Статуя Зевса в Олимпии — откройте для себя греческое искусство и иконическую статую Зевса

Статуя Зевса Олимпия

Входящая в число семи чудес света, паломники со всего Средиземноморья приходили поклониться статуе Зевса в Олимпии, которая вдохновила бесчисленные подражания и определила стандартное изображение Зевса в греческом искусстве. Статуя Зевса в Олимпии является хриселефантиновой скульптурой, что означает, что она была изготовлена из золота и слоновой кости. История не оставила никаких следов от скульптуры Зевса; она была разрушена, и сохранилось лишь несколько репродукций того периода, когда она существовала.

Оглавление

Статуя Зевса в Олимпии

Скульптор Фидий
Дата c. 457 Г. ДО Н.Э.
Размеры 64 м x 27 м
Текущее местоположение Разрушено

Статуя Зевса в Олимпии, построенная в 430-х годах до н.э. под руководством великого греческого скульптора Фидия, была даже больше, чем статуя Афины в Парфеноне. После переезда в Константинополь статуя Зевса в Олимпии была утрачена в более поздние римские времена, но она восхищала мир античной эпохи на протяжении 1000 лет и была обязательным местом посещения для всех, кто присутствовал на древних Олимпийских играх.

Фидий работал в Олимпии в специализированной мастерской, где археологи обнаружили некоторые реликвии того исторического периода, открывающие нам технику, используемую в этом древнегреческом искусстве.

Причина, по которой была построена скульптура Зевса

Начиная с VII века до нашей эры, город Олимпия был важным культурным центром Древней Греции. Именно здесь проходили древние Олимпийские игры, всемирно известный спортивный турнир, современные аналоги которого проводятся раз в четыре года. Согласно греческой мифологии, город был взят под опеку Зевсом, князем богов. В нем находился храм, который был основательно перестроен в 5 веке. В этот массивный новый храм должна была поместиться массивная статуя.

В результате возведение памятника Зевсу было основано исключительно на религиозных убеждениях. Проще говоря, речь шла о том, чтобы почтить память покровителя города в тот момент, когда Олимпия приобретала все большую известность во всей Древней Греции.

Великий скульптор Фидий, который ранее руководил созданием афинского Парфенона с его массивной скульптурой божества-покровителя региона Афины, получил заказ на создание такой же гигантской статуи Зевса в Олимпии. Именно здесь каждые четыре года проводились Панэллинские Олимпийские игры.

Как будет выглядеть статуя Зевса

Статуя Зевса в Олимпии работы Фидия (1835), по изображению гравера Джона Джексона; John Jackson , Public domain, via Wikimedia Commons

В то время Олимпией управлял город-государство Элида, и это священное место привлекало тысячи посетителей, паломников и любителей спорта со всего Средиземноморья. Новая культовая фигура и храм для ее размещения стали бы прекрасным дополнением Олимпии в тот период, когда игры соперников все еще проводились в других местах, включая Немею, Дельфы и Истмию близ Коринфа.

Кроме того, большая преданность Зевсу, создателю олимпийских богов и главной фигуре древнегреческой мифологии, была бы полезна для духовного и интеллектуального благополучия элеанов, а также для психологического и физического благополучия всей классической античности. Фидий был идеальным кандидатом для сложной работы, для которой потребовались бы сотни рабочих и несколько лет труда.

Мастер-скульптор переехал в Олимпию, и раскопки в 20 веке н.э. обнаружили его мастерскую, в которой находился основной кувшин для вина с красной фигурой и надписью «Я принадлежу Фидию». В мастерской также были инструменты из слоновой кости, крошечный молоток для работы с золотом и формы для деталей большой женской статуи.

Описание статуи Зевса в Олимпии

В древнегреческой религии храм считался местом обитания бога, что следует из его названия naos («жилище»). Поэтому статуя бога, находящаяся внутри храма, была значительно более значимой, чем сам храм. Статуя обычно располагалась в центре сооружения так, чтобы при открытых дверях можно было видеть жертвоприношения и обряды, совершаемые в честь этого бога снаружи. Действительно ли поклоняющиеся считали, что божество владеет статуей, спорно, но молитвы и ритуальные движения были явно направлены к ней.

Стоит также отметить, что одним из типичных названий скульптуры в греческом языке было «zon», или «живая вещь», что указывало на попытку скульптора запечатлеть живое в нечувствительном металле или мраморе.

Скульптор скульптуры Зевса

Картина скульптора, Фидий, показывающий фриз Парфенона своим друзьям (1868), автор — сэр Лоуренс Альма-Тадема. Находится в фонде Бирмингемских музеев в Бирмингеме, Великобритания; Лоуренс Альма-Тадема, общественное достояние, через Wikimedia Commons

По замыслу Фидия, статуя должна была быть настолько большой и сверкающей золотом, что для зрителя это было бы не что иное, как благоговейное открытие, преодолевающее пропасть между людьми и божественным. Колоссальная скульптура Зевса высотой более 12 метров изображала бога, возлежащего на троне. Она была даже больше, чем Афина Парфенос в Афинах.

Статуя Зевса в Олимпии, как и статуя Афины, была хриселефантиновой, что означает, что она была сделана из слоновой кости и золота на деревянной основе, причем кожа бога (голова, торс, конечности и ноги) была из слоновой кости, а волосы, одежда и жезл — из ослепительного золота, добавленного в кованые листы. Серебро, медь, стекло (для декоративных лилий на одежде бога), эмаль, черное дерево, краски и драгоценные камни использовались для выделения тонких черт лица.

Глиняные формы, найденные в мастерской Фидия для аналогичной скульптуры, показывают, что первоначально она была построена там по частям — мастерская точно соответствует размерам внутренней целлы храма — и затем реконструирована на месте назначения. Деревянная центральная часть не могла быть полностью вылеплена, иначе формы для формирования внешних золотых частей были бы не нужны.

  Неоэкспрессионизм - исследование современного искусства экспрессионизма

Скульптура Зевса

Эскиз статуи Зевса в Олимпии (1904); Люкенбах, Х. (Герман), 1856-1949 , Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Наиболее подробный рассказ о греческом произведении искусства из древних источников можно найти в «Описании Греции» Павсания, написанном во втором веке нашей эры греческим исследователем Павсанием: Божество восседает на троне, сделанном из слоновой кости и золота. На голове у него гирлянда, напоминающая оливковые ветви. В правой руке он держит Победу, которая, как и скульптура, сделана из золота и слоновой кости; на голове у нее лента и венок. В левой руке бог держит скипетр, украшенный различными металлами, а птица, сидящая на скипетре, — орел.

Другие заметные черты: обувь бога также сделана из золота, как и его одеяние. Халат украшают вышитые изображения животных и цветков лилии. Его величественный трон инкрустирован золотом и драгоценными камнями, не говоря уже о слоновой кости и черном дереве. Трон Зевса, изготовленный из черного дерева, слоновой кости и золота и украшенный стеклом и драгоценными камнями, был украшен резьбой, изображающей широкий круг фигур греческой мифологии, многие из которых считались потомками Зевса.

Здесь есть Грации, Времена года, разнообразные Ники, амазонки, сфинксы и потомство Ниобы.

Руины мастерской скульптора статуи Зевса

Фотография 2005 года предполагаемой мастерской Фидия в Олимпии, где, как говорят, он создал хриселефантиновую статую Зевса, одно из семи чудес света; Alun Salt, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons.

Экраны между ножками тронов были расписаны братом Фидия Панаеном и изображали труды Геракла, Гипподамию со Стеропой и другие греческие сюжеты. Божество ставило свои ноги на подножку, изображавшую сценарий войны между Тесеем и амазонками. Статуя Зевса в Олимпии, трон и табурет были установлены на постаменте из черного элевсинского мрамора. Основание было украшено изображениями рождения Афродиты. Наконец, Фидий подписал основание, написав: «Фидий, сын Хармида, афинянин, создал меня».

Здесь есть Грации, Времена года, разнообразные Ники, амазонки, сфинксы и потомство Ниобы.

Как была создана статуя Зевса в Олимпии

Конечно, мы не знаем, как трудился Фидий, когда возводил эту статую. Более того, ученые не знают точных сроков его пребывания на Олимпе, но нам известны даты работы в Афинах для завершения статуи, заказанной Периклом: 447-438 годы, или девять лет.

Поэтому представляется правдоподобным, что работы в Олимпии продолжались сопоставимое количество времени. В чем мы можем быть уверены, так это в том, что он никогда не работал в одиночку; он всегда был руководителем команды, который контролировал работу ремесленников различных профессий.

Это подтверждают археологические исследования, проведенные в его мастерской, где были обнаружены артефакты многих работников. В этой мастерской, расположенной рядом с храмом, Фидий выполнял проекты. По этим чертежам он поручил краснодеревщикам изготовить различные части памятника, которые он собрал непосредственно в храме. Затем он изваял небольшие кусочки слоновой кости, которые он лепил и целью которых было наложение кожи на фигуру. Если в статуе Афины было просто открыто лицо, то в статуе Зевса — все тело, что делало усилия совершенно иного масштаба.

Итак, как создать огромную поверхность с помощью слоновой кости, которая представляет собой несколько жесткое вещество с узкими листьями? Можно развернуть листья, которые больше, чем срез, созданный в сердцевине, если правильно их разрезать. Листья нужно было разрыхлить, чтобы они потеряли свою жесткость, что и было сделано неизвестным способом. Известно, что после расслабления слоновой кости с ней можно проводить физические манипуляции, но процедуры расслабления отличаются от цивилизации к цивилизации и от эпохи к эпохе, и мы не знаем, что делали в Олимпии во времена античности.

Наконец, после того как пластины из слоновой кости были закончены, их предположительно склеивали и полировали, чтобы придать им блеск и скрыть швы. Одежда состояла из серебра или золота в форме тонких листьев, которым придавали форму, соответствующую изгибам дерева.

Качество работы было настолько высоким, что швы между панелями не были видны, что создавало впечатление, что статуя сделана из слоновой кости и золота.

Трон был расписан, а не покрыт слоновой костью или золотом. Несмотря на свое мастерство в живописи, Фидий поручил эту задачу одному из членов семьи, Панаену, который решил воссоздать сцены из мифологии. Судя по всему, эти моменты имели огромный успех. Тем не менее, мы понимаем, что на памятнике использовалось стекло, хотя эксперты расходятся во мнении о его назначении. Стекло было дорогостоящим материалом, который в то время был родом из восточного Средиземноморья.

  "Душа розы" Джона Уильяма Уотерхауса - подробный анализ

О храме

Этот храм выделялся среди других тем, что был самым длинным, самым широким и самым высоким из всех. Храм Зевса, каким мы его знаем сейчас, не был первым сооружением, построенным в этом месте. История Олимпии начинается в 8 веке до нашей эры, когда в 776 году до нашей эры были проведены самые первые Олимпийские игры. Первоначально, в VII веке, к югу от горы Кронос был построен храм, служивший культовым центром этого места.

Он был построен в дорическом стиле, но его деревянные колонны позже были перестроены на каменные. Следует отметить, что в этом античном храме исследователи обнаружили голову статуи Геры, жены Зевса и божества брака.

Статуя Зевса в Олимпии

Печать Зевса в Олимпии, статуя Фейдия из золота и слоновой кости в главном храме Олимпии. Статуя была высотой 12 метров и украшена росписью и драгоценными камнями; Quatremère de Quincy, Public domain, via Wikimedia Commons

В 5 веке до нашей эры элейцы одержали значительную победу над Пизой. В честь победы они решили построить новый храм вместо старого; именно с этим храмом связана скульптура Зевса. Элонс Либон создал ее в том же дорическом стиле, что и старый храм, но с использованием современных компонентов, включая известняк, покрытый штукатуркой.

Местонахождение храма

Олимпия была важным городом в античности; она существовала с протоисторического периода и совершенствовалась только до распада Римской империи. Он находился на западе Пелопоннеса, недалеко от береговой линии. Однако это был не приморский город; он располагался к востоку от реки Кладеос, в пышной долине Алфея. В Олимпии была построена инфраструктура для Олимпийских игр. В городе были стадион, театр и несколько храмов, самый значительный из которых, конечно же, был посвящен Зевсу.

Он был построен в дорическом стиле, но его деревянные колонны позже были перестроены на каменные. Следует отметить, что в этом античном храме исследователи обнаружили голову статуи Геры, жены Зевса и божества брака.

В 5 веке до нашей эры элейцы одержали значительную победу над Пизой. В честь победы они решили построить новый храм вместо старого; именно с этим храмом связана скульптура Зевса. Элонс Либон создал ее в том же дорическом стиле, что и старый храм, но с использованием современных компонентов, включая известняк, покрытый штукатуркой.

Руины храма в Олимпии для скульптуры Зевса

Руины храма Зевса в Олимпии, Греция; Michael Nicht, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Выбрав известняк, а не мрамор, удалось избежать всех проблем с поставками и транспортировкой, а твердость камня отлично подходит для прочности, но не для резки на обычные блоки или резьбы. Покрытие крыши, с другой стороны, было красиво отделано мрамором. Храм был закончен в 457 году до нашей эры. Он использовался для богослужений до 397 года н.э., когда римский император Феодосий издал указ, запрещающий политеистические культы и Игры. Он был полностью разрушен в 6 веке нашей эры в результате землетрясения.

Храм был забыт и покрыт многовековыми отложениями ила. Ричард Чандлер, который будет вести раскопки в течение шести лет, обнаружит место в 19 веке. С 1936 по 1966 год это место будет исследовано еще раз.

Описание скульптурного храма Зевса

Храм Зевса был традиционным по архитектуре в соответствии с древнегреческими стандартами. Он был прямоугольным и полностью окружен рядом колонн высотой 10 метров. Он имел восточный вход и двухскатную крышу высотой 22 м, образующую фронтон на переднем и заднем фасадах.

Статуя Зевса в Олимпии

Рисунок храма Зевса в Олимпии, автор Мауро Катеб; Мауро Катеб, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Два фронтона были богато украшены. На переднем был изображен Зевс в центре, окруженный изображениями гонок на колесницах, в которых, согласно легенде, Пелопс и Эннос боролись за руку Гипподамии. На заднем изображена борьба кентавров с лапитами. В центре западного фронтона восседает Аполлон.

Когда восходило солнце, оно проникало в вестибюль, камеру, использовавшуюся в качестве входа, и даже достигало Наоса в зависимости от времени года. имеет два ряда колонн, поддерживающих деревянный каркас.

Внутри храм имел два этажа, на верхний этаж вела винтовая лестница по деревянным галереям. Опистодом, камера позади святилища, в которой хранились подношения, располагался в задней части Наоса. Это закрытое для публики помещение было прекрасно украшено сценариями с участием Геракла и в настоящее время выставлено в Лувре в Париже. Пол храма был построен из массивных плит известняка, покрытых мраморными плитами.

  Христианское искусство - история христианского искусства и библейских картин

Семь чудес

Некоторые памятники древнего мира поражали людей со всего мира своей красотой, творческими и архитектурными амбициями, а также огромными масштабами, что позволило им занять место обязательных достопримечательностей для исторических путешественников и паломников. Когда такие авторы, как Каллимах Киринейский, Геродот и Антипатр Сидонский, составляли списки самых удивительных достопримечательностей древнего мира, семь таких памятников составили первый «список ведра».

Статуя Зевса в Олимпии была добавлена к существующему списку во II веке до нашей эры, но к тому времени она уже была хорошо известна.

Статуя была воспроизведена в скульптуре и изображена на вазах, гравированных драгоценных камнях и монетах, начиная с 4 века до н.э., в частности, на оборотной стороне серебряных тетрадрахм Александра Македонского и монет Элиды. Во II веке Адриан, римский император, продолжал использовать тот же мотив на своих монетах. Помимо этих сохранившихся изображений, существуют мраморные репродукции детей Ниобы с трона статуи.

Статуя Зевса в Олимпии, в свою очередь, привлекала посетителей со всего известного мира. Частные лица и города-государства жертвовали Зевсу деньги, великолепные скульптуры, бронзовые горшки, шлемы, щиты и оружие, в результате чего Олимпия стала живым символом греческого искусства и культуры. Многие города также построили сокровищницы — крошечные, но впечатляющие сооружения, в которых хранились пожертвования и повышалась известность города.

Феодосий I, христианин, постановил отменить все культовые практики, включая Олимпийские игры, и последняя Олимпиада была проведена в 393 году н.э., после 293 игр, длившихся более тысячелетия. После этого место и храм пришли в запустение, пока не были осквернены около 426 года н.э. в результате прокламации Феодосия II против языческих храмов, а затем полностью разрушены землетрясениями в 522 и 551 годах. Руины были постепенно погребены илом, который несла река Альфеус, поскольку ее маршрут со временем изменился.

Статуя, однако, не повторила судьбу храма, поскольку им суждено было разделиться и никогда не соединиться. Статуя неоднократно подвергалась реставрации: были заделаны трещины в слоновой кости, а под сиденьем, возможно, установлены опорные колонны. Римский император Калигула осмелился попытаться снять статую и привезти ее в Рим, но проект был оставлен после того, как огромный Зевс необъяснимым образом издал крик смеха и конструкция рабочих упала, согласно римскому историку Суетонию.

Следующим унижением стало похищение золотых деталей статуи римским императором Константином I. Наконец, в 395 году н.э. статуя Зевса была перенесена в Константинополь, где скульптура Зевса и храм были разрушены землетрясением в 6 веке н.э. У нас также есть отдельная статья о самых известных греческих скульптурах.

Согласно книгам историков Зонараса и Кедрона, скульптура была уничтожена пожаром в 475 году нашей эры. Каковы бы ни были фактические обстоятельства ее гибели, сохранившиеся рассказы древних писателей и манящие изображения в других старых произведениях искусства и на монетах — это все, что осталось от одного из чудес древнего мира, единственного, которое когда-либо искренне почиталось.

Статуя Зевса в Олимпии была одним из двух чудес, созданных греческим скульптором Фидием, и была установлена в массивном храме на западе Греции. Почти 12-метровая статуя, покрытая золотом и слоновой костью, изображала бога, восседающего на богато украшенном троне из кедрового дерева, украшенном черным деревом, слоновой костью, золотом и ценными камнями. Скульптура Зевса, на создание которой ушло восемь лет, получила высокую оценку за выражение небесного величия и доброты.

Часто задаваемые вопросы

Каковы символы статуи Зевса в Олимпии?

В отличие от предыдущих изображений Зевса, Фидий решил создать спокойного Зевса со сдержанной мощью. Ранее он часто изображался в ярости, сжимающим в руке вспышку. Цель художника заключалась в том, чтобы изобразить могущественного, но спокойного бога, уверенного в своей победе. Именно поэтому присутствуют определенные символы: триумф, схваченный в правую руку, корона из оливковой ветви, знак силы.

Что случилось с местом, где стояла статуя Зевса в Олимпии?

Место, где находится Олимпия, богато археологическими останками, но поскольку статую Зевса перед исчезновением перевезли, трудно обнаружить информацию о том, что там было. Однако раскопки за пределами святилища позволили обновить мастерскую Фидия в 1958 году. Там найдены характерные инструменты для резьбы. Здесь также были найдены реликвии стекольной деятельности, а также слоновая кость, полудрагоценные камни, золото, бронза, черное дерево, фрагменты янтаря, гипс и фигурка, на которой написано имя Фидия.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector