Герхард Рихтер — художественная биография знаменитого немецкого художника

Герхард Рихтер

Известный немецкий художник Герхард Рихтер считается одним из самых значительных современных художников Германии. Сначала картины Герхарда Рихтера отражали его обучение в реалистической манере, но со временем он проникся уважением к более продвинутым работам своих европейских и американских коллег. Работы Герхарда Рихтера были использованы для исследования того, как картины, которые, казалось бы, отражают «реальность», часто оказываются гораздо менее объективными или неоднозначными по смыслу, чем представлялось вначале.

Оглавление

Жизнь и творчество Герхарда Рихтера

Фотография Герхарда Рихтера была еще одним аспектом его репертуара, наряду с производством изделий из стекла, а также его абстрактных и натуралистических картин. Производя рядом, но никогда полностью не принимая шквал направлений искусства конца XX века, таких как британский поп-арт, минимализм, абстрактный экспрессионизм и концептуализм, известный немецкий художник усвоил многие из их идей, в то же время сомневаясь в каких-либо больших творческих и идеологических догмах. В своих работах Герхард Рихтер использует множество рисованных изображений из таблоидов или даже свои личные фотографии семьи.

Дата рождения 9 февраля 1932 года
Дата смерти Жив
Место рождения Дрезден, Германия
Ассоциированные направления Абстракция, Фотореалистическая живопись
Медиумы Живопись, фотография

Ранние годы художника

Герхард Рихтер родился в Дрездене, Германия, в 1932 году, на фоне развития нацистского Третьего рейха. Интересно, что отец Рихтера, учитель, а также его дядя были вовлечены в дело нацизма. Мать Рихтера, дочь концертного пианиста, поддерживала ранние способности сына к рисованию. Рихтер бросил школу в 1948 году, когда ему было 16 лет, и начал работать декоратором в театре. Рихтер пережил сильный стресс, связанный с последствиями войны: несколько его дядей были убиты в бою, а отец потерял работу.

Эти семейные неурядицы, а также раннее профессиональное обучение художника в условиях коммунистической догмы военного времени, в конце концов, привели Рихтера к тому, что он стал искать художественные идеи в природе, а не в экономических, духовных или философских проблемах и идеях.

Знаменитый немецкий художник

Герхард Рихтер, Национальная галерея, Прага, 2017; Йиндржих Носек (NoJin), CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Карьера знаменитого немецкого художника

В рамках бакалавриата он выполнил настенную фреску «Общение с Пикассо» (1955) для столовой Академии искусств. Для выпускного курса он создал еще одну фреску под названием «Радость жизни» (1956) для Немецкого музея гигиены. Она должна была создать впечатление «сродни гобелену или обоям». В 1957 году Рихтер женился на Марианне Юфингер, а в 1966 году у пары родилась дочь Бетти.

Раннее обучение

Рихтер увидел работы современных художников Лючио Фонтана и Джексона Поллока через два года после этого, во время поездки в Западную Германию в 1959 году. На Рихтера оказали глубокое влияние безудержные цветовые взрывы Поллока на холсте, что побудило его задуматься над собственной творческой теорией. Кроме того, Рихтер начал задумываться над тем, почему реалистический подход не может передать ту жизненную силу, ощущение правдивости и атмосферу художественного освобождения, которые он видел в абстрактных работах своих европейских и американских коллег.

Герхард Рихтер Фотография

Герхард Рихтер, сфотографированный Лотаром Воллехом, ок. 1970; Лотар Воллех, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Его якобы «реалистичные» картины, казалось, упускали фундаментальную, хаотичную сущность самой реальности. Рихтер переехал в Дюссельдорф в 1961 году, незадолго до официального возведения правительством Берлинской стены. Рихтер снова поступил в близлежащую Кунстакадемию с намерением работать в более раскрепощенном, авангардном стиле; в процессе пересмотра своего подхода к художественному производству он целенаправленно уничтожил несколько своих ранних работ 1950-х и 1960-х годов.

Зрелый период

Продолжая работать в реалистическом стиле, Рихтер примерно в 1961 году начал использовать фотографии, проецируя и перенося их на холсты. Рихтер считал, что как художник он «создает образ, который мало связан с объектом», а не «изображает конкретного человека». Рисуя людей с фотографий, зеркальные изображения Рихтера часто были смазаны и почти не несли ничего узнаваемого о предмете, заставляя зрителей оценивать существенные особенности самого произведения искусства, включая структуру, цветовую палитру и так далее, вместо того, чтобы оставить зрителей на распознавание или быть в стороне от предполагаемого предмета изображения или сентиментального элемента «общества».

Став неудовлетворенным своим решением принять абстракцию или репрезентативное искусство, Рихтер решил сосредоточиться на случайных элементах, возникающих в процессе рисования.

Рихтер начал мазать, царапать и прятать многочисленные красочные наслоения в своих новых картинах, используя тот же подход, который он применял в своих репрезентативных работах. В 1966 году он создал коллекцию серых картин, таких как «Два серых в сопоставлении» (1966), в которых основное внимание уделялось расположению и нанесению краски, а не точному изображению предмета. Рихтер наносил краску сильными мазками, валиками и энергичным движением скребка (инструмент, обычно используемый для мытья окон и очистки поля зрения). В этой коллекции работ Рихтер преуменьшил визуальный эффект реалистичных изображений в пользу текучей, выразительной иллюзии измерения.

  Поль Сезанн - художественная биография знаменитого постимпрессиониста

Герхард Рихтер Портрет

Художник Герхард Рихтер в Домбергер, Штутгарт, 1967; Kunststiftung Poll, CC BY-SA 3.0 DE, via Wikimedia Commons

В 1971 году Рихтер получил должность профессора в Дюссельдорфской Кунстакадемии. Это послужило началом его работ в стиле «цветовой диаграммы», таких как «1024 цвета» (1973), в которых он в научной манере размещал на больших холстах квадратные однотонные цвета. В этот период Рихтера широко критиковали за его явный отказ быть связанным с определенным эстетическим движением, а также за кажущуюся неспособность живописи Герхарда Рихтера противостоять многочисленным политическим и социальным проблемам, связанным с нацистским правлением во время Второй мировой войны.

Поздний период

В 1976 году Рихтер использовал обобщающее название «Абстрактная живопись» для всех своих последующих картин, по сути, заставляя наблюдателей судить о том или ином произведении без разъяснений со стороны художника. Рихтер вернулся к репрезентативным работам годом позже, создав серию «Баадер-Майнхоф» (1977), которая документировала печально известное убийство группы немецких экстремистов-подростков в тюрьме Штаммхайма. В качестве источников использовались фотографии, а Рихтер изобразил трупы и гнусное тщеславие террористов.

Можно утверждать, что нечеткое видение картин Герхарда Рихтера представляет собой нераскрытую тайну, скрывающуюся за внезапной смертью заключенных.

Рихтер достиг статуса мировой знаменитости в 1980-х и 1990-х годах благодаря серии работ, которые, на первый взгляд, продолжают наследие абстрактного искусства, например, Abstraktes Bild (1994). Однако при ближайшем рассмотрении их плотно упакованные поверхности наводят на мысль, что эти пышущие цветом творения были отмерены только для того, чтобы намекнуть на себя или, например, на свои методы изготовления, а не пытаться выразить какую-либо интимную мотивацию самого творца.

Рихтер, похоже, получает удовольствие от собственной способности укладывать оттенки толстым слоем по всей картине, а затем прерывать полное поле, соскабливая его в сторону, как будто художник роботизированно прокладывает «перекрестки», где его собственная регуляция веществ уступает место, в этом месте, а также в этом, прежде всего случайным стилям и спонтанной коагуляции цвета, в этих работах.

Художественный стиль Герхарда Рихтера

Часто Рихтер начинает с ручного проецирования оттиска на холст, что является методом размышления о том, как картины, подобно загадочным призракам, преследующим наш мозг, обладают собственной жизнью. Этот процесс визуального сжатия, в котором фотографии, проекции и живопись объединяются для создания законченного произведения искусства, подразумевает, что любое видение — это форма преобразования «реального» в «воображаемое».

Рихтер часто размывал свои изображения и использовал случайные эффекты в собственной технике живописи, чтобы продемонстрировать, как трудно любому художнику передать всю правду о теме в ее первоначальном виде.

Такие приемы, подразумевающие, что что-то важное для модели было «потеряно при переводе», часто привлекают внимание зрителя к густому, материальному характеру масляного пигмента, подчеркивая как его выразительные возможности, так и недостатки.

Фотографические картины Герхарда Рихтера

На протяжении 1960-х и начала 1970-х годов Герхард Рихтер создавал широкий спектр живописных изображений из черно-белых фотографий, ориентируясь на широкий спектр ссылок: публикации в СМИ и книги, иногда интегрируя их подписи, как это видно на картине «Хельга Матура» (1966); личные фотографии; снимки сверху городов и горных хребтов, такие как «Городской пейзаж Мадрида» (1968).

Он выбрал образы таких музыкантов, как Жан Сибелиус и Густав Малер, а также таких авторов, как Франц Кафка и Г. Г. Уэллс, для 48 портретов, созданных в 1971-1972 годах.

Рихтер начал писать портреты торговцев, покупателей, художников и других людей из его близкой профессиональной группы примерно в 1964 году. Рихтер создал два портрета своей дочери Бетти (1977 и 1988). Многие из его реалистических работ посвящены истории нацизма, изображая членов семьи, которые были как членами, так и жертвами нацистской партии.

В 1966 году Рихтер начал использовать в качестве основы для портретов изображения, сделанные им самим, а также присланные ему другими людьми. Гилберт и Джордж поручили Рихтеру создать их портрет для презентации в Дюссельдорфе в 1975 году. Хотя компоненты пейзажной живописи первоначально появились в творчестве Рихтера в 1963 году, художник начал свою персональную серию пейзажей в 1968 году после своего первого путешествия, в результате которого он был очарован пейзажами Корсики, такими как «Солнце Корсики» (1968).

С тех пор пейзажи стали отдельной частью его творчества.

Пейзажи Рихтера интерпретируются в рамках классической немецкой романтической живописи. Их сравнивают с творчеством Каспара Давида Фридриха. Фридрих считается отцом немецкого пейзажного искусства. Картина Große Teyde-Landschaft (1971) вдохновлена сопоставимыми изображениями вулканических районов Тенерифе.

  Воздушная собака Джеффа Кунса - взгляд на иконическую скульптуру "Воздушная собака"

Абстрактные картины Герхарда Рихтера

Вслед за своей ранней работой «Стол» (1962), в которой он аннулировал фотореалистическую картину тактильными вихрями серой краски, Рихтер в 1969 году создал первую серию серых монохромов, состоящих только из текстур, созданных различными видами нанесения краски. В 1976 году Рихтер впервые наградил одну из своих картин ярлыком «Абстрактная живопись» (1976).

Он считал, что «позволяет вещи прийти, а не производит ее», выставляя картину без нескольких предложений, чтобы обозначить и определить ее.

Абстрактные картины Рихтера состоят из последовательных слоев нерепрезентативного искусства, начиная с больших мазков первичного цвета, нанесенных на холст. Картины создаются поэтапно, как результат его реакции на эволюцию картины: случайные особенности и ритмы, которые появляются. Рихтер использует те же методы, что и в своих реалистичных картинах, — искажение и соскабливание, чтобы закрыть и раскрыть предыдущие слои.

Абстрактные работы знаменитого немецкого художника, как и его восприятие пространства, возникли в результате непреднамеренного процесса: накопления импульсивных, реактивных действий по нанесению, смещению и стиранию краски. Несмотря на искусственную палитру, бесформенные листы цвета и очевидные следы инструментов, абстрактные картины часто работают как проемы, через которые мы можем заглянуть в окружающую природу. Здесь присутствует равновесие воображения и пигмента, как и в его репрезентативных работах. В этих работах он превращает повседневные образы в простые артефакты.

Точно так же в своих абстрактных картинах Рихтер возводит импровизированное, инстинктивное нанесение знаков в степень визуальной логики и правдоподобия.

Картины Герхарда Рихтера с цветовыми картами

Рихтер начал создавать картины на основе цветовых карт в 1966 году, используя прямоугольники цвета как открытые предметы в, казалось бы, неограниченном диапазоне оттенков; кульминацией этих работ стала серия крупноформатных изображений 1973 года, таких как «256 цветов» (1974). С 1966 по 1974 год Рихтер создал три серии работ «Цветовая карта», каждая из которых становилась все более амбициозной в своем стремлении творить посредством совершенно случайного расположения цветов.

В 1966 году художник начал свои исследования многочисленных вариаций цветовых карт с небольшой работы под названием «10 цветов» (1966). Рихтер смог отделить цвет от любой традиционной, аналитической, метафорической или выразительной цели, используя таблицы как безымянный и беспристрастный исходный материал. Рихтер начал создавать эти картины, попросив своего коллегу Блинки Палермо выкрикивать цвета наугад, которые Рихтер впоследствии использовал в своих работах.

В результате случайность сыграла свою роль в создании его дебютной серии.

Когда Рихтер вернулся к цветовым картам в 1970-х годах, он сместил акцент с готовой модели на концептуальную, создав математические процессы для комбинирования цветов и случайные процессы для их расположения. Математическая техника смешивания основных цветов в градуированных количествах создала цветовой спектр, который он использовал.

Затем каждый оттенок располагался случайным образом, чтобы создать расположение и форму картины.

Его вторая серия «Цветовые карты», начатая в 1971 году, состояла всего из пяти работ. Дальнейшие аспекты этой перестановочной техники синтеза цвета были объединены, например, смешением более светлого серого, более темного серого и, в конце концов, зеленого в последней серии «Цветовых карт», которая занимала Рихтера на протяжении 1973 и 1974 годов.

Скульптуры Герхарда Рихтера

Впервые Рихтер использовал стекло в своей работе «Четыре стекла» (1967). Эти основные стеклянные панели могли отклоняться от стержней, на которых они были закреплены, под разными углами в зависимости от расположения. В 1970 году он и Блинки Палермо совместно предложили идеи спортивных комплексов для Олимпийских игр 1972 года, которые проходили в Мюнхене.

Они предложили массив стеклянных панелей 28 различных оттенков для фасада арены; каждый цвет должен был встречаться пятьдесят раз, а его расположение определялось случайно.

Первые массивные полупрозрачные зеркала, нерегулярно повторяющиеся в его работах, Рихтер создал в 1981 году для двойной выставки с Георгом Базелицем в Дюссельдорфе; зеркала значительно больше картин Герхарда Рихтера и имеют регулируемые стальные опоры. В «Зеркальной живописи» (1991), например, использовался пигмент, наклеенный на обратную сторону стекла, чтобы окрасить зеркала в серый цвет. На выставке Documenta 9 в Касселе Рихтер показал инсталляцию из произведений искусства и разноцветных зеркал в двух отдельных комнатах в павильоне, построенном по индивидуальному проекту в сотрудничестве с архитектором Паулем Роббрехтом в 1992 году.

Герхард Рихтер Искусство

Окно Рихтера в Кельнском соборе; Geolina163, CC BY-SA 3.0 DE, via Wikimedia Commons

Выставки Герхарда Рихтера

Дебютная выставка Рихтера состоялась в Дюссельдорфе в 1963 году. Свою первую персональную выставку в галерее Рихтер провел в 1964 году в Galerie Schmela в Дюссельдорфе. Вскоре после этого у него были выставки в Берлине и Мюнхене, а к 1970-м годам он регулярно выставлялся в США и Европе. Скульптуры Рихтера были впервые показаны за пределами Германии Бруно Бишофбергером в 1966 году.

Первая ретроспектива Рихтера, включавшая работы с 1962 по 1974 годы, состоялась в Кунстхалле Бремена в 1976 году.

В 1986 году состоялась передвижная ретроспектива в Кунстхалле Дюссельдорфа, за которой в 1991 году последовала комплексная ретроспективная выставка в лондонской галерее Тейт. В 1993 году он стал объектом большой передвижной ретроспективы под названием «Герхард Рихтер: Malerei 1962-1993», организованной Каспером Кёнигом и сопровождавшейся трехтомным каталогом, подготовленным Бенджамином Бухлохом. Эта выставка, включающая 130 работ, выполненных в течение тридцати лет, была призвана полностью воссоздать творчество Рихтера. Среди его персональных выставок можно выделить следующие:

  • 2008: Галерея Серпентайн, Лондон
  • 2009: Национальная портретная галерея, Лондон, Великобритания
  • 2011: Тейт Модерн, Лондон
  • 2012: Центр Помпиду, Париж, Франция
  • 2012: Neue Nationalgalerie, Берлин, Германия
  Как нарисовать звезду - простой самоучитель рисования звезды для всех художников

Герхард Рихтер Художественные произведения

Инсталляция Герарда Рихтера «Возвышенная пустота», Королевский музей изящных искусств, Антверпен (1993); Kristien Daem, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Известные произведения искусства

В полностью абстрактных работах Рихтера отсутствуют личные чувства и какие-либо следы автобиографии художника. Многочисленные слои, прорези и обрывки цвета на картинах могут выглядеть так же «красиво», как и все, что можно увидеть в природе, возникшей частично в результате заранее определенной структуры, а также в результате неожиданных случайностей и внешних воздействий. Вот список некоторых из его наиболее известных работ.

  • Губы Бриджит Бардо (1963)
  • Цветные полосы (1968)
  • 1024 цвета (1973)
  • Абстрактная живопись (1976)
  • Облака (1982)
  • Человек сбитый 1 (1988)
  • Абстрактная картина (1994)
  • Мориц (2000)

Картины Герхарда Рихтера

Дуйсбургское метро Герхарда Рихтера; Katpatuka, CC0, via Wikimedia Commons

Рекомендуемое чтение

Картины Герхарда Рихтера высоко ценятся. Знаменитый немецкий художник известен как своими реалистическими, так и абстрактными работами. Возможно, вы захотите узнать больше о его жизни и творчестве. Вот список рекомендуемых материалов, которые вам понравятся!

Герхард Рихтер: Рисунки 1999-2021 (2021) Герхард Рихтер

Следуя по стопам 20-летнего каталога работ Герхарда Рихтера, эта новая книга о современных рисунках Рихтера представляет 80 работ, созданных в период с 1999 по 2021 год. В центре внимания «Рисунков 1999-2021» — недавнее время исключительной оригинальности и изобретательности, включая большое количество графитовых рисунков на бумаге, ярких акварелей и перекрашенных изображений дерева. Эта публикация, как и сопутствующая ей выставка в лондонской галерее Hayward, предоставляет уникальную возможность исследовать самую личную часть творчества Герхарда Рихтера.

Герхард Рихтер: Рисунки 1999-2021

  • Самая полная публикация о рисунках Рихтера
  • Монография о последних рисунках Рихтера в период с 1999 по 2021 год.
  • Получите возможность впервые увидеть новые рисунки и акварели

Герхард Рихтер: Каталог с изложением, том 6 (2022) Дитмар Эльгер

Творчество Герхарда Рихтера насчитывает почти 3 000 уникальных работ. За пять десятилетий он создал стилистически разнообразные и сложные работы, которые подтверждают его положение самого значительного из ныне живущих художников. Дитмар Элгер провел несколько лет, исследуя и составляя шеститомную коллекцию, которая будет выпущена в 2020 году. Эта вторая книга содержит произведения, которым Рихтер присвоил номера с 199 по 388, за период с 1968 по 1976 годы. Всего в книге около 500 произведений искусства и скульптур.

Герхард Рихтер: Сводный каталог, том 6: №№ 900-957, 2007-2019 гг.

  • Взгляд на самые последние работы Рихтера с 2007 по 2019 год.
  • Проекты представлены вместе с обширной технической информацией
  • Включает подробные рукописные заметки художника

Герхард Рихтер, известный немецкий художник, считается одним из самых значительных современных живописцев страны. Картины Герхарда Рихтера сначала представляли его образование в реалистическом стиле, но вскоре он завоевал восхищение более сложными работами своих европейских и американских современников. Работы Герхарда Рихтера были использованы для изучения того, как произведения искусства, которые кажутся зеркальным отражением «реальности», обычно оказываются гораздо менее объективными или неоднозначными по смыслу, чем предполагалось ранее.

Часто задаваемые вопросы

Каким искусством был известен Герхард Рихтер?

Фотография Герхарда Рихтера, наряду с его работами из стекла, абстрактными и реалистическими картинами, была еще одной гранью его творчества. Создавая наряду, но так и не приняв до конца шквал художественных стилей конца ХХ века, таких как британский поп-арт, минимализм, абстрактный экспрессионизм и концептуализм, знаменитый немецкий художник вобрал в себя многие из их идей, при этом скептически относясь к любым основным творческим и идеологическим догмам. В своих работах Герхард Рихтер использует различные рисованные изображения из таблоидов, а также свои личные фотографии семьи.

О чем картины Герхарда Рихтера с различными цветами?

Используя диаграммы как безымянный и беспристрастный исходный материал, Рихтер смог отстранить цвета от любой традиционной, аналитической, метафорической или выразительной цели. Рихтер начал создавать эти картины, попросив своего соавтора Блинки Палермо выкрикивать случайные цвета, которые он затем использовал в своих работах. В результате случайность играет важную роль в создании его серий. Когда Рихтер вернулся к цветовым картам в 1970-х годах, он сместил акцент со сборных моделей на концептуальные, разрабатывая математические методы смешивания цветов и изменяя процессы их расположения.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий