратными отношениями между женщинами и мужчинами, а маленькая девочка в белом, находящаяся в центре всего этого, наводит на мысль о чистоте или невинности.

Эта центральная фигура была описана как возможный вопрос парижских идеалов и морали, а также класса людей вокруг нее и их судьбы. Однако, может быть, это также связано с идеей, что такой может быть и ее судьба, когда она вырастет? Сёра оставляет это открытым для интерпретации.

Цвет и техника

Сёра написал картину «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» в несколько этапов. Согласно исследованиям микроскописта по консервации Инге Фидлер из Чикагского института искусств, Сёра написал картину La Grande Jatte в три этапа. Он наносил краску на более поздних этапах из-за пересмотра своих знаний теории цвета.

Эти три этапа были следующими: первый — когда Сёра начал работу над картиной в 1884 году и примерно до 1885 года. На втором этапе он «дорабатывал» картину с 1885 по 1886 год, а на третьем — в 1888 году добавил рамку вокруг картины; он также внес несколько штрихов.

На первом этапе он использовал цвета, которые, как сообщается, были земляными, например, охру и другие краски, такие как сиена жженая, изумрудная зелень, вермильон, желтый цвет оксида железа, виридиан, синие цвета, такие как кобальт и ультрамарин, красное озеро и другие, включая черный.

Воскресный день на острове Ла Гранд Джатте Исследование

Этюд для картины Жоржа Сёра «Белая собака» (ок. 1884); Жорж Сёра, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Именно на втором этапе он, как сообщается, добавил свои «точки», которые состояли из небольших мазков кисти или «штрихов». Его палитра также была несмешанной, и он наносил цвета один рядом с другим. Это видно и по тому, как Серат рисовал кайму. Когда Сёра использовал желтый цинковый пигмент, чтобы подчеркнуть солнечный свет, он вступил в химическую реакцию и превратился в «коричневато-желтый» цвет.

Этот желтый цвет также вступил в реакцию, когда Серат смешал его с другими красками, и на картине образовались более темные участки, что, несомненно, было нежелательно.

Пример такого обесцвечивания виден на обложках книг, которые находятся рядом с женщиной, которая, кажется, вяжет рядом с мужчиной, курящим свою трубку, в левой части композиции. Как сообщается, эти обложки были бы «яркого желто-оранжевого цвета современных книг в мягкой обложке».

Воскресенье на острове Ла Гранд Джатте Деталь

Деталь картины Жоржа Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884-1886); Жорж Сёра, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Художник-конфеттист

Сёрата прозвали «художником-конфеттистом» из-за своеобразного нового стиля, который он ввел в консервативный мир искусства. Однако, по всей видимости, даже некоторые импрессионисты не хотели выставлять свои картины рядом с картинами Сёрата. Кроме того, из-за размера картины «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», примерно 7 на 10 футов, ее эффектность была подчеркнута.

В поп-культуре 21 века мы можем видеть картину La Grande Jatte в таких телевизионных шоу, как «Симпсоны», «Офис» (американская адаптация), и в таких фильмах, как «Выходной день Ферриса Бюллера» (1986) и «Looney Tunes: Back in Action (2003), среди прочих.

Тем не менее, Серат привнес нечто совершенно отличное от того, что изображали импрессионисты; там, где они были более спонтанными, Серат был более «математичен» в своем планировании. Он дал картине время, необходимое для того, чтобы она стала шедевром, показав миру, которым в то время был Париж XIX века, новое направление в искусстве.

Часто задаваемые вопросы

Кто создал картину «Ленивый воскресный день»?

Художник-неоимпрессионист Жорж Сёра создал картину маслом под названием «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» в 1884 году. На ней изображены различные парижане, отдыхающие на досуге на зеленой набережной реки Сены.

Какова была техника живописи Жоржа Сёра?

Жорж Сёра был причислен к неоимпрессионистам, он ввел новую технику под названием пуантилизм, или дивизионизм, который он называл хромолюминаризмом. Она заключалась в нанесении «точек», которые представляли собой отдельные мазки кисти, расположенные рядом друг с другом, что позволяло глазам зрителя естественным образом смешивать цвета, а не смешивать цвета во время рисования.

Чем отличаются импрессионизм и постимпрессионизм?

Импрессионизм характеризовался как более экспрессивный и спонтанный стиль, изображающий моменты по мере их появления, а также естественное освещение. Они писали картины en plein air, что означает «на открытом воздухе». Неоимпрессионизм считался более точным и «сознательным» в создании композиции, а некоторые художественные критики полагали, что он более научен в своем подходе к применению цветов.

Воскресный день на острове Гранд-Жатт Размер?

Картина Жоржа Серата «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» имеет размеры 207,6 на 308 сантиметров, что составляет примерно 7 на 10 футов.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector