Донателло «Давид» — взгляд на две скульптуры Донателло «Давид»

Давид Донателло

Когда люди говорят о Донателло, «Давид» — это скульптура, которая первой приходит на ум. Они могут иметь в виду одну из двух статуй. Среди статуй Давида Донателло есть одна, выполненная из мрамора, и более известная статуя Давида из бронзы. Обе скульптуры Давида Донателло находятся в Национальном музее Барджелло во Флоренции.

Оглавление

Статуи Давида Донателло

Козимо Медичи, самый влиятельный деятель Флоренции, возвел особняк своей семьи на одной из ключевых улиц города между 1445 и серединой 1450-х годов. Козимо, мудрый покровитель, предвидел, что облик этого мощного здания, построенного Микелоццо, отразится на его семье.

Будучи юридически обычными гражданами республики, династия Медичи управляла политикой города, которую они умело скрывали.

Здание создавало впечатление власти и элегантности, вызывая при этом намеренные ассоциации с республиканской администрацией города благодаря рустированной кладке нижнего этажа, которая имитировала кладку Палацци деи Приори, в народе называемого Палаццо Веккьо.

Бронзовая скульптура Давида

Бронзовая статуя Давида работы Донателло (между 1430 и 1469 гг.); Донателло, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Частная резиденция никогда не была личной в современном понимании для такого публичного человека, как Козимо: Палаццо Медичи был центром торговли и оживленных социальных обменов, с открытым внутренним двором, хорошо видимым с дороги, ведущей к главной двери. Бронзовая скульптура «Давид» Донателло, один из самых новаторских шедевров эпохи раннего Возрождения, возвышалась на возвышенном основании и была видна посетителям, когда главная дверь дворца была открыта.

Однако это была не первая статуя «Давида» Донателло. Но на кого именно была основана статуя Давида?

Кто изображен на статуе Давида?

Объектом этого знаменитого памятника является Давид, будущий царь и главный герой Библии на иврите, который в юности сразил филистимлянского великана Голиафа и освободил свое племя. В работе Донателло невинность Давида очевидна: его обнаженное тело юноши ярко контрастирует с густыми волосами на лице и возрастом Голиафа, чья обезглавленная голова падает к его ногам. Уязвимость Давида подчеркивает камень, который он держит в левой руке, — память о том, что, размахивая мечом, он сразил своего массивного противника одним ударом из рогатки.

Скульптура Давида в контексте

Давид и Голиаф (1600), Караваджо; Caravaggio, Public domain, via Wikimedia Commons

Урок ясен: Давид победил благодаря Божьей благосклонности, а не физической силе. Хотя в Писании говорится о том, что Давид отказался сражаться с Голиафом в доспехах, подаренных ему отцом, там никогда не говорится о том, что он был раздет догола. На выставке представлены все предыдущие изображения Давида, например, более ранняя мраморная скульптура, созданная самим Донателло. Редко кто изображал Давида полностью обнаженным, за исключением пастушьей шапки, украшенной триумфальными венками и красивой обувью.

Нагота Давида отвечает многочисленным целям.

Почему Давид обнажен?

Обнажение его молодого и слабого телосложения подчеркивает поразительный характер его победы. Давид практически раздет перед Богом и зрителями, торжествуя исключительно по воле Бога. Скульптура, стоящая contrapposto и демонстрирующая правильную анатомию, также иллюстрирует растущую озабоченность гуманизмом, философским движением, которое черпало вдохновение в греко-римском прошлом. Нагота Давида напоминает старые греческие и римские скульптуры, например, Спинарио в молодости.

Эта античная бронзовая скульптура в Латеранском дворце Рима уже повлияла на современников Донателло, Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески, которые использовали эту фигуру в своих различных бронзовых панелях с изображением Жертвоприношения Исаака, созданных для конкурса дверей флорентийского баптистерия.

Знаменитая скульптура Давида

Бронзовая скульптура Давида работы Донателло (ок. 1440 г.), Музей Барджелло, Флоренция; Rufus46, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Изображение без одежды имело хорошие последствия в античном искусстве: древнегреческие и древнеримские божества и герои передавали свою чистоту через идеализированные обнаженные тела. Донателло перенял эту традицию, изобразив Давида обнаженным. Христиане эпохи Возрождения восприняли бы наготу Давида как прогресс по сравнению с предыдущей нормой, героизируя иудео-христианскую, а не языческую фигуру. Это подводит нас к еще одному важному элементу произведения: его первоначальная установка на возвышенной колонне.

Это повторяет средневековую традицию изображать языческие ритуалы на колонне с темой обнаженной фигуры — то, что зрители эпохи Возрождения сочли бы «идолом».

Это изображено в «Обличении Христа» (после 1444 года), фреске Пьеро делла Франческа, в которой священномученик мучается, будучи привязанным к колонне, установленной на вершине с обнаженной «античной» фигурой. Поместив библейского персонажа в контекст в этой позе, Давид, возможно, символизирует победу христианской веры над языческой Античностью, делая памятник одновременно стильным и христианским.

  "Танец" Матисса - Анализ картины Матисса "Танцующий круг

Статуя Давида в контексте

Флагелляция Христа (после 1444 года) Пьеро делла Франческа; Пьеро делла Франческа, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Пол статуи Донателло Давид неопределенный, если смотреть на него сзади. В этой патриархальной культуре его андрогинность могла служить еще одним напоминанием о его неспособности к борьбе. В Италии эпохи Возрождения власть передавалась от отца к сыну, и светские и религиозные власти уделяли особое внимание доминированию мужчин и мужественности. Неоднозначность, даже женоподобность Давида Донателло подчеркивает, что победа юноши могла быть одержана только благодаря вмешательству Бога. Эта андрогинная нагота еще больше запутывается чувственными последствиями при наблюдении вблизи — опыт, предположительно, доступный только богатым гостям дворца.

Изображение Эроса на колеснице украшает шлем Голиафа, а перо нежно касается внутренней поверхности бедра Давида, что намекает на понятия страстной любви.

Деталь скульптуры Давида

Деталь статуи Давида работы Донателло; Мигель Эрмосо Куэста, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Ученые связывают эту сексуальность с флорентийским увлечением юношеской мужской красотой, которая прослеживается в нескольких произведениях искусства и вызывала гнев флорентийских пасторов, называвших ее мерзкой аберрацией. Меч, шлем и обувь относятся к современной флорентийской моде, а не к библейскому периоду, что позволяет предположить связь с этими увлечениями эпохи Возрождения.

Конечно, библейская традиция включала в себя красоту и привлекательность Давида.

В Псалме 44 он описан как «прекраснейший из сынов человеческих», а имя «Давид» было истолковано как «возлюбленный». Флорентийцам эпохи Возрождения было ясно: Давид Донателло олицетворяет желанность, он благосклонен к Богу, и в этом основа его победы.

Скульптура Давида

Копия бронзовой статуи Давида работы Донателло, ок. 1875-1900; Rijksmuseum, CC0, via Wikimedia Commons

Более пристальный взгляд на статуи Давида Донателло

Как уже говорилось выше, на самом деле существует две статуи Давида, созданные Донателло. Одна из них сделана из мрамора, а другая — из бронзы. Сейчас мы рассмотрим обе статуи более подробно, чтобы понять различия между ними.

Мраморная скульптура Давида

Донателло, которому в то время было 20 лет, в 1408 году получил заказ на создание статуи Давида для украшения одного из контрфорсов Флорентийского собора, однако она так и не была установлена. В том же году Нанни ди Банко получил заказ на мраморную статую Исайи в том же масштабе. Одна из скульптур была водружена на место в 1409 году, но оказалось, что она слишком мала, чтобы быть хорошо видимой с земли, и ее убрали; затем обе скульптуры несколько лет простояли в оперной мастерской.

Синьория Флоренции приказала перенести Давида в Палаццо делла Синьория в 1416 году; очевидно, что юный Давид был признан мощной политической эмблемой, а также религиозным героем.

Мраморная статуя Давида

Мраморная скульптура Давида работы Донателло, ок. 1408 года, Мармор, Музей Барджелло, Флоренция; Rufus46, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Донателло приказали внести некоторые изменения в скульптуру (возможно, чтобы он не казался мечтателем), и для нее был сооружен постамент с надписью «Тем, кто героически сражается за отечество, боги предлагают помощь даже против самых страшных противников».

Мраморный Давид — самый ранний из известных значительных заказов Донателло, и это произведение тесно связано с традицией, с небольшими признаками уникального подхода художника к изображению, который он будет развивать с возрастом.

Мраморная скульптура Давида

Мраморная скульптура Давида работы Донателло, ок. 1408 года, Мармор, Музей Барджелло, Флоренция; Rufus46, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

  Техники масляной живописи - введение в стили масляной живописи для начинающих

Хотя ноги расположены в традиционном контрапосте, фигура стоит в красивой готической позе, вдохновленной Лоренцо Гиберти. Лицо пустое (если ожидать реализма, но очень характерно для стиля международной готики), и Давид, кажется, почти не замечает голову своего поверженного врага, покоящуюся между его ног. Некоторые эксперты считают, что изгиб туловища и акимбо-позиция левой руки подразумевают элемент индивидуальности — своего рода задиристость — однако общее впечатление от фигуры довольно скучное.

Закономерно ренессансное любопытство молодого скульптора в древнеримском типе зрелой, бородатой головы изваяно с большой уверенностью.

Бронзовая статуя Давида

Бронзовая статуя «Давид» Донателло известна тем, что является первым отдельно стоящим произведением из бронзы, созданным в эпоху Возрождения, а также первой отдельно стоящей статуей обнаженного мужчины, созданной со времен античности. Она изображает Давида с загадочной улыбкой, позирующего с ногой на отрубленной голове Голиафа вскоре после убийства чудовища. Подросток полностью обнажен, за исключением шлема с лавровым верхом и сапог, и держит меч Голиафа. Создание произведения документально не подтверждено.

Бронзовая статуя Давида

Бронзовая статуя Давида работы Донателло, между 1430 и 1469 годами; Донателло, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

По мнению большинства ученых, статуя была заказана Козимо Медичи, однако период ее создания является неопределенным и вызывает много споров; предполагаемые даты варьируются от 1420-х до 1460-х годов, при этом популярный консенсус в последнее время падает на 1440-е годы, когда разрабатывался новый дворец Медичи, запланированный Микелоццо. По одной из версий, он был заказан в 1430-х годах семьей Медичи для размещения на территории старого дворца Медичи.

В качестве альтернативы, она могла быть построена для этого места в новом Палаццо Медичи, где в итоге и была установлена, что позволяет отнести заказ к середине 1440-х годов или позже.

Скульптура упоминается только в 1469 году. В 1494 году династия Медичи была изгнана из Флоренции, и памятник был перенесен во двор Палаццо делла Синьория, а в 1865 году — в Национальный музей Барджелло, где он находится и по сей день. Согласно Вазари, скульптура стояла в самом центре двора Палаццо Медичи на колонне, построенной Дезидерио да Сеттиньяно; надпись, по-видимому, подчеркивала важность статуи как политического памятника.

Статуя Давида

Голова бронзовой статуи Давида работы Донателло; Internet Archive Book Images, без ограничений, через Wikimedia Commons

Книга эпохи кватроченто с надписью, скорее всего, является более ранним упоминанием о памятнике; к сожалению, источник не датирован. Хотя политический контекст статуи в основном признан, его значение является предметом долгих дискуссий среди ученых.

Символизм бронзового Давида схож с символизмом мраморного Давида: юный герой стоит с мечом в руке и отрубленной головой своего противника у ног. Эта статуя, с другой стороны, разительно отличается. Давид физически хрупок, а также чрезвычайно женоподобен.

Утверждается, что на голову повлияли античные скульптуры Антиноса, любимца Адриана, известного своей красотой.

Тело статуи, контрастирующее с массивным мечом в руке, демонстрирует, что Давид победил Голиафа не физическим мастерством, а с помощью Бога. Нагота юноши усиливает представление о присутствии Бога, поскольку она контрастирует с высокобронированным чудовищем. Давид изображен обнаженным, как обычно изображают мужчин-нудистов на картинах итальянского Возрождения.

Донателло

Бронзовая статуя Давида работы Донателло; ketrin1407, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Более подробная информация о знаменитой скульптуре Давида

Теперь, когда мы рассмотрели различия между двумя статуями, можно перейти к более подробной информации. Вокруг этих статуй существует множество противоречий. Было предпринято множество попыток правильной идентификации, а также реставрации.

Противоречия

Нет никаких доказательств того, что Давид был современником. Тем не менее, тот факт, что памятник был поставлен в ратуше Флоренции в 1490-х годах, предполагает, что он не считался спорным. В начале XVI века «Вестник Синьории» нелицеприятно отозвался о скульптуре: «Давид во дворе не безупречной формы, поскольку его правая нога вызывает отвращение».

Вазари описал статую как «настолько реалистичную», что к середине века ее пришлось воссоздавать с натуры. Однако среди искусствоведов 20-го и 21-го веков возникли серьезные споры о том, как ее рассматривать.

Борода Голиафа обвивается вокруг обутой в сандалии ноги Давида, как будто юный герой проводит пальцами по волосам убитого противника. Голиаф вооружен крылатым шлемом. Правая нога Давида надежно стоит на маленьком правом крыле, в то время как гораздо более длинное левое крыло поднимается по правой ноге к промежности. Эта фигура понимается по-разному. Согласно одной из теорий, Донателло был геем и выражал свою сексуальную ориентацию через этот памятник.

  Искусство реализма - история реализма и художественного движения реализма

Статуи Давида Донателло

Мраморная (слева) и бронзовая (справа) версии статуи «Давид» Донателло; Andrea.gaga, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Согласно другой интерпретации, это произведение говорит о гомосоциальных нормах флорентийского общества, не отражая собственных предпочтений Донателло. Тем не менее, содомия была запрещена в эпоху Возрождения, и более 14 000 мужчин были привлечены к ответственности во Флоренции за это преступление, так что умозаключение о гомосексуализме было бы смертельно опасным.

Согласно другой точке зрения, Давид отражает попытку Донателло создать новое изображение мужской наготы, использовать художественную лицензию, а не воспроизводить классические модели, которые ранее служили основой для изображения мужской наготы в произведениях искусства эпохи Возрождения.

Идентификация

В 1939 году Джено Ланьи поставил под сомнение общепринятую идентификацию фигуры, предложив объяснение в сторону античной мифологии, а шлем героя, вероятно, указывал на Гермеса или Меркурия. С тех пор ряд исследователей последовали примеру Ланьи, иногда называя памятник Давид-Меркурий. Если фигура должна представлять Меркурия, то возможно, что он стоит на голове поверженного гиганта Аргуса Паноптеса.

Однако все источники кватроченто, посвященные этой скульптуре, определяют ее как Давид.

Реставрация

С июня 2007 года по ноябрь 2008 года бронзовая скульптура была отреставрирована. Статуя никогда ранее не ремонтировалась, но опасения по поводу слоев «минерализованного воска» на поверхности бронзы побудили к 18-месячному вмешательству. Чтобы удалить налет, скульптура была соскоблена скальпелем в непозолоченных областях и обработана лазером в позолоченных секциях.

Влияние и копии

В Музее Виктории и Альберта в Лондоне хранится полноразмерный гипсовый слепок разбитого меча. Полноразмерную беломраморную копию можно также увидеть в Доме умеренных в Королевских ботанических садах в Кью, Суррей, в нескольких милях от центра Лондона. Помимо копий в Великобритании, есть еще одна версия в музее Слейтера в Свободной академии Норвича в Норвиче, штат Коннектикут, США.

Бронзовая статуя Давида, выполненная Донателло, была, возможно, его самой известной работой — и одним из лучших скульптурных шедевров раннего Возрождения. Эта работа возвестила о возрождении обнаженной статуи в круглой фигуре и является одним из самых значительных достижений в истории западного искусства, поскольку она была первой в своем роде более чем за тысячу лет. Последствия этого события изображены здесь: Давид стоит в медитативной позе, закинув одну ногу на отрубленную голову своего врага. Давид одет только в сапоги и пастушескую шапочку с лавровыми листьями на макушке, что может означать его победу или его призвание музыканта и поэта.

Часто задаваемые вопросы

Кто изображен на скульптуре Давида?

Объектом этой скульптуры является Давид, герой Библии, который в молодости сразил филистимлянского великана Голиафа и освободил свой народ. В скульптуре Донателло очевидна молодость Давида: его обнаженное тело юноши ярко контрастирует с густой бородой и возрастом Голиафа, чья отрубленная голова падает к его ногам. Уязвимость Давида подчеркивает камень, который он держит в левой руке, напоминание о том, что, хотя он и размахивал мечом, он сразил своего массивного противника одной лишь рогаткой.

Почему статуя Давида обнажена?

В античном искусстве изображение полностью обнаженного тела имело положительную коннотацию: древнегреческие и древнеримские божества и герои передавали свою внутреннюю чистоту через идеализированные обнаженные тела. Донателло следует этой древней традиции, изображая Давида обнаженным. Нагота Давида должна была восприниматься христианами эпохи Возрождения как шаг вперед по сравнению с прежней нормой, героизация иудео-христианской, а не языческой личности. Это подводит нас к другому важному аспекту работы: ее первоначальному размещению на высокой колонне. Его хрупкий вид подчеркивает необычайный масштаб его победы. Перед Богом и толпой Давид почти раздет догола, торжествуя исключительно по воле Божьей.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector