Христианское искусство — история христианского искусства и библейских картин

Содержание

Христианское искусство

Священное Писание на протяжении многих веков служило источником вдохновения для христианских художников и скульпторов. Они оказали влияние на великих художников многих эпох, оставив после себя великолепные образцы средневекового христианского искусства и религиозного искусства эпохи Возрождения, которые мы можем изучать и наслаждаться ими. Давайте глубже рассмотрим историю христианского искусства, христианской скульптуры и знаменитых библейских картин.

Оглавление

Краткая история раннего христианского искусства

Отслеживание раннего периода христианского искусства может оказаться непростой задачей. До 100 г. н.э. христиане были гонимым меньшинством, поэтому шансы на то, что в это время им было позволено создавать произведения искусства, были довольно малы. В то время христианство было небольшой периферийной религией с очень малым количеством последователей и практически без общественного признания и поддержки, поэтому христианские художники не могли похвастаться финансовой поддержкой со стороны меценатов.

Также было запрещено создавать идолов, так что это тоже могло повлиять на отсутствие искусства до 100 г. н.э. Историки и ученые разделили раннехристианское искусство на два разных периода: До 313 года н.э. и после 313 года н.э., поскольку именно в этот год был издан Маланский эдикт.

Давайте теперь рассмотрим различные периоды раннехристианского искусства и христианских скульптур.

Символизм в раннехристианском искусстве

Во времена Римской империи, в первые дни христианства, христианские произведения искусства были намеренно двусмысленными, чтобы христианский подтекст не был замечен глазами римских угнетателей. Они тонко вписывали христианские темы в образы, которые были приняты в преимущественно языческой культуре. Первые примеры христианского искусства, сохранившиеся до наших дней, были найдены в катакомбах Рима, на поверхностях христианских погребальных гробниц, датируемых где-то между II и IV веками.

Чтобы скрыть смысл этих раннехристианских произведений искусства, художники изображали фигуру Иисуса символически с помощью пиктограмм, таких как павлин, ягненок, рыба или якорь.

Ранние библейские картины

Центр потолка кабинки «Velatio»: Добрый Пастырь (также овцы и голуби с оливковыми ветвями на деревьях). Местонахождение: Катакомба Присциллы, Италия, Рим, вторая половина III века; Неизвестный, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Символ креста стал использоваться для изображения Иисуса лишь много веков спустя, поскольку на заре христианства распятие было обычной формой наказания за различные правонарушения и поэтому не было связано исключительно с христианством, а скорее с жестокостью.

Другим символом, часто используемым для изображения Христа, был символ единства и мира — голубь.

Раннехристианское искусство до 313 года н.э.

Помимо дискриминации христианства и христианского искусства в начале римской оккупации, к отсутствию произведений искусства, изображающих христианские фигуры, могло привести еще несколько факторов. Люди того времени находились под влиянием нескольких различных теологий и философий; одни верили, что Бога можно познать непосредственно, другие считали, что нет, а третьи думали, что если и можно, то его не следует изображать физически.

Современные историки предполагают, что, возможно, в то время было распространено мнение, что божественное просто невозможно воспринять, не говоря уже о том, чтобы воссоздать его.

Историки также предполагают, что, возможно, основная причина отсутствия христианского искусства в первые дни существования религии заключается в том, что большинство людей были бедны и не владели никакой собственностью. Как только экономическая ситуация улучшилась, они смогли позволить себе предаваться таким увлечениям, как христианская живопись, христианские скульптуры и христианская архитектура.

Раннехристианские картины

Фотография картины Иисуса, исцеляющего паралитика, со стены баптистерия в церкви Дура-Европа, около 232 года н. э. Это одно из самых ранних визуальных изображений Иисуса. Она была раскопана Йельско-французскими раскопками в 1928-37 годах на территории современной Сирии и сейчас находится в художественной галерее Йельского университета в Нью-Хейвене, штат Коннектикут; Художественная галерея Йельского университета, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Церковь Дура-Европос считается самой древней церковью, сохранившейся в хорошем состоянии, и датируется периодом от 230 до 256 гг. н.э. Это здание изначально было домом, который позже был перестроен в церковь, и в нем на стенах сохранились библейские картины, в том числе изображения Иисуса как пастуха и Христа. Катакомбы Рима были созданы за несколько десятилетий до церкви Дура-Европос, однако эти самые ранние образцы христианского искусства изображали только молящихся, в отличие от реального образа Иисуса, увиденного позже в церковном доме.

Стилистически эти ранние христианские картины, украшавшие стены катакомб, были очень похожи на другие катакомбы многих других религиозных групп, включая римские тайные религии, язычество или те, которые принадлежали членам иудейской веры. По сравнению с искусством богатых, эти картины были относительно низкого качества, но изображали очаровательную выразительность фигур.

Раннехристианское искусство этого периода часто создавало «сокращенные» сцены, где известные религиозные происшествия были представлены от одной до четырех фигур.

Это соответствовало римскому стилю разделения искусства в помещении с помощью различных геометрических макетов. Популярным сюжетом в это время было изображение библейских фигур, спасающихся от смертельной опасности тем или иным способом, например, библейские картины, изображающие жертвоприношение Исаака, коленопреклоненного Ноя в ковчеге, воскресение Иисуса, Иону и кита.

Раннехристианские произведения искусства

Изображение пророка Ионы, брошенного в море. Из катакомбы Святого Петра и Святого Марцеллино, Рим, Италия, ок. 4 века; общественное достояние, ссылка

Христианские скульптуры этого периода очень редки и в основном небольшого роста. Обычные мотивы, такие как Добрый Пастырь, были преобладающими, поскольку это символическая фигура, встречающаяся во многих религиях и поэтому не ассоциирующаяся строго с христианским искусством. Однако на территории современной Турции было обнаружено около 270 небольших статуэток, и некоторые из них представляют собой явно христианскую иконографию, например, Иона и кит.

К концу доконстантиновского периода изображение Иисуса в христианском искусстве стало общепринятым и полностью развитым.

Типичные сцены этого периода изображают различные истории из Нового Завета, а также страсти Христовы. В это время изображалось множество вариантов его образа, от безбородого и коротко стриженного коренастого парня до длинноволосой, тонколицей фигуры, которая с тех пор стала наиболее общепринятым изображением Иисуса.

Раннехристианское искусство после 313 года н.э.

Император Константин победил Мекснеция в 312 году н.э., после чего стал главным покровителем христианства, кардинально изменив религиозный ландшафт и связанные с ним здания. После того, как в 313 году н.э. он предоставил римлянам религиозную терпимость, приняв Миланский эдикт, Рим превратился во все более христианскую территорию. В обязанности правящего императора входило создание мест поклонения для своих подданных, и эти храмы отражали религиозную веру провинции в период его правления. Это не было исключением для Константина и христианства.

Небольшие и неприметные здания, обычно используемые для религиозного поклонения, вскоре оказались слишком маленькими после того, как христианство пережило взрывной рост.

Древние христианские скульптуры

Крупный план памятника римского императора Константина I перед базиликой Сан-Лоренцо Маджоре. Статуя была построена на основании «Миланского эдикта» (Милан был тогда столицей Римской империи) в 313 году, который представлял собой письмо, провозглашавшее религиозную терпимость в Римской империи; G.dallorto, Attribution, via Wikimedia Commons

  Знаменитые картины Ванитаса - взгляд на лучшие произведения искусства Ванитаса

Многие языческие храмы все еще использовались их первоначальными последователями, а в некоторых местах, таких как Рим, христиане отказывались посещать богослужения в них, пока они не были преобразованы в церкви в VI и VII веках. Многие храмы были непригодны для христианской адаптации, поскольку язычники в основном использовали свои храмы без окон для хранения религиозных предметов и поклонялись снаружи.

Таким образом, Константин начал строительство церквей, таких как церковь Святого Петра в Риме, церковь Гроба Господня в Иерусалиме, а также многих церквей в недавно названной столице Константинополе.

Христианское искусство и архитектура

Интерьер собора Святого Петра, Рим (ок. 1754), Джованни Паоло Панини; Национальная галерея искусств, CC0, via Wikimedia Commons

Основная проблема, с которой столкнулись архитекторы, заключалась в выборе новой планировки и формы для религиозного поклонения, поскольку предыдущие проекты были созданы для другой функциональности, чем христианский метод причащения в помещении. Новые церкви должны были быть большими, чтобы вместить постоянно растущую христианскую общину и провести видимое различие между неверующими и верующими.

Исходя из этих факторов, было решено использовать архитектурную форму базилики и украсить ее богатой религиозной символикой и произведениями искусства.

Базилики не были новинкой и строились столетиями ранее для использования в качестве пристроек к дворцам, залов общественных собраний или судов. В таких судах обычно председательствовал судья, сидящий на стуле, расположенном в конце зала в полукруглом куполе, возвышающемся над залом. Эта внушительная эстетика переносилась из суда в место поклонения, к священнику, стоящему у своего алтаря.

Важность христианской церкви

После того как христианство было узаконено как религия, стили христианского искусства стали расширяться еще больше. По мере того, как строилось все больше христианских церквей, а большинство населения (как богатые, так и бедные) принимали христианство, тип искусства, присутствовавший в церквях, становился более разнообразным, чтобы соответствовать окружению и верующим.

Влияние христианской церкви на искусство этого времени было очень велико, поскольку художникам заказывали более сложные и экстравагантные произведения искусства, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрески и мозаики этого периода.

Христианское искусство в церквях

Базилика Святого Петра в Риме, вид со стороны замка Сант-Анджело. В этом ракурсе виден купол, возвышающийся за фасадом Мадерно; Джакомо делла Порта, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Естественно, доминирующей темой христианского искусства было христианство, и многие священные образы этой религии были изображены в многочисленных произведениях искусства. В эпоху Средневековья христианская церковь доминировала во всех сферах жизни общества. Все люди, независимо от их статуса, горячо верили в существование Бога, рая и ада, и что единственный способ попасть в рай — это соблюдать правила римско-католической церкви.

Начав свое существование в первом веке Римской империи, христианство сразу же начало распространяться по всему миру. Таким образом, со временем христианская церковь быстро стала крупнейшим и наиболее влиятельным меценатом, поскольку многие картины и скульптуры были заказаны для внутренней отделки церквей.

Это означало, что сюжеты этих произведений искусства были сосредоточены исключительно на религии, поскольку одной из целей было создание идентичности религии и привлечение прихожан.

Воскрешение Христа

Одна из наиболее часто изображаемых тем, которая является основополагающей в христианской религии и в христианском искусстве, — это воскресение Христа. Независимо от того, изображены ли они в серии работ или в единственном экземпляре, жизнь, смерть и воскресение Иисуса являются самым неотъемлемым компонентом христианства и составляют большинство произведений искусства, находящихся в церквях.

В разные периоды тема воскресения исследовалась и отображалась по-разному, поскольку каждый период искусства оказывал влияние на создаваемые произведения.

Мозаичное искусство

Одним из видов искусства, который оказался невероятно популярным в период раннего христианского искусства и более прочным, чем традиционная фресковая живопись, было мозаичное искусство. Этот вид искусства составлял важнейшую часть раннехристианского искусства, однако наши знания о мозаичном искусстве несколько ограничены, поскольку сохранились лишь некоторые произведения, относящиеся к первой половине IV века.

Поскольку в начале IV века христианство стало официальной религией Римской империи, было запланировано строительство грандиозных христианских базилик.

Мозаичное христианское искусство

Византийские мозаики конца XIII века в Святой Софии с изображением Христа Пантократора; Фото: Мирабелла / Wikimedia Commons

В этих новых местах поклонения необходимо было украсить стены и потолки произведениями искусства. Поэтому были использованы великолепные и роскошные стеклянные цветные мозаики, которые быстро стали очень популярными. О четырех главных базиликах Рима говорили, что благодаря использованию мозаики они «сияют, как рай на земле». Некоторые из этих мозаик можно увидеть и сегодня, если посетить их.

Использование мозаики в искусстве свидетельствовало о силе христианства в это время, поскольку это был чрезвычайно дорогой и тонкий материал для работы.

Раннехристианские базилики, украшенные мозаикой, демонстрировали сильное влияние христианства на общество, и эти потрясающие базилики напоминают нам об этой силе и сегодня. В конце XVI века в Ватикане была создана официальная Ватиканская мозаичная мастерская, чтобы отдать дань уважения этому виду искусства, и она существует до сих пор.

Религиозное искусство эпохи Возрождения

В XIII и XIV веках церкви стали массовыми покровителями христианского искусства и заказывали и покупали большое количество работ христианских художников. В то время многие представители общественности не умели писать, поэтому искусство использовалось для того, чтобы помочь им понять Священное Писание, создавая чувство уважения и благоговения среди общества. Церкви надеялись использовать искусство для создания более глубокой связи со своими последователями, надеясь, что сцены спасения и проклятия вдохновят или устрашат их, сделав более преданными.

Христианские художники эпохи Раннего Возрождения начали добавлять в свое искусство нотки реализма, делая фигуры более правдивыми, а обстановку более естественной и реалистичной.

Религиозное искусство эпохи Возрождения

Мадонна на лугу (ок. 1506 г.), Рафаэль; Рафаэль, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Таким образом они надеялись привлечь зрителя к произведениям искусства и больше сопереживать им, узнавая себя в лицах и обстановке картин. На протяжении всего этого периода художники продолжали совершенствовать свои процессы, становясь все более влиятельными для масс и одновременно находясь под их влиянием.

В этот период церковные старейшины постоянно подчеркивали человечность Иисуса и то, как прихожане должны вести свою жизнь, используя его в качестве примера. Поэтому в произведениях искусства этого времени изображается Иисус, в образах которого прослеживаются человеческие слабости и страдания, а также божественность и темы, связанные с изображениями его рождения и смерти. Оба эти периода жизни Христа передают аспекты христианской веры, которые являются фундаментальной частью учения, — это понятия воплощения и воскресения.

Давайте теперь рассмотрим несколько примеров религиозного искусства эпохи Возрождения.

Мадонна с младенцем (ок. 1300 г.) Дуччо ди Буонинсегна

Художник Дуччо ди Буонинсегна
Год c. 1300
Медиум Темпера
Где в настоящее время хранится Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Дуччо ди Буонинсенья был чрезвычайно влиятельным художником эпохи Возрождения начала XIV века, и его версия «Мадонны с младенцем», как полагают, была написана примерно в 1300 году. По сравнению с большими версиями Мадонны с младенцем, найденными в церквях и алтарях, эта картина сравнительно небольшая и, скорее всего, была создана как личное изображение для набожного использования.

На то, что картина использовалась в богослужебных целях, могут намекать обгоревшие края, скорее всего, полученные в результате использования свечей на маленьком алтаре у ее основания.

Средневековое христианское искусство

Мадонна с младенцем (между 1295 и 1305 гг.) Дуччо ди Буонинсегна; Дуччо ди Буонинсегна, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Несмотря на упрощенный характер композиции, это произведение искусства знаменует собой отход от использования в византийскую эпоху менее детализированных иконографических образов и попытку приблизиться к изображению образов, способных создать эмоциональную связь между зрителем и произведением искусства.

Эти аспекты гуманизма можно увидеть в использовании художником эмоциональных человеческих жестов между матерью и ребенком, сидящим у нее на коленях, а также в детально проработанной одежде.

Тайная вечеря (ок. 1495 г.) Леонардо да Винчи

Художник Леонардо да Винчи
Год c. 1495 — 1498
Медиум Темперы на гессоне, смоле и мастихине
Где в настоящее время хранится Санта Мария делле Грацие, Милан
  Что такое современное искусство? - Взгляд на современное актуальное искусство сегодняшнего дня

Возможно, одна из самых легко узнаваемых картин в мире, Леонард да Винчи написал «Тайную вечерю» в конце XV века. Да Винчи начал работу над картиной около 1495 года в рамках заказа на реконструкцию церкви, выполненного его покровителем герцогом Милана Людовиком Сфорца, хранящимся в храме Санта-Мария делле Грацие в Милане.

Как следует из названия, картина изображает сцену последнего ужина Христа с апостолами.

Знаменитые произведения христианского искусства

Тайная вечеря (1495-1498) Леонардо да Винчи; Леонардо да Винчи, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Да Винчи попытался запечатлеть момент оцепенения среди последователей, когда он объявляет, что один из апостолов в конечном итоге предаст его. Каждый апостол изображен с разной реакцией на его откровение, все они демонстрируют разную степень шока, гнева и неверия. Как это было характерно для других картин той эпохи, да Винчи расположил всех апостолов по одну сторону стола так, чтобы ни один из них не стоял спиной к зрителю. В большинстве других версий этой сцены Иуда располагается на другом конце стола, в стороне от всех апостолов, но в своем варианте Леонардо поместил Иуду в тень.

Несмотря на многочисленные попытки реставрации на протяжении многих лет, от оригинальной картины сохранилось очень мало.

Когда Сфорца реставрировал церковь, его строители использовали для заполнения стен влагостойкий щебень, в результате чего краска с самого начала не могла хорошо закрепиться на стенах. Уже вскоре после завершения работы картина начала проявлять признаки порчи. Были найдены две копии «Тайной вечери», которые были сделаны помощниками да Винчи до того, как была написана окончательная версия. Одна из них сейчас хранится в Королевской академии искусств, а другая — в церкви Святого Амброджио в Швейцарии.

Сотворение Адама (1512) Микеланджело

Художник Микеланджело
Год c. 1512
Медиум Фреска
Где в настоящее время хранится Сикстинская капелла, город Ватикан

Микеланджело писал эту знаменитую фреску с 1508 по 1512 год, и она является частью потолка Сикстинской капеллы. Считающаяся одной из самых известных библейских картин в мире, она изображает момент, когда Бог дал жизнь Адаму.

Первоначально Микеланджело было поручено изобразить двенадцать апостолов на сторонах, поддерживающих потолок, но ему удалось убедить папу Юлия дать ему свободу творчества, предложив гораздо более сложную схему, чем первоначально задуманная.

Знаменитое религиозное искусство эпохи Возрождения

Фреска «Сотворение Адама» работы Микеланджело (1475-1564), потолок Сикстинской капеллы (1508-1512) Рим, Ватикан; Йорг Биттнер Унна, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Сконцентрированная вокруг девяти глав из Книги Бытия, композиция содержит более 300 различных фигур и занимает площадь более 500 квадратных метров. Она разделена на три части: сотворение земли, сотворение человечества и отпадение от Божьей благодати. Бог изображен в виде старого, седовласого белого человека в развевающемся одеянии. Адам изображен без одежды, лежащим на земле.

Правая рука Бога вытянута вперед, указательный палец тянется к пальцу Адама, тем самым даруя ему жизнь. Левая рука Адама вытянута, что является зеркальным отражением позы Бога, символическим отражением того, что человек был создан по образу и подобию Божьему. Много споров возникло по поводу идентичности двенадцати фигур, окружающих Бога.

В настоящее время широко распространено мнение, что женщина под правой рукой Бога представляет Еву, а остальные фигуры — детей Евы, человеческий род.

Вавилонская башня (1563) Питера Брейгеля Старшего

Художник Питер Брейгель Старший
Год c. 1563
Медиум Масло на деревянной панели
Где в настоящее время хранится Музей истории искусств, Вена

Питер Брейгель Старший создал три различные картины, темой которых была Вавилонская башня. Первая была написана в Риме и представляла собой миниатюру, выполненную на слоновой кости. Две другие — единственные сохранившиеся работы, не утраченные временем. Они называются «Большая» башня и «Малая» башня. Обе они были написаны на деревянных панелях масляными красками.

Одна из них сейчас хранится в Музее истории искусств (Kunsthistorisches Museum) в Вене, а другая — в Музее Бойманса ван Бёнингена в Роттердаме.

Христианские художники

Вавилонская башня» (1563) Питера Брейгеля Старшего, хранится в Музее истории искусств, Вена; Питер Брейгель Старший, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Картина, хранящаяся в Роттердаме, примерно в два раза меньше другой. Хотя они основаны на одном и том же сюжете и содержат одинаковые основные композиции, при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что все детали сильно различаются — от пейзажа, неба до совершенно по-разному выглядящей башни.

Искусство христианских художников

Малая» Вавилонская башня (1568) Питера Брейгеля Старшего, хранится в Музее Бойманса ван Бёнингена в Роттердаме; Питер Брейгель Старший, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Это произведение искусства изображает строительство Вавилонской башни, историю из Книги Бытия, в которой человечество объединяется и создает здание, способное достичь небес в честь своих достижений. В этом изображении Вавилонской башни присутствует архитектура, которая в значительной степени напоминает римскую.

Очевидно, это было сделано намеренно, чтобы отразить христианское презрение к римскому правлению. Известно, что художники этого периода постоянно проводили параллели между вавилонским и римским обществами.

Знаменитые произведения раннехристианского искусства

Начиная со средневекового христианского искусства и заканчивая эпохой Возрождения, произведения христианского искусства создавались в различных формах, таких как картины на холсте и фрески на стенах, христианские скульптуры и архитектура. Давайте посмотрим на некоторые яркие примеры раннехристианских произведений искусства.

Саркофаг Юния Басса

Художник Неизвестный
Год 359 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ
Медиум Мрамор
Где в настоящее время хранится Исторический музей базилики Сан-Пьетро, Ватикан

Этот раннехристианский саркофаг был изготовлен около 359 года н.э. для погребения Юния Басса и сделан из мрамора. Он считается самой известной христианской скульптурой и первоначально находился под старым собором Святого Петра до его повторного открытия в 1597 году. Сейчас она хранится в музее базилики Святого Петра в Ватикане. Детальная иконография включает образы из Ветхого и Нового Заветов, а также Догматический Саркофаг.

Эта христианская скульптура является одним из старейших сохранившихся саркофагов такого качества и статуса.

Христианские скульптуры

Слепок саркофага Юния Басса (359 г. н.э.). Это самый древний христианский саркофаг, украшенный рельефами на библейские и евангельские сюжеты, дошедший до нашего времени. В центре — сцена Traditio Legis; Джованни Далл’Орто, атрибуция, через Wikimedia Commons

Владелец саркофага, Юний Басс, был сенатором, отвечавшим за столицу, который умер в раннем возрасте 42 лет. Поскольку Бассус был высокопоставленным чиновником, считалось, что человек не может быть одновременно сенатором и благочестивым христианином. Однако говорят, что он принял христианство на смертном одре. Резьба нанесена на три стороны саркофага, что позволяет выставлять его напоказ и располагать у стены. В этом произведении искусства можно увидеть анатолийский стиль расположения рельефов в колонных каркасах.

На саркофаге изображены различные сцены, такие как жертвоприношение Исаака, суд над Иисусом, изображение Адама и Евы и суд над Петром.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово

Художник Епископ Урсицинус
Год 6 век
Медиум Кирпичи
Где в настоящее время хранится Равенна, Италия
  Альбрехт Дюрер "Адам и Ева" - знаменитая картина Дюрера эпохи Возрождения

Церковь Сант-Аполлинаре-ин-Классе была первоначально построена и спроектирована арианином Теодорихом в качестве его дворцовой часовни. В рамках попытки подавить все ссылки на его верования, католическая церковь переосвятила базилику в 561 году нашей эры. Это включало в себя переработку созданной им мозаики.

Когда в 856 году н.э. туда были перенесены артефакты Святого Аполлинария, она стала называться Базиликой Святого Аполлинария.

Раннехристианское искусство

Христос отделяет овец от детей, Сант-Аполлинаре Нуово, Равенна, 6 век; Базилика Сант-Аполлинаре Нуово, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Большой интерес для ученых представляют мозаичные работы, изображающие чудеса и учения Христа, которые, к счастью, сохранились, несмотря на модернизацию и значительную реконструкцию базилики на протяжении многих лет. Особый интерес для историков и ученых представляет первое в истории искусства появление дьявола; слева от Иисуса появляется красный ангел, расположенный позади трех козлов.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается одним из самых важных памятников средневекового христианского искусства в Европе. Это связано, прежде всего, со смешением мотивов восточного и западного христианства, о чем свидетельствуют восточно-православная (бородатая) и западно-православная (безбородая) версии Христа.

Моисей, ударяющий в скалу (1624), Иоахим Антониш Втевель

Художник Иоахим Антониш Втевель
Год 1624
Медиум Масло на панели
Где в настоящее время хранится Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия.

Картина «Моисей, ударяющий в скалу» была создана в 1624 году Иоахимом Антонишем Втевелем и является типичным примером его пожизненной связи с маньеризмом и его использования. Маньеристы создавали искусственные, но элегантные сцены с использованием вытянутых фигур, чередующихся светлых и темных узоров и искаженных поз. На этой картине изображен момент, когда Бог позволил Моисею вывести израильтян из земли Египетской, о чем рассказывается в Книге Исход.

Окруженный детьми, женщинами и животными, Моисей ударяет по скале тем же жезлом, который он ранее использовал для разделения Красного моря.

Христианское искусство

Моисей, ударяющий по скале (1624), Иоахим Антониш Втевель; Национальная галерея искусств, CC0, via Wikimedia Commons

Эта история имела особое значение для художника и других голландцев, поскольку они могли провести параллели между своей борьбой за независимость от испанцев и библейской историей. Моисей рассматривался как религиозная аллегория их собственного лидера, принца Вильгельма Оранского, который был героем голландского восстания и, как Моисей, не дожил до земли обетованной.

Втевель был ярым сторонником Оранских, и считается, что его решение написать эту сцену было сделано для того, чтобы помочь оживить общественное восприятие князя их версии воплощения Моисея.

Поклонение волхвов (1481) Леонардо да Винчи

Художник Леонардо да Винчи
Год 1481
Медиум Масло на дереве
Где в настоящее время хранится Галерея Уффици, Флоренция

Леонардо да Винчи был заказан монахами Сан-Донато во Флоренции для написания картины «Поклонение волхвов» в 1481 году. Однако в следующем году он уехал в Милан, оставив картину незавершенной. С 1670 года она хранится в галерее Уффици во Флоренции.

На этой незаконченной христианской картине да Винчи изобразил Деву Марию с младенцем на переднем плане и волхвов, преданно стоящих на коленях у ее ног, причем все фигуры образуют на холсте треугольную форму.

Библейские картины

Поклонение волхвов (ок. 1481-1482) Леонардо да Винчи; Леонардо да Винчи, общественное достояние, через Wikimedia Commons

На заднем плане виден полукруг людей, сопровождающих Деву с младенцем, один из которых, похоже, является автопортретом самого да Винчи. Слева на заднем плане находятся руины языческого здания. Видны рабочие, проводящие ремонтные работы на его участках. Справа — скалистый пейзаж и мужчины, сражающиеся верхом на лошадях. Было высказано предположение, что руины слева, возможно, являются ссылкой на базилику Максенция.

Средневековая легенда гласила, что базилика будет стоять до тех пор, пока не произойдет чудо рождения девственницы.

Ходили слухи, что базилика внезапно обрушилась в ночь рождения Христа, но на самом деле прошло много лет, прежде чем она была построена. Считается, что пальма символизирует как Древний Рим, так и саму Марию. Это связано с фразой из Песни Песней Соломона: «Ты величественна, как пальма». Символизм Рима обусловлен тем, что пальма символизирует победу добра над злом и победу над смертью.

Преображение (1516 — 1520) Рафаэль

Художник Рафаэль
Год 1516 — 1520
Медиум Темпера на дереве
Где в настоящее время хранится Пинакотека Ватикана, Ватикан

Этот алтарный образ, созданный по заказу кардинала Джулио Медичи для Нарбонского собора во Франции, стал последней картиной Рафаэля, итальянского мастера эпохи Возрождения. Он работал над ним с 1516 года до своей смерти в 1520 году.

С момента создания и до начала 20-го века она считалась самой известной картиной маслом в мире.

Знаменитое христианское искусство

Преображение» (1520) Рафаэля, незавершенное на момент смерти; Рафаэль, общественное достояние, через Wikimedia Commons

На этой картине изображены две разные библейские истории из Евангелия от Матфея. На верхней половине полотна изображено преображение Христа, когда он, сияя славой, парит над Иаковом, Иоанном и Петром, которые удивленно смотрят на него. На нижней половине полотна апостолы пытаются изгнать бесов из ребенка, но безуспешно, и с нетерпением ожидают возвращения Иисуса. Приход Христа привел к исцелению ребенка, который стоит с открытым ртом и поднятой рукой в сторону парящего Христа.

Рафаэль создал это произведение искусства как свое последнее свидетельство чудесной способности Христа исцелять больных. Считается, что этот последний шедевр содержит стилистические элементы как барочной живописи, так и маньеризма. На самом базовом уровне картина представляет собой дихотомию Божественной природы Христа, противопоставленной борьбе и недостаткам, связанным с человечеством.

Мы узнали, что христианское искусство было скрыто в ранние времена из-за подавления христианства Римской империей. Только после правления Константина все резко изменилось, христианство стало государственной религией и начало процветать. После этого христианское искусство можно было встретить в храмах, церквях и общественных местах. С первых запретных дней средневекового христианского искусства и до эпохи Возрождения христианское искусство пережило красочный и эпический путь возрождения и выживания. От простых мотивов на самодельных церквях до искусных фресок, украшающих стены часовен и соборов, христианское искусство прошло путь от аутсайдера до владыки.

Часто задаваемые вопросы

Почему так трудно найти ранние образцы христианского искусства?

В первые дни существования этой религии большинство людей, следовавших ей, были слишком бедны, чтобы позволить себе художественные принадлежности. Многие из них также считали, что Бога нельзя изображать визуально, и воздерживались от создания произведений искусства, изображающих святых божеств. После того, как Константин изменил национальный ландшафт и в нем стало преобладать христианство, церкви начали заказывать произведения искусства, и для них стало социально приемлемым и финансово выгодным создавать христианские произведения искусства. До того момента, как это стало приемлемым, художникам приходилось тщательно использовать символизм для изображения Христа и других христианских мотивов, чтобы скрыть их от Римской империи. После улучшения политической и экономической ситуации в регионе художники смогли начать создавать личные произведения искусства, свободные от преследований со стороны правящей верхушки.

Какие темы рисовали раннехристианские художники?

Поскольку большинство работ создавалось по заказу церквей, большинство сюжетов определялось духовенством, хотя некоторые художники могли свободно выбирать, что рисовать. Наиболее распространенными сюжетами были сцены рождения и смерти Христа, а также сцены творения, например, история Адама и Евы, или даже апокалиптические сцены. Эти картины были созданы для того, чтобы одновременно вдохновить массы на преданность, а также внушить страх перед адом, тем самым поощряя покорность.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector