Медуза с головой Персея — свежий взгляд на статую Персея

Медуза с головой Персея

Медуза с головой Персея — это произведение искусства, которое, так сказать, переворачивает старую греческую мифологическую сказку с ног на голову. Ее изваял итальянский художник Лучано Гарбати, который в юности часто видел скульптуру Медузы и Персея Бенвенуто Челлини в Лоджии деи Ланци во Флоренции, недалеко от своего родного города. Он часто задавался вопросом, почему в мифе преследуется именно изнасилованная женщина, и поэтому решил создать свою собственную версию, где она торжествует. Он изобразил Медузу, держащую голову Персея, поменяв роли местами, чтобы представить более современный взгляд, и таким образом стал символом феминистского движения.

Оглавление

История статуй Медузы и Персея

В этой истории участвуют две скульптуры Медузы и Персея. Одна из них была создана в 1554 году Бенвенуто Челлини и находится в Лоджии деи Ланци во Флоренции. Она послужила вдохновением для реакционной версии Гарбати, которая предлагает свежий взгляд на древнюю историю и проливает свет на то, как общество часто обвиняет жертв, а не виновных. В версии Гарбати Медуза изображена держащей голову Персея, что может иметь мало значения, если не иметь представления о самом мифе.

Поэтому давайте начнем с объяснения древнегреческой сказки, которая послужила толчком для создания обеих этих знаменитых скульптур.

Миф о Персее и Медузе

Медуза была почитательницей девственного божества знаний и войны Афины. Одним из условий для того, чтобы стать афинской жрицей, было то, что юная девушка должна быть чистой и непорочной и посвятить свою жизнь богине. Посейдон, бог моря и противник Афины, однажды заметил Медузу и задумал опозорить Афину, совершив сексуальное нападение на девушку на лестнице афинского святилища. Затем Посейдон ушел, оставив Медузу беспомощной и слабой.

Медуза умоляла богиню о помощи и сострадании. Ведь в те времена боги брали своих возлюбленных в жены на всю жизнь, а Медуза теперь была невестой Посейдона. Афина была в ярости и наказала Медузу за предательство. Медуза была изгнана на далекий остров и заколдована, чтобы ни один мужчина не желал ее. Ее наделили изломанной кожей, змеиными локонами и каменными глазами.

Медуза превратилась в чудовище.

Статуя Медузы и Персея

Голова Медузы (1640-е годы), Джанлоренцо Бернини; Мигель Эрмосо Куэста, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Медуза была изгнана из общества на свой собственный остров. Она была одна, и все, что она видела, были парни, преследовавшие ее и пытавшиеся ее убить. Она в ужасе смотрела на них и видела, как они превращаются в камень прямо рядом с ней. Она была в ужасе от своих способностей и в ярости на богов за то, что они осудили ее. Она отомстила тем, кому было поручено убить ее. Любой, кто осмеливался хоть на шаг ступить на ее остров, теперь был обречен на гибель от взгляда Медузы Горгоны.

Через некоторое время на остров прибыл Персей с афинским щитом, крылатыми сандалиями Гермеса, клинком и короной Зевса. Он перехитрил Медузу и обезглавил ее, забрав голову с собой, чтобы его мать не смогла ухаживать за чудовищем. Из тела Медузы родились Пегас, летающая кобыла, и Хрисаор, золотой герой.

Бесчисленные годы спустя Персей принес обезглавленный череп Медузы Афине, которая превратила его в непробиваемую броню с металлическим черепом Медузы, пугающим многих врагов одним взглядом.

Медуза была преданной личностью, посвятившей свой подростковый возраст подготовке к тому, чтобы стать приверженцем божества, которое она почитала и считала самым могущественным из всех олимпийцев. Медуза также пользовалась благосклонностью Афины, поскольку она была потрясающей девушкой, которая предпочла божество любому мужчине. С другой стороны, вечная ненависть между Посейдоном и Афиной затрагивает гораздо больше, чем просто божества; она разделяет Олимп и губит многие души.

Давайте теперь посмотрим на оригинальную скульптуру, которая была вдохновлена этой сказкой.

Сказка о двух скульптурах

Миф вдохновил Бенвенуто Челлини на создание оригинальной скульптуры в 1554 году. Много веков спустя Лучано Гарбати создал свою реакционную версию, поменяв роли местами. Давайте посмотрим на художников, стоящих за этими скульптурами, и на созданные ими произведения.

  "Примавера" Сандро Боттичелли - анализ картины "Примавера"

Бенвенуто Челлини (1500 — 1571)

Национальность Итальянец
Дата рождения 3 ноября 1500 года
Место рождения Флоренция Италия
Основные виды искусства Скульптор

В то время как Караваджо обычно представляют как проблемного вундеркинда, известного своими пьянками, драками и даже обвинениями в убийстве, Бенвенуто Челлини был такой же сумасшедшей, эгоистичной и тревожной фигурой. Челлини считается лучшим ремесленником эпохи Возрождения; несравненный Микеланджело назвал его лучшим ювелиром, о котором мы когда-либо знали.

Бенвенуто Челлини

Гравюра с портретом Бенвенуто Челлини (1766-1773); Австрийская национальная библиотека, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Челлини, с другой стороны, хотел, чтобы его считали в той же лиге, что и Микеланджело. Хотя Челлини временами проявлял выдающиеся способности и его талант был очевиден, его встречи с властями также определяли его. Его часто обвиняли в сексуальных преступлениях, кражах со взломом и даже убийствах.

Персей и голова Медузы (1554) Бенвенуто Челлини

Дата завершения 1554
Средство Бронзовая скульптура
Размеры 550 см
В настоящее время находится Лоджия Деи Ланци

В то время как Караваджо обычно представляют как проблемного вундеркинда, известного своими пьянками, драками и даже обвинениями в убийстве, Бенвенуто Челлини был такой же сумасшедшей, эгоистичной и тревожной фигурой. Челлини считается лучшим ремесленником эпохи Возрождения; несравненный Микеланджело назвал его лучшим ювелиром, о котором мы когда-либо знали.

Челлини, с другой стороны, хотел, чтобы его считали в той же лиге, что и Микеланджело. Хотя Челлини временами проявлял выдающиеся способности и его талант был очевиден, его встречи с властями также определяли его. Его часто обвиняли в сексуальных преступлениях, кражах со взломом и даже убийствах.

Челлини, в классическом флорентийском стиле, переносит нас в классическую античность и миф о том, как воин Персей, в летающих сандалиях, предоставленных Гермесом, и мешке (в котором он спрятал страшную голову), предоставленном Афиной, встретил и обезглавил печально известную Медузу.

Скульптура Персея

Персей с головой Медузы (1545), Бенвенуто Челлини; lienyuan lee, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Челлини демонстрирует свою скульптуру во всем ее ужасающем величии, включая льющуюся кровь из обезглавленной головы, которую он сжимает, и извивающийся труп, на котором он балансирует. Поразительное достижение и мастерство Челлини в изготовлении всего произведения искусства из одного блока бронзы, что редко удается сделать, особенно при работе такой сложности, имеет решающее значение для рассказа о скульптуре.

Несмотря на то, что он соперничал с такими грандиозными шедеврами, как статуя Давида работы Микеланджело, Челлини хотел отличиться и закрепить свое положение среди флорентийских великих. Согласно легенде, когда скульптура создавалась в мастерской Челлини, престарелый и больной Челлини лежал парализованный на кровати у себя дома. Пронеслась гроза, и в темноте помощники Челлини с трудом успевали за всем следить, а бронза начала свертываться по мере охлаждения. Челлини вскочил с постели, закричал и приказал бросить в пламя все, что только можно, чтобы повысить температуру. Жара стало достаточно, и произведение искусства было сохранено.

Челлини сравнил воскрешение с оживлением мертвых, подразумевая не только сохранение великолепного произведения искусства, но и спасение лично Челлини.

Медуза с головой Персея

Крупный план картины Бенвенуто Челлини «Персей с головой Медузы» (1545); © Marie-Lan Nguyen / Wikimedia Commons

Эта статуя Медузы и Персея, как и большинство произведений искусства эпохи Возрождения, сопровождается геополитикой и символизмом. Она была заказана в 1545 году знаменитым Козимо I Медичи, известным покровителем ремесел, учености и философии. Памятник имел социальное значение и символизировал власть герцога, «обезглавившего» Республику». Медуза символизирует попытку республиканцев, а змеи, выходящие из ее тела, представляют конфликты, которые всегда мучили демократии. Все это очень значимо и стратегически важно, поскольку через фигуру Персея Медичи увековечивает свою власть над флорентийским населением.

Теперь, когда мы рассказали об оригинальной скульптуре, давайте посмотрим на художника и произведение искусства, которое вызвало такой ажиотаж.

Художник, создавший спорную скульптуру Медузы и Персея: Лучано Гарбати

Национальность Аргентинец
Дата рождения 1973
Место рождения Аргентина
Основные виды искусства Скульптура

Лусиано Гарбати родился в 1973 году в Аргентине. В 1996 году он поступил в Национальную школу искусств и получил квалификацию профессора скульптуры. В течение этих лет он неоднократно ездил в Каррару, Италия, чтобы овладеть навыками скульптуры. В 2001 году в Буэнос-Айресе, во время третьего года обучения в Высшей школе искусств, он получил стипендию от Итальянского института культуры для изучения скульптуры в Риме, Италия. Он также посещал многочисленные занятия, чтобы овладеть другими методами, такими как литье из бронзы или использование стекловолокна и смолы, а также схоластические лекции по этике и эстетической привлекательности и направлял интеллектуальный самоанализ на свои собственные работы.

Основными интересами в его творчестве были физически и психологически ориентированные изменения, перемены и модификации, которые происходят в постоянном и неизбежном изменении тела в сторону инаковости.

Эти изменения отражаются и сгущаются в скульптурах, вдохновленных классикой, с особым акцентом на стилистическое наследие итальянского барокко и маньеризма. Произведение искусства, таким образом, становится проявлением определенного состояния человека, проницаемого физиологического организма, границы и форма которого трагически спорадичны. Скульптор принимал участие в работе над мраморными и бронзовыми памятниками для города Часкомус, а также в многочисленных групповых и персональных выставках в самых известных общественных организациях.

  Средневековое искусство - взгляд на искусство и литературу средневекового периода

Медуза с головой Персея (2008) Лучано Гарбати

Дата завершения 2008
Средство Глина и смола
Размеры 200 см
В настоящее время находится Парк «Коллективный пруд», Нижний Манхэттен

Образ стал культовым: она стоит обнаженная, ее локоны — масса змей, в одной руке — клинок, в другой — обезглавленная голова, в муках выполнения неудобного, невыполнимого долга. Ее поведение скорее непоколебимо, чем победоносно. Эта скульптура переосмысленной сказки Лучано Гарбати 2008 года стала вирусной в социальных сетях, как подходящее воплощение фазы женского гнева.

В древнегреческой сказке о Медузе есть от чего прийти в ярость. Посейдон насилует смертную девушку в святилище Афины и превращает ее в отвратительное чудовище со змеями в волосах. Впоследствии Медуза была наказана божеством, которое превратило ее в Горгону и изгнало. После этого Персей получает задание отнести голову Медузы царю Полидекта. Персей подкрадывается к Медузе, когда она спит, обезглавливает, а затем использует ее как приспособление для превращения врагов в камень, вооружившись отражающим щитом, летающей обувью и уникальным мешочком для головы.

Гарбати начал оспаривать изображение Медузы как злодейки, отмечая, что она была «подвергнута сексуальному насилию, осуждена и убита».

Гарбати вырос в Италии, в крошечной деревушке недалеко от Флоренции, где знаменитая статуя Челлини «Персей с головой Медузы» стоит в Лоджии деи Ланци, а картина Караваджо «Медуза» выставлена в галерее Уффици.

Искусство Челлини всегда поражало его с юных лет. Существовало множество изображений Медузы, и все они изображали сказку в самом уродливом виде. Будучи скульптором, он стал одержим одним вопросом: «Как будет выглядеть ее триумф, а не его?». «Как должно быть создано такое произведение искусства?».

Медуза Гарбати томилась в сравнительной анонимности до того, как на нее обратили внимание цифровые СМИ. Несмотря на то, что он вырезал ее из глины и впоследствии вылепил из смолы с опорой из стекловолокна десять лет назад, произведение было представлено только на одной выставке, и его все еще можно приобрести в оригинальном виде за 35 000 долларов или в металле примерно за 25 000 долларов, в зависимости от студии. Она больше, чем в жизни, возвышается более чем на два метра. «Я представлял себе Персея, этого героя со всем его снаряжением, который приходит туда и побеждает», — объясняет Гарбати.

«Различие между мужским триумфом и женским успехом было основополагающим для моего искусства».

«Персей постоянно подчеркивает мысль о том, что он победил, демонстрируя голову, в то время как если вы посмотрите на выражение лица моей Медузы, она решительна, она должна была добиться того, чего добилась, поскольку защищала себя. Это очень ужасная ситуация». В начале того же года Гарбати поделился фотографиями произведения искусства на своей странице в Facebook. Он заметил друзей, затем друзей друзей, и в конце концов других людей, которых он совсем не узнал, которые использовали фотографию для передачи своих чувств в новостях или в качестве фотографии на обложке.

Фотография получила еще большее распространение, когда итальянская писательница Сара Джовинацци опубликовала в блоге статью, в которой использовала его работу, чтобы поразмышлять о концепции мифических инверсий. Когда Медуза стала появляться на Instagram, Twitter и Reddit, Гарбати обратился к Twitter, чтобы вежливо сообщить своим подписчикам, что именно он является автором произведения и что статуя находится не во Флоренции, Италия, как утверждали некоторые, а в его мастерской в Аргентине.

Гарбати говорит, что ему было приятно обнаружить новое поколение поклонников старого произведения, но больше всего его поразили комментарии, касающиеся Медузы и его интерпретации сюжета.

Медуза с головой Персея и феминистское движение

Во многом популярность скульптуры в Интернете объясняется ее связью с феминистским движением и движением #MeToo. Движение #MeToo, наряду с пермутациями сопоставимых региональных или мировых идентичностей, представляет собой общественную инициативу, направленную против сексуального насилия и эксплуатации, в рамках которой люди публикуют заявления о сексуальных преступлениях. Цель движения «Me Too», как и других инициатив социального равенства и автономии, основанных на попытке разрушить секретность, заключается в том, чтобы ободрить и облегчить сексуально обиженных людей через сострадание и сотрудничество посредством взаимной поддержки, особенно слабых и впечатлительных девушек, путем наглядной иллюстрации того, как многие из них выдержали сексуальные домогательства и нападения, особенно на рабочем месте.

Памятник Гарбати получил широкую известность в Интернете на фоне разоблачения сексуальных проступков Вайнштейна и подъема кампании #MeToo. В 2018 году фотографией памятника поделились в социальных сетях с сообщением «Будьте благодарны, мы просто хотим справедливости, а не возмездия».

Некоторые критики, тем не менее, сомневаются в том, что фигура является феминистской скульптурой. Многие критики утверждали, что памятник был бы более уместен в качестве декларации #MeToo, если бы Медуза обезглавливала Посейдона, своего насильника. Другие оспаривали феминистскую пользу от демонстрации изображения обнаженной объективно привлекательной женщины, выполненного скульптором-мужчиной. По мнению другого обозревателя, статуэтка — это концептуальное искусство 101 в его самом очевидном и безыскусном виде. Любой, кто увидит скульптуру, прочитает надпись и вспомнит историю, лежащую в ее основе, сразу же «поймет» ее.

  Как нарисовать книгу - увлекательный и простой самоучитель рисования книг

«Это произведение искусства с огромной нагрузкой, и вполне разумно, что люди эмоционально реагируют на это произведение», — сказал один из поклонников. Правда в том, что и миф, и реальность пересказываются глазами рассказчика, который имеет бессознательную предвзятость. Однако перевертывание мифа расстраивает то, что многие считают неизменным прошлым, что может быть тревожным».

Бек Андерсен, фотограф из Нью-Йорка, инициировала планы по установке памятника на Манхэттене, сотрудничая с Гарбати в разработке предложения для инициативы «Искусство в парках». Она также создала художественную группу «Медуза с головой», занимающуюся переосмыслением легендарных историй. Работы Гарбати, по словам Андерсена, задаются вопросом: «Как можно представить себе победу, если ты побеждаешь жертву?».

Сегодня мы видим, как эта перемена ролей, когда Медуза держит голову Персея, стала символом феминистского движения. От детских размышлений Гарбати о статуе Персея Бенвенуто Челлини до современного мира социальных сетей — греческая сказка претерпела полное изменение смысла благодаря переоценке мифа через призму современности. Для участников движения #MeToo это значительный сдвиг во властных ролях, связанных с полами, в то время как для его противников это слегка сексуализированное мужское изображение неправильно истолкованного сюжета.

Посмотрите нашу веб-историю о статуе Медузы здесь!

Часто задаваемые вопросы

Откуда взялась история о Медузе и Персее?

Это старая мифологическая история, которая берет свое начало в Древней Греции. Как и многие сказания той эпохи, она связана с взаимодействием богов и простых смертных. Для многих людей эта сказка предупреждает о том, что боги просто используют людей в своих целях и наказывают даже своих самых ярых последователей.

Почему важна Медуза с головой Персея?

Для многих людей это произведение искусства представляет собой изменение отношения к старым историям, не подвергая их сомнению. Многие из этих историй были созданы во времена, когда ценности социального равенства не были распространены, и женщин часто наказывали за то, от чего они не зависели. Для многих людей это произведение искусства представляет собой переход от среды, где женщину обвиняют в изнасиловании, к среде, где она требует справедливости и победы над мужчинами, которые пытаются причинить ей боль.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий