Иероним Босх — средневековое искусство этого мастера земных наслаждений

Иероним Босх

Иероним Босх — художник, который сразу же ассоциируется с картинами с шокирующе напряженным, сновидческим аспектом, и, возможно, он является самым творческим и сложным с этической точки зрения из всех североевропейских церковных художников. Хотя известно всего около 25 оригинальных картин Иеронима Босха, ужасающие образы адских картин Иеронима Босха, таких как «Сад земных наслаждений», сразу же идентифицируются как «босхианские» и стали основой причудливого жанра. Хотя его общественное положение как иконоборца неоспоримо, некоторые историки считают, что он был довольно традиционалистским персонажем, который, вместо того чтобы иметь расстроенную психику, оказался не менее способным к нюансам и дополнял свои ужасающие изображения прекрасными стильными и духовными работами, которые отражали его глубоко укоренившиеся христианские убеждения.

Оглавление

Биография Иеронима Босха

Иероним Босх был одним из первых художников, использовавших триптих в качестве повествовательной техники для выражения абстрактных понятий в своих работах. Рецензенты и ученые обнаружили в его сюжетах множество современных мотивов, таких как экологические, культурные и социально-политические комментарии, но, пожалуй, самые заметные его творения, такие как его лучший шедевр «Сад земных наслаждений» (1490-1510), также наиболее насыщены религиозными образами и всеобъемлющей темой вечной добродетельной борьбы человечества между безрассудством и моралью.

Национальность Голландия
Дата рождения c. 1450
Дата смерти 9 августа 1516 года
Место рождения Герцогство Брабант

Детство

Босх родился между 1450 и 1456 годами (точный год его рождения неизвестен, но был определен на основании автопортрета, датированного приблизительно 1508 годом) в семье Антониуса ван Акена и его жены Алейд ван дер Мённем. Он родился в богатой семье своего деда в богатой и богатой в художественном и академическом отношении деревне с-Хертогенбош, герцогство Брабант, расположенной в нижней части Нидерландов.

Йоханнес Томасзун ван Акен, его дед, был одним из самых значительных художников начала XV века в s-Hertogenbosch и основал «живописную семью из пяти детей», четверо из которых стали художниками, по словам эксперта по искусству Стефана Фишера.

Кроме информации о том, что 4 000 домов в Хертогенбосе были уничтожены разрушительным пожаром в 1463 году, о периоде становления Босха ничего не известно. Клэр Селвин, историк искусства, охарактеризовала это следующим образом: «Считается, что художник был свидетелем этого бедствия, которое, возможно, стало одним из самых травмирующих моментов его детства. Вполне вероятно, что это катастрофическое событие повлияло на последующие картины Босха, некоторые из которых включают ревущие костры на заднем плане».

Иероним Босх Биография

Посмертный портрет (деталь) Иеронима Босха, ок. 1550 года (приписывается Жаку Ле Буку); Приписывается Жаку Ле Буку, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Раннее обучение

Поскольку он не оставил дневников, писем, книг или других подобных артефактов, о его обучении ничего не известно. Тем не менее, в муниципальных записях города Хертогенбос 1475 года Иероним назван членом мастерской своего отца, и считается, что отец и, возможно, один из его дядей обучали его живописи.

Эта информация, однако, не приближает нас к пониманию источника необыкновенного воображения Босха.

Между 1480 и 1481 годами Босх женился на Алейд ван дер Мервенне, дочери торговца. Алейд, которая была старше его на несколько лет, была наследницей большого наследства, включавшего родовое поместье в близлежащем городе Ойршот, где и проживала пара. Считается, что Босх никогда не путешествовал и не выезжал за пределы своего близкого окружения.

Статуэтка Иеронима Босха

Статуя Иеронима Босха в городе Хертогенбос; Роджер Верингмайер, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Сальвин (через Фишера) утверждает, что «Босх извлек выгоду из богатства, собственности и положения, которые пришли вместе с браком, и вскоре после свадьбы открыл собственную мастерскую. На этом этапе своей жизни Босх зарекомендовал себя как художник в собственном качестве и был готов установить существенные связи с влиятельными королевскими спонсорами».

Действительно, упоминание его имени и рода занятий появилось в муниципальных документах Хертогенбоша в 1486 году, где он был назван выдающимся художником.

Поскольку Хертогенбош находился под контролем Римской империи, вполне вероятно, что Босх был хорошо знаком с искусством эпохи Возрождения, которое вдохновляло фламандских художников. Более того, в 1488 году, когда ему было около 40 лет, Босх вступил в Братство Богоматери, ортодоксальную католическую организацию, состоящую из около 40 влиятельных лиц Хертогенбоса, а также 7000 «внешних членов» по всей Европе.

Братство (для которого отец Босха ранее служил художественным консультантом) было посвящено Богородице и было хорошо известно во всей католической Европе.

Считается, что некоторые из первых религиозных заказов художника были получены от Братства, однако неизвестно, сохранились ли какие-либо из этих работ. Фишер в своем комментарии к одной из самых ранних известных работ, «Распятие со святыми и жертвователем» (ок. 1490), пишет: «Хотя первоначальное местонахождение картины не установлено, она, как и многие другие христианские изображения того времени, была создана, чтобы гарантировать искупление души жертвователя, иллюстрирующего поклон у подножия распятия».

Искусство Иеронима Босха

Распятие со святыми и жертвователем (ок. 1490 г.), Иероним Босх; Иероним Босх, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Распятие со святыми и донором — аномалия в ряду работ, в которых предпочтение отдается необычным, вихревым и тревожным композициям, и впоследствии Босх будет проецировать свой особый стиль на различные религиозные темы». Однако, как отмечают эксперты в области искусства, «несмотря на уникальность его работ, нет никаких доказательств того, что Босх был изгоем в каком-либо смысле. Хотя некоторые весьма спекулятивные исследования 1940-х годов пытались связать его с еретическим секс-культом, известным как «адамиты», а контркультура 1960-х годов приписывала ему спотыкание на эрготическом зерне, основное научное мнение рисует гораздо более добрый образ. Ничто не показывает, что Босх был кем-то большим, чем известным и богатым горожанином, ярым католиком и популярным среди клиентов художником набожных картин».

Зрелый период

В то время как другие художники из Северной Европы также были сосредоточены на создании сцен из Священного Писания, Босх выражал ту же самую тематику настолько необычно творчески, что это полностью противоречило гармоничной и доминирующей фламандской манере.

Он превращал религиозные сказания в новые удивительные фантастические царства, наполненные абсурдом и религиозным символизмом, процеживая их через свой разум.

Фирменный стиль Босха, включающий деформированные и искаженные формы тела, интенсивные цвета, огромные и угрожающие флоры, различных демонов и рептилий, начинает проявляться в последовательности святых во время его чрезвычайно слабо определенного «среднего периода». Это можно наблюдать в таких работах, как «Святой Иоанн Креститель в медитации» (1490), «Святой Иероним за молитвой» (ок. 1485-90) и «Святой Иоанн на Патмосе» (1490-95), алтарный образ, предположительно выполненный по заказу Братства Пресвятой Богородицы.

  Женщины-художницы эпохи Возрождения - забытые женщины в искусстве Возрождения

Картина Иеронима Босха

Св. Иоанн Креститель в медитации (1490), Иероним Босх; Иероним Босх, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Однако «Поклонение волхвов» (ок. 1494 г.) часто считается его первым великим шедевром. Эта картина, написанная по заказу антверпенцев Агнессы де Грамм и Петера Шейфве, значительно упрочила славу художника, хотя в последующие годы она не очень хорошо сочеталась с «известностью бренда» Босха. Как отметил Смит-Лаинг:

«Когда Босх умер в 1516 году, он уже был одним из самых известных художников своей эпохи и быстро стал одним из самых подражаемых и воспроизводимых. К 1530-м годам в Антверпене сформировалась целая школа художников, занимавшихся именно этим, и именно у них начала выкристаллизовываться пророческая картина Босха».

Смит-Лэинг утверждает, что когда «современные маркетологи» заинтересовались искусством Босха, они называли его исключительно «поставщиком инфернальных диаблерий», а такие «спокойные медитативные» произведения, как «Поклонение волхвов», были обойдены вниманием.

Средневековое искусство

Поклонение волхвов (ок. 1494) Иеронима Босха; Иероним Босх, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В конце XV века один известный немецкий астролог предсказал, что «конец света» наступит в результате катастрофического наводнения 25 февраля 1524 года. Концепция Страшного суда стала популярной: Альбрехт Дюрер создал знаменитую акварель, запечатлевшую видение, в котором он наблюдал последний конец дней (в виде океана, низвергающегося с неба на землю), а Босх создал «Страшный суд», в котором затрагивалась та же тема, но с картинами ада Иеронима Босха, населенного неправдоподобными демонами, злыми духами, метаморфизированными формами жизни и сексуальными образами.

Дюрер и Босх (наряду с другими гениями, несомненно) должны были бы послать рябь страха по эшелонам преданных. Поскольку ни одна из картин Иеронима Босха не имеет даты, невозможно сказать, когда он создал «Страшный суд» — хотя считается, что работа над ним могла быть завершена где-то между 1482 и 1505 годами. Но, по словам Селвина, «Босх начал использовать по крайней мере одного помощника к 1499 году, и тот факт, что он вообще смог нанять помощника, был доказательством того, что он достиг успеха».

Триптих Иеронима Босха

Страшный суд (после 1504 года) Иеронима Босха; Иероним Босх, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Более того, его «Семь смертных грехов и четыре последние вещи» (ок. 1500 г.), композиция на тему Страшного суда, созданная на столе для размышлений грешника перед тем, как подойти к исповедальне, была приписана, по крайней мере частично, рукам подмастерья. Примерно в этот же период Босх создал «Искушение святого Антония» (ок. 1500 г.), триптих, прославляющий упорство святого Антония перед лицом огромных уговоров демонических сил.

Произведения искусства Иеронима Босха

Семь смертных грехов и четыре последние вещи (ок. 1500), Иероним Босх; Иероним Босх или последователь, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В этот период видение Босха становилось все более грандиозным. Его формы стали более стройными, оттенки более приглушенными, а фантастические миры, которые он показывал, сочетали в себе сценарии катаклизмов с библейскими пейзажами почти буколической чистоты.

Поздние работы

Сад земных наслаждений» (1490-1510), без сомнения, является лучшим произведением Босха и его самым узнаваемым творением. Его земная утопия, включающая генезис и соблазнение женщины, прекрасно сочетается с крайне тревожными картинами мира гедонизма и поиска удовольствий, его эстетика достигла полного развития.

Сновидческий/кошмарный аспект картины стал фольклором, и на ней присутствует множество миниатюрных обнаженных человеческих существ, порочных животных и страшных монстров, которые, как предполагается, были порождены непосредственно безграничным воображением художника.

Оксфордский словарь искусства и художников, с другой стороны, утверждает, что хотя произведения, подобные «Саду земных наслаждений», имеют «невероятно яркое воображение, темы сильно украшены раздольными сказками и эмблемами, а основные мотивы иногда действительно очень просты, и большая часть символизма может быть описана в терминах поп-культуры эпохи Босха, особенно притч и духовной литературы».

Сад земных наслаждений

Сад земных наслаждений (ок. 1490-1510) Иеронима Босха; Иероним Босх, общественное достояние, через Wikimedia Commons

«В строго визуальном плане созданные им монстры имеют аналогов в причудливых существах, иногда встречающихся на границах древних рукописей средневекового искусства и в горгульях готических соборов — даже церковь в Хертогенбоше содержит несколько хороших экземпляров этих горгулий», — говорится далее.

Помимо своей одержимости ужасом и величием Божьего космоса, Босх демонстрирует огромную способность к композиционному равновесию и строгий взгляд на детали, не уступающий художникам эпохи Возрождения.

Действительно, цитируя «Сад земных наслаждений», знаменитый Э. Х. Гомбрих писал: «В первый и, возможно, единственный раз средневековый художник сумел придать физическую и зримую форму тем ужасам, которые терзали мозг человека в Средние века. Это было достижение, которое, возможно, было достижимо только в это время, когда древние верования были еще живы, а современный дух Возрождения вооружил художника техникой изображения того, что он наблюдал».

Большинство ученых считают, что «Корабль дураков» был написан в ответ на чрезвычайно успешную одноименную сатирическую работу Себастьяна Бранта, опубликованную в 1494 году. В своей картине Босх, как и Брант, использовал корабль (который на самом деле является крошечной лодкой) и его гостей и прихлебателей в качестве ссылки на развращенное общество в целом. Собрание радостных весельчаков еще раз демонстрирует связь Босха между пороком и музыкой, однако по неизвестным причинам мелодичное сопровождение здесь обеспечивают священник и монахиня.

Чрезмерно длинная мачта корабля увенчана большой веткой, на которой сидит сова — еще один босхианский образ, символизирующий присутствие греха.

Ученые считали, что «Человек-дерево» в картине «Сад земных наслаждений» был создан по образу и подобию художника, но эскиз автопортрета 1508 года является единственным документально подтвержденным автопортретом художника. Предполагается, что он был создан за восемь лет до его кончины, и возможно, что Босх специально «завысил» свой возраст.

Босх Художник

Человек на дереве (ок. 1505 г.) Иероним Босх; Иероним Босх, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В любом случае, этот набросок, похоже, предвещает желание Босха придать лицо своей работе, возможно, в свете того, что он приближался к концу своей жизни. Босх умер в 1516 году, согласно Братству Богоматери, и церемония погребения состоялась 9 августа в церкви Святого Иоанна в Хертогенбосе. Несмотря на его бесспорное место в истории искусства, творчество Босха насчитывает всего около 25 картин и восемь эскизов. Одним из объяснений столь мизерной отдачи является момент в 16 веке, когда приверженцы протестантской Реформации сжигали многочисленные книги, считавшиеся греховными.

Шесть его картин были куплены или конфискованы Филиппом II Испанским в конце XVI века, другие появились по всей Европе, оставив довольно фрагментарную и краткую историю одного из самых необычных художников пантеона.

Наследие Босха-художника

В течение своей карьеры искусство Босха приобреталось в разных странах Европы, его очень уважали и подражали ему ученики и последователи, в частности Питер Брейгель Старший, часто известный как «второй Иероним», на которого оказала большое влияние техника написания пейзажей Босхом.

Хотя внимание к его работам ослабло (за исключением Испании), он вновь появился как сила современной эпохи, оказав влияние на движение сюрреалистов и таких художников, как Макс Эрнст, Рене Магритт и, в частности, Сальвадор Дали, который считал, что Босх был самым первым современным художником.

Уникальная структура скалы, напоминающая лицо Дали на его известной картине «Великий мастурбатор» (1929), была создана под влиянием аналогичной особенности на левой панели «Сада земных наслаждений». Леонора Каррингтон, которая увидела картины Босха в музее Прадо в 1939 году, также была вдохновлена самой известной композицией Босха.

  Доисторическое искусство - исследование временной шкалы истории доисторического искусства

Сад земных наслаждений Левая панель

Левая панель картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» (ок. 1490-1510 гг.), «Рай»; Иероним Босх, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Кэррингтон, например, ставит охотников в тревожной сцене с крылатыми существами и мореплавателями, дрейфующими в океаноподобном небе, что создает декорации, на которых стоит ее женщина-гигант в капюшоне в картине «Великанша» (1947). «Легко понять, почему Босх продолжает интриговать нас и сегодня: тональность его работ в духе конца света актуальна в нашу эпоху мировых конфликтов и глобального терроризма», — пишет Аластер Сук.

Действительно, прямые цитаты можно найти в кино, на телевидении, в компьютерных играх, романах и даже в каталогах одежды.

Тим Смит-Лэинг добавляет: «Мало кто, если вообще кто-либо, из сверстников Иеронима Босха может претендовать на такой же уровень долгосрочной популярности. Он является популярной достопримечательностью музеев, но его влияние выходит далеко за их пределы: помимо обычных книг, футболок и открыток, он получил все — от сумок до ковриков для мыши и чехлов для телефонов. В продаже также имеются ботинки Dr. Martens с его произведениями искусства».

Художественный стиль и достижения Иеронима Босха

Босх был одним из первых художников, использовавших триптих в качестве повествовательной техники для выражения абстрактных понятий в своих работах. Недоброжелатели и ученые обнаружили в его повествовании множество современных тем, таких как экологические и социокультурные, однако его наиболее узнаваемые работы в наибольшей степени сконцентрированы на символизме и главенствующей теме величайшего классического морального конфликта человечества между неосмотрительностью и хорошим характером.

Многие считают его «основателем демонов» и распространителем визуальной глупости и юмора, а его работы оказались сложными для критиков и историков.

В действительности Босх, который в Испании был известен как «Эль Боско» и почитался задолго до возрождения интереса к его работам в XIX веке, иногда упоминается как «первый сюрреалист» и был назван знаменитым психологом Карлом Юнгом «первооткрывателем подсознания». В отличие от других голландских художников, таких как Ян ван Эйк, чьи мазки чисты и точны, мазки Босха живые и разнообразные.

Иероним Босх

Деталь центральной панели картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» (ок. 1490-1510 гг.); Иероним Босх, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Однако его великолепное внимание к деталям можно приписать его первоначальному обучению как рисовальщика, благодаря которому он стал одним из первых голландских живописцев, выставлявших рисунки как самостоятельные (а не подготовительные) работы. По мнению некоторых историков, идея создания странных, дьявольских сущностей, которые преследуют его работы, может быть найдена в религиозных документах эпохи позднего средневековья и Возрождения.

Действительно, уже в 1605 году испанский священник Хосе де Сигуэнса утверждал, что его работы являются «публикациями, обладающими большими знаниями и эстетической ценностью», и что если здесь и есть «какие-то странности, то они для нас, а не для него; это рисованный комментарий к недостаткам и бредням человечества». Босх в основном писал картины на дубовых панелях маслом. Палитра Босха была довольно ограниченной и включала только стандартные пигменты того времени.

Для голубого неба и далеких пейзажей он в основном использовал зеленые глазури на основе меди, азуриты, а также краски, содержащие вердигрис или малахитовые охры, свинцово-оловянно-желтые и красное озеро для людей.

Интерпретации его работ

Когда в XX веке в связи с изменением художественных предпочтений такие творцы, как Босх, стали более привлекательными для европейского интеллекта, иногда утверждается, что адские картины Иеронима Босха были вдохновлены гностическими взглядами, а также таинственными герметическими процедурами. Опять же, поскольку Эразм обучался в одном из домов Братьев общей жизни в Хертогенбосе, а город был духовно либеральным, некоторые ученые считают предсказуемым возникновение значительных параллелей между язвительными письмами Эразма и часто силовыми картинами Босха.

Искусство Иеронима Босха

Извлечение камня безумия (ок. 1494-1516) Иеронима Босха; Иероним Босх, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Некоторые, приняв линию интерпретации Босха, восходящую к XVI веку, утверждали, что его искусство создавалось только для того, чтобы развеселить и развлечь, подобно «гротескам» итальянского Возрождения. В то время как работы предыдущих мастеров были сосредоточены на осязаемом мире повседневной жизни, Босх представляет своим зрителям «царство кошмаров, в котором, по мнению Уолтера Гибсона, все мелькает и меняется перед глазами». В одном из первых записанных отчетов о картинах Иеронима Босха Фелипе де Гевара в 1560 году заявил, что Босх был известен только как «мастер демонов и гротесков».

Карел ван Мандер характеризовал картины Иеронима Босха начала XVII века как «чудесные и странные сны», но он определил, что эти работы «часто не столько восхитительны, сколько ужасны на вид». В последние десятилетия ученые стали рассматривать видение Босха как менее впечатляющее, признавая, что его работы отражают традиционные религиозные системы верований своего времени.

Его представления о грешном человечестве, а также его идеи о рае и аде сегодня считаются сопоставимыми с теми, которые встречаются в дидактических сочинениях и лекциях позднего средневековья.

Картины Иеронима Босха Ад

Правая панель картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» (ок. 1490-1510 гг.), «Ад»; Иероним Босх, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Большинство авторов считают, что его работы имеют более глубокий смысл, чем считалось ранее, и пытаются объяснить их с точки зрения морали позднесредневекового искусства. Широко распространено предположение, что, подобно другим светилам Северного Возрождения, таким как поэт Роберт Генрисон, работы Босха были призваны научить определенным моральным и духовным истинам, и что представленные картины имели определенное и намеренное значение.

По словам Дирка Бакса, картины Иеронима Босха часто представляют собой визуальные переводы лингвистических аналогий и каламбуров, взятых из библейских и мифологических источников.

Однако споры об интерпретации, которые продолжают вызывать его картины, поднимают фундаментальные проблемы, касающиеся значения «неопределенности» в искусстве его периода. Последние искусствоведы внесли новый слой в тему амбивалентности в работах Босха, подчеркивая саркастические тенденции, например, в «Саду земных наслаждений», как в средней панели (наслаждения), так и в правой панели (ад).

  Автопортрет Рембрандта - Лучшие автопортретные картины Рембрандта

Центральная панель картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» (ок. 1490-1510), «Сад земных наслаждений»; Иероним Босх, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Они предполагают, что ирония позволяет отделиться как от реального мира, так и от изображенного мира грез, поэтому привлекательна как для либеральной, так и для консервативной аудитории. По мнению критиков, некоторые работы художника имеют загадочные аспекты благодаря его уникальному вниманию к социальным, политическим и духовным врагам, символизм которых по определению неоднозначен, поскольку призван скрыть или повредить.

Согласно исследованию работ Босха 2012 года, они обнаруживают сильное националистическое сознание, обличающее иностранных имперских правителей Бургундских Нидерландов, особенно Максимилиана Габсбурга. Согласно исследованию, Босх создавал свое покаяние самонаказанием, тщательно наслаивая картины и мысли, потому что он брал хорошо оплачиваемые контракты у Габсбургов и их представителей и тем самым компрометировал наследие Карла Смелого.

Фактическое количество сохранившихся работ Босха долгое время было источником споров.

Иероним Босх Подпись

Подпись Иеронима Босха, из картины «Поклонение волхвов» (1495); Иероним Босх, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Только на семи из сохранившихся работ Босха стоит его подпись, и неизвестно, все ли работы, первоначально приписываемые ему, были действительно созданы им. С начала XVI века известно о существовании нескольких копий и адаптаций его работ. Кроме того, его стиль имел огромное влияние, и его бесчисленные поклонники во многом копировали его.

Историки приписывают ему все меньше и меньше шедевров, которые первоначально считались его произведениями.

Отчасти это произошло благодаря таким технологическим открытиям, как лазерная рефлектография, которая позволяет ученым анализировать подрисовку произведений искусства. Историки искусства начала и середины века, такие как Бальдасс и Толстой, определили от 30 до 50 работ, которые, по их мнению, принадлежат руке Босха, хотя в более поздней книге Герда Унверферта (1980) ему приписывается всего 25 картин и 14 эскизов. Искушение святого Антония, которое долгое время приписывали мастерской Иеронима Босха, было приписано самому художнику в начале 2016 года после интенсивного криминалистического анализа, проведенного проектом Bosch Research and Conservation Project.

Картины Иеронима Босха

Триптих «Искушение святого Антония» (ок. 1500 г.) Иеронима Босха; Иероним Босх, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Примечательные произведения искусства

Иероним Босх — художник, который сразу ассоциируется с картинами, имеющими шокирующе яркий, похожий на сон вид, и, возможно, он является самым новаторским в художественном отношении и сложным в этическом плане из всех религиозных художников Северной Европы. Несмотря на то, что существует всего около 25 оригинальных картин Иеронима Босха, ужасные образы адских картин Иеронима Босха, таких как «Сад земных наслаждений», мгновенно идентифицируются как «босхианские» и стали краеугольным камнем странного жанра.

Хотя его общественное положение как иконоборца неоспоримо, некоторые историки считают, что он был более традиционалистским персонажем, который, вместо того чтобы иметь расстроенную психику, оказался не менее способным к нюансам и дополнял свои ужасающие изображения прекрасными стильными и духовными работами, которые отражали его глубоко укоренившиеся христианские убеждения. Вот несколько его наиболее заметных работ:

  • Извлечение камня безумия (ок. 1494-1516 гг.)
  • Поклонение волхвов (1494)
  • Семь смертных грехов (1500)
  • Страшный суд (1505)
  • Сад земных наслаждений (1510)
  • Хейвенский триптих (ок. 1515)

Знаменитый триптих Иеронима Босха

Триптих «Сенокос» (ок. 1515 г.), Иероним Босх; Иероним Босх или мастерская, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Рекомендуемое чтение

Что вы думаете о творчестве этого художника? Хотите узнать больше о его жизни? Тогда просто просмотрите наш список рекомендуемых книг, чтобы узнать больше о художнике Босхе.

Иероним Босх: Полное собрание сочинений (2021) Стефана Фишера

Только около 20 картин и восемь эскизов достоверно приписываются голландскому художнику Иерониму Босху, однако его сюрреалистические идеи закрепили за ним статус одного из самых известных живописцев в истории. Его работы продолжают оказывать влияние на исследователей, художников, дизайнеров и музыкантов, а также на названия дэт-метал групп и дизайнерские наряды и спустя 500 лет после его смерти.

Эта версия содержит всю ужасающую вселенную Босха в одном компактном размере.

Мы рассматриваем весь размах и захватывающие инновации художника, а также его тревожное воображение через полные развороты и тщательно подобранные детали. Мы познакомимся с его гибридными животными, кошмарными сценариями, теологическими и моральными основами, а также графическим воплощением современных пословиц и идиом. Попутно искусствовед и специалист по Босху Стефан Фишер проясняет ключевые темы и вдохновение этих загадочных, завораживающих работ.

Иероним Босх: Полное собрание сочинений. 40-е изд.

  • Полный и захватывающий мир Босха в одном компактном формате
  • Исследуйте весь размах гения и воображения художника.
  • Полные развороты, тщательно подобранные детали и экспертный анализ

Иероним Босх (2006) Ларри Сильвер

Фантасмагорическое произведение Иеронима Босха привлекало к себе огромное внимание еще при жизни художника, и оно настолько загадочно, что специалисты предполагали, что оно имеет тайный астрологический, оккультный или даже еретический подтекст. Тем не менее, ни одна из этих гипотез не дала исчерпывающего понимания творчества Босха. Более того, значительный профессиональный успех художника в его родном Хертогенбоше, а также его участие в традиционном религиозном учреждении, предполагает, что он преследовал свое особое творческое видение, а не злонамеренную скрытую цель.

Иероним Босх

  • Новая интригующая монография известного историка искусства Ларри Сильвера
  • Первый отчет, включающий технические исследования картин
  • Пересмотр рисунков художника в связи с его картинами.

На этом мы завершаем обзор биографии и картин Иеронима Босха. Иероним Босх был одним из первых художников, использовавших триптих в качестве повествовательного приема в своих картинах для изображения абстрактных идей. Рецензенты и ученые нашли в его сюжетах множество современных мотивов, таких как экологические, культурные и социально-политические комментарии, но его наиболее узнаваемые работы, такие как «Сад земных наслаждений», также наиболее сконцентрированы на религиозных образах и всеобъемлющей теме вечной добродетельной борьбы человечества между безрассудством и моралью.

Часто задаваемые вопросы

Когда родился Иероним Босх?

На некоторые вопросы о художнике трудно получить четкий ответ, например, «когда родился Иероним Босх?». К сожалению, о его ранней жизни известно не так много. Однако мы знаем, что он родился примерно в 1450 году.

Какое искусство создал художник Босх?

Адские картины Иеронима Босха являются примером его стиля. Сад земных наслаждений» (1490-1510), несомненно, является его самой известной и знаменитой работой. Его эстетика достигла полного развития с его земным раем, который включал в себя происхождение и соблазнение женщины, прекрасно сочетающиеся с глубоко тревожными образами мира гедонизма и поиска удовольствий. Сновидческий/кошмарный элемент картины имеет устоявшуюся мифологию и включает в себя множество миниатюрных нудистов, животных неправильной формы и ужасающих существ, которые, как говорят, были созданы непосредственно из безграничного воображения художника.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector