Поцелуй Густава Климта — Анализ картины Климта «Поцелуй»

Поцелуй Густава Климта

Поцелуй» Густава Климта — одна из самых знаковых картин эпохи модерна. Климт написал эту богатую картину маслом с добавлением платины, серебра и сусального золота в 1907 году, на пике своего «золотого периода». На картине «Поцелуй» изображена пара, заключенная в любовные объятия в типичном стиле модерн. Эта картина является не только самой любимой и знаменитой среди картин Климта, но и одной из самых противоречивых.

Оглавление

Краткая биография художника картины «Поцелуй» Густава Климта

В 1862 году в Вене родился австрийский художник Густав Климт. Его отец, гравер по золоту, был иммигрантом из Богемии, а музыкально одаренная мать так и не смогла реализовать свою мечту. В финансовом отношении семья испытывала трудности. С раннего возраста Климт проявлял художественный талант. Будучи подростком, он бросил школу и начал учиться в Школе искусств и ремесел в Вене. Во время учебы Климт с готовностью принял классическое и консервативное обучение и сосредоточил свою энергию на архитектурной живописи. Еще во время учебы растущий талант Климта принес ему несколько заказов.

Художник-поцелуй

Фотография Густава Климта, 1905 год; Моріс Нар, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

После обучения в Венской школе декоративного искусства Климт основал независимую студию, в которой занимался настенной живописью вместе со своим другом Францем Машем и его братом Эрнстом. Эта троица отбросила свои личные художественные предпочтения, чтобы угодить венской аристократии и высшему обществу. Большая часть ранних работ Климта с этим трио, как и его фрески в венском Бургтеатре, была выполнена в академическом стиле живописи, характерном для 19 века. В 1888 году трое художников получили Золотой орден «За заслуги».

В 1892 году, после безвременной кончины отца и брата, Климт начал придерживаться более индивидуального художественного стиля. Этот новый стиль в значительной степени опирался на символизм и широкий спектр влияний за пределами его классического образования. Примерно в 1897 году мы начинаем видеть, как формируется зрелый стиль Климта, и он создает Венскую сецессию.

Эта группа художников отказалась от академического стиля в пользу декоративного и разнообразного подхода, похожего на стиль модерн. Основной целью этой группы была поддержка молодых, нетрадиционных художников.

В начале XX века Венский университет попросил Климта создать три фрески для своего потолка. После включения в экспозицию выставки «Сецессион» фреска «Философия» вызвала скандал, поскольку включала темные фигуративные образы и несколько обнаженных человеческих тел. Несмотря на негативное восприятие большей части работ Климта в это время, он также достигал новых высот успеха. Во время «золотой фазы» Климта в начале 20-го века он создавал картины с использованием обширных деталей из сусального золота и двухмерных перспектив. Именно в этот период Климт написал картину «Поцелуй».

Что касается семейной жизни, то на протяжении всей жизни у Климта было множество романов, и считается, что он стал отцом около 14 детей. В 1918 году Климт перенес инсульт, после чего его парализовало и он был госпитализирован. Во время госпитализации Климт заболел пневмонией и умер 6 февраля 1918 года.

Поцелуй Густава Климта: исторический контекст

Нам необходимо изучить исторический контекст, в котором Климт написал это противоречивое и прекрасное произведение. Густав Климт придерживался авангардистского подхода к искусству и был членом движения сецессионистов. Климт также был пионером жанра европейского искусства под названием символизм. Символизм имел общие черты с движениями модерн и искусство и ремесла, в частности, мистические мотивы и индивидуальный подход к искусству.

После ухода из академических кругов Климт написал три фрески для потолка аудитории Венского университета. Уже на этом раннем этапе своей карьеры художник получил отпор и критику за эротическую символику в своих работах. В начале XX века фрески Климта, такие как «Бетховенский фриз» (1902), отличались произвольными, но смелыми декоративными узорами с использованием цвета, линейного рисунка и сусального золота.

  Работы Густава Климта - лучшие портреты и картины Густава Климта

Климт писал картину «Поцелуй» (1908) во время своей «Золотой фазы». В это время он также написал несколько портретов модных венских женщин, включая Адель Блох-Бауэр I (1907). Климт рассматривал человеческие фигуры на этих картинах как двухмерные, и они были окружены плоским, ярким и высоко орнаментальным декором.

В течение своей блестящей карьеры Климт нашел много поклонников среди молодых амбициозных художников, таких как Оскар Кокошка и Эгон Шиле. Эти художники стремились передать всю глубину человеческих переживаний и чувств. У Климта также было несколько противников в австрийском художественном истеблишменте из-за его неприкрытого исследования грубой человеческой чувственности и эмоциональности.

Другие картины художника

Портрет Адель Блох-Бауэр I (Адель Блох-Бауэр I) (1907), Густав Климт; Густав Климт, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Вдохновение и предыстория «Поцелуя

Мотив двух обнимающихся фигур часто встречался в работах Климта, особенно во фризе Бетховена и фризе Штокле, которые были предшественниками «Поцелуя». Существует много споров о личности женщины в этой композиции. Некоторые считают, что это Эмилия Флоге, близкий друг и компаньон Климта. Другие считают, что она больше похожа на модель, известную как Красная Хильда, которая позировала Климту для картин «Женщина с боа из перьев», «Золотая рыбка» и «Даная».

После посещения Равенны в Италии, где он увидел византийские мозаики Сан-Витале, Климт написал картину «Поцелуй». Византийское влияние можно увидеть во многих картинах Климта в его Золотой период. Для Климта двухмерность мозаик только усиливала блестящий эффект золота.

Многие искусствоведы считают, что византийское влияние может отражать движение Климта к большей стабильности за счет использования неорганических и статичных форм. Поцелуй» — это вершина «Золотой фазы» Климта. Наряду с «Древом жизни» и «Бетховенским фризом» это произведение завершает аллегорию, представляющую союз эротической и духовной любви и связи.

До создания картины

Бетховенский фриз (1902), Густав Климт; Густав Климт, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Более пристальный взгляд на «Поцелуй

Обнимающаяся пара занимает центральное место в этой композиции, а темный и плоский золотой фон обрамляет их с обеих сторон. У ног пары мы видим край цветочного луга под босыми ногами женщины. Струящееся желтое платье, украшенное органическими цветочными узорами и круглыми формами, охватывает женщину. Цветочные узоры продолжаются в ее волосах, а мужчина носит корону из плюща. На плечи мужчины наброшен халат такого же цвета с тонкими вихрями и геометрическими узорами.

Мы не видим лица мужчины, так как он наклонился, обнимает лицо женщины своими руками и целует ее в щеку. Глаза женщины мягко закрыты, ее лицо повернуто к поцелую, а одна рука обвилась вокруг его шеи.

Существует несколько теорий относительно предполагаемой идентичности мужчины и женщины, заключенных в любовные объятия.

Некоторые историки утверждают, что эта композиция может отражать поцелуй между Аполлоном и Дафной в греческом мифе «Метаморфозы». Хотя Дафна превратилась в лавровое дерево, чтобы избежать любви Аполлона, он все равно обнимает ее. Возможно, обилие цветов на женской фигуре — это намек на эту историю? Босые ноги женщины стоят на земле, и кажется, что тонкие золотые нити удерживают ее на ней.

Вдохновение для картины

Аполлон и Дафна (1470-1480) Пьеро дель Поллайоло; Piero del Pollaiolo, Public domain, via Wikimedia Commons

Другие историки предполагают, что «Поцелуй» отражает момент, когда Орфей поворачивается, чтобы приласкать свою любовь Эвридику, потеряв ее навсегда, из сказки об Эвридике и Орфее. Многие приводят в качестве доказательства такой интерпретации слегка просвечивающееся лицо женщины.

В этой картине мы видим явную двойственность мужского и женского начала. Композиция из двух фигур и стоящего над ними мужчины отражает доминирующую, иногда подавляющую мужскую силу. Резкие и довольно тяжелые геометрические блоки на одеянии мужчины вторят этой силе. Стоящая на коленях и сдающаяся женская фигура и ее струящийся, более органичный халат смягчают композицию и подчеркивают двойственность.

Мягкие вращающиеся круги и волнистые линии на халате женщины напоминают «Древо жизни» Климта. Хотя обнаженные тела обеих фигур скрыты халатами, эта картина проникнута чувством эротизма и чувственности.

  Репрезентативное искусство - Развитие репрезентативных произведений искусства

Значение «Поцелуя

Поцелуй» — невероятно значимое произведение по нескольким причинам. Это не только одна из самых почитаемых картин Климта, но и знаменитый пример движения модерн. Неудивительно, что картина «Поцелуй» остается одной из самых любимых картин всех времен.

Принятие «Поцелуя

Незадолго до написания картины «Поцелуй» серия фресок Климта «Венский потолок» вызвала бурную реакцию в художественных кругах. Считавшиеся извращенными и порнографическими, эти предшествующие работы бросали мрачный свет на Климта и его антинародные и антиавторитарные взгляды. Несмотря на такую репутацию, «Поцелуй» был принят с большим энтузиазмом. Австрийское правительство даже приобрело картину в незаконченном виде после того, как она была выставлена на публичной выставке.

Эстетическое значение «Поцелуя

Это произведение не только представляет собой вершину «золотого периода» творчества Климта, но и является потрясающей кульминацией многих наиболее характерных стилистических отпечатков художника. Использование тонких линий, ярких цветов, сложных и контрастных узоров делает эту картину безошибочно принадлежащей Климту.

Нежные и тонкие линии

Тонкие линии, использованные для построения человеческих фигур, и замысловатые детали вокруг них характерны для Густава Климта. Чистый и искусный рисунок Климта наиболее отчетливо виден на нежном лице женской фигуры. Черты ее лица мягкие и нежные, с тщательно вырезанным носом, затейливыми ресницами и изящно согнутыми руками.

Несмотря на явный талант, Климт, как и многие художники, не был уверен в своих художественных способностях. Однажды он сказал, что хотя он верит, что может рисовать и писать, и другие тоже могут, он не может быть уверен, что это так. Когда мы смотрим на «Поцелуй» сегодня, мы не можем не согласиться с Климтом. Эта картина, несомненно, является одной из самых известных и знаменитых.

Картина

Деталь картины Густава Климта «Поцелуй» (1907-1908); Густав Климт, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Замысловатые и танцующие узоры

Декоративные элементы на этой картине кажутся бесконечными. Каждый дюйм холста заполнен различными декоративными текстурами и узорами. Высокодекоративный стиль Климта символизирует его отказ от ограничений классической традиции. В картине «Поцелуй» бесчисленные и часто сопоставляющиеся узоры.

Халат мужчины украшен геометрическим узором из прямоугольников, перемежающимся с мягкими вихрями, которые присутствуют на многих картинах Климта. На самом деле, многие узоры, использованные в картине «Поцелуй», являются мотивами, которые Климт использует во всем своем творчестве. Невероятное внимание Климта к деталям подчеркивается использованием им прямоугольных блоков и излучающих колец, концентрических квадратов и закрученных спиралей.

Яркие и роскошные цветовые схемы

Свободное использование художником «Поцелуя» золота вдохновило его на название «Золотой период», но он также использовал широкий спектр сияющих цветов во всех своих картинах. В картине «Поцелуй» мы можем увидеть эти яркие цвета в стилизованных цветах по всей композиции.

Вы можете увидеть сиреневые и темно-фиолетовые цветы в волосах женщины, которые совершенно отличаются по цвету и форме от поля полевых цветов под ее ногами. Пестрые пятна из таких же цветов украшают одеяние женщины — яркие оранжевые, розовые и фиолетовые. Эти цвета не только придают композиции живость и жизнь, но и прекрасно контрастируют с оттенками золота, покрывающими большую часть холста.

Интересные факты, которые вы могли не знать о поцелуе

Мы рассказали об истории и значении этой известной картины. Однако есть несколько малоизвестных фактов о картине и художнике, которые мы считаем особенно интересными и дополняющими богатую историю Климта и его уникального стиля.

Поцелуй

Поцелуй (1907-1908), Густав Климт; Густав Климт, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Цена

Цена, которую австрийское правительство заплатило за картину «Поцелуй», была одновременно рекордно высокой и невероятно выгодной. Когда австрийское правительство купило «Поцелуй» у Климта до того, как он его закончил, оно заплатило за картину рекордную сумму — 25 000 крон. Сегодня эта сумма составляет около 240 000 долларов. С точки зрения сегодняшнего арт-рынка эта цена может показаться не такой уж впечатляющей. Однако до этой продажи рекорд самой дорогой картины составлял 500 крон.

Хотя в начале XX века цена была высокой, сегодня она относительно мизерна. Поцелуй» является австрийским национальным сокровищем, и маловероятно, что венский музей когда-либо задумается о его продаже. Если бы картина была выставлена на аукцион, то, скорее всего, «Поцелуй» снова побил бы рекорды продаж. В 2006 году портрет Адели Блох-Бауэр, написанный Климтом, был продан за 135 миллионов долларов, и на тот момент это была самая высокая цена, когда-либо заплаченная за картину. Мы можем только представить, сколько бы «Поцелуй» стоил сегодня на аукционе.

  Знаменитые картины с изображением женщин - 15 самых знаковых женских портретов

Картина «Поцелуй» представляет собой сплав различных художественных стилей

Мы уже обсуждали, что картина «Поцелуй» является примером уникального стиля модерн Климта. Вдохновением для этой картины послужили несколько других художественных школ. Мозаики византийцев вдохновили Климта на широкое использование сусального золота в этот период. Византийский стиль также повлиял на использование Климтом двухмерных форм, которые делают золото более ярким. Считается, что композиция этого произведения была навеяна японскими гравюрами. Это влияние также прослеживается во многих картинах ранних импрессионистов. Мы можем увидеть влияние искусства и ремесел в контрастных узорах на одеяниях пары.

Поцелуй» — это отход от предыдущих работ Климта

Климт очень редко включал в свои композиции мужские фигуры, предпочитая сосредоточиться на эротизме женской формы. Включение мужчины, несмотря на его скрытое лицо, является необычной особенностью этой картины. Еще одно отличие этой картины от предыдущих работ Климта заключается в одежде фигур. Нагота многих ранних картин Климта вызывала шок и споры, поэтому наличие двух полностью одетых фигур делает эту картину относительно консервативной. Возможно, эта скромность была вызвана последними событиями, связанными с картинами «Венский потолок».

Монета с изображением художника картины «Поцелуй» Густава Климта

В 2003 году австрийский монетный двор выпустил памятную золотую монету номиналом 100 евро. На одной стороне монеты изображен бюст Густава Климта, а на другой — небольшая гравюра «Поцелуй». Климт и «Поцелуй» — значимые и знаменитые части истории Австрии, и кажется уместным, что золотой период Климта отмечается таким образом.

Монета для картины

IMAGE LEFT: Front of 50 Euro gold coin commemorating Gustav Klimt’s The Kiss ; Gustav Klimt, Public domain, via Wikimedia Commons | IMAGE RIGHT: Back of 50 Euro gold coin commemorating The Kiss by Gustav Klimt; Ich, KenzoMogi, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Дополнительная литература о Густаве Климте и «Поцелуе

Невозможно полностью изучить биографию Густава Климта в рамках одной статьи. Мы предлагаем две книги для тех, кто хочет узнать больше о жизни и творчестве Климта и движении модерн. Вы также можете узнать больше в нашей статье о самых известных произведениях Густава Климта.

Густав Климт: рисунки и картины (Bibliotheca Universalis)

Эта обширная коллекция всех работ Густава Климта, составленная автором Тобиасом Наттером, проведет вас через постоянно меняющийся стиль одного из самых известных австрийских художников. Эта иллюстрированная антология жизни и творчества Климта — от его участия в движении сецессионистов до «золотого периода» — идеально подходит для всех, кто интересуется искусством начала XX века. Прекрасные фотографии фресок и картин Климта сопровождаются глубокими историческими комментариями и материалами из архивов самого Климта. Эта книга карманного формата, что делает ее идеальным спутником в путешествии или для размещения на книжной полке.

Густав Климт. Рисунки и картины (Bibliotheca Universalis)

  • Вслед за жизнью и творчеством Густава Климта (1862-1918)
  • Коллекция основных произведений Климта в контексте
  • Иллюстрации высочайшего качества, включая новые фотографии

Климт (Базовая серия по искусству 2.0)

Если вы ищете больше биографической информации о знаменитом Густаве Климте, вам не нужно искать дальше этой иллюстрированной книги в твердом переплете. Эта книга Жиля Нере, рассказывающая о его ранней жизни, творческом развитии и продолжительном влиянии, является обязательной для всех, кто любит Климта. В этой книге вы получите представление о скандале вокруг многих картин Климта с обнаженной натурой и узнаете причины, по которым Климт является одним из самых любимых и влиятельных художников XX века.

Климт (Базовая серия по искусству 2.0)

  • В книге представлен живописный мир Климта — мир декораций и желаний.
  • Включает подробное хронологическое описание жизни и творчества Климта
  • Около 100 иллюстраций с пояснительными подписями

От роскошных цветовых палитр с сусальным золотом до замысловатых и органичных узоров — картины Густава Климта покорили сердца и воображение людей во всем мире. «Поцелуй» — одна из самых известных картин Климта, отражающая вершину его стиля и таланта.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий