Кельтское искусство — исследование истории и стилей искусства древних кельтов

Содержание

Кельтское искусство

Хотя у большинства людей искусство древних кельтов ассоциируется с образами ирландской мифологии, правда заключается в том, что кельты происходили из Древней Центральной Европы, а не из самой Ирландии. Кельтская скульптура и кельтская живопись — фактически, история кельтского искусства в целом — это широкий термин, обозначающий несколько направлений, которые могут быть приписаны различным людям, имеющим общее наследие, но различающимся по месту и периоду. Он связан с народами, говорящими на кельтских языках, с доисторических времен до современной эпохи, а также с древними группами, имеющими стилистическое сходство с кельтами, но чей первоначальный разговорный язык остается неопределенным.

Оглавление

Что такое кельтское искусство?

Наиболее распространенное представление о кельтских стилях обычно изображает ирландское кельтское искусство или гэльское искусство, но история кельтского искусства уходит корнями дальше, чем это популярное заблуждение, как по времени, так и по месту. То, что представляет себе большинство англоязычного мира, когда они думают о термине «кельтское искусство», на самом деле происходит от произведений искусства раннего средневековья Британии и Ирландии, которые известны как «островное искусство».

Виды кельтского искусства

Кельтские спирали из книги «Кельтское искусство в языческие и христианские времена» (1904), автор Аллен, Дж. Ромилли; Allen, J. Romilly (John Romilly), 1847-1907, Public domain, via Wikimedia Commons

Среди ученых-искусствоведов было много дискуссий о более раннем влиянии бронзового века, но большинство археологов предпочитают использовать термин «кельтский», говоря о культурах, возникших в европейском железном веке, начиная примерно с 1000 года до н.э. и далее. Историки искусства обычно начинают говорить о «кельтском искусстве» только где-то между 5 и 1 веком до н.э., известным как период Ла Тена.

Как правило, главными темами кельтской живописи и кельтских скульптур являются сложный символизм, орнаментальные геометрические узоры и нелинейные узоры.

Огромное влияние, полученное в результате взаимодействия с бесчисленными предыдущими культурами, привело к включению стилистических элементов от спиралей до ключевых узоров, узлов и зооморфизма. Общей нитью, которую можно обнаружить на протяжении всего обширного временного и географического диапазона, является развитие чувства равновесия в расположении этих узоров. Благодаря применению криволинейных форм, использованию положительного и отрицательного пространства создается гармоничное целое.

Характерные кельтские стили

Плита со спиральным орнаментом у входа в проход Тумулус в Ньюгранже, Co. Meath, из книги «Кельтское искусство в языческие и христианские времена» (1904) Аллен, Дж. Ромилли; Allen, J. Romilly (John Romilly), 1847-1907, Public domain, via Wikimedia Commons

История кельтских стилей и влияний

История кельтских стилей и влияний может быть разделена на различные эпохи. Эпоха Гальштатта считается корнем кельтской культуры, эпоха Ла Тена считается расцветом кельтского искусства, а Кельтское возрождение представляет собой более современную интерпретацию истории кельтского искусства.

Культура Гальштатта

Кельтское искусство, возникшее в Австрии примерно с 800 по 475 год до нашей эры, уходит своими корнями в гальштатскую культуру. Хотя эта культура зародилась в Австрии, в конечном итоге она распространилась по всей Центральной Европе, охватывая Словакию, Западную Венгрию, Хорватию, Словению, Чехию, Южную Германию, Швейцарию, Северную Италию и Восточную Францию. Гальштатская культура известна своими украшениями из бронзы, а также оружием и железными инструментами очень высокого качества.

Распространенными мотивами на оружии того времени были спирали, геометрические узоры и животные. Похоже, что предпочтение отдавалось птицам, узелковым и лепным орнаментам.

Искусство древних кельтов

Диаграмма, изображающая металлические изделия гальштаттской культуры; Bibliographisches Institut, Public domain, via Wikimedia Commons

Именно в этот период кельты развили свою собственную уникальную культуру и стили, заимствованные не только из кавказского бронзового века, но и из взаимодействия с морскими торговцами в бассейне Черного и Средиземного морей, вобрав в себя стили и техники этрусской и средиземноморской культур. В конце концов они обосновались в Верхнем Дунае, попутно впитывая местные древние дунайские мотивы.

Культура Ла-Тен

Период Ла Тена (примерно с 5 по 1 век до н.э.) — это то, что, по мнению историков, можно считать началом кельтского искусства. Его легче всего узнать по закрученным криволинейным узорам. Движение берет свое начало в Швейцарии и названо в честь места недалеко от деревни Ла-Тен, где швейцарские археологи и геологи проводили раскопки произведений искусства с момента его открытия в 1857 году до 1885 года.

На месте раскопок было найдено более 2500 предметов, большинство из которых были сделаны из металла и в большинстве своем являлись военным оружием, типичным для военной обстановки той эпохи.

Клад произведений кельтского искусства

Жертвенные повозки, мечи, сосуды, фибулы, нарукавные кольца и т.д. из бронзы культуры Ла-Тен; https://archive.org/details/diesterreichis12wienuoft/page/n7/mode/2up, Public domain, via Wikimedia Commons.

К счастью для археологов, эпоха кремации закончилась примерно в этот период, освободив место для захоронений. Это, в свою очередь, привело к увеличению числа захоронений и, соответственно, к тому, что больше личных и бытовых предметов было спрятано вместе с умершими, что позволило раскопщикам обнаружить их в последующие годы. Без этих бесценных сокровищ погребенных артефактов мы бы мало что знали о кельтской цивилизации, с которой нам посчастливилось познакомиться сегодня.

  Советы по рисованию акварелью - Как рисовать акварелью для начинающих

Помимо металла, эта эпоха была известна тем, что художники работали с золотом, в частности, для изготовления личных украшений, таких как ювелирные изделия. Большинство изделий, сохранившихся до наших дней, были сделаны из железа, бронзы, золота и других металлов. Ивы и листья были распространенными мотивами в завитках, которые можно было найти на таких предметах, как оружие, скульптуры и сосуды, например, чаши.

Этот период считался «зрелым» кельтским периодом, и, согласно Полю Якобсталу в его книге «Ранние кельтские работы», движение Ла Тена можно классифицировать как четыре отдельных этапа: ранний стиль, стиль Вальдальгесхайма, пластический стиль и стиль меча.

Ранний стиль (ок. 480-350 гг. до н.э.)

Этот стиль основан на исторических раскопках различных захоронений в Германии и Франции, наиболее типичными из которых являются золотые ошейники и другие богато украшенные ювелирные изделия из Роденбаха и Райнхайма. Последующие раскопки включали бронзовые контейнеры из Клейнаспергля и Басс-Ютца, значительная часть которых украшена идиоматическими криволинейными узорами в стиле Ла-Тен. Эти узоры включали мотивы цветов лотоса, листьев аканта и пальметты.

Щит кельтского искусства

Щит Уондсворта, щит-босс железного века в стиле Ла-Тен, Британский музей; Johnbod, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Стиль Вальдальгесхайм (ок. 350-290 гг. до н.э.)

Этот подстиль происходит от фрагментов колесниц и богато украшенных украшений, найденных в захоронении Вальдальгесхайм в Бонне, Германия. Он демонстрирует уникальное сочетание кельтского и классического стилей, что отражает растущее доверие к кельтской традиции.

Пластический стиль (290-190 гг. до н.э.)

В этом стиле стали чаще использовать изображения животных и людей. Он также отличался высокой проработанностью, детализацией и декоративностью. Период пластического стиля демонстрирует более глубокое внимание и понимание трехмерных эффектов в орнаментальных работах.

Стиль меча (190 г. до н.э. и далее)

Этот последний стиль означает отход от детальной и яркой трехмерной фигурации стиля предыдущего периода пластики к более линейной абстракции, которая отличается геометрическими узорами, заимствованными из эллинских цветочных мотивов.

Этот период фокусируется на восточных археологических открытиях гравированного орнаментального оружия.

В значительной степени благодаря воздействию греко-римского мира, было высказано предположение, что артефакты кельтского обитания средиземноморских областей в большей степени демонстрируют зрелость выражения, чем их центральноевропейские аналоги.

Кельтские стили Ла Тена

Кельтские мечи в стиле Ла Тена III (120 г. до н. э. — 43 г. н. э.), Британский музей, Лондон; Völkerwanderer, CC0, via Wikimedia Commons

Кельтское искусство в раннем Средневековье

Примерно с 200 года до н.э. по 100 год н.э., в последние дни периода Ла Тена, все кельтские племена были поглощены римскими легионами. Та же участь постигла и Британию, хотя только Ирландии удалось избежать римского господства на этой территории.

В последующие три столетия кельтская культура пришла в упадок почти везде, кроме Ирландии. Кельтское искусство стагнировало из-за отсутствия возможности практиковать соответствующие навыки, и только в V веке оно начало возрождаться.

После падения Рима

Когда варварские племена, сопротивлявшиеся римской оккупации, в конце концов, добились успеха, это привело к падению Римской империи в этом регионе. В результате в Ирландии начало процветать христианство, что непосредственно привело к возрождению ирландского кельтского искусства. Это возрождение приняло три различные формы:

  • Возрождение кельтской металлообработки,
  • производство евангельских рукописей, и
  • создание отдельно стоящих кельтских скульптур, таких как Высокие кресты Англии.

Кельтское искусство Книга Дерроу

Страница из Книги Дерроу, VII век; Meister des Book of Durrow, Public domain, via Wikimedia Commons

Как можно заключить из вышесказанного, наиболее заметный сдвиг по сравнению с более ранним, языческим прошлым кельтской традиции заключается в том, что среди созданных предметов выделялись оружие и зрелища. В эту новую эпоху произошел заметный сдвиг в сторону символизма, связанного с религиозным поклонением и орнаментом. Однако это не помешало художникам, создававшим кельтскую скульптуру и кельтскую живопись, использовать спирали, зооморфные фигуры и узлы, связанные с их языческим прошлым.

Пикты (Шотландия)

Кельтское влияние можно было обнаружить и в Шотландии, поскольку на западном побережье были общие территории ирландского культурного влияния, а также англосаксонского южного королевства Нортумбрия. Именно в этот период христианизации пиктское искусство в Шотландии начало испытывать сильное влияние инсулярного стиля, в частности, кружево стало заметной чертой в камнях и металлических изделиях.

Кельтское возрождение и глобальное влияние

Искусство кельтского возрождения — это стиль, основанный на архаическом интересе к искусству древних кельтов Британии и Ирландии. В основном декоративный стиль, он впервые зародился в 1840-х годах и достиг своего апогея в конце 19-го и начале 20-го веков. В этот период возрождения стиль оказал свое влияние на текстиль и вышивку, изделия из металла, ювелирные украшения, отделку стен, инкрустацию по дереву и резьбу по камню. В этот период многие мастера стали пользоваться большим уважением на мировом уровне. Двумя из этих влиятельных художников были Арчибальд Нокс, который занимался дизайном металлических изделий, и шотландец Чарльз Ренни Макинтош, который был акварельным художником.

В 1840-х годах возродился интерес к воспроизведению кельтских брошей, который начался сначала в Дублине, а затем распространился на Эдинбург, Лондон и другие страны.

Этот интерес в значительной степени был вызван находкой броши Тары, которая в течение последующих десятилетий демонстрировалась в таких модных местах, как Париж и Лондон. Наиболее устойчивый аспект возрождения в этот период был связан с тем, что в 19 веке вновь стали использовать кельтские кресты для памятников на мемориалах, таких как могилы. Этот стиль не ограничивался только районами с кельтским культурным наследием, но и распространился на соседние народы.

Кельтские скульптурные кресты

Кельтское возрождение середины XIX века привело к более широкому использованию и созданию кельтских крестов в Ирландии; Уильям Мерфи из Дублина, Ирландия, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

В 1900-х годах стало популярным использование переплетений в качестве стиля декора архитектурных сооружений и отделки, особенно в Америке. В самой Ирландии движение декоративно-прикладного искусства рано приняло кельтский стиль, но к 1920-м годам его популярность, похоже, пошла на спад. Сегодня кружево остается популярной формой декора в кельтских странах, таких как Ирландия, где его приняли как свой собственный стиль. Фактически, кружево стало почти национально признанной частью ирландской традиции, несмотря на то, что его корни прочно уходят в германскую культуру, с равным представительством в других культурах, таких как скандинавское средневековое искусство.

Кельтские возрождения происходят периодически, в 1980-х годах вновь возникло кельтское возрождение, которое продолжается до сих пор. В 1990-е годы возросло число ювелиров и мастеров, которые стали использовать и праздновать современное возрождение прекрасной и древней традиции.

Знаменитые произведения кельтского искусства

На протяжении всей истории кельтского искусства существует множество примеров кельтских скульптур и кельтских картин, которые демонстрируют наиболее заметные черты искусства древних кельтов. Давайте подробнее рассмотрим несколько известных примеров гэльского искусства и кельтских стилей.

  Картины Сальвадора Дали - взгляд на самые известные картины Дали

Книга Келлс (9 век)

Книга Келлса была написана на латинском языке в монастыре Колумбана примерно в 800 году нашей эры. Это евангельский манускрипт средневекового периода, содержащий четыре Евангелия из Нового Завета, а также коллекцию других таблиц, иллюстраций и текстов.

На протяжении веков Книга Келлс находила свой дом в Ирландии в аббатстве Келлс в графстве Мит. Разумеется, именно так книга и была названа. Историки считают, что книга попала в Ирландию после набега викингов с места ее первоначального создания в Ионе, Шотландия. Манускрипт особенно примечателен своими подробными орнаментами и иллюстрациями. Стилистически книга представляет собой сочетание христианского и инсульского искусства.

Кельтские стили

«Христос на троне» из Книги Келлс, ок. 800 г.; аббатство Келлс, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В ней присутствуют все отличительные черты, связанные с кельтским и христианским стилями, такие как кельтские узлы, переплетающиеся с геометрическими узорами, криволинейные узоры рядом с мифическими зверями и стилизованные человеческие фигуры.

Несмотря на многолетнее использование, перевозку с места на место, постоянное трение и потертости от частого использования, книга сохранилась в удивительно хорошем состоянии для своего возраста. Однако она неполная, около тридцати фолиантов утрачены со временем. Если вы хотите увидеть Книгу Келлса, ее можно посмотреть в Дублине, где она выставлена в Тринити-колледже.

Высокий крест Муиредаха (9-10 век нашей эры)

Высокий крест Муиредаха — это христианское распятие из песчаника, один из трех стоящих крестов, расположенных в Монастербойсе, остатках уединенного религиозного места в графстве Лут, Ирландия. В совокупности они считаются лучшим вкладом в европейскую скульптуру, пришедшим из Ирландии.

Высокий крест Муиредаха украшен резьбой, изображающей библейские фигуры и сюжеты.

Он разделен на панели, на каждой из которых изображены различные религиозные истории и фигуры, связанные с христианской мифологией. Археологи идентифицировали 124 различных фигуры, хотя не все панели являются библейскими, а вместо них изображены геометрические фигуры и переплетающиеся узоры.

По мнению заинтересованных групп, было бы лучше перенести крест в помещение, чтобы защитить его от дальнейшего разрушения под воздействием суровых условий внешней среды. К счастью, до сих пор резьба сохранилась относительно хорошо, и многие черты, такие как оружие и одежда фигур, хорошо различимы и сегодня.

Кельтская скульптура

Фотографии Высокого креста Муиредаха; Макалистер, Роберт Александр Стюарт, 1870-1950, без ограничений, через Wikimedia Commons

Сковорода из Стаффордшир-Морлендс (II век нашей эры)

Сковорода из Стаффордшир-Морлендс была найдена в 2003 году в приходе Илам, Стаффордшир, металлоискателями, а два года спустя, в 2005 году, ее коллективно приобрели музей Талли-Хаус в Карлайле, музей Поттерис в Сток-он-Тренте и Британский музей в Лондоне. Первоначально у этой сковороды была плоская ручка, но сегодня у нее нет ни ручки, ни дна. Она изготовлена из медного сплава и покрыта эмалью.

На ней есть надпись, относящаяся к Стене Адриана, и считается, что она появилась где-то во II веке нашей эры.

Многие жители региона считают, что она имеет большое значение не только для местного населения, но и для многих за рубежом. Используя синий, желтый и красный криволинейный орнамент, сковорода украшена в кельтском стиле. Она также имеет бисерный обод и инкрустацию полихромной эмалью. Сковорода из Стаффордшир-Мурландс имеет круглую форму и приподнятое кольцо для ножки. На основании наблюдений за надписями, украшающими сковороду, было высказано предположение, что сковорода выполняла декоративную и одновременно функциональную роль, скорее всего, для кого-то из военнослужащих, размещенных на Стене Адриана.

Кельтское искусство

Сковорода из Стаффордшир-Морлендс, датируемая II веком нашей эры. Она была найдена в очень хорошо сохранившемся состоянии с неповрежденными эмалевыми вставками. На ней написано имя Aelius Draco и названия четырех фортов на стене Адриана MAIS (Боунесс-он-Солвей) COGGABATA (Друмбург) VXELODVNVM (Стэнвикс) CAMMOGLANNA (Каслстедс); Portable Antiquities Scheme from London, England, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons.

Брошь Тары (ок. 710-750 гг. н.э.)

Брошь «Тара» — это псевдопенаннулярная кельтская брошь, которая, по оценкам, была изготовлена где-то между 710 и 750 годами нашей эры. По данным Национального музея Ирландии, брошь Тары во многих аспектах представляет собой вершину того, чего могли достичь мастера того времени.

Она была найдена в 1850 году недалеко от Беттистауна, на побережье графства Мит, а не в Таре, как считали некоторые. Брошь была названа в честь ювелира, который в итоге приобрел ее, в основном для того, чтобы заклеймить копии броши, которые были изготовлены позже.

Брошь выставлялась на международном уровне в таких местах, как Лондон и Париж, что помогло укрепить ее наследие как одного из артефактов, ответственных за кельтское возрождение середины 19 века. В настоящее время ее местонахождение — Национальный музей Ирландии в Дублине, где она выставлена для всеобщего обозрения.

Гэльское искусство

Брошь Тары в Национальном музее Ирландии, Дублин; Johnbod, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Щит Баттерси (ок. 350-50 гг. до н.э.)

Щит Баттерси был извлечен из дна Темзы в 1857 году. С тех пор многие группы пытались датировать этот предмет, который считается одним из самых значительных произведений древнего кельтского искусства, найденных в Британии. В настоящее время щит хранится в Британском музее и датируется примерно 350-50 годами до нашей эры. Однако были также предложены даты вплоть до начала первого века нашей эры, но большинство склоняется к более позднему периоду как наиболее вероятному.

  "Олимпия" Мане - анализ картины "Олимпия" Эдуарда Мане

Во время тех же раскопок рабочие достали из илистых глубин русла реки большое количество римского и кельтского оружия. Это заставило многих предположить, что это было возможное место вторжения Юлия Цезаря в Британию в 54 году до н.э., хотя большинство согласны с тем, что щит предшествовал вторжению и, скорее всего, был вотивным подношением.

История кельтского искусства

Бронзовый и эмалевый щит из Баттерси, 350 г. до н. э., Британский музей, Лондон; © Хорхе Ройан / http://www.royan.com.ar

Зеркало Десборо (ок. 50 г. до н. э. — 50 г. н. э.)

Это бронзовое зеркало считается одним из лучших образцов латенского или кельтского искусства из Британии. Чтобы получить отражающую поверхность, пластина была сильно отполирована с одной стороны, а на задней пластине был выгравирован сложный рисунок. В эпоху, когда отражение человека обычно можно было наблюдать только в воде, такое зеркало считалось диковинкой и новинкой. Высоко декорированные зеркала такого типа являются уникальной британской находкой, их очень мало на континенте Европы и в других странах. Большинство обнаруженных декоративных зеркал происходят из могил, датируемых периодом между 100 г. до н.э. и 100 г. н.э.

Ирландское кельтское искусство

Сильно украшенная обратная сторона бронзового зеркала из кельтского Десборо (аверс — отражающая поверхность с зеленым патинированием) из Десборо, Нортгемптоншир, Англия, демонстрирующая развитие спиральной и трубчатой декоративной темы раннекельтского стиля Ла-Тен в Британии; Британский музей, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Известные художники кельтского возрождения

История кельтского искусства оставила нам сокровищницу произведений искусства, созданных кельтскими художниками на протяжении многих веков. Вплоть до современной эпохи произошло несколько возрождений, как в Ирландии, так и за рубежом. Возрождение искусства ирландских кельтов произошло не только в самой Великобритании, но кельтские стили повлияли на художников даже в таких странах, как Америка.

Джон Дункан (1866 — 1945)

Выходец из Шотландии, художник Джон Дункан был известным художником Кельтского Возрождения, который работал с различными видами техники, включая витражи. Он родился 19 июля 1866 года в Хиллтауне, Данди, в семье скотовода и мясника. Однако Джон испытывал страсть к изобразительному искусству и не хотел идти по стопам своих родителей и присоединиться к семейному бизнесу.

В пятнадцатилетнем возрасте он уже подавал карикатуры в «The Wizard of the North» (местный журнал), а позже дослужился до ассистента в художественном отделе газеты Dundee Advertiser. Он учился в Школе искусств Данди и к 1888 году работал коммерческим иллюстратором в Лондоне. Затем он переехал в Европу, где учился в Антверпенской академии у Чарльза Верлата, а также в Дюссельдорфской художественной академии.

Дункан наиболее известен своими работами «Глайв света» (1897), «Гимн розе» (1907), «Всадники сидхе» (1911) и «Тристан и Изольда» (1912). Он создал множество кельтских и символистских произведений, которые выставлялись в Королевской шотландской академии и Королевском институте Глазго.

Возрождение кельтского искусства

Всадники сидхе (1911) Джона Дункана; Джон Дункан «Всадники сидхе» (1911), Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Томас Огастин «Гас» О’Шонесси (1870 — 1956)

Томас Августин О’Шонесси был американским ирландским дизайнером эпохи Возрождения кельтского искусства, известным созданием витражей, вдохновленных кельтским искусством. Многие из его работ помогли ему завоевать уважение во всем мире благодаря его великолепным дизайнам в стиле кельтского возрождения.

Прежде чем вернуться в Европу, где он совершенствовал свое искусство и продолжал изучать новые техники, Томас учился в Чикагском институте искусств. Здесь он учился под руководством Луи Милле, который является мастером витражного искусства. Он также был членом Академии изящных искусств Chisel, а также группы, известной как «Палитра Чикаго». Томас Огастин О’Шонесси также делал трафареты для интерьера старой церкви Святого Патрика в Чикаго и помогал в проектировании и установке витражей церкви в период с 1912 по 1922 год.

Томас Огастин О’Шонесси черпал огромное вдохновение непосредственно из Книги Келлс, и после того, как в 1996 году его видение было восстановлено, его работы продолжают бросать вызов традиционным представлениям об ирландской идентичности и священном пространстве даже с далеких берегов Америки. Два классических примера его витражных работ можно найти в Старой церкви Святого Патрика в Чикаго — это изображение О’Шонесси «Святой Бригиды», а также «Окно Великой Веры».

Теперь мы узнали, что история кельтского искусства уходит корнями глубоко в древнюю европейскую культуру, а не только в Ирландию, как можно было подумать вначале. Мы рассмотрели раннее влияние, эпоху расцвета, упадок и возрождение этого стиля в наши дни. Именно благодаря этим возрождениям мастера продолжают вдохновляться древним искусством, вплоть до наших дней.

Посмотрите нашу веб-историю о кельтском искусстве здесь!

Часто задаваемые вопросы

В какой период зародилось кельтское искусство?

Хотя влияние прослеживается вплоть до бронзового века, большинство исследователей искусства сходятся во мнении, что период культуры Ла-Тен является первоначальной эпохой, в которой сформировался стиль, считающийся кельтской идиомой. Культура Ла-Тен возникла в середине 5-го века до нашей эры. Хотя этот период считается истинным началом традиционного кельтского стиля, он испытал сильное влияние гальштатской культуры.

Существует ли кельтское искусство до сих пор?

На протяжении истории человечества было несколько возрождений кельтского искусства, и кельтское искусство продолжает оказывать влияние на художников и ремесленников вплоть до сегодняшнего дня. Кельтское искусство оказало влияние на художников по всему миру во время нескольких периодов возрождения. В том числе и в Америке, где такие художники, как Томас Августин «Гас» О’Шонесси, приобрели огромную популярность как приверженцы возрождения этого стиля.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector