Текстура в искусстве — Исследование использования текстуры в живописи и искусстве

Текстура в искусстве

Приходилось ли вам смотреть на картину издалека и видеть прекрасное изображение, а когда вы рассматривали ее вблизи, то видели лишь следы кисти и текстуру на холсте? Казалось бы, картина приобрела совсем другое значение. Текстура присутствует везде, куда бы мы ни посмотрели, и в этой статье мы обсудим текстуру в искусстве, что это такое, а также примеры текстурного искусства.

Оглавление

Что такое текстура в искусстве?

Определение текстуры в искусстве включает в себя различные значения. Во-первых, понятие и слово «текстура» относится к «качеству поверхности» произведения искусства. Что означает качество поверхности, спросите вы? Это поверхность любого произведения искусства, будь то картина на холсте или скульптура на ощупь.

Это подводит нас к еще одному важному слову, связанному с текстурой, а именно — ощущение.

Текстура в живописи или скульптуре позволяет нам почувствовать произведение искусства, которое может быть гладким, шероховатым, иметь глянцевую или матовую поверхность. Но мы не подойдем к любой картине и не начнем трогать ее, чтобы почувствовать текстуру, чтобы понять ее и взаимодействовать с ней; точно так же мы не всегда можем почувствовать скульптуру.

Текстура в искусстве

Деталь «Изнасилования Прозерпины» (1621) Джан Лоренцо Бернини; Alvesgaspar, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Это подводит нас к еще одному смыслу определения искусства текстуры, который заключается в том, что ее можно увидеть, не ощущая, другими словами, мы можем увидеть, когда объект или картина имеют текстуру. Текстура любого произведения искусства говорит нам, что это такое, и без нее оно было бы скорее формой, чем чем-то еще. Например, представьте себе нарисованное яблоко или кору дерева; если у этих объектов нет текстуры, они могут казаться более шарообразными или похожими на вертикальную колонну.

Текстура в живописи — это важная часть того, что дает ей жизнь.

Текстура в искусстве является частью семи элементов искусства, которые рассматриваются почти как «строительные блоки» произведения искусства. Семь элементов искусства включают в себя цвет, линию, форму, значение, пространство и текстуру. Они придают художественному произведению характер и сочетаются с принципами искусства.

Принципы искусства включают баланс, акцент, гармонию, разнообразие, единство, контраст, ритм, движение, узор, повторение, пропорцию и масштаб. Это почти как правила или рекомендации, которые позволяют нам правильно применять элементы для создания композиции, которая работает или действует почти как набор критериев, позволяющих нам эффективно анализировать произведение искусства.

Два типа текстуры в искусстве

Существует два распространенных типа текстуры в искусстве, а именно: визуальная, иначе называемая «подразумеваемой» или «иллюзией» текстуры, и физическая, которую мы можем потрогать и увидеть, она может быть как на двухмерной, так и на трехмерной поверхности. Текстура в искусстве создает впечатление трехмерного объекта, фигуры или пространства. Она может создавать глубину и усиливать определенные качества, такие как контраст, движение, ритм или акцент.

Ниже мы обсудим эти два качества более подробно и проиллюстрируем их на примерах текстурного искусства.

Визуальная текстура

Визуальную текстуру иначе называют «подразумеваемой» или создающей «иллюзию» текстуры. Обычно это происходит на двухмерной, плоской поверхности, такой как холст, которую мы можем видеть. Например, если краска нанесена гладко, но создается впечатление фактурности предмета.

Визуальная текстура может быть достигнута множеством способов, обеспечивающих значительную свободу самовыражения. Если речь идет о живописи, то обычно используются кисти или инструменты для рисования, такие как нож для палитры, губка или любой другой способ нанесения краски.

Тип используемой краски также важен; например, существуют масляные, акриловые, темперные или акварельные краски. Каждый тип краски создает на холсте различный эффект или текстуру, что является еще одним важным аспектом, который необходимо учитывать, поскольку холсты или любая другая поверхность для живописи имеют различную текстуру в зависимости от того, из чего они сделаны.

  Джорджио Моранди - Жизнь и творчество итальянского художника Джорджио Моранди

Известные примеры текстурного искусства

Портрет Арнольфини (1434), Ян ван Эйк; Ян ван Эйк, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Кроме того, существуют различные техники живописи, которые определяют текстуру визуальной композиции. Некоторые из них, но не все, включают импасто — толстый слой краски на поверхности; сухая кисть — как следует из названия, используется практически сухая кисть с краской на ней; сфумато — техника, прославленная художником эпохи Возрождения Леонардо да Винчи; заливка — текстурная абстрактная форма искусства, характерная для абстрактного экспрессионизма.

При рисовании, которое может выполняться карандашом, ручкой или углем, тип бумаги вносит важный вклад в текстуру; произведения искусства, созданные с помощью рисунка или наброска, также будут выглядеть текстурными, если применить различные техники.

Текстура в искусстве Примеры рисунков

Портрет мужчины красным мелом (ок. 1510), предположительный автопортрет Леонардо да Винчи; Leonardo da Vinci, Public domain, via Wikimedia Commons

Некоторые из этих техник включают обычную штриховку и/или перекрестную штриховку, состоящую из линий, параллельных друг другу и пересекающихся между собой; штриховку, состоящую из точек; каракули, представляющие собой более беспорядочное нанесение линий или каракулей, и штриховку, которая может быть выполнена пальцем или папиросной бумагой для создания желаемого эффекта.

На первый взгляд, существует бесчисленное множество техник, которые создают различные текстурные эффекты в композиции. Мы увидим эти приемы в самых разных примерах на протяжении всей истории искусства. Как мы уже упоминали выше, Леонардо да Винчи стал пионером такой техники живописи, как сфумато, которую мы видим на его знаменитой картине «Мона Лиза» (ок. 1503 — 1506 гг.).

Текстура в искусстве Примеры

Портрет Моны Лизы дель Джокондо (1503-1506) Леонардо да Винчи; Leonardo da Vinci, Public domain, via Wikimedia Commons

Техника сфумато создает впечатление гладкой текстуры, особенно при изображении кожи. Различные цвета или тона краски смешиваются друг с другом таким образом, что создается эффект сглаживания или «смягчения», иногда описываемый как «размытость».

При этом цвета могут меняться по тону, и не остается никаких следов краев или очертаний объекта.

Другой пример — картина да Винчи «Дева со скал» (1483-1486), на которой изображены два младенца, Иисус Христос и Иоанн Креститель, мать Мария и архангел Уриил. Здесь мы видим, что текстура изображена в виде гладких и светлых тонов кожи.

Текстура в элементах искусства

Дева со скал (1483-1486) Леонардо да Винчи; Леонардо да Винчи и мастерская, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Другие известные художники эпохи Возрождения, такие как Рафаэль и Джорджоне, также использовали технику сфумато. Например, на картинах Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1512-1513 гг.) и Джорджоне «Юноша, держащий стрелу» (ок. 1500 г.) кожа фигур изображена гладкой.

Текстура в живописи

Юноша, держащий стрелу (ок. 1500), Джорджоне; Джорджоне, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Искусная передача текстуры, включая одежду, такую как халаты, занавески, постельное белье, а также меха, металлы и драгоценности, является заметной особенностью при рассмотрении искусства эпохи Возрождения. Предметы были реалистично изображены, этот реализм был подчеркнут через текстуру в элементах искусства.

  Картины Кандинского - знакомство с лучшими работами Василия Кандинского

Принципы искусства

Сикстинская Мадонна (1512-1513) Рафаэль; Рафаэль, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Кроме того, визуальная текстура была мастерски использована художниками голландского жанра натюрморта в 16-м, 17-м и 18-м веках. В качестве примера можно привести голландского художника Золотого века Питера Клаесса, который был первопроходцем в создании так называемых «онтбитей», или «завтраков».

Его картина «Натюрморт» (ок. 1625 г.) создает идеальную иллюзию сервировки стола и всех его принадлежностей: разрезанный пирог, различные печенья, хлеб, орехи и оливки, нож, ложка, серебряные тарелки и кубки, наполненные, кажется, вином.

В этой картине и ее объектах присутствует гиперреализм, особенно в блеске бокалов и серебра, которые кажутся гладкими, и в шероховатости других продуктов питания, таких как хлеб и пирог.

Определение текстуры в искусстве

Натюрморт (ок. 1625) Питера Клаэша; Pieter Claesz, Public domain, via Wikimedia Commons

Физическая текстура

Физическая текстура в искусстве указывает на физическое ощущение произведения искусства, на то, что обладает тактильными свойствами. Это может быть скульптура или картина, на которую толстым слоем нанесена краска, например, в технике импасто, или скульптура из любого материала, например, бронзы, дерева, мрамора или даже нержавеющей стали.

Известным примером того, как физическая текстура может создать ощущение и иллюзию чего-то, является «Собака на воздушном шаре» Джеффа Кунса (1994 — 2001), а также несколько других его больших скульптур, которые выглядят как надутые воздушные шары. Эти скульптуры сделаны из нержавеющей стали, приглашая нас прикоснуться к ним и почувствовать, действительно ли это настоящий воздушный шар большего, чем жизнь, размера.

Другой пример — густо нанесенная краска для обозначения фактурного предмета, например, коры дерева, водоема или высоких стеблей травы, как мы видим на текстурной картине Джоан Эрдли «Посеянные травы и маргаритки, сентябрь» (1960). Эта картина представляет собой сочетание текстурного абстрактного искусства, которое также становится предметом изображения.

Если мы посмотрим на историю искусства после эпохи Возрождения и развития эпохи Модерна, художники почувствовали себя более осведомленными в выражении своего внутреннего мира и мимолетного мира вокруг них.

Для выражения эмоций и идей использовались новые техники живописи. Художники-импрессионисты и экспрессионисты прославились тем, как они использовали свои краски, в результате чего появилось текстурное абстрактное искусство. К известным примерам текстурного искусства относятся работы импрессиониста Клода Моне, который стремился изобразить окружающий мир, почти как на фотографии, en plein air или на открытом воздухе. Используя цвета и текстуру, он подарил нам прекрасные изображения лучей солнечного света и тени, например, «Впечатление, восход солнца» (1872) или «Восход солнца, море» (1873).

Текстура в живописи примеры

Впечатление, восход солнца (1872) Клода Моне; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

На обеих вышеупомянутых картинах Моне изобразил лучи солнечного света на поверхности моря короткими, неровными и текстурированными мазками; большинство его картин создано именно таким образом. Это придает произведению больше выразительности и чувств по сравнению с картинами, созданными длинными, регулярными и точными мазками.

Подобные мазки и текстуры мы увидим и в работах Винсента Ван Гога, например, в знаменитой «Звездной ночи» (1889) или «Автопортрете» (1889).

Он создавал текстуру не только за счет более густого нанесения краски, но и используя вихревые формы, которые придавали композиции иной смысл, чем реальный. Например, небо на картине «Звездная ночь» изображено в ритмичных вихрях, которые заставляют нас почувствовать нечто большее, чем просто ночное небо.

  Фейт Рингголд - Исследование творческой жизни Фейт Рингголд

Текстура в искусстве

Звездная ночь (1889) Винсент Ван Гог; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Другие художники, такие как романтик Дж. В. М. Тернер, комбинировали цвета, линии и текстуры, создавая композиции с окружающей средой. На знаменитом полотне маслом «Дождь, пар и скорость — Великая западная железная дорога» (1844) Тернер изобразил идеи скорости поезда и стихии природы, такие как дождь, в шквале толстых и тонких линий с использованием различных живописных техник.

Знаменитые примеры текстуры в искусстве

Rain, Steam and Speed — The Great Western Railway (1844) by J. M. W. Turner; J. M. W. Turner, Public domain, via Wikimedia Commons

Описание текстуры в искусстве

Текстуру можно описать по-разному, и для любого художника, искусствоведа или любителя искусства некоторые описательные слова будут полезны при изучении текстуры в элементах искусства. Мы уже знаем такие распространенные слова, как гладкий и шероховатый, ниже приведены несколько других, которые относятся к аналогичным категориям.

Гладкий Шероховатый Резаный
Мягкий, глянцевый, блестящий, блестящий, отражающий, матовый, шелковистый, гладкий, атласный, пушистый, кожистый, пушистый, бархатистый, перьевой, шерстяной, морщинистый. Твердый, грубый, рельефный, колючий, щетинистый, жилистый, каменистый, матовый, глазурованный. Царапанный, стриженый, надрезанный, вытравленный, гравированный, высеченный, сколотый, резной.

Краткое описание текстуры в искусстве

Тип текстуры Характеристика Пример художественного произведения с текстурой
Визуальная текстура («подразумеваемая» или «иллюзорная») Текстура, которую мы можем видеть, но не ощущать физически. Обычно она находится на двухмерной поверхности и создает представление о текстуре или иллюзию текстуры. Мона Лиза (ок. 1503 — 1506 гг.) Леонардо да Винчи

Принципы искусства — дополнительное чтение

В статье выше мы рассмотрели текстуру и ее функцию как одного из элементов искусства. Она может быть использована в огромном количестве средств, например, в живописи — масляными красками, акрилом, акварелью, в рисунке — пером и карандашом, а также в скульптуре, которая может быть любой — от камня до стали. Существуют также различные техники, позволяющие создавать различные текстуры. Мы также изучили два основных типа текстуры, а именно визуальную и физическую, каждая из которых имеет свои уникальные характеристики, будь то иллюзорная или реальная на ощупь. Будь то драпировка платья, щетинистая кисть, гладкий солнечный свет, текстура может быть сформирована другими элементами искусства, такими как цвет, форма, форма и линия, придавая смысл визуальной композиции.

Часто задаваемые вопросы

Что такое текстура в искусстве?

Текстура является одним из элементов искусства и относится к «качеству поверхности» произведения искусства, будь то картина, рисунок, скульптура, фотография, инсталляция или графика. Она может быть создана с помощью многочисленных техник и средств массовой информации, чтобы улучшить предмет и придать ему смысл.

Каковы типы текстуры в искусстве?

Существует два основных типа текстуры в искусстве, а именно: визуальная, подразумеваемая или иллюзорная, которую можно увидеть на двухмерной поверхности; и физическая текстура, которая обладает тактильными свойствами и может ощущаться на двухмерной или трехмерной поверхности.

Что такое элементы искусства?

Элементы искусства — это цвет, линия, значение, форма, пространство и текстура, которые используются как визуальные инструменты для создания художественных композиций. Они могут применяться в соответствии с различными принципами искусства для создания выразительных, абстрактных, реалистичных или любых других видов произведений искусства.

Что такое принципы искусства?

Принципы искусства — это баланс, гармония, единство, разнообразие, движение, ритм, пропорция, масштаб, акцент, контраст, повторение и узор. Они работают в сочетании с семью элементами искусства.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector