Витрувианский человек» Да Винчи — Почему был создан «Витрувианский человек»?

Витрувианский человек да Винчи

Я представляю себе рисунок человека в двух наложенных друг на друга позах. Он стоит с вытянутыми руками, ноги вместе и врозь, вписан в круг и квадрат. Может быть, вы видели его раньше? Это знаменитый «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. Ниже мы рассмотрим этот уважаемый рисунок и постараемся более подробно обсудить значение Витрувианского человека.

Оглавление

Аннотация художника: кем был Леонардо да Винчи?

Леонардо да Винчи (1452-1519) — итальянский художник, инженер, изобретатель, рисовальщик, архитектор, скульптор и ученый. Фактически, он считался эрудитом и гением. Он родился в городе Винчи в Италии, учился у итальянского художника Андреа дель Верроккьо во Флоренции и работал в Милане и Риме. Искусство да Винчи входит в число самых популярных шедевров в мире, среди которых знаменитая «Мона Лиза» (ок. 1503), «Витрувианский человек» (ок. 1490) и «Тайная вечеря» (ок. 1495-1498).

Леонардо да Винчи

Портрет Леонардо да Винчи (ок. 1515-1517) работы Франческо Мельци; приписывается Франческо Мельци, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Витрувианский человек да Винчи в контексте

Витрувианский человек» (ок. 1490 г.) Леонардо да Винчи — это рисунок пером и чернилами с примечаниями, ставший одним из самых известных рисунков художника эпохи Возрождения. Он основан на его исследованиях человеческих пропорций, симметрии и равновесия, преодолевая разрыв между искусством и математикой.

Почему был создан Витрувианский человек

Витрувианский человек (ок. 1492) Леонардо да Винчи; Leonardo da Vinci, Public domain, via Wikimedia Commons

В этой статье мы начнем с исторического контекста о происхождении идей пропорции и о самом Витрувии, который вдохновил да Винчи на дальнейшее развитие этих идей. Затем мы рассмотрим некоторые стилистические подходы, использованные Леонардо да Винчи при изображении этого образа, и то, что отличает его измерения Витрувианского человека от измерений Витрувия.

Художник Леонардо да Винчи
Дата написания c. 1490
Средство Рисунок (тушь на бумаге)
Жанр Дизайн
Период Итальянское Высокое Возрождение
Размеры 24,5 x 34,3 см
Серия / версии Часть эскизов и записных книжек Леонардо да Винчи
Где хранится? Галерея Академии художеств, Венеция, Италия
Сколько стоит Нет в наличии

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

Вы можете задаться вопросом: «Почему был создан Витрувианский человек?». Да Винчи стремился исследовать связь между человеком и природой через идеальное сочетание математики и искусства. Это была его цель, которая в конечном итоге заложена в символике Витрувианского человека. Да Винчи стремился отразить макрокосм, иначе называемый Вселенной, через микрокосм, которым является человек, и наоборот.

Символика Витрувианского человека

Фрагмент с титульного листа «Utriusque cosmi Historia» Роберта Фладда, 1617-1619 годы, изображающий человека как макрокосм; Heinz-Josef Lücking, Public domain, via Wikimedia Commons

Здесь также затрагивается философское и интеллектуальное движение Гуманизм, которое было распространено в эпоху Возрождения и оказало влияние на многих художников, включая да Винчи. Гуманизм эпохи Возрождения исследовал и возрождал классические идеалы через греческую и римскую литературу, а также искусство, в частности скульптуру.

Он также сосредоточился на способностях и возможностях человека добиться успеха, многие ученые и интеллектуалы исследовали способность человека к достижениям.

Это было революционное движение новой мысли, которое вышло за рамки традиционных способов рассмотрения человека через призму христианской религии. Оно ставило под сомнение место человека во Вселенной. Все вышесказанное можно утверждать как глубокую основу символизма Витрувианского человека и то, что заставило да Винчи создать его с таким вниманием к деталям.

Название «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи происходит от итальянского L’Uomo Vitruviano. Оно также известно как Le proporzioni del corpo umano secondo Vitruvio, что означает «Пропорции человеческого тела по Витрувию». Это произошло под влиянием римского архитектора и писателя Марка Витрувия Поллио, жившего в I веке до н.э., и его трактата «Об архитектуре» под названием De Architectura (ок. 30-15 гг. до н.э.). В книге III, главе 1 его трактата, озаглавленной «О симметрии: В храмах и в человеческом теле, Витрувий также обсуждает пропорции человека.

Витрувианское телосложение по Витрувию

Рисунок человеческого тела из книги Витрувия «Об архитектуре», 1511 год; Internet Archive Book Images, No restrictions, via Wikimedia Commons

Однако вопрос о пропорциях человеческого тела и их изучении начался не с Витрувия. Краткое понимание происхождения пропорций человеческого тела закладывает основу для понимания того, почему они были столь важны для художников на протяжении всей европейской истории, особенно в эпоху Возрождения, когда да Винчи активно работал как художник, изобретатель и ученый.

  Цвет лаванды - понимание всех различных оттенков лаванды

Вопрос пропорций

Идея пропорций человека начинается с так называемого «Канона пропорций». Эта идея, применительно к изобразительному искусству, основана на наборе соотношений и измерений, которые математически правильно определяют идеальные пропорции, в которых следует изображать человеческую фигуру и части тела.

Канон пропорций можно проследить вплоть до времен Древнего Египта, когда художники использовали сетку для определения идеального размера фигуры, будь то картина или скульптура. Высота сетки составляла, по некоторым данным, 18 клеток. Вершина начиналась от линии роста волос, а основание — от подошвы ног.

Пропорции, лежащие в основе пропорций Витрувианского человека

Два человека, нарисованные в древнеегипетском стиле и наложенные на сетку для отображения канона пропорций, 1902 год; Неизвестный автор, CC BY-SA 2.5, via Wikimedia Commons

Канон пропорций распространился и на классическую Грецию, его разработал скульптор 5 века по имени Поликлеитос. Он написал трактат, ныне утраченный, о Каноне пропорций, который демонстрировал в своих скульптурах в соответствии с математическими измерениями. Греческое слово Kanon означает «измерительный стержень» или «стандарт».

Благодаря этой математической пропорции достигалась красота, и это было исследовано греческим философом и хирургом Галеном (иначе Аэлий Галенус).

Он писал, что красота заключается в пропорциях, причем «не элементов, а частей, то есть пальца к пальцу, всех пальцев к ладони и запястью, их к предплечью, предплечья к плечу, всех остальных частей друг к другу».

Бронзовая скульптура Поликлеитоса «Дорифорос» (ок. 440 г. до н.э.), также называемая «Копьеносец», которая была утеряна и воспроизведена в виде мраморной копии в римский период, является примером вышеупомянутой пропорциональной симметрии, или канона, мужской фигуры, изображенной средствами искусства, в данном случае скульптуры.

Другие произведения искусства с похожими размерами Витрувианского человека

Квадратная фигура» Дорифора с пропорциональной диаграммой. Реконструкция В. Г. Власова; Polykleitos, Public domain, via Wikimedia Commons

Кем был Витрувий?

Это подводит нас к Витрувию, еще одному стороннику пропорций не только в человеческой фигуре, но и в архитектуре. Его трактат De Architectura (ок. 30-15 гг. до н.э.) был опубликован на нескольких языках после того, как его «заново открыл» в 1414 году итальянский ученый и гуманист Поджио Браччолини. Это привело к его широкому распространению и оказало влияние на многих художников и архитекторов эпохи Возрождения.

Витрувий собрал свой трактат в несколько томов и посвятил его императору Августу. В основу своей работы он положил три основных принципа и атрибута, связанных со строительством, а именно: firmitatis («устойчивость»), utilitatis («полезность») и venustatis («красота»). Их также называют «Витрувианской триадой».

Важно помнить, что Витрувий передавал сущность природы в том, как строились здания.

Кроме того, он исследовал совершенство пропорций в человеческой форме, что вдохновило Леонардо да Винчи нарисовать то, что начал Витрувий. В тексте Витрувия он писал, что пропорции человеческой фигуры подобны пропорциям храма и что все части человеческого тела являются «мерами целого».

Оригинальное значение Витрувианского человека

Гравюра Витрувия, 1823 или 1847 год; Якопо Бернарди (гравер); Винченцо Раджио (художник), Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Далее он объяснил, что все меры, используемые в зданиях, происходят от мер человеческого тела, например, «цифра, ладонь, ступня, локоть». Он также объяснил, что десять считалось у древних совершенным числом, потому что «пальцев десять, и от них происходит ладонь, а от ладони — стопа».

В третьем параграфе главы 1 книги III Витрувий описал пропорции человеческого тела, подробно объяснив различные части тела и их последовательные измерения. Например, «От подбородка до макушки головы — восьмая часть всего роста, и от затылка до макушки головы — то же самое».

Далее он подробно описывает различные измерения от верхней части груди, корней волос, макушки головы и ступней.

Измерения витрувианского человека

Витрувиев Витрувианский человек вместе с измерениями, указывающими на пропорции, 1575 год; Deutsche Fotothek, Public domain, via Wikimedia Commons

Далее он описал свое объяснение того, как эти вышеупомянутые пропорции человеческого тела соотносятся с кругом и квадратом, и сравнил это с тем, как соотносятся пропорции в храме. «Пупок естественным образом расположен в центре человеческого тела, и если в человеке, лежащем лицом вверх, с вытянутыми руками и ногами, от пупка как центра описать круг, то он будет касаться пальцев рук и ног».

Далее он объясняет, как человеческое тело помещается в квадрат: «Мы находим, что последняя мера равна первой; так что линии, расположенные под прямым углом друг к другу, охватывая фигуру, образуют квадрат».

Символ идеальных пропорций: Что да Винчи сделал по-другому

Леонардо да Винчи стремился скопировать расчетные пропорции Витрувия и сделал это в набросках, хотя он был не единственным в то время, кто копировал эти знаменитые пропорции. В пропорциях, нарисованных да Винчи, были различия, которые не только свидетельствовали о его полностью новаторском и гениальном уме, но и повышали математическую точность.

Он отошел от прямого копирования описаний Витрувия и нарисовал центр пупка в разных положениях как в круге, так и в квадрате; центр квадрата располагался в паху.

Витрувианский человек значение

Витрувианский человек (ок. 1492) Леонардо да Винчи; Леонардо да Винчи, общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Картины Сальвадора Дали - взгляд на самые известные картины Дали

Он также нарисовал руки в другом положении и пояснил следующее в записях, сделанных им на верхней части листа бумаги с рисунком: «Если вы раздвинете ноги настолько, что ваша голова опустится на одну четырнадцатую часть вашего роста, и поднимите руки настолько, что ваши вытянутые пальцы коснутся линии макушки головы, знайте, что центром вытянутых конечностей будет пупок, а пространство между ногами — равносторонний треугольник».

Другие версии Витрувианского человека

Также сообщается, что да Винчи сотрудничал с двумя другими художниками того времени, которых также называют его коллегами, а именно Франческо ди Джорджо Мартини и Джакомо Андреа. Последний, возможно, оказывал влияние на да Винчи и был его близким другом в то время.

Первые рисунки были сделаны в 1480-х годах Франческо ди Джорджо Мартини; есть три примера, иллюстрирующие описания Витрувия. Однако они не являются математически точными, а лишь визуально отражают идеи Витрувия. Однако один из трех примеров изображает более математически правильную иллюстрацию с телом человека в плане церкви.

Мартини

Слева: один из витрувианских людей Франческо ди Джорджио Мартини, 15 век; Франческо ди Джорджио, общественное достояние, через Wikimedia Commons | Справа: Один из витрувианских людей Франческо ди Джорджио Мартини, XV век; Франческо ди Джорджио, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

На двух других его рисунках изображен человек, непринужденно стоящий с вытянутыми руками: на одном он стоит перед зданием, на другом — в круге и квадрате, наложенных друг на друга. Поза витрувианского человека Мартини очень расслаблена, а его бедра с одной стороны выше, чем с другой, что наводит на мысль о типичной позе контрапосто.

Джакомо Андреа также сделал рисунок Витрувианского человека, однако круг был выше, чем квадрат, по сравнению с вышеупомянутой версией Джорджо. Это, в свою очередь, сделало пупок центральным в круге, а пах — центральным в квадрате. Человек изображен стоящим, обе ноги вместе, а руки вытянуты вперед, ладонями вверх по обе стороны квадрата и круга.

Джакомо Андреа

Прототип Витрувианского человека работы Джакомо Андреа де Феррара, 1490 год или ранее; Джакомо Андреа (время жизни: н/д), общественное достояние, через Wikimedia Commons

Формальный анализ: Краткий композиционный обзор

Ниже мы рассмотрим «Витрувианского человека» Леонардо да Винчи и его стилистические элементы. Как мы видим из вышеупомянутых примеров версий Джорджо и Андреа, версия да Винчи имеет большую глубину и детализацию, что отличает ее от других.

Тематика

Как видно из «Витрувианского человека» да Винчи, он нарисовал мужскую фигуру, наложенную друг на друга, стоящую в двух разных позах. В предыдущих примерах была изображена только одна фигура. Если посмотреть на то, как да Винчи нарисовал позы, то человек, стоящий с ногами вместе и вытянутыми руками прямо на одной линии с плечами, находится на одной линии с квадратом.

Другая поза показывает его ноги и руки в позе орла, эта поза также образует равносторонний треугольник, о котором он упоминал в своих заметках. Здесь его руки находятся немного выше плеч, вытянуты, чтобы показать, где он касается круга.

Витрувианское телосложение

Обрезанная версия «Витрувианского человека» Леонардо да Винчи ; Beat Ruest, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Мы также заметим здесь круг и квадрат, как и в версии, которую нарисовал Джакомо Андреа. Верхняя часть круга также немного приподнята над квадратом, что делает пупок центральным в круге, а пах — центральным в квадрате.

Судя по всему, да Винчи уделил большое внимание очертаниям рисунка.

Не только круг и квадрат тщательно выполнены, но и сама фигура «Витрувианского человека» изображена почти как одна из фигур да Винчи на его картинах. Мы видим анатомическую правильность в каждой части тела фигуры мужчины, начиная с мышц рук, ног, туловища и заканчивая мельчайшими деталями, изображенными на лице и вьющихся волосах.

  Знаменитые художники акварели - взгляд на мастеров акварели в истории

Если мы посмотрим на его лицо, то заметим серьезный и довольно напряженный взгляд вперед и одновременно нейтральный, как будто он смотрит как нарисованная модель или, как описывают некоторые источники, «напряженно, как человек, смотрящийся в зеркало».

Вырезанная часть «Витрувианского человека» Леонардо да Винчи ; Leonadro, Public domain, via Wikimedia Commons

Считается, что это был автопортрет да Винчи. Автор и историк Тоби Лестер в своей книге «Призрак да Винчи» (2012) пишет, что лицо фигуры представляет собой «идеализированный автопортрет, на котором Леонардо, раздетый до самой сути, снимает с себя мерку». Лестер продолжает объяснять, что рисунок почти как «своего рода метафизический автопортрет, в котором Леонардо — как художник, натурфилософ и представитель всего человечества — смотрит на себя с нахмуренными бровями и пытается постичь тайны своей собственной природы».

Техника: Цвет, свет и текстура

Леонардо да Винчи также использовал стилистические элементы, такие как штриховка в различных областях тела, чтобы создать впечатление глубины и трехмерности. Помните, что это рисунок, выполненный тушью, что показывает еще один уровень художественного мастерства да Винчи и уровень детализации, которого он достигал, работая практически с любым средством, будь то краска или тушь.

Мы видим штриховку в различных частях витрувианского телосложения и за ним на листе бумаги с помощью техники перекрестной штриховки.

Например, в мягком и естественном обхвате рук, в области подмышек, в основании ступней, особенно под внутренней частью правой (у нас левой) ноги, в области шеи и на лице. Мы видим тонкую штриховку под глазами и вокруг морщин.

Витрувианский человек физический рисунок

Крупный план «Витрувианского человека» Леонардо да Винчи с цветными фильтрами; Horrorgame, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Перспектива и масштаб

Даже работая простыми чернилами на бумаге, да Винчи сумел создать трехмерное телосложение этого Витрувия. Более того, наложенное изображение в ограниченных пределах круга и квадрата создает ощущение движения с помощью нескольких конечностей. Некоторые источники также уподобляют его «четырехкрылым стрекозам», которых он изучал.

Измерения «Витрувианского человека» применялись и в современное время, различные источники указывают на современные измерительные тесты, проведенные на мужчинах и женщинах.

Результаты были близки к Витрувианскому человеку да Винчи; некоторые пропорции мужчин, как сообщается, на десять процентов соответствовали измерениям Витрувианского человека. Команда, входившая в группу тестирования под руководством Дианы Томас, математика из Военной академии США в Вест-Пойнте, штат Нью-Йорк, сообщила о проведенных тестах и заявила: «Несмотря на различные образцы и методы расчета, идеальное человеческое тело Леонардо да Винчи и пропорции, полученные с помощью современных измерений, были похожи».

Витрувианский человек Измерения на расстоянии

Иллюстрация Витрувианских расстояний; Unitfreak, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Наука и красота в представлении

Рисунок Витрувианского человека был найден среди других набросков и записных книжек Леонардо да Винчи, и, вероятно, он рисовал его не для тех же целей, что и картины, — для публичного показа. Витрувианский человек стал сенсацией с момента его обнаружения и напоминанием о красоте, присущей науке и наоборот.

Да Винчи и его Витрувианский человек стали иконой на протяжении веков не только в западном искусстве, но и в нашей поп-культуре 21 века. Мы видим его на различных памятных вещах и товарах, в фильмах, на футболках, в книгах и даже в музыке. Он был увековечен в круге и квадрате, геометрическом и прекрасном воплощении идеальных пропорций.

Часто задаваемые вопросы

Что такое Витрувианский человек?

Витрувианский человек (ок. 1490 г.) — это рисунок пером и чернилами, выполненный Леонардо да Винчи (и другими художниками), эрудитом эпохи Высокого Возрождения. Он основан на его исследованиях пропорций человека, которые были описаны в трактате De Architectura (ок. 30 — 15 до н.э.), «Об архитектуре», римского архитектора и писателя Марка Витрувия Поллио в 1-м веке до н.э.

Почему был создан Витрувианский человек?

Смысл Витрувианского человека заключается в соединении человека с природой, это было целью Леонардо да Винчи и, в конечном счете, символизмом Витрувианского человека. Да Винчи стремился изобразить микрокосм, так сказать, через человека, а тот, в свою очередь, отражал макрокосм, под которым подразумевалась Вселенная.

Где сейчас находится Витрувианский человек?

Рисунок Витрувианского человека хранится в музее Gallerie dell’Accademia в Венеции, Италия. Он выставляется по случаю, чтобы сохранить его качество и минимизировать воздействие как можно большего количества света. Она также была частью выставки о Леонардо да Винчи в Лувре в Париже, Франция, с 24 октября 2019 года по 24 февраля 2020 года.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector