Знаменитые готические картины — взгляд на самое влиятельное искусство готического периода

Знаменитые готические картины

Готическое искусство, которое было стилем в средневековом искусстве, развивалось в течение 12-го века. Хотя большинство произведений искусства, созданных в этом жанре, представляли собой архитектурные проекты, такие как соборы и витражи, а также скульптуры и иллюминированные манускрипты, были также созданы некоторые выдающиеся панно и фрески. В искусстве готического периода выделялись несколько ключевых художников, создавших наиболее известные картины. Сегодня большинство из описанных ниже примеров знаменитого готического искусства существуют как выдающиеся произведения в истории искусства.

Оглавление

Что представляло собой движение готического искусства?

Известное также как готическое искусство, это движение возникло в Северной Франции после начала романского периода искусства в начале 12 века. Быстро распространившись по всей Западной Европе, а также по большей части Центральной, Северной и Южной Европы, готическое искусство продемонстрировало мгновенную популярность стиля после его появления. Основным видом искусства этого периода стала готическая архитектура, которая развивалась параллельно с развитием общего готического искусства.

Италия оказалась вначале незатронутой этим новым стилем, так как в этот период художники страны все еще находились под сильным влиянием византийских художественных техник. Поэтому переход от романского искусства, вдохновленного Византией, к готическому искусству был медленным, и вначале готические элементы проявлялись лишь в небольших областях, например, в орнаментальных деталях.

Чимабуэ и Дуччо, которые считаются двумя величайшими итальянскими художниками Средневековья, были первыми художниками, которые заметно отошли от византийской формы искусства в пользу готического искусства.

Знаменитый готический художник

Воскрешение Лазаря (1310-1311) Дуччо ди Буонинсегна; Дуччо ди Буонинсегна, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Благодаря огромному вкладу Чимабуэ и Дуччо, они стали пионерами в дальнейшем развитии знаменитого готического искусства. В конечном итоге они работали под началом Джотто, который в своих работах развил и повлиял на еще более реалистичных персонажей. Ко второй половине XIII века итальянская готическая живопись, наконец, начала процветать сама по себе. Произведения искусства демонстрировали более прямое движение к натурализму, поскольку картины и скульптуры изображали фигуры с более реалистичными размерами, выражениями и оттенками.

Живопись в готический период была представлена в четырех основных стилях, которые включали в себя панно, фрески, иллюминацию рукописей и витражи.

Начали развиваться определенные техники, такие как использование ракурса и кьяроскуро, чтобы изобразить очень выразительные фигуры. По мере роста популярности стиля готические картины в виде фресок заменялись большими разноцветными витражами в церквях и соборах. Таким образом, самые знаменитые готические картины, известные сегодня, стали частью этих архитектурных сооружений.

Готическая живопись

Освобождение Святого Петра (1444), автор Конрад Витц; Конрад Витц, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Наш топ-10 самых известных готических картин

Готическое художественное движение оказалось очень влиятельным, поскольку оно привело к созданию одних из самых красивых произведений в истории искусства. Большинство известных готических произведений искусства были выполнены в религиозном стиле, поскольку их предназначение заключалось в размещении в церкви, соборе или монастыре.

Хотя можно рассмотреть множество не менее значительных картин и еще больше скульптур, мы рассмотрим 10 самых известных готических картин всех времен.

Маэста ди Санта-Тринита (1283-1291), автор — Чимабуэ

Художник Чимабуэ
Дата написания 1283 — 1291
Медиум Темпера на панели
Размеры 385 см x 223 см (152 дюйма x 88 дюймов)
Где находится в настоящее время Галерея Уффици, Флоренция

Итальянский средневековый художник Чимабуэ написал картину «Маэста ди Санта Тринита» первоначально для церкви Санта Тринита во Флоренции, где она находилась до тех пор, пока ее не раскопали, чтобы поместить в официальную галерею Уффици. Считающаяся готической картиной с заметными элементами Ренессанса, «Маэста ди Санта Тринита» представляет Мадонну с младенцем, сидящих на золотом троне, предположительно находящемся на небесах.

Знаменитое искусство готического периода

Маэста Санта-Тринита (Мадонна на троне; Мадонна с младенцем на троне с восемью ангелами, Мадонна Санта-Тринита) (1290-1300), автор — Чимабуэ; Cimabué, Общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Четыре ангела изображены по обе стороны от Мадонны в симметричном дизайне, поскольку все они держат башни, как бы поддерживая их. Только два ангела на самом верху повернуты к ней лицом, остальные смотрят в другую сторону. Когда ангелы накладываются друг на друга, их крылья образуют узор, который, кажется, градируется по цвету, что помогает направить взгляд зрителей вверх, чтобы сфокусировать его на Мадонне, подчеркивая их важность.

Ниже этого небесного изображения были помещены портреты четырех важных пророков, которые смотрят на нас через три арки. Их вставка помогла передать авторитет и власть, связанные с традицией. В «Маэста ди Санта Тринита» Чимабуэ продемонстрировал заметный отход от плоских изображений и стилизованных фигур византийского стиля.

Это было видно по добавлению движения в этой работе, причем Чимабуэ пытался придать движение через натуралистическую драпировку одежды Мадонны.

Мадонна Ручеллаи (1285) работы Дуччо

Художник Дуччо
Дата написания 1285
Медиум Темпера на золоте и панели
Размеры 450 см x 290 см (180 дюймов x 110 дюймов)
Где находится в настоящее время Галерея Уффици, Флоренция
  Византийское искусство - путешествие по художественному периоду Византийской империи

Мадонна Ручеллаи» — самая старая и самая известная работа готического художника Дуччо. Первоначально она была заказана для церкви Санта Мария Новелла во Флоренции общиной, которая регулярно собиралась в церкви, чтобы воспеть хвалу Мадонне. В 1591 году она была перенесена в более крупную капеллу семьи Ручеллаи, а в начале 19 века была передана в галерею Уффици.

Готическое искусство

Мадонна Ручеллаи (ок. 1285), автор Дуччо; Дуччо ди Буонинсегна, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Известная как самая большая в истории панно XIII века, «Ручеллаи Мадонна» изображает Деву с Младенцем, сидящую на золотом троне в окружении шести ангелов. Ее плечи покрыты знаменем, которое символизировало ее честь и репутацию, а Младенец Христос одет в обычные древние красные и золотые одежды вокруг талии. Вытянув правую руку, Младенец Христос, как говорят, дарует благословение.

Каждый из шести ангелов, кажется, стоит на коленях, что создает впечатление, будто они временно застыли во времени.

Так считалось потому, что «Мадонна Ручеллаи» считалась воплощением святого образа, который обычно видели верующие. Боковой угол трона, а также слегка наклоненное положение Богородицы демонстрируют технику, часто использовавшуюся художниками в 13 веке, чтобы добавить элемент пространственной глубины в свои картины.

Бегство в Египет (1304-1306) Джотто

Художник Джотто
Дата написания 1304 — 1306
Медиум Фреска
Размеры 200 см x 185 см (78 дюймов x 73 дюйма)
Где находится в настоящее время Капелла Скровеньи, Падуя, Италия

Иконический итальянский художник Джотто написал множество невероятно известных произведений искусства, о которых говорят и сегодня. Его стиль пересекается между поздним готическим искусством и проторенессансом, поэтому в его картинах можно увидеть смесь техник. Одна из его значительных фресок — «Бегство в Египет», основанная на библейском сюжете из Евангелия от Матфея 2:13-23. В настоящее время ее все еще можно увидеть в капелле Скровегни в Италии.

Картина Джотто изображает бегство в Египет, когда Иосиф бежал в Египет вместе с Марией и их сыном Иисусом после того, как его посетили три царя, известные как волхвы. История гласит, что после этого визита Иосифу во сне явился ангел и велел ему уходить, так как царь Ирод собирался убить младенца. Хотя Джотто обозначил свою картину термином «бегство», зрители вместо этого видят медленное шествие по пустыне.

Готические рисунки

№ 20 Сцены из жизни Христа: 4. Бегство в Египет (1304-1306) Джотто; Джотто ди Бондоне, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Поскольку фигуры изображены торопливо движущимися, создается впечатление, что это путешествие очень важно.

Благодаря тонкой композиции, Джотто целенаправленно разместил на картине как людей, так и животных. Осел, на котором сидят Мария и Иисус, изображен как основание пирамиды на заднем плане, а Мария и ее сын — как вершина сооружения. Включение осла демонстрирует смирение, с которым Иисус Христос появился в этом мире. Изображенный в виде беззащитного младенца, сидящего на самом скромном из животных, «Бегство из Египта» показывает их поиски убежища.

Поклонение волхвов (1305) Джотто

Художник Джотто
Дата написания 1305
Медиум Фреска
Размеры 200 см x 185 см (78 дюймов x 73 дюйма)
Где находится в настоящее время Капелла Скровеньи, Падуя, Италия

Другим известным произведением готического искусства, созданным Джотто, было «Поклонение волхвов», которое также находилось в капелле Скровеньи в Италии. Эта картина принадлежит к серии из семи других картин, изображающих жизнь Христа, и все они были написаны Джотто. Поклонение волхвов» — это традиционное название сюжета картины «Рождество Иисуса», изображающего трех волхвов, которые отправились в Вифлеем, чтобы навестить младенца.

Знаменитые готические произведения искусства

Поклонение волхвов (1303), Джотто; Джотто ди Бондоне, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Джотто создал эту фреску по мотивам библейской истории о трех волхвах, которые посетили младенца Иисуса и одарили его золотом, ладаном и миррой. Поскольку в искусстве на протяжении десятилетий появлялось множество различных изображений этой истории, «Поклонение волхвов» Джотто является ярким и в то же время нежным ее воплощением.

Когда картина была впервые написана, небо было изображено ярким синим цветом, который подчеркивал Вифлеемскую звезду, представленную падающей кометой в центре неба, которая, как считается, напоминает комету Галлея.

Единственным другим ярким цветом в работе Джотто является бордово-красный цвет платья Марии, который сильно контрастировал с бежевыми и белыми одеждами других фигур. Это также использовалось для привлечения внимания к ней при просмотре работы, поскольку объект фрески — младенец Иисус — сидит у нее на коленях. Кроме того, простота, использованная для изображения колыбели и фона, позволяет незначительным элементам раствориться, пока в центре внимания не окажутся только самые важные аспекты.

  Ретрофутуризм - взгляд назад на ретрофутуристическое искусство

Плач (Оплакивание Христа) (1306) Джотто

Художник Джотто
Дата написания 1306
Медиум Фреска
Размеры 200 см x 185 см (79 дюймов x 73 дюйма)
Где находится в настоящее время Капелла Скровеньи, Падуя, Италия

Третье знаменитое произведение готического искусства, созданное Джотто и находящееся в капелле Скровеньи, — «Оплакивание» («Оплакивание Христа»). Эта картина является частью большой фрески, которая была заказана Энрико Скровегни, чтобы стать его погребальным памятником и формой искупления грехов его отца, совершенных в католической церкви.

Это произведение позднеготического искусства изображает скорбящего Христа, которого поддерживает мать, Мария Магдалина держит его за ноги, а другие плакальщицы окружают его.

Готический художник

№ 36 Сцены из жизни Христа : 20. Плач (Оплакивание Христа) (1304-1306) Джотто; Джотто ди Бондоне, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Когда над Христом парят несколько ангелов, два апостола изображены стоящими у каменной стены, которая фактически отделяла человеческую сцену от небесной. Поза ангелов, а также их опущенные крылья передают их божественное напряжение от ситуации, свидетелями которой они являются. Композиция, разработанная Джотто, помогла подчеркнуть лицо мертвого Христа как центральную точку, поскольку лица всех людей обращены к нему.

Обращение Джотто к человеческим эмоциям как к реалистичному и мощному инструменту очевидно в «Оплакивании» («Оплакивание Христа»). Язык тела и мимика скорбящих передают их глубокое страдание и скорбь по поводу смерти Христа, при этом изображена очень мрачная сцена.

Мадонна Огниссанти (1306) Джотто

Художник Джотто
Дата написания 1306
Медиум Темпера на панели
Размеры 325 см x 204 см (128 дюймов x 80 дюймов)
Где находится в настоящее время Галерея Уффици, Флоренция

Последнее произведение Джотто, которое мы включили в наш список, это его «Мадонна Огниссанти», которая, как известно, является очень важной вехой в истории искусства. Созданная как большой алтарный образ, «Огниссантская мадонна» была написана для церкви Огниссанти во Флоренции, откуда и получила свое название. С течением времени эта картина также была известна под названием «Мадонна на троне».

Искусство готического периода

Мадонна Огниссанти (Мадонна на троне) (ок. 1300-1305) Джотто; Джотто ди Бондоне, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Следуя очень традиционной христианской тематике, Джотто изобразил Деву Марию с сидящим на коленях Младенцем Христом в окружении ангелов и святых. Это конкретное изображение Девы Марии получило название «Маэста», которое оказалось очень популярным в то время. Это изображение можно увидеть в картине Чимабуэ «Маэста ди Санта-Тринита» (1283 — 1291).

Джотто изобразил Деву Марию и Младенца в виде цельных, четко очерченных фигур, которые, казалось, прочно сидят на троне. Кроме того, они были написаны более правдоподобно и человечно, что продемонстрировало его отход от плоских поверхностей. Поместив Марию на трон, Джотто продемонстрировал стремление к перспективе, поскольку ее присутствие на стуле помогло передать идею реального окружения.

Кроме того, складки на одежде, которую носят все фигуры, придают работе движение, что является еще одним подтверждением реальности.

Маэста дель Дуомо ди Сиена (1308-1311) работы Дуччо

Художник Дуччо
Дата написания 1308 — 1311
Медиум Темпера и золото на дереве
Размеры 213 см x 396 см (84 дюйма x 156 дюймов)
Где находится в настоящее время Museo dell ‘Opera Metropolitana del Duomo, Испания

Среди многих известных готических картин, созданных Дуччо, есть его «Маэста дель Дуомо ди Сиена», которая была заказана городом Сиена, Италия, в 1308 году. Эта картина является самым значительным произведением в его карьере, так как это, возможно, величайшее панно, которое когда-либо было создано.

На двухстороннем панно изображена большая Мадонна с младенцем, сидящая на троне на передней панели, которую с двух сторон окружают множество святых и ангелов на соседних панелях.

Следуя по стопам многих других произведений искусства, в которых использовались Дева Мария и Младенец в 14 веке, картина Дуччо, безусловно, является самой красивой и экстравагантной из когда-либо написанных. Мадонна и Младенец снова изображены прочно сидящими на золотом троне, что помогло сосредоточить внимание на них как на главных центрах картины.

Знаменитое готическое искусство

Маэста дель Дуомо ди Сиена (1311), Дуччо; Дуччо ди Буонинсегна, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Дуччо включил под картину пределлу, на которой изображены семь сцен из детства Христа. Над средней панелью также были изображены пики из жизни Девы Марии, а вся задняя часть картины была покрыта различными сценами из жизни Христа.

Сегодня главную панель можно увидеть в Музее Метрополитанской оперы Дуомо в Сиене, а другие панели алтарного образа находятся в Национальной галерее в Лондоне, Коллекции Фрика в Нью-Йорке и Национальной галерее искусств в Вашингтоне.

Благовещение со святой Маргаритой и святым Ансаном (1333) Симоне Мартини и Липпо Мемми

Художник Симоне Мартини и Липпо Мемми
Дата написания 1333
Медиум Темпера и золото на панели
Размеры 305 см x 265 см (120 дюймов x 104 дюйма)
Где находится в настоящее время Галерея Уффици, Флоренция
  "Сад земных наслаждений" Иеронима Босха - анализ

Благовещение со святой Маргаритой и святым Ансаном было написано итальянскими готическими художниками Симоне Мартини и Липпо Мемми и первоначально предназначалось для бокового алтаря в Сиенском соборе. Считается, что центральная панель является одним из шедевров Мартини, поскольку в ней он продемонстрировал новаторское использование линии в сочетании с ощущением движения и человеческой экспрессии. Кроме пророков, Мемми, как говорят, написал святую Маргариту в крайнем правом углу и святого Ансануса в левом, несмотря на то, что его работам не хватает изысканности, как у Мартини.

На центральной панели, которая, по общему мнению, является самым важным аспектом работы, изображено Благовещение.

Готические произведения искусства

Благовещение и двое святых (1333) Симоне Мартини и Липпо Мемми; Симоне Мартини, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Архангел Гавриил, несущий оливковую ветвь, изображен коленопреклоненным перед Марией, которая обозначена на правой стороне панели темным одеянием. Считается, что Гавриил сообщает ей о том, что вскоре она родит сына Божьего. Однако лицо Марии изображено с выражением неверия, так как она, кажется, отшатывается от этого сообщения.

Между этими двумя фигурами видна ваза с лилиями, которые, как говорят, символизируют чистоту. Над ними видна группа ангелов, переплетающих свои крылья, с латинскими словами «Радуйся, Мария, полная благодати, Господь с тобой». Эти произведения выбиты на диагональной линии, идущей от губ ангелов к Марии.

Коронация Богородицы (1432) Фра Анджелико

Художник Фра Анджелико
Дата написания 1432
Медиум Темпера на панели
Размеры 112 см x 114 см (44 дюйма x 45 дюймов)
Где находится в настоящее время Галерея Уффици, Флоренция

Другим известным готическим художником был Фра Анджелико, который написал картину «Коронация Богородицы». В 1434-1435 годах Анджелико написал еще одну идентичную картину, также под названием «Коронация Богородицы», которая сегодня находится в музее Лувр в Париже. В период ранней готики коронация Марии была одним из распространенных сюжетов, изображаемых художниками, и эта картина не стала исключением.

Самые известные готические картины

Коронация Девы Марии» (1434-1435) Фра Анджелико; Фра Анджелико, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

На этой готической картине с позолоченным фоном Анджелико изобразил коронацию над раем. В центре работы можно увидеть Христа, коронующего Богородицу. Обе фигуры окружены блестящими лучами солнечного света, которые использовались для символизации божественного света.

Как и другие картины и готические рисунки, созданные Анжеликой, это произведение искусства имеет мистический оттенок.

Под Христом и Девой Марией изображена большая толпа святых, ангелов и других благословенных фигур, которые усилили акт коронации. Среди них выделяется Мария Магдалина, которая стоит на коленях справа среди святых женщин. В последнем ряду зрителей находятся ангелы-музыканты, вооруженные длинными тонкими трубами. Вся композиция «Коронования Богородицы», наряду с великолепным использованием цвета, демонстрирует огромное влияние, которое оказал на Анджелико его учитель.

Мадонна с младенцем (1480) Карло Кривелли

Художник Карло Кривелли
Дата написания 1480
Медиум Темпера и золото на дереве
Размеры 36,5 см x 23,5 см (14,3 дюйма x 9,2 дюйма)
Где находится в настоящее время Музей современного искусства Метрополитен, Нью-Йорк

Последнее произведение искусства, которое мы включили в наш список самых известных готических картин — это «Мадонна с младенцем», написанная Карло Кривелли. Первоначально она была создана для церкви Сан-Франческо ад Альто в Анконе, Италия, стиль работы, как говорят, разнообразен, поскольку в ней можно увидеть различные художественные элементы. Мадонна с младенцем, которая прекрасно сохранилась на протяжении многих лет, является самой изысканной картиной, когда-либо созданной Кривелли.

Известные готические произведения искусства

Мадонна с младенцем (ок. 1480) Карло Кривелли; I, Саилко, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

На картине изображена фарфоровая Мадонна в роскошном одеянии, которая пытается удержать младенца своими невероятно изящными руками. Младенец Иисус, сидящий на маленькой подушечке на выступе стены, крепко сжимает в руках золотую рыбку. Ореолы, которые носят Мадонна и Младенец, покрыты драгоценными камнями, что придает им впечатление экстравагантных тарелок, в отличие от более небесного качества, которое обычно использовалось многими коллегами Кривелли.

Кривелли создает меланхоличную атмосферу в этом произведении, поскольку выражение лица Мадонны почти предвещает характер последних дней жизни Христа на земле. Это еще больше усиливается изображением на картине младенца Иисуса, который в то время был еще невинным ребенком. Считается, что включение в картину золотого щура с ярко-красной головкой также отсылает к этому затруднительному положению, так как этот цвет напоминает зрителям о крови с головы Христа, когда он был увенчан терновым венцом при распятии.

После просмотра нашего списка 10 самых известных готических картин, которые были созданы, в большинстве работ можно увидеть очень похожие темы и сюжеты. Эта эпоха оказалась очень значительным художественным периодом, поскольку в это время были созданы некоторые из самых изысканных религиозных готических рисунков и картин. Однако в готический период в искусстве было создано множество других не менее примечательных произведений. Если вам понравилось читать о картинах, представленных выше, мы рекомендуем вам познакомиться с другими художниками и картинами, которые были созданы.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий