Масаччо — знакомство с жизнью и творчеством этого выдающегося флорентийского художника

Масаччо

Флорентийский живописец Томмазо Масаччо, известный такими работами, как «Мадонна с младенцем и святой Анной» (1425), широко считается самым первым подлинным художником эпохи Возрождения. Ужасно ранняя смерть итальянского живописца резко оборвала его развитие, однако картины Мозаччо изменили траекторию развития западного искусства. Однако о жизни Мосаччо известно очень мало; тем не менее, мы знаем, что его работы, такие как «Святая Троица» (1428), превосходили работы любого другого признанного художника флорентийской культуры того времени, используя логическую перспективу, которая станет определять эпоху Возрождения в целом.

Оглавление

Биография Томмазо Масаччо

Национальность Итальянец
Дата рождения 21 декабря 1401 года
Дата смерти c. 1428
Место смерти Кастель Сан-Джованни ди Альтура, Италия

Итальянский художник Томмазо Масаччо был готов в полной мере воспользоваться огромным финансированием искусства в эпоху Раннего Возрождения со стороны знати, которая стремилась выставить напоказ свои деньги и звание, заказывая фризы и алтарные образы для своих частных капелл. Он был одним из первых художников, использовавших линейную перспективу в своих работах, новатором таких методов, как точка схода в живописи.

Он отказался от международной эстетики и богатого декора таких художников, как Джентиле да Фабриано, в пользу более реалистичного подхода, который использовал кьяроскуро и перспективу для достижения большего реализма.

Детство и ранние годы

Томмазо Масаччо родился в городке, расположенном недалеко от Флоренции, 21 декабря 1401 года. И Масаччо, и его брат Джованни стали художниками, хотя ни один из их родителей не был артистом. Их дед, с другой стороны, был изготовителем расписных деревянных шкафов, а фамилия Кассаи происходит от итальянского термина, означающего «плотник». На протяжении всей своей творческой карьеры брат работал над аналогичными произведениями.

Масаччо, по-видимому, с детства был ориентирован на творчество. Он был известен как «Масаччо», что переводится как «неуклюжий Том», поскольку он не обращал внимания на общество, дела или собственную ухоженность, предпочитая сосредоточиться на работе.

Картины Масаччо

Мадонна с младенцем (1426) полиптих работы Масаччо, находится в Национальной галерее в Лондоне, Великобритания; Масаччо, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Точно неизвестно, у кого Масаччо подрабатывал, хотя вполне вероятно, что он делал это в подростковом возрасте, что было характерно для молодых художников того периода. Сто лет спустя Джорджо Вазари, влиятельный историк искусства, сказал, что «некоторые фигурки, сделанные им в ранней юности, все еще существуют в деревне Масаччо, но все подобные полотна уже уничтожены».

Зрелый период

В 1422 году он вступил в профессиональный флорентийский союз живописцев, что позволяет предположить, что в этот период он работал в городе как свободный художник. Точная дата переезда Масаччо во Флоренцию неизвестна, но это могло произойти уже в 1412 году, в день второй помолвки его матери.

О нем мало что известно до 1423 года, когда он отправился в Рим в сопровождении Мазолино, художника и друга, с которым Масаччо будет сотрудничать на протяжении всей своей карьеры.

Флорентийский живописец

Распятие (ок. 1426 г.) полиптих работы Масаччо, находится в Национальном музее Каподимонте в Неаполе, Италия; Масаччо, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Там он изучал классические скульптуры, черты которых он начал интегрировать в свои картины, отходя от преобладавшего в то время готического подхода. По возвращении он начал работу над серией панельных алтарей для флорентийских капелл. В тот период во Флоренции бурно развивалось искусство, и Масаччо познакомился с работами таких великих художников, как Донателло и Брунеллески.

Брунеллески разработал понятие линейной перспективы, которое оказало значительное влияние на творчество Масаччо, а влияние скульптуры Донателло заметно в «скульптурном» изображении фигур в более ранних работах Масаччо.

Поздний период

Растущая репутация Масаччо достигла пика в 1425 году, когда он в сотрудничестве с Мазолино создал набор картин для капеллы Бранкаччи во флорентийском соборе Санта-Мария-дель-Кармине. Эти массивные картины стали одними из самых значительных в его карьере, на них были изображены образы из Священного Писания, которые он создал в дополнение к картинам Мазолино. Когда Мазолино в том же году отправился в Венгрию, он полностью оставил орнаментацию Масаччо. Он работал над ним довольно долго, часто возвращаясь в церковь в перерывах между работами.

Примерно в этот период Масаччо начал получать более заметные заказы, наиболее значительным из которых была фреска в церкви Санта Мария Новелла.

Томмазо Массаччо Биография

Поясной портрет Масаччо (1682); Николя де Лармессин и Эсме де Булоне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Как рисовать деревья акварелью - простое руководство по рисованию деревьев акварелью

В 1428 году Масаччо отправился в Рим, когда в возрасте всего 26 лет он скончался. Фактическая причина и подробности его смерти до сих пор полностью неясны. Согласно одной из легенд, он был отравлен художником-конкурентом, что не так уж маловероятно, учитывая сильное соперничество в художественной индустрии того периода, однако многие сегодня подозревают, что он умер от чумы.

В любом случае, по словам Брунеллески, смерть Масаччо была «очень большой потерей».

Наследие

Учитывая его короткую карьеру, Масаччо стал одним из самых влиятельных художников Раннего Возрождения. Он широко считается одним из самых ранних художников эпохи Возрождения, его работы анализировались и служили мотивацией для других, пришедших после него, включая Андреа дель Кастаньо, Фра Анджелико и Филиппо Липпи.

Его использование линейной перспективы повлияло на Пьеро делла Франческа, а позднее, в эпоху Возрождения, Микеланджело, Рафаэль и Леонардо да Винчи были вдохновлены его скульптурным изображением человеческой формы.

Этот флорентийский художник по праву считается одной из самых влиятельных личностей в истории западной живописи, поскольку он привнес в искусство перспективу и реализм, которые стали характерными для искусства эпохи Возрождения и продолжали определять искусство Западной Европы вплоть до конца XIX века.

Картины Масаччо

Использование линейной перспективы для создания иллюзии измерения в двухмерном изображении было одним из самых важных новшеств в искусстве — и, в меньшей степени, в технике — в эпоху Возрождения. Масаччо был вдохновлен архитектурными проектами Филиппо Брунеллески, который открыл понятие перспективы, забытое со времен древней греко-римской эпохи, и адаптировал его к живописи, изменив направление западного искусства.

Масаччо создал искусство поразительного реализма, которое радикально отличалось от творчества любого другого художника того периода. Он сделал это, переняв концепции перспективы из архитектуры и анализа света и формы из скульптуры, и адаптировал их к краскам. Его религиозные образы возникают как трехмерные конкретные объекты. Они становятся продолжением окружения зрителя, как бы за стеклом, а не совершенно другой, визуальной плоскостью, как в средневековом искусстве.

Реализм картин Масаччо не только демонстрирует научные идеи, которые имели решающее значение для развития Ренессанса, но и приближает священные фигуры к наблюдателю и делает их более человечными, что приводит к изменению отношения людей к своему Богу.

Триптих Сан-Джовенале (1422)

Дата завершения 1422
Средство Темпера на панели
Размеры 108 см x 65 см
Текущее местонахождение Флоренция, Музей Масаччо

Это самый ранний из известных примеров одной из картин Масаччо. С обычным изображением Мадонны с младенцем на средней панели, она предназначалась в качестве алтарного образа, вероятно, для небольшой капеллы церкви. Изображение персонажей демонстрирует глубокое влияние Джотто, художника, который за столетие до этого находился в авангарде эпохи Возрождения.

Однако манера, в которой сиденье Богородицы отступает вдаль, располагая персонажей в реалистичном пространстве за плоскостью изображения, демонстрирует творческое использование перспективы, что было очень новым для того времени.

Итальянский художник Художественные произведения

Триптих Сан-Джовенале (1422) работы Масаччо, находится в музее Масаччо в Реджелло, Италия; Масаччо, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Масаччо уже отходил от эстетики международной готики, отказавшись от богатых орнаментов и невозможного визуального пространства, которые предпочитали такие художники, как Джентиле да Фабриано и Лоренцо Монако, что видно по минимализму форм и расположения, а также природного пространства. В этой ранней картине можно увидеть линейную перспективу и структурную целостность, которые стали определять его более поздние работы.

Нижняя надпись — самый ранний задокументированный пример использования современных букв вместо готического шрифта.

Мадонна с младенцем и святой Анной (1425)

Дата завершения 1425
Средство Темпера на панели
Размеры 175 см x 103 см
Текущее местонахождение Флоренция, Уффици

Эта картина, на которой снова изображена Богородица с младенцем, но на этот раз с сидящей позади нее матерью, вероятно, является совместной работой с Мазолино. Изначально произведение находилось рядом со входом в домики монахинь, проживавших во флорентийской церкви Сан-Амброджо. Похоже, это было подходящее место для картины, посвященной Богородице и ее матери, святой Анне, поскольку они считались образцовыми христианками. Сложная дамасская ткань, которую держат за спиной Святой Анны, может намекать на предполагаемого спонсора картины — Нофри Буонамичи, ткача шелка.

Хотя некоторые части этой работы сохранили более готические черты Мазолино, уникальный живописный подход Массачио все еще заметен.

Картина

Богоматерь с младенцем и святой Анной (1425) работы Масаччо, находится в галерее Уффици во Флоренции, Италия; Мазолино да Паникале, общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Гармония в искусстве - взгляд на различные примеры гармонии в искусстве

Это наиболее очевидно в Младенце Христе, который изображен как реалистичный новорожденный, а не как готический херувим. Масаччо также изобразил людей так, как будто они освещены единственным настоящим источником света слева, в отличие от всеохватывающего сияния, преобладающего в готическом искусстве.

Хотя округлые фигуры отражают влияние Донателло, эта панель также показывает эволюцию собственного отличительного стиля Масаччо.

Панель Пределлы, Пизанский алтарь (1426)

Дата завершения 1426
Средство Темпера на панели
Размеры 83 см x 300 см
Текущее местонахождение Флоренция, Стаатлический музей

Это панель из нижнего поля «пределлы», алтарного образа, созданного для собора Санта-Мария-дель-Кармине в Пизе. К сожалению, алтарь был разобран, и до сегодняшнего дня можно с уверенностью отнести к нему только одиннадцать фрагментов. На этой части изображены две напряженные и страшные сцены мученичества из Нового Завета. Полоса сусального золота отделяет каждую сцену. Слева к кресту привязан святой Петр. Он попросил, чтобы его распяли перевернутым, чтобы его несправедливо не уподобляли Иисусу. Справа войска царя Ирода собираются обезглавить Иоанна Крестителя по приказу Саломеи.

Мастерское владение Масаччо линейной перспективой можно увидеть в изображении слева, вплоть до ракурса нимба Святого Петра.

Кажется, что действия происходят в пространстве за плоскостью изображения, а фигуры выглядят как конкретные трехмерные вещи в этом пространстве. Когда они вбивают гвозди в крест, два человека по обе стороны от Святого Петра как бы подаются вперед, в направлении к наблюдателю.

Уплата дани (1427)

Дата завершения 1427
Средство Фреска
Размеры 247 см x 597 см
Текущее местонахождение Санта Мария дель Кармине

Эта фреска является одной из нескольких, изображающих случаи из жизни Святого Петра, которые Масаччо создал совместно с художником Мазолино во флорентийской капелле Бранкаччи в Санта-Мария-дель-Кармине. Мазолино, работавший над капеллой несколько лет, в конце концов забросил ее, как и Масаччо, уехав в Рим, и в итоге она была закончена Филиппино Липпи.

Несмотря на разрушительные пожары и изменения, внесенные последующими художниками, сохранившиеся фрески считаются одними из самых ценных во Флоренции.

Эта часть изображает Христа и его последователей в Капернике, где они должны платить налоги. Сборщик долгов противостоит Христу и его последователям в центре; слева рыбак Петр берет золото из челюстей рыбы по указанию Иисуса; а сбоку Петр отдает плату. Эта картина демонстрирует искусное использование Масаччо перспективы, с объемной перспективой в пиках слева и линейной перспективой в строении справа, стиль, который повлиял на последующих художников эпохи Возрождения. Многочисленные художники изучали и копировали техническое качество этой картины.

Примеры картин Масаччо

Уплата денег на дань (1427), работа Масаччо, находится в Базилике Богоматери Кармельской во Флоренции, Италия; Масаччо, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Масаччо был одним из первых художников, объединивших реализм с перспективой таким образом, в результате чего сцена кажется скорее оконным стеклом, чем плоской поверхностью. Позы фигур напоминают античные скульптуры, а их драпированные одеяния — традиционные одежды философов. Несмотря на то, что произведение имеет повествовательную тему, Масаччо сосредоточился на слаженном расположении персонажей, а не на сюжете.

По мнению искусствоведов, значение произведения можно найти «в том, насколько фигуры отражают космический порядок». Другими словами, композиция представляет собой равновесие и организацию, привнесенные Богом в творение.

Изгнание из Эдема (1427)

Дата завершения 1427
Средство Фреска
Размеры 208 см x 88 см
Текущее местонахождение Санта Мария дель Кармине

Эта фреска входит в цикл Масаччо в капелле Бранкаччи и является одной из самых известных его работ. На ней изображено изгнание Адама и Евы из Эдемского сада после совершения «злодеяния». В отличие от большинства картин Масаччо, эта фреска сосредоточена на эмоциональном воздействии сюжета, а не на пространстве и точке зрения.

Ощущение боли в выражениях лиц и позах Адама и Евы было уникальным для сценария, который ранее изображался на средневековых картинах с серьезными, но довольно невыразительными лицами.

Произведения флорентийского художника

Изгнание из Эдемского сада (1427) работы Масаччо, находится в базилике Богоматери Кармельской во Флоренции, Италия. Когда фреска Масаччо была очищена в 1980-х годах, она потеряла добавленные фиговые листья; Масаччо, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Картина Масаччо, если сравнить ее с картиной Мазолино «Искушение Адама и Евы» в том же здании, подчеркивает реализм человеческих страданий, подразумеваемых в этой сказке. «Я нахожу в ней странную, даже жутковатую надежду на то, что среди таких страданий можно обнаружить инсинуации красоты», — говорит Салли Мунт об этой картине. Новое проявление страсти в этом произведении искусства сделало его чрезвычайно важным в эпоху Возрождения, повлияв даже на изображение сценария Микеланджело в Сикстинской капелле.

  Семейный портрет Марии-Антуанетты работы Элизабет Виже ле Брюн - анализ

На эту «прекрасную жизненную силу в подобии природы», по определению Джорджо Вазари, отчасти повлияло его изучение античной скульптуры. На тело Адама, возможно, повлияла известная скульптура Аполлона Бельведерского в Ватикане, в то время как поза Евы — это традиционная Venus Pudica, раздетая женщина, изображенная с руками, скрывающими ее нижние области.

Картина отражает участие Масаччо в зарождающемся гуманистическом движении Флоренции, которое ценило исследования античных художников и мыслителей.

Святая Троица (1428)

Дата завершения 1428
Средство Фреска
Размеры 667 см x 317 см
Текущее местонахождение Санта Мария Новелла, Флоренция

Эта картина, выполненная на стене Санта Мария Новелла во Флоренции, является шедевром Масаччо. На переднем плане картины видны коленопреклоненные клиенты, заказавшие работу, но их личности неизвестны. На картине изображено распятие Христа с традиционными изображениями Богородицы и Святого Иоанна у основания креста.

Однако изображение нарушает нормы Ренессанса по нескольким параметрам, поэтому оно сохраняет ощущение тайны на протяжении веков, несмотря на то, что его исследуют историки.

Картина Святая Троица

Святая Троица (1428) работы Масаччо, находится в базилике Санта-Мария Новелла во Флоренции, Италия; Масаччо, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Работа была названа «Святая Троица», поскольку на ней изображены Иисус с отцом за спиной и Святой Дух в виде белого голубя, парящего вокруг их голов. Хотя образное изображение Бога не было религиозным запретом в то время, он был бы представлен в неземной области, символизирующей небо, а не в физическом пространстве церкви.

Изображение трехмерного пространства в этой картине часто рассматривается как вершина технического мастерства Масаччо. Точка зрения настолько реалистична, что современные исследователи смогли создать трехмерное представление воображаемого пространства, описанного на картине, используя цифровые технологии.

Рекомендуемое чтение

Флорентийский живописец Масаччо был действительно влиятельным художником! Получили ли вы много нового о его жизни, прочитав нашу биографию Томмазо Масаччо? Хотели бы вы узнать больше об итальянском художнике и его работах? Если да, то этот список поможет вам найти лучшую книгу о картинах и жизни Масаччо.

Масаччо и капелла Бранкаччи (1990) Орнелла Казацца

Масаччо был в первую очередь связан с гуманистическим авангардом Брунеллески и Донателло. Первая известная картина Масаччо демонстрирует склонность обоих художников прославлять человеческие ценности во всех аспектах и возвращать достоинство вульгарному простонародью. Масаччо глубоко изучает творчество этого художника, уделяя особое внимание капелле Бранкаччи и другим известным произведениям.

Масаччо и капелла Бранкаччи

  • Полностью исследует работы этого художника
  • Сосредоточен на капелле Бранкаччи и других известных произведениях
  • Очень информативная, с изображениями, захватывающими динамичной историей.

Масаччо (1996) Джон Т. Спайк

В этой изысканной антологии рассматривается повествовательная сила всего творчества Масаччо, мощная и достоверная. Масаччо создал абсолютно натуралистичную и эмоциональную манеру, которая положила начало живописи эпохи Возрождения всего за семь лет до его кончины в возрасте 26 лет. Эти недавно отреставрированные фрески, а также все другие шедевры Масаччо представлены в этом сборнике в захватывающих деталях. Вступительный очерк вписывает Масаччо в хронологический и художественно-исторический контекст, подчеркивая новаторство художника.

Масаччо

  • В этом элегантном томе рассматривается все творчество Масаччо.
  • Представлены две дюжины важных картин в полностраничных репродукциях
  • Увеличенные детали и аннотированные краткие эссе для каждого произведения искусства.

На этом мы завершаем наш обзор жизни и творчества Масаччо. Он оказал огромное влияние на других художников и, как считается, своими картинами положил начало раннему итальянскому Возрождению в искусстве в середине и конце XX века. Масаччо также был одним из первых, кто использовал линейную перспективу в своих работах. На сегодняшний день известно только четыре фрески, написанные рукой Масаччо, однако многие другие работы хотя бы частично приписываются ему. Считается, что многие из его работ были уничтожены.

Часто задаваемые вопросы

Кем был Масаччо?

Масаччо был итальянским художником. Он родился в 1401 году и в корне изменил флорентийское искусство. Его творчество в конечном итоге способствовало развитию многих фундаментальных философских и эстетических основ западной живописи. Редко когда столь короткая жизнь оказывала такое влияние на историю искусства.

Почему картины Масаччо важны?

Масаччо считается пионером флорентийской традиции искусства. Его массивные фигуры вылеплены светом — техника, которую за сто лет до него ввел флорентиец Джотто. Масаччо использовал ее в сочетании с точным использованием линейной перспективы для создания иллюзии достоверных форм в пространстве.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий