Иллюзионное искусство — погружение в обманчивый мир оптического иллюзионного искусства

Иллюзионное искусство

Иллюзионное искусство, также называемое иллюзионизмом, — это форма оптической иллюзии в мире искусства. Это умный, игривый и особенно уникальный жанр искусства. Никогда не бывает скучно, когда смотришь на любой вид иллюзионных картин! В этой статье мы рассмотрим этот вид искусства, начиная с его истоков в эпоху Возрождения и заканчивая его изображением на тротуарах.

Оглавление

Что такое иллюзионное искусство?

Иллюзионное искусство, хотя и кажется современным видом искусства, уходит своими корнями в более древние формы художественного творчества, восходящие к классическим временам греческого искусства, и с течением времени развивалось с помощью новых техник, образуя жанр 3D иллюзионного искусства. Ниже мы рассмотрим определение иллюзионного искусства и краткий исторический обзор того, как зародилось искусство оптических иллюзий.

Определение искусства иллюзии

Слово «иллюзия» происходит от латинского слова ludere, что означает «играть», хотя это слово имеет свою собственную историю, происходящую от других значений, таких как «насмехаться». Со временем это слово превратилось в то, что мы обычно ассоциируем с ним сегодня, а именно — играть или обманывать наши чувства с помощью оптических иллюзий.

Именно этим и занимается искусство иллюзионизма. Часто это изображение объекта на плоской, двухмерной поверхности, но под правильным углом он кажется трехмерным.

Изображение предметов, натюрмортов или сцен выполняется в трехмерной манере, что заставляет их казаться реальными. Это относится и к скульптурам, которые выполнены в такой гиперреалистичной манере, что кажется, будто они могут двигаться в любую минуту.

3D иллюзионное искусство

Сфера Каракаса» Хесуса Сото, в Музее современного искусства Хесуса Сото; Гильермо Рамос Фламерих, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

Исторический обзор искусства иллюзионизма

Искусство иллюзионизма можно найти на самых ранних фресковых росписях, встречающихся в греческих домах в виде натюрмортов, в различных сценах с людьми, а также в картинах, которые кажутся почти частью реальных архитектурных сооружений интерьеров.

Известный классический пример можно найти в книге «Естественная история» (77 г. н.э.) римского писателя и философа Плиния Старшего. В ней он описывает соревнование между двумя известными греческими художниками, а именно Зевксисом и Паррасием из Эфеса. Оба художника хотели выяснить, кто из них лучший, поэтому Зевксис нарисовал виноград, который казался настолько настоящим, что даже птицы хотели его поклевать. Однако когда Зевксис попросил Паррасия снять занавес, закрывавший его картину, тот понял, что занавес и есть картина. Таким образом, Зевксис признал свое поражение — он мог обмануть птиц, но Паархасий сумел обмануть самого Зевксиса.

Эта история была использована в качестве примера для иллюстрации пространства и иллюзионизма, а поступок Паархасия, «обманывающего» Зевксиса, является примером определения искусства иллюзии.

История иллюзионного искусства

Рисунок знаменитых греческих художников, Зевксиса и Паррасия Эфесского, 1493 год; Рейксмузеум, CC0, через Wikimedia Commons

Если мы посмотрим на более поздние примеры из истории искусства, мы также увидим, что искусство иллюзионизма занимало видное место в потолочных росписях. В эпоху Возрождения этот стиль живописи быстро развивался, и художники создавали новые техники наряду с новыми средствами, такими как масляные краски, чтобы усилить все иллюзионистические эффекты, будь то на потолке или на стене.

В 1300-х и 1400-х годах произошел всплеск новых открытий в области перспективы и пропорций, в частности линейной перспективы, пионером которой стал архитектор Филиппо Брунеллески. Он изучал линии и пространственные отношения между объектами и зданиями.

Это можно рассматривать как важную часть развития искусства иллюзионизма, потому что это позволило художникам играть с пространством и глубиной не только в своих картинах, но и в скульптурах и архитектуре. Это позволило по-новому понять, как изображать пространство в предмете, делая его максимально реалистичным (или гиперреалистичным).

  Ватсон и акула - погружение в легендарную картину Джона Синглтона Копли

Ранние иллюзионные картины

Бегство от критики (1874), Пере Боррель дель Касо; Пере Боррель дель Касо, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Другой техникой, появившейся в эпоху Возрождения, был trompe l’oeil — французский термин, означающий «обманывать глаз». Эта концепция является ключевой частью иллюзионной живописи, поскольку она используется для изображения трехмерности на плоских поверхностях. Существует также похожая техника, известная как quadratura, что означает «открывать» архитектурные пространства, например, потолки.

Хотя эти техники были освоены в эпоху Возрождения, они существовали со времен классической греческой и римской настенной живописи, которая изображала предметы или архитектурные сооружения, казавшиеся реальными.

Такие художники, как Андреа Мантенья, прославились своими реалистичными и, следовательно, иллюзионистическими картинами. Примером может служить его картина «Плач над мертвым Христом» (ок. 1470-1480 гг.), которая является свидетельством другой техники, хорошо известной художнику, называемой ракурсом. Благодаря эффективному изображению пространства, не только вокруг фигуры Христа, но и самой фигуры Христа, художник смог создать повышенное чувство реализма в этой картине.

Раннее искусство иллюзионизма

Плач над мертвым Христом (1490), Андреа Мантенья; Андреа Мантенья, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Другой известный пример — купол иезуитской церкви Сант-Игнацио (1685) художника эпохи барокко Андреа Поццо. Купол нарисован на плоском потолке и выступает ближе к нефу церкви. При ближайшем рассмотрении становится заметно, что это полная оптическая иллюзия, выполненная с большим мастерством.

Это лишь один пример из множества церковных куполов и потолков, которые изображают совершенно другой мир, чаще всего небесный. Зрители переносятся и становятся частью огромных сцен, изображенных над ними. Кроме того, эти иллюзорные картины вызывают чувство удивления и благоговения, приближая посетителей к чему-то большему, чем они сами.

Иллюзионное искусство Определение

Деталь Аллегории миссионерской работы иезуитов (1691-1694) на потолке церкви иезуитов, Сант-Игнацио, автор Андреа Поццо; Andrea Pozzo, Public domain, via Wikimedia Commons

Если мы перенесемся в современный период изобразительного искусства, то увидим, что искусство иллюзионизма приобретает новые значения, например, в художественном движении сюрреализм, которое было распространено в начале 1900-х годов. Один из его известных художников, Сальвадор Дали, создал множество иллюзионных картин, которые затрагивали более глубокие аспекты человеческого сознания.

Как бы гиперреалистично ни выглядели его картины, сам предмет не был реалистичным, как и многие подлинные картины эпохи Возрождения.

Примером может служить картина «Метаморфозы Нарцисса» (1937), в центре которой находится греческий миф и история об охотнике по имени Нарцисс, который стал одержим собой, глядя на собственное отражение в воде. На этой картине Дали изобразил различные фигуры и предметы в неизвестном пейзаже, и нам, зрителям, приходится потрудиться, чтобы понять смысл увиденного. Безусловно, это яркий трехмерный мир, созданный на плоском двухмерном холсте.

Движение оп-арт 1960-х годов — еще один пример искусства 3D-иллюзий в его лучшем проявлении.

Его целью было создание оптических иллюзий из геометрических форм, которые были «нерепрезентативными», с цветами (часто черно-белыми), формами и узорами, расположенными таким образом, чтобы обмануть мозг и глаза, создавая впечатление движения или большей динамики, чем это есть на самом деле. Считается, что движение оп-арт начал Виктор Вазарели, французский художник венгерского происхождения.

Искусство иллюзионизма

Фасад Боннского Юридикума (1965) Виктора Вазарели; © Аксель Кирх / CC BY-SA 4.0 (через Wikimedia Commons), CC BY-SA 4.0, через Wikimedia Commons

  Герхард Рихтер - художественная биография знаменитого немецкого художника

Вазарели также оказал влияние на других художников, в частности на британскую художницу Бриджет Райли. Выставка 1965 года «Чуткое око» в Музее современного искусства в Нью-Йорке дала этому движению большую известность в обществе и в мире искусства, хотя некоторые критиковали его как движение.

Критика иллюзионного искусства

Иллюзионное искусство не всегда нравилось всем, и с годами оно подвергалось критике. В качестве примера можно привести художника-минималиста и писателя Дональда Джадда. Джадд был активен в 1900-х годах и скончался в 1994 году. В его эссе «Конкретные объекты» (1965) обсуждались и критиковались различные художники и их работы 1960-х годов. Его взгляды на иллюзионное искусство поддерживали тот факт, что «реальное пространство» намного лучше, чем рисование на плоской поверхности. Цитируется его высказывание:

«Три измерения — это реальное пространство. Это избавляет от проблемы иллюзионизма и буквального пространства, пространства внутри и вокруг знаков и цветов — что является избавлением от одного из основных и самых неприятных пережитков европейского искусства […] Реальное пространство по своей сути более мощное и специфическое, чем краска на плоской поверхности».

Известные художники иллюзионной живописи

В 20 веке иллюзионное искусство достигло новых уровней выражения с помощью таких технологий, как компьютеры, которые позволяют графический дизайн и создание новых «виртуальных реальностей». Использование более инновационных пространств и поверхностей, таких как здания, тротуары, улицы, даже человеческое тело, стало холстом для иллюзионного искусства. Ниже мы рассмотрим некоторые примеры искусства оптических иллюзий из движения Op Art, которое, так сказать, создало основу для других видов искусства иллюзионизма. Мы также рассмотрим некоторые примеры современного искусства 3D-иллюзий.

Виктор Вазарели (1906 — 1997)

Существуют различные примеры иллюзионных картин Виктора Вазарели. Одна из самых ранних его работ — «Зебра» (1937), на которой изображены две зебры, переплетающиеся друг с другом, их черные и белые полосы как бы сочетаются друг с другом. Вазарели изобразил зебр благодаря узорам на их телах, которые легко подходят для работы с оптическими иллюзиями.

Кроме того, суровый черный фон подчеркивает их яркий вид на переднем плане.

София» (1954) изображает больше линий, но в данном случае она более абстрактна: черные линии на белом фоне выглядят как решетка. Вега III» — еще один черно-белый пример шашечной композиции художника. При просмотре поверхность картины кажется выпуклой и вогнутой в некоторых местах, что было создано различными «искажениями», сделанными художником.

Иллюзионные картины

Сверхновые (1959-1961) Виктора Вазарели в Тейт Модерн, Лондон; Mramoeba, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Вазарели также создавал иллюзионные картины в цвете, например, его Vega Nor (1969) и Ambigu-B (1970). На обеих работах изображены геометрические фигуры, такие как сферы и шестиугольники. Они расположены таким образом, что, когда мы смотрим на них, части превращаются в динамичную форму, созданную в результате взаимодействия различных цветов и форм. Это особенно заметно в Ambigu-B , где формы появляются на заднем и переднем плане, и мы как бы видим, как все это одновременно смещается.

Бриджет Райли (с 1931 по настоящее время)

Бриджет Райли также создавала черно-белые композиции, например, ее ранняя работа под названием «Поцелуй» (1961), где большая часть поверхности черная, а в центре — белая фигура, верхняя часть которой имеет форму полумесяца, а нижняя — прямая. Создается впечатление, что черные пространства сходятся и встречаются в белом пространстве, края черных пространств образуют форму белого пространства.

На картине «Движение в квадратах» (1961) изображен еще один черно-белый клетчатый узор, однако здесь Райли играл с шириной каждого квадрата, чтобы создать оптическую иллюзию. Ближе к середине композиции квадраты истончаются, в результате чего создается впечатление, что поверхность каскадом спускается вниз.

  Как нарисовать гриб - простое руководство по рисованию грибов

Знаменитые иллюзионные картины

Спуск (1965), Бриджет Райли, Gemeentemuseum Den Haag; Роб Оо из NL, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Среди цветовых композиций Райли — «Ахея» (1981), на которой изображены различные полосы, идущие вертикально вдоль поверхности. Цвета были взяты из ее вдохновения, когда она посетила Египет. Благодаря взаимосвязи различных цветов и разнообразным формам линий, композиция становится визуальной игровой площадкой для зрителей. Художница также предложила зрителям посмотреть на картину горизонтально, чтобы оценить динамизм теплых и холодных цветов.

Другие виды искусства оптических иллюзий и художники

Если мы посмотрим на современное искусство иллюзионизма, то увидим таких художников, как Натали Флетчер, которая создает оптические иллюзии на человеческом теле. Она рисует различные линии и узоры на спине, которые выглядят так, как будто изображение проваливается в другое пространство или отверстие. Флетчер также использует как цветную, так и черно-белую гамму.

Хикару Чо также рисует на человеческом теле, но она как бы обнажает другой слой, скрытый под кожей. Некоторые из ее картин «Иллюзия» изображают молнию на спине, которая расстегивает еще один слой кожи, обнажая еще один слой с молнией. Другой пример изображает лицо, которое «треснуло», обнажая другое лицо, скрытое под ним.

Стрит-арт и рисунки мелом на тротуарах — еще один уникальный пример искусства 3D-иллюзий, который часто демонстрирует большой талант художника 3D-иллюзий.

Уличный художник под псевдонимом «1010» живет в Гамбурге, Германия, и создает исключительные оптические иллюзии на зданиях. Спиралевидные формы, которые кажутся почти порталами, открывающимися в другой мир, завораживают нас и вызывают желание войти прямо в эти амебоподобные формы.

Николай Арндт создает рисунки мелом на тротуарах, от львов до скачущих лошадей. Уникальность иллюзий Арндта заключается в том, что люди могут стать частью изображений, например, на некоторых фотографиях видно, как женщина выгуливает льва на поводке, а девушка сидит на скачущей лошади, как будто она на ней скачет.

Продолжение иллюзии

Искусство иллюзионизма, безусловно, развивалось с древних времен греческого и римского искусства. На самом деле, иллюзионное искусство можно датировать еще до этого периода, начиная с Древнего Египта, когда люди начали изображать образы на плоских поверхностях, обозначая идею пространства и трехмерности.

Поверхности, которые использовали художники, менялись от прекрасных фресок на виллах до современных стен городских зданий и уличных тротуаров. Иллюзионное искусство может быть использовано практически везде и будет развлекать нас инновационными способами, или, лучше сказать, «обманывать»?

Часто задаваемые вопросы

Что такое иллюзионное искусство?

Иллюзионное искусство — это изображение объекта на плоской двухмерной поверхности. При этом объект, натюрморт или сцена изображаются в трехмерном виде, что позволяет зрителю воспринимать их как реальные.

Когда зародилось искусство иллюзионизма?

Искусство иллюзионизма зародилось еще во времена фресковых росписей греческих домов в виде натюрмортов, различных сцен с людьми и архитектурных сооружений, которые кажутся почти частью реальных архитектурных конструкций интерьеров. Она развивалась с течением времени и приобрела известность в эпоху Возрождения, когда художники освоили такие техники, как тромплей. В наши дни мы видим иллюзионное искусство на зданиях, тротуарах, а также боди-арт в виде оптических иллюзий.

Как создаются иллюзии в искусстве?

Существуют различные техники, которые использует и комбинирует художник 3D Illusion для создания и манипулирования пространством, чтобы казалось, что оно движется, меняет форму или перспективу. Такие техники, как trompe l’oeil и chiaroscuro (светлое и темное), являются примерами того, как пространство, линии, формы и цвета соединяются и накладываются друг на друга определенными способами и размерами.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector