«Душа розы» Джона Уильяма Уотерхауса — подробный анализ

Душа розы

Картина Джона Уильяма Уотерхауса «Душа розы» (1908) — это визуальное свидетельство качеств, которые мы так хорошо знаем и чувствуем: любовь, чувственность, обожание, разбитое сердце, тоска: романтика во всей ее красе и славе. В статье ниже мы обсудим это произведение искусства, то, что оно символизирует, и его стилистические качества.

Оглавление

Аннотация художника: кем был Джон Уильям Уотерхаус?

Джон Уильям Уотерхаус родился в Риме в 1849 году, а умер 10 февраля 1917 года в Лондоне. Дата его рождения вызывает споры, некоторые ученые утверждают, что это произошло в феврале, другие — в апреле, что, по некоторым данным, было месяцем его крещения. В детстве он переехал в Англию вместе с родителями, оба из которых были художниками. Он учился в Королевской академии искусств в Лондоне.

Его художественные стили включали классический и прерафаэлитский, он также исследовал темы классического искусства, такие как греческие мифологические фигуры, и, прежде всего, средневековья, такие как артурианская мифология/легенда.

Джон Уильям Уотерхаус

Покойный Джон Уильям Уотерхаус в своей студии, ок. 1912 г.; Elliott & Fry, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Его сюжеты в основном состояли из женщин в качестве центральных персонажей, также он вдохновлялся литературными персонажами таких авторов, как Альфред Теннисон. Уотерхаус также преподавал в художественной школе Сент-Джонс Вуд в Англии.

Душа розы (1908) Джона Уильяма Уотерхауса в контексте

Картина Джона Уильяма Уотерхауса «Душа розы», также называемая «Моя милая роза», написана маслом на холсте в начале XX века. На картине изображена манящая чувственность, характерная для творчества художника, и его исследование женской фигуры в одной из ее многочисленных повседневных ситуаций в окружении природы, красоты и романтики.

Картина

The Soul of the Rose (1908) by John William Waterhouse; John William Waterhouse, Public domain, via Wikimedia Commons

Мы рассмотрим картину «Душа розы» более подробно, начав с краткого контекстуального анализа связанных с ней социально-исторических факторов, а затем проведем формальный анализ стилистических подходов Уотерхауса с точки зрения тематики, цвета и различных других.

Художник Джон Уильям Уотерхаус
Дата написания 1908
Средство Масло на холсте
Жанр Жанр / Литературная живопись
Период / движение Прерафаэлиты/романтизм
Размеры 88,3 x 59,1 см
Серия / Версии П/П
Где хранится? Частная коллекция
Сколько стоит Оценочная стоимость составляет более 4 миллионов долларов

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

Тематика работ Джона Уильяма Уотерхауса состояла в основном из женщин из мифологии, например, греческих и артурианских/средневековых сказок и легенд. Эти женщины часто изображались как героини или, как говорят некоторые художественные источники, «роковые женщины», из повествований о трагедии, любви и потере.

Уотерхаус писал картины в стиле, напоминающем классический реализм и романтизм, и его часто относят к художественному движению «Братство прерафаэлитов». На его картинах изображены натуралистические пейзажи, а его фигуры излучают красоту и мягкость на фоне кажущейся суматохи или силы.

Что представляло собой Братство прерафаэлитов?

Братство прерафаэлитов образовалось в 1848 году в Лондоне, Англия, в результате растущей реакции нескольких художников против Королевской академии искусств и ее почитания Высокого Возрождения, которое включало искусство таких художников, как Рафаэль, и идеалистические качества, применяемые к изображению природы и человеческой фигуры.

  Знаменитые фотографы - Самые знаменитые фотографы всех времен и народов

Прерафаэлиты верили в искусство Средневековья и раннего Возрождения, иначе Кватроченто, периоды времени, когда основное внимание уделялось натурализму и реализму в противовес идеализму. Их тематика также была связана с темами, которые были более серьезными по тону, с важными и серьезными посланиями. Отсюда и произошло их название — «прерафаэлиты».

Братство прерафаэлитов

Акроним Братства прерафаэлитов, 1848 год; Джон Эверетт Милле, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Как тайное общество, Братство прерафаэлитов было основано тремя художниками, а именно Уильямом Холманом Хантом, Джоном Эвереттом Милле и Данте Габриэлем Россетти, и выросло до семи членов, все из которых были либо художниками, либо поэтами, либо скульпторами, либо учеными.

Некоторые из основных характеристик Братства прерафаэлитов были связаны с их неприятием идеалов Королевской академии, а также с влиянием, которое индустриализация оказала на британское общество. В своем искусстве они стремились подражать таким идеалам, как мораль, правда, самовыражение и верность природе — идеалам, которые аналогичным образом исповедовались в искусстве Средневековья и раннего Возрождения.

Прерафаэлиты оказали влияние на многих других людей на протяжении многих лет, включая декоративное искусство и литературу. Их идеи были революционными и противоречили системам, навязанным индустриализмом. Кроме того, в 19 веке в Англии было бурное социальное время, и многие социальные слои задавались вопросом о своем месте в обществе. Это в конечном итоге способствовало появлению новых перспектив и идей.

Рисунок Братства прерафаэлитов

Студийная фантазия прерафаэлитов (ок. 19 века). Текст внизу гласит: «На этом рисунке изображены различные эмоции, которые могут быть на лице любого великого художника (не члена Академии, о боже, нет! они слишком либерально настроены), когда он узнает, что его **** час, после пяти курсов лекций, трех изданий Барри, Опи, Фюзели и многочисленных других стимулов к художественному прогрессу, прочитал R.sk.n, и стал P-eR-e». На заднем плане изображена великая работа расстроенного родителя «Диана и Мендиумон (непроданный) (!)»; Симеон Соломон, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Литературные влияния и символика: Ухаживание, закрытые сады и розы

В картине Джона Уильяма Уотерхауса «Душа розы» есть три важные идеи и мотива, а именно: значение розы, которое связано с идеями ухаживания и закрытых садов, которые были неотъемлемой частью Средневековья.

Важно помнить об этих идеях, когда мы будем исследовать сюжет в формальном анализе, приведенном ниже.

Роза является важным мотивом в картине «Душа розы» Джона Уильяма Уотерхауса, и есть несколько литературных влияний, которые, как сообщается, вдохновили художника, а именно: поэма и то, что называют «монодрамой», «Мод» (1854) англичанина Альфреда, лорда Теннисона. Поэма была опубликована в сборнике под названием «Мод и другие стихи» в 1855 году.

Поэма «Мод», иногда также называемая «Приди в сад», «Мод», рассказывает о страсти, любви, потере и глубокой тоске. Рассказчик» поэмы влюбляется в женщину по имени Мод, но их жизнь протекает бурно. Его отец покончил жизнь самоубийством, предположительно из-за своего делового партнера, который, в свою очередь, является отцом Мод. Брат Мод также представлял угрозу для влюбленных, и рассказчик убил его на дуэли.

Когда рассказчик приглашает Мод в сад и ждет ее прихода, именно здесь мы узнаем о розе и глубокой привязанности к Мод.

Некоторые научные источники также утверждают, что тон стихотворения — это тон «надежды» и что рассказчик ждет, что его любовь придет к нему. Стихотворение начинается словами «Приди в сад, Мод», но именно с шестой строфы, первая строка, мы получаем видение розы: «И душа розы вошла в мою кровь».

Другое литературное влияние, упоминаемое в других художественных источниках, включает в себя поэму Le Roman de la Rose или «Романс о розе» (ок. 1230 г.) французского поэта Гийома де Лорриса. Роза является символом женщины, которую сватают в саду, обычно описываемом как «сад, обнесенный стеной». Это также связано с литературными средневековыми представлениями о «придворной любви», которая представляет собой любовь, выраженную через рыцарство.

  Вольфганг Тильманс - знакомство с творчеством немецкого фотографа

Кроме того, вышеупомянутый сад, известный также как «закрытый сад» или hortus conclusus на латыни, широко упоминался во времена Средневековья, поскольку он символизировал чистоту и девственность и ассоциировался с Девой Марией.

Кроме того, в буквальном смысле это был закрытый сад, который позволял уединиться от внешнего мира. Часто эти сады наполнялись цветами и листвой, чтобы сделать их красивыми, уютными и кажущимися райскими. Несомненно, в них присутствовали розы, которые являются общепринятыми символами любви.

Формальный анализ: Краткий композиционный обзор

Ниже мы подробно рассмотрим картину «Душа розы» Джона Уильяма Уотерхауса, ее сюжет, а также стилистические подходы художника к таким элементам, как цвет, освещение и др. Начнем с сюжета.

Тематика

Центральной фигурой картины «Душа розы» является женщина, она изображена с бокового ракурса, нюхающая розовую розу, растущую у стены. Правой рукой она прижимает розу к носу, а левой осторожно опирается о стену.

Женщина элегантно одета в голубоватый свободный халат или платье. Материал кажется шелковистым и мягким с золотыми узорами на нем, и он легко струится по ее фигуре. Ее рыжевато-коричневые волосы завязаны в косичку за нижней частью головы и шеи, показывая нам, что у нее длинные волосы, если бы они были распущены; между косичками — бусы или жемчуг.

Ее кожа нежного, бледного оттенка с румяными щеками.

Душа розы

Крупный план картины «Душа розы» (1908) Джона Уильяма Уотерхауса; John William Waterhouse, Public domain, via Wikimedia Commons

Она — воплощение женственности, красоты и чувственности, полностью погруженная в свои ощущения от нюхания розы, казалось бы, не замечая окружающего мира. Ее глаза кажутся закрытыми, а голова слегка наклонена вверх, когда он подносит розу к ее носу. Если присмотреться, ее красные губы почти сливаются с розой, прижатой к ним. Мы задаемся вопросом, является ли женщина продолжением самой розы?

Интересным фактом о женщине является то, что она могла быть либо моделью мисс Мюриэл Фостер, либо Беатрис Этель Хэкман, которая была моложе. Обе женщины были моделями Уотерхауса для нескольких его картин.

Если мы посмотрим на окружающую обстановку, то станет ясно, что женщина стоит во внутреннем дворе. Позади нее, в правой нижней части композиции, стоит горшок с растением, а чуть выше — окно, остальная часть здания не видна. Возможно, она находится в закрытом саду.

Деталь картины

Детали картины «Душа розы» (1908) Джона Уильяма Уотерхауса; Джон Уильям Уотерхаус, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Стена, на которую она опирается, находится ближе к переднему плану, и кажется, что она сдерживает ее, отделяя от другой стороны. На фоне этой стены мы также видим розовый куст с несколькими розовыми бутонами роз, разбросанными вокруг него. На заднем плане — здание или вилла в итальянском стиле, верхняя часть которой с красной черепичной крышей видна за высокой стеной.

Часть большого дерева также видна за стеной, его крупные стволы и ветви достигают высоты здания рядом с ним.

Цвет и свет

Цветовая гамма картины Джона Уильяма Уотерхауса «Душа розы» состоит из мягких и нейтральных тонов. Здесь присутствуют холодные и теплые цвета, создающие гармоничное сочетание. Например, нейтральные земляные тона окружающих зданий и стен дополняют более мягкие, холодные тона платья/халата женщины и бледный цвет кожи.

Крупный план картины

Использование цвета в картине «Душа розы» (1908) Джона Уильяма Уотерхауса; John William Waterhouse, Public domain, via Wikimedia Commons

Это также сочетается с более теплыми цветами золотых узоров и розовых роз. На ее халате или платье также есть намеки на розовый цвет, деликатно сочетающийся с цветом ее кожи. Глубокий красный цвет отражается в черепице на крыше, а также в рыжих волосах женщины. В композиции присутствует источник естественного света, который освещает фигуру и ее окружение в смягченной манере. Это подчеркивает реализм.

В качестве примера можно привести одежду фигуры, которая кажется более светлой в верхней части спины, а по мере продвижения вниз цвет становится темнее, обозначая тень и свет.

Цвет в картине

Использование цвета в картине «Душа розы» (1908) Джона Уильяма Уотерхауса; John William Waterhouse, Public domain, via Wikimedia Commons

  Как смешивать акварель - все, что вам нужно знать о смешивании акварели

Текстура

Уотерхаус использовал более толстые мазки кисти со свободой выражения, мы можем видеть видимые мазки кисти на заднем плане здания и дерева. Кроме того, есть более детализированные участки, которые выполнены более тонкими мазками. Они заметны в чертах лица женщины, ее руках, розах и деталях одежды.

Также проведено различие между фоном и передним планом, и более тонкие детали на переднем плане подчеркивают центральную фигуру и повествование.

Текстура в картине

Использование текстуры в картине «Душа розы» (1908) Джона Уильяма Уотерхауса; John William Waterhouse, Public domain, via Wikimedia Commons

Перспектива

Это подводит нас к перспективе картины; задний план имеет «второстепенное» значение, и наше внимание приковано к переднему плану. Мы смотрим на центральную фигуру почти на уровне глаз, как будто в любой момент можем войти в композицию.

Она еще больше заполняет передний план, не оставляя нам иного выбора, кроме как вникнуть в ее переживания и чувства.

Перспектива в картине

Использование перспективы в картине «Душа розы» (1908) Джона Уильяма Уотерхауса; John William Waterhouse, Public domain, via Wikimedia Commons

Уделяя время запаху роз

Джон Уильям Уотерхаус оживил мифологические сцены в своих картинах, изобразив на переднем плане женщин, одетых в прекрасное. Картина «Душа розы» была описана как не основанная на мифической сказке или легенде, а просто исследование девушки в саду и, возможно, основанная на поэме Альфреда Теннисона о Мод.

Некоторые художественные источники говорят, что наша женская фигура потерялась в собственной любви и тоске, испытывая чувственное богатство розы и природы вокруг нее, но в то же время скованная стенами, удерживающими ее внутри. Независимо от того, является ли эта женщина Мод, «Душа розы» — это пронзительная картина, деликатно затрагивающая многочисленные идеи о любви, романтике, потере, сердечной боли и тоске. Это визуальное изображение прекрасных и трагических чувств, и уделить время взгляду на эту композицию — все равно что уделить время запаху розы.

Часто задаваемые вопросы

Кто написал картину «Душа розы»?

Картина «Душа розы» (1908) была написана английским художником Джоном Уильямом Уотерхаусом, который родился в 1849 году и умер в 1917 году. Он стал известен тем, что писал сцены из средневековых или артурианских легенд, а также греческой мифологии с женщинами в качестве центральных фигур.

О чем картина «Душа розы» Джона Уильяма Уотерхауса?

Картина «Душа розы» была написана под влиянием поэмы Альфреда лорда Теннисона «Мод и другие стихи» (1855), в частности, стихотворения «Мод» (1854) или «Приди в сад, Мод». Другое влияние могла оказать средневековая поэма Гийома де Лорриса под названием «Роман о розе» (ок. 1230 г.).

Каким был художественный стиль Джона Уильяма Уотерхауса?

Джон Уильям Уотерхаус писал картины в рамках художественных движений академического искусства и Братства прерафаэлитов. На многих его картинах изображены темы, исследуемые Братством прерафаэлитов, но, как сообщается, он также включал в свои композиции современные идеи, а не только темы, основанные на мифологии или легендах.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий