Статуя Афродиты Книдосской — анализ этой классической женской скульптуры

Статуя Афродиты Книдосской

Статуя Афродиты Книдосской — это скульптура Афродиты, греческой богини. Скульптура Афродиты — одна из первых женских греческих и римских статуй, созданных в натуральную величину. Тип тела Афродиты был уникальным представлением классической женской скульптуры в эпоху изображения героических обнаженных мужчин. Обнаженная Афродита изображена протягивающей руку за купальным полотенцем, скромно скрывающим ее лобковую область. Хотя оригинальная статуя Афродиты давно разрушена, существует множество римских копий обнаженной Афродиты.

Оглавление

Интересные факты о статуе Афродиты Книдосской

Оригинальная статуя Афродиты была создана для храма Афродиты в Книдосе в качестве памятника преданности. Она изображала богиню в тот момент, когда она отправлялась в церемониальную ванну, восстанавливающую ее чистоту, сбрасывая одной рукой драпировку, а другой незаметно скрывая себя. Положение ее рук скрывает лобковую область, привлекая внимание к обнаженной верхней части тела. Памятник славится своей красотой, и он предназначен для того, чтобы его видели со всех сторон.

Скульптор Пракситель
Период 4 век до н.э.
Стиль Греческий поздний классический
Размеры 205 см

Оригинальная статуя Афродиты

Поскольку каждый экземпляр отличается формой тела, положением и аксессуарами, прототип можно охарактеризовать только в общих чертах: тело скручено в позе contrapposto, голова, возможно, наклонена влево. Хотя Люциан утверждал, что она «слабо улыбается, обнажая только зубы», в большинстве более поздних изображений этого нет.

Обнаженная Афродита

Венера (19 век) Анри — Пьер Пику; Henri-Pierre Picou, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Женские фигуры коре были одеты примерно через три столетия после того, как в греческом искусстве появились старейшие эквиваленты обнаженных мужчин — куросы; женские фигуры коре были одеты. До этого нагота была героическим костюмом, предназначенным исключительно для мужчин.

Героическая нагота выполняла определенную функцию для мужской аудитории, доставляя эстетическое удовольствие наблюдателю, который по своей природе был мужественным. Спайви утверждает, что иконография статуи Афродиты Книдской может быть приписана Праксителю, который создал статую с намерением, чтобы на нее смотрели прохожие мужского пола.

Подавляющее число доказательств, полученных в результате ассамблей, показывает, что Книдское произведение искусства было предназначено для того, чтобы вызвать мужскую сексуальную реакцию при встрече с классической женской скульптурой, которую, как утверждалось, поощряли служители храма.

Скульптура Афродиты создала канон пропорций женской наготы, вдохновив несколько репродукций, самой прекрасной из которых считается Колонна Книдия в музее Пио-Клементина в Ватикане. Предполагается, что это римская реплика, и она не сравнится с полированным блеском оригинала, который сгорел в страшном пожаре в Константинополе в 475 году н.э.

Скульптура Афродиты

Статуя Афродиты Книдской (IV век до н. э.) работы Праксителя; Museo nazionale romano di palazzo Altemps, Public domain, via Wikimedia Commons

Пракситель изваял как обнаженную, так и одетую статую Афродиты, согласно Плинию Старшему. Город Кос купил задрапированный памятник, так как считал, что обнаженная версия непристойна и плохо отражается на их городе, но город Книдос купил обнаженную статую. Плиний утверждает, что она принесла Книдосу известность, и монеты с изображением статуи, которые там чеканились, похоже, подтверждают это.

Считается, что Пракситель использовал проститутку Фрину в качестве объекта для скульптуры, что усиливает догадки о ее происхождении. Статуя стала настолько известной и тиражируемой, что богиня Афродита лично приехала в Книдос, чтобы посмотреть на нее, согласно комической истории.

Лирическая эпиграмма Антипатра Сидонского задает гипотетический вопрос устами богини: «Парис, Адонис и Анхиз видели меня обнаженной — это все, что я знаю, но как мог Пракситель придумать это?».

Храм в Книдосе

Скульптура Афродиты, хотя и была религиозной фигурой и покровителем книдосцев, стала популярным туристическим объектом. Никомед I предложил погасить огромные долги Книдоса в обмен на обнаженную Афродиту, но книдяне отказались. Скульптура Афродиты была полихромной и настолько реалистичной, что она сексуально возбуждала мужчин, о чем свидетельствует легенда о молодом человеке, который ночью проник в святилище и попытался прелюбодействовать со скульптурой, оставив на ней пятно.

  Монохромное искусство - взгляд на монохромное искусство на протяжении всей истории

Местонахождение скульптуры Афродиты

Храм в Книдосе; Dosseman, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Прислуживающая жрица сообщила туристам, что после того, как его нашли, он был так унижен, что бросился с обрыва на краю храма. Эта история рассказана в диалоге «Эротес», который обычно приписывается Лукиану Самосатскому и содержит наиболее подробное литературное описание теменоса Афродиты в Книдосе.

Эрот писал: «Земля двора не была обречена на стерильность бетонной поверхностью, но извергалась с изобилием, как того хотела Афродита, […] Честно говоря, среди них есть и непродуктивные деревья, но их плоды прекрасны. […] Несомненно, Афродита действительно более привлекательна только в сочетании с Вакхом; их радости лучше, когда они соединены вместе».

Рассказчик использует преувеличение, чтобы описать Афродиту: «Когда мы исчерпали все прелести этих мест, мы перешли к самому святилищу. Богиня восседает в центре, ее статуя сделана из паросского мрамора. В высокой ухмылке ее губы слегка раздвинуты. Кроме незаметной руки, скрывающей ее скромность, ничто не прикрывает ее красоту, которая полностью раскрыта. Мастерство скульптора настолько блестяще, что кажется, будто мрамор отказался от своей твердости, чтобы сформировать изящество ее конечностей».

Скульптор Пракситель

Пракситель Афинский, сын Цефисодота Старшего, был самым выдающимся скульптором в Аттике в четвертом веке до нашей эры. Он был первым, кто создал статую обнаженной женщины в натуральную величину. Хотя ни одной скульптуры, приписываемой Праксителю, не существует, сохранилось несколько копий его скульптур; многочисленные историки, в частности Плиний Старший, сообщали о его творениях; до сих пор сохранились монеты, на которых выгравированы силуэты его различных выдающихся скульптурных типов того периода.

Художник скульптуры Афродиты

Скульптура Праксителя; Jordiferrer, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Слухи о романе между Праксителем и его привлекательной музой, блудницей-драматургом Фриной, породили догадки и новые интерпретации в произведениях, начиная от картин и заканчивая комической оперой и игрой теней. Некоторые авторы утверждают, что имя Праксителя использовали два скульптора. Один из них был коллегой Фидия, а другой — его более известным внуком.

Хотя в Греции принято, чтобы одно и то же имя повторялось из поколения в поколение, нет убедительных доказательств, подтверждающих ту или иную точку зрения.

Точные даты для Праксителя трудно найти, но учитывая отсутствие доказательств того, что Александр Македонский использовал Праксителя, что он, несомненно, сделал бы, можно предположить, что он больше не работал. Дата Плиния, 364 год до н.э., скорее всего, относится к одному из самых известных его трудов.

Интересные факты об Афродите

Аполлон Сауроттоно, Пракситель; Rijksmuseum, CC0, via Wikimedia Commons.

Объектами Праксителя были либо люди, либо достойные и менее возрастные божества, такие как Аполлон, Гермес и Афродита, а не Зевс, Посейдон или Фемида. Пракситель и его ученики почти полностью работали с паросским мрамором. В то время мраморные карьеры Пароса были на пике своего развития, и никакой мрамор не мог быть лучше для нужд художника, чем тот, из которого был создан Гермес из Олимпии.

История создания знаменитой скульптуры Афродиты

Греческие и римские писатели постоянно обращались к концепции, что высшая форма искусства — это полная имитация действительности; или, говоря иначе, что нет никакой заметной разницы между изображением и его оригиналом. Наиболее известное повествование в этом направлении — о двух соревнующихся художниках Зевксисе и Паррасиосе, которые соревновались в том, кто из них более компетентен.

Зевксис нарисовал группу винограда, который выглядел настолько реалистично, что птицы налетели на него, чтобы съесть.

Это был иллюзорный триумф, который грозил привести к победе. Однако Паррасиос нарисовал занавес, который Зевксис, взволнованный триумфом, приказал отвести в сторону, чтобы обнажить произведение искусства, находящееся за ним. Плиний, описавший этот эпизод в своей энциклопедии, заявил, что Зевксис быстро осознал свою ошибку и отказался от победы, сказав: «Я обманул только птиц, Паррасий ввел меня в заблуждение».

  Якопо Тинторетто - взгляд на жизнь, стоящую за произведениями Тинторетто

Скульптура Афродиты в контексте

Изображение Зевксиса в 397 году до н.э. (ок. 1820 г.); Boccanera G., Public domain, via Wikimedia Commons

Нет никаких следов подобных произведений искусства, если предположить, что они вообще существовали за пределами повествования. Однако у нас есть документальные свидетельства о мраморной скульптуре, которая была центром аналогичного, но значительно более ужасного повествования. Это скульптура, созданная в 330 году до н.э. художником Праксителем, и сегодня она известна как «статуя Афродиты Книдосской», по имени эллинского города на западном побережье современной Турции, где она впервые была установлена.

Скульптуру Афродиты провозгласили прорывом в античном искусстве, поскольку это была первая полностью обнаженная скульптура среди греческих и женских римских статуй после тысячелетий, когда скульптуры женщин, таких как Фрасиклея, изображались одетыми. Оригинальная статуя Афродиты Праксителя была давно утеряна; по одной из версий, она была перевезена в Константинополь, где сгорела в огне в V веке н.э. Однако она пользовалась популярностью у сотен людей.

Однако она была настолько популярна, что сотни ее вариантов и копий были изготовлены во всех классических цивилизациях, в натуральную величину и в миниатюре, и она даже использовалась в качестве дизайна на монетах. Многие из этих вариантов сохранились.

Скульптура обнаженной Афродиты

Венера Книдийская Праксителя (1887); Internet Archive Book Images, No restrictions, via Wikimedia Commons

В настоящее время невозможно обойти вниманием распространенность подобных изображений обнаженной женской фигуры и представить, насколько дерзким и рискованным это было бы для первых зрителей в IV веке до нашей эры, которые, несомненно, не привыкли к открытому показу женской кожи.

Даже выражение «первая женская обнаженная натура» преуменьшает значимость, указывая на то, что это был художественный или эстетический прорыв, который только и ждал своего часа.

В действительности, что бы ни руководило исследованиями Праксителя (еще один «греческий ренессанс», причины которого мы так и не поняли), он разрушал традиционные представления о ремесле и сексуальной идентичности точно так же, как это делали Трейси Эмин или Марсель Дюшан: будь то превращение общественного писсуара в оригинальное произведение искусства в конкретном случае Дюшана или палатка Эмина. Вряд ли стоит удивляться тому, что первый клиент, которому скульптор представил свою новую Афродиту — греческий город Кос на острове у турецкого побережья, — сказал: «Нет, спасибо» и выбрал более консервативно одетую версию.

Но быть обнаженной было лишь одним из аспектов. Эта Афродита была уникальной в эротическом смысле. Исключительно руки — это мертвая улика. Пытаются ли они скрыть ее? Идут ли они по пути того, что зрителю интереснее всего увидеть? Или они просто дразнят нас? Каким бы ни было объяснение, Пракситель установил острое взаимодействие между женской статуей и воображаемым зрителем-мужчиной, которое никогда не теряло актуальности в анналах европейского искусства — и некоторые ранние греческие зрители были слишком хорошо осведомлены об этом. Эта особенность скульптуры была драматизирована в захватывающей истории о мужчине, который обращался с этой прославленной богиней из мрамора так, как будто это была женщина из плоти и крови.

Эта история полностью описана в странном сочинении, опубликованном около 300 г. н.э.

Автор описывает, скорее всего, вымышленный спор между тремя мужчинами — монахом, гетеросексуалом и гомосексуалистом — о том, какой вид секса, если таковой существует, является идеальным. Во время своего путешествия они прибывают в Книдос и идут к главной достопримечательности города — знаменитой статуе Афродиты в ее храме. Пока гетеросексуал рассматривает ее голову и переднюю часть, а тот, кто ценит любовь мальчиков, смотрит на ее спину, они замечают небольшой изъян в мраморе вокруг верхней части бедра статуи.

  Автопортрет Рембрандта - Лучшие автопортретные картины Рембрандта

Будучи ценителем искусства, монах начинает расхваливать Праксителя за то, что он спрятал то, что могло быть дефектом камня, в таком незаметном месте — но женщина-хранительница храма останавливает его, чтобы объяснить, что за этим пятном скрывается нечто гораздо более страшное. Она говорит, что некий молодой человек однажды встретил эту скульптуру и влюбился в нее, запершись с ней на всю ночь, и это маленькое пятно — единственное оставшееся доказательство его вожделения.

Классическая женская скульптура

Опера «Фрина со статуей Афродиты» (1893); Сен-Санс, Камиль, 1835-1921; Оже де Лассюс, Люсьен, 1846-1914. Фрине, без ограничений, через Wikimedia Commons

И гетеросексуал, и гомосексуал утверждают, что это подтверждает их тезис: один говорит, что даже каменная дама может возбудить страсть, а другой утверждает, что расположение пятна указывает на то, что ее взяли сзади, как мальчика. Смотритель, напротив, настаивает на ужасном продолжении: молодой парень сошел с ума и бросился со скалы.

В этом рассказе есть несколько сложных уроков. Она напоминает о том, насколько тревожными могут быть некоторые последствия греческой революции, как заманчиво стирать грань между похожим на жизнь камнем и реальной человечностью, и как опасно и глупо это делать. Она демонстрирует, как женственная статуя может свести парня с ума, а также как искусство может служить объяснением того, что, в конце концов, было изнасилованием. Помните, Афродита никогда не соглашалась.

Мы рассмотрели несколько интересных фактов о скульптуре Афродиты. Скульптура Афродиты — одна из первых женских греческих и женских римских статуй, созданных в натуральную величину. Статуя «Афродита Книдосская» — это скульптура Афродиты, греческой богини. Тип тела Афродиты был уникальным представлением классической женской скульптуры в эпоху изображения героических обнаженных мужчин. Обнаженная Афродита изображена протягивающей руку за купальным полотенцем, скромно скрывающим ее лобковую область. Хотя оригинальная статуя Афродиты давно разрушена, существует множество римских копий обнаженной Афродиты.

Часто задаваемые вопросы

Откуда взялась оригинальная статуя Афродиты?

Оригинальная женская скульптура была создана в Греции в классическом стиле. Скульптура Афродиты установила стандарт размеров женской наготы, что привело к появлению нескольких копий. Утверждалось, что Пракситель использовал проститутку Фрину в качестве модели для скульптуры, что добавляет загадочности ее происхождению. Согласно греческой легенде, статуя стала настолько известной и копируемой, что богиня Афродита лично посетила Книдос, чтобы посмотреть на нее.

Что особенного было в скульптуре Афродиты?

Эта статуя была настолько популярна, что во времена классических цивилизаций были созданы сотни ее модификаций и копий в натуральную величину и в миниатюре, и она даже украшала монеты. Многие из этих разновидностей сохранились до наших дней. Трудно смотреть на нынешнее изобилие подобных изображений обнаженной женской фигуры и представить себе, насколько смелым и опасным это было бы для первых зрителей в IV веке до нашей эры, которые, несомненно, привыкли к яркому показу женской плоти. Даже выражение «первая женская обнаженная натура» преуменьшает значение, подразумевая, что это был просто творческий или эстетический прорыв, который только и ждал своего часа.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector