«Моисей» Микеланджело — Откройте для себя статую «Моисея» работы Микеланджело

Моисей Микеланджело

Статуя Моисея была создана Микеланджело в период с 1513 по 1515 год и первоначально должна была стать частью гробницы папы Юлия II. Статуя Моисея изображена в позе пророка, сидящего на мраморном стуле, расположенном между двумя украшенными мраморными колоннами. Моисей работы Микеланджело, предназначенный для второго уровня гробницы, должен был рассматриваться снизу, а не на уровне глаз, как сейчас. Первоначально она должна была стать одной из шести больших скульптур Микеланджело, которые должны были украсить гробницу.

Оглавление

Моисей работы Микеланджело

Вдохновленная упоминанием в 34-й главе книги Исход, статуя Моисея изображает историческую личность с рогами на голове. Считается, что это произошло из-за неправильной интерпретации Святым Иеронимом еврейских Писаний на латынь.

На самом деле Моисей изображен с «пучками кожи на лице», которые Иероним перевел как «рога» в латинской версии.

Ошибка перевода вполне вероятна, поскольку слово «Керен» на иврите может означать либо «излучающий свет», либо «образовавший рога». Но прежде чем мы узнаем еще какие-либо факты о статуе Моисея, давайте вкратце познакомимся с художником, создавшим ее.

Художник статуи Моисея

Современники прозвали Микеланджело Буонаротти «Божественным», поскольку считали его творения неземными. Его картины пользовались большим спросом и считались сильными. Его последователи почитали его, художники подражали ему, гуманисты превозносили его, а девять римских пап покровительствовали ему.

Только в XVI веке в память о нем было сделано более ста портретов, что значительно больше, чем у любого другого творца того периода.

Скульптуры Микеланджело

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) (ок. 1545) работы Даниэле да Вольтерра, находится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке; приписывается Даниэле да Вольтерра, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Несмотря на три биографии, написанные о Микеланджело при его жизни, именно из его писем мы больше узнаем об этом иногда щедром и часто юмористическом перфекционисте. У Микеланджело не только больше всего писем, чем у любого другого исторического художника, но он также входит в число наиболее пишущих о художниках всех времен. Он не любил спорить об искусстве, терять время или выставлять свое творение раньше, чем оно было готово.

Несмотря на несколько партнерских отношений в середине карьеры, Микеланджело оставался осторожным и защитным, никогда не проводил обычных мастер-классов, закрывал свою мастерскую и уничтожал эскизы. Он также много ворчал и временами бывал самоуверенным, грубым и невоспитанным, что однажды вылилось в удар по носу.

Статуя Моисея работы Микеланджело

Когда Микеланджело закончил работу над скульптурой Давида, стало очевидно, что он создал самую изысканную фигуру в истории человечества, возможно, даже превзойдя великолепие произведений древнегреческого и древнеримского искусства. Когда папа Юлий II услышал о Давиде, он пригласил Микеланджело приехать в Рим и изваять для него скульптуру. Первым заказом Микеланджело от папы Юлия II был мавзолей для папы. Это может показаться странным для нас сейчас, но великие короли во все времена создавали великолепные памятники для себя еще при жизни в расчете на то, что их будут чтить вечно.

Когда Микеланджело начал работу над гробницей Папы, у него были большие планы.

Факты о Моисее

Скульптура Моисея работы Микеланджело; Livioandronico2013, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Он представлял себе двухэтажную башню, украшенную более чем 20 статуями в натуральную величину. Это было больше, чем один человек может выполнить за всю жизнь. Папа Юлий II попросил Микеланджело приостановить работу над гробницей, чтобы он мог украсить потолок Сикстинской капеллы, и в итоге он так и не смог закончить свою идею гробницы.

После проблем с наследниками Юлия, Микеланджело в итоге создал сильно уменьшенную версию памятника, который был помещен в Сан-Пьетро-ин-Винколи (а не в базилику Святого Петра, как предполагалось изначально).

Описание

Вазари однажды написал: «Микеланджело завершил работу над Моисеем в мраморе, статуей, не имеющей себе равных ни среди современных, ни среди древних достижений. Сидя в торжественной позе, он кладет одну руку на грифельную доску, а другую — на свою длинную, роскошную бороду, пряди которой так шелковисты и перьевидны, что кажется, будто металлический резец превратился в кисть. Прекрасное лицо, как у пророка или сильного принца, казалось, должно было быть покрыто вуалью, настолько оно великолепно и сияюще, и так прекрасно художник изобразил в мраморе чистоту, которой Он наделил этот святой образ».

Драпировки ниспадают изящными слоями, кости и мышцы рук и кистей настолько совершенны, как и бедра и голени, а ступни украшены превосходной обувью, что теперь Моисея можно назвать спутником Бога, как никогда ранее, потому что Небесный Отец позволил руке Микеланджело снарядить его кожу для искупления раньше других.

Статуя Моисея, выполненная Микеланджело, изображена сидящей; его торс обращен вперед, голова с роскошными волосами обращена влево, правая нога лежит на земле, а левая поднята так, что только ступни касаются земли. Статуя Моисея, выполненная Микеланджело, изображена сидящей; туловище обращено вперед, голова с пышными волосами обращена влево, правая нога лежит на земле, а левая поднята так, что только ступни касаются земли.

  Японское искусство - взгляд на самых известных японских художников и произведения искусства

Микеланджело

Моисей (ок. 1513 — 1515) работы Микеланджело, находится в церкви Сан-Пьетро в Винколи, Италия; Michelangelo, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Его правая рука связана со Скрижалями Слова чем-то, напоминающим учебник, в руке, которую он держит частью бороды; левая рука лежит на коленях. Его правая рука охраняет глиняные скрижали, содержащие десять заповедей, но левая рука, с пульсирующими артериями и напряженными мышцами, похоже, отступает от жестокого поступка. Когда Моисей вернулся с горы Синай, он увидел, что его народ поклоняется Золотому тельцу, обманчивому идолу, которого они создали.

Его гнев вышел за пределы камня, за пределы таланта скульптора. Мало кто может отрицать, что человек, взирающий со своего мраморного трона, обладает подлинным разумом и подлинными эмоциями. В наши дни он смотрит на посетителей церкви Сан-Пьетро в Винколи, Рим. С XVI века живость Моисея сделала это произведение популярным; еврейское население Рима приняло скульптуру как свою собственную. Ее сила должна быть связана с изображением элементов, которые немыслимо выразить в камне, прежде всего бороды, которая была настолько слипшейся и дымчатой, что ее спирали давали прекрасную, извивающуюся жизнь.

Но там, где другие могут мистифицировать нас методологией, Микеланджело идет дальше, ведя нас от структурированности к академическому изумлению, пытаясь заставить нас задуматься, почему Моисей нежно поглаживает свою бороду, почему скульптор использовал эти волосы — в сочетании с рогами, которые были традиционной характеристикой Моисея — чтобы придать ему варварский, демонический вид.

Интерпретации

В своей статье Зигмунд Фрейд пересказывает библейскую историю о том, как Моисей спустился с горы, неся скрижали, и обнаружил, что еврейский народ поклоняется Золотому тельцу, о чем рассказывается в Исходе 32. Фрейд описывает Моисея как человека, находящегося в сложном психологическом состоянии: «Теперь, я полагаю, мы можем позволить себе насладиться плодами наших усилий. Мы видели, как многие люди, почувствовавшие силу этого памятника, были вынуждены интерпретировать его подобно Моисею, расстроенному зрелищем того, как его народ падает духом и пляшет вокруг идола».

Однако от этой точки зрения пришлось отказаться, поскольку она заставляла их ожидать, что он появится в любой момент, разобьет Скрижали и завершит дело возмездия. Такая интерпретация, однако, противоречила плану сделать это изображение вместе с тремя другими сидящими фигурами частью мавзолея Юлия II.

Тогда они вернулись к отвергнутой интерпретации, потому что воссозданный ими Моисей не встал и не сбросил с себя Скрижали. То, что они видели перед собой, было не началом насильственного действия, а остатками того, что уже произошло.

Моисей хотел действовать в своем первом гневе, вскочить и отомстить, забыв о Скрижалях; но он поборол этот порыв и остался бы сидеть и молчать, в своем застывшем негодовании и печали, оттененной презрением. Фрейд продолжал: «Он не отбросит Таблицы, чтобы они разбились о камни, потому что именно ради них он сдерживал свой гнев; именно ради них он сдерживал свои эмоции. Ему пришлось забыть Скрижали, чтобы дать волю своей ярости и гневу, и рука, державшая их, была убрана».

Статуя Моисея в деталях

Моисей (ок. 1513 — 1515) работы Микеланджело, находится в церкви Сан-Пьетро в Винколи, Италия; Livioandronico2013, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Они начали падать и были под угрозой поломки. Он вспомнил о своей цели и отказался от удовлетворения своих порывов ради нее. Его рука появилась вновь и спасла незакрепленные столы от падения на землю. В этом состоянии он оставался неподвижным, и именно в нем Микеланджело изобразил его хранителем могилы.

Проводя по нему взглядом, мы видим три отдельных эмоциональных слоя. Контуры лица отражают доминирующие чувства; середина фигуры демонстрирует следы сдержанного движения, а стопа сохраняет ориентацию предполагаемого действия. Как будто направляющая сила исходит сверху и действует, спускаясь вниз.

Фрейд заключил: «До сих пор не было сделано никаких комментариев по поводу левой руки, хотя она, похоже, участвует в нашем чтении. Нежным движением рука ложится на колени и поглаживает кончик русой бороды. Похоже, это было сделано для того, чтобы нейтрализовать жестокость, с которой другая рука до этого обращалась с бородой». Другая точка зрения, представленная Макмилланом и Суэйлсом в их статье, связывает произведение искусства со вторым набором Скрижалей и событиями, произошедшими в Исходе 34.

  Искусство Южной Америки - исследование истории латиноамериканского искусства

Они замечают, что Моисей приносит пустые скрижали, которые Небесный Отец поручил Моисею сделать в качестве подготовки ко второму приношению Прави; они также замечают, что Моисей изображен с «рогами», которые, согласно Священному Писанию, появились у Моисея только после того, как он вернулся к народу вскоре после второго приношения Прави. Они утверждают, что памятник символизирует встречу Моисея с Богом, как сказано в Исходе 33: «Событие, о котором идет речь, является самой важной частью ветхозаветного рассказа об Исходе».

Деталь статуи Моисея

Деталь «Моисея» Микеланджело ; Йорг Биттнер Унна, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Сомневаясь в своем положении и положении своего племени, он идет на значительный риск и просит помиловать их, оказать ему милость Господа, вернуть его на свой пост и направить их в рай. Воодушевленный своим достижением, он затем играет в азартную игру, прося Господа показать его великолепие.

Не нужно воображения, чтобы представить себе, с какой глубокой страстью Моисей ожидал Господа: Явится ли он? Перезаключит ли он завет? «Покажет ли Он Свое сияние?» Далее они утверждают, что и Павел, и Моисей имели прямые встречи с Богом, понятие и сопряжение, которые были важны для неоплатоников, группы, с которой авторы сравнивают Микеланджело и папу Юлия II.

По мнению авторов, основное выражение лица Моисея — это «изумление от встречи с создателем».

Рога Моисея работы Микеланджело

Статуя Моисея работы Микеланджело имеет два рога на голове, что является частой иконографической практикой в латинском христианстве. Изображение рогатого Моисея основано на изображении «рогатого» Моисея в латинском толковании Вульгаты на 34 главу Исхода, когда Моисей идет к общине после того, как услышал законы во второй раз: «И когда Моисей спускался с горы Синай, он сжимал два камня истины, и он не знал, что лицо его рогато от речи Господа».

Это была попытка Иеронима точно перевести трудный древнееврейский текст. В настоящее время эта фраза используется для обозначения «сияния» или «испускания лучей». Хотя некоторые ученые утверждают, что Иероним совершил настоящую ошибку, основываясь на других его комментариях, включая комментарий на Иезекииля, Иероним, похоже, интерпретировал это как эвфемизм для слова «прославленный», написав, что вид Моисея «стал «прославленным», или, как это читается на иврите, «рогатым»». Эта строка была переписана как «Моисей не понял, что вид плоти лица его возвысился» в греческой Септуагинте, которая также была доступна Иерониму.

В целом, средневековые богословы и ученые приняли использование Иеронимом латинского термина «рогатый» за похвалу лицу Моисея. Вера в то, что древнееврейский язык был сложным и вряд ли подразумевал «рога», сохранялась на протяжении всего Ренессанса.

Иероним завершил работу над Вульгатой в конце четвертого века, но первые зафиксированные случаи использования точной лексики Вульгаты в искусстве можно обнаружить в английской пиктографической книге, написанной на обыденном языке около 1050 года.

Микеланджело Статуя Моисея

Деталь двурогой головы статуи; Йорг Биттнер Унна, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

В течение последующих 150 лет или более, существует мало свидетельств о других изображениях рогатого Моисея. После этого подобные изображения множились, их можно найти, например, в Сент-Шапель, Шартрском соборе и соборе Нотр-Дам, хотя Моисей часто изображался без рогов. Популярность изображений рогатого Моисея резко снизилась в XVI веке.

В христианском искусстве средних веков Моисей изображается как с рогами, так и без них; часто в великолепии, как пророк и предтеча Иисуса, но часто в негативных обстоятельствах, особенно в связи с противоречиями Паулина между религией и правлением — образность не была черно-белой. Использование рогов первоначально появляется в Англии XI века. Минкофф предположил, что, хотя рога Моисея никогда не были связаны с рогами дьявола, они могли приобрести негативное значение с ростом антиеврейских настроений в ранний современный период.

В книге, выпущенной в 2008 году, выдвигается аргумент, что «рога» на скульптуре никогда не должны были быть видны и что интерпретация их как рогов неверна.

«Он никогда не был наделен рогами. По замыслу художника, Моисей должен был стать произведением искусства не только в скульптуре, но и в специальных визуальных эффектах, достойных любого голливудского фильма. В результате, произведение искусства должно было быть поднято и ориентировано прямо вперед, к входной двери базилики. Две выпуклости на черепе были бы незаметны для зрителя, смотрящего с пола снизу вверх, их можно было бы увидеть только в отраженном от них свете».

  Анри Матисс - исследование жизни и творчества Анри Матисса

Микеланджело Рога Моисея

Иллюстрация Моисея с рогами из иллюминированной рукописи XIII века; William de Brailes, Public domain, via Wikimedia Commons

Эта точка зрения была поставлена под сомнение. Начиная с XIX века, появилась целая череда критических замечаний о скульптуре, которые определяли ее аспекты (которые, кстати, ранее понимались двумя его биографами в двух совершенно разных подходах) в свете самых разных и не всегда обоснованных выводов.

Что касается савонарольского мышления, то его рассматривали как метафору Папы, отражение Микеланджело и космическое существо, состоящее из четырех элементов. Его хмурый и настороженный взгляд был рационализирован как реакция на то, что он наблюдал, как еврейский народ приносит жертвы бронзовому змею.

Психологическое объяснение его мимики в XIX веке подготовило почву для Зигмунда Фрейда, который оценил изображение художником главного героя Писания в связи с выдающейся и разумной силой «я» над желаниями, отметив это как впечатление духовного героя, готового пожертвовать своей личной эмоциональной жизнью, чтобы защитить исход еврейского народа.

Статуя Моисея

Вид сбоку на «Моисея» Микеланджело ; Йорг Биттнер Унна, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Контраст между идеалами раннего и высокого Возрождения легко заметить, если попытаться сравнить Моисея Микеланджело со скульптурой Донателло. Удобной фигуре Святого Иоанна работы Донателло не хватает силы и энергии скульптуры Микеланджело. Как можно заметить, это довольно скучная работа.

Даже в сидячем положении Микеланджело придал полной фигуре динамизм и движение. В драматической фигуре Моисея, созданной Микеланджело, мы отчетливо ощущаем посланника и его обязанность следовать воле Божьей. Моисей — живой, дышащий, современный персонаж, отражающий волю и силу Бога, а не инертный персонаж из древнего библейского прошлого.

В этой статье мы рассмотрели все факты о Моисее, подробно рассказали о рогах Моисея работы Микеланджело и о многих других интересных фактах о статуе Моисея. Огромная фигура, изваянная в 1513 году для украшения гробницы, заказанной Юлием II Микеланджело, была закончена только после смерти папы. Она хранится в базилике Святого Петра в Ватикане. Картина, написанная под влиянием Донателло и Рафаэля, изображает величественного Моисея, сидящего с дощечками с заповедями под одной рукой, а другой рукой он нежно поглаживает свою длинную бороду, которую Вазари описывает как «мазок кисти, а не резца».

Часто задаваемые вопросы

Почему у Моисея есть рога?

Статуя Моисея, которая была вдохновлена отрывком из Священного Писания в главе 34 Исхода, изображает историческую личность с рогами на голове. Это приписывается ошибочному переводу Святым Иеронимом еврейских Писаний на латынь. На самом деле у Моисея на лице имеются пучки кожи, которые Иероним перевел как рога в латинской версии. Ошибка перевода вполне объяснима, поскольку древнееврейское слово «Керен» может означать как излучающий свет, так и образующий рога.

Почему была создана статуя Моисея?

Статуя Моисея была создана Микеланджело между 1513 и 1515 годами и должна была стать частью гробницы папы Юлия II. Статуя Моисея сидит на мраморном стуле между двумя украшенными мраморными колоннами в позе пророка. Моисей, задуманный Микеланджело для второго уровня гробницы, должен был рассматриваться снизу, а не на уровне глаз, как сейчас. Первоначально он был задуман как одна из шести огромных скульптур Микеланджело для украшения могилы. Работа, предназначенная для базилики Святого Петра, была перенесена в Сан-Пьетро-ин-Винколи из-за конфликтов между Папой и Микеланджело. На самом деле Юлий II был полностью поглощен перестройкой базилики и отбросил концепцию гробницы.

Кем был Моисей?

Самым значительным еврейским пророком является Моисей. Его считают автором Торы и лидером израильтян, когда они бежали из Египта и пересекли Красное море. В книге Исход он рождается в период, когда фараон Египта приказал убить всех евреев мужского пола.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий