«Камнеломы» Гюстава Курбе — история и анализ

Камнеломы Гюстав Курбе

Гюстав Курбе «Каменотесы» — знаменитая картина в стиле реализма, созданная в 1849 году. На картине «Камнеломы» (1849) изображены двое бедных рабочих в процессе раскалывания камней на части. Картина «Камнеломы» была впервые выставлена в 1850 году в Парижском салоне. Реалистические произведения искусства Гюстава Курбе всегда изображали повседневные сцены жизни. В этой статье мы рассмотрим анализ и историю картины Гюстава Курбе «Камнерезы».

Оглавление

Гюстав Курбе «Камнеломы» в контексте

Картина «Каменотесы» (1849) Гюстава Курбе была создана для того, чтобы показать интенсивный труд, который ежедневно переносила бедная часть населения. Черты лица не были изображены, чтобы фигуры представляли каждого человека, а не конкретную личность. В феврале 1945 года картина «Каменщики» была уничтожена, когда союзные войска разбомбили автомобиль, перевозивший картину, а также более 150 других произведений искусства.

Художник Гюстав Курбе (1819 — 1877)
Размеры 170 см x 240 см
Медиум Картина маслом на холсте
Год 1849

Знакомство с Гюставом Курбе

Гюстав Курбе был ключевой фигурой в зарождении реализма в середине 19 века. Отвергая традиционную и драматическую эстетику Французской академии, он сосредоточился на реальной правде предметов, которые он рассматривал — даже если эта правда была простой и несовершенной. Будучи убежденным республиканцем, он рассматривал свой реализм как способ защиты фермеров и сельских жителей своей родины. Он был известен своей реакцией на политические изменения, охватившие Францию при его жизни, и умер в эмиграции в Швейцарии после того, как его признали виновным в расходах на реконструкцию Вандомской колонны в Париже.

Тем не менее, его творчество в последнее время рассматривается историками как ключевой предшественник других художников раннего модернизма, таких как Клод Моне и Эдуард Мане.

Художник картины

Портрет Гюстава Курбе, 1860-е годы; Nadar, Public domain, via Wikimedia Commons

Реализм Гюстава Курбе можно рассматривать как часть более масштабного исследования природной вселенной, захватившего академические круги в 19 веке. Но именно его презрение к ограничениям Французской академии больше всего мотивировало его в его собственной области живописи. Он пренебрегал романтическими или классическими подходами, предпочитая брать скромные образы сельской жизни — темы, обычно ассоциирующиеся с небольшими жанровыми картинами — и превращать их в материал для великой исторической живописи. Благодаря этому он стал широко известен. Курбе на время оставил искусство, чтобы работать в администрации во время Парижской коммуны 1871 года. Это было характерно для его левых симпатий.

Его искусство не было открыто идеологическим, но на фоне того периода его не увольняли, потому что он передавал представления о справедливости, делая героев из простых людей, изображая их в большом размере и отказываясь скрывать их недостатки.

Курбе часто прибегал к композициям, которые казались коллажированными и примитивными на общепринятый вкус, но при этом стирал жаргон академического искусства. Он также отказался от точной моделировки в некоторые моменты в пользу щедрого наслоения краски фрагментарными пятнами и кусками. Такие художественные разработки вызвали его восхищение последующих модернистов, которые выступали за свободную компоновку и повышенную сложность поверхности. Вместо того, чтобы полагаться только на государственную структуру Салона, Курбе создал персональную выставку как частный экономический бизнес — стратегия, которую впоследствии переняли многие художники-изгои.

Выставка реализма Гюстава Курбе

Фотография площади Альма с надписью «Exposition Courbet» на фасаде во время Международной выставки, Париж, 1867 год. Это частная выставка, оплаченная Гюставом Курбе, чтобы показать свои работы; Неизвестный фотограф, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Влияние реализма Гюстава Курбе

Хотя реализм никогда не был сплоченным движением, он считается первым движением современного искусства, отвергающим традиционные формы искусства, литературы и социальной структуры как устаревшие после эпохи Просвещения и промышленной революции. Начавшись в 1840-х годах во Франции, реализм изменил живопись, расширив представления о том, что такое искусство.

Работая в бурную эпоху революций и социальных потрясений, художники-реалисты заменили идеализированные идеи и интеллектуальные измышления классического искусства реальными событиями, придав граням цивилизации тот же вес, что и крупным историческим картинам и аналогиям.

Их решение включить обычную жизнь в свои картины было ранним признаком авангардистской цели интегрировать искусство и реальность, а их отказ от живописных условностей, таких как точка зрения, предвосхитил различные интерпретации и новые определения модернистского искусства 20-го века.

  Рене Магритт - исследование жизни этого знаменитого бельгийского художника-сюрреалиста

Знаменитые реалистические картины Гюстава Курбе

Погребение в Орнане (1849/1850), Гюстав Курбе; Гюстав Курбе, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Реализм часто рассматривается как рождение современного искусства. По сути, это происходит потому, что он считал, что обычная жизнь и современный мир являются подходящими темами для искусства. Метафизически реализм поддерживал революционные цели модернизма, который искал новые истины через пересмотр и разрушение устоявшихся убеждений и ценностных структур.

Реализм был сосредоточен на общественных, финансовых, экономических и культурных структурах жизни в середине 19 века. Это привело к откровенному, часто «уродливому» изображению ужасного жизненного опыта, а также к использованию темных, земляных оттенков, которые бросали вызов абсолютным идеалам красоты высокого искусства.

Реализм был самым первым художественным направлением, которое было сознательно антиинституциональным и противоречивым.

Художники-реалисты ориентировались на аристократию и королевских особ, которые часто посещали художественный рынок, с их общественными нравами и идеалами. Хотя они продолжали представлять свои работы в официальных салонах Академии художеств, они не боялись устраивать неофициальные выставки, чтобы нагло выставить свои произведения. После того как в результате промышленной революции распространились газетные издания и средства массовой информации, реализм ввел новое представление о художнике как о саморекламщике. Гюстав Курбе, Эдуард Мане и другие активно разжигали споры и использовали средства массовой информации для повышения своей популярности, и эта практика сохраняется среди творцов по сей день.

Картина

Луи Эмиль Бенасси, Maître Courbet inaugurant l’atelier des peintres modernes («Мастер Курбе открывает школу современной живописи»), карикатура в Le Boulevard, выпуск 1, 1861 г., сопровождаемая статьей Альбертуса; обе статьи подробно описаны в книге Этьена Карье и «Le Boulevard» Элизабет Фаллез (1987), стр. 84-86. Литография из Кливлендского музея искусств; Луи Эмиль Бенассит, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Реализм, как и романтизм, был обширным культурным движением, уходящим своими корнями в философию и литературу. Гюстав Курбе был его наиболее заметным представителем в живописи. Его картина «Каменотесы» представляла собой гигантское изображение рабочих, какими он их видел. Курбе создал эту картину без каких-либо явных эмоций, вместо того чтобы позволить изображению двух фигур отразить чувства страдания и усталости, которые он пытался изобразить. Изображая этих персонажей с присущим им благородством, Курбе выражает сострадание к рабочим и ненависть к богатой элите. Прудон, теоретик социализма, определял его как сельскую эмблему. Но для Курбе это было лишь воспоминание о том, что он видел: два человека раскалывают камни у дороги.

Он сообщил об этом своим коллегам-журналистам Франсису Вэю и Шампфлери: «Не часто можно увидеть столь полное изображение нищеты, и поэтому у меня появилось вдохновение для работы прямо там и тогда. Я пригласил их в свою мастерскую на следующее утро».

Многие работы Гюстава Курбе в стиле реализма изображают обычных людей и ситуации из обычной французской жизни. Курбе изобразил этих простых людей, чтобы представить французских граждан как политическое тело. Таким образом, в искусстве Курбе проявился его республиканизм. Курбе изображал повседневных людей и обстановку без того блеска, который привносили в свои картины другие французские художники того периода. В результате Курбе стал признанным лидером реалистического движения.

Картина Гюстава Курбе «Каменотесы» : анализ

В 1849 году Гюстав Курбе ехал в своей семейной повозке по дороге в Мейсьер, недалеко от родного Орнана на востоке Франции. Он прошел мимо двух рабочих, мужчины и мальчика, которые дробили камни на гальку для дорожного полотна. Художник позвал их в свою мастерскую и попросил встать для портрета.

Камнеломы 1849

Каменотесы (1849), Гюстав Курбе; Гюстав Курбе, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Впоследствии, в рукописном письме, он объяснил суть произведения искусства: «Она состоит из двух жалких фигур: одна — пожилой человек, древняя машина, окоченевшая от долга и возраста. Его обгоревшую голову защищает соломенная шляпа, потемневшая от грязи и влаги. Его руки кажутся пружинистыми, а сам он одет в грубую льняную рубаху. В его краснополосатом жилете видна табачная сумка из рога с бронзовыми кантами. Его тяжелые штаны, которые могли бы стоять сами по себе, обнажают огромное пятно у колена, сидящего на соломенной подстилке; сквозь старые синие чулки видны пятки в разбитых деревянных башмаках.

  Медуза с головой Персея - свежий взгляд на статую Персея

Рядом с ним сидит юноша лет 15, пораженный цингой. Его рубашка представляет собой лохмотья испачканного белья, обнажая руки и бока. На полу разбросаны лопата, примитивный котелок, в котором они носят свой суп на обед, и кусок коричневого хлеба в обрезках. Все это происходит средь бела дня, рядом с придорожной канавой. Я ничего этого не выдумал, мой товарищ».

Это была не первая картина Курбе, изображающая безыскусных деревенских крестьян, но она стала одним из самых значительных произведений в художественном коллективе, известном как реализм.

Несмотря на свои эпические размеры, эта картина посвящена основной, негероической теме. Подходы Курбе также были необычными. Его моделями были не артисты или искусные позеры, что было более характерно для того времени, а люди, которых художник хотел изобразить.

Реалистическая художественная студия Гюстава Курбе

Студия художника (1855), Гюстав Курбе; Гюстав Курбе, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Его стиль также был устаревшим в то время. Романтизм был доминирующим стилем того времени, подчеркивая красоту, фантазию и мелодраму над реальностью. Курбе, как и его коллеги-художники Жан-Франсуа Милле и Оноре Дюмье, игнорировали то, что они считали творческими отклонениями, и вместо этого пытались создавать произведения искусства, которые действительно отражали реальность, как они ее воспринимали.

Курбе разрушил представление о нестареющем и бесклассовом деревенском идеале, показав персонажей, чья экономическая и социальная отличительность подкреплялась ощутимым весом и физическими усилиями, когда картина была представлена на парижском Салоне 1851 года.

Некоторые рецензенты отвергли художника, в то время как другие, такие как выдающийся французский художник-романтик Эжен Делакруа, увидели в нем новатора и реформатора. Действительно, картина, созданная сразу после богатого событиями 1848 года, когда произошли восстания в Нидерландах, Франции, Германии, Австрийской империи, Польше и Италии, а также был опубликован «Коммунистический манифест» Фридриха Энгельса и Карла Маркса, отразила дух эпохи.

Картина

Обложка первой публикации «Коммунистического манифеста» в феврале 1848 года в Лондоне; Фридрих Энгельс, Карл Маркс, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Несентиментальные изображения рабочей бедноты середины века, независимо от того, сельские это жители или городские, были необратимо связаны с политическими восстаниями 1848 года и, следовательно, могли вызывать беспокойство, как, например, картина Курбе «Камнерезы» с ее монументальными рабочими, сдвинутыми в центр, их тела скрючены и неудобны, поскольку они неустанно трудятся над своим тяжелым делом.

Эти крестьяне — не успокаивающе привлекательные тона, скрытые в изобилии природы, а огромных размеров и неидеализированные люди, суровые и подлинные в своем изображении и расходящиеся с предполагаемым выводом схоластического произведения искусства. Курбе, Дюмье и другие были названы реалистами, а в 1855 году Курбе написал краткое эссе, которое стало известно как «Манифест реалистов».

В нем он заявил, что не хочет «достигать тщетной цели искусства ради искусства», а «интерпретировать традиции, мысли и проявления моего времени в соответствии с моей собственной оценкой его, быть не художником, а человеком, создавать живые картины — вот мое стремление».

Реалистические картины Гюстава Курбе

Гюстав Курбе «Точильщики ножей» (ок. 1848-1850); Гюстав Курбе, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Парадоксально, но такие работы, как картина «Камнеломы», значимы как своим предвидением, так и реалистичным описанием своего периода, подчеркивая важность классового неравенства, что говорит о том, что будущие бои будут связаны с новыми обстоятельствами, возникающими в городах. Реализм предвосхитил сельские пейзажи Ван Гога и Сезанна, работы американских художников, таких как Эдвард Хоппер и Джордж Беллоуз, работы таких фотографов, как Доротея Ланге и Уокер Эванс, и более открыто инструктивные группы социального искусства, такие как соцреализм.

В отличие от Милле, который был известен тем, что изображал трудолюбивых, но прославленных фермеров в таких работах, как «Уборщики» (1857) Жана-Франсуа Милле, Курбе показывает людей в растрепанных и потрепанных одеждах. Более того, в отличие от использования Милле в «Уборщиках» воздушной перспективы, чтобы перенести нас в сельскую местность Франции во время урожая, двое рабочих каменоломни на картине реализма Гюстава Курбе расположены на фоне невысокого холма, типичного для сельских французских городов, в которых художник вырос и проводил большую часть своего времени.

  Тейп-арт - откройте для себя захватывающий мир искусства работы с малярным скотчем

Картины, похожие на Картина

Уборщики (1857), Жан-Франсуа Милле; Жан-Франсуа Милле, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В правом верхнем углу, где появляется крошечное пятнышко ослепительно голубого неба, склон поднимается к вершине холста. Это создает эффект изоляции этих работников и впечатление, что они экономически и культурно ограничены. Округлые спины уборщиков отражают друг друга на картине Милле, создавая композицию, которая кажется единой, в то время как фигуры Курбе кажутся разъединенными.

Курбе хотел изобразить то, что «истинно»; поэтому он изобразил человека, который кажется слишком старым, и юношу, который кажется слишком молодым для такой отнимающей силы работы. Это не должно быть героическим рассказом; скорее, это должно быть подлинным изображением жестокого обращения и лишений, которые были обычным элементом французской сельской жизни середины столетия.

И, как и во многих других прекрасных произведениях искусства, существует тесная связь между сюжетом и техническими решениями художника, которые включают мазки, структуру, линию, а также цвет.

Мазки кисти Курбе, как и сами скалы, грубые — более грубые, чем можно было бы предположить для середины XIX века. Это говорит о том, что подход художника к живописи был сознательной критикой идеально утонченной, изысканной техники неоклассицизма, характерной для французской живописи 1848 года.

Детали картины

Мазки кисти, использованные в картине «Камнеломы» (1849) Гюстава Курбе; Гюстав Курбе, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Нежелание подчеркивать те элементы сцены, которые обычно вызывают наибольший интерес, является, пожалуй, самой отличительной чертой техники Курбе. Как правило, художник концентрирует большую часть своего внимания на руках, головах и переднем плане. Это не Курбе. Если вы присмотритесь, то заметите, что он старается быть уравновешенным, уделяя одинаковое внимание лицам и скале. В этих аспектах «Камнеломы» (1849), кажется, лишены основных художественных элементов (таких как композиция, которая выбирает и расставляет, воздушная точка зрения и завершение), и, как следствие, она кажется более «подлинной».

На этом анализ и история картины Гюстава Курбе «Камнеломы» завершены. Картина Гюстава Курбе «Камнеломы» считается одной из первых картин в стиле реализма. Картина «Камнеломы» была впервые представлена в 1850 году в Парижском салоне. Картина «Камнеломы» (1849) изображает двух бедных рабочих в процессе раскалывания камней на части. Она была создана Гюставом Курбе, ключевой фигурой в зарождении реализма в середине 19 века.

Часто задаваемые вопросы

Кто написал картину «Камнеломы»?

Ее создал Гюстав Курбе, французский художник. Вместо традиционной и драматической эстетики Французской академии, его живопись была сосредоточена на фактической правде объектов, которые он видел — даже если эта правда была простой и дефектной. Будучи убежденным республиканцем, он рассматривал свой реализм как средство сохранения фермеров и сельских жителей своей родины. Он был примечателен своей реакцией на политические потрясения, охватившие Францию при его жизни.

Почему картина «Камнеломы» (1849) так популярна?

Курбе стремился изобразить то, что «реально», поэтому он изобразил пожилого человека и юношу, который выглядит слишком молодым для такой тяжелой работы. Вряд ли это героическая история; скорее, это точное изображение жестокости и лишений, которые были частой чертой французской сельской жизни середины века. И, как и во многих других выдающихся произведениях искусства, существует тесная связь между историей и техническими решениями художника, которые включают мазки, структуру, линии и цвет. Картина «Стоунбрейкеры» примечательна своей прозорливостью, а также точным изображением своего времени, подчеркивая актуальность классовых различий, подразумевая, что будущие столкновения будут связаны с новыми ситуациями, возникающими в городах. Мазки кисти Курбе, как и скалы, неровные — более суровые, чем можно было бы ожидать для середины XIX века. Это свидетельствует о том, что подход художника к живописи был сознательной критикой безупречно совершенного, передового неоклассицистического стиля, который определял французскую живопись в 1848 году.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий