Художественное движение кубизма — путеводитель по самым известным художникам кубизма

Кубизм Художественное движение

Хотя вы можете не разбираться в тонкостях художественного движения кубизма, вы наверняка знаете таких его ключевых участников, как Пабло Пикассо, Жорж Брак и Робер Делоне. Начало 20-го века ознаменовалось бурным ростом художественных исследований, и кубизм сыграл в этом процессе важную роль. В этой статье мы попытаемся дать определение кубизма, изучить истоки кубистского движения, проследить его развитие в первой половине 20 века, а также познакомиться с некоторыми из наиболее влиятельных художников-кубистов и их творчеством.

Оглавление

Что такое кубизм?

Кубизм — это художественное направление, возникшее в результате сотрудничества Пабло Пикассо и Жоржа Брака во Франции на рубеже 20-го века. Опираясь на геометрическую абстракцию движения фовизма, кубизм нарушил многие правила традиционных западных художественных стилей. Фовизм уже заложил основу, экспериментируя с яркими и неожиданными цветами, отличным примером чего являются картины Франца Марка.

Движение кубизма остается невероятно влиятельным и сегодня, о нем написано больше книг, чем о любом другом направлении искусства. Кубизм был и остается революционным движением, и вы увидите, что его влияние простирается вплоть до архитектуры и скульптуры.

Особенности картин кубизма

Две наиболее характерные черты картин кубистов — использование абстрактной, «четырехмерной» перспективы и дробление сцен и людей на геометрические фигуры.

Когда вы смотрите на фотографию или сцену в реальной жизни, вы рассматриваете ее с одной точки зрения. Все объекты в кадре соответствуют друг другу относительно этой единственной перспективы. Традиционный западный стиль живописи уже давно пытается идеально отразить эту единственную перспективу, создавая у зрителя впечатление, что он смотрит прямо на сцену за произведением искусства. Традиционные художники используют тени и блики, чтобы передать глубину трехмерной сцены на двухмерном холсте.

Кубисты

Натюрморт перед открытым окном, площадь Равиньян (1915), автор Хуан Грис; Музей искусств Филадельфии, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Наиболее характерной особенностью кубизма является то, что он полностью игнорирует эту единую трехмерную перспективу. Объекты в сцене фрагментируются на множество различных геометрических компонентов, каждый из которых представляет объекты с несколько иной точки зрения (слева, справа, сверху или снизу). Затем художники располагают каждый фрагмент на холсте, чтобы представить предмет картины одновременно с разных точек зрения.

Если взять, например, «Плачущую женщину» Пикассо, то видно, что вы смотрите на лицо женщины и что она плачет, но вы не можете определить, с какого направления вы на нее смотрите. Вы смотрите на нее головой вперед или с одной стороны?

Картины кубистов представляют множество различных перспектив в рамках одной картины. Вместо того чтобы изображать трехмерное пространство на двухмерном холсте, художники-кубисты изображали так называемое «четвертое измерение».

Еще одной отличительной чертой кубизма являются жесткие геометрические формы, из которых состоят композиции. Получив свое название от латинского слова «куб», кубизм разбивает изображения и предметы на фрагменты квадратов, конусов, сфер, пирамид и других геометрических форм. В художественном движении кубизма можно выделить три отдельных периода: Аналитический кубизм, Синтетический кубизм и Орфический кубизм.

Что такое кубизм

Натюрморт с гитарой (1913), Хуан Грис; Хуан Грис, CC0, via Wikimedia Commons

История художественного движения кубизма

Пабло Пикассо часто считают отцом движения кубизма, начиная с его картины «Авиньонские демуазели», которую он закончил в 1907 году. На этой картине изображены раздробленные тела пяти проституток. Большое влияние на создание этого произведения оказало искусство африканских племен, которое Пикассо увидел во дворце Трокадеро, этнографическом музее в Париже. Этот период творческой карьеры Пикассо был известен как его «африканская фаза», и работы, которые он создал здесь, стали неотъемлемой частью движения кубизма. В этой работе также прослеживается влияние творчества Поля Сезанна, которого Пикассо внимательно изучал.

Жорж Брак познакомился с Пикассо в 1907 году, и поначалу ему не понравилась «Авиньонская демуазель». Однако в течение следующего года Брак и Пикассо поняли, что их работы последних лет становятся все более похожими. Два художника начали тесное сотрудничество, продолжавшееся до 1915 года, в котором они вместе работали над созданием кубизма как отдельного направления искусства.

В 1908 году Луи Вокселес, художественный критик, впервые использовал слово «кубизм» для описания одной из картин Брака. Хотя это слово было использовано довольно насмешливо, оно прижилось, и родилось художественное движение кубизм.

Знаменитые художники кубизма

Nature morte aux pommes («Натюрморт с корзиной яблок», ок. 1906 г.) Жоржа Брака. По данным искусствоведов, семь картин 1906 года были уничтожены Браком, что делает этот натюрморт особенно редким. Композиция произведения является данью уважения картине Сезанна «Корзина с яблоками» (1893), которая оказала решающее влияние на художественное развитие Брака; Emmanuel benador, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

  Знаменитые художники барокко - список самых известных художников барокко

Другой влиятельный художник по имени Андре Дерен заинтересовался сотрудничеством между Пикассо и Браком. Хотя, как и в случае с первоначальной реакцией Брака на «Авиньонскую демуазель» Пикассо, люди сначала не отреагировали положительно на этот новый жанр, вскоре несколько художников, включая Робера Делоне, Фернана Леже и Марселя Дюшана, стали называть себя «кубистами».

Каждый художник повлиял на движение кубизма своим уникальным стилем, причем некоторые из них настолько далеко продвинулись в сторону полной абстракции, что это не одобрили даже Пикассо и Брак.

Хуан Грис, сосед Пикассо по мастерской, начал активно интересоваться кубизмом в 1911 году. Наряду с Браком и Пикассо, Грис был влиятелен в поджанре синтетического кубизма. Однако Грис попытался применить более теоретический подход к кубизму, чем Пикассо или Брак.

Однако художественное движение кубизма просуществовало недолго, постепенно распавшись с началом Первой мировой войны в 1914 году. Многие из ключевых художников, включая Брака и Дерена, были призваны на военную службу, и в 1915 году Брак стал жертвой черепно-мозговой травмы. Хотя он выжил, травма стала причиной разрыва сотрудничества и дружбы между ним и Пикассо.

Хотя Пикассо и Брак, как правило, являются наиболее известными сторонниками художественного движения кубизма, его продолжали развивать и некоторые другие художники. Такие художники, как Хуан Грис, Марсель Дюшан, Жан Метцингер, Роже де ла Френе, Фернан Леже, а также Соня и Робер Делоне продолжали экспериментировать с идеями кубизма.

Художники кубизма

Жан Метцингер (1906), Робер Делоне; Робер Делоне, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Период аналитического кубизма

Период аналитического кубизма представлял собой ранние фазы художественного движения кубизма между 1908 и 1912 годами. Термин происходит от организованного расчленения объекта исследования по точкам зрения. Получившиеся произведения состоят из фрагментарных изображений, с наложенными друг на друга плоскостями и несколькими точками зрения. Фокус сместился с кубов, и Брак, Пикассо и Грис стали больше внимания уделять небольшим поверхностям и плоскостям, которые слегка перекрывались и очерчивались черными, белыми или цветными линиями.

Часто изображение было гораздо плотнее в центре холста, а фрагменты были более разбросаны к краям. Цветовая палитра в эти ранние годы была более простой и приглушенной, чтобы зритель мог видеть изображение на холсте. Яркие и смелые цвета, которые многие ассоциируют с движением кубизма, стали появляться только позже. Примером произведения аналитического кубизма является картина «Стакан на столе», которая была завершена Браком в 1910 году.

В период аналитического кубизма Пикассо экспериментировал с материальными коллажами, используя дерево, песок и другие ткани. Хотя некоторые источники относят эти работы к периоду синтетического кубизма, другие считают их первыми шагами на пути к смешанным медиа, характерным для более позднего периода.

Период синтетического кубизма

Хотя этот период художественного движения кубизма длился всего два года, примерно с 1912 по 1914 год, он отличается от предшествующего ему аналитического периода несколькими особенностями.

Работы, созданные в период синтетического кубизма, имели небольшую живописную глубину, отходя от фрагментации и сборки одного объекта. Напротив, художники начали использовать фрагменты различных и не связанных между собой предметов для создания новых и очень абстрактных образов.

Еще одним ярким отличием от аналитического кубизма было использование ярких и смелых цветов. Картина Хуана Гриса «Горшок с геранью», написанная в 1915 году, демонстрирует этот сдвиг в палитре. Наконец, резко возросло использование коллажей из смешанных материалов. Используя все — от игральных карт, сигаретных коробок, нотных листов до газетных отпечатков, художники добавили еще одно измерение в стиль кубизма.

Период орфического кубизма

Термин «орфический кубизм» был введен Гийомом Аполлинером, французским поэтом, в 1912 году. Это ответвление от движения кубизма, возглавляемое Робером Делоне, было, безусловно, самым абстрактным. Орфизм испытал значительное влияние фовизма в своем использовании ярких, смелых и разнообразных цветов.

Формы в картинах орфического кубизма были в основном круглыми, а в композициях сочетались теплые и холодные, дополнительные и контрастные цвета. В этих картинах также можно увидеть повышенное внимание к свету. Многие орфические рисунки были чисто абстрактными и не состояли из конкретных предметов. Отчетливый стиль орфического кубизма можно увидеть в работах Сони и Робера Делоне.

Картины кубистов

Rythme, Joie de vivre (1930) Робер Делоне; Робер Делоне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Шесть знаменитых художников-кубистов и их работы

Из-за относительно короткой жизни художественного движения кубизма осталось относительно небольшое количество влиятельных художников. Вы можете знать многие из их работ, но мало знать о художнике, стоящем за кистью. Здесь мы представим шесть самых известных художников, представляющих движение кубизма, и рассмотрим некоторые из их картин.

Пабло Пикассо, 1881-1973 гг.

Конечно, мы должны начать с Пикассо, потому что, когда вы думаете о кубизме, Пикассо — это первое, что приходит на ум. Пабло Пикассо родился в Малаге, Испания, в конце 1881 года. История и культура его страны оказывали значительное влияние на Пикассо на протяжении всей его жизни и творческой карьеры.

  Норман Рокуэлл - обзор иллюстраций и жизни Нормана Рокуэлла

Пикассо начал свою художественную карьеру в молодом возрасте, его первая выставка состоялась в возрасте около 20 лет, после знакомства с тенденциями искусства того времени в кафе Els Quatre Gats. До этой выставки он посещал Академию изящных искусств в Ла-Лонхе.

В начале своей карьеры Пикассо был преимущественно постимпрессионистом, и остатки импрессионистического стиля перешли в его поздние работы. До того, как Пикассо в 1908 году перешел к кубизму, его стиль менялся от «голубого периода» до «периода розы».

Хотя движение кубизма, как известно, угасло с началом Первой мировой войны, Пикассо продолжал совершенствовать свой кубистический стиль. Картина «Герника», выражающая протест против бомб, сброшенных на жителей деревень в Испании, была завершена в 1937 году и, как принято считать, является вершиной кубистического стиля Пикассо.

Пикассо Кубизм

Плиточная версия картины Пикассо «Герника»; Тони Хисгетт из Бирмингема, Великобритания, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Портрет Амбруаза Воллара (1909)

Прекрасный пример аналитического кубизма, это одна из первых картин кубизма, завершенная Пикассо в 1909 году. На картине изображен раздробленный и меланхоличный человек в оттенках серого и коричневого, с желтым оттенком на лице.

Лицо мужчины наиболее заметно в центре, что является примером группировки, характерной для аналитического кубизма. Многие люди не узнали Амбруаза Воллара в качестве автора картины. Однако говорят, что мальчик, который был сыном друга Воллара, сразу узнал этого человека, что свидетельствует о том, что, несмотря на абстрактную форму картины, Пикассо удалось искусно передать сходство с Волларом.

Портрет Фернанды Оливер (1909)

Еще одно произведение аналитического кубистического портрета, Пикассо также закончил эту работу в 1909 году. На картине сочетаются горные формы, созданные под влиянием времени, проведенного им там со своей любовницей, и лицо Фернанды Оливер. Цветовая палитра серых и коричневых тонов, опять же, типична для аналитического стиля кубизма.

Гитары (1912-1914)

Гитары были навязчивой идеей Пикассо в период с 1912 по 1914 год. Многие искусствоведы считают, что эта серия, включающая как картины, так и скульптуры, представляет собой переход между аналитическим и синтетическим стилями кубизма для Пикассо.

Натюрморт с канителью на стуле (1912)

Первый из многих коллажей Пикассо, этот овальный холст включает в себя кусок масляной ткани с переплетением трости стула. При первом взгляде на это произведение трудно определить, нарисован ли этот узор или действительно наклеен. Пикассо искусно закрасил края набивной ткани красками в стиле кубизма, объединив традиционную живопись и современные мультимедийные техники.

Жорж Брак, 1882-1963 гг.

Брак родился во Франции через год после Пикассо, в 1882 году. Большую часть своей юности Брак находился под влиянием традиционных французских стилей. Его пребывание в Школе изящных искусств в конце подросткового возраста укрепило его ранний импрессионистский стиль.

После переезда в Париж Брак испытал сильное влияние художников-фовианцев, и смена стиля стала очевидной на его выставке 1906 года. Во время своей первой персональной выставки в 1908 году он впервые пересекся с Пикассо, и так началось их тесное сотрудничество, которое продолжалось до 1914 года, когда он был призван на военную службу и получил травму головы.

После войны Брак работал в одиночку, развивая свой стиль, который был гораздо менее структурированным. В последние годы жизни Брак работал в Париже, рисуя для балетных постановок, делая литографии и ювелирные изделия, пока его здоровье оставалось крепким.

Кубисты живопись

Натюрморт со стеклом и газетой (1913), Жорж Брак; Ричард Мортель из Эр-Рияда, Саудовская Аравия, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Скрипка и кувшин (1910)

Выполненная в 1910 году, эта картина аналитического кубизма представляет собой фрагментарную композицию из скрипки и кувшина. Множество различных перспектив подчеркивается светом, который падает на каждый фрагмент под разным углом. Как и в оригинальных работах Пикассо, цветовая палитра полностью состоит из оттенков охры и коричневого.

Блюдо для фруктов и стакан (1912)

Не картина, а рисунок углем, Брак закончил эту работу в 1912 году. Брак наложил на первоначальный рисунок углем полоски обоев с деревянной текстурой и буквы, что делает эту работу прекрасным примером перехода к синтетическому кубизму.

Хуан Грис, 1887-1927 гг.

Хуан Грис родился в 1887 году под именем Хосе Гонсалес-Перес и был немного моложе своих коллег по движению кубизма. Первоначально Грис планировал сделать карьеру, занимаясь механическими чертежами для растущей промышленности, и провел три года, обучаясь в Школе искусств и мануфактур в Мадриде.

После короткого времени, проведенного с художником Хосе Марией Карбонеро, в 1905 году Грис начал рассматривать более художественные формы живописи. Год спустя Грис переехал в Париж, где познакомился с Пикассо и Браком и начал увлекаться кубизмом.

В преддверии Первой мировой войны Грис проводил много времени с Пикассо, Браком, Леже и Рейналем. К 1912 году Грис выработал свой собственный кубистический стиль, а Леонс Розенберг и Д.Х. Канвейлер спонсировали его картины. К сожалению, художественное чутье Гриса было недолгим, так как он умер от плохого здоровья в середине 1927 года.

  Шумерское искусство - керамика, резьба и архитектура Шумера

Знаменитые картины кубистов

Портрет Пабло Пикассо (1912), Хуан Грис; Хуан Грис, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Портрет Пабло Пикассо (1912)

Портрет Пабло Пикассо, написанный Хуаном Грисом в 1912 году, является ярким примером аналитического стиля кубизма. Приглушенная цветовая палитра голубых, серых и розовых оттенков оживляет образ Пикассо, держащего в руках палетку, составленную из различных геометрических фигур. Портрет Пикассо был одной из последних работ Гриса в стиле аналитического кубизма, поскольку с 1913 года он начал фокусироваться на синтетическом стиле. Среди известных работ этого периода его карьеры — «Арлекин с гитарой», «Фантомас» и «Слепой».

Пауль Клее, 1879-1940 гг.

Пауль Клее родился в 1879 году и был швейцарско-немецким художником с ярко выраженным художественным стилем. Взяв влияние кубизма, экспрессионизма и сюрреализма, Клее продолжал углубленно изучать теорию цвета.

Клее родился в семье швейцарских музыкантов, и музыка сильно влияла на его стиль на протяжении всей жизни. В 1911 году Клее участвовал в выставке, которая привела его к контакту с Пикассо, Браком и Делоне. Однако до поездки в Тунис в 1914 году Клее мало экспериментировал с цветом.

Как и другие художники движения кубизма, Первая мировая война приостановила большую часть работы Клее. Однако к 1920 году Клее начал работать преподавателем в Баухаузе, школе искусства, архитектуры и дизайна. Работы Клее пользовались влиянием до тех пор, пока он не бежал из Германии в 1933 году из-за нацистов. Последние семь лет своей жизни Клее провел в Швейцарии.

Картина кубизма

Ваза (1938) Пауля Клее; Пауль Клее, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Ваза (1938)

Именно к концу жизни творчество Клее приобрело ярко выраженный кубистический характер. Ваза», законченная в 1938 году за два года до его смерти, изображает классические черты орфического кубизма. Яркие цвета синего и желтого контрастируют с коричневым и черным. Формы округлые, круглые и абстрактные.

Альберт Глейзес, 1881-1953 гг.

Французский художник Альбер Глейзес, изначально предназначавшийся для изготовления материалов в результате своего детства в студии дизайна тканей, провозгласил себя основателем художественного движения кубизма. Проведя некоторое время в армии до 1905 года, Глейзес открыл для себя живопись и вскоре стал выставлять свои работы. К 1906 году он работал в Париже в коммуне с другими художниками до 1908 года.

К 1912 году Глейзес стал влиятельным соавтором Дю Кубизма, но планы были печально прерваны началом войны. После войны стиль Глейзеса становился все более абстрактным, и он создал вторую коммуну художников в 1927 году. Глейзес оставался влиятельной фигурой в художественном движении кубизма, продолжая выставляться на протяжении 1930-х годов вплоть до своей смерти в 1953 году.

Кубисты рисунки

Портрет Флорана Шмитта («Пианист») (1914-1915), Альбер Глейзес; Альбер Глейзес, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Женщина с флоксом (1910)

Эта работа Глейзеса, завершенная в 1910 году, является ярким примером раннего аналитического кубизма. На картине изображена женщина с цветами, разделенными на геометрические фигуры. Цветовая палитра приглушенных серых, коричневых и белых тонов подтверждает ее место в ряду произведений аналитического кубизма.

Поль Сезанн, 1839-1906 гг.

Хотя Поль Сезанн скончался на заре художественного движения кубизма, он является известным художником и причисляется к основателям модернизма. Создав свои первые картины в 1861 году, Сезанн начинал как художник-постимпрессионист, а затем стал исследовать абстракцию, используя различные мазки кисти, тени и блики. Сезанн также известен тем, что экспериментировал с формой и цветом, создавая абстрактные и визуально поразительные сцены.

Сезанн, возможно, наиболее известен тем, что его работы оказали влияние на художников-кубистов, которые расцвели после его смерти. К сожалению, он так и не смог добиться настоящего успеха, поскольку умер в 1906 году, то есть до того, как движение кубизма достигло своего расцвета.

Вдохновение кубистов

Le garçon au gilet rouge («Мальчик в красном жилете», 1888-1890), Поль Сезанн; Paul Cézanne, Public domain, via Wikimedia Commons

Мальчик в красном жилете (1888-1890)

Эта картина, хотя и была закончена почти за 20 лет до того, как Пикассо и Брак оформили кубизм как движение, оказала влияние на эти более поздние работы. Фигура мальчика на картине сидит, положив голову на руку. Хотя вы не видите геометрической фрагментации, характерной для стиля кубизма, мазки кисти, которые использовал Сезанн, нарушают течение участков, которые должны быть мягкими и гладкими, добавляя картине интересное измерение.

Рекомендации по книгам о художественном движении кубизма

Если вам интересно узнать больше о движении кубизма и художниках, которые в нем участвовали, рекомендуем следующие книги.

Кубизм художественное движение живопись

Ad Parnassum (1932) Пауля Клее; Paul Klee, Public domain, via Wikimedia Commons

Кубизм (Движения в современном искусстве)

В этой книге Дэвида Коттингтона представлен исторический контекст развития художественного движения кубизма в период перед Первой мировой войной. Через глубокий анализ картин кубистов Брака, Пикассо, Делоне и многих других художников Коттингтон прослеживает роль кубизма в развитии современного искусства.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector